Драма Горького «На дне» (1902)- социально-философская драма. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Драма Горького «На дне» (1902)- социально-философская драма.

2020-05-07 226
Драма Горького «На дне» (1902)- социально-философская драма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предметом изображения в драме Горького «На дне» (1902) становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Социальный конфликт представлен в пьесе на нескольких уровнях. Это конфликт между хозяевами ночлежки супругами Костылевыми и ее обитателями. Он ощущается героями на протяжении всей пьесы, но оказывается как бы статичным, лишенным динамики, не развивающимся. Это происходит потому, что Костылевы сами не так уж далеко в общественном плане ушли от обитателей ночлежки. Кроме того, каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате которого оказался на «дне» жизни. Но эти социальные конфликты принципиально вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое и потому не становятся основой конфликта драматургического. Гранью социального конфликта является любовный конфликт. Его экспозицией является появление в ночлежке Костылева. Он ищет свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка любовного конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. Кульминация этого конфликта вынесена за сцену: мы не видим, как Василиса ошпаривает кипятком Наташу. Убийство Костылева Васькой Пепелом становится трагической развязкой любовного конфликта. Василиса выходит из него победителем: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. Любовный конфликт показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека, и самые возвышенные чувства ведут не к обогащению личности, но к смерти, увечью и каторге.

Принципиально важно, что большинство персонажей пьесы – «бывшие люди». Когда-то каждый их них был включен в свою систему социальных отношений, теперь, в ночлежке, социальные различия между ними стерлись, теперь они – просто люди. Горького волнует, что происходит в человеческой душе, на самом ее дне, когда человек оказался свободен от семейных, классовых и прочих социальных связей, когда как говорит Бубнов, «все слиняло, один голый человек остался!».

Спор о человеке – философская основа пьесы. Что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, каковы пути к обретению человеческого достоинства – вот вопросы, на которые ищет ответ Горький в пьесе, содержание которой определяется прежде всего философско-этической проблематикой. Уникальность драмы в том, что сложнейшие философские вопросы обсуждаются в ней «людьми улицы», необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими «нужных» слов. Именно в прозаическом, нарочито приземленном контексте впервые произносится в пьесе слово, которое станет ее лейтмотивом. Это слово «правда». Правда и ложь - одна из двух важнейших смысловых оппозиций пьесы. Другая оппозиция – «правда» и «вера».

При всем разнообразии персональных судеб большинство действующих лиц лишены чего-то самого важного для них. Актер – возможности творить на сцене и даже собственного имени (Сверчков-Заволжский). Слесарь Клещ - постоянной работы. Настя - любви, Наташа – семьи. Однако все они все еще робко надеются на возможность обрести утраченное или желаемое, все еще верят, что их жизнь может чудесным образом преобразиться. Если Бубнов, Сатин и Барон далеки от иллюзий и не нуждаются в идеале, то для Актера, Насти, Анны, Наташи, Пепла вера важнее правды. Вот почему именно они горячо откликаются на реплику Луки: «Во что веришь, то и есть». В символике его имени несколько пластов (евангельский, апостольский, лукавый, философский). Горький хотел проверить, что важнее: добро или правда?

Лука сразу оказывается в центре их внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.. В каждом герое он видит светлые стороны их личности, находит ключ и подход к каждому их них. Лука с первого момента своего появления в ночлежке отказывается видеть в ночлежниках жуликов: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают». Позиция Луки предстает в драме очень сложной, авторское отношение к нему неоднозначно. С одной стороны, Лука абсолютно бескорыстен в своей проповеди и в желании пробудить в людях лучшие скрытые до поры стороны их натуры, о которых они даже не подозревали. С другой стороны, Лука считает, что если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. В подтверждение своих слов Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет.

В литературоведении долго господствовала концепция, согласно которой Горький однозначно отвергает утешительную проповедь Луки. Но позиция писателя сложнее. После ухода Луки все происходит совсем не так, как рассчитывали герои и в чем убеждал их Лука. Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, осужденный за убийство Костылева. Через судьбу Актера Горький уверяет читателя в том, что именно ложная надежда может привести человека к петле. Все герои сходятся на том, что надежда, которую Лука вселил в их души, - ложная. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни – он просто поддерживал их робкую веру в то, что выход есть и что он не заказан для них. Все дело в слабости героев, в неспособности их сделать хоть что-то немногое для того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам. Горький вскрывает одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринимать, чтобы эту реальность изменить.

Луке противостоят Бубнов и Сатин. Философии Луки («Во что веришь, то и есть») противостоит позиция Бубнова, утверждающего полную зависимость человека от средыЛюди все живут… как щепки по реке плывут»). Бубнов – главный идеолог буквально понятой правды («Снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется»). Отношение Сатина к Луке неоднозначно. Когда Клещ замечает, что старик пропал «во время суматохи», Сатин произносит: «Тако исчезают грешники от лица праведных!». Вместе с тем, Сатин вступается за Луку. Внешне мотивированный защитой Луки, монолог Сатина становится декларацией иной, чем у Луки (но и отличной от бубновской), жизненной позиции. Горький вкладывает в уста Сатина мысль о величии человека: «Человек – это звучит гордо!». Понимая, почему Лука лгал, Сатин говорит о том, что ложь нужна тем, кто «слаб душой»: «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека!». Так в монологе Сатина зарождается новая концепция личности. Открытый финал пьесы – диспута. Актуальность ее в наши дни.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.