Философско-эстетическая концепция романтических произведений М. Горького. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Философско-эстетическая концепция романтических произведений М. Горького. Пьеса «На дне» как социально-философская драма.

2020-05-07 416
Философско-эстетическая концепция романтических произведений М. Горького. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

   В конце 19 – начале 20 века серьезные изменения произошли в критическом реализме. Рядом с классическими реалистическими формами возникли новые, принципиально отличные от традиционных. В новом типе реализма, появление которого связано с именем Горького, формируется новая концепция личности: человек не просто реагирующий на окружающую его жизнь, но созидающий, реализующий себя на общественном поприще. В реализме нового типа в качестве типических обстоятельств утверждается историческое время и человеку дано выступить творцом истории.

Горьким было сказано новое слово о человеке. С самого начала более всего привлекательные для Горького – художника люди – это «строптивцы», «озорники», «счастливые грешники», люди веселые и гордые духом. Такое переживание свободы было свежим, небывалым в литературе. Донное в форме условно-романтической оно достигало уровня художественной несомненности, непреложности.

В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем как писатель- романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, предъявляющей к ней исключительные требования. Герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, миром природы, поэтому столь большую роль в ром. произведениях играет пейзаж. Именно в таком мире мы видим героев ранних романтических рассказов. Старый цыган Макар Чудра предстает на фоне романтического описания природы: его окружает «мгла осенней ночи».

В форме легенд, сказок, песен Горький развивал свое понимание истинной и ложной свободы, условий и путей ее достижения в широком философском и социальном смысле. При этом писатель сталкивал свободу не только с несвободой, но и с другими ценностями жизни (н-р, любовью), чтобы утвердить свободу как высшую из них. Стремление к свободе, которое несет в себе Макар Чудра, воплощают в себе и герои его легенды: Лойко Зобар и красавица Радда. Лойко Зобар «любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».Для красавицы Радды высшей ценностью также является свобода: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя!». Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере – любовью и гордостью – мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное и разрешиться оно может так, как разрешилось – смертью. Так свобода и любовь сходятся у Горького гибельно, трагически, оказываются несовместимыми.

В романтическом рассказе «О маленькой фее и молодом чабане. Валашская сказка»  главное – именно в трагическом конфликте. Фея бросает под ноги любовной страсти все – рвет с родной лесной стихией, домом, матерью. Но в своей новой жизни с любимым она в конце концов приходит к пониманию гибельности, непереносимости, бесплодности этих потерь: страсть угасла, Чабана манят неизвестные дороги, степные грозы и дальние ветры (символ жизни-борьбы), а она, фея, ощущает себя лишь камнем на его пути. Здесь изображен иной выбор, чем в легенде о Радде и Лойко, он сделан не в пользу свободы, а в пользу любви – выбор, себя не оправдавший. Фея олицетворяет природу с ее вольностью, естественностью, но она «не дотягивается» до человека.

Таким образом, основной пафос раннего творчества горького – свобода любой ценой, пусть даже ценой отказа от других ценностей жизни. Однако, что такое свобода? Всякую ли свободу можно считать истинной? Всякая ли свобода дает человеку счастье? На эти вопросы пытается ответить Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Сам характер этих вопросов формирует философскую концепцию рассказа, его композицию. Представляя три типа свободы, писатель строит произведение как трехчастное и логика соединения этих частей такова, что в утверждении идеала Горький идет от противного, разоблачая те типы свободы, которые ложны, не истинны.

Индивидуалистическая свобода для одного себя, ведущая к отчуждению от людей, осознается писателем не только как зло, но и величайшее страдание (оправдание зла). Поэтому Ларра – фигура, не лишенная трагического величия, несмотря на эгоизм, жестокость, безрассудство. Смелый, сильный и гордый (это очень важные для Горького характеристики), на равных говорящий со старейшинами рода, он одержим желанием свободы, и сила этого желания трагически возвышает его, хотя его осуществление свободы - путь ложный. Писатель не приемлет философии «жить без людей и для себя». В центре произведения, в рассказе старухи Изергиль о себе – второй путь – мятеж сердца, любовь, исповедуемая как высшее благо. Он расценивается автором неоднозначно. Рассказчик любуется смелостью и раскованностью чувств героини, возвышающих ее над пошлой обыденностью. Именно любовь делает ее такой – способной понять величие человека, преклониться перед его подвигом. Но автору-рассказчику очевидно и другое: в любви, если она только любовь-наслаждение есть своя коварная узость, губительная несвобода (мотив любви-чумы, когда Изергиль вспоминает мальчика-турка, погибшего из-за нее). Об этом свидетельствует и портрет героини. Философия Изергиль – «жить с людьми, но для себя».

Наконец, третий, высший путь к свободе утверждается в легенде о Данко, о его подвиге. Это не только подвиг самопожертвования, но и подвиг освободительный, освещающий дорогу для тысяч людей. Не случайно возникают здесь образы древнего огня, факела-сердца, костров. Они полны глубокого символического смысла.

Но согласен ли автор со своими героями? Многие исследователи предлагают говорить о повествователе Горького как об автобиографическом герое. Именно пристальный заинтересованный взгляд выхватывает из встреч, дарованных ему судьбой, самые интересные и неоднозначные характеры. И  авторское отношение к ним - восхищение их силой и красотой, как в «Макаре Чудре», поэтичностью, склонностью к эстетическому восприятию мира, как в «Старухе Изергиль», и в то же время несогласие с их позицией – выражается не прямо, а косвенно, с помощью различных художественных средств. Например, конец рассказа «Макар Чудра», где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как красавец- цыган Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляет его позицию.

Более сложно выражена позиция автобиографического героя в «Старухе Изергиль». Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Ее портрет сразу же выявляет очень значимое эстетическое противоречие. О прекрасной чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка или молодая, полная сил женщина. Перед нами же глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетические черты. Все в образе Изергиль напоминает повествователю Ларру – в первую очередь ее индивидуализм, доведенный до крайности, ее рассказы о людях давным-давно прошедших круг жизни: «И все они - только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня,- тоже почти тень». Так с помощью портрета автор достигает сближения двух образов – Изергиль и Ларры. Разумеется, о подобном сближении сама Изергиль не может и помыслить.

Именно поэтому взгляд автобиографического героя реалистичен, ему доступно осознать ограниченность сугубо романтического миросозерцания, обрекающего Макара Чудру на одиночество, приводящее Изергиль к полной исчерпанности и испепеленности.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.