Уныние и противостоящая унынию полнота жизни. Трезвение — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Уныние и противостоящая унынию полнота жизни. Трезвение

2020-08-21 98
Уныние и противостоящая унынию полнота жизни. Трезвение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О трезвении как делании, о полноте жизни и целостном изменении ее см. к примеру в лекциях цикла «Разноголосица мыслей».

О унынии см. в первой части лекций «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)» и в одноименной статье (несколько частей).

И мы не отдаем себе отчета, что уныние, как можно понять из наставлений преподобного Нила Синайского («Добротолюбие», том 2, см. в его наставлениях разделы «О печали», «О унынии»), – это венец всех страстей. Эти страсти нас дергают, наша душа не может постоянно прибывать в Боге, в покое, ее тревожат то зависть, то обжорство, то печаль, что-то грызет, скребет. И, соответственно, уныние может победить только человек, который все добродетели потихонечку в себе реализовал. Так человек борется с завистью, с обжорством, с гневом, и душа приходит во внутренне состояние покоя. Так ты идешь по улице, чувствуешь вкусные запахи, но знаешь, что уже кушал и скоро снова трапеза, тогда проходишь спокойно, они тебя не выдергивают.

Так и не задевает обидное слово, сказанное в твой адрес. И возникает возможность вести ровную радостную жизнь, радость, которая основана не на внешнем, а на внутреннем. И тогда вся информация, которую мы читаем из книг, находит свое нужное место, потому что все увязывается вокруг этой главной цели – связи со Христом. И таким человеком даже невозможно управлять, невозможно ему навязать какое-то чуждое ему желание. Например, «купите 2 платья, а третье мы вам подарим», а у женщины и так много платьев, но она размышляет, что если третье бесплатно, то, может, стоит купить два этих? Или вы заходите в магазин, а там бесплатно вторая пачка кофе. Вы бы кофе никогда не купили, возможно, он и некачественный, зачем он вам нужен? Но то, что вторая пачка бесплатно, или вторая бутылка дешевле на вас действует. Себестоимость же бутылки лимонада почти нулевая, для компании, которая этот лимонад производит, снизить наполовину себестоимость бутылки ничего не значит. У них и так максимальные сверхприбыли. Но для вас, если вы увидели половину стоимости, значит, надо успеть купить и выпить этот лимонад.

Соответственно, нет привязки к реальной жизни, а человек, у которого есть какая-то внутренняя устойчивость успевает задуматься: «Мне этот кофе, лимонад нужны? Если не нужны, то, даже за половину стоимости, зачем покупать?» Нужна будет юбка – найдет себе юбку нужного покроя, из нужного материала. Так же и с сим-картами – купите одну, вторая – бесплатно. Получил вторую сим-карту или вторую пару очков, первая пара была тебе не нужна, но ты купил первую, потому что вторая бесплатно. В итоге, ищешь, кому подарить вторую или забрасываешь ее в ящик стола, и она там постоянно мешается. Беспокоишься, как бы не потерять вторую сим-карту, и получается какая-то ерунда.

Человеком, у которого есть трезвение, управлять в принципе невозможно. Поэтому тоталитарные структуры православие ненавидят. Православие дало человеку опору, на основе которой он мог самостоятельно выстраивать какую-то жизнь. К сожалению, у нас ушло понимание, что связь с жизнью – это связь со Христом. Это на самом деле не противоречит учению Серафима Саровского. Просто надо понимать в чем суть. Связывать свою жизнь со Христом, стремясь к добродетелям, побеждая страсти, мы входим в некоторое внутреннее состояние, которое забираем с собой в вечность. И вот на эту схему накладывается учение Серафима Саровского. Он говорит: «Цель жизни – это стяжание Святого Духа». Потому что без Святого Духа победить страсти мы не можем, а благодать Святого Духа формирует в нас состояние, которое мы возьмем в вечность.

Опять же, если человек стремится только к стяжанию Святого Духа, без Христа, то это получается сродни какой-то наркомании. Человек, по мысли одного миссионера, буквально становится зависим даже от Причастия. Надо понимать, что люди причащаются, чтобы оживить свою связь со Христом. А некоторые люди прочитали, что Причастие – это положительные эмоции, радость, мир, любовь. И они идут к Причастию, чтобы испытать радость, мир, любовь, Христос им как бы и не нужен. И такие люди через некоторое время отпадают от Церкви, потому что потом начинается полоса скорбей. Человек должен свою верность Христу доказать тем, что он проходит какие-то испытания, а к испытаниям человек не готов.

Или, например, люди, которые позанимались в группе «анонимных алкоголиков», ищут высшую силу, которая вернет трезвомыслие. Считается, что «анонимные алкоголики» становятся прихожанами. Знакомые мужчина и женщина, которые руководили такой группой, говорили, что это неправда. Такие люди приходят в храм искать только трезвости, и Христос по сути им не нужен. Они на каком-то этапе могут ходить в храм, участие в приходской жизни помогает бросить пить, но, опять же, начинается полоса искушений, и люди отпадают. Среди «анонимных алкоголиков», которые приняли православие, в храмах в основном остаются только люди семейные, которые привыкли жертвовать своим «я».

У некоторых духовных авторов есть мысль, в период неофитства, когда человек, только обращается к Богу, ему Господь обильно дает благодать, как святым (очень интересно о том пишет протоиерей Владимир Воробьев в статье «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство»).

 

Мысли протоиерея Владимира по теме и иные мысли на ту же тему приводятся во второй лекции цикла «Горение сердца» есть расшифровка лекций

Святым – как результат их подвига, новоначальным же Господь дает тот же объем, чтобы вчерашний атеист понял, что духовный мир на самом деле существует. Есть Бог, Он слышит твои молитвы. Так и в период младенчества мама носит на руках и кормит из сосочки, а если всю жизнь человека носить на руках, он никогда не научится ходить. Малыша ставят на пол, он протестует, хочет к маме на ручки, но всю жизнь на ручках провести невозможно. Мама тебя поддержит, когда ты будешь падать. И христианина ставят на землю, если еще вчера он сутками молился, то сейчас и молиться не хочется, и посты приелись. И в это время ты должен доказать свою верность Христу. Человек, который связи со Христом не ищет, а ищет только благодати, он этого периода выдержать не может. Потому что положительные эмоции прекращаются, начинается сухость, может быть даже многолетняя. Даже у кого-то была фраза, что молиться с сухостью – кровь проливать. Некоторые люди говорят: Я могу молиться, только когда идет.

Это неправильно, потому что сегодня у тебя идет молитва, тебе радостно, а завтра тебя направят в лагерь или катастрофа произойдет или что-то еще. У тебя будет упадок, уныние, тогда ты сможешь найти опору только в молитве. А если ты привык молиться, только когда тебе хорошо, то ты молиться не сможешь.

Есть известная фраза, что друзья познаются в беде. Все хорошо дружат, когда есть бутылка водки на столе и когда много денег. А когда знакомый попал в тюрьму, надо собирать передачку, есть риск, что тебя могут принять за сообщника. Соответственно, человек, который привыкает, даже если ему не хочется, молиться, он себя понуждает. Этот человек имеет все шансы из уныния выйти, он постоянно пытается свой «двигатель машины» завести, даже если на улице мороз, но ты его заводишь, постоянно толкаешь, и когда-то двигатель затарахтит. Представляете, на морозе у вас двигатель встрял, а ты говоришь: «Нет, я на машине ездил, все хорошо», и никак не заводите. Конечно, он промерзает и дальше, а потом совсем уже никак не заведете. Поэтому и с сухостью мы продолжаем искать связи со Христом.

Для педагогической цели нам бывает нужно пройти период оставления благодатью, и христианам нужно пройти этот период. Так Софроний (Сахаров) объяснял в своей книге «Старец Силуан», что в первый период христианской жизни кажется, что Бог ближе к тебе, чем собственная рубашка. Все твои просьбы исполняются мгновенно. Потом наступает момент, когда Бог отдаляется и становится дальше, чем самые далекие звезды». И человек вопиет к Богу, что же это творится, а Бог как бы не слышит, небо молчит. В этот период усугубляется все на работе, все начинает рушиться, и главное, небо молчит. И только потом человек понимает, что на самом деле Господь был всегда рядом, просто Он вел человека по каким-то тропам, давал ему пути, чтобы сформировать его как личность.

«Сначала человек привлекается к Богу даром благодати, и когда он уже привлечен, тогда наступает длительный период испытания. Испытывается свобода человека и его доверие к Богу, и испытывается, подчас, «жестоко». В начале обращения к Богу и малые и большие, едва высказанные просьбы, обычно скоро и чудесно исполняются Богом; но когда наступает период испытания, тогда все изменяется, и небо словно закрывается и становится глухим ко всем молениям. Ревностному христианину все в жизни становится трудным. Отношение к нему людей ухудшается; его перестают уважать; что прощается другим, ему не прощают; труд его, почти всегда, оплачивается ниже нормы; тело становится легко подверженным болезням; природа, обстоятельства, люди – все обращается против него. При всех естественных дарованиях, не меньших, чем у других, он не находит применения им. Ко всему этому он терпит многие нападения демонических сил. И последнее, самое тяжкое и несносимое страдание – Бог оставляет его. Тогда страдание достигает своей полноты, ибо им поражен весь человек во всех планах своего бытия. … Но когда пройдут эти испытания, тогда увидит человек, что непостижимо чудесный Промысел Божий внимательно хранил его на всех путях».

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.