Индустрия гостеприимства и туризма как активный фактор развития экономики Республики Беларусь — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индустрия гостеприимства и туризма как активный фактор развития экономики Республики Беларусь

2020-07-08 166
Индустрия гостеприимства и туризма как активный фактор развития экономики Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Индустрия гостеприимства – понятие многогранное, в результате чего, нет единого подхода к его трактовке. Так, Н. Уэбстер определяет индустрию гостеприимства как «сферу предпринимательства, состоящую из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям».

Согласно Р.А. Браймеру, «индустрия гостеприимства является собирательным понятием для разнообразных и многочисленных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанном с приемом и обслуживанием гостей: общественное питание, размещение, перевозка и отдых». В состав индустрии гостеприимства Дж. Р. Уокер включает туризм, тем самым рассматривает понятие индустрии гостеприимства гораздо шире, чем туризм. Таким образом, в соответствии с зарубежной методологией индустрия гостеприимства включает в себя предприятия размещения, общественного питания, транспортного и культурно-развлекательного сектора (а согласно Дж. Р. Уокеру и туризм). 

В Республике Беларусь «индустрию гостеприимства определяют как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов придорожного сервиса, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения». Хотя, если учесть тот факт, что основным понятием индустрии гостеприимства является «гостеприимное поведение», авторы статьи считают, что понятие «индустрия гостеприимства» необходимо рассматривать в той или иной степени применительно к любой сфере деятельности, в которой присутствуют взаимоотношения между людьми: образование, здравоохранение, жилищно-хозяйственный комплекс, торговля и т. д.

Впервые кластерная теория была предложена А. Маршаллом, а терминология, связанная с кластерным подходом, введена в ХХ веке М. Портером.

Согласно теории М. Портера, кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. 

К сфере туризма данная теория была применена М. Монфордом. Он же сформулировал основные составляющие (компоненты) кластерного подхода в туризме: [5, с. 89].

- туристические услуги, предлагаемые предприятиями индустрии гостеприимства;

- впечатления отдыхающих;

- взаимодействие предприятий, входящих в структуру системы индустрии гостеприимства;

- информационно-ознакомительные услуги;

- природно-рекреационные ресурсы и региональная политика. 

Кластеры выступают как эффективный способ привлечения туристов и способствуют повышению конкурентоспособности туристической отрасли. В своей методологии создания региональных туристических кластеров в Беларуси.

Т.С. Вертинская, В.А. Клицунова определили региональный туристический кластер как «систему взаимосвязанных фирм, которая складывается в рамках отдельных экономических зон, организаций и учреждений в сфере путешествий и отдыха населения». Однако надо отметить, что региональный туристический кластер включает и структуры по поддержке предприятий в области производства туристического продукта: услуги туроператоров, гостиниц, общественного питания, транспорта, торговли, поставщиков оборудования, производителей сувенирной продукции, научные и учебные учреждения и др.

В Беларуси не существует полноценных кластеров в индустрии гостеприимства и туризма. Сегодня можно говорить лишь о потенциальных кластерах. Однако существуют все предпосылки для их создания. 

Во-первых, Республика Беларусь благодаря своему геополитическому положению имеет огромные преимущества по сравнению с другими странами: с одной стороны – близость к Западной Европе, с другой – соседство с Россией и Украиной; обладает богатой самобытной культурой и природным потенциалом.

Во-вторых, в Республике Беларусь сформирована нормативно-правовая база для создания региональных туристических кластеров, основу которой составляют специальное законодательство в области Агро экотуризма и правовые акты, определяющие общие условия осуществления процесса образования кластеров, делающие акцент на обеспечении конкурентоспособности, повышении инновационности производства и сферы услуг в области туризма и гостеприимства;

В-третьих, в Беларуси есть все необходимое для создания туристического продукта: квалифицированный персонал, информационное обеспечение, соответствующая инфраструктура, предприятия, занимающиеся агроэкотуризмом, гостевым, гастрономическим, событийным, конгресно-выставочным, деловым, медицинским туризмом (таблица 3.3).

Таблица 3.3 – Основные показатели развития туризма Республики Беларусь за 2015–2017 годы [16, с. 81].

Показатели

Годы

Темп роста, %

2015 2016 2017 2016 года к 2015 2017 года к 2016 2017 года к 2015
Число организаций, занимающихся туристской деятельностью, ед. 1 085,0 1 254,0 1 364,0 115,6 108,8 125,7
Численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, тыс. чел. 136,8 137,4 276,3 100,4 201,1 202,0
Численность туристов, выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, тыс. чел. 708,4 740,5 738,7 104,5 99,8 104,3
Численность туристов, отправленных по маршрутам тура в пределах территории Республики Беларусь, тыс. чел. 655,1 703,7 836,8 107,4 118,9 127,7
Число гостиниц и аналогичных средств размещения, ед. 481,0 530,0 539,0 110,2 101,7 112,1
Число санаторно-курортных и оздоровительных организаций, единиц 464,0 466,0 475,0 100,4 101,9 102,4
Число субъектов агроэкотуризма, единиц 1 881,0 2 037,0 2 263,0 108,3 111,1 120,3
Число туристов, обслуженных субъектами агроэкотуризма, тыс. чел. 271,7 318,8 294,3 117,3 92,3 108,3

 Примечание - Источник: [9, с. 46]

 

В-четвертых, Республика Беларусь обладает высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В-пятых, немаловажную роль играют национальные особенности характера белорусов (радушие, гостеприимство, доброжелательность).

Из таблицы 3.3 следует, что наблюдается тенденция роста числа организаций, осуществляющих туристскую деятельность.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом этот показатель вырос на 15,6 %, а в 2017 году еще на 8,8%. Увеличивается и численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь: в 2016 году по сравнению с 2015 годом – на 0,4%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом она выросла более чем в 2 раза. Однако численность туристов, выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, снизилась на 0,2%. Объяснением тому могут служить политические события, произошедшие в странах Европы и в Украине в 2015 году. На фоне этих событий Беларусь становится более привлекательной для иностранных туристов. Выросло число гостиниц и аналогичных средств размещения: в 2016 году по сравнению с 2015 годом этот показатель вырос на 10,2%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом – на 1,7% [2, с. 70].

В условиях общего роста объемов деятельности индустрии гостеприимства в 2017 году наблюдается снижение числа туристов, обслуженных субъектами агроэкотуризма, на 7,7%, несмотря на то, что число субъектов агроэкотуризма увеличивается. Причинами этого, в первую очередь, являются низкое качество обслуживания и снижение доходов населения. 

Огромную роль в индустрии гостеприимства играет транспортная система с предоставляемыми на рынке транспортными услугами. В 2017 году всеми видами транспорта перевезено 2 094,5 млн. чел., в том числе железнодорожным – 87,1 млн. чел., автомобильным (автобусы) – 1 216,2 млн. чел., таксомоторным – 11,7 млн. чел., городским электрическим и метрополитеном – 777,1 млн. чел., воздушным – 2,1 млн. чел., внутренним водным – 0,2 млн. чел.

Наибольший удельный вес пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт (автобусы) – 39,4% и железнодорожный – 29,6%. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 345 принята Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы. Согласно этой программе предусматривается увеличение пассажирооборота транспорта до 102,4% в 2020 году по отношению к 2015 году.

В Республике Беларусь достаточное количество памятников истории и культуры (таблица 3.4). 

 

  Таблица 3.4 – Основные показатели деятельности организаций культуры [5, с. 12].

Показатель

Годы

Темп роста, %

2015 2016 2017 2015 года к 2014 2016 года к 2015 2017 года к 2015
Число музеев, ед. 162 157 157 96,9 100,0 96,9
Число посещений музеев, тыс.  5 731 6 090 6 309 106,3 103,6 110,1
Число экскурсий, тыс. 132,4 124,8 125,8 94,3 100,8 95,0
Число выставок, ед. 4 997 3 978 4212 79,6 105,9 84,3
Число профессиональных театров, ед. 28 28 28 100,0 100,0 100,0
Число посещений профессиональных театров, тыс.  1 858 1 819 1 792 97,9 98,5 96,4
Число концертных организаций, ед. 19 19 19 100,0 100,0 100,0
Число посещений концертных организаций, тыс.  1 487 1 539 1 376 103,5 89,4 92,5
Число недвижимых объектов наследия 5 379 5 373 5 373 99,9 100,0 99,9

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [5].

 

На территории Республики Беларусь в 2017 году находилось 5 373 недвижимых объекта наследия, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей, в том числе памятников архитектуры – 1 759, памятников истории – 1 192, памятников искусства – 60, памятников археологии – 2 347. Как видно из таблицы 3.4, число посещений организаций культуры растет.

Потребительская кооперация Республики Беларусь представляет значительную часть экономического потенциала страны, является основной системой, обеспечивающей торговое обслуживание сельского населения. 

Развитие индустрии гостеприимства и туризма в потребительской кооперации сосредоточено в основном на развитии общественного питания и придорожного сервиса. 

Предпосылки для создания кластеров индустрии гостеприимства и туризма есть и в потребительской кооперации. Темп роста розничного товарооборота общественного питания Белкоопсоюза составил 73,2%. За 2011–2015 годы открыто 255 объектов общественного питания, 28 объектов придорожного сервиса, отремонтировано и технически переоснащено 620 объектов, 62 кондитерских цехов, приобретено и установлено 4,1 тыс. единиц технологического оборудования [5, с. 87].

Согласно Концепции развития потребительской кооперации на 2016 – 2020 годы в системе общественного питания акцент будет делаться на создание системы доступного и качественного питания, на популяризацию белорусской кухни, улучшение качества предоставляемых услуг за счет внедрения новых методов и технологий обслуживания и повышения профессионального уровня работников. Число предприятий общественного питания и посадочных мест в них растет. В настоящее время обслуживанием участников дорожного движения в системе потребительской кооперации занимаются 176 объектов придорожного сервиса: 131 объект общественного питания, 39 торговых, 4 гостиницы, автозаправочная станция и моечный пункт. Удельный вес объектов общественного питания потребительской кооперации в общем количестве объектов питания, расположенных на автотрассах республики, составляет 24%.

Развитие индустрии гостеприимства и туризма мы видим и в активизации событийного туризма. Можно рассмотреть опыт Белгородской области (Российской Федерации). В 2016 году с целью развития туризма в каждом районе области проводились мероприятия событийного туризма (фестивали, слеты и т. п.). В Республике Беларусь событийный туризм концентрируется в крупных городах (преимущественно в г. Минске). В Гомельской области события республиканского и международного масштаба проводились помимо г. Гомеля в Калинковичском, Речицком, Рогачевском и Петриковском районах (в 4 районах из 21). 

Учитывая, что система потребительской кооперации обслуживает в основном сельское население, она должна быть напрямую заинтересована в развитии событийного туризма именно в сельской местности. Организации потребительской кооперации могут быть не только участниками, но и организаторами подобных мероприятий. Материально-техническая база потребительской кооперации это позволяет.

На базе придорожных объектов общественного питания потребительской кооперации можно развивать гастрономический туризм. Необходимо разработать специализированное туристическое меню, гастрономическую карту и т. п. [17, с. 8].

Кластерный подход в последние годы стал одной из передовых технологий в странах с высоким уровнем конкурентоспособности. И хотя кластерные модели для нашей страны – явление достаточно новое, именно они позволят объединить всех представителей туристической инфраструктуры, обеспечат более эффективное использование имеющихся ресурсов, повысят конкурентоспособность, расширят спектр предлагаемых услуг, сделают туристскую территорию более заметной и привлекательной.

Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства.

Государственной программой «Беларусь гостеприимная» в 2016-2020 годах предусмотрено увеличение экспорта туристических услуг, увеличение численности туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам в пределах территории страны, увеличение численности иностранных граждан, посетивших Беларусь, а также увеличение количества организованных туристов и экскурсантов.

По прогнозам Минспорта и туроператоров, 2018-й станет годом роста национального туррынка по сравнению с прошлыми годами. Среди трендов нынешнего года – рост популярности экотуризма, событийного и бизнес-туризма, а также самостоятельного бронирования поездок.

Сегодня имидж Беларуси строится на отечественном турпродукте. Показательным примером служит 1-е место по популярности в сфере гастрономического туризма у российских туристов. Также по итогам 2016 года Беларусь заняла 1-е место в номинации «Агротуризм» рейтинга National Geographic Traveler Awards – 2016 среди лучших туристических дестинаций. А национальная авиакомпания Belavia заняла 7-е место среди мировых авиакомпаний.

В туристическом плане Беларусь имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них: близость к Западной Европе, Скандинавии, древняя история и самобытная культура, сохранившийся природный потенциал и многое другое.

В то же время активное развитие туристической сферы невозможно без разветвленной инфраструктуры, включающей в себя гостиницы и другие средства размещения, санаторно-курортные и оздоровительные организации, различные объекты культуры, искусства и физкультурно-спортивного сооружения.

Относительно новым для Беларуси стал агроэкотуризм. Сегодня гостей принимают в более чем 2 тыс. агроусадеб, расположенных в живописных уголках нашей страны. По данным Минспорта, в 2016 году белорусские агроэкоусадьбы посетило свыше 300 тыс. чел., что на 2,5% больше, чем в 2015 году.

Развитию охотничьего туризма способствует богатство флоры и фауны Беларуси. Охота разрешена на 50 видов диких животных, в том числе на 21 вид млекопитающих и 29 видов птиц. В стране функционирует 196 охотничьих домиков [3, с. 19].

Также становится все более востребованным среди иностранных граждан медицинский и лечебно-оздоровительный туризм. Среди пациентов, получивших медицинскую помощь в Беларуси, отмечены граждане 128 стран мира. За январь–март 2017 г. было пролечено более 32 тыс. иностранцев. В Беларуси рост доходов от медицинского туризма ожидается на уровне 3–10% ежегодно в зависимости от экономической ситуации в соседних странах и, как следствие, доходов потенциальных пациентов.

Нельзя не упомянуть и спортивный туризм. За последние пять лет введено в строй более 100 объектов физкультурно-спортивного назначения. Ежегодно растет количество крупных международных спортивных мероприятий, проводимых в Беларуси. Республиканский календарный план проведения спортивно-массовых мероприятий на 2018 год включает 279 мероприятий различной направленности. Дальнейшая работа нацелена на увеличение количества проводимых в нашей стране спортивных мероприятий, принимаемых на соревнования и тренировочные сборы иностранных спортсменов, а также на комплексную подготовку к проведению ІІ Европейских игр 2019 года и Чемпионата мира по хоккею с шайбой 2021 года в Минске и Риге.

На территории нашей страны активно развиваются образовательный, кулинарный, промышленный, военно-исторический, религиозный и автотуризм.

Развитию туристической индустрии способствует увеличение протяженности и разветвленности сети, автомобильных дорог, а также развитие придорожного сервиса.

По данным Минспорта, в настоящее время осуществляется поиск инвесторов по 89 инвестиционным предложениям по строительству объектов придорожного сервиса и гостиниц.

Сегодня наблюдается динамика роста въездного туризма. В первую очередь это связано с безвизовым порядком въезда в страну. Так, с 12 июня 2015 года для иностранных граждан установлен безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь, выезда из Республики Беларусь и временного пребывания в туристических целях на срок до 3-х суток на территории Национального парка «Беловежская пуща».

Также с 26 октября прошлого года иностранные граждане могут пересекать Государственную границу без виз для пребывания в туристических целях на срок до 5-ти суток на территории специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и прилегающих к нему территориях.

С января текущего года установлен безвизовый порядок для прибывающих в нашу страну через Национальный аэропорт Минск иностранных граждан 80 стран на срок не более 5-ти суток.
За последние три года отменены визы между Республикой Беларусь и Израилем, ОАЭ, Катаром и Турцией.

Сегодня каждый турист и путешественник может выбрать в Беларуси отдых на любой вкус. В Беларуси нет заснеженных гор и теплого моря с песчаными пляжами, но летом здесь можно окунуться в чистых озерах, а зимой покататься на лыжных курортах, и в любое время года – побывать на рыцарских турнирах, народных праздниках, различных спортивных соревнованиях, фестивалях, театрах, музеях, экскурсиях [7, с. 128].

Важную роль в обеспечении устойчивого развития аграрных регионов (рост доходов, создание новых рабочих мест, стимулирование предпринимательской активности, формирование «зеленой экономики», сохранение природной и культурной среды и др.) способен выполнять сельский туризм.

В законодательстве Беларуси он определяется термином «Агро экотуризм»: «временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в сельской местности, малых городских поселениях (до 20 тыс. жителей) в целях отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания».

Согласно белорусскому законодательству, в число субъектов агроэкотуризма, могут входить физические лица, постоянно проживающие в сельской местности или малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

В целях стимулирования социально-экономического развития сельской местности Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» сектору агроэкотуризма на начальном этапе его становления были предоставлены исключительно льготные экономические условия развития: заявительный принцип регистрации субъектов агроэкотуризма, отсутствие налогообложения доходов (оплачивается лишь ежегодный сбор в размере одной базовой величины), программа кредитования на льготных условиях ОАО «Белагропромбанк» и др., которые, как предполагается, сохранятсядо 2021 г.

Данные меры, наряду с активной деятельностью Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» под руководством В.А. Клицуновой (проведение обучающих семинаров, информационная кампания в СМИ, консультационное и методическое обеспечение деятельности в агроэкотуризме, привлечение проектов международной технической помощи и др.) явились мощными стимулами, обеспечившими динамичный рост количества действующих субъектов агроэкотуризма во всех регионах Беларуси (таблица 3.5).

 

Таблица 3.5 - Динамика количества действующих субъектов агроэкотуризма в регионах Беларуси, ед. [7, с. 123].

Область 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Брестская 4 32 75 146 151 178 199 253 296 346
Витебская  5 50 157 273 322 359 401 449 502 605
Гомельская 5 11 31 60 131 332 358 289 228 196
Гродненская 11 33 70 156 180 185 229 246 281 303
Минская 7 48 125 214 255 304 412 482 541 597
Могилевская 2 14 16 78 208 218 176 162 189 216
Всего 34 188 474 927 1247 1576 1775 1881 2037 2263

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6].

 По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, услугами субъектов агроэкотуризма в 2017 г. воспользовались 294,3 тыс. человек (2016 г. – 318,8 тыс.), в структуре потока агроэкотуристов традиционно доминируют граждане Беларуси (88,1 %). География иностранных посетителей объектов агроэкотуризма Беларуси охватывает свыше 60 стран, среди них преобладают гости из России, а также Литвы, Польши, Украины. Средняя продолжительность пребывания на объектах агроэкотуризма составляет 4 дня.

В 2017 г. впервые за последние 10 лет отмечено снижение количества отдыхающих на объектах агроэкотуризма, как из числа белорусских граждан (с 277,0 тыс. до 259,4 тыс. или на 6,3 %), так и, в еще большей степени, среди иностранных гостей (с 41,8 тыс. до 34,8 тыс. или на 16,7 %).

Наблюдающаяся ситуация отражает, с одной стороны, неблагоприятные явления как в белорусской, так и в российской экономике, определяющие снижение потребительских расходов на туризм и отдых, а с другой стороны – наличие нерешенных проблемных вопросов визового режима для граждан стран дальнего зарубежья, формирования узнаваемого позитивного туристского имиджа Республики Беларусь на международной арене, транспортной логистики, процедуры регистрации иностранных граждан в районных органах внутренних дел и др.

По мере развития сектора агроэкотуризма усложняется его структура: помимо индивидуальных сельских домов (агроусадеб), которые принадлежат частным физическим лицам (основной сегмент данного рынка), услуги агроэкотуризма оказывают крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы. В последние годы появляются также новые модели предпринимательства в сфере агроэкотуризма.

В ряде случаев реализация инвестиционных проектов осложнялась отсутствием действенных механизмов целенаправленного развития специализированных туристских регионов (дестинаций). Удручающая ситуация с привлечением реальных частных инвесторов на протяжении ряда лет наблюдается в зоне Августовского канала [14, с. 26].

При этом декларируемые проекты администрации СЭЗ «Гродноинвест» и обещаемые льготы потенциальным инвесторам явно диссонируют с отсутствием любых форм поддержки (подготовка проектно-сметной документации, льготное кредитование, налогообложение и др.) по отношению к реальному предпринимателю, реализующему инвестпроект по созданию туркомплекса на базе восстанавливаемой старинной усадьбы в д. Радзивилки в 3 км от Августовского канала. Приглашение инвесторов к созданию на Августовском канале объектов инфраструктуры не сопровождается решением практических вопросов обеспечения инженерными коммуникациями, сетями электро-, тепло-, водо-, газоснабжения.

Выше были приведены примеры создания дорогостоящих объектов спортивно-туристской инфраструктуры в малом городе Пружаны Брестской области, но логичное завершение формирования кластера спортивного туризма (ледовый дворец, водный дворец, отель, культурно-досуговые объекты и др.) не состоялось, т.к. на завершающем этапе строительства было прекращено бюджетное финансирование возведения 9-этажной гостиницы (свыше 100 номеров, ресторан, конференц-зал, боулинг и др.). Недостроенное здание возвышается прямо напротив спортивных арен.

В непосредственной близости от Пружан обращает на себя внимание еще один пример «несистемных» инвестиций, направленных из госбюджета без комплексного плана регионального развития туризма. Дорогостоящая обводная автомобильная дорога по периметру Национального парка «Беловежская пуща», на которую должны быть «нанизаны» объекты инфраструктуры туризма и развлечений, потенциально представлялась основой формирования регионального турпродукта, но до настоящего времени она пустынна, вызывая неоднозначные впечатления редких путешественников (отличное дорожное покрытие и полное отсутствие признаков турбизнеса).

Значительные усилия по формированию привлекательного конкурентоспособного центра экскурсионного туризма на протяжении ряда лет прилагаются в древнем Полоцке. По мнению ряда экспертов, городу-музею не хватает лишь достойных средств размещения и индустрии развлечений. В то же время в историческом центре города в шаговой доступности от знаменитого Софийского собора законсервирован гостиничный корпус, оборудованный инвестором в одном из модернизируемых корпусов бывшей городской больницы. Как поясняют местные эксперты, из-за организационных проблем здание новой гостиницы не может быть сдано в эксплуатацию раньше, чем весь реставрируемый комплекс построек горбольницы (сроки неясны из-за проблем с финансированием), в результате ввод остро необходимого полоцкого отеля «заморожен» на неопределенный срок [3, с. 11].

Аналогичное «замораживание» строительства отеля произошло в г. Мяделе – административном центре курортного Нарочанского озерного края. Строительство в Мяделе новой гостиницы на 100 мест, возводившейся в рамках Госпрограммы развития курортной зоны Нарочанского края, обошлось в миллионы долларов, но было остановлено на завершающем этапе несколько лет назад. Недостроенный отель стоит прямо напротив живописного озера Мястро. В целом в Нарочанском регионе, как и в большинстве туристских регионов, отсутствует единая стратегия развития курорта, нет эффективного взаимодействия между разрозненными санаторно-курортными учреждениями, администрацией национального парка «Нарочанский», региональными органами государственной власти.

Многочисленные примеры несогласованности действий по развитию туризма в регионах Беларуси не просто отражают локальные неудачи планирования туристских зон, но в целом свидетельствуют о невысокой эффективности региональной политики развития туризма. В этой связи особую актуальность приобретает анализ кластерной модели регионального планирования и развития индустрии туризма, успешно зарекомендовавшей себя в зарубежных странах и взятой за основу целевого планирования инвестиционной деятельности в индустрии туризма в Российской Федерации. Кластерный подход будет рассмотрен в специальном разделе настоящего исследования.

Оформление иностранцам виз приносит государству определенный доход, поэтому с экономической точки зрения отмена виз вызовет прямые экономические потери в деятельности МИДа. Другими словами, МИД не сможет зарабатывать валюту в значительном объеме. Встает вопрос – сможет ли рост въездного туризма после отмены виз компенсировать стране эти потери?

Доходы от «продажи» виз представляют собой выручку за консульские услуги по рассмотрению ходатайства о выдаче въездных виз. Для получения данной статистической информации были сделаны запросы в Главное консульское управление МИДа от имени эксперта и общественного учреждения «Ассоциация Европейского Бизнеса», на что был получен ответ, в котором МИД не представил конкретные сведения (Приложение 7). Поэтому для оценки поступлений от «продажи» виз воспользуемся оценочным методом.

По обнародованной в 2015 году информации МИД, в 2014 г. белорусские дипломатические представительства и консульские учреждения выдали визы более 381 тыс. иностранных граждан. В 2015 г. оценочно выдано не более 400 тыс. виз. Рассмотрение ходатайства о выдаче въездной визы в среднем можно оценить в 60 евро (в соответствии с декларируемой МИДом адекватностью подходам ЕС). Таким образом, общую выручку от оформления въездных виз, рассмотрения ходатайств о выдаче виз в 2015 г. можно оценить не более 24 млн. евро (с учетом того, что часть виз выдается бесплатно, а части иностранцам, внесшим оплату за рассмотрение ходатайства, не были выданы визы). 

Оценить ожидаемый эффект от отмены визового режима со странами ЕС можно косвенно методом аналогий, сравнивая с Польшей (вступила в ЕС в 2004 г.) и Украиной, в которых соответственно с 2004 и 2005 гг. существует безвизовый въезд для граждан стран ЕС. В Польше туристический поток возрос с 52 млн. посетителей в 2003 г. до 62 млн. в 2004 г., при том, что были введены ограничения на въезд в Польшу из Беларуси, Украины, России и других стран вне ЕС. В 2013 г. въездной поток в Польшу составил более 73 млн посетителей. В Украине после отмены визового режима со странами ЕС въездной туризм вырос с 14,5 млн. посетителей в 2004 г. до 17,6 млн. в 2005 г. В 2013 г. число иностранных посетителей составило 26 млн. чел. Как видно из опыта соседних стран, отмена визового режима приводит к единовременному приросту турпотока примерно на 20 % за счет освоения рынка потребителей ЕС. 

По данным Госпогранкомитета, Республику Беларусь в 2015 году посетило 4357,2 тыс. иностранцев. В случае отмены визового режима со странами ЕС следует ожидать роста числа прибытий на 20 %, или 871 тыс. чел. 

По данным Нацбанка, экспорт услуг по статье «Поездки» в 2015 году составил 733,8 млн. долл. [18, с. 27].

США, что в расчете на одного иностранца составляет 168 долл. США (733,8 млн. / 4,3572 млн.). В случае отмены визового режима следует ожидать роста экспорта услуг по статье «Поездки» на 20 %, или на 146,4 млн. долл. И это без учета роста экспорта услуг пассажирского транспорта.

Последние данные об экспорте услуг пассажирского транспорта публиковались Белстатом за 2014 год, когда он составил 361,5 млн. долл. США, что в расчете на одного иностранца составило 68 долл. США. Если взять данный показатель за норматив 2015 года, то в случае отмены визового режима и роста въездного туристского потока на 871 тыс. чел. экспорт услуг пассажирского транспорта увеличится на 58,9 млн долл. США.

В целом в случае отмены визового режима со странами ЕС рост поступлений от въездного туризма по статьям «поездки» и «пассажирские перевозки» можно оценить в объеме не менее 205 млн. долл. США. Отметим, что данный показатель является минимальным, так как взятые для расчета данные о средних расходах иностранного туриста на поездку в Беларусь – 168 долл. на пребывание и 68 долл. на транспорт – выглядят, мягко говоря, весьма скромно. 

Таким образом, чистый экономический эффект с учетом снижения доходов от консульского сбора составит как минимум около 180 млн. долл. США [5, с. 12].

Можно просто пойти по пути Казахстана, который отменил визовый режим для 10 стран

Организации Экономического Сотрудничества и Развития в 2014 году (США, Нидерландов, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Малайзии, ОАЭ, Республики Корея и Японии). В настоящее время правительство Казахстана продлило и расширило данный проект, который по сообщению пресслужбы МИД «направлен на дальнейшее распространение благоприятного визового и инвестиционного климата для граждан указанных государств».

В список стран, для граждан которых предоставлен безвизовый въезд в Казахстан сроком на 15 дней, входят 19 государств: Австралийский Союз, Венгрия, Итальянская Республика, Княжество Монако, Королевство Бельгия, Королевство Испания, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Королевство Швеция, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Финляндская Республика, Французская Республика, Швейцарская Конфедерация и Япония.

Граждане вышеперечисленных государств могут въезжать на территорию Казахстана по всем видам действующих паспортов до 15 дней после пересечения госграницы. Регистрация граждан вышеуказанных стран будет производиться непосредственно в пограничных пунктах пропуска при их въезде на территорию Казахстана. Двадцатым государством станет Польша с 2017 года, о чем стало известно после заявления президента Казахстана на пресс-конференции в ходе его визита в Польшу.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 года иностранец может въезжать в Республику Беларусь, выезжать из Республики Беларусь и осуществлять транзитный проезд (транзит) через территорию Республики Беларусь по документу для выезда за границу при наличии визы Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь либо решениями Президента Республики Беларусь.

Визовыми правилами Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 1065, установлены виды виз и порядок их выдачи.

В Республике Беларусь предусмотрены следующие виды виз:

- виза для въезда в Республику Беларусь (далее – въездная виза); виза для выезда из Республики Беларусь (далее – выездная виза);

- виза для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь (далее – выездная и въездная виза).

Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, а также управление по вопросам въезда иностранцев главного консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь в «Национальном аэропорту Минск» являются органами выдачи въездных виз Республики Беларусь.

За рассмотрение ходатайств о выдаче въездных виз взимается консульский сбор в размерах, установленных Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь. Для граждан некоторых государств, в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь, установлены льготные тарифы консульских сборов.


 

Заключение

 

 

Индустрия туризма и гостеприимства неразрывно связана с путешествиями. Для организации экскурсионных поездок привлекаются рестораны, автобусы, железные дорогие, гостиницы, авиакомпании. В качестве сопряженных видов бизнеса можно отметить финансовые структуры, спонсирующие развитие сфер обслуживания.

Туризм и путешествия являются двумя неразрывно связанными понятиями, характеризующими определенный образ жизни и деятельности человека: активное развлечение, отдых, торговля, изучение окружающего мира, лечение, спо


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.