Гибридно-языковые модели постмодернизма (МАРХИ 70-80-е годы) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Гибридно-языковые модели постмодернизма (МАРХИ 70-80-е годы)

2020-08-20 121
Гибридно-языковые модели постмодернизма (МАРХИ 70-80-е годы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2.4.1 Предпосылки возникновения языка постмодернизма

Бумажная архитектура

К моменту расцвета Бумажной архитектуры «будущее» стало уже настоящим, тем не менее, вопреки ожиданиям о всеобщем счастье, оно принесло ряд разочарований и негативных эмоций. Вот почему «бумажное» творчество стало своеобразным бегством от не приносящей радости советской действительности в солнечный беззаботные миры, сформированными ярким воображением талантливых, идущих в ногу со временем людей.

Главная особенность Бумажной архитектуры заключалась в сосредоточении выразительных средств изобразительного искусства, зодчества, литературы и театра и других творческих видов деятельности. При широком ассортименте жанров и творческих движений, большая часть «бумажных» проектов имела одно значимое сходство – архитектурный язык: так, пояснительная записка представлялась в виде литературного эссе, в проект вступал человек – «главный герой», настроение и характер атмосферы передавались изображениями или комиксами. В целом все это воплощалось в своеобразном увраже, творческой работе станковой живописи или графики. Сформировалось еще одно течение концептуализма со свойственной ей комбинацией визуальных и вербальных средств. К тому же, Бумажная архитектура была связана не столько с параллельными формами концептуального искусства, сколько являлась, по сути, одной из разновидностей постмодернизма, заимствовав как его визуальные образы, так и иронию, «знаки», «коды» и прочие «игры» ума.

Название «Бумажная архитектура» появилось неожиданно – участники выставки 1984 года, организованной редакцией журнала «Юность», взяли в качестве идеи фразу, актуальную в двадцатом веке, известную в негативном оттенке. Название сразу приобрело популярность, потому как оно включало в себя сразу два смысловых значения. Во-первых, все проекты были представлены на бумаге (тогда как ранее архитекторы предпочитали другие материалы). Во-вторых, это были концептуальные архитектурные проекты, которые не предполагали реализации ввиду своей утопичности.

Бумажная архитектура – это проекты, которым не суждено было выйти за пределы ватманов. Их осуществимость усложнялось недостатком средств (в том числе финансовых и технических), технической сложностью, масштабностью или другими цензурными соображениями. Человеком, основавшим данное направление принято считать Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Несмотря на то, что ему принадлежит строительство лишь одного сооружения, Пираннези известен благодаря своей серии гравюр с изображениями действительной и вымышленной архитектуры.

В России данное понятие связано с концептуальным течение в архитектуре конца двадцатого века, а также с кураторской деятельностью архитектора и коллекционера Юрия Аввакумова. В СССР молодые специалисты-архитекторы принимали участие во многочисленных интернациональных конкурсах, организуемых западными архитектурными журналами.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет исторический диалог проектов советских концептуалистов и итальянских классиков архитектурной фантазии. В экспозиции представлены 80 произведений архитектурной графики знаменитых мастеров XVII–XVIII веков Джованни Батиста Пиранези, Джузеппе Валериани, Пьетро Гонзага, Франческо Градици, Джакомо Кваренги, Маттеуса Кюсселя, Джузеппе Бибиены, а также ведущих художников советского архитектурного концептуализма – Юрия Аввакумова, Михаила Белова, Александра Бродского и Ильи Уткина, Дмитрия Буша, Тотана Кузембаева, Юрия Кузина, Михаила Лабазова, Вячеслава Мизина, Вячеслава Петренко, Андрея Савина, Владимира Тюрина, Михаила Филиппова, Андрея Чельцова, Сергея и Веры Чукловых [13].

Итальянский архитектор Джакомо Кваренги сумел в полной мере применить свои навыки и умения в России. В возрасте 35 лет Кваренги прибыл в «Северную Столицу» России по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Еще в первое десятилетие своего пребывания в России архитектор построил Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском селе, здания Эрмитажного театра и Академии наук. Квинтэссенцией всего творчества Кваренги петербургского периода стала летняя резиденция графа Александра Андреевича Безбородко. Павильон-руина был не только изысканным объектом созерцания, но и тонкой интеллектуальной игрой с пространством и временем. Образы далекой античности, перенесенные по воле заказчика на берега Невы, позволяли посетителям парка на мгновение почувствовать себя жителями счастливой Аркадии, являя сложенную в камне иллюстрацию к крылатому латинскому выражению «Et in Arcadia ego» («И я был в Аркадии»).

 

2.4.2 Архитектурный словарь постмодернизма

- Абсурд - нечто алогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.

- Актор - действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других.

- Бессознательное - совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.

- Бумажная фантазия, Бумажная архитектура.

- Гротеск - вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

- Деконструктивизм – направление в архитектуре, для него характерны отступление от классических форм, визуальная усложнённость и асимметричность, изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в облик города.

- Дискретность - свойство, противопоставляемое непрерывности.

- Дискурс - речь, процессы языковой деятельности и предполагающие их системы понятий.

- Замещение – замена чем-то синонемичным.

- Игровой принцип - Понимание игры как основного организующего принципа всей человеческой культуры в ее глобальности

- Ироничная архитектура

- КИЧ - суррогат композиции, произведение искусства, в котором художественные ценности в значительной мере подменяются или вытесняются спекулятивными, утилитарными, прагматическими.

- Коммуникации - принятый в исследованиях термин, которым обозначают операционные системы, повседневно обеспечивающие единство и преемственность человеческой деятельности.

- Контекстуализм - это системный взгляд на развитие и поведение, последователи которого утверждают, что данные процессы всегда реализуются в некотором специфическом физическом и социокультурном контексте.

- Метарассказ - социально активные дискурсивные акты-тексты, получившие благодаря действующим в конкретную эпоху на уровне идеологии этико-аксиологическим установкам значение культурного базиса.

- Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

- Нарратив - самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.

- Пародия - это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения.

- Пастиш - вторичное художественное произведение, являющее собой имитацию стиля работ одного или нескольких авторов.

- Пафос

- Персонаж – действующее лицо.

- Ретроспективизм - направление в архитектуре, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох.

- Семантика - смысловое значение единиц языка.

- Симулякр - «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности.

- Сингулярность - обозначает единичность, неповторимость чего-либо — существа, события, явления.

- Синтаксис - строение и функциональное взаимодействие различных частей речи

- Средовой подход - трактует как отношение человека к среде и среды к человеку

- Сценарии – прописанная основа каких-либо последовательных действий.

- Урбанизм - направление в градостроительстве, утверждающее необходимость создания и развития больших городов. Иногда применяется как символ градостроительства в целом.

- Футурологическое проектирование

- Цитатное мышление - побочный результат общетеоретических представлений структурализма и раннего постструктурализма с их установкой на принцип интертекстуальности, в свою очередь оформившейся в философско-теоретическом плане как постулат смерти субъекта, а при анализе конкретного художественного произведения — как постулат смерти автора.

- Шизофренический язык – язык направленный сломать, разрушить традиционную структуру знака, подвергнуть сомнению его способность репрезентировать обозначаемое им явление или предмет, доказать принципиальную недостоверность, ненадежность этой функции знака.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.