Глава 7. Шестой день путешествия. Короткая остановка у Данилова. Последствия урагана. ЗИС-5.Вологда. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 7. Шестой день путешествия. Короткая остановка у Данилова. Последствия урагана. ЗИС-5.Вологда.

2020-04-01 201
Глава 7. Шестой день путешествия. Короткая остановка у Данилова. Последствия урагана. ЗИС-5.Вологда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   2 июля 2010 года. Проснулся около восьми часов. Высунул голову из палатки и,  окинув лагерь зорким взглядом, убедился, что всё прекрасно: велосипед на месте; вещмешок с рюкзаком лежат там, где я их и оставил перед сном; хлеб и конфеты никем не съедены, и, самое главное, над головой мирное небо и светит солнце. Удовлетворённый таким положением дел, натянул на себя брюки, не зашнуровывая,  напялил на ноги ботинки, так как роса ещё не успела сойти, и уже затем полностью вылез наружу. Зажёг газовую горелку и поставил на неё кружку с водой, чтобы приготовить чай. Покопавшись в своих продовольственных запасах, отыскал сухари и баночку овощных консервов со сладким фаршированным перцем. Привёл себя в полный порядок. Доносившийся   время от времени со стороны трассы отдалённый звук проезжающих мимо машин  напоминал  о необходимости быстрее отправиться в путь.   Завтрак и сбор в дорогу заняли немного времени. Подкачал колеса до нужного давления, проверил надёжность крепления багажа, привычно осмотрел место ночёвки и тронулся с места ровно по расписанию. Начался щестой день моего незабываемого путешествия. Утренний ветерок и пока еще ласковое  солнце способствовали моему хорошему настроению, тем более по графику должен сегодня вечером добраться до Вологды. Впереди у меня десять часов дороги, которые, надеюсь, пролетят незаметно. Время, как и пройденные километры, я не замечал, так как в пути всегда сталкивался с чем-то новым и всегда интересным, вне зависимости от того, с чем это новое связано:  с географией, историей, культурой или искусством. Я не уставал от полученных впечатлений, испытанных ощущений и чувств, а стремился к новым, всегда подсознательно задавая себе вопрос: а что же там впереди, за поворотом?... А что- за другим?  Проехал Калитино, Степанниково, Кузьмино и за деревенькой Растилово вместе с шоссе М-8 ушёл немного влево. Если же никуда не сворачивать, а ехать прямо, можно попасть прямо в город Данилов, о чем мне сообщал соответствующий знак на развилке. Справка: городок возник на месте села Даниловское, известное с XIII века и, по преданию, основанное Московским удельным князем Даниилом Александровичем. В Смутное время, в 1607 году, под селом был разбит отряд Фёдора Плещеева, в то время сторонника Лжедмитрия II. При Петре I здесь существовал конный завод, поставлявший лошадей для армии. Люди во все времена занимались торговлей и другими полезными делами: делали свечи и медные самовары, варили пиво и пекли пряники, растили хлеб и держали огороды. Важное значение для города имел тот факт, что он расположен на дороге, соединяющей Москву и Архангельск. Статус города населённый пункт получил в 1777 году В 1870 году в городе появилась железная дорога, которая связывала Вологду и Ярославль. В Данилове родились мать и отец известной актрисы Т.В. Дорониной, которая во время съёмок небольшого фрагмента фильма «Три тополя на Плющихе», вышедшего на экраны в 1967 году, посетила Зарайск.

    Когда дорога взобралась на очередную возвышенность, стал рассматривать появившийся у меня справа город. Увидел за  высоким холмом наряду с жилыми постройками православный храм из красного кирпича, стоявший на самой его вершине. Даже на очень приличном расстоянии от меня  он выглядел довольно внушительно. Справа от храма по склону росли сосны, а вот еще правее, у самого подножия горы, заметил небольшой водоём. Мне так захотелось искупаться, смыть с себя накопившуюся за эти дни пыль, что не выдержал и свернул на грунтовую дорогу, ведущую через широкий луг к холму. Ехать пришлось медленно и осторожно: в предыдущие годы, в периоды весенне- осенних распутиц и во время сильных летних дождей, дорогу сильно размыло, из–за давления автомобильных колёс на ослабевший грунт она имела глубокую двустороннюю колею. Передвигаться на велосипеде было очень неудобно. Приходилось время от времени слезать с велосипеда и, ухватившись обоими руками за руль, вести его вперёд, с осторожностью обходя наиболее глубокие ямы и рытвины.  Дорога шла через насыпную плотину  и, лавируя между соснами, поднималась по крутому склону холма, направляясь к его  вершине. Спросил у рыбака,  сидевшего с удочкой на берегу пруда, имеется ли здесь подходящее место для купания. Он махнул рукой в сторону ближайшей поляны рядом с плотиной. Направился в указанное место, но оно мне не понравилось. Захотелось найти другое, более безопасное, где кроме меня никого не будет, чтобы не волноваться за велосипед и вещи, оставленные на берегу. Поиски длились недолго. Через пять минут уже доставал из вещмешка мыло, полотенце и всё остальное, что положено в таких случаях. Дно оказалось илистым, но это обстоятельство меня совсем не огорчило: вода приятно освежала, отчего я получил большой заряд бодрости. Над водой висел лёгкий туман. Полное безветрие. Поверхность пруда напоминала зеркало, в котором отражались голубое небо, прибрежные кусты и деревья, растущие на его противоположной стороне. Чтобы совместить приятное с полезным, занялся стиркой, после чего начал собираться в путь. Данилов мне на всю жизнь запомнится именно этим местом, где позволил себе короткий незапланированный отдых. Вернувшись на трассу, продолжил движение по трассе М-8. Проехал ещё тринадцать километров. Справа увидел железнодорожный состав:  тепловоз медленно тащил грузовые вагоны в направлении Вологды. Через двадцать пять километров железная дорога перекинулась на противоположную сторону М-8, и вновь я встретился с ней уже ближе к вечеру, не доезжая до Вологды сорок километров. Но это позже, а сейчас я приближался к административной границе Вологодской области. Когда заметил  соответствующий знак справа от себя, принял это как должное за те труды, которые приложил, чтобы это случилось. Конечно, для людей, которые давно и успешно занимаются подобным видом отдыха,- а говорю об этом без усмешки и без какой-либо иронии,- нет ничего особенного прокатиться даже на большее расстояние и в совершенно других условиях. Я, например, никогда бы не стал кататься зимой в снег или мороз. Некоторым это нравится. Также не приемлю, когда начинают иронизировать по поводу прекрасной погоды, ровного асфальта, придорожных кафе на каждом километре. Даже о возможности сходить в театр или музей в крупном городе. А почему и нет? Всё зависит от поставленной цели. Важно от всего этого получать удовольствие и чувствовать необходимость отправиться затем ещё куда-нибудь. Для меня следующий поход начинается сразу же после завершения предыдущего. Физическая, психологическая подготовка, которая, в свою очередь, подразумевает готовность действовать, именно действовать в любых обстоятельствах, а не складывать руки при первых трудностях, очень важны. Вот, если коротко, моё мнение по этому вопросу.

   Продолжу. Неожиданно слева и справа от себя заметил некоторую странность: множество деревьев было поломано, вырвано с корнем и повалено на землю в полном беспорядке, словно здесь ударно трудилась пьяная бригада лесорубов. Еловые, сосновые, берёзовые «пеньки» высотой  до восьми метров  и  диаметром  до  тридцати сантиметров, зачастую лишённые веток, напоминали телеграфные столбы. Я наблюдал беспрецедентную по масштабам природную катастрофу, которая превратилось в настоящее светопреставление, не побоюсь сказать этого слова, отчего меня на короткое время взяла оторопь. Такого не видел никогда и нигде раньше! Печальная картина наблюдалась на протяжении трёх десятков километров. Двадцать седьмого июня по Вологодской области прошёл страшный ураган, который практически уничтожил семьдесят две  тысячи гектаров леса. Последствия этого урагана я сейчас и наблюдал. Автомобильную трассук настоящему времениуже практически полностью очистили от упавших стволов. На обочинах и на асфальте осталась лишь листва, а в некоторых местах  ветки да опилки, которые образовались после распилки деревьев. Не могу себе представить, какие ощущения испытали люди, которые находились в этот момент в пути! По тому, что видел, они должны были летать вместе со своими автомобилями по воздуху, если до этого никого не придавило (Дай Бог, чтобы оно так и было!) падающими деревьями. Местность изменилась. Начались затяжные спуски и подъёмы, которые чередовались один  за другим. Я скатывался с пологой горы, а затем тратил немало времени и  сил на то, чтобы подняться на следующую.

   Если смотреть на это обстоятельство с одной стороны, пройтись пешком очень даже полезно - отдыхают и восстанавливаются определённые мышцы ног, длительное время испытывающие нагрузки, а если с другой –тащить нагруженный велосипед всё-таки тяжеловато. Но что делать! До Вологды оставалось сорок пять- пятьдесят километров. Поднялся на пригорок и оказался на открытом месте, где сразу почувствовал приятный лёгкий ветерок. Впереди, слева от шоссе, на ровной площадке разместилось несколько строительных вагончиков-бытовок, переоборудованных под кафе-кондитерскую, пельменную и специализированный магазин. В глаза бросилась  довольно убогая деревянная постройка, предназначенье которой не сразу понял. Как потом выяснилось, в ней находился пункт технической помощи, который определил по вывеске «Развал-балансировка» и нескольким автомобильным покрышкам,  нанизанным на проволоку-  надо полагать для того, чтобы они случайно не укатились куда-нибудь без ведома хозяев. Без этих внешних признаков автосервиса любой другой человек, посмотрев на  данное сооружение, с большой долей вероятности сделал бы заключение, что это обыкновенный деревянный сарай, ничем не примечательный. Подобные конструкции сооружают на каждом дачном участке для хранения садово-огородного инвентаря. Упомянутые мной два скромных заведения общественного питания и магазин автозапчастей находились чуть дальше,  в этих самых бытовках. Рядом с магазином прямо на земле стояло множество различных ёмкостей с антифризом, моторным маслом, тормозной жидкостью и ещё с чем-то, внешне похожим на обыкновенную воду. Немного утомлённый не переходом, а невыносимым зноем, принял решение остановиться и пообедать. Перебравшись на другую сторону автотрассы, предпочтение отдал одному из вышеуказанных вагончиков, установленному на строительные фундаментные блоки. Здесь имелось деревянное  крыльцо в несколько ступенек,  с перилами и поручнями, изготовленными из тонких брусков. Внутри помещение оказалось несколько тесноватым, но довольно чистым и по-домашнему уютным. Стояло несколько столиков, покрытых клеёнкой в бело-голубую клетку. На окнах занавески. Кассир и работница мини-столовой откровенно скучали. Моё появление стало для них приятной неожиданностью и, в определённом смысле, хоть каким-то, но развлечением. Заказал себе полный обед и дополнительно двухлитровую бутылку минеральной воды в дорогу. Пока мой заказ выполнялся, снял вещмешок, положил его на пол и, сев у окна, чтобы видеть свой велосипед, стал смотреть в окно. Мимо изредка проносились легковые и грузовые автомашины, направляясь   в сторону Вологды или  Ярославля. Одна из проходящих мимо фур свернула с трассы, заехала на площадку и как бы нехотя остановилась, издав звук, напоминающий тяжёлый вздох, будто жалуясь на свою тяжёлую жизнь. Из кабины на асфальт спрыгнул водитель и направился в магазин автозапчастей. От созерцания окружающей обстановки меня отвлекла официантка, которая поднесла к моему столику полный поднос. Девушка сначала  аккуратно поставила на стол тарелку с супом, а затем и  всё  остальное. Пожелав приятного аппетита, вернулась к своей приятельнице.  Вкусный обед и короткий отдых быстро восстановили мои силы и я с воодушевлением вновь двинулся в путь. Автомобильная трасса как бы невзначай пересекла речку со смешным названием Ивняшка, после неё  перекинулась через железнодорожную линию. Слева сквозь деревья промелькнул противопожарный пруд или какой другой лесной водоём. Не успел почувствовать усталость, как впереди увидел довольно большую, оборудованную осветительными мачтами, развилку в форме ромба, в начале которой расположилась автозаправка Лукойл, а в конце - памятник в виде самого что ни на есть настоящего грузовика  ЗиС-5, поставленного на высоко поднятую площадку. Памятник водителям Вологодской области, перевозившим различные грузы в годы войны, произвёл на меня сильное впечатление. Не смог удержаться и сойдя с велосипеда, сфотографировал его со всех сторон. В  полукилометре от развилки, справа по ходу движения. расположился город Грязовец- скромный районный центр Вологодской области и одновременно железнодорожная станция на линии Москва-Вологда. Численность населения соответствующая. Впервые упоминается в 1538 году как починок (место, где крестьяне начинали новую пашню) Грязовитский. Село Грязлевицы, варианты названий со временен менялись, стало городом в 1780 году. Название произошло от слова «грязь» (размокшая почва, земля с водою), что говорит лишь о характере местности со множеством болот и топей, а не о том, что вы сразу подумали- отношении местных жителей к чистоте. В городок не стал заезжать- некогда. Автотрасса пошла лесом. На протяжении следующих пятнадцати километров не видел ни одного населённого пункта, что впрочем, меня ничуть не огорчало. Обогнал одинокого путника, идущего по противоположной обочине в сторону Вологды. «Паломник», а именно так я его решил назвать, держал перед собой православную икону, прижимая её к груди, ликом от себя. Ни палатки, ни других вещей, кроме старого рюкзака за спиной, у мужчины при себе не было. На внешний вид ему можно дать примерно сорок пять лет, но я вполне мог ошибиться, так как человек имел короткую бородку, которая явно его старила. Одет он был также по-стариковски: в дореволюционного фасона серый пиджак, из такого же материала брюки, в синюю клетчатую рубашку. На ногах неопределённого цвета -из-за дорожной пыли- высокие кожаные ботинки на шнуровке. Путник явно сильно утомился, что не мудрено при такой жаре, но во взгляде чувствовалась такая решимость, что невольно проникся к нему уважением. Сколько дней этот человек в пути и что его позвало в дорогу- это для меня осталось загадкой, так как по некоторым этическим соображениям не счёл для себя возможным остановиться и заговорить с ним. Я всегда придерживался твёрдого мнения: чтобы решиться на такой поступок, на одного себя рассчитывать недостаточно- надо любить людей и верить, что в трудную минуту они не оставят в беде и всегда помогут. Но поддержка должна быть взаимной. Ты сам должен быть готов оказать помощь нуждающемуся. Через полчаса решил остановиться и передохнуть. Поставил «Мериду» на обочине, рядом положил рюкзак и, достав фотоаппарат, с некоторого расстояния сделал снимок на память. Сейчас с большим удовольствием просматриваю сделанные в походе фотографии, в том числе и этот снимок, где, казалось бы, ничего особенного нет: лес, дорога, уходящая за поворот, голубое небо, велосипед. Есть одно «но» - это почти восемьсот километров пройденного расстояния за спиной, а впереди ещё более тысячи    километров по местам, о которых не имел реального представления.

    До Вологды оставалось ехать двадцать километров по практически ровному и гладкому шоссе. Через полтора часа уже сворачивал с федеральной трассы влево- в сторону идущей вдоль грунтовки лесополосы, чтобы найти место для своего лагеря. Ночевать решил за лесополосой на краю поля. За полем, примерно в двух километрах от меня, начинались городские окраины Вологды. Место мне понравилось, но я не первый, кому оно приглянулось: на траве отчётливо различались следы от колёс заезжавших сюда машин. Решил пройти немного вперёд, чтобы исключить присутствие каких- либо соседей. Скинул с велосипеда в траву свой багаж и начал устанавливать палатку. В это время сзади услышал приглушённый шум мотора и заметил приближающийся легковой автомобиль, который медленно проехал мимо меня. Кроме водителя, в салоне находилось еще один пассажир. С невозмутимым видом продолжил работу. Через несколько минут машина развернулась и поехала назад прочь. Предположил, что приезжавшие испытали определённую досаду, когда увидели, что место уже занято, и причём  надолго. Кто не успел, тот опоздал! После того, как с палаткой закончил, занялся приготовлением ужина. На ужин решил использовать гречневую кашу. Оставалось ещё немного полукопчёной колбасы, которую сейчас и захотел доесть. В условиях, при которых я её хранил, она могла быстро испортиться, а выбрасывать её очень уж не хотелось. Заварил чай. Выпил две кружки- одной оказалось мало. После ужина позвонил в Зарайск своему соседу Тимофееву Сергею, с которым поддерживаю дружеские отношения, а затем направил SМS-ку  сестре:  сообщил ей, что благополучно добрался до Вологды и что у меня всё хорошо. После того как управился  со всеми неотложными делами, решил немного прогуляться, чтобы ознакомиться с местностью, а заодно проверить наличие ближайшего жилья. Далеко от палатки не отходил и всё время держал в поле зрения место своего временного пристанища. Солнце уже село и я незамедлительно   вернулся в лагерь. Забравшись в палатку, накрылся одеялом и минут тридцать  просто лежал, прислушиваясь к звукам извне.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.