Современное состояние индустрии туризма Республики Беларусь — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Современное состояние индустрии туризма Республики Беларусь

2020-07-08 109
Современное состояние индустрии туризма Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Динамика международных туристских потоков

 

 

Развитие туристской индустрии и, прежде всего, сектора въездного и внутреннего туризма, на протяжении ряда лет декларируется как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси. В 2000-е гг. были реализованы Национальные программы развития туризма в Республике Беларусь на 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. (2008-2010 гг.), и Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. Одновременно проходила реализация госпрограмм, направленных на развитие туристских регионов: Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 гг., Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 гг. [6, с. 20].

Постановлением Совета Министров № 573 от 30 мая 2005 г. «О создании туристских зон» территория Беларуси была разделена на 27 зон различной специализации (туристские, туристско-рекреационные, культурно-туристские, транзитно-туристские), определены мероприятия по развитию инфраструктуры и продвижению регионального турпродукта, при этом в основе районирования лежал административно-территориальный подход.

В 2006 г. были приняты Указы Президента Республики Беларусь, предоставляющие льготный экономический режим субъектам туристской деятельности: «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь», «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». В настоящее время реализуется Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров от 23.03.2016 № 232.

Таким образом, на национальном и региональном уровнях органами государственного управления предпринимались меры по активизации развития индустрии туризма, направленные на «создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристского рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристских услугах».

Однако, несмотря на декларируемый приоритетный характер развития въездного и внутреннего туризма, поток иностранных посетителей, прибывающих в Беларусь, не имеет устойчивой положительной динамики (таблица 2.1). 


Таблица 2.1 -Въезд в Республику Беларусь иностранных граждан (тыс. прибытий)

Региональная структура въездного потока

Количество прибытий иностранных граждан

   
2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего, в т.ч. 4737,8 5673,8 5877,2 6127,5 6240,4 5350,0 4357,2
из стран СНГ 2490,4 3153,9 3627,2 3881,9 4100,2 3352,4 2844,2
из стран вне СНГ 2247,4 2519,9 2249,9 2245,6 2140,2 1997,6 1513,0

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7].

 

Более того, с 2015 г. по 2017 г. количество прибытий иностранных граждан сократилось на 1883,2 тыс. или на 30,2 %, в т.ч. из стран СНГ – на 1256,0 тыс. или 30,6 %, стран вне СНГ – на 627,2 тыс. или 29,3 %. Следует принимать во внимание, что Государственный пограничный комитет не ведет учет въездных потоков, прибывающих через «прозрачную» белорусско-российскую границу, что ограничивает возможности проведения анализа и существенно «занижает» показатели как въездного, так и выездного международного туризма Беларуси.

Несмотря на реализуемые меры государственной политики и развитие частного сектора турбизнеса, сравнение основных показателей развития въездного туризма в Республике Беларусь со странами Центральной и Восточной Европы указывает на сохраняющееся до настоящего времени отставание (таблица 2.2). При этом следует учитывать, что основная часть посетителей прибывает в Беларусь на краткосрочный период с личными целями, для посещения друзей и родственников, а также транзитом, в связи, с чем отставание по параметрам доходов от международного туризма представляется более существенным, чем при сопоставлении величины туристских потоков  [9, с. 46].

 

Таблица 2.2 - Основные показатели развития въездного туризма в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, 2017 г.

Страна Количество прибытий иностранных посетителей, тыс. Количество прибытий иностранных посетителей в расчете на 100 местных жителей Объем доходов от въездного туризма, млн. долларов США Объем доходов от въездного туризма в расчете на 1 жителя, долларов США
Беларусь 4 357* 46* 734 78
Венгрия  14 316 143 5 344 534
Грузия 2 279 53 1 936 450
Эстония  2 763 213 1 500 1154

 

Продолжение таблицы 2.2

Латвия  2 024 96 895 426
Литва  2 071 69 1 147 382
Польша  16 728 44 9 728 255
Россия  31 346 22 8 465 59
Румыния  2 235 10 1 704 79
Словакия   6 816 124 2 363 430
Украина  12 428 27 1 082 24
Чехия  11 148 104 6 048 565

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11].

 

Динамика организованных (обслуживаются турфирмами) въездных туристских потоков также не имеет устойчивого положительного тренда, особенно в отношении туристов из стран вне СНГ, где на формирование въездных потоков наиболее сильно влияют погранично-визовые и имиджевые проблемы Беларуси, неразвитость туристской инфраструктуры и высокая конкуренция со стороны других туристских дестинаций (таблица 2.3). По официальным данным, количество организованных туристов из стран вне СНГ, несмотря на бурное развитие гостиничного сектора столицы и проведение Чемпионата мира по хоккею в Минске, снизилось в 2016 г. на 3,7 % по сравнению с предыдущим 2015 г., а в целом за последние 10 лет количество организованных туристов из стран вне СНГ сократилось в 3 раза. В 2017 г. падение организованного въездного турпотока продолжилось в основном за счет снижения количества гостей из России, переживающей экономический кризис. В сложившейся ситуации Белстат предпринял попытку «подсластить» ситуацию путем изменения методики учета, впервые предложив обобщенные статистические данные по туристам, совершавшим ночлег, и однодневным экскурсантам.

 

Таблица 2.3 - Динамика и структура организованных въездных туристских потоков в Беларусь (прибытий) [16, с. 78].

Региональная структура въездного турпотока

Количество прибытий организованных туристов

2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017*
Всего, в т.ч. 90 811 120 073 116 049 118 749 136 821 137 444 101 686 276 260
из стран СНГ 28 831 83 432 86 106 96 046 114 183 115 644 81 629 252 296
из стран вне СНГ 61 980 36 641 29 943 22 703 22 638 21 800 20 057 23 964

 Примечание - Источник: [1, с. 38]

 

Несмотря на пропаганду внутреннего туризма и появление ряда новых привлекательных тур объектов, по оценкам экспертов, потребительские стереотипы наиболее платежеспособных слоев общества по-прежнему ориентированы на выездной туризм, посещение более «модных» и «престижных» зарубежных дестинаций с более высоким качеством сервиса по сопоставимым с Беларусью ценам. В результате даже при относительно невысокой покупательной способности белорусских туристов и сравнительно небольших среднедушевых расходах на зарубежные путешествия (менее 100 долл. США в год в расчете на одного жителя), сальдо баланса внешней торговли туристскими услугами, согласно данным Национального банка, хронически является отрицательным и складывается в объеме 100-300 млн. долл. США, усугубляя проблему дефицита внешнеторгового баланса (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 - Баланс внешней торговли услугами Республики Беларусь по статье «поездки», млн. долл. США

  2005 2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Экспорт 93,2 253,1 440,4 486,7 684,7 791,4 867,6 733,8
Импорт 216,2 447,5 621,5 588,2 788,6 1153,3 1158,7 912,4
Сальдо  -123,0 - 194,4 - 181,1 - 101,5 - 103,9 - 361,9 - 291,1 - 178,6

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9].

Гостиничное хозяйство

 

В обеспеченности конкурентоспособности национального турпродукта ключевое значение имеет достигнутый уровень развития туристской инфраструктуры. В 2000-е гг. в развитии гостиничного хозяйства Беларуси в целом наблюдалась положительная динамика, увеличение количества объектов и емкости номерного фонда (таблица 2.5). 

Таблица 2.5 - Основные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения в Беларуси [19, с. 66].

    2005 2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество организаций                
всего, в т.ч.   256 279 359 444 471 481 530 539
гостиницы и                
гостиничные комплексы   244 256 310 349 352 356 375 383
мотели   3 2 3 2 2 2 4 5
другие виды   9 21 46 93 117 123 151 151
Вместимость, мест   26 189 23 504 26 673 28 957 28 452 29 908 35 424 36 951
Численность размещенных лиц, тыс. чел.     1 447,2   1 330,0   1 631,8   1 738,0   1 824,4   1 805,1   1 739,4   1 606,1
Коэффициент загрузки, %    42 45 45 41 43 41 34 29

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10].

В 2005-е гг. был достигнут определенный прогресс в создании новых и модернизации действующих объектов гостиничного хозяйства среднего (категория «три звезды») и высокого класса (категории «пять звезд» и «четыре звезды»). Процессы развития гостиничного бизнеса, привлечения иностранных инвестиций, внедрения инновационных управленческих и маркетинговых технологий в значительной степени сконцентрированы в столице, где наблюдается наибольшая деловая активность и, соответственно, проявляется спрос на услуги отелей высокого класса. Именно в Минске находятся все 4 действующих в Беларуси отеля категории «пять звезд», а также 4 из 6 отелей категории «четыре звезды» (таблица 2.6). 

Таблица 2.6 - Распределение гостиниц по категориям в Республике Беларусь [8, с. 146].

  2005 2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество гостиниц и гостиничных комплексов, в т.ч. по категориям     244     256     310     349     352     356     375     383
пять звезд 2 2 2 3 3 3
четыре звезды 2 3 3 3 4 6 6
три звезды 6 31 24 25 29 32 34
две звезды 4 5 7 6 12 12
одна звезда 3 1 1 1 1
без категории 244 248 267 315 314 313 321 327

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3].

 

 В последние несколько лет в отельный бизнес Беларуси пришли иностранные инвесторы и управляющие компании, появились отели международных сетей, действующие на основе франчайзинга: «Краун Плаза Минск» – сеть Inter Continental Hotels Group, «Ренессанс Минск отель» и «Минск Мариотт отель» – сеть Marriott International, «Hamptonby Hilton Minsk City Center» – Hilton Worldwide. В 2016 г. открылся сетевой отель«Double Treeby Hilton», в ближайшей перспективе – появление первых в Беларуси отелей мировых сетей Hyatt, Accor (проекты в стадии реализации).

Появление в Минске отелей высокого класса, представляющих престижные всемирно известные гостиничные сети, свидетельствует об определенной степени открытости страны для международного бизнеса, формирует доверие деловых кругов, содействует развитию сектора корпоративных и деловых мероприятий (MICE-туризма). Вместе с тем, в аналитических отчетах консалтинговых компаний, публикациях экспертов отмечается, что предложение услуг отелей высоких категорий в Минске уже превышает спрос, данный сегмент рынка близок к насыщению и в результате «к концу 2018 г. ситуация на рынке может стать неблагоприятной для отельеров». 

Ускоренное развитие сектора средств размещения не сопровождалось решением иных проблем туриндустрии (сложный визовый режим, неоптимальная транспортная логистика для прибытия в страну и высокие тарифы на авиабилеты, отсутствие привлекательного туристского имиджа и др.). В результате уровень загрузки возросшего количества гостиниц при ограниченном турпотоке по итогам 2017 г. сократился до одинаковой рекордно низкой отметки 29 % как в стране в целом, так и в г. Минске. Кроме того, наиболее востребованные отели категории 3*-4* в Минске проигрывают в ценовом отношении конкуренцию аналогичным объектам в популярных турцентрах стран Центральной и Восточной Европы, выступающих прямыми конкурентами Беларуси за привлечение туристских потоков. Несмотря на активно критикуемые экспертами и туристами относительно высокие цены в белорусских гостиницах, ключевой показатель экономической эффективности деятельности отелей RevPar (среднесуточная выручка в расчете на один номер) в 2015 г. в минских отелях составлял около 56 долларов США, а в целом по Беларуси – более чем в 2 раза ниже, что значительно уступает средним показателям Европейского региона (около 80 долларов США)  [6, с. 22].

Достигнутая емкость номерного фонда гостиничного хозяйства (20,2 тыс. номеров на 37,0 тыс. мест) не в полной мере востребована на сегодняшний день в условиях низкой популярности Беларуси на мировом и внутреннем туристском рынке. Средний уровень загрузки гостиниц снизился с 2012 г. по 2017 г. во всех без исключения регионах Беларуси (административные области и г. Минск). Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что важным фактором, обеспечивающим стабильный спрос на услуги гостеприимства, является массовый внутренний туризм, стимулирующий формирование конкурентоспособного турпродукта, привлекающего и иностранных гостей. В этой связи наблюдается негативная тенденция отсутствия роста числа граждан Беларуси, останавливающихся в гостиницах и аналогичных средствах размещения (таблица 2.7). Внутренний организованный и самостоятельный туризм постепенно набирает популярность, но по-прежнему не является достаточно массовым в сравнении с развитыми странами. В течение 2017 г. в стране с населением 9,5 млн. жителей численность организованных туристов, отправленных по маршрутам тура в пределах территории Республики Беларусь, составила 91,5 тыс. человек (менее 1 % населения), организованных однодневных экскурсантов – 745 тыс.

Таблица 2.7 - Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения в Республике Беларусь, тыс. человек

  2005 2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Численность размещенных лиц – всего, в т.ч.   1447,2   1330,0   1631,8   1738,0   1824,4   1805,1   1739,4   1606,1
граждан Беларуси 1186,9 1083,5 1126,7 1144,2 1096,7 1065,3 997,9 918,5
граждан иностранных государств, в т.ч.    260,3   246,5   505,1   593,7   727,7   739,9   741,5   687,6
из стран СНГ 179,7 149,7 351,3 440,3 563,1 570,7 559,8 498,5
из стран вне СНГ 80,6 96,8 153,9 153,5 164,6 169,1 181,6 189,1

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10].

 

В сложившейся ситуации, несмотря на низкий уровень загрузки отелей, имеющийся гостиничный фонд Беларуси не может быть признан достаточным с учетом декларируемых перспективных планов массового развития въездного и внутреннего туризма. В расчете на 1 тыс. местных жителей в Беларуси приходится 3,9 гостиничных места, что существенно ниже в сравнении с соседними странами Евросоюза (Литва – 8,6, Латвия – 13,1, Польша – 6,7). Столица страны, г. Минск, даже несмотря на заметный «рывок» в развитии индустрии гостеприимства накануне Чемпионата мира по хоккею 2014 г., уступает по уровню обеспеченности гостиничным фондом столицам государств Восточной Европы. В 2017 г. в Минске принимали туристов 5,9 тыс. номеров в отелях всех категорий или 3,0 номера в расчете на 1 тыс. местных жителей. Для сравнения, только в отелях категорий 3*-5* в расчете на 1 тыс. жителей в Таллинне насчитывается 12,9 номеров, Вильнюсе – 6,0, Риге – 5,9 номеров. 

О невысоких объемах и отсутствии позитивной динамики туристской и деловой активности в Беларуси свидетельствует снижение количества гостей, размещенных в гостиницах страны с 1631,8 тыс. в 2012 г. до 1606,1 тыс. в 2017 г. При этом и в Минске, и в наиболее востребованных региональных турцентрах Беларуси по-прежнему наблюдается явный недостаток «бюджетных» отелей и иных средств размещения (хостелы, кемпинги, мотели, апартаменты и др.) [4, с. 12].

Сопоставление количества прибывающих иностранных посетителей (в среднем в последние несколько лет 5,5-6,0 млн. прибытий без учета пересечений белорусско-российской границы) с численностью иностранных граждан, воспользовавшихся услугами коллективных средств размещения (в 2017 г. менее 900 тыс. человек, в т.ч. в гостиницах и аналогичных объектах – 687,6 тыс., санаторно-курортных и оздоровительных организациях – 172,8 тыс., субъектах агроэкотуризма – 34,9 тыс.) указывает на то, что большинство иностранных гостей останавливаются у родственников и знакомых, используют арендное частное жилье, часть из них пересекает Беларусь транзитом, не осуществляя ночлег. Число посетителей Беларуси из стран вне СНГ, не пользующихся услугами коллективных средств размещения, ежегодно составляет 4-5 млн. человек. К ним необходимо прибавить миллионы визитов россиян без использования коллективных средств размещения, учет которых в условиях «прозрачной» границы фактически не ведется. По данным Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, около 22 тыс. квартир в Минске находятся в собственности иностранных граждан, прежде всего, из России, а также Украины, Германии, Латвии, Литвы и др. В ряде случаев для иностранных бизнесменов, часто посещающих Минск, покупка квартиры заменяет регулярное пользование услугами отеля.

Ситуация в сфере организованного въездного туризма дополнительно усугубляется действием недостаточно продуманных административных инструментов. Так, белорусские отели, которым даже в рыночных условиях функционирования доводятся целевые показатели и планы роста экспорта услуг, более заинтересованы в сотрудничестве с зарубежными туроператорами (в т.ч. российскими), которым охотно предлагают скидки и специальные тарифы. В то же время, оформление приема иностранных туристов через белорусского туроператора не позволит гостинице оформить плановые показатели валютной выручки и экспорта услуг и тем самым снижает привлекательность взаимодействия отелей с отечественными DMC-операторами. В результате, не имея экономических стимулов бронировать отель через местного туроператора (в зарубежных странах они, как правило, способны предложить размещение по наиболее привлекательным тарифам), иностранные туристы в ряде случаев приобретают услуги проживания самостоятельно или через своего национального туроператора. Сложившуюся для белорусских туроператоров ситуацию (низкое комиссионное вознаграждение, менее «мягкие» условия аннуляции бронирования по сравнению с зарубежными туроператорами) считают в определенной мере дискриминационной и несправедливой многие отечественные туроператоры – лидеры белорусского рынка инкаминга (Оксана Бичун, «Солвэкс» и др.). 

В результате сложившаяся структура въездного потока (преобладание частных визитов, посещение друзей и родственников, самостоятельный отдых с проживанием в арендованных квартирах) и соответствующая модель потребительского поведения с проживанием основной массы иностранных гостей вне коллективных средств размещения, ограничивает спрос на услуги гостиничного и ресторанного хозяйства и снижает привлекательность инвестирования в отечественную индустрию HoReCa[1, с. 40].

Таким образом, острота проблемы нехватки номерного фонда в отелях Минска и регионов страны частично снижается за счет активного предложения посуточной аренды частных квартир, в т.ч. имеющих достаточно высокий уровень благоустройства, интересные интерьеры и уровень комфорта, не уступающий предложению бюджетных гостиниц. С другой стороны, часть потенциальных доходов гостиничного бизнеса перенаправляется частным малым предпринимателям, посуточно сдающим квартиры (некоторые из них – без необходимой легализации бизнеса и соответствующего налогообложения). В апреле 2015 г. на коллегии Департамента по туризму Министерства спорта и туризма обсуждалась проблема упорядочения (в т.ч. возможной сертификации) этого сектора предпринимательства, напрямую конкурирующего с гостиничным хозяйством, при этом количество сдаваемых посуточно в аренду квартир в г. Минске оценивалось в 1,5 тыс.

 



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.