Понятие и определение, организация индустрии туризма — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие и определение, организация индустрии туризма

2020-07-08 126
Понятие и определение, организация индустрии туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 55 с., 12 табл., 19 источников.

 

Туризм, туристические услуги, развитие, беларусь, управление туризмом, туристические потоки.

 

Объект исследования – направления развития туризма на региональном уровне.

Предмет исследования – направления развития туризма в Беларуси.

Цель работы – проанализировать пути совершенствования управления туризмом в туристическом регионе.

Практическая значимость работы заключается в возможности применении результатов исследования – рекомендаций в работе для анализа качества предоставляемых услуг и разработки по улучшению предоставляемых услуг, а также в возможности применения предложенных мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности и укрепления ее конкурентных позиций на рынке.

Для разработки темы в работе были использованы общенаучные методы: системный анализ; статистический анализ, контент-анализ официальных документов; наблюдение.

Теоретической базой работы послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы функционирования предприятий сервиса, особенности предоставления сервисных услуг и особенности культуры в Беларуси.

 

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

                                                                         __________________

                                                                          (подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………. ………….4

1. Теоретические основы туристической индустрии……………………………...5

1.1 Понятие и определение, организация индустрии туризма……………………5

1.2 Основные виды туризм………………………………………………………….7

2. Современное состояние индустрии туризма Республики Беларусь………….14

2.1. Динамика международных туристских потоков…………………………….14

2.2. Гостиничное хозяйство………………………………………………………..17 

2.3. Санаторно-курортное хозяйство……………………………………………...21

3. Совершенствование управления туризмом в Беларуси……………………….23

3.1 Проблемы территориальной организации туризма в Беларуси……………..23

3.2 Рекомендации по совершенствованию развития туризма в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..32

3.3 Индустрия гостеприимства и туризма как активный фактор развития экономики Республики Беларусь………………………………………………….36

Заключение………………………………………………………………………….49

Список использованных источников……………………………. ……………….51

Приложение А Сценарии развития туризма……………………………………...53

Приложение Б  Социально-экономическое развитие туризма…………………..54

Приложение В  Целевые показатели экспорта …………………………………..55

Введение

 

 

Активное развитие туризма представляет собой одно из важнейших направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Туристский потенциал Республики Беларусь основывается на многообразии и красоте природы страны, особой уникальности историко-культурного наследия и состоит из большого числа разнообразных объектов, которые имеют историческую, культурную, архитектурную значимость, памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Кроме того, Республика Беларусь имеет выгодное географическое положение.

Актуальность исследования. В последние годы все более повышается востребованность туристических услуг. Сегодня сектор туристических услуг один из наиболее прибыльных и динамичных секторов мировой экономики. Во многом это обусловлено тем, что затраты на организацию туристического бизнеса сравнительно невысоки, а размер прибыли, который получают такие фирмы, остается высоким. Сфера туризма посредством оказания влияния на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство и многое другое является катализатором социально-экономического развития стран.

Цель работы – проанализировать пути совершенствования управления туризмом в туристическом регионе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы туристской индустрии.

2. Раскрыть современное состояние индустрии туризма Республики Беларусь.

3. Проанализировать совершенствование управления туризмом в Беларуси.

Объект исследования – направления развития туризма на региональном уровне.

Предмет исследования – направления развития туризма в Беларуси.

Практическая значимость работы заключается в возможности применении результатов исследования – рекомендаций в работе для анализа качества предоставляемых услуг и разработки по улучшению предоставляемых услуг, а также в возможности применения предложенных мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности и укрепления ее конкурентных позиций на рынке.

Для разработки темы в работе были использованы общенаучные методы: системный анализ; статистический анализ, контент-анализ официальных документов; наблюдение.

Теоретической базой работы послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы функционирования предприятий сервиса, особенности предоставления сервисных услуг и особенности культуры в Беларуси.

1. Теоретические основы турис тической индустрии

Основные виды туризм

 

 

Туризм – это не только теплое море, желтый песок и безграничные развлечения под пальмами. Путешествия бывают разными, и любой ценитель может выбрать отдых по душе. Активный, молодежный, оздоровительный, детский, религиозный, пляжный, сельский. Это лишь единичные направления, пользующиеся популярностью.

«Я турист», – так может сказать о себе любой современный человек, который: [8, с. 145].

- путешествует из любопытства,

- отправляется в вояжи по работе,

- ходит в ПВД, чтобы поспать в лесу в палатке,

- выезжает за пределы родного города для отдыха и лечения,

- посещает учебные семинары или мастер-классы в других странах.

Корень в слове «туризм» предположительно французский, от tour -«поездка». Но это наименование давно применяется не только к поездкам. Туризм и его виды развиваются настолько стремительно, что их сложно подсчитать!

Путешествия – это способ расслабиться, забыть о проблемах, отдохнуть душой и телом. Путеводители по основным видам туризма предлагают разделять его по географическому принципу:

- Внутренний – отдых в пределах своей страны. Кто сказал, что в Беларуси отдыхать не престижно? В этой стране есть горы, моря, места паломничества, рыбалки, охоты и других развлечений;

- Международный – выезд за пределы своей страны. Россияне любят отдыхать в Турции, Египте, Испании, Греции и других местах. Заграничный отдых необязательно дороже внутреннего.

Классификация туризма по основным видам предполагает разделение потоков в зависимости от направления путешественников. Виды туризма делятся на въездной и выездной. В первом случае речь идет об иностранцах, которые приезжают к нам – особой популярностью российские курорты пользуются у китайских гостей. Выездной туризм – это когда россияне едут за границу.

По целям деятельности выделяют следующие виды туризма: [2, с. 17].

- Познавательный – осмотр достопримечательностей, памятников истории, архитектуры, посещение музеев, художественных галерей;

- Религиозный или паломнический – посещение храмов, соборов, монастырей и прочих святынь;

- Оздоровительный – связан с отдыхом в санаториях, на курортах с лечебной водой, грязями, чистым воздухом;

- Активный – сюда входят такие виды отдыха в туризме, как занятия спортом, рыбалка, охота, посещение аттракционов;

- Рекреационный – это отдых на пляжах, купание в море, беззаботное времяпрепровождение, когда можно ничего не делать, а просто наслаждаться отпуском.

Но это лишь основные и востребованные виды туризма и их характеристика. Путешественники любят и шопинг-туры, и деловой отдых, и экзотику. Кто-то ищет приключений, танцев до утра, другие – мечтают о тишине или преследуют иные цели. Точно сказать, сколько видов туризма существует, трудно: их число настолько огромно, что попробовать все в этой жизни будет трудно.

Обычно путешественники называют несколько популярных направлений, которые пользуются особым вниманием. И только люди, для которых отдых стал не просто хобби, а стилем жизни, хорошо знают характеристики гораздо большего числа видов туризма.

Пожалуй, самый популярный вид туризма в мире – это отдых на курортах в окружении пальм, моря и песка. Главная цель – расслабиться, получить ровный загар, поплавать, надолго забыть о насущных проблемах. Этот вид туризма имеет особенность: он универсален и подходит для любого человека. На отдых отправляются семьи с детьми, молодожены, люди в возрасте, друзья.

Среди остальных видов и типов туризма по целям, рекреационный – самый обширный, так как позволяет совмещать отдых на пляже и посещение достопримечательностей, развлечения. Называя популярные места для этого вида туризма, можно выделить юг России, Турцию, Таиланд, Вьетнам и другие страны [18, с. 27].

Культурно-исторический туризм: для самых любопытных. Побуждением к такому виду туризма и отдыха становится стремление путешественника расширить свой кругозор, познакомиться с национальной культурой страны, куда он направляется, с ее историческими и архитектурными памятниками, музеями, примечательными маршрутами. Сюда также относят те поездки, в процессе которых человек приобретает представление о музыке, театрах, кино, живописи государства, изучает местный язык, посещает познавательные лекции или семинары.

Лечебно-оздоровительный туризм: с пользой для здоровья. Все высшее общество 19 века с удовольствием отдыхало «на водах» и даже не предполагало, что занимается лечебным или медицинским туризмом. Основной целью путешественника здесь выступает укрепление здоровья, поднятие защитных сил организма или избавление от острого или хронического заболевания. К этому направлению можно отнести посещение морских курортов, санаториев, профилакториев, водо- и грязелечебниц, минеральных, термальных или радоновых источников. Существует такая его разновидность как климатолечение. К примеру, в высокогорном районе Кавказа, в Теберде, есть санаторий, где заболевания дыхательных путей лечат чистым горным воздухом. Или пансионаты в Абхазии, где уникальная комбинация морского воздуха, субтропического климата, близости самшитовой рощи дают поразительный оздоравливающий эффект.

Спортивный и экстремальный туризм: тем, кто ценит адреналин и препятствия

Эти разновидности самые пестрые, их подразделяют на множество категорий. Весь спортивный туризм принято делить на пассивный и активный. В первом случае путешественник лично не участвует, но наблюдает за неким спортивным событием, а во втором, соответственно, участвует.

Отметим сразу, что представители спортивного и экстремального видов туризма остальных туристами даже не считают. Между отдельными группами часто встречается забавное непонимание: альпинисты недолюбливают спелеологов, велосипедисты – пешеходов, водники – всех остальных, но в шутку. Спортивный и экстремальный туризм подразделяется на более узкие сферы по виду спорта, способа или степени экстрима.

Спортивными считаются все виды: [13, с. 84].

- водного туризма - виндсерфинг, каякинг, рафтинг, парусный спорт, водные лыжи, дайвинг;

- горного - альпинизм, скалолазание, горный треккинг;

- спелеотуризма;

- воздушного – полеты на аэростатах, дельтапланеризм, парашютизм (морской, горный и пр.)

- зимних направлений (лыжи, сани, сноуборд, снегоходы и т.д.), летних (велосипеды, мото- и квадроциклы, лошади), а также охота, рыбная ловля и даже гольф.

Разница между спортивным и экстремальным туризмом иногда плохо различима или вовсе отсутствует. Но при градации учитываются: степень риска, нагрузки, потенциально опасные или тяжелые условия, препятствия.

Деловой туризм: бизнес без преград.Предприниматели тоже любят путешествовать, но предпочитают извлекать из поездок выгоду, хотя при деловом туризме она не носит материального характера. Можно:

- презентовать свой продукт,

- получить новые знания и опыт,

- установить крепкие партнерские связи для последующего сотрудничества,

- поддержать уже имеющиеся контакты,

- провести переговоры в неформальной обстановке.

Такой вид туризма, все-таки, больше напоминает командировку. Еще к этой категории можно отнести всевозможные профессиональные конгрессы, съезды, конференции, салоны, ярмарки. Допустим, авиасалон «Ле Бурже» во Франции или международную выставку Экспо, которая в 2017 году состоялась в Астане.

Событийный туризм: там, где самое интересное. Все просто – есть такие события, пропустить которые некоторые считают недопустимым! Визит событийных туристов всегда обусловлен неким мероприятием - это могут быть всемирно известные фестивали (карнавал в Бразилии, праздник молодого вина во Франции, Октоберфэст), но не только. Мероприятие может быть культурным, спортивным, историческим, деловым [7, с. 122].

Пожалуй, свои знаковые события найдутся в каждом регионе, и все они достойны внимания и находят своих поклонников. Вспомним фестиваль джаза в Коктебеле, цветение тюльпанов в Калмыкии или лотосов под Астраханью, «Рок над Волгой» или «Черешневый лес» - их не перечесть.

Экотуризм: для тех, кто ищет чистоту природы. Такой туризм часто путают с сельским или фермерским, когда уставший от городской жизни человек вырывается из мегаполиса, чтобы пожить простой жизнью в соприкосновении с природой, выбирая для этого специальные кемпинги, лагеря или эко-поселения, допускающие на свою территорию пришлых постояльцев. Суть верна: весь эко-туризм построен на том, чтобы путешественник оказался один на один с природой. Для этого люди обычно устремляются в дикие, не тронутые цивилизацией места. И хотя жанр предполагает обитание в исконно природной среде, сейчас появляются специальные кемпинги, приюты и отели, чтобы сделать проживание «в диких условиях» более комфортным.

Ярким признаком экотуризма выступает то, что турист непременно должен совершать некие полезные для окружающей среды действия, от элементарной уборки мусора до очистки ручьев, устранения последствий аварий, спасения животных. Эко-туристы часто занимаются исследованиями необжитых территорий: их географии, климата, растительного и животного мира и т.п. [15, с. 8].

Любое путешествие расширяет картину мира и кругозор, благоприятно отражается на здоровье и жизневосприятии.

Есть такие виды туризма, которые в новое время пользуются повышенным интересом, привлекают все больше путешественников, являются наиболее перспективными. А всего лишь несколько десятилетий назад спрос на них был минимальным. Стоит уделить внимание таким направлениям, как:

- Гастрономический туризм – это посещение курортов мира с целью попробовать национальную кухню, посетить множество ресторанов, оценить напитки и деликатесы. Среди различных видов туризма, этот не требует много затрат, так как еду путешественники будут покупать в любом случае;

- Космический туризм – наиболее перспективный вид туризма, который пока не получил развития, но о его широком внедрении уже говорят. Стоимость билета составляет свыше 100 000 долларов, требуется отменное здоровье, зато это отличный вариант для тех, кто в детстве мечтал стать космонавтом;

- Туризм с проживанием – это не совсем развивающийся вид туризма, однако сейчас он переживает новый всплеск. Гости едут на зиму в Камбоджу, Вьетнам, Черногорию и другие теплые страны, где переживают непогоду – находятся несколько месяцев, после чего возвращаются на родину;

- Сельский туризм – в нашей стране распространен нешироко, а в США и Европе уже пользуется популярностью. Смысл заключается в том, чтобы уехать от небоскребов и машин, забросить телефон и провести недельку на «даче», копая грядки или ухаживая за цветами. Впрочем, жизнь на ферме россиян пока не прельщает.

К слову сказать, в ближайшем будущем понятие и основные виды туризма останутся неизменными. Путешественников по-прежнему будет привлекать отдых на пляжах, спуски с гор на лыжах, посещение баров и ресторанов. Развитие видов туризма хотя и происходит, но больше направлено на улучшение условий и уровня сервиса.

Необычные виды туризма в мире. Существуют нетрадиционные виды туризма, которые не распространены широко, но имеют армию поклонников и представляют определенный интерес для ценителей [10, с. 51].

- Городской туризм – необычный вид туризма, при котором путешественники совершают «сталки», осматривают старые разрушенные заводы, подземки метро, катакомбы и другие рукотворные и мрачные сооружения;

- Диггерство – другой вид туризма, который заключается в вылазках в пещеры и нерукотворные сооружения под землей;

- Виртуальный туризм, как новый вид туризма – осмотр достопримечательностей с помощью компьютера, 3Д-туров, панорам. Такое путешествие, конечно, не позволит получить настоящие эмоции, но в целом является интересным, а самое главное – полностью бесплатным;

- Военный туризм – путешественник отправляется туда, где идут активные военные действия. Что может быть лучше, чем оказаться под градом пуль, гранат и бомб? Несмотря на то, что такие путешествия похожи на самоубийство, они все же востребованы среди экстремалов и любителей приключений. Нередко туристы расстаются с жизнью во время такого отдыха;

- Виды туризма для людей с ограниченными возможностями – по сути, ничем не отличаются от традиционных путешествий, но маршрут и отель выбираются с учетом особенностей человека, чтобы ему было легко и удобно передвигаться;

- Нелегальные виды туризма – наших соотечественников привлекают интересные виды туризма, связанные с риском. Пробраться в Чернобыль, на территорию воинской части, охраняемый объект.

Эти новые виды туризма имеют обширные перспективы развития. Пляжи, море и аттракционы уже порядком приелись, хочется чего-то необычного, интересного и насыщенного.

Самое популярное время для посещения курортов – высокий сезон, когда погода радует солнечными денечками, купаться в море приятно, а развлечений предлагается огромное количество. Впрочем, существуют такие виды туризма, которые в общем, востребованы в любое время года [3, с. 11].

- Высокий сезон – по-прежнему пользуется повышенной популярностью и вниманием. Туристы любят нежиться на пляжах, загорать, наслаждаться сервисом. Правда, у этого вида туризма есть недостаток – из-за обилия гостей не хватает мест, отели нужно бронировать заранее, наблюдается давка, а муниципальные пляжи становятся грязными;

- Бархатный сезон – такой туризм, как специфический вид досуговой деятельности, предполагает отдых, когда основная масса путешественников уже отправилась домой. Нет привычной давки, а погода все еще остается прекрасной. Правда, уже может отмечаться похолодание, снижение температуры особенно ночью;

- Низкий сезон – на большинстве курортов плавать в это время года не получится из-за прохлады. С другой стороны, можно осматривать достопримечательности, наслаждаться салонами красоты и спокойствием. Плюс такого времяпрепровождения – повышенная забота со стороны обслуживающего персонала, ведь вы будете одним из немногих гостей.

Выбирая, когда поехать на курорт, стоит учитывать климатические условия и погоду. Бывали случаи, когда работники турфирм продавали путевку ничего не подозревающему путешественнику, а на месте выяснялось, что в выбранной стране сейчас не сезон, отдых был испорчен.

Туризм, как вид активного отдыха не является полностью безопасным, так как никто не может гарантировать, что вы не упадете на лыжах, не получите укус насекомых в джунглях или случится другая напасть. Наиболее опасными видами отдыха являются активные развлечения. На отдыхе существует несколько факторов риска: [12, с. 70].

- Травмоопасность – конечно, получить перелом можно и дома, но если вы будете лазать по горам, покорять реки, прыгать с парашютом, вероятность что-то повредить увеличивается;

- Отравление – этот фактор особенно опасен в развивающихся странах, поэтому покупать пищу у уличных торговцев не рекомендуется. Внимательно отнеситесь и употребляемой воде – она далеко не всегда безопасна;

- Воздействие окружающей среды – от солнца можно получить ожог, попасть под ливень, шквалистый ветер. Будьте внимательны, особенно, если едете в не сезон. Цунами или ураган, прогнозируемые синоптиками – повод, чтобы отказаться от тура;

- Терроризм и национальные конфликты – к сожалению, отправляясь в другую страну, следует заранее узнать, насколько там безопасно отдыхать. Возможно, бывают случаи нападения на туристические автобусы, другие мероприятия. Если страна находится на грани революции, происходят политические процессы и акции, ехать туда не стоит.

Таблица 2.1 -Въезд в Республику Беларусь иностранных граждан (тыс. прибытий)

Региональная структура въездного потока

Количество прибытий иностранных граждан

   
2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего, в т.ч. 4737,8 5673,8 5877,2 6127,5 6240,4 5350,0 4357,2
из стран СНГ 2490,4 3153,9 3627,2 3881,9 4100,2 3352,4 2844,2
из стран вне СНГ 2247,4 2519,9 2249,9 2245,6 2140,2 1997,6 1513,0

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7].

 

Более того, с 2015 г. по 2017 г. количество прибытий иностранных граждан сократилось на 1883,2 тыс. или на 30,2 %, в т.ч. из стран СНГ – на 1256,0 тыс. или 30,6 %, стран вне СНГ – на 627,2 тыс. или 29,3 %. Следует принимать во внимание, что Государственный пограничный комитет не ведет учет въездных потоков, прибывающих через «прозрачную» белорусско-российскую границу, что ограничивает возможности проведения анализа и существенно «занижает» показатели как въездного, так и выездного международного туризма Беларуси.

Несмотря на реализуемые меры государственной политики и развитие частного сектора турбизнеса, сравнение основных показателей развития въездного туризма в Республике Беларусь со странами Центральной и Восточной Европы указывает на сохраняющееся до настоящего времени отставание (таблица 2.2). При этом следует учитывать, что основная часть посетителей прибывает в Беларусь на краткосрочный период с личными целями, для посещения друзей и родственников, а также транзитом, в связи, с чем отставание по параметрам доходов от международного туризма представляется более существенным, чем при сопоставлении величины туристских потоков  [9, с. 46].

 

Таблица 2.2 - Основные показатели развития въездного туризма в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, 2017 г.

Страна Количество прибытий иностранных посетителей, тыс. Количество прибытий иностранных посетителей в расчете на 100 местных жителей Объем доходов от въездного туризма, млн. долларов США Объем доходов от въездного туризма в расчете на 1 жителя, долларов США
Беларусь 4 357* 46* 734 78
Венгрия  14 316 143 5 344 534
Грузия 2 279 53 1 936 450
Эстония  2 763 213 1 500 1154

 

Продолжение таблицы 2.2

Латвия  2 024 96 895 426
Литва  2 071 69 1 147 382
Польша  16 728 44 9 728 255
Россия  31 346 22 8 465 59
Румыния  2 235 10 1 704 79
Словакия   6 816 124 2 363 430
Украина  12 428 27 1 082 24
Чехия  11 148 104 6 048 565

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11].

 

Динамика организованных (обслуживаются турфирмами) въездных туристских потоков также не имеет устойчивого положительного тренда, особенно в отношении туристов из стран вне СНГ, где на формирование въездных потоков наиболее сильно влияют погранично-визовые и имиджевые проблемы Беларуси, неразвитость туристской инфраструктуры и высокая конкуренция со стороны других туристских дестинаций (таблица 2.3). По официальным данным, количество организованных туристов из стран вне СНГ, несмотря на бурное развитие гостиничного сектора столицы и проведение Чемпионата мира по хоккею в Минске, снизилось в 2016 г. на 3,7 % по сравнению с предыдущим 2015 г., а в целом за последние 10 лет количество организованных туристов из стран вне СНГ сократилось в 3 раза. В 2017 г. падение организованного въездного турпотока продолжилось в основном за счет снижения количества гостей из России, переживающей экономический кризис. В сложившейся ситуации Белстат предпринял попытку «подсластить» ситуацию путем изменения методики учета, впервые предложив обобщенные статистические данные по туристам, совершавшим ночлег, и однодневным экскурсантам.

 

Таблица 2.3 - Динамика и структура организованных въездных туристских потоков в Беларусь (прибытий) [16, с. 78].

Региональная структура въездного турпотока

Количество прибытий организованных туристов

2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017*
Всего, в т.ч. 90 811 120 073 116 049 118 749 136 821 137 444 101 686 276 260
из стран СНГ 28 831 83 432 86 106 96 046 114 183 115 644 81 629 252 296
из стран вне СНГ 61 980 36 641 29 943 22 703 22 638 21 800 20 057 23 964

 Примечание - Источник: [1, с. 38]

 

Несмотря на пропаганду внутреннего туризма и появление ряда новых привлекательных тур объектов, по оценкам экспертов, потребительские стереотипы наиболее платежеспособных слоев общества по-прежнему ориентированы на выездной туризм, посещение более «модных» и «престижных» зарубежных дестинаций с более высоким качеством сервиса по сопоставимым с Беларусью ценам. В результате даже при относительно невысокой покупательной способности белорусских туристов и сравнительно небольших среднедушевых расходах на зарубежные путешествия (менее 100 долл. США в год в расчете на одного жителя), сальдо баланса внешней торговли туристскими услугами, согласно данным Национального банка, хронически является отрицательным и складывается в объеме 100-300 млн. долл. США, усугубляя проблему дефицита внешнеторгового баланса (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 - Баланс внешней торговли услугами Республики Беларусь по статье «поездки», млн. долл. США

  2005 2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Экспорт 93,2 253,1 440,4 486,7 684,7 791,4 867,6 733,8
Импорт 216,2 447,5 621,5 588,2 788,6 1153,3 1158,7 912,4
Сальдо  -123,0 - 194,4 - 181,1 - 101,5 - 103,9 - 361,9 - 291,1 - 178,6

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9].

Гостиничное хозяйство

 

В обеспеченности конкурентоспособности национального турпродукта ключевое значение имеет достигнутый уровень развития туристской инфраструктуры. В 2000-е гг. в развитии гостиничного хозяйства Беларуси в целом наблюдалась положительная динамика, увеличение количества объектов и емкости номерного фонда (таблица 2.5). 

Таблица 2.5 - Основные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения в Беларуси [19, с. 66].

    2005 2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество организаций                
всего, в т.ч.   256 279 359 444 471 481 530 539
гостиницы и                
гостиничные комплексы   244 256 310 349 352 356 375 383
мотели   3 2 3 2 2 2 4 5
другие виды   9 21 46 93 117 123 151 151
Вместимость, мест   26 189 23 504 26 673 28 957 28 452 29 908 35 424 36 951
Численность размещенных лиц, тыс. чел.     1 447,2   1 330,0   1 631,8   1 738,0   1 824,4   1 805,1   1 739,4   1 606,1
Коэффициент загрузки, %    42 45 45 41 43 41 34 29

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10].

В 2005-е гг. был достигнут определенный прогресс в создании новых и модернизации действующих объектов гостиничного хозяйства среднего (категория «три звезды») и высокого класса (категории «пять звезд» и «четыре звезды»). Процессы развития гостиничного бизнеса, привлечения иностранных инвестиций, внедрения инновационных управленческих и маркетинговых технологий в значительной степени сконцентрированы в столице, где наблюдается наибольшая деловая активность и, соответственно, проявляется спрос на услуги отелей высокого класса. Именно в Минске находятся все 4 действующих в Беларуси отеля категории «пять звезд», а также 4 из 6 отелей категории «четыре звезды» (таблица 2.6). 

Таблица 2.6 - Распределение гостиниц по категориям в Республике Беларусь [8, с. 146].

  2005 2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество гостиниц и гостиничных комплексов, в т.ч. по категориям     244     256     310     349     352     356     375     383
пять звезд 2 2 2 3 3 3
четыре звезды 2 3 3 3 4 6 6
три звезды 6 31 24 25 29 32 34
две звезды 4 5 7 6 12 12
одна звезда 3 1 1 1 1
без категории 244 248 267 315 314 313 321 327

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3].

 

 В последние несколько лет в отельный бизнес Беларуси пришли иностранные инвесторы и управляющие компании, появились отели международных сетей, действующие на основе франчайзинга: «Краун Плаза Минск» – сеть Inter Continental Hotels Group, «Ренессанс Минск отель» и «Минск Мариотт отель» – сеть Marriott International, «Hamptonby Hilton Minsk City Center» – Hilton Worldwide. В 2016 г. открылся сетевой отель«Double Treeby Hilton», в ближайшей перспективе – появление первых в Беларуси отелей мировых сетей Hyatt, Accor (проекты в стадии реализации).

Появление в Минске отелей высокого класса, представляющих престижные всемирно известные гостиничные сети, свидетельствует об определенной степени открытости страны для международного бизнеса, формирует доверие деловых кругов, содействует развитию сектора корпоративных и деловых мероприятий (MICE-туризма). Вместе с тем, в аналитических отчетах консалтинговых компаний, публикациях экспертов отмечается, что предложение услуг отелей высоких категорий в Минске уже превышает спрос, данный сегмент рынка близок к насыщению и в результате «к концу 2018 г. ситуация на рынке может стать неблагоприятной для отельеров». 

Ускоренное развитие сектора средств размещения не сопровождалось решением иных проблем туриндустрии (сложный визовый режим, неоптимальная транспортная логистика для прибытия в страну и высокие тарифы на авиабилеты, отсутствие привлекательного туристского имиджа и др.). В результате уровень загрузки возросшего количества гостиниц при ограниченном турпотоке по итогам 2017 г. сократился до одинаковой рекордно низкой отметки 29 % как в стране в целом, так и в г. Минске. Кроме того, наиболее востребованные отели категории 3*-4* в Минске проигрывают в ценовом отношении конкуренцию аналогичным объектам в популярных турцентрах стран Центральной и Восточной Европы, выступающих прямыми конкурентами Беларуси за привлечение туристских потоков. Несмотря на активно критикуемые экспертами и туристами относительно высокие цены в белорусских гостиницах, ключевой показатель экономической эффективности деятельности отелей RevPar (среднесуточная выручка в расчете на один номер) в 2015 г. в минских отелях составлял около 56 долларов США, а в целом по Беларуси – более чем в 2 раза ниже, что значительно уступает средним показателям Европейского региона (около 80 долларов США)  [6, с. 22].

Достигнутая емкость номерного фонда гостиничного хозяйства (20,2 тыс. номеров на 37,0 тыс. мест) не в полной мере востребована на сегодняшний день в условиях низкой популярности Беларуси на мировом и внутреннем туристском рынке. Средний уровень загрузки гостиниц снизился с 2012 г. по 2017 г. во всех без исключения регионах Беларуси (административные области и г. Минск). Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что важным фактором, обеспечивающим стабильный спрос на услуги гостеприимства, является массовый внутренний туризм, стимулирующий формирование конкурентоспособного турпродукта, привлекающего и иностранных гостей. В этой связи наблюдается негативная тенденция отсутствия роста числа граждан Беларуси, останавливающихся в гостиницах и аналогичных средствах размещения (таблица 2.7). Внутренний организованный и самостоятельный туризм постепенно набирает популярность, но по-прежнему не является достаточно массовым в сравнении с развитыми странами. В течение 2017 г. в стране с населением 9,5 млн. жителей численность организованных туристов, отправленных по маршрутам тура в пределах территории Республики Беларусь, составила 91,5 тыс. человек (менее 1 % населения), организованных однодневных экскурсантов – 745 тыс.

Таблица 2.7 - Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения в Республике Беларусь, тыс. человек

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};
  2005 2007 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Численность размещенных лиц – всего, в т.ч.   1447,2   1330,0   1631,8   1738,0   1824,4   1805,1   1739,4   1606,1
граждан Беларуси 1186,9 1083,5 1126,7 1144,2 1096,7 1065,3 997,9 918,5
граждан иностранных государств, в т.ч.    260,3   246,5   505,1   593,7   727,7   739,9   741,5   687,6
из стран СНГ 179,7 149,7 351,3 440,3 563,1 570,7 559,8 498,5
из стран вне СНГ 80,6 96,8 153,9 153,5 164,6 169,1 181,6 189,1
Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.