Гибридно-языковые модели модернизма (МАРХИ 60-е годы) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Гибридно-языковые модели модернизма (МАРХИ 60-е годы)

2020-08-20 196
Гибридно-языковые модели модернизма (МАРХИ 60-е годы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.3.1 НЭР, Аркигрэм, Метаболисты

НЭР

Новый элемент расселения (НЭР) концептуальный футуристический вектор в градостроительстве, оказавший огромное значение на расцвет современного градостроительства в целом, ставший исследовательским фундаментом для научных работ и практических проектов (таких как реконструкция Арбата и Столешникова переулка в Москве). Теоретические разработки проекта были описаны в научных трудах, ставших архитектурными бестселлерами среди всех народов. 3 этапа НЭРа экспонировались на международных архитектурных мероприятиях. Тема НЭРа актуальна вплоть и в наше время (проект «Сибстрим»), в доктрине Лежавы И.Г.

В действительности проект группы НЭР это возможность предложить систему расселения во всесоюзном и даже, шире, всемирном масштабе для постиндустриального общества НЕ-потребления. В этом качестве НЭР — это достаточно оппозиционная альтернатива как существующему российскому урбанизму, так и всемирному мейнстриму, редко подвергающему сомнению основы культуры потребления и приватной собственности. В качестве основной и центральной перспективы группа НЭР считала поиск способов и возможностей найти такую структуру расселения, способную формировать «мир, принадлежащий всем и каждому, мир, исполненный логики и уважения к человеку». Не ограниченные в своем мышлении реалиями частного землевладения, нэровцы рассматривали условия и возможности, при которых реально предоставить равномерную сеть поселений определенных масштабов, не превышающих по количеству населения 100 000 человек и предполагающих максимально возможный баланс в плане возможностей.

1960 – Критово

В дипломном проекте группы план города будущего все еще формально ориентировался на очевидно функционалистскую эстетику техницизма, характерную для преобладавшего государственного подхода к градостроительству. План центра города, напоминающий транзистор (изобретенный всего несколькими годами ранее), возможно, интуитивно тяготел к эффективному, экономичному и потенциально массово воспроизводимому городскому пространству. Здесь располагалась монументальная площадь космоса и музей космонавтики — расхожие элементы в советской архитектуре, одновременно отдающие дань модернизму и советским научно-техническим достижениям.

Главным нововведением дипломного проекта группы НЭР был, однако, отказ от преобладающей в то время схемы микрорайона на семь тысяч жителей. НЭРовцы были первыми, кто поставил под вопрос общепринятую отечественную методологию, основанную исключительно на экономических факторах и современных строительных технологиях, и предложил более социально ориентированный подход к градостроительству. Идея студентов состояла в создании района на 25 тысяч жителей, причем каждый дом — подобно марсельской «жилой единице»

Впервые в истории МАИ диплом был выполнен не на деревянных подрамниках, а на ватманских листах стандартного формата, что шло вразрез с «архаичным» способом подачи в технике отмывки.

Система Расселения

Устоявшаяся кольцевая планировка уже давно требовала внесения каких-либо изменений. Именно поэтому, сообщество НЭР выдвинуло идею об абсолютно отличающейся системе расселения. Система расселения - единая линейно-центровая сеть расселения, охватывающая географию в масштабах страны. Основной аспект, который следует учитывать в подобной системе - пространственная дифференциация и гармония двух взаимосвязанных пространственных моделей: структурной основы расселения – «русла» и в некоторой степени отдельных жилых единиц – «НЭРов».

Русло - открытая структура, зона, предусматривающая индустриальные части, зону транспорта, это территория экономической, производственной и культурной деятельности людей, вечное движение и стремление к развитию, прогрессу.

НЭР - закрытая система, место, где каждый может найти возможность восстановить силы, это отдельная самостоятельная ячейка, которая способна вернуть людям редкое в наше время чувство комфорта.

1968 – Триеннале

В 1968 году группа НЭР была приглашена к участию в архитектурном Миланской Триеннале. А. Гутнов и И. Лежава замотивировали молодых специалистов помочь.

Концепция НЭРа была доведена до ума. В качестве основы были взяты город НЭР и транспортный коридор — Русло расселения. Проектировщики предполагали, что именно линейная система расселения подходила в большей степени для такой просторной и широкомасштабной страны как СССР.

Руслами расселения в виде триангуляционной системы планировалось охватить всю пустующую территорию СССР. В русло входили как старые города, так и неотъемлемые части современного общества и ее реалий. Части трассы и сам НЭР были выполнены в больших масштабах, в пластичных формах, в стиле метаболизм. Важной частью НЭРА считалась скоростная трасса. Сам НЭР был организован следующим образом: по его окраинам, по кругу располагалась возвышающееся здание, с которой эскалаторы вели прямо вниз к центру. К этой платформе примыкают жилые структуры, направленные в сторону юга. По самым низким уровням проходит кольцевая транспортная система, соединяющая НЭР с внешним миром. На подходе к НЭРу выстраиваются обслуживающие город инженерные структуры, парковки и сервисные центры.

1970 – Спираль

К 1970 году линейная форма потеряла свою актуальность в проектировании группы. По завершению выставки в Триеннале НЭРовцы были приглашены к участию продемонстрировать образец «города будущего» на Международной выставке 1970 г. в Осаке. Именно там представители НЭРа ознакомили свою аудиторию с абсолютно новой по концепции типологией: «город спираль». Новшествам, введенным в формообразовании для экспо в Осаке, сопутствовала новая для того времени изобразительная техника. Пластилин, из которого были изготовлены миланские макеты, архитекторы заменили на бумагу. Потому образцы стали иметь более абстрактный вид. Хотя очевидно, что язык проекта стал в разы сложнее с концептуальной точки зрения.

1977 – Будущее Города

Книгу «Будущее Города» можно считать сборником результатов общего труда представителей НЭРа. В этом труде архитекторы напрямую заявляют о важности формирования специального языка архитектуры, который поспособствовал бы программированию» восприятия города его потенциальными жителями. Главные аспекты словарного листа НЭРа – единицы жилищных помещений и линейные русла - реализуют логические связи между городом и системой его коммуникации, а архитектурный вид обуславливается тем, как её воспринимают жильцы города,. В подобном ключе были представлены некоторые пожелания и критерии к созданию теории архитектурного формообразования [1].

АРКИГРЭМ

«Аркигрэм» — английская архитектурная группа, создавшаяся в конце двадцатого века вокруг журнала «Аркигрэм» и сыгравшая важную роль в расцвете постмодернистской архитектуры.

Группа «Аркигрэм» представила ряд проектов «вне архитектуры», в каждом из которых оригинальный технический концепт, как правило, пересекающийся с техническими экспериментами, доведен до гротеска. В таких работах, помимо иронии, порождается интерес к массовому искусству (комиксы) в противовес элитарности модернизма, а также к американской «архитектуре забегаловок», в противовес модернистским «идеальным» американским высокоэтажкам.

 В проекте «Управляемый дом» (Auto Environment) представлены вагончики (бытовки), которые приспособлены как для работы, так и для рефлексии. Эти контейнеры предусматривают все необходимое для жизнеобеспечения оборудование. Транспортировка подобного помещения осуществляется предназначенными для этого трейлерами. Как только транспортировка вагончиков осуществилась, они переносятся в эксплуатацию, где могут быть достроены как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении при помощи гидравлических, пневматических и механических средств. Некоторые контейнеры могут быть соединены между собой. В таком случае, они образуют сложную пространственную систему, служащую для самых разных предназначений в рамках получившегося пространства.

Предложения группы «Аркигрэм» в области «нематериального» и использования роботов обслуживания, удовлетворяющих любое желание человека, воплотились в проекте «Многофункционального сооружения», предназначенного для разнообразных развлечений в Монте-Карло, где тенты-навесы, пространственные структуры и пневматические конструкции отдавались в распоряжение посетителей парка. Была осуществлена попытка строительства вне архитектуры – создать управляемый интерфейс вместо жесткой реальности существующих строительных технологий, а также проверить принцип применения роботов.

В качестве альтернативы временного жилища для нескольких людей бал выпущен проект «Пузырь» (компания «Системы будущего», во главе проекта, которого были Я. Каплицки и Д. Никсон, 1983 г.). В качестве конструкции в данном проекте стала надувная сферическая оболочка, верхняя часть включает в себя алюминиевое покрытие (в целях избежания теплового перегрева и для создания светового баланса). В данное помещение можно пробраться по легкому металлическому мостику, а выход для экстренного случая– посредством развертывающегося мостика. В данной конструкции имеются необходимые для жизни атрибуты (санузел, душ) и зона отдыха. Наличие поворачивающейся и трансформируемой телескопической мачты с зонтом позволяет регулировать наличие или отсутствие света вплоть до абсолютного затемнения.

Сфера интересов Аркигрэма на первоначальном этапе творчества ярко представлена в проекте Питера Кука «Город включений» (Plug-in-City), представляющем в новом свете идеи «непрерывного строительства» и «мегаструктуры», которые способствуют вечному расцвету структуры, являясь первым образцом так называемой «штепсельной архитектуры». В качестве основы города представлено огромное функциональное ядро, где располагаются любые возможные и необходимые коммуникации. В ядре сформированы так называемые «гнёзда», в которые, как штепсель в розетку, вовлечены сменные ячейки разных масштабов и миссий – от жилых капсул до общественных учреждений. Их состав постоянно меняется, в результате чего и фасад, и внутренняя организация города непрерывно трансформируются. Любая ячейка может спускаться за пределы каркаса с помощью крана, который двигается вперед, назад, вверх и вниз (весь этот процесс оставался видимым извне). «Город включений» объединяет в себе коммуникативные принципы, где происходит чередование жилых ячеек, объединенных высокоскоростными транспортными связями.

В 1964 году у Аркигрэма помимо проекта «Город включений» (Plug-in City), появились проекты: «Город, который ходит» (Walking City), «Компьютерный город» (Computer City), «Подводный город» (Underwater City) и др. В проекте «Живой город» (Living City) несущая конструкция набиралась из треугольных элементов, позволяющих создать свободную форму. Целью «Живого города» была демонстрация не традиционной архитектурной формы, а наоборот – среды лишенной формы, поведения и самой жизни. Согласно идее проекта, построенные здания становились лишь одной из частей образа жизни города, а главным выдвигалось ощущение пребывания в городе, как радостного существования в городском ландшафте.

В творчестве «Аркигрэм» прослеживается тенденция использования новых технологических предложений, что и указывает на признаки прогресса архитектуры во всех технологических сферах (таким образом, архитекторы позаимствовали стеклопакеты у британских железнодорожников). Новые технологические процессы переводились на архитектурный язык и в результате возникали супер-структуры, наподобие «Парковочного дома» (Drive – in house) арх. Вебба 1966-го года. Автономный архитектурный кокон, который сформировался в результате переосмысления идей о технологиях, двигателях и машинах для изучения Вселенной, оказался образцом «технологического переноса» инновационных идей в операционное поле архитектуры.

 «Аркигрэм» как «генератора идей» были настолько уникальны, оригинальны и новы, что, пожалуй, только передовые технологии сумели бы их реализовать. Данная группа всегда стремилась применить новые полезные элементы и конструкции в жизнь, чтобы сделать ее максимально функциональной и комфортной для пребывания. Несомненная новизна идей авторов «Арxигрэма» вызвала огромный резонанс в обществе и в архитектурных кругах, в частности, на фоне рассуждений о городах будущего. В утопическом проектировании основной идеей было отношение к «городу как развивающемуся подвижному единству». Таким образом, Полю Меймону, получавшему на тот момент образование в Японии, предложили концепцию «Нового Токио» на самой поверхности залива, где огромные вантовые конструкции возводятся на цилиндрических плавающих кессонах радиусом в 100 метром, а конструкции вант, зафиксированы по периметру на самой высокой части мачты (и образуют силуэт, напоминающий гору Фудзи).

Проекты группы «Аркигрэм» развивают замысел архитектуры «одноразового использования». Любые составляющие данного города рассчитаны на срок износа. Наикратчайший срок эксплуатации жилой ячейки составляет от 15 до 20 лет. Соответственно новые ячейки возможно постоянно «интегрировать» в организацию города.

МЕТАБОЛИЗМ

Метаболи́зм — течение в архитектуре и градостроительстве, развивавшееся с 1950 годов, ставшее альтернативой главенствующей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Данное течение основалось в Японии во второй половине XX века. Фундаментальным принципом метаболизма стала идея самостоятельного развития живого организма и коэволюции. Тем не менее, не следует метаболизм, соотносить с органической архитектурой или эко-теком. В последних имитация живой природы не затрагивает аспект времени, а относится в первую очередь к принципам формообразования.

Метаболисты же говорили об архитектуре как о живом организме. Развитие архитектуры они уподобили процессам саморазвивающегося органического мира с его последовательно сменяющими друг друга циклами. Элементы городского организма, на их взгляд, могут переживать процессы, аналогичные тем, которые происходят в живой природе, т. е. рождение, созревание, старение, смерть и перерождение.

Специалисты отмечают, что метаболизм не стоит путать с эко-теком и органической архитектурой. В этих течениях процесс подражания природе не затрагивает принципы формообразования и не развернут во времени.

Японцы пристрастились к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации. В следствие этого и концепция метаболистической архитектуры приходит к истокам японской строительной традиции, предлагая метод ее конфигурации.

Безусловно, сложно кратко квалифицировать все то, о чем мыслили метаболисты, формируя данную концепцию.

Движение метаболистов не задавалось целью стать законодателями мод архитектуры. Но в Европе это движение превратилось в популярное направление, а в Японии, основанной на древних традициях, оно получило дальнейшее развитие. Для данной страны это был вопрос будущего нашей цивилизации. В следствие этого нужно было принимать во внимание, будет ли необходима Японии наша концепция. При этом метаболисты верили, что непосредственно такой расклад в архитектуре и в общем к построению нового мирного общества будет полезен для развития и других стран.

Вообще, в Японии всегда уделялось особенное внимание законам эволюции животного и растительного мира.. В следствие этого природные закономерности стали одной из основополагающих концепций архитектурного метаболизма. Вероятно, по подобным биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии дают возможность для реализации самых смелых проектов, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в ХХI веке.

 

2.3.2 Архитектурный словарь модернизма

- Брутализм - Выражается в сухой техничности, отсутствии обработки поверхностей строений. Как раз тот случай, когда название полностью отображает суть.

- Вне архитектуры – серия проектов «Аркигрэм, в каждом из которых исходная техническая идея, как правило, связанная с реальными техническими экспериментами, доведена до гротеска.

- Город спираль – проект группы НЭР

- Городские организмы

- Дискретные структуры - раздельные, состоящие из отдельных частей системы

- Жилая единица

- Жилой кокон

- Каркас, Ткань, Плазма – элементы пространственной системы по Гутнову А.Э.«Будущее города».

- Капсульный дом

- Компьютер-сити

- Метаболисты – японские архитекторы, организовавшие такое течение как метаболизм. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции.

- Моментальные города

- НЭР - закрытая структура, пространство, где человек может восстановиться, это автономная обособленная единица жилой среды, которая в силу своей соразмерности человеку возрождает почти исчезнувшие из современного города ощущение комфорта.

- Органическая архитектура – ее задача в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт.

- Русло - открытая структура, территория включающая в себя промышленные зоны, зону движения, это арена экономической, производственной и культурной активности человека, область непрерывных изменений.

- Сиситема Расселения - система размещения населения и производительных сил на территории страны.

- Техницизм - система взглядов, утверждающая, что все задачи, стоящие перед архитектурой, могут быть успешно решены с помощью одних лишь технич. средств.

- Триангуляция – любая конструкция, основанная на системе смежно расположенных треугольников для придания стойкости.

- Утопия - изображение идеального общественного строя в прошлом или воображаемом будущем (ухрония), либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране (гетеротопия), либо как социальных преобразований, ведущих к воплощению идеала в жизнь.

- Футуризм - направление в искусстве и архитектуре, отражающее мечты о будущем, стремление создавать окружающие предметы с использованием новейших технологий, преклонение перед прогрессом и его достижениями.

- Шагающий город – проект группы «Аркигрем»

- Штепсельная архитектура

- Plug-in-City

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.