Основными течениями в лит-ре 1960-90-х гг. были «деревенская», «военная», «городская» проза. Начинать –по выбору: или с военной, или с дерев. прозы. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основными течениями в лит-ре 1960-90-х гг. были «деревенская», «военная», «городская» проза. Начинать –по выбору: или с военной, или с дерев. прозы.

2020-05-07 642
Основными течениями в лит-ре 1960-90-х гг. были «деревенская», «военная», «городская» проза. Начинать –по выбору: или с военной, или с дерев. прозы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

          

Творческие поиски «военной прозы» в послевоенной литературе определялись динамикой развития двух ведущих тенденций. Первая тенденция продолжает героико-романтическую линию повестей Э.Казакевича, вторая – психологический натурализм В.Некрасова. В литературе 1960-х гг. господствует взгляд на войну исключительно как на время великого торжества народа-победителя. Развивается жанр панорамного романа – жанра, где человек тонет в калейдоскопе политических событий. Одним из самых удачных произведений является роман К.Симонова «Живые и мертвые».

Действие романа ограничено событиями сорок первого года. В пору появления романа, на рубеже 1950-60-х гг, это объяснялось и исследовательскими задачами, и нравственным долгом художника перед миллионами людей, ставших первыми жертвами и первыми героями Отечественной войны, о которых было еще мало известно. Стремясь к максимальному правдоподобию, Симонов избегает фабульных связок между эпизодами войны. Внешней связи между отдельными главами нет. Но эту внешнюю разорванность писатель компенсирует четкой внутренней организацией каждой главы, ее композиционной и смысловой завершенностью (н-р, 1 глава, где каждый из эпизодов фиксирует какую-то грань в атмосфере отступления и в состоянии людей – паника и самоотверженность, отчаяние и верность долгу, подозрительность и чувство единства в общем горе. Замыкается калейдоскоп сцен впечатлением «сквозного героя – Ивана Синцова: «Все, что видели его глаза, казалось, говорило: нет, не переломим! Но душа его не могла смириться с этим, она верила в другое! Он не пережил бы тех дней без этой веры, с которой незаметно для себя, как и миллионы других военных и невоенных людей, втянулся в четырехлетнюю войну».

Из 19 глав романа по меньшей мере 15 - композиционно завершенные повествования, где соединены разрозненные, часто хаотичные события, встречи, характеры. Какова же связь между ними? От главы к главе разворачивается в «Ж и м» панорама первого периода ВОВ. Но у Симонова последовательность исторических событий – лишь внешний слой эпического процесса. Внутреннее же его течение происходит в самосознании народа. В романе все персонажи (а их более 120) сливаются в коллективный монументальный образ народа. И главная задача, которую ставил перед собой Симонов, - раскрыть этот образ в психологическом плане. Все примечательные исторические факты в романе не имеют самоценного значения, они входят в роман в качестве психологических импульсов, вызывающих отклики в душах людей (н-р, парад на Красной площади 7 ноября пропущен сквозь призму настроений его участников: Серпилина, Климовича, Синцова и его товарищей. И гл. 15 потому и стала кульминационной, что в этот день, несмотря на отчаянное положение под Москвой, у героев возникает предчувствие победы).

В «Жим» есть традиционные для хроник массовые сцены, но здесь они невиданно монументальны, охватывая собою движение тысяч и даже миллионов людей. Примечательно, что готовность раствориться в роевом начале, мыслить и чувствовать как миллионы – из того же ряда спасительных рефлексов, которые срабатывают в сознании «массового человека», когда он хочет сохранить внутренне равновесие. Феномен культа раскрывается Симоновым как явление общественного сознания, свидетельствующее о его несовершенстве.

Таким образом, хроника 1941 года стала в романе «Ж и м» историей сознания народа. На этой основе не только объясняются причины победы советского народа. Хроника Симонова о сорок первом годе убеждает, что слившись воедино (когда один «как все», «как миллионы»), народ способен одолеть врага и спасти от гибели свое отечество.

Другим направлением военной прозы стала «лейтенантская проза». С 1957 по 1963 годы увидели свет «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Ю.Бондарева, «Южнее главного удара» и «Пядь земли» Г.Бакланова, «До свидания, мальчики» Б.Балтера, «Журавлиный крик» и «Третья ракета» В.Быкова, «Звездопад» В.Астафьева, «Крик» и «Убиты под Москвой» К.Воробьева. «Лейтенантская проза» наследовала традиции «психологического натурализма». Главным импульсом, вызвавшим к жизни это течение, был протест против идеологических стереотипов, активное неприятие псевдоромантических шаблонов, которые превращали кровавую правду войны в театральное представление.

               Повести В.Быкова. Уже в первых повестях Быкова выступало что-то свое, особое. Они были жестче, суровей по своему жизненному материалу. Его герой должен делать выбор в условиях, которые, кажется, намертво исключают саму возможность выбора, ибо за любое свое решение он должен расплачиваться жизнью. «Страшная беда» – эта формула, впервые появившаяся на страницах «Западни» и спустя 20 лет выступившая в названии повести «Знак беды», стала обозначением той роковой ситуации, в которую попадает быковский герой. А.Бочаров обозначил жанр произведений Быкова как «повесть нравственного эксперимента».

В «Знаке беды» Быков впервые сосредоточил внимание на мирных деревенских людях, на их войне с фашизмом. Эпическое здесь - в изображении доли народа: его горькой нужде, постоянной заботе о семье и детях, надежд молодости и печалей старости. Эпические мотивы растворены и в скромных картинах белорусской природы, и в тревожных образах-символах. В повести повсюду знаки беды: стучат топоры у реки – немцы возводят мост, снятся тяжелые сны, каркает ворона над хутором, вспоминается мертвый жаворонок. И не отвести глаз от несчастного Янки – живого знака потрясшей всех беды (на глазах у Степаниды погублен, добит (свои начали, чужие добили) безгрешный безвинный человек. С ним оборвался крепкий крестьянский род.)

Почему немолодые, измордованные своей крестьянской долей Петрок и Степанида пошли против фашистской машины? За годы батрачества, а потом за 20 лет непосильного труда на своей деляне, проклятом богом пригорке, символически названном Голгофой, не разбогатели - имели «на всю семью одни заплатанные валенки». А фамилия их, Богатька звучит горькой насмешкой. Первым испытанием их доверия к Советской власти стала коллективизация, которую герои воспринимают как насилие над их душами и унижение человеческого достоинства (один из них молодой милиционер Вася Гончарик, который стал невольным виновником выселения семьи своей невесты Анютки, стреляется, оставляя одинокими мать и трехлетнего братика, а другие, покрепче душою, как Степанида принимают решение: «А она все, она больше в ликбез не пойдет. После отъезда Анютки она уже не сможет без нее сесть за ту парту, не сможет переступить через порог школы».

В одном ряду с коллективизацией Быков ставит гитлеровскую оккупацию, которая как и К. рисуется как грубое попрание человеческого достоинства. Первой начинает свое, бабье сопротивление врагам Степанида (выдаивает корову на землю, гибнет, спалив себя в истопке, но не отдав полицаям бомбу).Петрок настолько противоположен Степаниде, что поначалу закрадывается подозрение, а не станет ли он прислужником оккупантов? Но когда его начинают мытарить полицаи, бывшие «свои», когда они на родном языке угрожают ему, когда его, чуть не родича своего, они безжалостно избивают, вот тогда Петрок гневно кричит: «Что я, не человек?». Связанный, избитый своими палачами, он пойдет на мучительную смерть, но «милости у них не попросит»! Скрипка и тетрадка – два образа символа, свидетельствующие о духовной жажде, которую не могли загасить в Степаниде и Петроке ни горькая нужда, ни изматывающий все силы труд. Именно тяга к духовному лежит в основе самосознания личности, доказывает писатель. «Знак беды «– повесть о трагедии обманутого народа. И знак беды – конечный - заросшее крапивой пепелище – отсылает к вопросу: за что претерпели Степанида и Петрок свои муки? Они надеялись на власть, которая называлась рабоче-крестьянской, но вынуждены были защищаться сами. И погибнуть, исчесзнуть.

С еще большим трагизмом разрешаются «быковские ситуации» повестях «В тумане» (1986) и «Облава» (1990). В первой партизан Сущеня, подозреваемый в предательстве, ничего не может доказать – все свидетели его лояльности убиты. И он, отец семейства и муж своей Анельки, кончает с собой: «Жить по совести, как все, на равных с людьми, он больше не мог, а без совести не хотел». Повесть начинается поздней осенью 1942 года, ее сюжет – операция по уничтожению немецкого прислужника. Быков исключает все варианты, которые бы эта история могла иметь, от них веет утопией. Буров поверил Сущене, но поверит ли кто-нибудь еще? Убить себя, не пятнать судьбу близких – самое простое и самостоятельное решение, по крайней мере Сущеня распорядился собой сам, от других он зависеть больше не мог.  Последний свой на пути Бурова – человек, которого он должен был расстрелять, но не расстрелял случайно. Последний свой на пути Сущени – тот, кто должен был его убить, но на свою голову не спешил этого сделать. Абсурд, но палач и жертва находят в друг друге утешение. Во тьме леса и тумана у Быкова лежат три тела: дрогнувшего палача, несостоявшегося палача (Войтик) и преступника, который застрелил себя сам. Они заблудились в тумане и были не теми, кем пыталась сделать их жизнь.

Так, испытывая своих героев «страшной бедой», писатель сумел докопаться до самых глубоких источников, от которых зависит сила сопротивляемости человека судьбе. Ими оказались самые личные человеческие святыни - любовь к женщине, забота о своем добром имени, отцовское чувство.

 

«Деревенская проза». В 1960-е гг. громко заявили о себе писатели, биографически связанные с темой деревни: Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Белов, Е.Носов, В.Распутин. Кроме крестьянского происхождения авторов объединяло внимание к нравственным проблемам, вера в созидательную роль нравственных традиций..Ориентиром для деревенщиков стал рассказ А.Солженицына «Матренин двор» («Не стоит село без праведника»). Впервые в литературе русская деревня предстала такой, какой была на самом деле – нищей, голодной. А характер Матрены Васильевны открыл в ДП галерею характеров старух.  В 1970-е годы «деревенская проза» выходит за рамки деревенской тематики к глобальным проблемам бытия. 3 выхода из границ темы: 1) в экологию (направление В.Распутина), 2) в историю крестьянских семей, исследование психологии поколений таких семей (направление Ф.Абрамова), 3) исследование переломных моментов в истории российской деревни (В.Белов «Кануны»).

В.Распутин «Прощание с Матерой» На проблемно-тематическом уровне в повести выделяют два плана повествования: один- это реальные события, т.е. затопление деревни и острова Матера, другой – символический. Сама по себе ситуация не является трагической – взамен затопленной деревни построен новый поселок. Все дело в отношении к этому событию. Все персонажи разграничены по принципу духовного или рационального отношения к событию. Для главной героини и старух затопление равносильно концу света. Для равнодушных исполнителей Матера – лишь «затопляемая территория». Третьи, как Павел, задумываются о цене прогресса. В сюжетно- композиционной структуре повести, действие которой развертывается одновременно в бытовом и обобщенно-символическом планах, особую роль играют массовые сцены(на кладбище, сцена у горящей избы Катерины, коллективный покос) и сопутствующие им «разговоры». Один из смысловых центров повести – сцена сенокоса в 11 главе. Распутин подчеркивает, что главное для героев – не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства с природой.Именно поэтому для Дарьи и старух дом – не только место для жилья. Это одушевленная предками часть их жизни. Дважды расскажет писатель, как прощаются с домом – сначала Настасья, а потом Дарья. 12 глава, в которой Дарья через силу белит свой уже обреченный назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой – точное отражение христианского обряда соборования, обмывания покойника, отпевания и погребения.«Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». Все старухи  осознают себя ответственными за продолжение жизни. Распутин дает точную метафору для выражения раздумий Дарьи о течении жизни: род – это нитка с узелками. Одни узелки развязываются, умирают, а на другом конце завязываются новые. Мир старух у Распутина – это христианский мир. Ведь они пришли из жизни, сохранившей черты мистерии. Когда сеять, косить, жать, о чем думать, когда играть свадьбы – все в их жизни было регламентировано Пасхой и Троицей, Ильиным днем и Сретеньем, Покровом и Спасом. Это и создает в повести ощущение мистической целостности, идеологизированности и «духовности» жизненного процесса, прекрасно передаваемое Распутиным. Только в единстве друг с другом, с природой, со всем космосом может человек победить смерть, если не индивидуальную, то родовую.

  Федор Абрамов «Хочется вопросить прошлое, как время меняет национальный характер, что такое есть русский крестьянин, как происходило раскрестьянивание русского человека?»- на этот вопрос Абрамов искал ответ в своем творчестве. История жизни Пелагеи Амосовой («Пелагея» 1969) развертывается как драма заблуждений героини и ее прозрения, которое приходит в самую тяжелую пору, когда Пелагея, больная, оказывается в одиночестве. В эти мгновения прощания с жизнью героиня настойчиво ищет причины своих ошибок. История Пелагеи берет начало в 30-е годы, а завершается в 1960-е. Писатель показывает, что трагедия героини порождена не только ее стремлением к личному благополучию, но является результатом противодействия труднейшим жизненным обстоятельствам (в пору тяжелых испытаний, потеряв сына-первенца, она не побоялась пойти «против всех», оставила колхоз и перешла в пекарню, бросив на завоевание людей «свое хлебное воинство»). В сознании и поступках героини уживаются противоположные начала: любовь к труду и стремление «выйти в люди», общественные интересы и потребительские устремления. Однако, подводя итоги жизни, героиня находит в ней самой светлое – дни работы в пекарне. Не случайно тропка, по которой десятилетиями бегала она из дома в пекарню, зовется в деревне «Паладьиной межой».

 Тема Пелагеи находит завершение в повести «Алька» (1971) в истории ее дочери, покинувшей дом. Причина неприкаянности Альки, ее ранних неудач (правда еще не подорвавших ее веру в жизнь) в том, что характер этот вылепила Пелагея. Унаследовав от матери собственнический эгоизм, Алька утратила любовь к труду, поглощенность делом. Она бьется в истерике («тетка, тетка, пошто меня никто не любит?»), что чувствует вину перед матерью и даже в память о ней решает остаться в колхозе, но это решение отступает под напором суетности. Однако и на Алькиной судьбе Абрамов не ставит крест – см. сцену покоса, где Алька предстает как истинная дочь Пелагеи.

В повести «Деревянные кони» (1970), рассказывающей о жизни Василисы Милентьевны, «отложились» почти 100 лет истории русской деревни.»Деревянные кони» – это поэтическое сказание о женщине-крестьянке, ее трудной и горестной судьбе. В 16 лет красавицу Василису выдали замуж в Пижму, где Урваи (семейство Урваевых), промышляя в лесу зверя да птицу, не знали крестьянского труда, а за свои чудачества прослыли придурковатыми (не случайно их зовут «пижемский зверюшник»). Василиса Милентьевна одолела их равнодушие и лень, научила «землей жить». Но это не принесло ей радости - - свекр Оника Иванович был раскулачен и сослан, ее двух сыновей унесла война. Однако как бы тяжело не было героине, она сохранила человеческое достоинство, любовь к людям, умение радоваться жизни, детям, внукам. Не случайно венчающие крыши домов в Пижме деревянные кони, пробуждая у автора память о целых поколениях крестьян, умельцев и художников, кажутся ему ожившими с появлением Василисы Милентьевны.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.