Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2020-08-21 66
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОМПЛЕКСНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

«Возможности без границ»

 (для детей с 3х до 7ми лет)

Срок реализации: 2019-2023 годы

Автор: Шуткина Наталья Олеговна, учитель-логопед

                  

Усинск, 2019 г.

Оглавление

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

Обоснование Программы.. 3

Сроки и этапы освоения Программы.. 6

Ожидаемые результаты.. 7

Критерии оценки эффективности Программы.. 12

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ.. 14

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется Программа. 14

Ключевые понятия, важнейшие законы, которыми оперирует Программа. 15

Основные принципы построения Программы.. 17

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.. 20

Основное содержание и механизмы реализации. 20

Формы организации образовательной деятельности. 30

Приемы, методы и технологии организацииучебно-воспитательного           процесса 38

План мероприятий. 44

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 60

Приложения

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование Программы

Цель и задачи реализации АОП для детей с ОВЗ (НОДА)

 

АОП рассчитана на пребывание ребенка с НОДА в общеразвивающей группе.

   Цель программы - создание условий для реализации внутреннего потенциала каждого ребенка с ОВЗ, создание системы комплексной помощи воспитанникам с ОВЗ в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования, коррекция недостатков в речевом развитии воспитанников, их социальная адаптация. 

   Задачи:

1. Создать ребенку с ОВЗ возможности для осуществления речевой деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного  развития.

2. Обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

3. Определить особенность организации коррекционно-логопедической работы в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

5. Создать условия, способствующих адаптации дошкольника с ОВЗ в среде сверстников и освоению им АОП.

6. Разработать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для ребенка с ОВЗ.

7. Оказать родителям (законным представителям) воспитанников информационную, консультативную и методическую помощи по вопросам развития и коррекции речи детей с ОВЗ.

Решение конкретных задач логопедической работы осуществляется при использовании комплексного подхода к воспитанию и обучению, тесному сотрудничеству и преемственности в работе всех специалистов (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), а также при участии родителей (законных представителей) воспитанников в реализации программных требований.

Сроки и этапы освоения Программы

Первый этап - аналитический, первое полугодие 2019-2020 учебного года:

- анализ диагностики детей с ОВЗ;

- анализ материально-технической базы

- выдвижение гипотез, определение целей, задач работы.

Второй этап - разработка проекта АОП – второе полугодие 2019-2020 учебного года:

- изучение методической литературы, опыта работы в разработке адаптированных образовательных программ;

- изучение направлений коррекционной работы с детьми с ОВЗ;

- разработка ИОМ.

Третий этап - внедрение программы - 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы:

- логопедическая работа с детьми с ОВЗ (НОДА) отработка моделей и технологий системы коррекционной и профилактической работы на логопедическом пункте с детьми с ОВЗ;

- методическое и организационное сопровождение,

- развитие педагогического творчества;

- сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников и социальными институтами.

Четвертый этап – итогово-диагностический - конец 2023 года:

- проведение сравнительного анализа результативности работы по всем направлениям программы.

Ожидаемые результаты

 

Планируемые результаты для каждого конкретного ребенка с ОВЗ прописаны в ИОМ в виде коррекционных задач на планируемый период.

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка с НОДА дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому в соответствии с особенностями психофизического  развития ребенка с НОДА, планируемые результаты освоения АОП предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры освоения АОП детьми младшего дошкольного возраста с НОДА:

- стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

- понимает речь, знает названия окружающих предметов и игрушек;

- проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями и подражает им;

- владеет простейшими навыками самообслуживания;

- стремится повторять за взрослым звукоподражания и односложные слова;

- охотно включается в продуктивные виды деятельности с учетом имеющихся ограничений манипулятивных функций;

- с удовольствием двигается с учетом имеющихся ограничений;

- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;

- понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

- пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов);

- произносит простые по артикуляции звуки;

- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;

- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

- прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; 

- узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов.

Целевые ориентиры освоения АОП детьми среднего дошкольного возраста с НОДА:

- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;

- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- использует различные виды интонационных конструкций;

- занимается доступным продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут);

- осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;

- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

- обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;

- выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

- выполняет общеразвивающие упражнения с учетом особенностей двигательного развития.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АОП детьми старшего дошкольного возраста с НОДА:

- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы);

- пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы;

- выполняет доступные движения и упражнения по словесной инструкции взрослых;

-  способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;

- понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

- пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

- произносит простые по артикуляции звуки;

- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;

- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;

- использует различные виды интонационных конструкций;

- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

- осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;

- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

- может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

- обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;

- выполняет общеразвивающие упражнения с учетом особенностей двигательного развития.

Для родителей (законных представителей):

- сформированная активная родительская позиция;

- повышение компетентности родителей в вопросах коррекционного развития;

- активное участие родителей в совместных обучающих занятиях;

- популяризация знаний о детях с ОВЗ, способствующих успешной социальной адаптации.

Для педагога:

- качественное освоение инновационных технологий коррекционно-логопедического направления в работе с детьми с ОВЗ (НОДА);

- повышение профессионального уровня;

- улучшение качества логопедической работы по обучению детей с ОВЗ (НОДА).

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата отличает наличие двигательного дефекта (характеризуется задержкой формирования, недоразвитием, нарушением или частичной утратой двигательной функции).

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, вызывающее нарушения двигательной и мышечной активности, зрения, слуха, речи и психики.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Дизартрия – это речевое расстройство, заключающееся в искаженном и затрудненном произношении слов или звуков, при этом заболевании формируется ограничение подвижности речевого аппарата в результате нарушения его иннервации из-за поражения центральной нервной системы.

 

Интернет – ресурсы

1. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ». - Режим доступа:http://edu-open.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование». - Режим доступа:http://www.edu.ru/

3. Проект ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – Режим доступа: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

Содержание коррекционно-развивающей деятельности по возрастам

Развитие импрессивной речи

- работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Учить понимать обобщающие слова;

- уточнять понимание личных местоимений;

- учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

-  учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

- учить дифференцировать формы единственного и множественного числа;

- воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова;

- формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.

Развитие экспрессивной речи

- развитие экспрессивного словаря;

- расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем;

- активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов;

- формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов. Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов;

- развитие фонематической системы речи;        

- воспитывать внимание к звуковой стороне речи;

- учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б] — [н], [м] — [т], [п] — [г] и т. п.;

- развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова;

- развитие фонетической стороны языка;

- формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха;

- развивать силу, динамику и модуляцию голоса;

- развивать подражание речевым звукам.

- активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф’], [в], [в’], [б], [б’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’];

- воспитывать правильный, умеренный темп речи.

Развитие словаря

- работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов;

- учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия;

- расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных;

- формирование и совершенствование грамматического строя речи;

- учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже;

- формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского рода в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия;  

- формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные;

- учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными;

- развитие просодической стороны речи;

- формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса;

- коррекция произносительной стороны речи;

- работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;

- формировать умение различать на слух длинные и короткие слова; - формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трех-

- сложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Развитие словаря

- уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;

- обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

- расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам;

- учить группировать предметы по признакам, их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия;

- расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами;

- учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам «Какой? Какая? Какое?», обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением;

- учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов;

- расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи;

- обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Развитие словаря

- расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

- учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными с суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов;

- обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами;

- обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными;

- обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Грамматический строй речи

- совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

- формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности;

- закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным;

- сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных;

- совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами;

План мероприятий

I квартал (октябрь, ноябрь)

Звуковая культура речи.

1. Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и].

2. Развитие длительного речевого выдоха на материале гласных и их сочетаний.

3. Развитие интонационной выразительности речи, модуляция голоса на материале звукоподражаний.

Лексика.

1. Формирование умения вслушиваться в речь.

2. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.

3. Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением.

4. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок.

5. Обучение пониманию двухступенчатых инструкций.

6. Формирование речи как средства общения. Воспитание потребности в речевом общении.

7. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда).

Развитие речевого общения.

1. Стимулирование детей к составлению и использованию в речи предложений из 2-3 слов.

2. Обучение договариванию за взрослым слов о словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Развитие мелкой моторики.

1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (4 части с горизонтальными и вертикальными разрезами).

2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках.

Звуковая культура речи.

1. Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного выдоха.

2. Развитие силы и динами голоса.

3. Пение гласных звуков [а],[о],[у],[и],[э], их слияний, слогов с согласными звуками [м],[п],[б],[д],[т],[н] + их мягкие варианты, звукоподражаний.

4. Активизация движений речевого аппарата.

5. Воспитание умеренного темпа речи.

Лексика.

1. Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных.

2. Закрепление понимания обобщающих понятий.

3. Активного усвоение глагольного словаря.

4. Развитие понимания грамматических форм речи: ед. и мн. число существительных и глаголов настоящего времени, предложные конструкции с простыми предлогами.

5. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметной картинам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

6. Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и

7. интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах.

8. Развитие словаря существительных по изучаемым тема м.

9. Формирование глагольного словаря за счёт активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов.

10. Пополнение словаря за счёт прилагательных (цвет, свойства, размер).

11. Введение в речь местоимений, наречий, числительных. Простых предлогов и союзы «а», «и».

Звуковая культура речи.

1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и плавного

2. длительного ротового выдоха.

3. Развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными.

4. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса.

5. Воспитание правильного умеренного темпа речи.

6. Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе

7. подражательной деятельности.

8. Активизация движений речевого аппарата.

Лексика.

1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и закрепление пройденного: закрепление и дифференциация ед. и мн. числа существительных и глаголов.

2. Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных предлогами НА, В, ПОД, ИЗ, ОКОЛО, ОТ, ЗА.

3. Обучение пониманию предлогов С-, БЕЗ-.

4. Закрепление обобщающих понятий.

5. Различение противоположных по значению прилагательных.

6. Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения.

7. Уточнение имеющегося словаря сущ. и его обогащение.

8. Формирование глагольного словаря.

9. Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качество предметов.

10. Обогащение активного словаря наречиями.

I квартал (октябрь, ноябрь)

Звукопроизношение

1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку -ку, га-га-га, гав-гав и т.д.

3. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики подготовить

4. артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции нарушенных звуков.

Лексика

1. Обобщить и расширить представления детей по данным темам.

2. Учить детей устанавливать простейшие связи.

3. Пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами.

Звукопроизношение

1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию

2. правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

3. Сформировать правильную артикуляцию нарушенных звуков и начать их автоматизацию.

4. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

Работа над слоговой структурой слова

1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.

2. Работать над односложными словами из закрытого слога.

Лексика

1. Обобщить и расширить представления детей по данным темам.

2. Учить детей устанавливать простейшие связи.

3. Пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по темам.

4. Развитие грамматического строя речи

5. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

6. Закрепить в речи простые предлоги: на – с, в – из, по.

Звукопроизношение

1. Продолжить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию

2. правильной артикуляции всех групп звуков.

3. Продолжить процесс автоматизации нарушенных звуков в речи у всех детей.

Лексика

1. Уточнить представления детей о признаках весны.

2. Расширить представления детей по каждой из тем.

3. Пополнять словарный запас детей.

Речевое дыхание

 Упражнения на повторение.

Фонематический слух

Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.

I квартал (октябрь, ноябрь)

Звукопроизношение.

1. Закончить формирование правильной артикуляции свистящих звуков.

2. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции шипящих звуков и звука [р].

3. Закрепить в речи чистое произношение поставленных звуков (проводить автоматизацию и дифференциацию звуков).

Лексика.

1. Оформить представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светов ого дня, холодных затяжных осадках.

2. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их существенным признакам.

Звукопроизношение.

1. Продолжать работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции шипящих звуков и звука [р] с помощью упражнений артикуляционной гимнастики (пассивной и активной) и логомассажа. 

2. Продолжать работу по автоматизации поставленных звуков в словах, предложениях, текстах.

Лексика.

1. Обобщить и расширить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы.

2. Уточнить и расширить представления детей о предметах окружающего мира и их назначении (о мебели, инструментах), их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны.

Звукопроизношение.

1. Закончить формирование правильной артикуляции шипящих звуков и продолжать формировать правильную артикуляцию звука [р].

2. Продолжать работу по автоматизации поставленных звуков в словах,

3. предложениях, текстах.

Лексика.

1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы).

I-II-III кварталы

1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, кубиками и строительным материалом.

2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическим материалом, мозаикой, шнуровкой, застежками.

3. Проведение пальчиковой гимнастики, пальчикового массажа.

4. Проведение физминуток в виде логоритмической гимнастики.

5. Формирование навыков разнообразных движений, развитие ориентировки в пространстве, координации движений.

I квартал (октябрь, ноябрь)

Звукопроизношение.

1. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков у детей.

Звукопроизношение.

1. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков у детей.

Звукопроизношение.

1. Закончить автоматизацию всех звуков у детей.

Развитие навыков фонематического анализа.

1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твёрдых – мягких и звонких – глухих согласных, в выделении звука из слова.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.

2. Гаврючина Г.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» -М. Сфера 2008 г.

3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – М.,1977.

4. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 1997.

5. Игнатова Л.В., Волик О.И., Кулакова В.Д., Холюкова  Г.А. «Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах» - М. Сфера 2008г.

6. Ипполитова М.В., О детях с церебральным параличом// Дети с отклонениями в развитии: Метод. пособие/ Сост. Н.Д. Шматко. - М., 1997.

7. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей/ 2 -е изд., перераб. и доп. - М., 1993

8. Калижнюк Э.С. Психические нарушения у детей с церебральным параличом в поздней резидуальной стадии// Медицинская реабилитация и социальная адаптация больн х с детским церебральным параличом: Руков. для врачей. -Ташкент, 1979.

9. Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» - М. Мнемозина 2004г.

10. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, М., Академия. 2001

11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М., 1997.

12. Мастюкова Е.М. Ипполитова М.В., Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. – М., 1985.

13. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений: Метод.пособие. Сост. И.А. Смирнова / Под ред. Л.М. Шипицыной. – Спб., 1995.

14. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2008

15. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учеб -метод. пособие для логопедов и дефектологов. - СПб., 2007.

16. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Программа занятий, упражнения и дидактические игры «Я и мое здоровье» - М. Школьная Пресса 2008 г.

17. Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. - М.,Гном и Д 2004.

18. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. - 2005. - № 1.

19. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001.

 

Приложение 1.

Паспорт

Логопедического кабинета

 

Краткое описание

В логопедическом кабинете Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска (далее – Кабинет) предусмотрено 1 рабочее место педагога и 5 рабочих мест для занятий с детьми.

По оснащению средствами обучения и оборудованию Кабинет отвечает основным положениям, изложенным в методических рекомендациях Министерства Образования и науки РФ (Об организации работы логопедического

пункта общеобразовательного учреждения: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г).

Площадь Кабинета – 14 м².

В Кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитанниками Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска (далее – Детский сад).

Помещение Кабинета условно поделено на зоны:

1. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются столы с зеркалом с источником дополнительного освещения.

2. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:

- материалы по обследованию речи детей;

- методическая литература по коррекции звукопроизношения;

- методическая литература по преодолению ФНР, ФФНР;

- учебно-методическая литература по обучению грамоте;

- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);

- занимательное игровое обеспечение логопедических занятий: настольные игры (лото, пазлы и т.п.) игрушки, карандаши др.;

- оборудование, способствующее формированию речевого дыхания;

- оборудование, способствующее развитию слухового внимания

- оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.

3. Зона ТСО (технических средств обучения). Ноутбук с подбором программ по коррекции звукопроизношения.

4. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшете возле


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.