Подходы к оценке управления прибылью предприятия — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Подходы к оценке управления прибылью предприятия

2020-07-07 131
Подходы к оценке управления прибылью предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для руководства любого предприятия вопрос оценки управления прибылью в современных экономических условиях становится крайне актуальным. Прибыль используется для расчета отдельных коэффициентов (доходность собственного капитала, чистая рентабельность продаж и др.), а также для интегрированных показателей (остаточная прибыль, экономическая добавленная стоимость и др.).

Оценка управления прибылью позволяет выявить эффективность использования ресурсов предприятия, определить резервы роста, стабильность достигнутого уровня прибыли, тенденции ее формирования.

Основу оценки управления прибылью предприятия составляет анализ формирования и распределения прибыли предприятия - часть общей методики финансового анализа, где целью выступает получение определённого количества наиболее информативных показателей, способных дать объективную и точную картину финансового состояния предприятия; показать наиболее значимые изменения в структуре активов и пассивов; в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Цель анализа формирования прибыли можно достичь благодаря решению конкретного комплекса взаимодополняющих аналитических задач.

Анализ прибыли предприятия осуществляется по определённому алгоритму, который включает следующие этапы [22, c.540]:

- анализ изменений каждого отдельно взятого показателя за текущий анализируемый период (является горизонтальным анализом);

- анализ структуры соответствующих показателей, а также, определение их изменений (является вертикальным анализом);

- анализ динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (является трендовым анализом);

- анализ влияния факторов на прибыль предприятия (является факторным анализом);

- анализ рентабельности на основании использования коэффициентного метода.

1. Прежде всего, необходимо, используя данные отчета о финансовых результатах за анализируемый период, оценить изменения каждого отдельно взятого показателя прибыли. Поскольку качество прибыли (убытка) определяется ее структурой, целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса каждого вида прибыли.

2. Прибыль может быть получена предприятием в различных видах, поэтому следует провести оценку структуры прибыли, чтобы выявить, в какой степени повлияли на совокупную прибыль предприятия прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прочего имущества и имущественных прав. Анализ прибыли от продаж начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка (нетто) от продаж как наибольший положительный показатель. По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от продаж изменений величин каждого из элементов, определяющих ее формирование.

3. Далее проводится анализ динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов. Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных систем и методов управления, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования.

Методика анализа прибыли представлена в таблице 2 [7, c.168].

Таблица 2 – Методика анализа прибыли предприятия

Прибыль Формула Пояснение
1 Валовая прибыль Пвал = ВР – С ВР– выручка от реализации; С – себестоимость продукции
2 Прибыль (убыток) от продаж Ппр = Пвал – Ру – Рк Пвал – валовая прибыль; Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы
3 Прибыль (убыток) до налогообложения Пдно = Ппр ± Содр ± Свдр Ппр – прибыль от продаж; Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы
4 Прибыль (убыток) от обычной деятельности Под = Пдно – Н Пдно – прибыль до налогообложения; Н – сумма налогов
5 Чистая прибыль Пч = Под ± Чдр Под - прибыль от обычной деятельности; Чдр – чрезвычайные доходы и расходы

Операционными доходами являются []:

- поступления, которые связаны с предоставлением активов предприятия во временное пользование на условиях платности;

- поступления, которые связаны с предоставлением прав, которые возникают из патентов на изобретения, промышленные образцы и иные виды интеллектуальной собственности на платной основе;

- поступления, которые связаны с участием в уставных капиталах иных предприятий;

- поступления, которые связаны с продажей основных средств и других активов, отличных от денежных средств;

- проценты, которые были получены за предоставление в пользование денежными средствами предприятия;

- проценты, которые были получены за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в банке.

Внереализационные доходы состоят:

- из штрафов, пеней, а также, неустоек, связанных с нарушением условий договоров;

- активов, полученных на безвозмездной основе, в том числе по договору дарения;

- поступлений в возмещение причиненных предприятию убытков;

- прибыли прошлых лет, которая была выявлена в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, срок исковой давности по которым истек;

- курсовых разниц;

- суммы дооценки активов.

Чрезвычайные доходы являются поступлениями, которые возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стихийного бедствия, пожара, аварии и др.).

4. Чтобы провести анализ прибыли предприятия от реализации, осуществляется рассмотрение показателя выручки от реализации продукции, работ, оказания услуг, а также, уровень их себестоимости, так как данные показатели оказывают непосредственное воздействие на изменение прибыли предприятия.

Фактор изменения выручки можно рассчитать по формуле (1) [10, C.116]:

∆П вр= ((В отч – В пр) * Рпр) / 100,                           (1)

где:

∆Пвр - изменение прибыли предприятия (от реализуемой продукции) при изменении объема выручки предприятия;

Вотч, Впр - выручка от реализации продукции, работ, оказания услуг, полученная в отчетном и предыдущем периодах;

Рпр - рентабельность прибыли предприятия предыдущего периода.

Фактор изменения себестоимости продукции, работ, услуг можно определить по формуле (2) [10, C.116]:

 

∆П с/с= (- (Ус отч – У с пр) * Вотч) / 100,                   (2)

где:

Усотч, Усб - уровень себестоимости продукции, работ, услуг в отчетном и предыдущем периодах; указанные показатели можно определить как отношение себестоимости продукции, работ, услуг к объему реализованной продукции на основании данных, полученных из формы № 2.

Фактор изменения объема управленческих расходов определяется на основании применения формулы (3) [10, C.116]:

 

∆Пу = (- (Ууотч –Уупр) * Вотч) / 100,                       (3)

где:

Ууотч, Уупр - уровень управленческих расходов в отчетном и предыдущем периодах; указанные показатели можно определить как отношение управленческих расходов к объему реализованной продукции на основании данных формы № 2.

Факторный анализ позволяет сделать вывод о финансовом состоянии предприятия. Он играет большую роль при оценке финансового состояния предприятия, но не является единственным документом, позволяющим сформировать окончательное заключение.

5. Коэффициентный анализ предполагает рассмотрение соотношения абсолютных показателей между собой на основе расчёта разных относительных показателей, которые отражают отдельные аспекты формирования, а также, распределения и использования прибыли предприятия. Основными коэффициентами является группа коэффициентов рентабельности, представлена в таблице 3 [21, c.3].

Таблица 3 - Система показателей оценки управления прибылью (коэффициенты рентабельности)

Наименование показателя Способ расчета
1. Коэффициент рентабельности продаж (ROS) ROS =(ПР /ВР) х 100%
2. Коэффициент рентабельности производства (ROM) ROM = (ПР / СБ) х 100%
3. Коэффициент рентабельности активов (ROA) ROA = (ПР / А ср.) х 100%
4. Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) ROE =(ПР/ СК ср.) х 100%
5. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов (ROA вн) ROA вн =(ПР / ВА ср.) х 100%
6. Коэффициент рентабельности текущих активов (ROA тек) ROA тек =(ПР /ТА ср.) х 100%

 

где:

ПР - прибыль предприятия от продаж (стр.2200);

ВР - выручка предприятия (стр.2110);

СБ - себестоимость проданных товаров, продукции, оказанных услуг (стр.2120);

А - активы предприятия (стр.1600);

СК - собственный капитал предприятия (стр.1300);

ВА - внеоборотные активы предприятия (стр.1100);

ТА – текущие активы предприятия (стр.1200);

Ср. - среднегодовая стоимость - (А (нач)+А (кон)/2).

Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия.

Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:

данный показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;

повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике;

рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;

показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере для предпринимателей.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

5. Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли предприятия и её распределение.

Таким образом, прибыль представляет собой основной финансовый результат, определяющий эффективность производственной деятельности предприятия. Сущность прибыли, которая является одним из важнейших экономических категорий, заключается в выполняемых ею функциях. В связи с этим, вопрос формирования и распределения прибыли на предприятии составляет основу финансового анализа, основанных на применении специальных методик в процессе управления.


ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЗМК»


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.