Второй (подготовительный) этап — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Второй (подготовительный) этап

2020-05-10 97
Второй (подготовительный) этап 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На подготовительном этапе уточняются созданные в про­цессе обучения в начальной школе простые предпосылки ов­ладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-про­странственные представления); проводится работа по разви­тию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррек­ции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

При возможности параллельного ведения ребенка психо­логом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

Общая характеристика коррекционной работы

1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

2. Развитие и уточнение пространственно-временных пред­ставлений.

3. Развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).

 

4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциа­тивных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с по­
мощью графической зашифровки объекта запоминания.

5. Развитие мышления.

Третий (коррекционный) этап

В течение коррекционного этапа осуществляется преодо­ление дизорфографических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

Комплексный подход данной методики по коррекции ди­зорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.

Общая характеристика коррекционной работы

1. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглав­ная буква в начале предложения и в именах собственных.

2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные
слова. Безударная гласная.

3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звон­
кие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением
согласных. Правила переноса.

4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные
«ъ» и «ь».

5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные сло­ва. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: ко­рень, суффикс, приставка, окончание, основа.

7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после
шипящих.

8. Глагол. Начальная форма глагола.

9. Дифференциация прилагательных и причастий.

 

10. Дифференциация приставок и предлогов.

11. Работа над просодическим компонентом речи. Интона­ция. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая рит­мика. Логоритмика.

12. Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.

13. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.

Четвертый (оценочный) этап

На последнем этапе оценивается эффективность коррек­ционной работы; проводится повторная проверка навыков пись­ма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Общая характеристика коррекционной работы

Оценка осуществляется в виде контрольной работы, вклю­чающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной термино­логии и состояние лексико-грамматической стороны речи; из­ложения и сочинения для оценки состояния речевого внима­ния и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.

При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепри­нятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ведется па­раллельно: формируются группы сочетанного диагноза «дисг-рафия — дизорфография», на группу составляется перспек­тивный и поурочный планы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ

«ДИЗОРФОГРАФИЯ»

Не-

Заня-

Темы

Грамматические

Развитие

Дели

Тия

и содержание

И лексические

Неречевых про-

 

 

Коррекционной

Темы, спользуе-

цессов*

 

 

Работы

Мые на занятиях

 

1

2

3

4

5

Сентябрь

I

Фронтальное обследование

II

 

III

1

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных за-

 

2

болеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование нерече-

 

 

вых психических функций. Состояние звукопроизношения

I этап (диагностический)

IV

3

Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Рече-

 

 

вая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций.

 

4

Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение

 

 

звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического

 

 

восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков

 

 

речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Иссле-

 

 

дование понимания речи (импрессивной). Исследование лек-

 

 

сики и грамматического строя экспрессивной речи. Состоя-

 

 

ние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследо-

 

 

вание процесса письма. Логопедическое заключение

 

 

II этап (подготовительный)

 

 

Октябрь

I

5

Развитие и уточ-

Правописание суще-

Формирование

 

 

нение пространст-

ствительных множе-

тонкой моторики и

 

 

венных представ-

ственного числа,

графомоторных

 

 

лении

родительского

навыков

 

 

 

падежа («сапоги», «чулки», «нос­ки»). Правописа­ние наречий и предлогов («спра­ва», «слева», «на­зад», «вперед», «около», «напро­тив» и т.п.). «Отважные путе­шественники». Занимательные приключения в космосе

 

 

 

6

Развитие и уточ­нение пространст­венных представ­лений

Безударная глас­ная в корне слова. Словарные слова. Детективно-зага­дочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рас­сказов А. Семе­нова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»

Развитие внимания

II

7

Развитие и уточ­нение временных представлений. Сутки. Дни недели

Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедель­ник?»

Развитие памяти

 

 

8

Развитие и уточ­нение временных представлений. Времена года

Согласование су­ществительных и прилагательных в роде, числе и па­деже. В мире животных

Развитие образно­го мышления

III

9

Развит^ и уточ_

Употребление

Развитие словесно-

 

 

нение временных

глаголов в на-

логического мыш-

 

 

представлений

стоящем, прошед-

ления

 

 

Месяцу,

шем и будущем

 

 

 

 

времени.

 

 

 

 

По страницам

 

 

 

 

произведений

 

 

 

 

Ж. Верна

 

 

10

РазвитИе и уточ.

Употребление

Развитие произ-

 

 

нение временных

глаголов в на-

вольного внима-

 

 

представлений

стоящем, прошед-

ния и всех видов

 

 

Год

шем и будущем

памяти

 

 

 

времени.

 

 

 

 

Е. Шварц «Сказка

 

 

 

 

о потерянном вре-

 

 

 

 

мени»

 

IV

11

Развитие и уточ-

Употребление

Развитие словесно-

 

 

нение временных

глаголов в на-

логического мыш-

 

 

представлений

стоящем, прошед-

ления

 

 

КаленАарь. Празд-

шем и будущем

 

 

 

ники

времени.

 

 

 

 

Путешествие в

 

 

 

 

будущее на маши-

 

 

 

 

не времени. К. Бу-

 

 

 

 

лычев «Сто лет

 

 

 

 

тому вперед»

 

 

12

РазвитИе и уточ-

Согласование су-

Развитие абст-

 

 

нение ^ременнЫх

ществительных и

рактного и образ-

 

 

представлений.

прилагательных в

ного мышления

 

 

Семья

роде, числе и па-

 

 

 

 

деже. Тайна древ-

 

 

 

 

него замка с при-

 

 

 

 

видениями.

 

 

 

 

О. Уайльд «Кен-

 

 

 

 

тервильское при-

 

 

 

 

видение»

 

 

 

III этап (коррекционный)

 

 

 

Ноябрь

 

I

 

 

Каникулы

 

II

13

Алфа^т. Понятия

Гласные и соглас-

Развитие слухово-

 

 

«азбуку и <<алфа.

ные буквы и звуки.

го внимания и

 

 

вит»

Б. Заходер «Пе-

фонематического

 

 

 

сенка-азбука»

восприятия

 

 

 

 

(дифференциация

 

 

 

 

неречевых звуков,

 

 

 

 

слогов и слов,

 

 

 

 

близких по звуко-

 

 

 

 

вому составу)

 

14

Алфавит. Понятия

Гласные и соглас-

Развитие слухово-

 

 

«азбука» и «алфа-

ные буквы и звуки.

го внимания и

 

 

вит»

Я. Бжехва «Вол-

фонематического

 

 

 

шебник Коваль-

восприятия(диф-

 

 

 

ский»

ференциация не-

 

 

 

 

речевых звуков,

 

 

 

 

слогов и слов,

 

 

 

 

близких по звуко-

 

 

 

 

вому составу)

III

15

Звуки и буквы.

 

Развитие слухово-

 

 

Дифференциация

 

го внимания и

 

 

гласных и соглас-

 

фонематического

 

 

ных букв и звуков

 

восприятия(диф-

 

 

 

 

ференциация не-

 

 

 

 

речевых звуков,

 

 

 

 

слогов и слов,

 

 

 

 

близких по звуко-

 

 

 

 

вому составу)

 

16

Звуки и буквы.

Гласные звуки и

Развитие внима-

 

 

Гласные I ряда

буквы

ния.

 

 

 

 

Упражнения, на-

 

 

 

 

правленные на

 

 

 

 

увеличение объема

 

 

 

 

внимания.

 

 

 

 

Игра «Пуговица»

IV

17

Звуки и буквы.

Буквы «е», «ё»,

 

 

 

Гласные II ряда

«ю», «я»

 

 

18

Звуки и буквы.

 

Развитие воспри-

 

 

Дифференциация

 

ятия и ориенти-

 

 

гласных I и II ряда

 

ровки в простран-

 

 

 

 

стве. Отработка

 

 

 

 

понятий «правый»

 

 

 

 

и «левый».

 

 

 

 

Игра «Водители»

Декабрь

I

19

Звуки и буквы.

Мягкие и твердые

 

 

 

Дифференциация

согласные

 

 

 

согласных по

 

 

 

 

твердости — мяг-

 

 

 

 

кости

 

 

 

20

Звуки и буквы.

Глухие и звонкие

Отработка поня-

 

 

Дифференциация

согласные

тий «правый» и

 

 

согласных по глу-

 

«левый».

 

 

хости — звонкости

 

Упражнение «Раз-

 

 

 

 

ноцветные точки»

II

21

Заглавная буква в

Предложение

 

 

 

начале предложе-

 

 

 

 

ния. Правила на-

 

 

 

 

писания предло-

 

 

 

 

жения

 

 

 

22

Заглавная буква в

Строчные и про-

Выполнение уп-

 

 

начале предложе-

писные буквы

ражнений на ус-

 

 

ния. Правила на-

 

воение простран-

 

 

писания предло-

 

ственных отноше-

 

 

жения

 

ний предлоги

 

 

 

 

(«на», «над»,

 

 

 

 

«под», «за» и т.д.).

 

 

 

 

Упражнение «Ко-

 

 

 

 

пирование точек»

III

23

Заглавная буква в

 

 

 

 

именах собствен-

 

 

 

 

ных

 

 

 

24

Заглавная буква в

 

Узнавание пред-

 

 

именах собствен-

 

мета по контурно-

 

 

ных

 

му изображению и

 

 

 

 

деталям рисунка.

 

 

 

 

Игра «Что это?»

IV

25

Заглавная буква в

Развитие связной

 

 

 

именах собствен-

речи. Письмо Деду

 

 

 

ных

Морозу

 

 

26

Проверочная кон-

 

 

 

 

трольная работа по

 

 

 

 

итогам темы

 

 

Январь                                                         

I

Каникулы                                                

II

 

III

27

Однокоренные слова

Части слова. Ко­рень

Узнавание пред­мета по контурно- | му изображению и 1 деталям рисунка. 1 Упражнение «Со-; оглавление фигуры из разрозненных деталей»

 

28

Однокоренные слова

Части слова. При­ставка

 

IV

29

Однокоренные слова

Части слова. Суф­фикс

Узнавание пред­мета по контурно­му изображению и деталям рисунка. Упражнение «Ис­ пользование игр с постройками из кубиков»

 

30

Однокоренные слова

Части слова. Окончание

 

Февраль

I

31

Ударение

 

Узнавание предме­та по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Со­ ставление узоров из геометрических фигур»

 

32

Ударение. Смыс-лоразличительная и формообразующая роль ударения

Слова-омографы

 

И

33

Ударение

 

Узнавание предме- Г та по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Ла­биринты»

 

34

Ударение

 

 

III

35

Безударные глас­ные в корне слова

Части слова. Ко­рень

Упражнения, на­правленные на увеличение уровня распределения внимания

 

36

Безударные глас­ные в корне слова

Части слова. При­ставка

 

IV

37

Безударные глас­ные в корне слова

Части слова. Суф­фикс. Окончание

Упражнения, на­правленные на усиление концен­трации и устойчи­вости зрительного внимания

 

 

38

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Оглушение звон­ких согласных в середине слова

 

Март

1

39

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Озвончение глухих согласных в сере­дине слова

Усиление концен­трации слухового внимания

 

40

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

 

 

II

41

Непроизносимые согласные

 

Упражнения, на­правленные на тре­нировку переклю­чения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»

 

42

Непроизносимые согласные

 

 

III

43

Непроизносимые согласные

 

Упражнения, на­правленные на тренировку рас пределения иinlm рательности ими мания

 

44

Непроизносимые согласные

 

 

IV

Каникулы

Апрель

I

45

Правило переноса

 

Развитие памяти. Упражнения для развития способно­сти к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные обра­ зы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»

 

46

Правило переноса

 

 

II

47

Правило переноса

 

Упражнения для развития способно­сти к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные обра­зы и эмоции»

 

48

Словарные слова

 

 

III

49

Словарные слова

 

Упражнения для развития способ­ности к воссозда­нию мысленных образов. Упражнение «Мысленные обра­зы и их эмоцио­нальная окраска»

 

50

Двойные соглас­ные в корне слова

 

 

IV

51

Двойные соглас­ные в корне слова

 

Упражнения на осознанное вос­приятие. Упражнение «Осоз­нание визуального материала»

 

52

Двойные соглас­ные в корне слова

 

 

Май

 

I

53

Двойные соглас­ные на стыке мор­фем

 

Упражнения на осознанное вос­приятие. Упражнение «Осознание сло­весного материа­ ла»

 

 

54

Двойные согласные на стыке морфем

 

 

 

IV этап (оценочный)

 

II

55

Оценка результативности коррекционной работы. Проведе­ние итоговых срезовых проверочных работ. Оценка дина­мики работы с учащимися. Количественный и качествен­ный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. На­граждение детей

 

 

56

 

 

III

Фронтальное обследование

 

IV

 

                                                 

* Задания по кн.: Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5—6-х классов. М., 2003; Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998; Лайло В.В. Изучение алфа­вита и развитие восприятия. М., 2000; Лайло В.В. Развитие памяти и повыше­ние грамотности. М., 2001; Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М., 2001.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.