Проблемы территориальной организации туризма в Беларуси — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проблемы территориальной организации туризма в Беларуси

2020-07-08 110
Проблемы территориальной организации туризма в Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

В основе концепции туристских кластеров лежат научные принципы исследования явления территориальной концентрации в рамках производственной системы. М. Портер определяет кластер следующим образом: это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. В Беларуси в настоящее время методология создания кластеров рассматривается как инновационный инструмент организации производственных процессов и преодоления кризисных тенденций в хозяйственной деятельности. Беларусь в данной сфере ориентируется в частности на опыт Германии и Польши [10, с. 52].

Туристский кластер можно определить как группу предприятий туристского комплекса, объединенных единым технологическим процессом обслуживания посетителей дестинации или участвующих в формировании единого турпродукта, потребляемого туристом или одним сегментом туристского спроса. Предприятия, формирующие кластер, относятся как к производителям товаров и услуг для туристского потребления (турагентства, гостиницы, рестораны и т.п.), так и к организациям, обеспечивающим функционирование коммерческого сектора (госучреждения, вузы, НИИ и др.). При этом все участники кластера не только кооперируются, но и вступают в конкурентную борьбу, что является движущей силой развития кластера. Кластеры играют решающую роль в формировании туристских центров, привлечении в них посетителей и повышении их конкурентоспособности, являются продуктом рыночной экономики. Они не могут быть созданы в приказном порядке, но государство или общественные силы могут выступать инициаторами процесса кластер образования и поддерживать их формирование. Каркасом кластера является цепочка накопления стоимости, которая состоит из последовательно создаваемых и потребляемых услуг: транспортные, размещение, питание, отдых и рекреация, розничная торговля и др. Процесс создания туристских кластеров запускается путем первоначального стратегического планирования на основе эффективных мотивационных механизмов кооперации туристской индустрии. При этом стратегическое планирование опирается на территориальную организацию туристского комплекса.

Анализ территориальной организации туризма в Беларуси, выявил, что главным ее недостатком является низкий статус рекреационной функции в структуре землепользования. Это не позволяет сформировать полноценный пространственный базис туристского хозяйства страны в условиях господства государственной собственности на землю. Территориальное закрепление рекреационных функций возможно путем создания туристских дестинаций нового типа - ландшафтных     парков как     туристских территорий с развитыми природоохранными функциями, что требует серьезной переработки земельного, туристского и природоохранного законодательства [33, с. 17]. 

Вместе с тем попытки создания специализированных туристско-рекреационных территорий в Беларуси уже имеются. В целях создания благоприятных условий для развития туризма и туристической инфраструктуры на территории, прилегающей к белорусской части Августовского канала и русла реки Неман был создан специальный туристско-рекреационный парк «Августовский канал». Функции и права по управлению парком возложены на администрацию свободной экономической зоны (СЭЗ) «Гродноинвест». Территория парка «Августовский канал» составляет 5750 га и состоит из 4 секторов в г. Гродно и Гродненском районе: «Августовский канал, р. Неман», «Радзивилки», «Сопоцкин», «Святск». Резидентам парка предоставляются налоговые и таможенные льготы для инвестиционных проектов: для предприятий-резидентов налоговая нагрузка уменьшается в среднем на 70%. Тем не менее, прорыва в развитии туристической индустрии на данной территории не происходит. Число объектов туризма и гостеприимства существенно не растет, туристический поток не большой. И это несмотря на законодательно закрепленную туристско-рекреационную специализацию парка «Августовский канал», административные рычаги управления территорией, огромные капиталовложения в реконструкцию канала и предоставляемые льготы для инвестиций в туристическую индустрию. 

Таким образом, опыт, полученный в результате создания туристско-рекреационного парка, свидетельствует о проблематичности осуществления эффективных проектов только за счет повышения статуса туристско-рекреационной функции территории. Помимо этого требуется изменение самого механизма организации туристической индустрии в отдельном регионе.

Попытка создания в 2011 г. специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» на принципах СЭЗ не привела к созданию образцовой дестинации, что связано с рисками организации в парке бизнеса в сфере туризма и гостеприимства: удаленность от центров туристского спроса, ярко выраженная барьерная функция государственной границы на пути туристских потоков из Польши и Литвы, нестабильность правовых условий для бизнеса, осторожность местных игроков туристского рынка при работе с компанией учредителем парка как с бизнес-партнером. Как повлияет безвизовый режим на развитие туризма в зоне Августовского канала, покажет время[17, с. 44].

Специальных органов управления каждая зона в отдельности не имеет. Возможности управления туризмом в районах ограничены после объединения отделов туризма и образования. Все это делает невозможным эффективное управление туристскими зонами, а осуществление возложенных на них задач - практически невыполнимым. В итоге на практике туристские зоны являются исключительно формальными образованиями [14, с. 9].

Таким образом, сложившаяся система территориальной организации туризма в Беларуси развивалась на основе административных механизмов управления и практически исчерпала свои возможности для развития. Использование административных рычагов в данном контексте требует больших усилий для изменения законодательства. Инициировать такие изменения призвано лоббирующее министерство или ведомство, однако такие инициативы либо не будут услышаны (малый «вес» Минспорта и периферийное положение в системе управления экономикой), либо будут слабо аргументированы (нехватка управленческих полномочий и компетенций в области аналитико-статистического аппарата). Поэтому создание кластеров на основе самоорганизации и кооперации местных игроков туррынка является актуальным с точки зрения формирования региональных дестинаций.

Областью апробации дестинационного подхода в Беларуси стал Агро экотуризм как наиболее гибкая сфера, развивающаяся на принципах чистой конкуренции, не забюрократизированная и быстро реагирующая на изменения рынка. Эти свойства рынка Агро экотуризма обусловлены, во-первых, либеральной государственной политикой в данной сфере, а во-вторых, вовлеченностью в бизнес мотивированных физических лиц и домашних хозяйств, не обремененных юридическим оформлением предпринимательской деятельности и регламентированным бухгалтерским учетом. В этой сфере на рынок легко войти и просто выйти. Все это вместе способствует тому, что внедрение инноваций в Агро экотуризме находит быстрый отклик, позволяющий, с одной стороны, придать быстрый импульс ожидаемым экономическим процессам, с другой – быстро оценить их эффективность. Эти особенности делают Агро экотуризм удобным «полигоном» для апробации дестинационного подхода [3, с. 74].

На практике создание туристских дестинаций как устойчивых самоорганизующихся систем начинается с оценки местного потенциала кооперации между представителями туристского бизнеса, органов управления и общественности в интересах развития туризма, а также инфраструктурного и ресурсного потенциалов. Самым эффективным способом такой оценки является проведение конкурса местных инициатив в данной сфере. Проведение такого конкурса требует соответствующих ресурсов, которые в Беларуси были привлечены в рамках проекта международной технической помощи «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого Программой развития ООН и координируемого на национальном уровне Минспорта.

Критерии отбора перспективных дестинаций определяются потребностями оценки потенциала регионов с упором на три базовых элемента: потенциал кластер образования (государственно-частного партнерства, кооперации), компетентностный потенциал и потенциал развития устойчивого туризма. Кластерообразование – ключевой процесс формирования туристских дестинаций как субъектов конкуренции и стратегических объектов предпринимательства, о чем было сказано выше. Компетенции являются в настоящее время основным фактором успешного развития туристской индустрии в целом. Потенциал развития устойчивого туризма на принципах Квебекской декларации по экотуризму крайне важен в условиях современной тенденции экологизации туристского рынка и с учетом туристско-рекреационного потенциала Беларуси.

В качестве инициаторов создания туристских дестинаций выступили резиденты Брестской и Гродненской областей: представители частного бизнеса, НГО, местных органы управления и самоуправления. По итогам конкурса было определено 17 проектных туристских дестинаций. В целом для эффективного запуска процессов самоорганизации туристских дестинаций был предпринят комплекс мер по следующим направлениям: [10, с. 56].

– организация и осуществление стратегического планирования дестинаций экотуризма, направленные на обеспечение устойчивого развития местной экономики и увеличение числа и роли местных малых и средних предприятий, работающих в туризме и гостеприимстве;

– издание стратегий развития дестинаций, разработанных инициативными группами под руководством бизнес-тренеров и с привлечением экспертов;

– экспертные оценки и рекомендации по развитию туристских дестинаций, подготовка для представителей бизнеса специализированного учебного бизнес-пособия;

– повышение компетентностного потенциала через обучение представителей малого и среднего бизнеса, производителей товаров и туристских услуг, организаций, способствующих развитию туризма и бизнеса по специально разработанным образовательным программам в Беларуси и за рубежом;

– финансирование местных инициатив с целью повышения привлекательности местного турпродукта и построение эффективных туристских кластеров.

Результативность процесса стратегического планирования развития дестинаций и самоорганизации туристских кластеров в сфере агроэкотуризма косвенно отражают результаты развития Агро экотуризма в районах Гродненской и Брестской областей за период 2012–2014 гг., когда был реализован проект. Обобщенные показатели результативности развития Агро экотуризма за указанный период представлены в таблице 3.1

Характерно, что динамика основных показателей развития Агро экотуризма в районах, охваченных целенаправленным процессом создания агроэкотуристских кластеров, гораздо выше, чем в сопредельных районах Брестской и Гродненской областей, которые не участвуют активно в процессе стратегического планирования развития дестинаций (таблица 3.1).


Таблица 3.1. - Динамика развития агроэкотуризма в районах Брестской и Гродненской областей, 2015-2017 гг.

Районы Формируемые дестинации Выручка в 2015г., тыс. долл.  Выручк а в 2017г., тыс. долл. Рост числа субъектов агротур., % Рост числа гостей, % Рост выручки, %
  Гродненская область

                            

Берестовицкий   3,3 7,0 150,0 465,4 210,0
Волковысский  По следам древних шахтеров 18,0 6,1 100,0 12,3 33,7
Вороновский   14,3 51,2 88,9 198,6 359,2
Гродненский  Зеленый оберег Гродно 54,8 350,5 1033,3 549,2 639,0
Дятловский   44,0 13,6 45,5 57,8 31,0
Зельвенский Зельвенскийдыяруш 50,6 76,0 38,9 217,0 150,2
Ивьевский   119,9 73,6 35,3 23,4 61,4
Кореличский Мирское графство 14,7 71,3 428,6 394,6 486,2
Лидский  Наследие Гедимина 14,7 186,1 400,0 1942,2 1264,3
Мостовский    20,4 17,0 90,0 257,1 83,3
Новогрудский Земля Мицкевича 8,0 25,7 200,0 232,1 320,8
Островецкий   16,1 21,5 175,0 16,1 133,5
Ошмянский   59,0 52,2 57,1 123,8 88,4
Свислочский Край пущанских чудес и таинств 38,4 35,9 69,2 32,3 93,6
Сморгонский Северные Афины 1,9 155,9 725,0 6946,7 8275,4
Щучинский Щучинская 7,5 75,9 180,0 4153,3 1016,0
Слонимский    191,7 15,4 22,2 18,8 8,1

              Брестская область                              

Барановичский Зеленое кольцо Барановичей 37,4 57,1 131,3 212,7 152,5
Березовский Долина реки Ясельда 42,5 88,0 185,7 124,9 207,1
Брестский   119,4 273,5 162,5 178,5 229,1
Ганцевичский   0,0 17,3 300,0 - -
Дрогичинский   32,8 32,6 122,2 143,6 99,4
Жабинковский   43,4 31,8 137,5 66,7 73,4
Ивановский Мотольский шлях 20,2 27,8 114,3 182,9 137,5
Ивацевичский   1,4 21,0 111,1 182,4 1478,5
Каменецкий Беловежский тракт 43,7 148,0 154,3 235,9 338,8
Кобринский Мухавецкая кумора 8,2 14,9 200,0 132,9 182,2
Лунинецкий   9,4 8,7 160,0 145,1 92,8
Ляховичский   7,1 35,0 700,0 349,2 494,0
Малоритский   12,3 66,7 157,1 291,0 543,9
Пинский Пинское Полесье 13,5 29,7 191,7 188,4 220,7
Пружанский   14,3 20,2 180,0 151,0 140,7
Столинский Полесская Амазония 140,9 280,4 118,2 261,9 199,0

Районы с дестинациями

514,93 1629,0 197,4 330,8 316,4

Районы без дестинаций

708,82 758,6 94,9 88,8 107,0

 Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6].

Примечательно сравнение районов областных центров – Брестского (не был охвачен процессом стратегического планирования в рамках проекта) и Гродненского (разработана стратегия объединенных инициатив «Зеленый оберег Гродно» и «Райская долина»). В Гродненском районе в 2013 г. было лишь 6 субъектов агроэкотуризма против 32 в Брестском, а в 2015 г. это соотношение составило 62 против 52. При этом выручка от агротуризма в Гродненском районе в 2015 г. превысила показатель Брестского района в 1,3 раза. Доходность субъектов агроэкотуризма Гродненского района выше, чем в Брестском, при том, что Брестский район обладает уникальными ресурсами биосферного резервата «Прибужское Полесье», находится в непосредственной близости от Беловежской пущи, имеет более выгодное транспортно-географическое положение и лучшие климатические условия для летнего отдыха.

Таблица 3.2 - Сравнение динамики развития агроэкотуризма в районах, охваченных процессом стратегического планирования развития дестинаций, и не участвовавших в нем, 2015-2017 гг. [19, с. 12].

Показатели развития агроэкотуризма Районы  с дестинациями Районы без дестинаций
Число агроусадеб в 2013г. 195 215
Число агроусадеб в 2015г. 385 204
Динамика числа агроусадеб., % 190,6 88,3
Число гостей в 2013г. 21608 35491
Число гостей в 2015г. 71469 31504
Динамика числа гостей, % 330,8 99,0
Выручка в 2015г., тыс. долл. 554,1 669,7
Выручка в 2017 г.., тыс. долл. 1629 758,6
Динамика выручки, % 294,0 113,3

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [18].

 

Таким образом, в целом применение кластерного подхода позволило получить новый опыт в сфере развития туризма: достигнута активизация процессов самоорганизации туристской индустрии в отдельных регионах на принципах кооперации турбизнеса, организации устойчивого экотуризма и стимулирования компетентностного роста в данном секторе. Стратегическое планирование дестинаций позволяет внедрять в практику регионального управления туризмом в Беларуси рыночные инструменты, которые являются альтернативой командно-административным подходам управления туристско-рекреационными территориями.

На начало 2018 года туристическую деятельность в Республике Беларусь осуществляли 1444 организации, услугами которых за 2017 год воспользовалось около 2 млн. туристов и экскурсантов. Туристические организации республики сотрудничают более чем со 120 странами мира. Так, Беларусь в прошедшем году посетили туристы из таких далеких стран, как Южная Африка (94 человека), Малайзия (81 человек), Филиппины (79 человек), Индонезия (30 человек), Бразилия (28 человек), Мексика (16 человек), Венесуэла, Боливариан-ская Республика (15 человек), Шри-Ланка (13 человек), Доминиканская Республика (11 человек), Чили (7 человек), Колумбия и Гватемала (по 5 человек), Коста-Рика и Маврикий (по 1 человеку).

В Республике Беларусь активно развивается агроэкотуризм. Красота природы, самобытный белорусский фольклор, праздники, обряды, традиции, национальная белорусская кухня и теплый радушный прием – все это оставляет неизгладимые впечатления и эмоции у гостей.

С 1 января 2018 г. у иностранных туристов появилась возможность безвизового въезда на территорию туристско-рекреационной зоны «Брест», безвизовое пребывание для гостей на территории Гродно и всего Гродненского района продлено до 10 суток. Это уже дало хорошие результаты.

Идет активная работа по популяризации II Европейских игр 2019 года и Чемпионата мира по хоккею 2021 года. Эти мероприятия уже прорекламированы на международных туристических выставках в Испании, США, Эстонии, Германии, России.

С 10 по 16 июля был проведен ознакомительный тур для руководителей пресс-служб Европейских олимпийских комитетов.

Продолжается работа по развитию сотрудничества в сфере туризма с Китайской Народной Республикой. В январе 2018 года в г. Чунцине (КНР) прошла церемония открытия Года туризма Беларуси в Китае. Подписан соответствующий Меморандум о взаимопонимании между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Государственным управлением по туризму Китайской Народной Республики.

Правительством нашей страны утвержден План мероприятий по проведению Года туризма Беларуси в Китае с более чем 50-ю организационными, маркетинговыми мероприятиями, а также мероприятиями по развитию туристической инфраструктуры, подготовке кадров и др.

Министерством спорта и туризма в этом году туристический потенциал Беларуси уже представлен на 3-х туристических выставках в КНР: в Пекине – на выставках «КОТТМ 2018», на Пятой международной выставке в сфере торговли услугами; в Шанхае – на «Ай ти Би Чайна».

В ноябре туристический потенциал страны будет представлен на Китайской международной выставке импорта «Чайна Интернешнл Импорт Экспо».

 

В сентябре был проведен ознакомительный тур для туроператоров из Китая, посвященный Году туризма Беларуси в Китае.

В рамках рабочего визита Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Китайскую Народную Республику 8-10 июня 2018 г. подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном безвизовом режиме для владельцев обычных паспортов. Планируется, что оно заработает до конца текущего года.

Национальным банком продолжается оптимизация осуществления платежей с использованием банковских карточек Чайна Юнион Пэй.

Министерством образования совместно с Национальным агентством по туризму ведется работа по подготовке гидов-переводчиков китайского языка и их аттестация.

В областях и г. Минске ведется работа по созданию условий, привычных для китайских граждан, в средствах размещения, на объектах туристической инфраструктуры (программа «Чайна Френдли» – наличие китайскоязычой версии сайтов, сотрудников службы приема, владеющих китайским языком, бесплатного Wi-Fi, китайского телевизионного международного канала, саун и бассейнов, буклетов гостиниц на китайском языке).

Облисполкомами, Минским горисполкомом проводится работа по установке элементов навигации системы пространственного ориентирования для китайских туристов на основных туристических маршрутах. Наиболее крупные музеи страны оснащены аудиогидами на китайском языке.

В Национальном аэропорту на китайский язык переведены системы визуального ориентирования, информационные табло, мониторы и объявления, сайт аэропорта дополнен версией на китайском языке.

В целях повышения качества экскурсионных услуг с 2007 года в республике проводится профессиональная аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков. По состоянию на 20.06.2018 в Беларуси всего 1 079 аттестованных специалистов (894 экскурсовода и 185 гидов-переводчиков).

Сегодня в Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016 – 2020 годы направлена на формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики.

В целях создания благоприятных условий для развития туризма в Республике Беларусь, удовлетворения потребностей граждан в отдыхе и оздоровлении Главой государства были приняты указы Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» и от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». 9 января 2017 г. принят Указ № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан», 24 июля 2018 г. принят Указ № 295 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь». Документом устанавливается безвизовый порядок въезда в Беларусь на срок не более тридцати суток при въезде через Государственную границу Республики Беларусь Национальный аэропорт Минск.

26 декабря 2017 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 462 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан», в соответствии с которым установлен безвизовый порядок въезда, выезда и временного пребывания при индивидуальном либо групповом посещении территории специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и прилегающих к нему территорий, и туристско-рекреационной зоны «Брест» на срок до 10 суток.

В соответствии с принятым Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 2018 года № 292 «О мерах по подготовке и проведению II Европейских Игр 2019 года» установлен безвизовый порядок въезда и выезда из Республики Беларусь, и временного пребывания на территории Республики Беларусь с 20 мая по 10 июля 2019 г. для участников Европейских игр, а также официальных представителей Всемирного антидопингового агентства, иностранных специалистов по вопросам борьбы с допингом в спорте и допинг-контролю, иностранных волонтеров, участников коллективов художественного творчества, исполнителей, иных творческих работников, административно-технического персонала, привлеченных к подготовке и проведению Европейских игр; с 10 июня по 10 июля 2019 г. для иностранных туристов, являющихся гражданами государств, перечисленных в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан».

В Беларуси активно разрабатываются зеленые маршруты, которые создаются вдоль естественных зеленых коридоров, долин рек, исторических торговых путей и старых железных дорог. Среди них – маршрут по Лепельскому району Витебской области под названием «Край желтых кувшинок и седых валунов», по рекам Гривда, Щара и Неман «Водными маршрутами Великого княжества Литовского» и другие.

Зеленые маршруты являются основой для реализации проектов, связанных с сохранением природных ландшафтов, культурного наследия, с экологическим туризмом и транспортом, не загрязняющим окружающую среду. Сейчас идет активная работа по разработке новых туристских маршрутов на территории каждой области, проводится сбор заявок желающих заняться оказанием услуг в сфере агроэкотуризма. Для хозяев сельских усадеб запланировано проведение специальных образовательных и обучающих семинаров.

Сегодня в Беларуси широко развернута подготовка туристических кадров. В данной сфере работают 20 высших и 8 средних учебных заведений. Общий набор на эти специальности превышает 2,1 тыс. человек.

1 декабря 2017 года в ходе встречи Премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова с премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном белорусская сторона предложила официально объявить 2018 год Годом туризма Беларуси в Китае.

Ожидается, что проведение Года туризма Беларуси в Китае в 2018 году создаст позитивный информационный фон для продвижения белорусского туризма в Китае и поспособствует увеличению объемов взаимных туристических потоков.

Сегодня Беларусь разрабатывает комплексную концепцию развития туризма не просто как отрасли, а как одного из двигателей национальной экономики. Главным катализатором мирового туризма видится Китай, и Беларуси есть что предложить китайским туристам.

В Беларуси на начало 2018 года осуществляли туристическую деятельность 1444 организации, услугами которых воспользовались более 2 млн. туристов и экскурсантов. Численность белорусов, выезжавших за рубеж, составила 727,5 тыс. человек. Белорусы посетили 117 стран мира. Наиболее посещаемыми зарубежными странами были Турция, Египет, Украина, Болгария, Российская Федерация, Польша, Испания, Греция, Черногория, Чехия, Литва и Италия. Средняя продолжительность пребывания белорусских туристов составила 8 дней. Численность туристов и экскурсантов, посетивших Беларусь, составила 282,7 тыс. человек из 105 стран мира. Страны-лидеры по числу посещений Беларуси: Российская Федерация, Литва, Польша, Латвия, Украина, Китай, Германия, Эстония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Израиль. Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов составила 4 дня. Экспорт туристических услуг по итогам 7 месяцев 2018 года составил $126,1 млн., что на 17,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Рекомендации по совершенствованию развития туризма в Республике Беларусь

 

 

Представляется необходимой разработка Национальной стратегии развития туризма Республики Беларусь совместными усилиями государственных органов власти, представителей турбизнеса и сферы HoReCa, общественных организаций, национальных и международных экспертов. В рамках реализации Стратегии следует предусмотреть обеспечение преференциального режима деятельности отечественных субъектов индустрии туризма (в т.ч. нулевые или пониженные ставки НДС, возможности бюджетного со финансирования и льготного кредитования приоритетных проектов), а также меры по минимизации административных препятствий, осложняющих ведение бизнеса в сфере туризма и HoReCa.

Разработать совместными усилиями государственных органов, общественных организаций, экспертного сообщества и внедрить в практику эффективные коммуникационные механизмы взаимодействия в сфере развития въездного туризма: [14, с. 87].

- создать платформы для B2B-коммуникации с крупными зарубежными туроператорами (воркшопы в сфере экологического, охотничьего, лечебно-оздоровительного, MICE-туризма и др.);

- при разработке детализированного позиционирования Беларуси как уникальной туристской дестинации следует исходить из личного положительного опыта туристов, посетивших Беларусь, их эмоционального восприятия страны и ее жителей;

- принять меры по повышению эффективности межведомственной коммуникации органов государственного управления по вопросам въездного туризма, дебюрократизация процесса принятия решений с участием нескольких заинтересованных госорганов;

- разработать стратегии коммуникационного сопровождения приоритетных видов въездного туризма на государственном уровне с учетом передового зарубежного опыта, подключить к их разработке и реализации экспертное сообщество и отечественных туроператоров;

- уделить максимальное внимание этической стороне государственно-частного партнерства в сфере въездного туризма во избежание возникновения коммуникационных барьеров, блокирующих проекты ГЧП. Проводить с сотрудниками органов госуправления соответствующие коммуникационные тренинги (с привлечением экспертов профессиональных ассоциаций коммуникаторов, например, Ассоциации компаний коммуникационных консультантов). Организовать проведение коммуникационных тренингов с бизнесом и экспертным сообществом, вовлеченным в проекты ГЧП по въездному туризму, на базе Ассоциации туриндустрии;

- разработать национальную коммуникационную стратегию работы с инвесторами с участием Министерства спорта и туризма, МИД, Министерства экономики, привлечением отечественных и зарубежных экспертов. Стандартизировать алгоритмы работы с разными типами инвестпроектов и создать для этой работы соответствующие коммуникационные площадки;

- активно использовать современные коммуникационные платформы в освещении деятельности государственных органов в сфере въездного туризма, поощрять на государственном уровне развитие положительного опыта отдельных должностных лиц и организаций в данном направлении, проводить соответствующие коммуникационные тренинги с представителями государственных структур.

Вместо наблюдающегося процесса фрагментарного регионального «открывания» туристских территорий (Беловежская пуща, Августовский канал и др.) или отдельных пограничных переходов (Национальный аэропорт) целесообразно установить безвизовый режим посещения Беларуси гражданами государств ЕС и стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласно оценкам экспертов, из-за визовых барьеров, ограничивающих въездные туристские потоки, экономика Беларуси ежегодно теряет сотни миллионов долларов. Таким образом, экономический эффект от расширения въездных турпотоков значительно превысит «издержки» в виде недополученных финансовых поступлений от консульского сбора [10, с. 52].

С учетом международного опыта следует упростить процедуру регистрации иностранных граждан в органах МВД, так как существующий в настоящее время порядок регистрации иностранных граждан представляется излишне сложным, предъявляет повышенные требования к коллективным средствам размещения (3-часовой срок передачи данных для регистрации иностранных гостей), но при этом не является надежным инструментом обеспечения национальной безопасности в условиях «прозрачной» белорусско-российской границы, отсутствия регистрации при краткосрочном въезде.

В настоящее время отсутствие необходимого объема достоверных статистических данных и аналитических разработок не позволяет потенциальным инвесторам принимать обоснованные решения об инвестировании проектов. Одним из первоочередных практических шагов, направленных на методическое обеспечение анализа роли индустрии туризма в национальной и региональной экономике, должно стать внедрение вспомогательных (сателлитных) счетов по туризму в соответствии с рекомендациями ЮНВТО, а также регулярное проведение маркетинговых исследований туристского рынка Беларуси экспертными группами под эгидой Национального агентства по туризму.

Представляется актуальным внедрение кластерного подхода в практику планирования и управления развитием туристских территорий, в т.ч. при распределении бюджетного со финансирования инвестиционных проектов учитывать приоритеты комплексного развития специализированных дестинаций вместо поддержки разобщенных локальных проектов.

Много сказано о проблемах развития туризма в Беларуси. Можно цитировать мнения экспертов, чиновников, представителей бизнеса и подкреплять их данными национальной статистики о туризме.

Но сколь подробно это не делай, общее состояние дел в сфере туризма и гостеприимства на протяжении всей истории независимой Беларуси можно описать следующим образом: страна отстает в данной сфере от всех соседей по количеству, ассортименту и качеству услуг гостеприимства, страна плохо узнаваема как дестинации, инвестиций не хватает, въездной туризм не растет так, как желает Правительство, влияние туризма на экономику страны неизвестно, но туристский баланс отрицательный. При этом все участники рынка, включая органы государственного управления, дружно твердят о необходимости развития туризма. В этом все едины. На этом единство заканчивается. На практике мы обнаруживаем противостояние точек зрения государственных структур, имеющих отношение к развитию туризма, и бизнеса, создающего турпродукт [8, с. 143].

С точки зрения государства бизнес должен активизироваться (раскрепоститься) в сфере привлечения туристов и инвестиций в туристскую индустрию, так как для этого государством созданы и продолжают создаваться благоприятные условия.

С точки зрения частного бизнеса государство делает недостаточно для улучшения экономической среды в сфере туризма и гостеприимства. Если бы государство принимало адекватные меры по созданию привлекательной бизнес-среды, то недостатка в инвестициях не было бы.

Представители обоих секторов трудятся, ценят результаты своего труда, отстаивают свои интересы, поэтому обе точки зрения, далеко не всегда совпадающие, с высокой долей вероятности можно назвать недостаточно объективными.

Чтобы избежать предвзятости, попробуем ответить на несколько взаимосвязанных вопросов, которые в контексте развития туризма в Беларуси нам видятся ключевыми.

1. Можно ли достигнуть быстрого прорыва в развитии туризма, не принимая волевых решений на государственном уровне, способных радикально улучшить ситуацию в сфере туризма и гостеприимства? Ответ очевиден – нельзя. Это доказано десятилетиями устоявшейся практики реализации государственной туристской политики, которая в целом обеспечила некоторую положительную динамику туриндустрии, но при этом сопровождалась увеличением отставания в сфере туризма и гостеприимства по сравнению со странами-соседями.

2. Могут ли волевые решения государства, направленные на радикальное улучшение условий развития туризма, привести к резкому росту в туристской индустрии? Ответ – могут. Об этом свидетельствует опыт развития в стране Агро экотуризма, а также санаторно-курортного хозяйства.

3. Почему государство не принимает радикальных решений, способных значительно улучшить ситуацию с развитием туризма? Ответ – в принятии таких решений органы государственной власти либо не заинтересованы, либо не имеют полномочий. Поэтому радикальные решения не прини


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.