Глава 6. Вдоль правого берега Волги. Ярославль. Знакомство с городом. По трассе М-8 на север, в Вологду — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 6. Вдоль правого берега Волги. Ярославль. Знакомство с городом. По трассе М-8 на север, в Вологду

2020-04-01 164
Глава 6. Вдоль правого берега Волги. Ярославль. Знакомство с городом. По трассе М-8 на север, в Вологду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 На следующий день, 31 июня, проснулся оттого, что солнце начало сильно пригревать, дотягиваясь своими лучами через открытый полог палатки до самых её отдалённых уголков. Высунул наружу голову и осмотрелся. Капельки росы на траве блестели как драгоценные камни, переливаясь всеми цветами радуги; тонкая паутинка, каким-то чудом державшаяся на сухой ветке рядом с палаткой, превратилась в бусы тончайшей работы. Природа, как искусный ювелир, не поскупилась талантом. Я не чувствовал даже лёгкого дуновения ветерка, но утренний воздух был чист и свеж. Внизу, над руслами рек  Кешки и Волги стоял сплошной туман, из-за которого практически ничего не смог различить, кроме верхушек самых высоких сосен. У меня возникло такое ощущение, что огромное белое облако спустилось с небес, чтобы немного отдохнув, через час-полтора вновь продолжить свой путь над землёй.

  Так начался мой пятый день путешествия. Завтрак и последующие сборы в дорогу не заняли много времени. Соблюдая осторожность, спустился вниз к шоссе и продолжил свой путь в сторону Костромы. Предстояло проехать тридцать километров. С утра, пока не наступил летний зной и ещё достаточно много физических сил, крутить педали особенно легко. Дорога вновь пошла лесом, в котором беспорядочно перемежались хвойные и лиственные породы деревьев, такие как: берёза, липа, осина, ель, сосна. Мне было интересно наблюдать за постоянно меняющимся пейзажем, отсюда и время проходило совершенно незаметно. День только начинался, поэтому машин встречалось мало.  Да и ближе к полудню количество проходящего мимо автотранспорта увеличилось ненамного. По возможности я старался наверстать упущенное за прошлый день, усиленно крутя педали, особенно когда А-113 шла под уклон. По мере приближения к областному центру лес постепенно уступал более открытым участкам местности с перелесками и отдельными рощицами, состоящими в основном из лиственных пород деревьев. Равнинные участки, аккуратно вспаханные и засеянные различными сельскохозяйственными культурами, чередовались с живописными природными лугами. Через два с половиной часа издали увидел   многоэтажные жилые здания микрорайонов Костромы. С такого расстояния они казались спичечными коробками, разбросанными в беспорядке по линии горизонта. В Кострому заезжать не собирался, так как решил посетить её только на обратном пути, чтобы не спеша осмотреть отдельные достопримечательности. Сейчас же, на перекрёстке у Поклонного креста при въезде в город, повернул налево и через  три километра добрался до Ярославского шоссе (та же А-113). Проезжая мимо автозаправки, остановился и зашел в находящийся там продуктовый магазин, чтобы купить бутылочку минералки.

 У Костромы А-113 резко меняет своё направление и тянется на юго-запад вдоль правого берега Волги к Ярославлю. В середине пути промежуток между рекой и дорогой наибольший и составляет одиннадцать километров. Расстояние до Ярославля семьдесят километров. Луга, обработанные человеком поля перемежались  перелесками, берёзовыми рощицами. Вдоль автодороги имеется защитная полоса, на отдельных участках довольно плотная, без просвета между деревьями. До границы с Ярославской областью, а это двенадцать километров, рельеф местности не отличался особым разнообразием, но я всё же мог наблюдать красивые пейзажи по обе стороны шоссе. Проехал населённые пункты Будихино, Василево, а также еще несколько деревень, о наличии  которых мне сообщали соответствующие дорожные указатели на поворотах. Время от времени доставал свою маршрутную карту, притороченную к рюкзаку на багажнике. С картой сверялся каждый раз, когда возникала необходимость более точно определить своё местоположение относительно других населённых пунктов. Если говорить о состоянии автодороги, то замечу, что некоторые участки шоссе мне совсем не понравились из-за мелкой гранитной крошки, с использованием которой ремонтировалось дорожное полотно, и недостаточной общей ширины проезжей части, из-за чего «велосипедная дорожка» практически отсутствовала. Общее впечатление: ехать можно, но осторожно, с оглядкой на других участников дорожного движения. Моё мнение совсем не обязательно учитывать тем, кто путешествует на автомобиле, так как сужу как велосипедист, а велосипед и автомобиль, согласитесь, разные вещи. В двух местах заметил изготовленные из фанеры в натуральную величину макеты патрульных машин ГИБДД, которые обычно ставят в целях профилактики нарушений скоростного режима. Изготовлены макеты довольно топорно. Угловатость и небрежность их форм бросалась в глаза издалека. Проехал военный полевой лагерь с армейскими брезентовыми палатками, поставленными за берёзками у края поля, на пригорке. Рядом несколько автомобилей ГАЗ-66. Один  из них, по видимому, командно- штабная машина, на что указывали раскрытые радиоантенны на крыше и провода, тянущиеся в сторону от лагеря. Группа солдат невдалеке выполняла какую-то работу. Впереди заметил ещё нескольких военнослужащих. На меня в этот момент нахлынули тёплые воспоминания.  Вспомнил себя и своих товарищей по воинской службе, связь с которыми, к сожалению, прервалась сразу же после демобилизации. Как они сейчас живут? Страна была другая, и мы были другими, такими же, как сейчас эти молодые ребята, у которых впереди вся жизнь.

     До границы с Ярославской областью добрался довольно быстро, примерно через полчаса после выезда из Костромы. Слева от себя увидел сооружение из бетона высотой примерно в девять  метров в виде православной часовни. На обеих его сторонах выложены мозаикой лики святых: на въезде в Костромскую область - образ Федоровской Божией Матери, на выезде -Николая Чудотворца, покровителя всех путешественников. Киот, так правильно называется это сооружение, установлен в этом месте в 2008 году для того, чтобы верующие люди могли помолиться перед дальней дорогой. Он подсознательно напоминает людям о ценности человеческой жизни и, как следствие, о необходимости соблюдать правила дорожного движения. На противоположной стороне асфальтированной площадки стояла стела уже Костромской области, что для меня означало- я въезжаю в следующий российский регион.    

    Местность вокруг заметно изменилась: по левую и правую сторонам автомобильной трассы вновь плотной стеной стоял сосновый бор. Окружающая обстановка, а также отличное качество дорожного полотна и разметки прибавило мне настроение. Я чувствовал удивительный прилив сил и уверенность, что выполню задуманное. Проехал Песочное. Через пару километров справа пошла колючая проволока, КПП со шлагбаумами. На спортплощадке военного городка солдаты играли в волейбол. В воздухе стоял запах хвои, лесных ягод, свежескошенной травы на обочинах. В одном месте, где грунтовая дорога пересекается с А-113, встретился странный предупреждающий знак в виде треугольника с красной окантовкой, на белом фоне которого нарисован силуэт танка. Видно в этом месте возможен неожиданный, акцентирую внимание на этом слове, выезд бронетехники на проезжую часть и, скорее всего, с полным боекомплектом. В подтверждение  моих слов далеко в стороне что-то ухнуло, затем ещё и ещё… Сквозь сосны  заметил белые облачка после выстрелов. Немного погодя подъехал к открытому месту. За редкими деревьями увидел несколько боевых машин, находившихся в земляном укрытии.  Из окопов торчали только башни с пушками. Проехал военный полигон и  остановился только тогда, когда добрался до ближайшей деревни  Лихообразово. Решил зайти в продуктовый магазин, который едва не оставил позади себя. Сделав разворот, направился туда, чтобы выпить минеральной воды и пополнить запас продуктов.  В этот момент до меня снова донеслись звуки отдалённой    пальбы и разрывов снарядов  Интересно, а ночные стрельбы военные тоже проводят? Если да, то следующий вопрос: а чем деревенские затыкают уши?... Выяснять не стал, а, поставив велосипед рядом с магазином, зашёл внутрь. Ассортимент продуктов обычный. Он меня ничем не расстроил, так как нашлось всё, что мне хотелось с собой взять. Заплатив за продукты, вышел  наружу из тесного помещения и,  присев на крыльцо, позволил себе немного перевести дух, а заодно и перекусить. После короткого отдыха, убрав купленные продукты в вещмешок, снова двинулся в путь.

   До Ярославля оставалось сорок пять километров. Через  полтора километра добрался до другого населённого пункта- села Левашово, где мне запомнилась Воскресенская церковь с нарядными куполами. Церковь выстроена в 1779 году. Самым интересным для меня стало то, что, как утверждают специалисты, колокольня церкви по звучанию и набору старинных колоколов стоит в одном ряду с лучшими звонницами России. За селом, стоявшем на отлогой возвышенности, дорога пошла под уклон, и мой велосипед покатился значительно быстрей, так что пришлось более внимательно следить за неровностями на асфальте. Перед мостом через неширокую речку с красивым названием Княгиня слегка притормозил и уже в привычном для себя темпе закрутил педали. Через два с половиной часа доехал до посёлка  Туношна, откуда до города рукой подать. Главная достопримечательность Туношны- региональный аэропорт, который начал свою работу буквально сейчас, когда пишу свой отчёт о поездке. Регулярные пассажирские авиарейсы в Санкт-Петербург и Москву начались в апреле 2011 года. В районе посёлка расстояние от А-113 до Волги сокращается до восьмисот  метров, но её с этого места увидеть не удалось, так как я находился на относительно  ровной местности без высоких холмов и пригорков, да и деревья придорожной лесной  полосы вместе с кустами загораживали обзор. Говорят, что иногда можно наблюдать интересную картину: когда по реке проплывает огромный пароход, издали видна только верхняя его часть. Возникает ощущение, что судно движется прямо по полю. Через несколько километров А-113 перешла в Костромское шоссе города Ярославля. Остановился и сверился с картой. Через десять  километров   я должен упереться в федеральную трассу М-8 и повернуть направо, в центр города, чтобы затем переправиться на другой берег Волги и по той же трассе М-8 продолжить свой дальнейший путь до Вологды. Задача, стоящая передо мной в этот день, была понятна, и я незамедлительно приступил к её выполнению. Ближе к Ярославлю   противоположные полосы движения пригородного Костромского шоссе разграничились  конструктивно: между ними на протяжении полукилометра на открытом грунте разделительной полосы росли довольно высокие липы. Слез с «Мериды» и перекатил её на другую сторону, так как с моей стороны проезжая  часть была перекрыта строительными блоками. Впереди производился  ремонт автодорожного полотна. Конечно, на таком техническом средстве передвижения, как велосипед,  можно легко объехать установленные ограждения, но очень не хотелось потом оттирать покрышки колёс от  липкого битума, которым дорожные рабочие густо полили старый асфальт. Используя для передвижения левую обочину, надеялся, что задержек больше не будет, но   вскоре пришлось поменять своё мнение: впереди образовалась небольшая пробка. Дорожная техника (асфальтовые катки, асфальтоукладчик, грейдеры и несколько огромных самосвалов), выкрашенная в единый оранжевый цвет, выглядела как абсолютно новая. Возможно, так оно и есть. Рабочие, лица которых смутили меня некоторой смугловатостью, не характерной для местных жителей, также выделялись своей броской оранжевой экипировкой. Все увлечённо трудились. Осторожно, объезжая яркие пластмассовые дорожные конусы, поставленные для временной разметки, чтобы упростить и обезопасить автомобильное движение на этом отрезке дороги, миновал опасный участок и после этого с облегчением вздохнул. Оставил позади себя еще несколько километров. У ближайшей автобусной остановки, где стояла продуктовая палатка, слез с велосипеда и поставив его рядом, купил в ларьке фруктовую воду в пластмассовой бутылке и мороженое. Решил ненадолго спрятаться от дневной жары. Присев на ближайшую скамейку, с удовольствием стал поглощать мороженое. Люди рядом со мной торопились по своим делам, им не было никакого дела до человека, на лице которого чувствовалась некоторая усталость. Правда, отдельные из них ненавязчиво бросали взгляды на меня и на стоящий рядом  велосипед, не задавая при этом никаких вопросов.

    Минут через пятнадцать, проверив крепление груза, тронулся с места. На пересечении с М-8 повернул направо и поехал по Московскому проспекту, довольно широкому, с оживлённым четырёхполосным движением. По обеим сторонам проспекта стоят современные общественные здания и жилые дома повышенной этажности, радуют глаз исторические постройки. Большое количество различных фирм, организаций и учреждений, предприятий торговли. Торговые центры, заведения общественного питания и офисные здания выделяются броскими вывесками и  запоминающейся рекламой. Вокруг много  деревьев и декоративных кустарников. Яркие цветы и аккуратно подстриженная газонная трава придают живость городским кварталам и создают особое, праздничное настроение.   Долго любоваться местными красотами не имелось никакой возможности, так как движение по городским улицам отличается повышенной опасностью. Я старался сконцентрировать своё внимание на дорожной обстановке, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Как всегда, следуя своей доброй  традиции сначала делать, а потом думать, на одном из перекрёстков свернул в сторону и покатил под уклон. Уже в самом низу остановился и догадался спросить у прохожего, в какой стороне находится Волга. Назад пришлось идти пешком метров двести, причём данный факт меня ничуть не расстроил. Приятно в очередной раз пройтись по тротуару и немного размяться, да и времени у меня впереди на сегодня вполне хватает. Вернулся на всё тот же Московский проспект и, подождав, пока загорится зеленый сигнал светофора, перешёл на его противоположную сторону. Продолжил движение в том же направлении, в каком двигался первоначально. Остановился у машины ГИБДД и  обратился к молодому инспектору с погонами лейтенанта, чтобы  уточнить маршрут до автомобильного моста через Волгу. Попросил показать наиболее безопасный путь,  Сотрудник милиции  оказался вполне доброжелательным человеком. Заглянув в салон своего автомобиля, достал из бардачка подробную карту города и  аккуратно водя по ней пальцем, начал терпеливо мне объяснять как лучше добраться до нужного места, а в конце разговора предложил  обязательно посмотреть городскую набережную и другие наиболее популярные достопримечательности. Поблагодарил за помощь и снова закрутил педали. Мимоходом посетил  магазин электробытовой техники. Очень хотелось приобрести компактный   походный радиоприёмник, чтобы быть в курсе всех текущих событий, происходящих в стране, да и просто иметь возможность на досуге послушать хорошую музыку или интересную передачу. Большим разнообразием отдел радиотоваров здесь не блистал. На одном из  стеллажей  стояло  несколько моделей радиоприёмников, из которых выбрал только одну, наиболее подходящую по размеру. К большому сожалению, ни первая, ни последующие попытки включить приёмник и настроиться на радиоволну ни к чему хорошему не привели- приёмник не издал  ни малейшего звука, характерного для эфира. Смена батарейки, откровенное постукивание по корпусу и другие действия над ним со стороны недоумевающего работника прилавка  также не решили проблему.

    Немного огорчённый тем, что придётся коротать сегодняшний вечер в полном неведении от того, что творится на просторах моей любимой и необъятной Родины, через пару километров добрался до моста через реку Которосль, откуда хорошо видно её устье. Русло реки в этом месте сильно извивается, делится на два протока, которые образуют маленький островок с громким названием Даманский. Место слияния Волги и Которосли горожане назвали Стрелкой. Так как на мосту производился активный ремонт дорожного полотна, слез со своего стального коня и пошёл по тротуару, с интересом оглядываясь по сторонам. Народ купался в реке и загорал на берегу. Тем же, кому такое праздное и легкомысленное времяпрепровождение было недоступно и казалось роскошью по разным причинам, оставалось только завидовать и надеяться на ближайшие выходные.

 Жизнь бывает иногда несправедлива - и в большом, и в малом. С этим приходится считаться. Не стоит её за это пинать, даже если очень хочется. Давайте лучше скажем ей спасибо только за то, что она есть.

 Далее по Первомайской улице добрался до одноимённого бульвара, чему несказанно обрадовался из-за возможности немного спрятаться от летнего зноя. От бульвара до набережной прошёлся пешком, рассматривая окружающие меня старинные здания. Волжская набережная протянулась по высокому правому берегу Волги почти на  три километра и сама по себе является шедевром градостроительного искусства, вобравшем в себя все лучшее, что имеется в русской архитектуре. Купеческие дома и дворянские усадьбы, православные храмы и другие исторические и культурные памятники здесь на каждом шагу. Создаётся ощущение нереальности. Кажется, что время остановилось, и сейчас я встречу даму с собачкой и зонтиком от солнца, неторопливо прогуливающуюся после чтения любовного романа. Не буду подробно описывать Волжскую набережную.  На обратном пути рассчитывал иметь значительно больше времени, чтобы ознакомиться и с городом и с этим замечательным местом. Повернул налево, в сторону моста. Чтобы не мешать автомобильному движению, ехал вдоль набережной осторожно, не торопясь, одновременно любуясь Волгой, по которой в это время проплывало пассажирское речное судно. Несколько таких же судов ещё до моего появления здесь пришвартовалось к причалам городской пристани. Несколько раз останавливался, сворачивал к тротуару и, облокотясь о чугунное ограждение, с благоговением смотрел на водную гладь реки, от которой шла освежающая прохлада. Добрался до моста через Волгу, слез с велосипеда и покатил его вперёд, взявшись одной рукой за руль, а другой за седло. Начинался довольно заметный подьём на мост, который мог преодолеть только таким способом. На середине моста остановился, достал фотоаппарат и  впервые с  начала своего путешествия сделал снимок, с которого и приступил к созданию своего фотоальбома. Очень хотелось постоять ещё немного, полюбоваться красивой панорамой города, но время уже поджимало. Мне следовало продолжить движение по намеченному маршруту. Ярославль в основном расположен на правом берегу Волги. Левый берег интереса для туристов не представляет, смотреть здесь особенно нечего, за исключением недавно открывшегося зоопарка в Заволжском районе, в Смоленском бору.     

      Проехал посёлок  Шевелюха. Достаточно быстро попал на большую автомобильную развязку, на которой запутался и совершил очередную ошибку: свернул на безымянное шоссе, ведущее в сторону посёлка  Красный Профинтерн и город Любим. Понял свою оплошность через несколько километров. Мне стало очень жаль потерянного времени и потраченных сил, но делать нечего - вернулся обратно, поднялся на эстакаду и тронулся с места только тогда, когда полностью убедился в правильности выбранного направления. До Вологды оставалось сто восемьдесят девять километров. Это означало, что весь завтрашний день я буду в пути. Часть этого расстояния рассчитывал преодолеть сегодня, Для этого у меня имелось три часа до очередного привала. В хорошем настроении крутил педали. Ехал с невысокой скоростью, но не потому, что боялся колесом попасть в ямку или наскочить на камешек, а просто мне так хотелось. Попутных машин очень мало, но и их хватило, чтобы впереди  выстроилась цепочка обогнавших меня автомобилей. Движению вперёд мешал грейдер, который разравнивал грунт на обочине. В некотором отдалении перед ним стоял самосвал. Дорожники регулировали проезд опасного участка, но я не стал ждать, когда разрешат движение со стороны Ярославля, а слез с «Мериды» и более полутора  сотен   метров вёл велосипед по краю насыпи. Рабочий день заканчивался- это чувствовалось по настроению рабочих, которые трудились размеренно, не спеша, и без видимого энтузиазма. Дорожно- строительной техники на этом участке оказалось заметно меньше, чем замеченной мной утром на шоссе при въезде в Ярославль. Из-за того, что использовали её достаточно давно и усердно, выглядела она несколько потрёпанной. Федеральная трасса М-8, никуда не сворачивая, шла на север мимо посёлков и деревень Ярославской области до самого Белого моря, в Архангельск. На некоторых участках её состояние не просто хорошее, а превосходное. Широкая проезжая часть с новым асфальтом и свежей разметкой. Такого качества выполненной дорожниками работы надо ещё поискать. По отлогому склону я поднимался на очередную возвышенность, спускался в неширокую низину, затем снова медленно взбирался на холм,  переезжал  мелкие речушки, любовался великолепными природными ландшафтами и внезапно открывающимися красивыми видами прилегающей к дороге местности. Останавливался на минуту-другую, делал несколько глотков воды и снова торопил своего двухколёсного коня. Неожиданно поймал себя на мысли, что чем дальше  продвигаюсь на север, тем больше поддаюсь очарованию окружающей меня природы, и с каждым километром это ощущение усиливалось. Мне совершенно не нужны были в тот момент известные блага цивилизации. Для полного счастья вполне хватало моего велосипеда, хорошей дороги и попутного ветра. Остановился и достал карту. До Вологды оставалось примерно сто пятьдесят километров - это один дневной переход. Время приближалось к вечеру. Проезжая очередную деревню- названия её не запомнил- свернул с трассы влево и начал осматриваться по сторонам, чтобы определить, где можно  разбить лагерь на ночь. Вначале присмотрел старый ельник в тридцати  метрах от шоссе, высаженный в качестве защитной полосы, так как за ельником начиналось поле, но изучив выбранное место более подробно, понял, что оно мне не совсем подходит: под деревьями валялось много прошлогодних шишек и сухих веток. Боялся повредить дно палатки. Кроме того, в воздухе носились комары и мелкие мошки, которые при их большом количестве всегда меня раздражали. По густой траве, оставляя колёсами велосипеда позади себя характерный след, направился к ближайшей опушке леса, где тонкими стволами тянулись вверх молодые деревца и рос кустарник. Здесь мне понравилось, так как было значительно тише, а главное, более безопасно. Отсюда, на достаточно большом расстоянии  от меня, на противоположном краю поля разглядел какое-то внушительное строение, напомнившее мне своим внешним видом коровник, свинарник или иной сельскохозяйственный объект местного назначения. Когда начал устанавливать палатку, увидел, что с той стороны вдоль ельника к лесу приближается человек с тележкой. Он поодаль проследовал мимо меня и через какое-то время уже вёз чем-то нагруженную тележку в обратном направлении. Больше никто из местных жителей меня не беспокоил, хотя и это беспокойством тоже не назовёшь. Когда управился с палаткой, достал из вещмешка продукты, вскипятил воду и приготовил чай. Солнце едва успело скрыться за горизонтом, как начало смеркаться. Поужинал и, забравшись в палатку, начал просматривать первые фотографии, сделанные за день. Лежал, укутавшись в одеяло около часа- не мог заснуть из-за дневных впечатлений, но постепенно усталость стала брать верх. Ночь прошла спокойно.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.