Гибридно-языковые модели неоклассики (МАРХИ 30-50-е годы) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Гибридно-языковые модели неоклассики (МАРХИ 30-50-е годы)

2020-08-20 129
Гибридно-языковые модели неоклассики (МАРХИ 30-50-е годы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.2.1 Предпосылки формирования языка неоклассики

Советский неоклассицизм середины прошлого столетия сформировался как преодоление конструктивистских методов двадцатых годов. В собственном формулировании он основывался на традициях существования классицизма.

Этапы становления российского классицизма как отдельного архитектурного направления и в широком понимании историко-культурной парадигмы демонстрирует, что некоторые новшества все-таки допускались, ассимилировались спустя какое-то время к условиям и обстоятельствам и преподносили уже как традиция. Следует отметить, что Россия уже на тот момент была готова к «традиционному» (архитектурному) наследию в свойственной западной «палладианской» интерпретации.

Если смотреть со стороны архитектуры, то, очевидна последовательность дореволюционного неоклассицизма. Она велась теми же создателями, теми же специалистами в области архитектурного дела, которые всерьез задумывались о глобальном перепроектировании «Северной Столицы» страны в послеимперский период (И. Фомин, И. Жолтовский, В. Щуко). Эти люди называются в данном контексте не столько как представители и активисты «второй волны классицизма», но как люди, отважившиеся реабилитировать и вернуть настоящую архитектурную «утопию», возникшую на восходе прошлого века.

Многогранность советской архитектуры середины двадцатого века с самого начала ставила перед собой цель вернуть главные направления и принципы в неоклассической архитектуре 1910-1920-х годов «русской классической» (И.А. Фомин, искусство в контексте моделей столичного, русского классицизма начала девятнадцатого столетия) и «ренессансной» (возрожденческой, И.А. Жолтовский («палладианский ракурс» направления), В.А. Щуко), а также совсем молодой архитектуры эклектической (А.А. Щусев - прежде работавший в «неорусском» модерном направлении).

Среди архитектурных установок можно перечислить следующие:

1) ордерная структура формообразования, в которую входило пять ордеров (дорический, ионический, коринфский, композитный и тосканский). Данная система была сформулирована А. Палладио в шестнадцатом столетии. «Палладианство» как еще одно, узконаправленный термин архитектурного классицизма в Европе и России отражается знаковой ролью А. Палладио в оформлении, структуризации и популяризации древней архаической традиции;

2) геометричность, предусматривающая симметричность, лаконичность (борьба с линиями и излишествами барокко);

3) иерархичность в композиции и градостроительстве (акцентирование на разные по степени важности элементы, подчеркивание наиболее приоритетных элементов (фасад, окна которого выходят во двор);

4) тектоничность (иллюзорная статичность, в сооружении можно отметить ее устойчивость);

5) завершенность (архитектурное сооружение не подлежит каким-либо видоизменениям или достройкам);

6) категоричность, однозначность в семантике архитектурных образов (новое/старое, традиционное/новое), декоре и в артикуляции пространства; отсутствие гибридности, маргинальности (городское/частное);

7) объективность (взвешенность, отстраненность, лишенность поверхностных авторских черт, оперирование сложившейся ордерной системой, художественная качественность достигалась ввиду простейшего набора выразительных средств).

Неоклассицизм начала XX в., имевший место быть одновременно с Art Nuovo, апеллировал как к эллинизму, в частности Византии, так и к европейским и российским канонам XVIII-XIX вв. Эмоциональное осмысление идеалов античности и российской и европейской истории являлось важной и неотъемлемой частью канонов неоклассицизма. Такое осмысление происходило в обстоятельствах и условиях «серебряного века», в то время были преодолены тенденции функционализма и эклектики (позитивизм XIX вв.), святое следование рационализму (свойственная классицизму XVIII в.). «Предреволюционный неоклассицизм разыграл свой вариант утопического мышления - его ретроспективистские утопии отражали бытовые реалии в театрализованной сцене (имитация «дворянских гнезд» у И.А. Фомина и А.А. Белогруда)», - отмечает А.В. Иконников [10].

В общем, можно предполагать, что источником советского неоклассицизма середины двадцатого века была российская классическая традиция - архитектурное осмысление и расцвет российского классицизма, которое к началу XX в. характеризовалась как подлинное национальное явление.

Будучи частью российского культурного ландшафта 1930-х гг. он собрал и дополнил в соответствии с атмосферой того времени (обновил) достижения российской классической традиции, при этом их суть не была подвергнута каким-либо видоизменениям. Хотя, следует отметить, что не значительные изменения все же были выполнены, но в рамках комплексного сценария в соответствии с традицией. Преодолев горизонтальные, конструктивистские эксперименты, советский неоклассицизм 1930-1950-х гг. постоянно следовал сложившимся правилам и практикам классического дискурса в архитектуре, закрепляя и утверждая традицию. Следовательно, можно сказать, что он становился завершающим шагом в становлении культуры России, соотносящим себя с традицией. Показательно, что осуществлялось это в эпоху торжества модернизма и авангарда, как конкурирующих художественных стилей в отражении постоянно модифицирующейся реальности прошлого столетия [10].

 

2.2.2 Архитектурный словарь неоклассики

- Аркада — ряд протяженных арок одинаковых по размеру, форме и очертанию, опирающихся на столбы или колонны.

- Балкон (ит.) — консольная огороженная площадка на фасадах здания.

- Барельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над поверхностью менее чем на половину своего объема. Служит для украшения зданий и монументов, способствуя выразительности их архитектурного образа.

- Капитель — верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент.

- Колоннада — архитектурная композиция в виде ряда или рядов колонн.

- Консоль — горизонтальная конструкция, имеющая одну опору в виде жесткого защемления в стене.

- Красная дорика – результаты эксперимента Фомина в осовремениванию классического ордера. Среди многочисленных традиционных форм, возникших на протяжении многовекового развития классического ордера, он отбирает наиболее простые и «героические», стремясь на их основе создать новый пролетарский стиль.

- Маскарон — декоративная маска животного для украшения фаса­да здания.

- Монументализм - художественная категория, выражающая общественно значимое содержание (функцию) сооружения, воплощённое в величавом эстетическом образе;

- Неоренессанс - направление в архитектуре, связан с широким использованием архитектурных форм эпохи Возрождения.

- Ордер - тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.

- Пилястра (фр. от лат.) — половина или четверть прямоугольной колонны.

- Пролетарская классика - Она родилась как бы в столкновении классического ордера с тектоникой современного каркасного промышленного сооружения. Очищенный от деталей ордер Фомин как бы накладывает на каркасный обильно остекленный фасад.

- Пропорция — отношение подобных отрезков или фигур, составляющих архитектурное сооружение и придающих ему целостность и гармоничность.

- Российский/ Сталинский Ампир – стиль, который соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, ар-деко, а также неоготики (здание МИДа); он сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность.

- Сандрик — архитектурное украшение в виде небольшого карниза или фронтона над оконным или дверным проемом. В архитектуре барокко использовались сандрики разнообразных форм: треугольные, лучковые (в виде сегмента круга), в форме изогнутого карниза и др.

- Сталинские высотки

- Триглиф — элемент фриза дорического ордера в виде прямоугольного выступа с треугольными в плане вертикальными врезами — глифами.

- Фронтон (др.-греч.) — треугольная плоскость стены, образованная двумя скатами кровли и карнизом.

- Эклектика - смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п.

- Эталон (фр.) — образец, образцовая мера.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.