Глава 8. Знакомство с Вологдой. Соборная площадь. Купил радиоприёмник. Причём здесь баба-яга. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 8. Знакомство с Вологдой. Соборная площадь. Купил радиоприёмник. Причём здесь баба-яга.

2020-04-01 164
Глава 8. Знакомство с Вологдой. Соборная площадь. Купил радиоприёмник. Причём здесь баба-яга. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    3 июля 2011 года. Седьмой день моего путешествия. Большую часть времени  собирался посвятить знакомству со старой Вологдой, чтобы уже ближе к вечеру со спокойной совестью выехать в сторону Шексны, одного из районных центров Вологодской области, расположенного в семидесяти километрах  западнее от того места, где я сейчас находился. Позавтракав, быстро собрал своё походное имущество. Проверил снаряжение и лишь после того, как убедился, что ничего не оставил, неспешно направился к дороге, от которой вчера по соображениям безопасности удалился на довольно приличное расстояние. Конечно, в ночное время движение автотранспорта по трассе не прекращалось ни на минуту, но не предполагал, что оно в эти утренние часы будет таким плотным и интенсивным. В областной центр и обратно непрерывным потоком двигались легковые и грузовые автомобили, междугородние автобусы и автобусы пригородного сообщения. Машины вереницей проносились мимо меня как поодиночке, так и большими группами, как будто водители специально организовывали  караван за караваном в целях своей безопасности, как в стародавние времена. У людей, находившихся в них, по-видимому, имелись важные дела в этот воскресный день:  у кого в городе, а у кого и за его пределами- в деревнях и населённых пунктах Вологодской области, а возможно, и в более дальних краях. Причиной же неравномерного движения, скорее всего, стал ближайший светофор на окраине города. Подождав несколько минут, чтобы пропустить проезжающие автомобили, перебрался на противоположную сторону шоссе и взобрался   на велосипед. Ехать, правда, предпочёл по обочине. С утра было немного свежо, и я надеялся, что так оно и останется-  аномально жаркая погода достаточно поднадоела! Нельзя сказать, что небо было затянуто облаками, но они находились очень высоко, не имели резко выраженных очертаний и образовали нечто похожее на дымку с редкими просветами, через которую утреннее солнце стремилось достать своими лучами остывшую за ночь  землю. Издалека увидел перед собой дорожный указатель, напомнивший мне, что въезжаю в старинный русский город Вологду. Рядом с указателем стояла соответствующая стела с гербом и крупными буквами в названии города.

     Короткая справка: официальной датой основания города является 1147 год. Впервые упоминается в письменных источниках в 1264 году. Поселение входило в состав Новгородских земель. Выгодное географическое положение Вологды стало причиной междоусобных войн между Новгородом, московскими и тверскими князьями. Одно время проблему решили просто:  с 1368 по 1397 годы городом правили два наместника- новгородский и московский, пока московский князь Василий I не присоединил город к своим землям. В годы правления Ивана Грозного Вологда становится важнейшим центром торговли, в том числе и с западными странами- Англией, Голландией. В 1554 году торговый агент Джон Гасс докладывал английским купцам о Вологде как большом городе с изобилием хлеба, где товары вдвое дешевле, чем в Москве и Новгороде, и нет города в России, который бы не торговал с Вологдой.

     В Смутное время вологжанам здорово досталось от польско-литовского отряда, который в 1612 году совершил нападение на город в отсутствии достаточного количества защитников. Нападавшие сожгли и разграбили город. При Петре 1 Вологда имела важное значение как военная база, где хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся крепостей и военных кораблей. Сам он несколько раз посещал  Вологду, в том числе по пути в Архангельск. В последующие исторические времена судьба то благоволила этому городу, то оказывала ему своё нерасположение. В Великую Отечественную войну вологжане внесли достойный вклад в победу. В городе действовало множество госпиталей, эвакуированных предприятий. Использовался он прежде всего как крупный железнодорожный узел для снабжения Ленинградского фронта всем необходимым. Немцы пытались его бомбить, но на город не упало ни одной бомбы, за что на одной из улиц в память о подвиге сил ПВО поставлена зенитное орудие.

     А теперь вернусь к тому месту, где прервал свой рассказ. Остановился и, поставив «Мериду» рядом со стелой, сделал очередное фото для будущего альбома. Миновал пост ГИБДД и продолжил движение по окружной автодороге. В город пока не сворачивал, так как хотелось попасть на одну из его центральных улиц, а не в запутанные закоулки, выезжая из которых потерял бы больше времени в поисках нужного направления. Наконец остановился у дорожной развязки в виде кольца, на которой согласно указателю, повернул направо, в сторону центра. Если же ехать прямо, можно добраться до шоссе, ведущего  из Вологды в Череповец, до которого отсюда приблизительно сто тридцать четыре  километра. Принял это к сведению. Далее двигался по Пошехонской улице. Сделал короткую техническую остановку у автозаправочной станции, где осмотрел велосипед, проверил крепление багажа. Убедившись, что всё нормально, продолжил свой путь. Сразу хочу сказать, что первые впечатления о Вологде превысили мои ожидания. Я больше рассчитывал увидеть провинциальный, несколько архаичный город, а на самом деле передо мной предстал современный уютный и красивый областной центр с современными административными и жилыми зданиями, с развитым общественным транспортом. Множество различных ларьков, булочных, кондитерских, кафе и более крупных предприятий торговли  приглашали народ потратить имеющиеся деньги во благо себе и на повышение благосостояния местных предпринимателей и других предприимчивых горожан. По мосту перебрался через железнодорожные пути, за которыми находилась площадь Бабушкина и местный автовокзал. В нерешительности остановился…. Куда ехать? После некоторых раздумий стал выяснять у прохожих, что можно посмотреть из местных достопримечательностей. Доброжелательные вологжане посоветовали посмотреть Вологодский кремль с его архитектурными памятниками. Ну что же, затем и ехал! Чтобы попасть в предложенное место, на следующем перекрёстке повернул на улицу Мира, где почти сразу, на расстоянии чуть больше сотни метров от себя, увидел симпатичную церквушку. Выяснил у прохожих, что это храм Николая Чудотворца на Глинках, год постройки 1676. Храм в советские годы был разорён, на протяжении многих десятилетий использовался не по назначению и только в 1995 году  передан  Русской Православной церкви. В настоящее время храм восстанавливается, о чём красноречиво говорили строительные леса на колокольне. Решил зайти, так как  у меня имелась ещё одна церковная записка, которую необходимо было оставить местному батюшке для богослужения. Чтобы быть спокойным за велосипед, пристегнул его специальным тросиком к металлическому ограждению вместе с вещмешком. Особо не беспокоился- в таких местах люди обычно ведут себя порядочно. В храме находилось достаточно много верующих, так что мне пришлось немного подождать, чтобы приобрести несколько свечей. Через окошко передал служителю лавки листочек с именами людей, за которых необходимо помолиться, оставил денежное пожертвование, забрал свечи и направился к иконам, чтобы поставить их перед ликами святых. Я не первый раз в таких местах и видел как ставят свечи, но из-за волнения, зная, что за мной внимательно следят местные старушки, или по какой другой причине, не смог сразу установить все свечи в подсвечнике. Одна из них упорно не желала держаться и пару раз падала. Чувствовал себя  очень неловко ещё и потому, что в храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется. Поэтому старался не смотреть по сторонам, чтобы не видеть укоризненных взглядов некоторых более осведомлённых в церковных правилах прихожан. После того как мне наконец-то удалось всё сделать, несколько минут постоял, любуясь внутренним убранством помещения, а затем с чувством исполненного долга вышел на улицу. Отцепил велосипед от ограды и продолжил движение по улице  Мира. Справа от себя на невысоком постаменте, обшитом гранитом, увидел танк Т-34. На табличке прочитал надпись: «В честь боевого и трудового подвига вологжан в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Улица Мира продолжила вести меня к историческому центру города. После того, как пересёк улицу Герцена, противоположные стороны движения разделил неширокий сквер с красивым чугунным ограждением, с пешеходной дорожкой, выложенной каменной плиткой, со скамейками, где можно посидеть. Здания середины XIX - начала XX века гармонично смотрятся с более поздними строениями советского периода, но последних было явно меньше. Улица произвела на меня приятное впечатление. Остановился у милицейского УАЗика и уточнил у сотрудников направление движения. Всё правильно- через  двести-двести пятьдесят метров я должен повернуть на улицу  Сергея  Орлова, чтобы оказаться на набережной реки  Вологды. Вскоре увидел впереди старинную  водонапорную башню. У башни на перекрёстке свернул к каменному мосту через реку Вологду и не задумываясь, переправился на противоположный берег. Ширина реки у моста около восьмидесяти  метров. Оба берега в этом месте сильно заросли травой и кустарником. Чувствуется определённая неухоженность берегов, их запущенность и недоступность для большинства местных жителей, а уж о туристах и гостях говорить нечего. Справа заметил невысокую церквушку и подъехал к ней ближе. Церковь Димитрия Прилуцкого на Набережной 6-й Армии возведена в 1651 году. К ней пристроена вторая церковь Успения пресвятой Богородицы 1757 года  постройки, теплая, с колокольней. Вместе они составляют один комплекс и являются подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. Обе церкви очень красивы, но смотрелись бы значительно лучше, если бы произвели хотя бы частичный ремонт. Крыши храмов и колокольни имеют следы ржавчины. Побелка, особенно на звоннице, оставляет желать лучшего. Краска на стенах поблекла. Ненадолго задержавшись на городской набережной, решил проехать по улице Чернышевского. Из её многочисленных достопримечательностей стоит обратить внимание на пожарную каланчу, которая встретилась мне на пересечении с улицей  Горького. Таких сооружений в Вологде построили три, чтобы иметь возможность контролировать весь город. Из всех пожарных вышек сохранилась только эта. До революции здесь одно время располагался также и полицейский участок. Видно, что здание недавно привели в порядок: перекрыли крышу, стены выкрасили в светло-жёлтый цвет, окна смотровой площадки застеклили. Хочу отметить, что сама улица  Чернышевского  на своём веку многое  помнит, в том числе и ссыльных, которых гнали на каторжные работы в богом забытые места Русского Севера. По этой улице двигались торговые обозы в Архангельск и обратно- в Москву, Ярославль, ну и так далее.   За пределами городской черты продолжением улицы является знакомая мне трасса М-8. Принял решение вернуться назад и более подробно осмотреть исторические достопримечательности в районе набережной. Слез с седла и по сигналу светофора перешёл на противоположную сторону улицы. От моста успел отъехать не более чем на полкилометра, поэтому за водонапорной башней уже поворачивал направо- на всё ту же улицу Сергея  Орлова. Миновал маленький скверик, напротив которого расположился один из шикарных городских ресторанов. Его название сначала не разобрал, так как оно было размещено на фасаде в виде лепнины витиеватыми латинскими буквами («Bellagio»). Довольно симпатичное место. Проехав немного вперёд, не удержался и, сойдя с велосипеда, сделал несколько снимков старинной церквушки и стоящих поблизости от неё двух заметно обветшалых двухэтажных строений.  Вид одного из них вызвал у меня противоречивые эмоции: я посочувствовал людям, которые там возможно живут, но в то же время полуразвалившееся ветхое деревянное здание наверняка имело свою историю, придавало улице настроение - иначе я не обратил бы на него никакого внимания. В старой жилой архитектуре есть своя прелесть,  и бывает обидно, что далеко не всегда новое становится достойной заменой старому. Может, немного сгущаю краски, но найдётся много людей, которые поддержат мою точку зрения. Через пару минут подъезжал к главной достопримечательности Вологды- историко-архитектурному ансамблю, расположенному на берегу реки. В 1567 году   по приказу царя Ивана Грозного в Вологде началось строительство крепости, причём планируемая территория её в два раза превосходила территорию Московского кремля. Царь собирался устроить здесь свою опричную резиденцию- на всякий случай- и поэтому крепость планировалось построить мощную и неприступную. Начали стройку: прорыли с трёх сторон рвы и заполнили их водой, насыпали, где нужно, земляные валы, построили часть башен и стен. А потом через несколько лет всё забросили. На месте недостроенных стен поставили деревянный острог, который имел двадцать одну  башню. В 1612 году  при набеге поляков и литовцев сгорела часть возведённых построек. К середине XVII века крепость потеряла своё оборонное значение и её уже не восстанавливали, а напротив, начали потихоньку разбирать на кирпичи. В 1823 году крепость перестала существовать. На её месте остался укреплённый Архиерейский двор, где размещалась резиденция Вологодских епископов. В настоящее время здесь располагается Вологодский государственный музей-заповедник. Обратил внимание на церковь Александра Невского, которая предстала передо мной во всём своём великолепии. Место, где поставлена церковь, раньше называлась «Известковой Горой». Сейчас горожане зовут её просто Горка или Соборная горка. Это из-за того, что при строительстве крепости использовалось огромное количество извести, насыпи которой здесь и находились. Рядом с церковью местные торговцы уже разложили на столах различные красивые безделушки и осуществляли уличную торговлю сувенирами, которые, видимо, пользовались  большим спросом, так как в отдельных местах толпился народ.

   С сувенирами пока решил повременить. Вышел на Кремлёвскую площадь и осмотрелся. Сама площадь в длину метров двести, в самой широкой части  около шестидесяти метров, вытянута с севера на юг, выложена тротуарной плиткой и выглядит довольно симпатично. По одну её сторону расположен комплекс зданий Архиерейского двора, Софийский собор с отдельно стоящей колокольней, по другую- исторические двухэтажные здания, среди которых мне особенно запомнился особняк XVIII века, больше похожий на дворец, в котором сейчас находится музей кружева, где представлены лучшие работы вологодских кружевниц. Воскресенский кафедральный  собор (построен в 1772 – 1776 годах), где в настоящее время размещает свои экспозиции областной художественный музей и проводятся различные выставки, и рядом стоящая высоченная колокольня произвели на меня неизгладимое впечатление.

     Когда немного освоился на территории комплекса и определился с тем, на что в первую очередь потратить оставшееся время, по нескольким ступенькам поднялся на просторную, вымощенную  тротуарной плиткой из керамогранита площадку, расположенную между Софийским собором и церковью Александра Невского. Здесь, неподалёку от набережной, на довольно высоком мраморном постаменте установлена скульптурная композицию из двух больших фигур, отлитых из бронзы- коня и человека. Оказывается, это памятник поэту К.Н. Батюшкову, который родился в Вологде в 1787 году и умер здесь же в 1855 году. Памятник поставлен в 1987 году. Отсюда открывается красивый вид на противоположный берег реки. Немного в стороне от памятника К.Н.Батюшкову, ближе к площади, бронзовая фигурка девушки в русском национальном костюме и в кокошнике. Передняя часть правой стопы у неё блестела от многочисленных прикосновений человеческих рук. Видимо, здесь тоже получила широкое распространение всем известная русская (да наверное, и не только русская) традиция загадывать себе желание при посещении памятных мест. Очень понравились со вкусом подобранные цветы, высаженные рядом. Соседние   цветочные клумбы выглядели ничуть не хуже. Одна из них была оформлена в виде сказочной жар-птицы. По пешеходной дорожке, через уютный березовый сквер с аккуратными скамейками и стилизованными под старину светильниками, прошёл немного вперёд, к набережной реки Вологды. Сквер ухожен. Ни в кустах, ни на газонах не заметил ни одной пустой бутылки, никакого другого мусора. Приятно. Народ поодиночке и отдельными парочками беззаботно прогуливался по тротуару вдоль набережной. Встретил группу туристов: люди обступили экскурсовода со всех сторон и заинтересованно его слушали, иногда щёлкая затворами фотоаппаратов. Я тоже с удовольствием присоединился к гуляющим и сделал несколько снимков противоположного берега реки. Осмотрел часовню в честь двухтысячелетия   Рождества Христова, построенную в 2002 году на личные средства вологжан. Порадовался за встретившихся мне молодожёнов, которые вместе с окружившими их со всех сторон друзьями радовались своему счастью. Нарядные, весёлые и полные надежд, они дарили свои улыбки окружающим. Невеста в ослепительно белом свадебном платье выглядела особенно красиво. Вздохнул и продолжил свою короткую познавательную экскурсию. Подошёл к Софийскому собору. Софийский собор не действующий. В настоящее время службы там не проводят, возможно из-за оригинальных росписей и фресок, созданных ярославскими мастерами. Внимание людей привлекает самая большая в России фреска на тему Страшного суда, ее площадь – четыреста квадратных метров. Интересна особенность храма: алтарь собора смотрит на северо-восток, а не на восток, как положено по всем церковным правилам. Сейчас там музей. Полюбовавшись его внешней красотой, подошёл к киоску, стоящему рядом с колокольней. Здесь можно приобрести билет на посещение звонницы, но проблема состояла в том, что мне не хотелось оставлять велосипед и имущество без присмотра. Девушка, продававшая билеты, видя моё затруднение, предложила завести моё техническое средство передвижения внутрь киоска. Но как мы с ней ни старались, в узкую дверь оно не заходило ни задом, ни передом, ни так, ни эдак- мешали широкий руль и багаж. Тут меня окликнула сотрудница музея, сидевшая на стуле перед входом в колокольню. Понаблюдав за нашей бесполезной вознёй, она решила помочь, пообещав приглядеть за моим скарбом. С удовольствием принял данную любезность и, поставив свою «Мериду» рядом с открытой дверью киоска, вошёл внутрь звонницы. В помещениях нижнего яруса находятся музейные экспонаты. Среди них два колокола: российский 1652 года и голландский 1646 года. У входа лежат старинные балки с надписями на церковнославянском языке. Оценил обстановку и смело сделал первые шаги по ступенькам, ведущим на смотровую площадку, расположенную на высоте семьдесят метров. Широкие деревянные лестницы, расположенные винтом, с каждым пролётом становились всё уже и уже. Почти поднявшись наверх, я с трудом пропускал людей, возвращавшихся    обратно. Вещмешок, который  поленился снять,  не позволял   вплотную прислониться спиной к стене, чтобы легче было разминуться с другими посетителями. Вышел на смотровую площадку, откуда прекрасно видна практически вся историческая часть Вологды. Архиерейский двор, Соборная горка, Кремлёвская площадь и окружающая территория вместе с рекой лежали передо мной как на ладони. Люди, стоявшие рядом со мной, с интересом и с нескрываемым восхищением осматривались кругом, снимали красивый панорамный вид города, неожиданно открывшийся всем присутствующим здесь, восторженно делились впечатлениями друг с другом. Когда спустился вниз, поблагодарил девушку и пожилую смотрительницу колокольни за проявленные чуткость, доброту и внимание ко мне. Через несколько минут с нетерпением отправился дальше. У здания музея несколько человек торговали местными сувенирами. Захотелось приобрести что-нибудь на память о своей поездке в Вологду Очень понравилась тряпичная баба-яга, которую и приобрёл за шестьсот рублей   у автора этой удивительной работы Е.А.Кмита. После того как «бабулю» упрятал в рюкзак, пообщался с немолодой уже мастерицей-рукодельницей. Она рассказала мне о своём увлечении куклами, которых делает своими руками, а я скромно поведал о своём пристрастии к велопутешествиям. После непродолжительной беседы мы выразили друг другу наилучшие пожелания, после чего я продолжил осматривать местные достопримечательности. Ещё минут двадцать  бродил по площади, запоминая каждый уголок. Сделал несколько интересных фотографий, а затем с некоторым сожалением покинул это прекрасное место, чтобы посетить Спасо-Прилуцкий монастырь, расположенный в северо-восточном направлении, что в пяти  километрах отсюда. Направился туда по улице Чернышевского, на которой незадолго до этого уже был. Проезжая северные жилые кварталы Вологды, отметил для себя, что они в принципе ничем не отличаются от таких же где-нибудь в Коломне. Много различных  торговых центров, небольших продуктовых палаток, ларьков и газетных киосков. Рекламные щиты «ненавязчиво» предлагают воспользоваться теми или иными услугами, купить тот или иной товар. Захотелось что-нибудь перекусить. Район, где я оказался, довольно оживлённый. В этом месте улица  Чернышевского делает резкий поворот влево. Здесь как раз расположилась троллейбусная остановка и стояло несколько палаток, торгующих хлебом и сладкой выпечкой. Зашёл в одну из них и взял пару сдобных булочек. Осмотрелся по сторонам. Видимые последствия урагана, который прошёлся также и над Вологдой, местные коммунальные службы практически уже устранили, но всё же заметил несколько вырванных с корнем и лежащих на земле деревьев, которые ещё не успели убрать. Перекусив, поехал дальше. Начались окраины Вологды. В районе улицы  Железнодорожной мне показалось, что нахожусь не в городе, а в каком-нибудь дачном посёлке. Проезжая часть по обе стороны улицы на большом протяжении отделена от пешеходного тротуара невысокой деревянной оградой из штакетника. Дома своим внешним видом практически ничем не отличались от деревенских, с такими же садами и огородами на придомовой территории. Некоторые участки заброшены, а окна строений забиты досками. Слева заметил железнодорожный мост. Немного не доехал до железнодорожного переезда, как показался шатёр монастырской башни. А уже за переездом моему взору предстала и вся башня, грани которой последовательно выкрашены в белый, терракотовый и жёлтый цвета,  из-за чего она выглядит очень необычно. Спасо-Прилуцкий монастырь основан в 1371 году последователем и духовным другом Сергия Радонежского Димитрием Прилуцким. Один из самых больших и древних монастырей Русского Севера. Участие в строительстве монастыря принял и Дмитрий Донской, который пожертвовал на его строительство немалую сумму. Последующие царствующие особы также не оставляли монастырь без внимания, одаривая его землями, деньгами, ценными подарками. В XVII-XVIII веках монастырь владел обширными землями в Вологодской губернии, крупными солеварнями, то есть вёл большую хозяйственную деятельность. После гражданской войны монастырь был закрыт, в 1991 году возродился вновь. В тридцатые годы здесь располагалась пересыльная тюрьма, где содержались раскулаченные крестьяне, спецпереселенцы и «враги народа»  перед последующим их  этапированием в лагеря ГУЛАГа, а затем военные склады, кинотеатр. В феврале 1992 году монастырь возвращён русской православной церкви. В монастыре хранятся мощи его основателя и находится могила К.Н. Батюшкова. Монастырь расположен в бывшем селе Прилуки, которое вошло в состав Вологды лишь в 1992 оду, поэтому постройки, его окружающие- соответствующие. Мне очень хотелось осмотреть внутреннюю территорию монастыря, но не решился оставить велосипед и поклажу без присмотра. Да к тому же на входных дверях заметил табличку с предупреждением о запрете фото и видеосъёмки. Обидно! Но ничего не поделаешь. Демонстративно нарушать на территории монастыря правила внутреннего распорядка посчитал для себя невозможным, так как посетители должны с почтением относиться к братии и к труженикам обители. Другое поведение здесь неуместно и выглядело бы как явное неуважение и пренебрежение  к местным традициям. Время на внешний осмотр стен и башен тратить не стал и, развернувшись, поехал обратно в город. Возвращался по улице Чернышевского. В глубине одного из дворов, справа от себя, за деревьями, заметил вывеску «Товары для дома». Не преминул заглянуть в соответствующее торговое заведение, которое её разместило, чтобы всё-таки приобрести себе портативный радиоприёмник. Прошёл через маленький сквер. Радиоприёмник «Нейва», который тогда присмотрел, сейчас стоит передо мной, немного потёртый, но вполне исправный и готовый к очередному походу, если в него вставить новые батарейки. Вечерами в палатке, перед сном, я его всегда включал - слушал последние новости и просто хорошую музыку. Выйдя из магазина, осмотрелся и перешёл на противоположную сторону улицы. В третий  раз в центр решил не ехать, так как пришло время окончательно покинуть город и продолжить своё дальнейшее путешествие.       

      Немного жаль было покидать Вологду, с которой не успел даже толком познакомиться, но впереди меня ждали другие города и новые впечатления. Отправился обратно, в сторону всё того-же Спасо-Прилуцкого монастыря. Дорога мне уже хорошо знакома, поэтому добрался до него значительно быстрей, чем в первый раз. За монастырём притормозил у автобусной остановки, чтобы пополнить запас продуктов и воды в находящемся здесь же продуктовом ларьке. Пока уплетал купленный при случае пирожок с повидлом, с интересом рассматривал удивительное кирпичное сооружение рядом с остановкой, где вместо крыши красовался деревянный сруб с окнами. Странная и явно незаконченная по какой-то причине постройка чем-то   напоминала домик на курьих ножках. Подкрепившись, продолжил движение по Железнодорожной улице до полукольцевой автодороги, где повернул влево. Забегая немного вперёд,  скажу, что тот участок шоссе, по которому проехал, оказался довольно хорошего качества, с отменным асфальтовым покрытием и свежей дорожной разметкой. Дорожное полотно высокое, исключающее любое подтопление  или возникновение серьёзных снежных заносов в зимнее время. Ширина проезжей части явно больше десяти метров. Велосипед катился легко, и я, не прилагая значительных усилий, смог развить высокую скорость. Северные окраины Вологды мне ничем особенным не запомнились. Справа от автотрассы и слева от неё, там, где пригород ещё не подступил к ней вплотную, раскинулись на обширной   территории поля бывших совхозов и колхозов. Тем не менее, засеянные и обработанные, они радовали глаз. По ходу своего продвижения вперёд я наблюдал за всем изменениями, которые происходили   на местности вдоль шоссе. Значительные участки занимают садовые товариществам и кооперативы. Они расположены  в удалении от автодороги, по которой ехал. Не хочу надолго останавливаться на этой теме, но замечу, что наши люди в большинстве своём любят проводить время на природе. Заметьте! Всегда с пользой для себя. Правда, каждый в слово «польза» вкладывает собственный смысл. На садовом участке время проводят по-разному: одни- самоотверженно, из последних сил, трудятся от рассвета и до заката, стараясь извлечь максимальную выгоду из своих родных соток; другие- неторопливо ведут умные беседы за красиво сервированным столом, стараясь поразить собеседника своими глубокими и разносторонними знаниями об окружающем мире. Себя не отношу ни к тем и ни к другим. На жизнь пока хватает, а шумных компаний я не люблю- мне почему-то становится скучно, даже если мои друзья достойные люди. Старшее поколение приучено к земле гораздо лучше, и одна из причин- это очень скромная пенсия. Необходимо учитывать  и историческую память о тяжёлой жизни в военные и послевоенные годы, когда в большинстве случаев приходилось надеяться только на себя.

      Проехал мост через Вологду. Через два с половиной километра достиг крупной автомобильной развязки. Информационный дорожный знак указывал направление движения на Белозерск и Кириллов. Очень хотелось изменить маршрут и направиться в Кирилло- Белозерский монастырь, чтобы увидеть озеро Белое, но пересилил себя, так как это не входило в мои планы, по времени рассчитанные только на две  недели похода. Крюк в двести  километров  показался мне значительным. Через  три с половиной километра свернул с окружной автодороги вправо, на трассу А-114. Остановился, достал карту и более подробно ознакомился с предстоящим маршрутом. Поставил перед собой задачу добраться до Шексны- районного центра и крупной железнодорожной станции на западе Вологодской области. В моём распоряжении оставалось примерно пять  часов, чтобы доехать до назначенной точки на карте, найти место для ночёвки и поставить палатку. Уверенный в успехе, последний раз оглянулся в сторону города и двинулся в путь.

    До свидания, Вологда! Первые двадцать километров дались относительно легко, однако жаркая погода и большие перепады высот начали сказываться на скорости движения и пройденном расстоянии. Вода быстро закончилась. Неприкосновенный запас трогать не стал. В очередной раз достав карту, определил, где находится ближайшая деревня и свернул туда, понадеявшись на дорожный указатель. Деревня находилась за лесом и поэтому со стороны дороги её нельзя было разглядеть. Проехал немного вдоль деревенской улицы, а затем слез с велосипеда и пошёл пешком, так как впереди находился невысокий продолговатый холм. Обычная российская деревня. Несмотря на то, что большинство домов деревянные и сложены из почерневших от времени, яркого солнца и длительного воздействия атмосферных осадков брёвен, у меня не возникло чувства заброшенности этого места. Пусть и незаметные, но приметы неугасающей деревенской жизни попадались то в одном месте, то в другом. Некоторые постройки окружены свежими изгородями и радовали глаз новыми крышами или окнами. На противоположной стороне улицы или по соседству нередко стояли дома, которые выглядели победнее, но и там трава во дворах также аккуратно подстрижена, на подоконниках за белыми шторками и цветными занавесками на окнах комнатные цветы в горшках. Заметил несколько легковых автомашин. Большой рыжий кот развалился под кузовом одной из них и сладко подрёмывал, делая вид, что его ничего не интересует. У одного из домов увидел неказистого вида колодец с накрученной на ворот металлической цепью и помятым ведром на скамейке. Только собрался крутить ручку ворота, чтобы зачерпнуть воды, как из указанного дома вышел мужчина. Не спускаясь с крыльца, он успел меня предупредить, что воду из этого колодца используют только для полива и пить её нельзя. Питьевую воду можно набрать из колонки через несколько дворов отсюда. Он махнул рукой, показывая, куда мне надо двигаться и вернулся в дом, к своим делам. Принял полученную информацию к сведению и  уже через пять минут наполнял алюминиевую фляжку и пластмассовую бутылку чистой и холодной водой из артезианской скважины. Вернулся на трассу. Дорога вновь пошла густым лесом. На протяжении двух часов мне не встретился ни один населённый пункт. Светлые лесные  поляны, мелкие извилистые речушки, неглубокие овражки вносили приятное разнообразие в окружавший меня пейзаж. Иногда останавливался и шёл пешком, так как встречались затянувшиеся подъёмы. Но зато с удовольствием затем катился с горки, подставляя лицо встречному ветру. Справа увидел знак Шекснинского района. Отсюда до Шексны оставалось ехать тридцать пять километров. Эти оставшиеся километры оказались не самыми лёгкими, но всё же и они закончились. Пересёк железную дорогу. Автомобильная трасса сделала плавный изгиб вправо, обходя высокий, заросший лесом холм. Миновав холм, проехал деревню Михайловское, которая находилась по левую сторону от меня в некотором отдалении от дороги. Напротив песчаного заброшенного карьера решил свернуть в ближайшие   молодые сосновые посадки и там переночевать. Переехал на другую сторону шоссе, слез с «Мериды» и стал медленно спускаться по пологому склону к посадкам. Остановился, когда присмотрел наиболее подходящее место для установки палатки- примерно в шестидесяти-семидесяти метрах от автодороги. Деревца высотой до двух-трёх метров своими ветками надёжно укрывали  меня от любопытных глаз. Посмотрел на часы. Они показывали ровно девятнадцать. Получалось, что до Шексны добирался пять  часов со средней скоростью четырнадцать километров в час. Занялся неотложными делами. Вскоре палатка уже стояла на выбранном месте, продукты из вещмешка лежали на траве  и ждали своего часа, вода в кружке закипала. На ужин выбрал консервированный  минтай в томатном соусе и картофельное пюре. Карамель, пакетик с которой разыскал в дальнем углу вещмешка, пригодилась для чая. Расстояние, которое я проехал в этот день, меня не впечатлило, но день оказался одним из самых насыщенных и самых памятных. Когда поужинал, занялся велосипедом. Перевернул его вверх колёсами и  аккуратно, чтобы капли масла не попали на одежду, смазал цепь по всей её длине. Затем проверил спицы и осмотрел кассету со звёздочками. Неисправностей не обнаружил. Колёса подкачивать не стал. Решил оставить эту работу на утро. Когда начало смеркаться, забрался внутрь палатки и включил радиоприёмник. Зазвучала местная радиостанция, которая транслировала довольно приятную для меня музыку. Спать совсем не хотелось. Нашёл себе занятие, переключаясь с одной радиоволны на другую, пытаясь найти интересную передачу. После того как прослушал последние новости, ещё непродолжительное время просто лежал с закрытыми глазами, а  затем незаметно для себя уснул.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.