Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи (онр)» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи (онр)»

2020-05-10 88
Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи (онр)» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразователь­ной школы вследствие недостаточной сформированности ре­чевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента ре­чевой системы.

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков не­скольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 зву­ков.

2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых слу­чаях — несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спон­танному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успеш­ному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие спе­цифических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

П. Нарушения лексико-грамматического компонента рече­вой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-быто­вой тематики, качественно неполноценен (неправомерное рас­ширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

Грамматический строй недостаточно сформирован. В ре­чи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, при­сутствуют множественные аграмматизмы в предложениях про­стых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний,
инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собствен­ных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к язы­ковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимуще­ственно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимуществен­но в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в об­щении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических пред­посылок к овладению полноценными навыками учебной дея­тельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирова­ние предстоящей работы; определение путей и средств дости­жения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование пол­ноценных представлений о звуковом составе слова на базе
развития фонематических процессов и навыков анализа и син­
теза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов про­изношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальней­шее обогащение словарного запаса как путем накопле­ния новых слов, относящихся к различным частям речи,
так и за счет развития у детей умения активно пользо­ваться различными способами словообразования;

— уточнение значения используемых синтаксических кон­струкций; дальнейшее развитие и совершенствование
грамматического оформления речи путем овладения
детьми словосочетаниями, связью слов в предложении,
моделями предложений различных синтаксических кон­струкций.

3. Формирование связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры вы­сказывания;

— установление логики (связности, последовательности), точ­ное и четкое формулирование мысли в процессе подго­товки связного высказывания; отбор языковых средств,
адекватных смысловой концепции, для построения вы­сказывания в тех или иных целях общения (доказатель­ство, рассуждение, передача содержания текста, сюжет­
ной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических пред­
посылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; вы­деление главного, существенного в учебном материа­ле; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо­тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качествен­но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопо­ставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готов­ности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопе­да, не переключаясь на посторонние воздействия; подчи­нять свои действия его инструкциям (т.е. занять пози­цию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную
в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами об­щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо­точенного выполнения учебной задачи в соответствии с
полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответ­ствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные дей­ствия и адекватно реагировать на контроль и оценки учи­теля-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адек­ватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват­ным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учеб­
ной работы (начало формирования связного высказы­вания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развер­нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связ­ных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использовани­ем новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

проведение дифференцированного опроса и оценка от­ветов своих товарищей (в роли руководителя различных
видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

— составление устных связных высказываний с элемента­ми творчества (фантазии).

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.