Срыв и измененное состояние сознания — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Срыв и измененное состояние сознания

2020-08-21 104
Срыв и измененное состояние сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О измененном состоянии сознания см., к примеру, в цикле лекций «Обращение к полноте», в разделе четвертом «В системе [ложных мыслей]». Вопрос также разбирался в лекциях циклов «Зазеркалье», «Разноголосица мыслей», «Преодолеть отчуждение» (в 1-ой и 2-ой частях).

Здесь должен вырабатываться уже другой навык. Когда начинается «мозгодерка», обычно все кругом становятся виноваты: патриархи, епископы, президенты. «Что же это такое? Почему у нас в церквях такие службы?» А на самом деле всё началось с чего-то другого. Здесь должен действовать другой навык, как только начинается «мозгодерка», нужно эту ситуацию оставлять на какой-то короткий период времени, как только эти мысли начинают роиться в голове, человек должен успеть вовремя спохватиться и не дать этому ропоту развиться, тогда еще можно эту ситуацию завершить как бы без боя.

Но если человек этим мыслям и ропоту поддакнул: «Да, да, да, всё точно так. И епископы, и патриархи, и президенты…» Его выносит в «открытое море», и два-три дня его, можно сказать, «полощет». Очень хорошо было показано в фильме «Маугли». Мартышки украли Маугли. Балу и Багире нужно «раскочегарить» питона Каа. Питон лежит, он спокоен, его ничего не волнует. Они начинают к нему приставать: «А вот эти мартышки называли тебя «земляным червяком». Он: «Что? Как они называли? Земляным червяком?» А они продолжаю, доводя его до ярости: «Да, да, земляным червяком!».

И также мы спокойно сидим, и ничего нас, кажется, не беспокоит, всё хорошо. И вдруг появляется в голове мысль: «А что это соседи? Что они себе позволяют?» И всё, и пошло, и поехало. Опять же, епископы, патриархи, президенты, так сказать, все в одну «мясорубку». И мы уже носимся по квартире, в принципе, как питон Каа.

И когда мы идем на исповедь, мы уже понимаем, в чем нам исповедоваться. Это будет уже не формальная исповедь, не просто результат, что поругались, а для нас станет понятна причина, связанная совсем с другими моментами, и потихоньку мы начинаем осознавать, что в нашей жизни нужно изменить, чтобы ушли последствия. Тогда начинается процесс развития.

И также, если есть какая-то доминирующая страсть: у одного – социальные сети, у другого – гнев, у третьего – блуд, у четвертого – обжорство, то в идеале доминирующую страсть надо, если священник готов на исповеди слушать, разобрать хотя бы в двух словах, в чем конкретно она проявилась. Например: меня остановил человек, который хотел что-то спросить по делу, но я вспыхнул.

Когда мы доминирующую страсть более внимательно исповедуем, у нас появляется ресурс сопротивления, и мы начинаем эту доминирующую страсть видеть, узнавать ее подходы, как она в нас врывает. Можем уже начать ей сопротивляться. Если даже общая исповедь или все по бумажечкам быстро, на самом деле, она нас уже из колеи не выбьет. Если у нас был момент подготовки, то мы, даже говоря несколько слов, знаем, что подразумеваем под этими словами. И Господь знает, что за этим стоит духовная работа, поэтому никакого чувства ущербности у нас не будет. Но такого не произойдет, если человек работы никакой дома не проводит, и для него покаяние – это только исповедь раз в неделю, а покаяния в течение дня у него нет.

Конечно, если мы в течение дня совершили то, что нанесло нам рану, не надо ждать вечера, можно просто Иисусову молитву прочитать сразу, подразумевая, что Господь знает, в чем нас миловать. Говорить про то, что нас выбило из колей, можно своими словами. Даже на некоторое время отойти из рабочего стола, тгде нас никто не увидит, и обратиться своими словами, тогда наступит облегчение.

Опять же, всё дается только по вере. Есть же люди верующие в аутотренинг и самовнушение. У тех, у кого был до обращения ко Христианству опыт психологических практик, на самом деле понимают, что самовнушение имеет свои очень узкие границы, оно не может реально помочь. Особенно показательно, когда человек пытался сам себя успокоить, в чем-то убедить, но успокоить не получается. Обратился к Богу и тут раз – тишина.

Если мы будем креститься, не веря ни во что, и призывая святых, не верить, что они живы, ничего не поможет. «Чтобы маловерное сердце, – объясняет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – не помыслило, что крест или имя Христово чудесно действуют сами по себе, а не Христом, – эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа Господа и не поверю от сердца во все то, что Он совершил нашего ради спасения» (из книги «Моя жизнь во Христе»).

Если у человека было интенсивное покаяние в течение дня и вечером, эта связь с Богом постоянна. Если она в чем-то нарушалась, человек ее восстанавливал и, соответственно, у него есть определённый ритм духовной жизни. И когда он приходит на исповедь, пусть она и короткая, – это один из эпизодов интенсивной духовной жизни в течение недели, и нет повода расстраиваться.

Исповедь – это Таинство, где человеку подается благодать Святого Духа. Смоделировать исповедь самому, вне Таинства, у человека не получится. Если человек никак связь со Христом не поддерживал, покаяния не было, а все покаяние ограничивается исповедью, то, конечно, если на исповеди ему не дали времени высказаться, он тогда остался совсем без всего.

 

Механизм страстей

 

Святоотеческое учение о страстях очень согласуется с данными нейрофизиологии, с учением академика Ухтомского о доминанте. Доминанта – это очаг в коре головного мозга, переадресующий к текущему очагу все электромагнитные импульсы, возникающие в сознании, и тормозящий прочие отделы коры головного мозга. Что такое переадресация импульсов? Например, честолюбивый человек, который поет на клиросе и считает, что у него самый красивый голос на приходе, слышит перешептывание других.

Что человеку покажется? Что либо завидуют его красивому голосу, либо обсуждают. Или мы замечали, что человек так или иначе начинает связывать события окружающей жизни со своим текущим ярким переживанием. На этом могут быть основаны различные бредовые системы, которыми человек себя мучает.

Например, случилась смерть родственника, и человек потом начинает подтягивать все события окружающей его жизни: либо это должно было произойти, либо в этом был какой-то сокровенный смысл. В реальности, эти события могут быть не связаны, но, находясь в этом очаге, у нас меняется восприятие. Нам трудно предположить, что по естественному свойству вещей все впечатления связываются с текущим нашим переживанием. Таким образом развивается страсть.

Например, человек гневливый все, что ему не скажут, переработает в таком русле в «труху». Скажете ему о хорошем человеке – он найдет, как перевернуть хорошие слова, узнает, что человек пожертвовал в больницу деньги, – значит, «проворовался, деньги отмывает». А человек, у которого любовь стала текущим очагом, самым главным, знает, что у других есть недостатки, но он все воспринимает с положительной точки зрения.

Когда люди все время говорят: «Живи позитивно, мысли позитивно», это абсурдное изречение, потому что эгоисты могут мыслить позитивно только путем словесной акробатики. Человек, у которого появилась любовь, смирение и терпение, ему не надо учиться мыслить позитивно, это происходит естественно. Все текущие импульсы переадресуются к главным текущим очагам, и всё воспринимается сквозь образы красоты и любви. Например, беспризорник, хулиган, который у всех вызывает только ужас и отвращение, может вызвать у него сострадание. У такого парня не было воспитания, никто ему не помог, и он может с этим мальчиком вступить в контакт по-человечески, и мальчик откликнется.

Вследствие понимания механизма формирования страстных навыков приходит понимание, как бороться со страстями-доминантами. У нас может быть несколько доминант. Например, доминанта рабочая, когда, вроде, еле-еле плелись от усталости, а добрались до любимой работы – завелся внутренний двигатель, и продолжаем напряженно работать в одном режиме. Когда же возвращаемся домой, начинаем существовать в другом режиме, рабочая доминанта уходит опять в архивы памяти. Дома мы должны вести себя по-иному. Так тренер по боксу едет на соревнования, где у него активизируется бойцовская доминанта. Кстати, на ринге очень хорошо видно, что такое доминанта. Если по дороге еще можно было думать, заплатил ли за газ или за свет, то, когда вышел на ринг, таких мыслей не может быть. Если спросить, сколько у него задолженность за газ, за свет, возможно, он и сможет ответить, но думать об этом явно не будет, потому что все внимание сейчас сосредоточено на поединке. Но когда он возвращается домой, если не сумеет доминанту переключить, то семья будет несчастна, потому что он будет наказывать детей. Нужно уметь эту доминанту спрятать, в «чемодан запаковать» и убрать, и включить доминанту «любящего отца». Это ни в коем случае не шизофрения, не разрыв. На самом деле, например, старая школа бокса в Советском Союзе предполагала интеллигентность, в хорошем смысле слова. Сейчас многие секции бокса и рукопашного боя развивают звериные инстинкты в человеке. Хотя существует и сейчас очень хороший русский рукопашный бой, где стараются привить именно духовный стержень, отсутствие страха. Отсутствие страха – не просто не боятся, потому что страх – часть инстинкта самосохранения, но не бояться кризисной конфликтной ситуаций, так как те же навыки рукопашного боя дают человеку возможность не сразу ввязываться в бой, попытаться разрешить мирном путем, спокойно, рассудительно.

Возвращаясь к нашей теме доминант, они лежат у нас в архивах памяти, и мы их можем часто переключать. Например, святые отцы не рекомендуют уходить в отшельничество людям, которые не победили страсти, потому что страсти могут быть запакованы в чемодан, но они никуда не исчезли, просто нет повода для их обнаружения. И человек, живущий в избушке на опушке, где его никто не дергает, думает, что он человек неплохой. Но эти страсти продолжают дальше питаться, расти, и когда тебя просто тронут, такие драконы повыскакивают, что ты «мама» не успеешь сказать, они тебя уже скушают. Один монах думал, что всё так плохо, потому что его другие люди дергают. Ушел, стал жить отдельно, у него упал кувшин, он его поставил, он снова упал, он прогневался на него, взял и разбил.

Мы гневаемся, что дверь не так быстро открылась или чайник не так быстро закипел, и все от раздражительности. Надо понять общий закон, что когда доминанта в таком пассивном состоянии, ее никак не поддеть и не зацепить. Когда она пришла в движение в ситуации с ближним, она вышла на поверхность сознания, и начинает наш мозг вращать в определенном направлении: все кругом, кажется, неправильным. Тогда надо осознавать, что если человек поддастся этому движению, начнет поддакивать внутренним мыслям, то все, что он сейчас сделает в момент действия доминанты, запишется.

Также, как у человека, приходящего на секцию рукопашного боя, записываются удары, которые он отрабатывает. А когда он вернется домой, будет заниматься с сыном, эта бойцовскя доминанта уйдет в чемодан, и человеку будет казаться, что никаких навыков у него нет, потому что в них нет нужды, и они не «выпячиваются» в твоем сознании.

Если бы все наши знания были активны в сознании, мы бы сошли с ума. Поэтому бойцовские навыки уходят, но когда на человека на улице нападут с ножом, все проявится снова. Также может быть и с гневом, он уходит, и ты кажешься себе неплохим человеком, но тебя обозвали, и все «драконы» повыскакивали вновь, и если им поддакнуть, то по прошествии ситуации, мы снова отправим доминанту в чемодан, но в следующий раз она вернется к жизни уже более обогащенная, в плохом смысле этого слова, теми впечатлениями, которые сейчас мы в нее вложим. Если мы поругались, то доминанта придет более сильная.

Поэтому насколько неправильны многие психотерапевтические методики, которые нацеливают человека выплескивать гнев на каких-то кукол или на «листки гнева». Даже если вы пытаетесь виртуально выместить гнев в компьютерных играх, какой в этом смысл? Сейчас в вас действует доминанта гнева – ударить другого человека, неважно, рвете ли вы листки или переадресуете гнев на другой объект. Важно, что вы с яростью дальше развиваете текущую доминанту гнева. Вы не тормозите эту доминанту, а на каком-то этапе это приведет к тому, что ваш гнев настолько зашкалит, что вы и человека ударите. И важно не сколько просто тормозить одну доминанту, а скорее развивать противоположную. Как говорил академик Ухтомский, и в этом смысле он похож на святых отцов, бить в лоб доминанту очень трудно, потому что доминанта обладает определенным свойством, когда все возникающие в сознании импульсы способствуют усилению текущего очага. То есть в момент возникновения ярости сама попытка ее заглушить может привести к ее усилению. «Да, что глушить, если он, действительно, скотина такая!» Поэтому здесь более перспективно воспитание другой доминанты, противоположной.

Так страсти не столько побеждаются, не просто мы их глушим, а усмиряем через воспитание добродетелей. Если любовь станет сильнее, то гнев сам собой сойдет на нет. То есть, когда мы молимся за обидчика, даже со слезами, то доминанта гнева начинает ослабевать. И действует закон, когда всплывает доминанта, все, что мы сделали в русле страсти или против нее, все записывается. Если боролись, даже если не справились, ничего не получилось, всё равно прогневались, накричали, но хоть какие-то усилия предприняли, она все равно, хоть чуть-чуть, но ослабилась. Здесь не нужно бояться, что не получилось. Мы снова, придя на исповедь, будем говорить, что прогневались, накричали, но за счет той борьбы, которая была, доминанта хоть немного, но ослабнет. Когда она снова выйдет на поверхность сознания, она будет состоять не из 99 пунктов, а из 98 с половиной, а через год – из 95.

Она постоянно может завинчивать вас в одном направлении, вы же должны развинчивать в противоположном. И на каком-то этапе с Божией помощью то другое направление, которое вы дадите себе, укрепится и станет вашим рабочим состоянием. И с годами, глядя на тех же самых людей, которые сейчас вызывают приступы ярости и агрессии, вы перестанете себя специально убеждать, что надо прощать, эти мысли будут рождаться сами. Если вы работаете, боретесь со своей яростью, гневом, то люди, которые раньше казались монстрами, будут вызывать уже совсем другие переживания.

Молитва схиигумена Саввы: «Господи, крестом Твоим удали от меня страсть неприязни. Помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня Твоими святыми молитвами». Когда у нас появляется мысль ярости на счет кого-то, мы направляем свой мозг в другое русло. И так потихоньку начинается работа по пересозданию себя.

О страстях сквозь призму учения А.А. Ухтомского о доминантах, см. в третьей части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения». Здесь же см. о гневе.

Также о преодолении гнева, обиды см. цикл «Обращение к полноте», пункт 1.4 «Гнев, осуждение, обида», более подробно – в отдельной лекции «Гнев: причины возникновения, последствия развития, пути преодоления».

 

Здесь можно подытожить письмом одного эзотерика. На сайте Соловецкого монастыря есть «Пастырская страничка», в ней подраздел «Соловецкий листок», где в статье «Преодоление травматического опыта. Часть 1» приводится его письмо. В его записках мы видим, что он был очень гневливым, блудливым, яростным человеком, и он описывает, как постепенно начал меняться и к чему пришел, в том числе, слушая и лекции про доминанту.

В разделе «Соловецкий листок» есть статья о развитии монашества «Теория созависимости и некоторые принципы развития личности». В этой статье в главах: «Нейрофизиология и любовь», «Услышать голос другого», вкратце приведено учение академика Ухтомского о доминанте через призму святых отцов.

Также: Раздел «Пастырская страничка», «Беседы о проблемах личности», лекции «Две доминанты» (есть расшифровка лекции).

Есть цикл лекций «Обращение к полноте», пункт 1.4 «Гнев, осуждение, обида». Также в «Беседах о проблемах личности» есть вкладка «Отдельные темы», там более подробная беседа о гневе – «Гнев: причины возникновения, последствия развития, пути преодоления».

 

Связь с Христом

 

Если подытожить, мы должны понимать, к чему должны быть направлены все наши усилия, и если мы не понимаем главной цели, то все усилия рассыпаются в никуда. Главное – это связь со Христом. Например, возможно, кто-то считает, что для бойца главная задача – победа, но не всегда нужно победить, иногда следует постараться уйти от конфликта. Я знал человека, который серьезно занимался боевым искусством, назревала серьезная драка, он перехватил руку, занесенную для удара в лицо, мягко отодвинул в сторону и сказал: «Может не надо?» Те люди сразу как-то сжались. Они увидели с какой скоростью удар был перехвачен, как был отведен в сторону. Они просто поняли, что человек, миролюбиво сказавший «может не надо?», никак не испугался, понимая, что градус конфликта повысится и сейчас начнется драка. Если человек с такими реакциями и навыками перейдет в атаку, то он сможет показать гораздо больше. И тогда приходит понимание, что, может быть, действительно не стоит и начинать.

Даже если мы зададимся одной целью – хотя бы остаться в поединке на ногах, то сколько для ее осуществления необходимо выработать навыков: развить чувство дистанции, скорость, разработать мышцы и связки. Так и наша главная цель – сохранить связь со Христом, но нужно хотя бы однажды ее ощутить, а не всем это удалось. Так одна девушка, которая не была христианка, но очень хотела прийти к вере, решила, доверившись Церкви, провести весь Великий Пост, как проводят его христиане. Она постилась без веры во Христа, но ближе к Пасхе вера в ней проснулась, и она эту связь со Христом обрела. Если человек эту связь почувствовал, дальше начинается непрестанный процесс обучения: стоит качнуться в сторону, вступить в конфликт – и связь потеряна, она тут же ослабла, ты уже ее не чувствуешь. Тогда ты начинаешь понимать, что для ее восстановления надо помириться с человеком.

В Священном Писании святые отцы указывают направление, в каком следует мыслить. Если ты сейчас начнешь гневаться, роптать, то утратишь равновесие, не восстановишься, надо сначала помириться с человеком. Если попросили прощения, но не успокоились, значит, просить прощения – мало, надо сделать в ответ что-то доброе. И в какой-то момент мы почувствуем, что эта связь восстановилась и что благодать вновь вернулась в нашу жизнь. И так мы запоминаем какой-то алгоритм действий. Подтверждение этому алгоритму мы находим в Священном Писании по отношению ко врагам. Просто человек, который никогда не боролся с гневом, не в состоянии понять, зачем надо любить врагов. А человек, который пытался выйти из внутреннего ощущения ада, избавиться от депрессии в душе, понимает, что по-другому не выйдет, и человека, с которым ты поругался, нужно принимать как самого себя, как свою душу, свою жизнь, иначе не получится успокоиться.

Конечно, есть люди лукавые, с которыми необходимо соблюдать дистанцию. Такие могут и оказываемое добро использовать во зло. Но в целом враги становятся друзьями, бывает, самые настоящие хорошие отношения, которые могут образоваться даже после какого-то конфликта. То есть внутренняя боль от конфликта, от разрыва такова, что преодолеть ее люди могут только в противоположном усилии, в усилии друг к другу. Они познакомились, попили вместе чай, и у них завязываются какие-то хорошие отношения. И, соответственно, человек понимает, что нужно научиться общаться с людьми, чтобы эту связь со Христом сохранить. Сколько существует разных людей, у всех разные характеры, разные запросы. Какую мудрость нужно приобрести даже в отношениях с самыми ближними.

Подробнее о связи с Христом см. третью часть статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», главы «Связь с Христом», «Связь с Христом, дополнительный афферентный комплекс и акцептор действия».

Также часть 4.1 статьи «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», главу «Связь с Христом и Точка опоры».

 

Пост, питание

 

О посте есть еще раздел ниже по тексту.

Нужно научиться и правильно питаться, не в смысле диеты, а чтобы было достаточно сил, но и палку не перегибать. Нужна и определенная меры сна, чтобы высыпаться, но и не нежиться, потому что если ты будешь нежиться – ослабнет твоя связь со Христом. Связь со Христом может существовать, когда наша душа к этому способна, готова, и в ней присутствует какое-то здоровое напряжении. Соответственно, чтобы эта связь существовала, нужно переработать весь круг своей жизни, и тогда жизнь становится интересней, она постоянно наполнена правильными целями. Люди пытаются себе эти цели найти, чтобы жизнь была интересной, но цели часто бывают фиктивные. Например, выучить язык, но на каком-то этапе все равно начинается уныние, потому что ты понимаешь, ну выучил ты пятый язык, получил третье высшее образование, а дальше что? Но если мы каждой книгой стараемся развить какую-то область нашей жизни, в которой все направлено к главной цели, тогда нам становится интересно читать. Это и называется, в принципе, трезвение, когда у человека есть внутри ощущение полноты жизни, и на фоне такой полноты, грех становится уродлив. Если же у человека полноты жизни нет, для него грех – хоть какая-то отдушина. Вкусно поесть, поблудить, поругаться, напиться, пойти подраться, все-таки отпуск прошел не зря, что называется. Люди где-то на вышках в Сибири работали, нефть качали, зарплаты большие, приезжают в Москву, им надо побыстрее напиться, чтобы с драками, чтобы было, что вспомнить, когда снова 11 месяцев на работе.

Если у человека идет интенсивная внутренняя жизнь, она где-то и трудна, но радостна, потому что мы ощущаем, что наша жизнь не стоячее болото. С другой стороны, современные люди на приходах считают, что жизнь станет радостнее, когда они от всего избавятся, от поста, например. «Благословите меня не поститься», «благословите меня это не делать». Кажется, что всё станет легче, станет радостнее, но когда становиться легче, понимаешь, что это стоячее болото, где ничего не происходит. Бывает, что кто-то нарушает пост по болезни, но, как говорил Паисий Святогорец, если нужно что-то съесть, съешь, только попроси у Бога прощения, и Господь тебя простит, только не пытайся снизить планку поста, не пытайся обмануть.

Например, человеку после операции требуется творог для восстановления переломанных костей, тогда он может заранее определить себе меру: съедать на завтрак 200 гр. творога со сметаной, на обед – мясо или рыбу, а ужин сделать постный. Опасен же хаос, когда человек ест и не может остановиться. Такой человек всегда будет в печали, в апатии, и когда у него будут рождаться мысли уныния, он не сможет сопротивляться. Человек же, который постится, может как-то внутри себя регулировать свои переживания.

 

См. первую часть статьи «Объедение: Что делать, когда ничего не могу с собой поделать?».

Ответ «Пост и вопрос про отступление от поста»

Ответ «Пост. Зачем нужен пост»

О значении поста в деле преодоления наркоманической тяги см. в разделе «Пост» в статья «Две доминанты»

 

О значении поста в деле преодоления предпосылок на основании которых человек становится открытым для охваченности неуправляемыми состояниями – в ответе «Любовная зависимость, зависимые отношения (также – о зависимом отношении в целом)»

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.