Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия ООО «ЗМК» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия ООО «ЗМК»

2020-07-07 219
Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия ООО «ЗМК» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проведём горизонтальный анализ прибыли предприятия ООО «ЗМК», данные которого представим в таблице 7.

Таблица 7 - Горизонтальный анализ прибыли предприятия ООО «ЗМК»

Наименование показателя

2017

2018

2019

Изменение 2019/2017

тыс. руб. %
Выручка, тыс. руб. (стр.2110) 38670 42478 46587 +7917 +20,5
Себестоимость продаж, тыс. руб. (стр.2120) 21539 30880 30295 +8756 +40,6
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2100) 17131 11598 16292 -839 -4,8
Управленческие расходы (стр.2220) 15764 9249 15003 -761 -4,8
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. (стр.2200) 1367 2349 1289 -78 -5,7
Прочие доходы, тыс. руб. (стр.2340) 1502 296 1185 -317 -21,1
Прочие расходы, тыс. руб. (стр.2350) 230 740 902 +672 +292,2
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. (стр.2300) 2639 1905 1572 -1067 -40,4
Прочее, тыс. руб. (стр.2460) - 460 - - -
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2400) 2639 1445 1025 -1614 -61,1

 

Анализ финансовых результатов показал, что выручка ООО «ЗМК» в 2019 году увеличилась на 7917 тыс. руб. (+20,5%), что оказало влияние на рост себестоимости на 8756 тыс. руб. (+40,6%). Темп роста себестоимости (+40,6%) был выше темпа роста выручки (+20,5%), что оказало воздействие на сокращение валовой прибыли на 839 тыс. руб. (-4,8%). Отрицательная динамика валовой прибыли свидетельствует о недостаточно эффективной деятельности предприятия.

Снижение управленческих расходов на 761 тыс. руб. (-4,8%) замедлили темп сокращения прибыли от продаж, которая составила в 2019 году 1289 тыс. руб., что на 78 тыс. руб. (-5,7%) ниже значения 2017 года.

Сокращение прочих доходов на 317 тыс. руб. (-21,1%), а также, рост прочих расходов на 672 тыс. руб. (+292,2%), привели к значительному сокращению показателя прибыли до налогообложения на 1067 тыс. руб. (-40,4%). Чистая прибыль предприятия за анализируемый период уменьшилась на 1614 тыс. руб. (-61,1%), что является отрицательной тенденцией в деятельности ООО «ЗМК» и говорит о его снижении деловой активности.

Проведём вертикальный анализ прибыли предприятия ООО «ЗМК», данные которого представим в таблице 8.

Таблица 8 - Вертикальный анализ прибыли предприятия ООО «ЗМК»

Показатель Уровень к выручке 2017 Уровень к выручке 2018 Уровень к выручке 2019 Отклонение, 2019/2018
Выручка, тыс. руб. (стр.2110) 100,0 100,0 100,0 -
Себестоимость продаж, тыс. руб. (стр.2120) 55,6 72,6 65,0 +9,4
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2100) 44,4 27,4 35,0 -9,4
Управленческие расходы (стр.2220) 40,7 21,7 32,2 -8,5
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. (стр.2200) 3,5 5,5 2,7 -0,8
Прочие доходы, тыс. руб. (стр.2340) 3,9 0,7 2,5 -1,4
Прочие расходы, тыс. руб. (стр.2350) 0,6 1,7 1,9 +1,3
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. (стр.2300) 6,8 4,5 3,3 -3,5
Прочее, тыс. руб. (стр.2460) - 1,1 - -
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2400) 6,8 3,4 2,2 -4,6

 

Данные таблицы позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечные финансовые результаты - чистую прибыль (убыток), то есть провести вертикальный (структурный) анализ, с помощью которого определяется изменение соответствующих статей бухгалтерской отчетности.

Анализ структуры прибыли предприятия ООО «ЗМК» позволяет установить, что основную ее часть составляет себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг – 65,0% в 2019 году; 72,6% - в 2018 году; 55,6% - в 2017 году. Показатель 2019 года выше значения 2017 года на 9,4%.

Анализ в целом показал, что имеют место отрицательно складывающиеся в отчетном 2019 году по сравнению с 2017 годом тенденции, выразившиеся в увеличении удельного веса затрат на 9,4%, также доли прочих расходов на 1,3%.

Наблюдается снижение удельного веса валовой прибыли в выручке от продаж на 9,4 %, прибыли от продаж на 0,8%, прибыли до налогообложения на 3,5%, чистой прибыли на 4,6%.

Все это заставляет предприятие ООО «ЗМК» изыскивать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых ее средств и повышения эффективности их использования.

Таким образом, на основе данных можно сделать следующие выводы:

- увеличение показателя выручки (+20,5%) говорит о том, что основной доход ООО «ЗМК» получает от основной деятельности;

- увеличение показателя себестоимости (+40,6%) является отрицательной тенденцией;

- снижение показателя прибыли от продаж (-5,7%) является неблагоприятным и свидетельствует о снижении рентабельности продукции и относительном увеличении издержек производства и обращения;

- снижение показателей прибыли до налогообложения (-40,4%), а также, чистой прибыли (-61,1%) также указывает на отрицательные тенденции деятельности предприятия ООО «ЗМК»; говорит о неэффективном хозяйствовании, снижении эффективности использования ресурсов.

Анализ структуры прибыли позволяет понять, какую долю в общей сумме занимает прибыль от основного и от иных видов деятельности.

Расчёт доли внеоперационной прибыли осуществляется по формуле (4):

Двп = Ппроп / Пдн,                                       (4)

где:

Двп – доля внеоперационной прибыли;

Ппроп – прибыль от прочих операций;

Пдн – прибыль до налогообложения.

Расчёт доли операционной прибыли осуществляется по формуле (5):

 

Доп = ПП / Пдн,                                         (5)

где:

Доп – доля операционной прибыли;

ПП – прибыль от продаж;

Пдн – прибыль до налогообложения.

Рассчитаем:

Двп (2017) = 0 / 2639 = 0

Двп (2018) = 0 / 1905 = 0

Двп (2019) = 0 / 1572 = 0

Доп (2017) = 1367 / 2639 = 0,52

Двп (2018) = 2349 / 1905 = 1,23

Двп (2019) = 1289 / 1572 = 0,81

В случае, когда структура прибыли меняется, можно судить о том, что доходность основного вида деятельности также претерпела изменения. Если в сумме приносимой прибыли увеличивается доля иных операций, даже если растут абсолютные значения прибыли, значит, ведение бизнеса в данной отрасли постепенно становится всё менее эффективным.

Рассчитаем показатель приносимой чистой прибыли (6):

 

ЧПп = ЧП / ПП,                                              (6)

где:

ЧПп – чистая прибыль принесённая;

ЧП – чистая прибыль;

ПП – прибыль от продаж.

ЧПп (2017) = 2639 / 1367 = 1,93

ЧПп (2018) = 1445 / 2349 = 0,61

ЧПп (2019) = 1025 / 1289 = 0,79

Данный показатель свидетельствует о том, в какую сумму чистой прибыли превращается 1 рубль полученной прибыли. Значение 2019 года по сравнению с 2017 годом сократилось на 1,14 п. п.

Благодаря этому можно сказать, что основная деятельность позволяет занимать выгодные позиции в ресторанном бизнесе.

В связи с тем, что прибыль формируется только за счёт доходов от обычных видов деятельности (отсутствуют прочие доходы: проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие доходы), можно проанализировать динамику и структуру прибыли только от обычных видов деятельности по видам деятельности ООО «ЗМК» (Таблица 9).

Таблица 9 - Динамика и структура прибыли ООО «ЗМК»

Показатели

2017

2018

2019

Отклонение, 2019/2017

Тыс. руб. %
1. Выручка от реализации продукции, оказания услуг, тыс. руб. 38670 42478 46587 +7917 +20,5

1.1. Выручка, полученная от ресторанных услуг, тыс. руб.;

% к общей выручке

18450 21340 23420 +4970 +26,9
47,7 50,2 50,3 +2,6 +5,5

1.2. Выручка, полученная от оказания услуг, связанных с проведением праздников, концертов, вечеринок, тыс. руб.; % к общей выручке

13490 15890 16480 +2990 +22,1
34,9 37,4 35,4 +0,5 +1,4

1.3. Выручка, полученная от услуг по доставке продуктов питания и выноса с собой, отдел кулинарии, тыс. руб.; % к общей выручке

6730 5248 6687 -43 -0,6
17,4 12,4 14,3 -3,1 -17,8

 

Таким образом, можно сделать вывод, что структура прибыли от обычных видов деятельности сформирована в основном выручкой, полученной от ресторанных услуг (в 2017 году – 47,7%; в 2018 году – 50,2%; в 2019 году – 50,3%). В абсолютном отношении она выросла на 4970 тыс. руб. (+26,9%). Выручка, полученная от оказания услуг связанных с проведением праздников, концертов, вечеринок, увеличилась за период на 2990 тыс. руб. (+22,1%). Выручка, полученная от услуг по доставке продуктов питания и выноса с собой, отдел кулинарии, сократилась за период на 43 тыс. руб. (-0,6%).

Из этого можно сделать вывод, что наиболее эффективная деятельность в ООО «ЗМК» ведется по одному направлению – оказание ресторанных услуг. Другим видам услуг уделяется меньше внимания. Следует принять решения по развитию отстающих видов деятельности.

Анализ структуры позволил определить, что прибыль формируется только за счёт доходов от обычных видов деятельности. В основном выручкой, полученной от оказания ресторанных услуг, которая увеличилась на 26,9%.

Проведём факторный анализ прибыли ООО «ЗМК».

Фактор изменения выручки рассчитывается по формуле (7):

∆П вр= ((В отч – В пр) * Рпр) / 100,                      (7)

где:

∆Пвр - изменение прибыли (от реализуемой продукции) при изменении объема выручки;

Вотч, Впр - выручка от реализации отчетного и предыдущего периода;

Рпр - рентабельность предыдущего периода.

Рпр (2017) = 2639 / 38670 * 100 = 6,8

Рпр (2018) = 1905 / 42478 * 100 = 4,4

Рпр (2019) = 1572 / 46587 * 100 = 3,4

∆Пвр (2018) = ((42478 - 38670) * 6,8) / 100 = 258,9 тыс. руб.

∆Пвр (2019) = ((46587 - 42478) * 4,4) / 100 = 180,7 тыс. руб.

Фактор изменения себестоимости продукции рассчитывается по формуле (8):

∆П с/с= (- (Ус отч – У с пр) * Вотч) / 100,                  (8)

где:

Усотч, Успр - уровни себестоимости продукции отчетного и предыдущего периодов соответственно.

Успр (2017) = 21539 / 38670 = 0,55

Успр (2018) = 30880 / 42478 = 0,72

Усотч (2019) = 30295 / 46587 = 0,65

∆Пс/с (2018) = (- (0,72 - 0,55) * 42478) / 100 = -72,2 тыс. руб.

∆Пс/с (2019) = (- (0,65 - 0,72) * 46587) / 100 = 32,6 тыс. руб.

Фактор изменения объема управленческих расходов рассчитывается по формуле (9):

∆Пу = (- (Ууотч –Уупр) * Вотч) / 100,                         (9)

где:

Ууотч, Уупр - уровни управленческих расходов отчетного и предыдущего периодов соответственно.

Уупр (2017) = 15764 / 38670 = 0,41

Уупр (2018) = 9249 / 42478 = 0,22

Ууотч (2019) = 15003 / 46587 = 0,32

∆Пу (2018) = (- (0,22 - 0,41) * 42478) / 100 = 80,7 тыс. руб.

∆Пу (2019) = (- (0,32 - 0,22) * 46587) / 100 = -46,6 тыс. руб.

На основании положительного изменения объема выручки в 2018-2019 годах, можно сделать вывод о росте прибыльности предприятия в целом, основной причиной является рост цен на продукцию предприятия.

Себестоимость реализованной продукции увеличилась, что в свою очередь снизило прибыль от продажи продукции предприятия на 72,2 тыс. руб. в 2018 году, и увеличило прибыль от продаж на 32,6 тыс. руб. в 2019 году. Увеличение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг можно отметить как отрицательную тенденцию.

Увеличение объема управленческих расходов является отрицательным показателем и ведет к уменьшению прибыли от продаж продукции на 46,6 тыс. руб. в 2019 году.

Для планирования и прогнозирования прибыли ООО «ЗМК» используется метод прямого счета, сущность которого заключается в исчислении прибыли как разницы между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью.

Анализ выполнения планов ООО «ЗМК» по итогам 2017 года представлен в таблице 10.

Таблица 10 - Анализ выполнения плана по прибыли в 2017 году, тыс. руб.

Наименование показателя

Факт

План

Отклонение план/факт

тыс. руб. %
Выручка, тыс. руб. (стр.2110) 38670 39250 +580 +1,5
Себестоимость продаж, тыс. руб. (стр.2120) 21539 21890 +351 +1,6
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2100) 17131 17360 +229 +1,3
Управленческие расходы (стр.2220) 15764 15920 +156 +1,0
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. (стр.2200) 1367 1440 +73 +5,3
Прочие доходы, тыс. руб. (стр.2340) 1502 1430 -72 -4,8
Прочие расходы, тыс. руб. (стр.2350) 230 340 +110 +47,8
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. (стр.2300) 2639 2530 -109 -4,1
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2400) 2639 2530 -109 -4,1

 

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что план по прибыли в 2017 году недовыполнен на 109 тыс. руб. (-3,1%). При этом по выручке и валовой прибыли план перевыполнен на 1,5% и 1,3% соответственно. ООО «ЗМК» по итогам 2017 года получило на 109 тыс. руб. больше чистой прибыли, чем планировало. Как показывают данные таблицы, прибыль ООО «ЗМК» от реализации продукции (услуг) в 2017 году по плану оказалась на 73 тыс. руб. или на 5,3% больше, чем по факту. Темп рост себестоимости продукции был незначительным, себестоимость выросла на 351 тыс. руб. (+1,6%). Управленческие расходы выросли на 156 тыс. руб. (+1,0%).

По итогам 2017 года предприятие ООО «ЗМК» недополучило прочих доходов по плану на 72 тыс. руб. (-4,8%). При этом прочие расходы по плану выросли на 110 тыс. руб. (+47,8%) по сравнению с фактом. Это оказало влияние на прибыль до налогообложения, плановый показатель которой уменьшился на 109 тыс. руб. (-4,1%).

Анализ выполнения планов ООО «ЗМК» по итогам 2018 года представлен в таблице 11.

Таблица 11 - Анализ выполнения плана по прибыли в 2018 году, тыс. руб.

Наименование показателя

Факт

План

Отклонение план/факт

тыс. руб. %
Выручка, тыс. руб. (стр.2110) 42478 43820 +1342 +3,2
Себестоимость продаж, тыс. руб. (стр.2120) 30880 31450 +570 +1,8
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2100) 11598 12370 +772 +6,6
Управленческие расходы (стр.2220) 9249 10100 +851 +9,2
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. (стр.2200) 2349 2270 -79 -3,4
Прочие доходы, тыс. руб. (стр.2340) 296 280 -16 -5,4
Прочие расходы, тыс. руб. (стр.2350) 740 790 +50 +6,7
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. (стр.2300) 1905 1760 -145 -7,6
Прочее, тыс. руб. (стр.2460) 460 360 -100 -21,7
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2400) 1445 1400 -45 -3,1

 

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что план по прибыли в 2018 году недовыполнен на 45 тыс. руб. (-3,1%). При этом, по выручке и валовой прибыли план перевыполнен на 3,2% и 6,6% соответственно. ООО «ЗМК» по итогам 2018 года получило на 45 тыс. руб. больше чистой прибыли, чем планировало. Как показывают данные таблицы, прибыль ООО «ЗМК» от реализации продукции (услуг) в 2018 году по плану оказалась на 79 тыс. руб. или на 3,4% меньше, чем по факту. На значительное уменьшение плановой прибыли оказал влияние рост себестоимости продукции на 570 тыс. руб. (+1,8%) и увеличение управленческих расходов на 851 тыс. руб. (+9,2%).

По итогам 2018 года предприятие ООО «ЗМК» недополучило прочих доходов по плану на 16 тыс. руб. (-5,4%). При этом прочие расходы по плану выросли на 50 тыс. руб. (+6,7%) по сравнению с фактом. Это оказало влияние на прибыль до налогообложения, плановый показатель которой уменьшился на 145 тыс. руб. (-7,6%). Статья «прочее» уменьшилась на 100 тыс. руб. (-21,7%), что привело к недовыполнению плана чистой прибыли.

Анализ выполнения планов ООО «ЗМК» по итогам 2019 года представлен в таблице 12.

Таблица 12 - Анализ выполнения плана по прибыли в 2019 году, тыс. руб.

Наименование показателя

Факт

План

Отклонение план/факт

тыс. руб. %
Выручка, тыс. руб. (стр.2110) 46587 47700 +1113 +2,4
Себестоимость продаж, тыс. руб. (стр.2120) 30295 29940 -355 -1,2
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2100) 16292 17760 +1468 +9,0
Управленческие расходы (стр.2220) 15003 15140 +137 +1,0
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. (стр.2200) 1289 2620 +1331 +103,3
Прочие доходы, тыс. руб. (стр.2340) 1185 680 -505 -42,6
Прочие расходы, тыс. руб. (стр.2350) 902 1800 +898 +99,5
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. (стр.2300) 1572 1500 -72 -4,6
Прочее, тыс. руб. (стр.2460) 547 300 -247 -45,1
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр.2400) 1025 1200 +175 +17,1

 

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что план по прибыли в 2019 году перевыполнен на 175 тыс. руб. (+17,1%). При этом по выручке и валовой прибыли план перевыполнен на 2,4% и 9,0% соответственно. ООО «ЗМК» по итогам 2019 года получило на 175 тыс. руб. больше чистой прибыли, чем по факту.

Как показывают данные таблицы, прибыль ООО «ЗМК» от реализации продукции (услуг) в 2019 году по плану оказалась на 1331 тыс. руб. или на 103,3% больше, чем по факту. На рост плановой прибыли оказало влияние сокращение себестоимости продукции на 355 тыс. руб. (-1,2%). Увеличение управленческих расходов на 137 тыс. руб. (+1,0%) особого значения не имело.

По итогам 2019 года предприятие ООО «ЗМК» недополучило прочих доходов на 505 тыс. руб. (-42,6%). При этом прочие расходы выросли на 898 тыс. руб. (+99,5%). Это оказало влияние на прибыль до налогообложения, плановый показатель которой уменьшился на 72 тыс. руб. (-4,6%). Статья «прочее» уменьшилась на 247 тыс. руб. (-45,1%), что привело к перевыполнению плана чистой прибыли.

Анализируя выполнение плана по прибыли, можно сделать вывод, что предприятию ООО «ЗМК» не удалось добиться выполнения плана 2019 году, чистая прибыль оказалась меньше, чем планировалось на 175 тыс. руб. (-17,1%). Это позволяет говорить о необходимости совершенствования системы управления прибылью предприятия, оптимизации планирования и прогнозирования прибыли.

Рассмотрим особенности реализация факторного метода планирования и прогнозирования прибыли на предприятии ООО «ЗМК».

На предприятии ООО «ЗМК» применяются экономико-математические методы планирования и прогнозирования, которые заключаются в построении экономических моделей, включающих различные группы факторов, оказывающие влияние на размер прибыли.

Основным преимуществом факторного метода планирования и прогнозирования является использование малого объема информации по сравнению с другими методами; возможность определить влияние факторов на размер прибыли и оказывать на них воздействие; возможность оценить достоверность расчетов другими методами.

Для анализа планирования и прогнозирования прибыли составим вспомогательную таблицу 13.

Таблица 13 - Данные для планирования прибыли факторным методом

Показатели Условное обозначение 2017 2018 2019
1. Объем продаж, тыс. руб. В (стр.2110) 38670 42478 46587
2. Себестоимость, тыс. руб. S (стр.2120) 21539 30880 30295
3. Коммерческие расходы, тыс. руб. КР (стр.2210) - - -
4. Прибыль от продаж, тыс. руб. П (стр.2200) 1367 2349 1289
5. Переменные расходы, тыс. руб. VC = S (стр.2120) + УP (стр.2210) 21539 30880 30295
6. Коэффициент переменных расходов b = VC (стр.2120+стр.2210) / В (стр.2110) 0,55 0,72 0,65
7. Маржинальный доход, тыс. руб. MP = В (стр.2110) - VC (стр.2120+стр.2210) 17131 11598 16292
8. Коэффициент маржинального дохода а = МР (стр.2110-(стр.2120 +стр.2210)) / В (стр.2110) 0,44 0,27 0,34
9. Постоянные расходы, тыс. руб. FC = 2220 15764 9249 15003
10. Операционный рычаг OL = МР (стр.2110 -(стр.2120+стр.2210)) / П (стр.2200) 12,5 4,9 12,6

 

Осуществим расчёты:

1. Переменные затраты, представляющие собой расходы, величина которых напрямую зависит от количества проданной продукции:

VC (2017) = S + КР = 21539 + 0 = 21539 тыс. руб.

VC (2018) = S + КР = 30880 + 0 = 30880 тыс. руб.

VC (2019) = S + КР = 30295 + 0 = 30295 тыс. руб.

В 2019 году наблюдается рост переменных затрат по отношению к 2017 году (заработной платы, стоимости материалов и сырья и т.д.) на 8756 тыс. руб. (+40,6%), что обусловлено увеличением продаж продукции анализируемого предприятия ООО «ЗМК». Однако по отношению к 2018 году наблюдается незначительное сокращение затрат, а именно на 585 тыс. руб. (-1,9%).

2. Постоянные затраты, представляющие собой расходы, величина которых не зависит от количества проданной продукции:

FC (2017) = В – ПерЗ – П = 38670 – 21539 – 1367 = 15764 тыс. руб.

FC (2018) = В – ПерЗ – П = 42478 – 30880 – 2349 = 9249 тыс. руб.

FC (2019) = В – ПерЗ – П = 46587 – 30295 – 1289 = 15003 тыс. руб.

В 2019 году наблюдается рост постоянных затрат на 5754 тыс. руб. (+62,2%), что не связано с увеличением объёма продаж ООО «ЗМК», а обусловлено увеличением платежей за коммунальные услуги, зарплаты администрации и т.д. По отношению к 2017 году наблюдается сокращение затрат на 761 тыс. руб. (-4,8%).

3. Коэффициент переменных расходов:

b (2017) = VC / В = 21539 / 38670 = 0,55 или 55,0%

b (2018) = VC / В = 30880 / 42478 = 0,72 или 72,0%

b (2019) = VC / В = 30295 / 46587 = 0,65 или 65,0%

Коэффициент переменных расходов является выражением переменных производственных затрат ООО «ЗМК» в процентах от продаж. Он сравнивает затраты, которые изменяются с уровнями производства до объема доходов, полученных от производства. На анализируемом предприятии коэффициент растёт по отношению к 2017 году (+0,1 п. п.), что является негативным фактором в деятельности. Однако по отношению к 2018 году наблюдается сокращение коэффициента на 0,07 п. п.

4. Маржинальный доход:

МР (2017) = В – VC = 38670 – 21539 = 17131 тыс. руб.

МР (2018) = В – VC = 42478 – 30880 = 11598 тыс. руб.

МР (2019) = В – VC = 47587 – 30295 = 16292 тыс. руб.

Маржинальный доход является базовым показателем финансовой деятельности предприятия и определяет объем продаж, начиная с которого бизнес получает прибыль. В нашем случае маржинальный доход в 2019 году уменьшился по отношению к 2017 году на 839 тыс. руб. (-4,8%), что свидетельствует об уменьшении и прибыли. Однако по отношению к 2018 году наблюдается рост маржинального дохода на 4694 тыс. руб. (+40,4%).

5. Коэффициент маржинального дохода:

а (2017) = МР / В = 17131 / 38670 = 0,44 или 44,0%

а (2018) = МР / В = 11598 / 42478 = 0,27 или 27,0%

а (2019) = МР / В = 16292 / 46587 = 0,34 или 34,0%

Коэффициент маржинального дохода в 2019 году сократился по отношению к 2017 году на 0,1 п. п. и показывает, что прибыль от продаж падает. Показывает, что в 2018 году на 1 дополнительный рубль выручки стало приходиться 34 копейки прибыли вместо 44 копеек. Однако по отношению к 2018 году прибыль выросла на 0,07 п. п.

6. Операционный рычаг:

OL (2017) = МР / П = 17131 / 1367 = 12,5

OL (2018) = МР / П = 11598 / 2349 = 4,9

OL (2019) = МР / П = 16292 / 1289 = 12,6

Операционный рычаг представляет собой степень влияния структуры затрат на выручку от реализации продукции ООО «ЗМК». Он показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема реализации. Следует отметить, что его изменение за период 2017-2019 года составило +0,1 п. п.

Обобщённо результаты можно представить в таблице 14.

Таблица 14 - Динамика основных показателей

Показатели

2017

2018

2019

Изменение, 2019/2017

Абсолют. %
1. Объем продаж, тыс. руб. 38670 42478 46587 +7917 +20,5
2. Себестоимость, тыс. руб. 21539 30880 30295 +8756 +40,6
3. Коммерческие расходы, тыс. руб. - - - - -
4. Прибыль от продаж, тыс. руб. 1367 2349 1289 -78 -5,7
5. Переменные расходы, тыс. руб. 21539 30880 30295 +8756 +40,6
6. Коэффициент переменных расходов 0,55 0,72 0,65 +0,1 +18,2
7. Маржинальный доход, тыс. руб. 17131 11598 16292 -839 -4,8
8. Коэффициент маржинального дохода 0,44 0,27 0,34 -0,1 -22,7
9. Постоянные расходы, тыс. руб. 15764 9249 15003 -761 -4,8
10. Операционный рычаг 12,5 4,9 12,6 +0,1 0,8

 

Таким образом, высокое значение показателя операционного рычага в 2018 году (12,6) отражает существенное превышение суммы выручки над прибылью, что показывает рост постоянных и переменных затрат. При росте показателя операционного рычага (в нашем случае +0,1 п.п.) падает запас финансовой прочности предприятия, что способствует приближению ее к порогу рентабельности. В этой ситуации предприятие не способно обеспечить устойчивое финансовое развитие. Для предотвращения данного положения рекомендуется постоянное отслеживание производственных рисков и их влияния на финансовые показатели.

Рассмотрим на примере. В выручке от продаж выделим товарные группы А, В, С со структурными показателями, представленными в таблице 15.

Таблица 15 - Структура продаж ООО «ЗМК»

Товарная группа Удельный вес, % MP на рубль продаж Взвешенный MP на рубль продаж
1. Мясные деликатесы (товарная группа А) 30% 0,6 0,6 x 0,3 = 0,18
2. Охлаждённое мясо (товарная группа В) 50% 0,32 0,32 x 0,5 = 0,16
3. Мясо в маринадах (Товарная группа С) 20% 0,1 0,1 x 0,2 = 0,02
Итого 100% x 0,36

 

Прогнозируются следующие цели на будущий период:

Рост выручки от продаж хотя бы на 1%. Изменение структуры продаж:

- товарная группа А – 50%;

- товарная группа В – 40%;

- товарная группа С – 10%.

Снижение переменных расходов на 10%.

Увеличение постоянных расходов на 20 тыс. руб.

Рост цен на продаваемую продукцию на 20%.

Выполняем прогнозный расчет прибыли от продажи продукции (товаров, услуг) по факторам:

1. Фактор влияния объема продаж продукции (товаров, услуг) на прибыль (DS) может быть рассчитан по формуле (11):

DS = DTs x OL x П,                                     (11)

где:

DTs - прогнозируемый прирост выручки от продажи продукции (товаров, услуг);

OL - операционный рычаг;

П - прибыль от продажи продукции (товаров, услуг) в базовом периоде.

1% x 12,6 = 12,6% (эффект операционного рычага).

1289 тыс. руб. x 0,126 = 162,4 тыс. руб.

2. Фактор структурных сдвигов в объеме продаж повлияет на прибыль следующим образом (DN) (Таблица 16).

Таблица 16 - Фактор структурных сдвигов

Товарные группы Удельный вес, % MP на рубль Взвешенный MPn продаж
1. Мясные деликатесы (товарная группа А) 50% 0,6 0,6 x 0,5 = 0,3
2. Охлаждённое мясо (товарная группа В) 40% 0,32 0,32 x 0,4 = 0,128
3. Мясо в маринадах (Товарная группа С) 10% 0,1 0,10 x 0,1 = 0,01
Итого 100% x 0,438

 

Произошел структурный сдвиг, повлиявший на коэффициент маржинального дохода (MPn). Коэффициент MP увеличился с 0,36 до 0,438, то есть на 0,078, или на +7,8%. Его влияние на прогнозируемую прибыль определится по формуле (12):

DN = Вb x Tb x DMPn,                                  (12)

где:

Вb - выручка от продаж в базовом периоде;

Tb - прогнозный темп роста выручки от продаж;

DMPn - изменение коэффициента маржинального дохода из-за структурных сдвигов.

46587 x 1,01 x 0,078 = 3670,1 тыс. руб.

3. Влияние на прибыль фактора переменных расходов (DVC) определится как (13):

DVC = Вb x Ts x VCn x VCp,                              (13)

где:

VCn - коэффициент переменных расходов с учетом структурных сдвигов (1 - MPn);

VCp - прогноз снижения переменных расходов (с обратным знаком).

46587 x 1,01 x (1 - 0,438) x 0,1 = 2644,4 тыс. руб.

4. Влияние на прибыль фактора постоянных расходов (DFC) определяется прямым счетом, но с обратным знаком. При увеличении постоянных расходов на прибыль (+20 тыс. руб.) прибыль снизится на эту же сумму (-20 тыс. руб.).

5. Влияние на прибыль фактора цен (DP) определится по формуле (14):

 

DP = Вb x Ts x Pp,                                       (14)

где:

Pp - прогнозируемое изменение цен на продаваемую продукцию.

46587 x 1,01 x 0,2 = 9410,5 тыс. руб.

В результате мы получим величину прогнозируемой прибыли:

162,4 + 3670,1 + 2644,4 + 9410,5 - 20 + 46587 = 62454,4 тыс. руб.

Таким образом, по расчету прибыль должна возрасти с 46587 тыс. руб. до 62454,4 тыс. руб., что на 15867,4 тыс. руб. (+34,1%) выше 2019 года.

Факторный анализ прибыли показал, что на основании положительного изменения объема выручки, можно сделать вывод о прибыльности предприятия ООО «ЗМК» в 2019 году по отношению к 2018 году. Об этом свидетельствует рост прибыли на 225,9 тыс. руб. В 2018 году прибыль выросла на 133,3 тыс. руб. Основной причиной этого можно считать рост цен на продукцию предприятия.

Себестоимость реализованной продукции в 2019 году по отношению к 2018 году сократилась, что привело к росту прибыли от продажи продукции предприятия на 32,6 тыс. руб. В 2018 году по отношению к 2017 году себестоимость выросла, что привело к сокращению прибыли на 84,9 тыс. руб.

Увеличение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг можно отметить как отрицательную тенденцию.

Увеличение объема управленческих расходов является отрицательным показателем и ведет к уменьшению прибыли от продаж продукции в 2019 году на 46,6 тыс. руб. В 2018 году управленческие расходы были ниже значения 2017 года, что привело к росту прибыли на 80,7 тыс. руб.

Рассмотрев факторный метод планирования прибыли в ООО «ЗМК» было выявлено, что величина прогнозируемой прибыли может составить 62454,4 тыс. руб., что выше значения 2019 года на 15867,4 тыс. руб. (+34,1%).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.