Глава 1 теоретические аспекты управления прибылью предприятия — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 1 теоретические аспекты управления прибылью предприятия

2020-07-07 155
Глава 1 теоретические аспекты управления прибылью предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена непрерывными экономическими изменениями, вызванными финансовой и политической нестабильностью в стране, возрастающей ответственностью и самостоятельностью предприятий в области принятия и реализации управленческих решений с целью обеспечения эффективности производственной, финансовой и других видов деятельности, выражаемой в конкретных финансовых результатах.

Общим показателем финансовых результатов выступает прибыль, обеспечивающая разностороннее развитие предприятия, создающая определенные гарантии для его существования за счёт формирования разнообразных резервных фондов, позволяющих преодолевать последствия рисков, связанных с реализацией продукции.Величина прибыли является управляемым параметром на всех стадиях производственно-коммерческого цикла предприятия, что требует её оптимизации посредством планирования, прогнозирования и достижения обоснованной величины, позволяющей осуществлять эффективную деятельность, достигать поставленных целей, но не нести дополнительных расходов, связанных с увеличением налогооблагаемой базы и общей суммы налога.

Следует отметить, что современные организации стали обращать внимание не только на текущую финансовую деятельность, но и на создание основы для эффективного управления финансовой деятельностью в дальнейшем, которая будет способна адаптироваться к изменениям постоянно трансформирующихся экономических условий. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства.

Анализ прибыли является неотъемлемой частью финансового анализа предприятия и его деятельности. Он позволяет выявить ошибки в хозяйственной деятельности, указать руководству на пути дальнейшего развития и выявить резервы максимального увеличения прибыли. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Вследствие выше перечисленного управление прибылью предприятия сегодня становится чрезвычайно актуальным. Оно позволяет выявить основные факторы ее роста и потенциальные возможности предприятия. Стабильная прибыль предприятия выступает основным фактором экономического и социального развития, что обуславливает повышенный интерес к проблемам прибыльности и максимизации финансового результата, а, следовательно, и к комплексному анализу прибыли.

Степень изученности. Проблеме изучения понятия прибыли предприятия, видов и методов анализа посвящены труды многих авторов, среди которых особо следует отметить таких, как Д.С. Агеева [5], А.А. Ильин [14], Т.П. Елисеева [12] и др.

Вопросам изучения методов управления прибылью предприятия посвящены работы И.В. Липатов [18], Р.О. Яковлев [32], С.В. Харченко [28] и др.

Подходы к оценке управления прибылью предприятия исследованы и широко освещены в работах В.М. Алексеев [6], М.С. Алексеева [6], О.И. Волков [11] и др.

Проблемы управления прибылью предприятия и направления совершенствования представлены в трудах таких учёных-экономистов, как Н.В. Колачева [16], Н.Н. Быкова [16], Я.Н. Колмыкова [15]и др.

Объектом исследования выступает прибыль предприятие ООО «ЗМК».

Предметом исследования выступает процесс управления прибылью предприятия.

Целью исследования является анализ управления прибылью ООО «ЗМК».

Задачами исследования являются:

- раскрыть сущность и виды прибыли предприятия;

- изучить методы управления прибылью предприятия;

- рассмотреть подходы к оценке управления прибылью предприятия;

- дать общую характеристику предприятия ООО «ЗМК»;

- провести анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия ООО «ЗМК»;

- провести оценку управления прибылью предприятия ООО «ЗМК»;

- разработать общие рекомендуемые мероприятия по совершенствованию;

- оценить предполагаемый эффект от реализации предложенных рекомендаций.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЗМК»

ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «ЗМК»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать вывод, что прибыль выступает одним из основных финансовых показателей плана и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество производства, производительности труда, уровня себестоимости.

Прибыль можно классифицировать в зависимости от объема издержек, значения конечного результата; характера; в соответствии с видами осуществляемой деятельности; в зависимости от метода расчета; характера инфляционной «очистки»; критерия временного периода формирования и характера использования.

Рентабельность является одним из основных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат, а также, степень использования средств в процессе производства и продажи продукции. Рентабельность полнее, чем прибыль характеризует окончательные результаты деятельности организации, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Процесс выработки и принятия управленческих решений по всем аспектам формирования и использования прибыли предприятия невозможно осуществить без целенаправленной комплексной стратегии управления прибылью. Данной стратегией является современный механизм управления прибылью, который позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению управленческих решений. Разработанный механизм управления прибылью ориентирован на решение тактических и стратегических задач предприятия и может быть использован в процессе хозяйственной деятельности предприятий с целью улучшения его финансовых результатов.

Анализ управления прибылью проводился на примере ООО «ЗМК».

Анализ прибыли выявил рост выручки на 20,5%, что повлекло за собой рост себестоимости на 40,6%. Темп роста себестоимости (+40,6%) оказался много выше темпа роста выручки (+20,5%), что привело к сокращению валовой прибыли на 4,8%. Данные аспекты позволяют судить о недостаточно эффективной деятельности предприятия.

Положительным аспектом деятельности предприятия ООО «ЗМК» является снижение управленческих расходов на 4,8%, однако незначительное их сокращение только замедлило темп сокращения прибыли от продаж (-5,7%). Негативными факторами в деятельности предприятия являются сокращение прочих доходов на 21,1%, а также, рост прочих расходов на 292,2%, которые способствовали значительному сокращению прибыли до налогообложения на 40,4%.

Чистая прибыль предприятия за анализируемый период сократилась на 61,1%, что является отрицательной тенденцией в деятельности предприятия и свидетельствует о снижении деловой активности.

Анализ структуры прибыли предприятия ООО «ЗМК» доказывает её формирование в основном за счёт себестоимости произведённой и проданной продукции – 65,0% в 2018 году. Отклонение по отношению к 2016 году составило +9,4%. В целом имеют место отрицательно складывающиеся тенденции, которые выражаются в увеличении удельного веса затрат на 9,4%. Наблюдается снижение удельного веса валовой прибыли в выручке от продаж на 9,4%, прибыли от продаж на 0,8%, прибыли до налогообложения на 3,5%, чистой прибыли на 4,6%.

Анализ структуры прибыли по направлениям деятельности позволяет судить о формировании в основном за счёт доходов от обычных видов деятельности, выручкой, полученной от ресторанных услуг (50,3%), которая увеличилась на 26,9%.

Выручка, полученная от оказания услуг связанных с проведением праздников, концертов, вечеринок, выросла на 22,1%, от услуг по доставке продуктов питания, наоборот - сократилась на 0,6%. Данные аспекты позволяют судить о том, что наиболее эффективной деятельностью выступает оказание ресторанных услуг.

Об эффективности деятельности ООО «ЗМК» говорят и результаты анализа показателей рентабельности. Так, например, рентабельность продаж сократилась за три года на 22,8%, что обусловлено более быстрым темпом роста себестоимости (+40,6%), чем выручки (+20,5%), а также, сокращением объемов продаж. Рентабельность производства уменьшилась на 33,3%, что позволяет судить об уменьшении прибыльности деятельности. Рентабельность активов уменьшилась на 53,0%, что отражает снижение эффективности оперативной деятельности. Рентабельность собственного капитала снизилась на 89,3%, что говорит о получении меньшей чистой прибыли на рубль собственных средств. Сокращение рентабельности текущих активов на 76,3% является отрицательным моментом и показывает уменьшение прибыли, приходящейся на каждый рубль, вложенный в текущие активы.

Анализ планирования и прогнозирования прибыли методом прямого счета, показал, что план по прибыли в 2018 году перевыполнен на 17,1%. При этом по выручке и валовой прибыли план перевыполнен на 2,4% и 9,0% соответственно. По итогам 2018 года анализируемое предприятие получило на 175 тыс. руб. больше чистой прибыли, чем по факту. Прибыль ООО «ЗМК» от реализации продукции (товаров, услуг) в 2018 году по плану оказалась на 103,3% больше, чем по факту. На рост плановой прибыли оказало влияние сокращение себестоимости продукции на 1,2%. Увеличение управленческих расходов на 1,0% особого значения не имело. По итогам 2018 года предприятие ООО «ЗМК» недополучило прочих доходов на 42,6%. При этом прочие расходы выросли на 99,5%. Это оказало влияние на прибыль до налогообложения, плановый показатель которой уменьшился на 4,6%.

Осуществив планирование прибыли факторным методом, были сделаны выводы: о росте переменных затрат (заработной платы, стоимости материалов и сырья и т.д.) на 40,6%, что обусловлено увеличением продаж продукции;  о росте постоянных затрат на 62,2%, что обусловлено увеличением платежей за коммунальные услуги, зарплаты администрации и т.д. Наблюдается увеличение коэффициента переменных расходов на 0,1 п. п., что является негативным фактором в деятельности.

Маржинальный доход, являясь базовым показателем финансовой деятельности предприятия, определяющим объем продаж, позволяющий получить прибыль, уменьшился на 4,8%, что говорит о снижении прибыли. Об уменьшении прибыли от продаж говорит сокращение коэффициента маржинального дохода на 0,1 п. п.

Операционный рычаг показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема реализации, является степенью влияния структуры затрат на выручку. Высокое значение показателя операционного рычага (12,6) и его положительная динамика (+0,1 п. п.) отражает существенное превышение суммы выручки над прибылью, доказывает рост постоянных и переменных затрат. Рост показателя говорит о снижении запаса финансовой прочности предприятия, что способствует приближению к порогу рентабельности.

В связи с тем, что основным источником дохода предприятия ООО «ЗМК» является выручка, полученная от производства и реализации продукции, были рассчитаны: плановая прибыль за счёт увеличения резерва объемов производства и реализации продукции; плановая прибыль за счёт увеличения резерва роста стоимости за единицу продукции.

Сравнительный анализ эффективности применения разных методов повышения плановой прибыли позволил сделать вывод, что каждый из методов способствует увеличению прибыли ООО «ЗМК».


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г) // Собрание законодательства РФ. - №50. – 2011. - ст.7344.

2. О налоге на прибыль предприятий и организаций: Закон РФ от 27.12.1991 г № 2116-1 (ред. от 08.12.2003 г) // Российская газета. - № 53. – 1992.

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г № 43н (ред. от 29.01.2018 г) // Финансовая газета. – 1999. – №34.

4. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / О.И. Аверина. – М.: КноРус, 2016. – 586 с.

5. Агеева Д.С. Совершенствование управления прибылью предприятия / Д.С. Агеева // Бизнес и общество. - 2019.. - № 1(21). – С.1-6.

6. Алексеев В.М. Управление прибылью предприятия: основные задачи / В.М. Алексеев, М.С. Алексеева // Молодой ученый. - 2016. - № 23 (127). - С. 198-200.

7. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Алексеева. – М.: КноРус, 2016. – 660 с.

8. Афанасьева К.Е. Управление прибылью предприятия и пути его совершенствования / К.Е. Афанасьева // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 11. – С.1-2.

9. Блажевич О.Г. Управление прибылью предприятия / О.Г. Блажевич, Н.С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2017. - №10. – С.1-4.

10. Веснин В.Р. Основы финансового анализа / В.Р. Веснин. - М.: Триада, 2016. - 288 с.

11. Волков О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков. – М.: Наука, 2016. – 563 с.

12. Елисеева Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева. – М.: Феникс, 2017. – 546 с.

13. Ельникова И. А. Концептуальные методы определения прибыли как элемент бухгалтерского учета и учета использования финансовых результатов предприятия / И.А. Ельникова // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 276-281.

14. Ильин А.А. Методы управления прибылью предприятия / А.А. Ильин // Научный журнал меридиан. – 2017. - №5(8). – С.45-47.

15. Калмыкова Я.Н. Сущность прибыли и пути ее повышения на предприятии / Я.Н. Колмыкова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. - № 11. – С.1-3.

16. Колачева Н.В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н.В. Колачева, Н.Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 1(44). - С. 29–35

17. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова. – М.: Дашков и К, 2016. – 734 с.

18. Липатов И.В. Прогнозирование объема выручки / И.В. Липатов // Финансы. - №5. – 2015. - С.15-18.

19. Лысов И.А. Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия / И.А. Лысов // Вестник НГИЭИ. - № 3 (46). - 2015. - С. 60-64.

20. Мантуленко В.В. Управление прибылью предприятия / В.В. Мантуленко, А.А. Керженцева // Инновационная экономика: материалы I Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 48-50.

21. Нехайчук Ю.С. Управление прибылью предприятия в современных условиях развития экономики / Ю.С. Нехайчук, Е.А. Мухина // Инновационная наука. - 2016. - №10. – С.1-7.

22. Омельченко А.В. Основы управления прибылью предприятия / А.В. Омельченко // Аллея науки. – 2018. - №10(26). – С.538-544.

23. Оськина Ю.Н. Обзор методик анализа финансовых результатов / Ю.Н. Оськина, Е.А. Баева // Социально-экономические явления и процессы. - № 4 (050). - 2018. - С. 126 - 130.

24. Роганова С.Ю. Основные подходы к управлению прибылью предприятия / С.Ю. Роганова, Д.В. Суходоев. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 34с.

25. Сверлова А.А. Основы управления прибылью предприятия / А.А. Сверлова // Инновационная наука. - 2016. - №6. – С.1-3.

26. Сергеева О.М. Факторная модель планирования выручки / О.М. Сергеева // Справочник экономиста. - № 6 (84). - 2018. – С.22-26.

27. Ульянина А.С. О некоторых проблемах формирования финансовых результатов деятельности предприятий / А.С. Ульянина, А.Г. Молчанова // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 732-735.

28. Харченко С.В. Современные информационные модели учетного обеспечения управления и формирования прибылью / С.В. Харченко // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 377-382.

29. Шаринова Г.А. Управление прибылью предприятия в современных условиях / Г.А. Шаринова // Современные научные исследования и инновации. - 2014.  -№ 11. - Ч. 2. – С.1-5.

30. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет. - М.: Инфра-М, 2016. - 402 с.

31. Щукина К.Е. Доходы предприятия и их источники / К.Е. Щукина, М.С. Егорова // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 761-763.

32. Яковлев Р.О. Управление прибылью предприятия в современных условиях / Р.О. Яковлев, Э.С. Халафова, К.М. Баранникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. - №12-3. – С.196-198.

33. Якуш И.Ф. Оценка показателей прибыли / И.Ф. Якуш // Финансист. - №5. – 2017. - С.16-19.

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена непрерывными экономическими изменениями, вызванными финансовой и политической нестабильностью в стране, возрастающей ответственностью и самостоятельностью предприятий в области принятия и реализации управленческих решений с целью обеспечения эффективности производственной, финансовой и других видов деятельности, выражаемой в конкретных финансовых результатах.

Общим показателем финансовых результатов выступает прибыль, обеспечивающая разностороннее развитие предприятия, создающая определенные гарантии для его существования за счёт формирования разнообразных резервных фондов, позволяющих преодолевать последствия рисков, связанных с реализацией продукции.Величина прибыли является управляемым параметром на всех стадиях производственно-коммерческого цикла предприятия, что требует её оптимизации посредством планирования, прогнозирования и достижения обоснованной величины, позволяющей осуществлять эффективную деятельность, достигать поставленных целей, но не нести дополнительных расходов, связанных с увеличением налогооблагаемой базы и общей суммы налога.

Следует отметить, что современные организации стали обращать внимание не только на текущую финансовую деятельность, но и на создание основы для эффективного управления финансовой деятельностью в дальнейшем, которая будет способна адаптироваться к изменениям постоянно трансформирующихся экономических условий. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства.

Анализ прибыли является неотъемлемой частью финансового анализа предприятия и его деятельности. Он позволяет выявить ошибки в хозяйственной деятельности, указать руководству на пути дальнейшего развития и выявить резервы максимального увеличения прибыли. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Вследствие выше перечисленного управление прибылью предприятия сегодня становится чрезвычайно актуальным. Оно позволяет выявить основные факторы ее роста и потенциальные возможности предприятия. Стабильная прибыль предприятия выступает основным фактором экономического и социального развития, что обуславливает повышенный интерес к проблемам прибыльности и максимизации финансового результата, а, следовательно, и к комплексному анализу прибыли.

Степень изученности. Проблеме изучения понятия прибыли предприятия, видов и методов анализа посвящены труды многих авторов, среди которых особо следует отметить таких, как Д.С. Агеева [5], А.А. Ильин [14], Т.П. Елисеева [12] и др.

Вопросам изучения методов управления прибылью предприятия посвящены работы И.В. Липатов [18], Р.О. Яковлев [32], С.В. Харченко [28] и др.

Подходы к оценке управления прибылью предприятия исследованы и широко освещены в работах В.М. Алексеев [6], М.С. Алексеева [6], О.И. Волков [11] и др.

Проблемы управления прибылью предприятия и направления совершенствования представлены в трудах таких учёных-экономистов, как Н.В. Колачева [16], Н.Н. Быкова [16], Я.Н. Колмыкова [15]и др.

Объектом исследования выступает прибыль предприятие ООО «ЗМК».

Предметом исследования выступает процесс управления прибылью предприятия.

Целью исследования является анализ управления прибылью ООО «ЗМК».

Задачами исследования являются:

- раскрыть сущность и виды прибыли предприятия;

- изучить методы управления прибылью предприятия;

- рассмотреть подходы к оценке управления прибылью предприятия;

- дать общую характеристику предприятия ООО «ЗМК»;

- провести анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия ООО «ЗМК»;

- провести оценку управления прибылью предприятия ООО «ЗМК»;

- разработать общие рекомендуемые мероприятия по совершенствованию;

- оценить предполагаемый эффект от реализации предложенных рекомендаций.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.