Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-05-10 | 97 |
5.00
из
|
Заказать работу |
На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.
2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
3. Развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).
4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с по
мощью графической зашифровки объекта запоминания.
5. Развитие мышления.
Третий (коррекционный) этап
В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дизорфографических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.
2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные
слова. Безударная гласная.
3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звон
кие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением
согласных. Правила переноса.
4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные
«ъ» и «ь».
5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.
6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после
шипящих.
8. Глагол. Начальная форма глагола.
9. Дифференциация прилагательных и причастий.
10. Дифференциация приставок и предлогов.
11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.
12. Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.
13. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
Четвертый (оценочный) этап
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Общая характеристика коррекционной работы
Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.
При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ведется параллельно: формируются группы сочетанного диагноза «дисг-рафия — дизорфография», на группу составляется перспективный и поурочный планы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ
«ДИЗОРФОГРАФИЯ»
Не- |
Заня-
Темы
Грамматические
Развитие
Дели
Тия
и содержание
И лексические
Неречевых про-
Коррекционной
Темы, спользуе-
цессов*
Работы
Мые на занятиях
1
2
3
4
5
Сентябрь
I
Фронтальное обследование
II
III
1
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных за-
2
болеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование нерече-
вых психических функций. Состояние звукопроизношения
I этап (диагностический)
IV
3
Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Рече-
вая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций.
4
Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение
звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического
восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков
речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Иссле-
дование понимания речи (импрессивной). Исследование лек-
сики и грамматического строя экспрессивной речи. Состоя-
ние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследо-
вание процесса письма. Логопедическое заключение
II этап (подготовительный)
Октябрь
I
5
Развитие и уточ-
Правописание суще-
Формирование
нение пространст-
ствительных множе-
тонкой моторики и
венных представ-
ственного числа,
графомоторных
лении
родительского
навыков
падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). «Отважные путешественники». Занимательные приключения в космосе
6
Развитие и уточнение пространственных представлений
Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»
Развитие внимания
II
7
Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели
Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?»
Развитие памяти
8
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года
Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. В мире животных
Развитие образного мышления
III
9
Развит^ и уточ_
Употребление
Развитие словесно-
нение временных
глаголов в на-
логического мыш-
представлений
стоящем, прошед-
ления
Месяцу,
шем и будущем
времени.
По страницам
произведений
Ж. Верна
10
РазвитИе и уточ.
Употребление
Развитие произ-
нение временных
глаголов в на-
вольного внима-
представлений
стоящем, прошед-
ния и всех видов
Год
шем и будущем
памяти
времени.
Е. Шварц «Сказка
о потерянном вре-
мени»
IV
11
Развитие и уточ-
Употребление
Развитие словесно-
нение временных
глаголов в на-
логического мыш-
представлений
стоящем, прошед-
ления
КаленАарь. Празд-
шем и будущем
ники
времени.
Путешествие в
будущее на маши-
не времени. К. Бу-
лычев «Сто лет
тому вперед»
12
РазвитИе и уточ-
Согласование су-
Развитие абст-
нение ^ременнЫх
ществительных и
рактного и образ-
представлений.
прилагательных в
ного мышления
Семья
роде, числе и па-
деже. Тайна древ-
него замка с при-
видениями.
О. Уайльд «Кен-
тервильское при-
видение»
III этап (коррекционный)
Ноябрь
I
Каникулы
II
13
Алфа^т. Понятия
Гласные и соглас-
Развитие слухово-
«азбуку и <<алфа.
ные буквы и звуки.
го внимания и
вит»
Б. Заходер «Пе-
фонематического
сенка-азбука»
восприятия
(дифференциация
неречевых звуков,
слогов и слов,
близких по звуко-
вому составу)
14
Алфавит. Понятия
Гласные и соглас-
Развитие слухово-
«азбука» и «алфа-
ные буквы и звуки.
го внимания и
вит»
Я. Бжехва «Вол-
фонематического
шебник Коваль-
восприятия(диф-
ский»
ференциация не-
речевых звуков,
слогов и слов,
близких по звуко-
вому составу)
III
15
Звуки и буквы.
Развитие слухово-
Дифференциация
го внимания и
гласных и соглас-
фонематического
ных букв и звуков
восприятия(диф-
ференциация не-
речевых звуков,
слогов и слов,
близких по звуко-
вому составу)
16
Звуки и буквы.
Гласные звуки и
Развитие внима-
Гласные I ряда
буквы
ния.
Упражнения, на-
правленные на
увеличение объема
внимания.
Игра «Пуговица»
IV
17
Звуки и буквы.
Буквы «е», «ё»,
Гласные II ряда
«ю», «я»
18
Звуки и буквы.
Развитие воспри-
Дифференциация
ятия и ориенти-
гласных I и II ряда
ровки в простран-
стве. Отработка
понятий «правый»
и «левый».
Игра «Водители»
Декабрь
I
19
Звуки и буквы.
Мягкие и твердые
Дифференциация
согласные
согласных по
твердости — мяг-
кости
20
Звуки и буквы.
Глухие и звонкие
Отработка поня-
Дифференциация
согласные
тий «правый» и
согласных по глу-
«левый».
хости — звонкости
Упражнение «Раз-
ноцветные точки»
II
21
Заглавная буква в
Предложение
начале предложе-
ния. Правила на-
писания предло-
жения
22
Заглавная буква в
Строчные и про-
Выполнение уп-
начале предложе-
писные буквы
ражнений на ус-
ния. Правила на-
воение простран-
писания предло-
ственных отноше-
жения
ний предлоги
(«на», «над»,
«под», «за» и т.д.).
Упражнение «Ко-
пирование точек»
III
23
Заглавная буква в
именах собствен-
ных
24
Заглавная буква в
Узнавание пред-
именах собствен-
мета по контурно-
ных
му изображению и
деталям рисунка.
Игра «Что это?»
IV
25
Заглавная буква в
Развитие связной
именах собствен-
речи. Письмо Деду
ных
Морозу
26
Проверочная кон-
трольная работа по
итогам темы
Январь
I
Каникулы
II
III
27
Однокоренные слова
Части слова. Корень
Узнавание предмета по контурно- | му изображению и 1 деталям рисунка. 1 Упражнение «Со-; оглавление фигуры из разрозненных деталей»
28
Однокоренные слова
Части слова. Приставка
IV
29
Однокоренные слова
Части слова. Суффикс
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Ис пользование игр с постройками из кубиков»
30
Однокоренные слова
Части слова. Окончание
Февраль
I
31
Ударение
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Со ставление узоров из геометрических фигур»
32
Ударение. Смыс-лоразличительная и формообразующая роль ударения
Слова-омографы
И
33
Ударение
Узнавание предме- Г та по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»
34
Ударение
III
35
Безударные гласные в корне слова
Части слова. Корень
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания
36
Безударные гласные в корне слова
Части слова. Приставка
IV
37
Безударные гласные в корне слова
Части слова. Суффикс. Окончание
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания
38
Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных
Оглушение звонких согласных в середине слова
Март
1
39
Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных
Озвончение глухих согласных в середине слова
Усиление концентрации слухового внимания
40
Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных
II
41
Непроизносимые согласные
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»
42
Непроизносимые согласные
43
Непроизносимые согласные
Упражнения, направленные на тренировку рас пределения иinlm рательности ими мания
44
Непроизносимые согласные
IV
Каникулы
Апрель
I
45
Правило переноса
Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные обра зы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»
46
Правило переноса
II
47
Правило переноса
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»
48
Словарные слова
III
49
Словарные слова
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»
50
Двойные согласные в корне слова
IV
51
Двойные согласные в корне слова
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала»
52
Двойные согласные в корне слова
Май
I
53
Двойные согласные на стыке морфем
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материа ла»
54
Двойные согласные на стыке морфем
IV этап (оценочный)
II
55
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
56
III
Фронтальное обследование
IV
* Задания по кн.: Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5—6-х классов. М., 2003; Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998; Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 2000; Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М., 2001; Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М., 2001.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!