Дополнение. 18 пунктов – «что реально помогает» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Дополнение. 18 пунктов – «что реально помогает»

2020-08-21 79
Дополнение. 18 пунктов – «что реально помогает» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эти пункты не были озвучены в беседе «С чего начать христианскую жизнь», части упоминались в лекциях цикла «Разноголосица мыслей».

1. Хранить мир любой ценой. Если мир теряешь, все валится из рук. Если внутри мир есть, как-то можно ситуацию нести.

2. Чтобы мир хранить: стараться не ругаться, вопросы по возможности решать мирно. Если все же поругался, мириться с человеком, просить прощения у Бога.

3. Если поругался так, что «выбило из седла», плакать пред Господом пока мир не вернется.

4. По возможности, не давать мыслям запутаться. Духовные моменты неразрешимые –обсуждать с духовными, производственные – с опытными в производстве (но все равно – ведущая линия – на основе духовной стези).

Если одна-две нерешенной мысли в голове – еще можно нести. Но если их больше, они затягиваются в клубок, все это «хозяйство» накладывается на усталость – взрыв.

5. Исповедь, причащение. Это то, что реально дает «спустить пар». Ум проясняется.

6. Искать ответы, толкать в двери – советоваться, вчитываться – рано или поздно набирается объем пониманий, на основе которого ситуация видится начинает с иной стороны. Какой-то выход видится, ситуация перестает восприниматься как монолитная глыба кошмара.

7. Если в основе поведения лежат «коды», почерпнутые из Евангелия и духовных авторов, то со временем ситуация выводится на какой-то конструктив. Если основываться на светских данных, надежда со временем испаряется, – тупик непролазный.

8. Общение, природа. Иногда и духовное, и телесное – все вместе срастается в незабываемые дни. После Причащения – встретиться с близкими. Совместная трапеза, прогулка. Активность. Какая-то полнота. Если бы не было Причастия – было бы не так насыщенно, чего-то бы не хватало. Мы не духовные люди – если одно духовное, то и уныние может быть.

8. В момент трудности кажется: так будет всегда. Сама мысль о изменении кажется невозможной. Но со временем многое меняется.

9. Трудности даются, как можно предположить, чтобы человек что-то понял, к чему-то пришел. Если урок усвоен, ситуация рассасывается. Если человек упорствует – усугубляется.

10. Ершистый ум, лжеименный разум. Ум, заточенный ТВ и прошлой жизнью под ершистые реакции. С годами при духовной работе (беседа «С чего начать христианскую жизнью») эта ершистость преодолевается. И там, где раньше виделось одно страдание, открываются ранее неопознаваемые перспективы (беседы цикла «Разноголосица мыслей»).

11. Помнить и стараться помнить всегда: незаметно человек может входить в измененное состояние сознания (ИЗС). Понять, что ты провалился в ИЗС очень сложно. Исходя из ИЗС человек видит все аспекты своей жизни с трагических и угрожающих углов.

Вхождение в ИСЗ совершается по мере того, как человек переступает через какие-то черты, невидимые снаружи черты, но видимые совестью. Закон: пока сознание в облаке нельзя ничего предпринимать, как бы оно логичным ни казалось. Закон: если в сознании открылся поток тревожных мыслей, не дать уму входить в этот поток и обдумывать эти мысли иначе они начнут «думать умом» (цикл лекций «Обращение к полноте», раздел 4; четвертая часть статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе – и о депрессии)» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2043/ и ответы, упомянутые в аннотации; эта часть является расшифровкой 75 беседы одноименного цикла).

12. Вопрос о ИЗС в чем-то сходен с вопросом о паталогических влечениях. Оба решаются по мере целостного выстраивания мировоззрения и духовной жизни. Целостного – потому что все цепляется за все.

Если нет мира внутри, человек начинает искать какие-то развлекающие варианты, потом разочаровывается в них. Унывает от потраченного времени. Как во время неконструктивной активности, так и во время уныния подлинного развития личности нет, не формируются структуры, на основании которых он мог бы хоть как-то сопротивляться разрушительным влечениям. По сути, любая страсть – паталогическое влечение, подчиняющее, подавляющее все прочие стороны жизни человека. В каком-то смысле этого слова, прочие, конструктивные стороны, должны быть активированы. Речь идет о пути, образе жизни. С чего начать? С Таинств. С исповеди, с причастия. Причем помнить, что в исповеди реально благодать может подать ослабление от действия страсти. Также: начать формировать способность преодолеть паталогическое влечение. Не можете преодолеть главного влечения? Какое можете? Можете преодолеть желание осудить кого-то. Если преодолеете это желание, начнется формироваться навык, который впоследствии может пригодиться и в обуздании главного влечения. Не осуждать, соблюдать посты, какое-то свое правило молитвенное хотя бы и минимальное держать. Если ничего этого нет, и Вы – чадо ТВ и смартфона, то Вы беззащитны окажетесь перед саморазрушительными, как их нынче называют, «драйвами» (ответ «Любовная зависимость, зависимые отношения (также – о зависимом отношении в целом)» (https://castbox.fm/vb/187304941)).

13. Если непонятно, что делать, то можно оглянуться: если испытываем к кому-то неприязнь, кого-то не можем простить. Нужно успокоиться в отношении этого человека, простить. Бывает, – трудно, требует усилий. Достигается не вследствие того, что что-то подумали. Результат определенного пути. Вследствие появления навыков. И на основании тех навыков, которые вырабатываются при стремлении успокоиться в отношении этого человека, меняется видение мира, становится понятным, что делать дальше. Если кто-то закрывается в отношении одного человека, то сознание деформируется и в отношении других людей (цикл лекций «Обращение к полноте», пункт 1.4; о гневе – в третьей части статьи «Обращение к полноте: становление личности как путь к преодолению зависимого поведения» и лекции «Гнев: причины возникновения, последствия развития, пути преодоления»).

14. Многое в жизни не понять сразу: смерть ребенка, почему – катастрофа, как общаться с «трудными» людьми, как понять и простить их. Некоторые вопросы не схватываются напрямую рассудком, что-то можно (эта мысль есть у многих авторов) только пережить. Например, трудно объяснить на словах милосердие Божие. Но если человек будет в жизни милостив, будет стремиться, духовно расти, то на каком-то этапе он непостижимым образом ощутит это знание в своей душе. В окружающей нас жизни много аналогий (учеба, например), комментирующих ту идею, что только движение вперед, формирование новых представлений и расширение опыта способно подвести нас к пониманию тех закономерностей, на основании которых существует мироздание. Воцерковляясь, двигаясь к новым рубежам своей духовной жизни Вы однажды с очевидностью поймете (переживете это знание как часть свое личности) то, что непонятно сейчас (лекции цикла «Разноголосица мыслей»; часть 2.1 статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты»).

15. Многие спасаются именно через болезни. Становятся добрее, отбрасывают наносное. Мы входит в вечность с тем состоянием, которое во время земной жизни в себе воспитали. Скорби словно шкуркой счищают с нас наши страсти, которые, если не будут преодолены, будут грызть в вечности. Чтобы спасти, Господь и дает скорби. Если человек начинает смиряться сам по жизни, то и внешняя ситуация может измениться. Поэтому, если ситуация стала невыносимой, – сразу смиряться, самому сбить «ржавчину» с души, иначе ее придется сбивать внешним обстоятельствам. А еще лучше не давать «ржавчине» образоваться: соблюдать режим, понуждать себя, не держать зла на других, «обнулять» зло в душе. Трудно? Но это делание – легче, чем – нести последствия распада: депрессии, психозы, неспособность сопротивляться паталогическим влечениям (см. главу «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании “на кончиках пальцев”)» во второй части статьи «Преодоление зависимого поведения», отдельное название второй части «Родственникам, близким»).

16. Во время даже самой непроглядной тьмы (ИЗС и реальные трудности) рядом может оказаться решение. Стоит только смириться, Господь этого ждет. Смириться – это не бездействие, не утрата воли, оно имеет общий корень со слов «мир» (души). При апатии и слабости человек не может испытывать мир души. Понять, что такое смирение и как его достичь – см. пункт 15 (третья часть статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)»).

17. Когда все рушится, и «почва» в ментальном и физическом плане уходит из-под ног – плакать перед Господом. Понятно, что раз пункт «плакать перед Господом» включен в перечень, речь идет не о «кродильих слезах» (от обиды, или от того, что тебя «обошли» или на тебя внимания не обратили). Плакать перед Господом – по мысли отцов – делание. В нём в нем – источник радости и бесстрашия. Как это бывает, см. пункт 15. Словно в бушующее мере за секунду до потопления бросается канат, который сам прирастает к рукам. Когда ужас вот-вот разорвет сознание как порыв вихря – облако, вдруг нисходит тишина «велия» (пункты 66–68 второй части цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря»; некоторые пункты циклов «Зазеркалье», «Разноголосица мыслей»).

18. Один духовник говорил: Если человек прощает врагов, исполняет евангельские заповеди и оставляет свое, чтобы сделать дело ближнего, то есть подсказка по жизни (то есть так обстоятельства складываются, что «нить из лабиринта» окончательно не теряется из руки; глаза могут упасть в нужное время, в нужном месте, на нужные объекты (см. пункты 7b–8e из цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря»; текстовые ответы «Выбор жизненного пути. Жизненный путь. О выборе дальнейшего пути (молодому семинаристу)», «Семья. Выбор невесты»).

 

Приложение

 

[1] Святитель Василий Кинешемский о постепенном воспитании и укреплении души: «Для человека немощного, мирского трудно жить постоянным устремлением к Богу. Это требует непрерывных усилий и хорошо дисциплинированной воли, ибо житейские мелочи постоянно стремятся овладеть сознанием и вытеснить оттуда всякую мысль о Боге. Бороться с этим напором постоянно, каждую минуту, не отступая ни на шаг, часто не под силу обыкновенному человеку, не искушенному в духовной борьбе. Церковь это знает и потому, оставляя в распоряжении человека для его житейских дел шесть дней в неделю, требует от него лишь один день особых усилий, чтобы ему вырваться из будничной сутолоки и напряжением духа хотя бы ненадолго подняться на очищающую и освящающую высоту. Это мудрая педагогика. Когда разумный воспитатель обучает своих питомцев гимнастике, он всегда на первых порах сильное напряжение чередует с продолжительными периодами отдыха: иначе легко надорваться. Так и в духовном воспитании: подъем духовных сил в день праздника сменяется длительным духовным ослаблением будней и потому легко выдерживается даже слабым, начинающим христианином. Так мало-помалу воспитывается и укрепляется душа. Прежде чем бегать, надо научиться ходить» [cм. толкование на главу 3, ст. 1–6 из книги святитель Василия, епископа Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»].

 

Примечания:

 

[1] «Лествица», Слово 26, параграф 71

[2] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Выпуск первый

[3] Сокологорская Д. Функциональная неграмотность

[4] Рафаил (Нойка), иером. Живя мя по словеси Твоему. Духовные беседы / Пер. с англ, иером. Доримедонта (Литовко). СТСЛ, 2015.

[5] «Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь». Беседа с православным священником Игорем Зыряновым, в прошлом пастором пятидесятников.

[6] «Если ты идешь в Церкви к Богу, то найдешь Его». Беседа с православным армянином Аркадием Рамазяном

[7] Курсовое сочинение архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени»

[8] См. параграф 150 из наставлений преподобного Антония Великого, помещенный в первом томе книги «Добротолюбие»

 

 

Тип: Соловецкий листок


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.