Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-07-08 | 109 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Динамика международных туристских потоков
Развитие туристской индустрии и, прежде всего, сектора въездного и внутреннего туризма, на протяжении ряда лет декларируется как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси. В 2000-е гг. были реализованы Национальные программы развития туризма в Республике Беларусь на 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. (2008-2010 гг.), и Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. Одновременно проходила реализация госпрограмм, направленных на развитие туристских регионов: Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 гг., Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 гг. [6, с. 20].
Постановлением Совета Министров № 573 от 30 мая 2005 г. «О создании туристских зон» территория Беларуси была разделена на 27 зон различной специализации (туристские, туристско-рекреационные, культурно-туристские, транзитно-туристские), определены мероприятия по развитию инфраструктуры и продвижению регионального турпродукта, при этом в основе районирования лежал административно-территориальный подход.
В 2006 г. были приняты Указы Президента Республики Беларусь, предоставляющие льготный экономический режим субъектам туристской деятельности: «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь», «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». В настоящее время реализуется Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров от 23.03.2016 № 232.
|
Таким образом, на национальном и региональном уровнях органами государственного управления предпринимались меры по активизации развития индустрии туризма, направленные на «создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристского рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристских услугах».
Однако, несмотря на декларируемый приоритетный характер развития въездного и внутреннего туризма, поток иностранных посетителей, прибывающих в Беларусь, не имеет устойчивой положительной динамики (таблица 2.1).
Таблица 2.1 -Въезд в Республику Беларусь иностранных граждан (тыс. прибытий)
Региональная структура въездного потока | Количество прибытий иностранных граждан | ||||||
2007 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Всего, в т.ч. | 4737,8 | 5673,8 | 5877,2 | 6127,5 | 6240,4 | 5350,0 | 4357,2 |
из стран СНГ | 2490,4 | 3153,9 | 3627,2 | 3881,9 | 4100,2 | 3352,4 | 2844,2 |
из стран вне СНГ | 2247,4 | 2519,9 | 2249,9 | 2245,6 | 2140,2 | 1997,6 | 1513,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7].
Более того, с 2015 г. по 2017 г. количество прибытий иностранных граждан сократилось на 1883,2 тыс. или на 30,2 %, в т.ч. из стран СНГ – на 1256,0 тыс. или 30,6 %, стран вне СНГ – на 627,2 тыс. или 29,3 %. Следует принимать во внимание, что Государственный пограничный комитет не ведет учет въездных потоков, прибывающих через «прозрачную» белорусско-российскую границу, что ограничивает возможности проведения анализа и существенно «занижает» показатели как въездного, так и выездного международного туризма Беларуси.
Несмотря на реализуемые меры государственной политики и развитие частного сектора турбизнеса, сравнение основных показателей развития въездного туризма в Республике Беларусь со странами Центральной и Восточной Европы указывает на сохраняющееся до настоящего времени отставание (таблица 2.2). При этом следует учитывать, что основная часть посетителей прибывает в Беларусь на краткосрочный период с личными целями, для посещения друзей и родственников, а также транзитом, в связи, с чем отставание по параметрам доходов от международного туризма представляется более существенным, чем при сопоставлении величины туристских потоков [9, с. 46].
|
Таблица 2.2 - Основные показатели развития въездного туризма в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, 2017 г.
Страна | Количество прибытий иностранных посетителей, тыс. | Количество прибытий иностранных посетителей в расчете на 100 местных жителей | Объем доходов от въездного туризма, млн. долларов США | Объем доходов от въездного туризма в расчете на 1 жителя, долларов США |
Беларусь | 4 357* | 46* | 734 | 78 |
Венгрия | 14 316 | 143 | 5 344 | 534 |
Грузия | 2 279 | 53 | 1 936 | 450 |
Эстония | 2 763 | 213 | 1 500 | 1154 |
Продолжение таблицы 2.2
Латвия | 2 024 | 96 | 895 | 426 |
Литва | 2 071 | 69 | 1 147 | 382 |
Польша | 16 728 | 44 | 9 728 | 255 |
Россия | 31 346 | 22 | 8 465 | 59 |
Румыния | 2 235 | 10 | 1 704 | 79 |
Словакия | 6 816 | 124 | 2 363 | 430 |
Украина | 12 428 | 27 | 1 082 | 24 |
Чехия | 11 148 | 104 | 6 048 | 565 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11].
Динамика организованных (обслуживаются турфирмами) въездных туристских потоков также не имеет устойчивого положительного тренда, особенно в отношении туристов из стран вне СНГ, где на формирование въездных потоков наиболее сильно влияют погранично-визовые и имиджевые проблемы Беларуси, неразвитость туристской инфраструктуры и высокая конкуренция со стороны других туристских дестинаций (таблица 2.3). По официальным данным, количество организованных туристов из стран вне СНГ, несмотря на бурное развитие гостиничного сектора столицы и проведение Чемпионата мира по хоккею в Минске, снизилось в 2016 г. на 3,7 % по сравнению с предыдущим 2015 г., а в целом за последние 10 лет количество организованных туристов из стран вне СНГ сократилось в 3 раза. В 2017 г. падение организованного въездного турпотока продолжилось в основном за счет снижения количества гостей из России, переживающей экономический кризис. В сложившейся ситуации Белстат предпринял попытку «подсластить» ситуацию путем изменения методики учета, впервые предложив обобщенные статистические данные по туристам, совершавшим ночлег, и однодневным экскурсантам.
Таблица 2.3 - Динамика и структура организованных въездных туристских потоков в Беларусь (прибытий) [16, с. 78].
|
Региональная структура въездного турпотока | Количество прибытий организованных туристов | |||||||
2007 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2017* | |
Всего, в т.ч. | 90 811 | 120 073 | 116 049 | 118 749 | 136 821 | 137 444 | 101 686 | 276 260 |
из стран СНГ | 28 831 | 83 432 | 86 106 | 96 046 | 114 183 | 115 644 | 81 629 | 252 296 |
из стран вне СНГ | 61 980 | 36 641 | 29 943 | 22 703 | 22 638 | 21 800 | 20 057 | 23 964 |
Примечание - Источник: [1, с. 38]
Несмотря на пропаганду внутреннего туризма и появление ряда новых привлекательных тур объектов, по оценкам экспертов, потребительские стереотипы наиболее платежеспособных слоев общества по-прежнему ориентированы на выездной туризм, посещение более «модных» и «престижных» зарубежных дестинаций с более высоким качеством сервиса по сопоставимым с Беларусью ценам. В результате даже при относительно невысокой покупательной способности белорусских туристов и сравнительно небольших среднедушевых расходах на зарубежные путешествия (менее 100 долл. США в год в расчете на одного жителя), сальдо баланса внешней торговли туристскими услугами, согласно данным Национального банка, хронически является отрицательным и складывается в объеме 100-300 млн. долл. США, усугубляя проблему дефицита внешнеторгового баланса (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Баланс внешней торговли услугами Республики Беларусь по статье «поездки», млн. долл. США
2005 | 2007 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Экспорт | 93,2 | 253,1 | 440,4 | 486,7 | 684,7 | 791,4 | 867,6 | 733,8 |
Импорт | 216,2 | 447,5 | 621,5 | 588,2 | 788,6 | 1153,3 | 1158,7 | 912,4 |
Сальдо | -123,0 | - 194,4 | - 181,1 | - 101,5 | - 103,9 | - 361,9 | - 291,1 | - 178,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9].
Гостиничное хозяйство
В обеспеченности конкурентоспособности национального турпродукта ключевое значение имеет достигнутый уровень развития туристской инфраструктуры. В 2000-е гг. в развитии гостиничного хозяйства Беларуси в целом наблюдалась положительная динамика, увеличение количества объектов и емкости номерного фонда (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Основные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения в Беларуси [19, с. 66].
2005 | 2007 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | ||
Количество организаций | – | ||||||||
всего, в т.ч. | 256 | 279 | 359 | 444 | 471 | 481 | 530 | 539 | |
гостиницы | и | ||||||||
гостиничные комплексы | 244 | 256 | 310 | 349 | 352 | 356 | 375 | 383 | |
мотели | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 5 | |
другие виды | 9 | 21 | 46 | 93 | 117 | 123 | 151 | 151 | |
Вместимость, мест | 26 189 | 23 504 | 26 673 | 28 957 | 28 452 | 29 908 | 35 424 | 36 951 | |
Численность размещенных лиц, тыс. чел. | 1 447,2 | 1 330,0 | 1 631,8 | 1 738,0 | 1 824,4 | 1 805,1 | 1 739,4 | 1 606,1 | |
Коэффициент загрузки, % | 42 | 45 | 45 | 41 | 43 | 41 | 34 | 29 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10].
|
В 2005-е гг. был достигнут определенный прогресс в создании новых и модернизации действующих объектов гостиничного хозяйства среднего (категория «три звезды») и высокого класса (категории «пять звезд» и «четыре звезды»). Процессы развития гостиничного бизнеса, привлечения иностранных инвестиций, внедрения инновационных управленческих и маркетинговых технологий в значительной степени сконцентрированы в столице, где наблюдается наибольшая деловая активность и, соответственно, проявляется спрос на услуги отелей высокого класса. Именно в Минске находятся все 4 действующих в Беларуси отеля категории «пять звезд», а также 4 из 6 отелей категории «четыре звезды» (таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Распределение гостиниц по категориям в Республике Беларусь [8, с. 146].
2005 | 2007 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Количество гостиниц и гостиничных комплексов, в т.ч. по категориям | 244 | 256 | 310 | 349 | 352 | 356 | 375 | 383 |
пять звезд | – | – | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
четыре звезды | – | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 6 | 6 |
три звезды | – | 6 | 31 | 24 | 25 | 29 | 32 | 34 |
две звезды | – | – | 4 | 5 | 7 | 6 | 12 | 12 |
одна звезда | – | – | 3 | – | 1 | 1 | 1 | 1 |
без категории | 244 | 248 | 267 | 315 | 314 | 313 | 321 | 327 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3].
В последние несколько лет в отельный бизнес Беларуси пришли иностранные инвесторы и управляющие компании, появились отели международных сетей, действующие на основе франчайзинга: «Краун Плаза Минск» – сеть Inter Continental Hotels Group, «Ренессанс Минск отель» и «Минск Мариотт отель» – сеть Marriott International, «Hamptonby Hilton Minsk City Center» – Hilton Worldwide. В 2016 г. открылся сетевой отель«Double Treeby Hilton», в ближайшей перспективе – появление первых в Беларуси отелей мировых сетей Hyatt, Accor (проекты в стадии реализации).
Появление в Минске отелей высокого класса, представляющих престижные всемирно известные гостиничные сети, свидетельствует об определенной степени открытости страны для международного бизнеса, формирует доверие деловых кругов, содействует развитию сектора корпоративных и деловых мероприятий (MICE-туризма). Вместе с тем, в аналитических отчетах консалтинговых компаний, публикациях экспертов отмечается, что предложение услуг отелей высоких категорий в Минске уже превышает спрос, данный сегмент рынка близок к насыщению и в результате «к концу 2018 г. ситуация на рынке может стать неблагоприятной для отельеров».
|
Ускоренное развитие сектора средств размещения не сопровождалось решением иных проблем туриндустрии (сложный визовый режим, неоптимальная транспортная логистика для прибытия в страну и высокие тарифы на авиабилеты, отсутствие привлекательного туристского имиджа и др.). В результате уровень загрузки возросшего количества гостиниц при ограниченном турпотоке по итогам 2017 г. сократился до одинаковой рекордно низкой отметки 29 % как в стране в целом, так и в г. Минске. Кроме того, наиболее востребованные отели категории 3*-4* в Минске проигрывают в ценовом отношении конкуренцию аналогичным объектам в популярных турцентрах стран Центральной и Восточной Европы, выступающих прямыми конкурентами Беларуси за привлечение туристских потоков. Несмотря на активно критикуемые экспертами и туристами относительно высокие цены в белорусских гостиницах, ключевой показатель экономической эффективности деятельности отелей RevPar (среднесуточная выручка в расчете на один номер) в 2015 г. в минских отелях составлял около 56 долларов США, а в целом по Беларуси – более чем в 2 раза ниже, что значительно уступает средним показателям Европейского региона (около 80 долларов США) [6, с. 22].
Достигнутая емкость номерного фонда гостиничного хозяйства (20,2 тыс. номеров на 37,0 тыс. мест) не в полной мере востребована на сегодняшний день в условиях низкой популярности Беларуси на мировом и внутреннем туристском рынке. Средний уровень загрузки гостиниц снизился с 2012 г. по 2017 г. во всех без исключения регионах Беларуси (административные области и г. Минск). Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что важным фактором, обеспечивающим стабильный спрос на услуги гостеприимства, является массовый внутренний туризм, стимулирующий формирование конкурентоспособного турпродукта, привлекающего и иностранных гостей. В этой связи наблюдается негативная тенденция отсутствия роста числа граждан Беларуси, останавливающихся в гостиницах и аналогичных средствах размещения (таблица 2.7). Внутренний организованный и самостоятельный туризм постепенно набирает популярность, но по-прежнему не является достаточно массовым в сравнении с развитыми странами. В течение 2017 г. в стране с населением 9,5 млн. жителей численность организованных туристов, отправленных по маршрутам тура в пределах территории Республики Беларусь, составила 91,5 тыс. человек (менее 1 % населения), организованных однодневных экскурсантов – 745 тыс.
Таблица 2.7 - Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения в Республике Беларусь, тыс. человек
2005 | 2007 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Численность размещенных лиц – всего, в т.ч. | 1447,2 | 1330,0 | 1631,8 | 1738,0 | 1824,4 | 1805,1 | 1739,4 | 1606,1 |
граждан Беларуси | 1186,9 | 1083,5 | 1126,7 | 1144,2 | 1096,7 | 1065,3 | 997,9 | 918,5 |
граждан иностранных государств, в т.ч. | 260,3 | 246,5 | 505,1 | 593,7 | 727,7 | 739,9 | 741,5 | 687,6 |
из стран СНГ | 179,7 | 149,7 | 351,3 | 440,3 | 563,1 | 570,7 | 559,8 | 498,5 |
из стран вне СНГ | 80,6 | 96,8 | 153,9 | 153,5 | 164,6 | 169,1 | 181,6 | 189,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10].
В сложившейся ситуации, несмотря на низкий уровень загрузки отелей, имеющийся гостиничный фонд Беларуси не может быть признан достаточным с учетом декларируемых перспективных планов массового развития въездного и внутреннего туризма. В расчете на 1 тыс. местных жителей в Беларуси приходится 3,9 гостиничных места, что существенно ниже в сравнении с соседними странами Евросоюза (Литва – 8,6, Латвия – 13,1, Польша – 6,7). Столица страны, г. Минск, даже несмотря на заметный «рывок» в развитии индустрии гостеприимства накануне Чемпионата мира по хоккею 2014 г., уступает по уровню обеспеченности гостиничным фондом столицам государств Восточной Европы. В 2017 г. в Минске принимали туристов 5,9 тыс. номеров в отелях всех категорий или 3,0 номера в расчете на 1 тыс. местных жителей. Для сравнения, только в отелях категорий 3*-5* в расчете на 1 тыс. жителей в Таллинне насчитывается 12,9 номеров, Вильнюсе – 6,0, Риге – 5,9 номеров.
О невысоких объемах и отсутствии позитивной динамики туристской и деловой активности в Беларуси свидетельствует снижение количества гостей, размещенных в гостиницах страны с 1631,8 тыс. в 2012 г. до 1606,1 тыс. в 2017 г. При этом и в Минске, и в наиболее востребованных региональных турцентрах Беларуси по-прежнему наблюдается явный недостаток «бюджетных» отелей и иных средств размещения (хостелы, кемпинги, мотели, апартаменты и др.) [4, с. 12].
Сопоставление количества прибывающих иностранных посетителей (в среднем в последние несколько лет 5,5-6,0 млн. прибытий без учета пересечений белорусско-российской границы) с численностью иностранных граждан, воспользовавшихся услугами коллективных средств размещения (в 2017 г. менее 900 тыс. человек, в т.ч. в гостиницах и аналогичных объектах – 687,6 тыс., санаторно-курортных и оздоровительных организациях – 172,8 тыс., субъектах агроэкотуризма – 34,9 тыс.) указывает на то, что большинство иностранных гостей останавливаются у родственников и знакомых, используют арендное частное жилье, часть из них пересекает Беларусь транзитом, не осуществляя ночлег. Число посетителей Беларуси из стран вне СНГ, не пользующихся услугами коллективных средств размещения, ежегодно составляет 4-5 млн. человек. К ним необходимо прибавить миллионы визитов россиян без использования коллективных средств размещения, учет которых в условиях «прозрачной» границы фактически не ведется. По данным Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, около 22 тыс. квартир в Минске находятся в собственности иностранных граждан, прежде всего, из России, а также Украины, Германии, Латвии, Литвы и др. В ряде случаев для иностранных бизнесменов, часто посещающих Минск, покупка квартиры заменяет регулярное пользование услугами отеля.
Ситуация в сфере организованного въездного туризма дополнительно усугубляется действием недостаточно продуманных административных инструментов. Так, белорусские отели, которым даже в рыночных условиях функционирования доводятся целевые показатели и планы роста экспорта услуг, более заинтересованы в сотрудничестве с зарубежными туроператорами (в т.ч. российскими), которым охотно предлагают скидки и специальные тарифы. В то же время, оформление приема иностранных туристов через белорусского туроператора не позволит гостинице оформить плановые показатели валютной выручки и экспорта услуг и тем самым снижает привлекательность взаимодействия отелей с отечественными DMC-операторами. В результате, не имея экономических стимулов бронировать отель через местного туроператора (в зарубежных странах они, как правило, способны предложить размещение по наиболее привлекательным тарифам), иностранные туристы в ряде случаев приобретают услуги проживания самостоятельно или через своего национального туроператора. Сложившуюся для белорусских туроператоров ситуацию (низкое комиссионное вознаграждение, менее «мягкие» условия аннуляции бронирования по сравнению с зарубежными туроператорами) считают в определенной мере дискриминационной и несправедливой многие отечественные туроператоры – лидеры белорусского рынка инкаминга (Оксана Бичун, «Солвэкс» и др.).
В результате сложившаяся структура въездного потока (преобладание частных визитов, посещение друзей и родственников, самостоятельный отдых с проживанием в арендованных квартирах) и соответствующая модель потребительского поведения с проживанием основной массы иностранных гостей вне коллективных средств размещения, ограничивает спрос на услуги гостиничного и ресторанного хозяйства и снижает привлекательность инвестирования в отечественную индустрию HoReCa[1, с. 40].
Таким образом, острота проблемы нехватки номерного фонда в отелях Минска и регионов страны частично снижается за счет активного предложения посуточной аренды частных квартир, в т.ч. имеющих достаточно высокий уровень благоустройства, интересные интерьеры и уровень комфорта, не уступающий предложению бюджетных гостиниц. С другой стороны, часть потенциальных доходов гостиничного бизнеса перенаправляется частным малым предпринимателям, посуточно сдающим квартиры (некоторые из них – без необходимой легализации бизнеса и соответствующего налогообложения). В апреле 2015 г. на коллегии Департамента по туризму Министерства спорта и туризма обсуждалась проблема упорядочения (в т.ч. возможной сертификации) этого сектора предпринимательства, напрямую конкурирующего с гостиничным хозяйством, при этом количество сдаваемых посуточно в аренду квартир в г. Минске оценивалось в 1,5 тыс.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!