Проза Великой Отечественной войны. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проза Великой Отечественной войны.

2020-05-07 570
Проза Великой Отечественной войны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В прозе военных лет можно выделить несколько стилевых тенденций. Реалистическая тенденция проявилась в повестях А.Бека и К.Симонова, успешно развивавших толстовские традиции в изображении войны. Героико-романтическая тенденция заявила о себе в творчестве Б.Горбатова и Э.Казакевича. Психологический натурализм, возникший в поэзии «убитого поколения», нашел свое выражение и в прозе – в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда».

в) развитие реалистической тенденции в творчестве А.Бека и К.Симонова.

А.Бек и К. Симонов решительно выступили против упрощенного изображения войны и жизни солдата на войне. «Волоколамское шоссе» (1943) А.Бека состоит из четырех почти независимых повестей, каждая – из ряда вроде бы разрозненных эпизодов, но все вместе они создают картину битвы под Москвой. Художественная структура повести подчинена одному – показать смелость мысли полководца и те изменения, которые происходят в сознании людей на войне. А.Бек сосредоточил внимание на том, что имеет отношение в характере Баурджана Момыш-Улы, главного героя повести, к исполнению военных обязанностей. Естественный в условиях фронта принцип единовластия командира становится доминирующей чертой его поведения. «Я диктую свою волю, вы исполняете ее»,- говорит он солдатам. Всю сложность солдатской психологии герой Бека стремится уложить в формулу «страх и бесстрашие» (первоначально повесть так и называлась - «Повесть о страхе и бесстрашии»). Момыш-Улы – честный человек, он не прячет ни честолюбия, ни склонности к торжественным фразам: «Я мог расстрелять этого солдата,- говорит герой,- но не расстрелял, и он прошел с нами путь героев».

 По-иному, по-человечески относится к солдатам генерал Иван Васильевич Панфилов. Он воплощает другое лицо войны, не такое неумолимо-жестокое. Но все же «резкий властный сын востока» Момыш-Улы изображен автором как один из самых обнадеживающих героических типов офицера. Это трудно согласуется с традиционным для русской классической литературы взглядом на войну и воюющего человека. Отношение к солдату, как «объекту для воли», боевому инструменту, никем в повести не оспоренное и не отвергнутое, неизбежно наносило ущерб нравственной идее произведения.

В отличие от А.Бека,  К.Симонов попытался в повести «Дни и ночи» (1944) раскрыть прежде всего внутренний облик своих героев. Главный герой повести - капитан Сабуров. Мы ничего не знаем о прошлом комбата, так как Симонов исключил из повести главу, посвященную его довоенной биографии. Повесть «Дни и ночи» по форме – это своеобразное воспроизведение утерянного сталинградского дневника. Писатель сочетает документальное и художественное. Первая фраза о босой обессилевшей женщине не только вводит в обстоятельства сталинградской обороны, но и начинает сюжетную линию Ани Клименко, а финальная глава не только обещает окружение немецкой армии, но и напоминает о судьбе Ани, о которой хирург скажет накануне операции: «если сердце выдержит, может выжить». Это композиционное кольцо включает повествование о том, как живет на войне капитан Сабуров и как он воюет. Одним из сюжетообразующих становится конфликт Сабурова и командира полка Бабченко, который, считает себя вправе жертвовать жизнью других людей. Определяющей для понимания идеи повести является авторская мысль о том, что «люди на войне стали проще, чище, умнее». В финале Симонов утверждает нераздельность личного и социального. В контрнаступлении советских войск под Сталинградом он видит залог «взятого с бою военного счастья России». Счастье Ани Клименко также определяется в финале как «взятое с бою».

г) развитие героико-романтической тенденции. В ином стилистическом ключе, чем А.Бек и К.Симонов, изобразил войну в повести «Непокоренные» (1943) Б.Горбатов. Эстетическим ориентиром ему служил романтический эпос «Тараса Бульбы» Гоголя. При первой публикации повесть называлась «Семья Тараса», три главных персонажа повести – старый Тарас и его сыновья Степан и Андрей не только повторяли имена гоголевских героев, их судьбы должны были напомнить о конфликте между патриотическим и отцовским чувством. Повесть Горбатова была первой серьезной попыткой изображения того. что происходило на оккупированной территории, как бедствовали люди, оказавшиеся в фашистской неволе, как преодолевался страх, как возникало сопротивление захватчикам мирного населения, оставленного на поругание врагу. Семья Тараса – олицетворение борющегося народа: «Весь народ шел, прикованный к тачке, шел и старый Тарас». Первоначальная позиция невмешательства («нас это не касается») постепенно сменяется у героя активным сопротивлением врагу. Он превращает квартиру «чисто в дот»: «Сыны мои в обороне не устояли. Я устою. Я дождусь».

Дань романтической поэтике отдал  Э. Казакевич в повести «Звезда» (1946). Э.Казакевич как бы продолжает «Непокоренных» и по времени, и по месту действия, и по характеру авторского отношения к жизни, но в то же время его произведение было очень своеобразно по интонации. В «Звезде» на первый план выступает лирическое начало, хотя судьбы героев разбиваются войной. Главный герой Травкин – максималист, человек, предъявляющий повышенные требования к себе и другим. Именно суровость Травкина, его аскетизм дают ему право осудить Мамочкина, когда тот, воин храбрый и умелый, но не слишком заботящийся о нравственных нормах, допускает то, что Травкин бескомпромиссно называет «фактическим мародерством». Казакевич уходит от стереотипов в изображении жизни разведчиков: в повести нет ни приключенческого, ни детективного плана. Он не показывает обстоятельства гибели разведчиков. Травкин и его «зеленые призраки» словно бы исчезают, растворяясь в тылу врага. Писатель не утверждает прямо, что они погибли. Просто рация день за днем не приносит от них вестей, и уже командование устало ждать, и новые группы разведчиков уходят во вражеский тыл. Одна радистка Катя со своей неразделимой и потрясающей любовью к Травкину все передает в эфир позывные, на которые нет отклика. Казакевич наполнил изображение войны философским пафосом. Астральные образы, «игра в мистику» («зеленые призраки») «создали такую ауру, в которой постижение войны возвышалось до апокалиптических высот».

д) Развитие психологического натурализма в военной прозе.От возвышенно-условной романтической поэтики отталкивался в поэзии и прозе Великой Отечественной войны психологический натурализм – течение, в рамках которого была написана повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда» (1945). Краеугольным камнем поэтики В.Некрасова является документальность, понимаемая в широком смысле слова. Автобиографичность главного героя повести очевидна – героем полкового инженера Некрасова стал полковой инженер Керженцев. Некрасов рассказывает о том, что видит своими глазами герой, что пережил и он, автор книги, когда летом 1942 года отступал в разбитых частях на восток, к Волге, к Сталинграду. Личность интеллигента Керженцева определила и манеру повествования. Он воюет буднично, без малейшего показного героизма (в одном из эпизодов Керженцев будит начальника связи и просто говорит ему: «Покомандуй здесь вместо меня, а я пошел», и с четырнадцатью бойцами идет «туда»). К числу «обыкновенных» персонажей можно отнести ординарца Валегу, человека из совершенно незнакомого интеллигенту Керженцеву мира, за плечами которого жизнь в тайге, охота, тюрьма. Бывший арестант Валега, сражаясь за родину, включает в это понятие и товарищей по окопам, и свою покосившуюся хибарку, и Сталина, которого он никогда не видел, но который является для него «символом всего хорошего и правильного» (больше Сталин в повести не упоминается), и многое другое. Образ врага Некрасовым не индивидуализирован, немецкая армия представлена как некая враждебная стихия, с которой необходимо бороться. Некрасов одним из первых в советской литературе  начал разговор о войне без излишней героизации. Конфликт его повести сместился внутрь советского общества - в противостояние между «казенными душами», готовыми уложить десятки солдат, и людьми, отстаивающими свое человеческое достоинство и право на доверие» (Н.Лейдерман), т.е. приобрел нравственный характер.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.