Гибридно-языковые модели авангарда (ВХУТЕМАС 20-30-е годы) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Гибридно-языковые модели авангарда (ВХУТЕМАС 20-30-е годы)

2020-08-20 164
Гибридно-языковые модели авангарда (ВХУТЕМАС 20-30-е годы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1.1 БАУХАУС – ВХУТЕМАС: взаимодействие культур

Середина 20 века стала пиком для такого направления как конструктивизм. Именно в этот период конструктивизм был определен как отдельное творческое движение. Первостепенными задачами данного течения являлись: формирование современного творческого объединения и становление точной и развернутой теоретической идеи архитектурного конструктивизма.

Отдельное внимание стоит уделить центрам формирования творческого архитектурного конструктивизма. История столичной архитектурной школы (позднее архитектурный факультет Московского Училища живописи, ваяния и зодчества) насчитывает 3 «бунта», участниками которых стали именно студенты. Активистские движения привели к значительным изменениям в созидательной направленности обучения. В результате первого «бунта», ориентированного против академической эклектики и стилизации и датируемого 1915 годом, к преподаванию пришли в 1917 году представителей «живой классики» (в первую очередь И. Жолтовского). Следующий «бунт», противоборствующий неоклассике, привел к возникновению на архитектурном направлении в 1920 г. двух новаторских центров (Обмаса во главе с Н. Ладовским и мастерской И. Голосова и К. Мельникова). Последний же «бунт» вел метафоричную борьбу с «формализмом» психоаналитического метода Ладовского и поверг к возникновению на архитектурном факультете конструктивистского центра-мастерской А. Веснина.

Советская архитектурно-художественная школа предусматривала подготовку обучающихся в рамках нескольких специализаций: гражданское строительство, промышленное строительство, градостроительство, интерьер и внутреннее оборудование зданий, сельскохозяйственное строительство. Помимо прочего, в рамках обучения предполагалась и художественная подготовка. Основным предметом от начала и до конца обучения являлся предмет архитектурного проектирования; включая как планирование простых сооружений, так и проектирование сложных общественных, промышленных зданий и их градостроительные комплексы.

ВХУТЕМАС оказался первостепенным очагом создания новой концепции российского образования и творческого развития. В качестве основополагающей цели данный образовательный институт предусматривал «обучение художников-мастеров высшей степени для индустриальной сферы, а также подготовку инструкторов и преподавателей в структуре профессионально-технического преподавания», это и отмечено в Постановлении Совета Народных Комиссаров о Мастерских, скрепленном подписью В.И. Лениным в конце 1920 года. В согласовании с данным Распоряжением СНК, «на подготовительный курс при мастерских в первую очередь принимаются рабочие, причем никакой специальной подготовки для поступления на этот курс от них не требуется».

В течение двух лет (начиная с 1920 г.) на факультете постепенно складывались три течения, с различными творческими видениями и представлениями о преподавании. В этом списке можно назвать следующие: академические мастерские, объединённые левые мастерские (сокращенно «Обмас») и мастерская «экспериментальной архитектуры». Представителями первой значились: И.В. Жолтовский, И.В. Рыльский, А.В. Щусев, Э.И. Норверт, В.Д. Кокорин, Л.А. Веснин и некоторые другие. В числе объединённых левых мастерских принято отмечать следующие личности: Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский и Н.В. Докучаев, а И.А. Голосов и К.С. Мельников состояли в качестве участников мастерской «экспериментальной архитектуры». Спустя несколько лет сформировалась и мастерская А.А. Веснина. Участниками данной группировки стали некоторые бывшие представители двух выше названых мастерских («академических» и «новаторских»).

К 1923г. во ВХУТЕМАСе сформировалась двухуровневая система подготовки. В течение первых двух лет осуществлялось развитие направления пропедевтических образовательных дисциплин. По окончании прохождения подготовительного курса будущим архитекторам полагалось пройти пропедевтическую подготовку в рамках основного отделения, предусматривающего такие дисциплины как «Цвет», «Объем», «Пространство» и «Графика». Пропедевтические образовательные предметы и сформированное на их базе Основное отделение играют особую роль в системе методов обучения во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. Непосредственно данные дисциплины поспособствовали преобразованию самостоятельных факультетов в единое учебное заведение, в рамках которого и сложилась одна из первых в двадцатом столетии дизайнерских школ. Уже после прохождения главного отделения студенты могли выбрать один из восьми факультетов: полиграфический, скульптурный, архитектурный, керамический, текстильный, живописный, факультеты по обработке дерева и металла.

Достижением художественной подготовки является создание универсальной системы пропедевтических дисциплин, получившей впоследствии развитие в архитектурной и дизайнерской педагогике в разных странах. ВХУТЕМАС отличали широкие связи с зарубежными художественными школами, в особенности со школой  БАУХАУС (Германия), происходили обмены профессорами и методиками преподавания.

100 лет назад Вальтер Гропиус и его коллеги по школе Баухауз предложили свою систему образования. В её основе лежало и новое представление о профессии архитектора, которое казалось даже более важным, чем новации педагогические. Современное архитектурное образование меняется, но насколько сильно? Готово ли оно как, в 1920-х годах, предложить новое понимание профессии? [BR] В 1919-м году начала работу новаторская для своего времени школа, предлагавшая альтернативу привычной системе архитектурного и вообще художественного образования. Баухауз своей главной целью основателя школы провозглашали не обучение студентов специальности, а воспитание нового человека способного спроектировать все от ложки до города.

В школе Баухауз система образования строилась на 3 кругах. Первый круг подготовительный курс. Он длился шесть месяцев и знакомил обучающегося с такими базовыми терминами как «пропорция», «масштаб», «ритм», «свет», «тень», «цвет», давал возможность преодолеть все шаги, включая элементарные упражнения с необходимыми материалами и средствами. Концентрическое строение образовательного процесса предполагало, что познакомившись уже на первых порах с основными элементами проектирования и технологии, студент сумеет оценить будущую деятельность и выбрать, что ему ближе. В завершении этапа подготовки все обучившиеся переходили в мастерскую, которую выбирали самостоятельно. В такой мастерской студент должен был обучаться как ремеслу, так и проектированию. Как правило, такое обучение организовывали два разных преподавателя. После трёхлетней подготовки в мастерских обучающий проходил экзаменационное испытание, которое проходило под контролем руководителей и Советом мастерских. Студенту вручали диплом, после чего он мог прекратить обучение. Третий круг – строительство. Данный этап предполагал настоящую практику на всевозможных строительных работах, практические упражнения и эксперименты с современными стройматериалами, занятия по черчению и инженерному делу, а также проектированию. Студенты, успешно прошедшие финальный курс, приглашались в команду трудящихся в сфере промышленности. Некоторые из них становились архитекторами-практиками, а другие частью преподавательского состава Баухауза.

Идея основополагающего стиля Баухауз в том, что все в пространстве должно быть функциональным, простым и современным. Изделия бытовые и промышленные, помимо качества, должны обладать такими свойствами как эстетическая оформленность, приемлемая стоимость и максимально возможное удобство в эксплуатации. Провозглашенная концепция синтеза искусства и техники стала главной идеей стиля. Главный лозунг: «Красота не живет без пользы». В качестве главенствующего принципа деятельности выпускника Баухауса обозначали объединение творчества и ремесла, образцом которого стало архитектурное дело. В этой школе строительства превозносили идеал геометрических форм. В дизайне высокую оценку получало смешение различных приемов и техник.

Эти три источника педагогического творчества слились в одну специфику, чтобы стать основой МАРХИ.

Перед тем как обучающийся официально станет студентом МАРХИ, ему полагалось надлежащим образом пройти подготовительный этап по рисунку. Этот элемент является еще одной неотъемлемой старой традицией школы. Эта традиция сложилась на факультетах архитектуры, скульптуры и живописи ВХУТЕМАСа. Подготовка по рисованию была организована в форме воскресных студий. Цель осталась прежней - подготовить учащихся к вступительным экзаменам и научить их профессиональным языкам архитектуры. Подготовительные курсы основываются на пространственном академическом рисунке карандашом, черчении и макетировании.

Первые два года - ни что иное как необходимые степени общей подготовки. Во время первых лет учебы фокус в подготовке был в основном на следующие дисциплины: рисование, живопись, композиционное моделирование и скульптура. Такая традиция восходит к школе живописи, скульптуры и архитектуры XIX столетия, когда обучающимся следовало проучиться столько же «общих» этапов. Эти два года дают им более глубокое понимание творческого процесса. Следующие два года являются фундаментальными: освоение студентами знаний по конструкциям, технологиям, истории и экономике. По истечению второго года обучения будущие специалисты должны выбрать по желанию студию архитектурного дизайна, которая определит специализацию их учебы на ближайшие три года. В соответствии с их выбором, студенты распределялись между руководителями образовательного института, где ребята продолжали обучение в течение следующих трех лет [8].

 


2.1.2 Архитектурный словарь Авангарда

-  «Победа над солнцем» - футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности.

- Автоматическое письмо - процесс (или результат) письма, который предположительно является результатом бессознательной деятельности пишущего. Используется как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма.

- Архитектон - супрематическая архитектурная модель, объект пространственного супрематизма К.С. Малевича.

- Башня Татлина

- Беспредметное искусство - абстрактное искусство. Инструментарий художника: цвет, линия и форма.

- Горизонтальный небоскреб – футуристичный проект Эля Лисицкого.

- Коллаж - приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.).

- Конструктивизм – направление в искусстве, архитектуре и тд. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

- Кубофутуризм – понятие, соединившее в себе кубизм (использование подчёркнуто геометризованных условных форм, в основном в живописи) и футуризм (культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим).

- Левая живопись - новейшие западноевропейские и русские течения живописи, которые радикально разорвали с традиционной живописной формой и обратились к поискам новой формы (такие течения, как дивизионизм, пуантилизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм и ряд других).

- Лубок (комикс) - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

- Монументальное искусство

- Перфоманс - форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.

- Плакат - разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Лист плаката содержит броское изображение и броский заголовок или призыв

- Планочный (брусковый) шрифт – это шрифт c мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам. Такие шрифты отличаются небольшим контрастом между толщиной основных и соединительных линий или полным его отсутствием.

- Повтор

- Проекционный театр/ театр теней

- Проун - визуальная концепция выхода плоскостного супрематизма в архитектуру, созданная Элем Лисицким.

- Реалистический манифест

- Супрематизм - Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. 

- Типографика - искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки.

- Утопия - изображение идеального общественного строя в прошлом или воображаемом будущем (ухрония), либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране (гетеротопия), либо как социальных преобразований, ведущих к воплощению идеала в жизнь.

- Фактура

- Функционализм - направление в архитектуре, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).

- Футуризм – направление в искусстве и архитектуре, отражающее мечты о будущем, стремление создавать окружающие предметы с использованием новейших технологий, преклонение перед прогрессом и его достижениями.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.