Глава 4. Владимир. Успенский собор, Золотые Ворота. Суздаль. Русское средневековье. Дорога на Иваново. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 4. Владимир. Успенский собор, Золотые Ворота. Суздаль. Русское средневековье. Дорога на Иваново.

2020-04-01 142
Глава 4. Владимир. Успенский собор, Золотые Ворота. Суздаль. Русское средневековье. Дорога на Иваново. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

      29 июня 2010 года. Утром проснулся в половине восьмого. Понежился минут десять под мягким одеялом и принялся за неотложные дела. Разобрав палатку, расстелил её на траве, чтобы лёгкий ветерок и утреннее солнце просушили тент от влаги, свернул и перевязал ремешками коврик, скатал и упаковал спальный мешок. Пока палатка проветривалась, приготовил крепкий горячий чай.  В вещмешке у меня всегда лежали сухари, которые постоянно меня выручали. Достал их оттуда вместе с конфетами. Позавтракал. Утренние заботы заняли непродолжительное время. Управившись с ними, не спеша направился к дороге. За время, пока добирался по влажной от росы траве до асфальта, мои ботинки и нижняя часть брюк успели полностью промокнуть. День обещал быть таким же жарким, как и все предыдущие, и я надеялся, что моя одежда и обувь просохнут очень быстро. У автобусной остановки несколько человек садились в рейсовый автобус в сторону областного центра. Рабочий день начался. Проехав несколько сот метров, понял, что переднее колесо необходимо ещё раз подкачать, чтобы велосипед катился легче и камера не изнашивалась. К сожалению, мой сломанный насос для этого больше не подходил. Через несколько километров, проезжая первый за этот день населённый пункт, решил притормозить у одного из жилых домов, недалеко от которого несколько человек с лопатами в руках возились над строительством фундамента под какое- то строение. Рядом стоял видавший виды легковой автомобиль, внешний вид которого свидетельствовал о том, что его не использовали только лишь для вспашки огорода. Остановился и попросил у одного из мужчин велосипедный насос. К сожалению, то накачивающее устройство, какое мне было предложено, не подошло, так как при накачке колеса шланг требовалось плотно прижимать к ниппелю велосипедной камеры. Совмещать это одновременно с накачиванием никак не удавалось. Насос, скорее всего, был изготовлен в период  «хрущёвской оттепели». Я бы не удивился, если бы узнал, что им забивали гвозди. Не стал попусту тратить время. Подошёл к открытым нараспашку металлическим воротам гаража, расположенного под одной крышей с жилым домом через пару десятков метров от меня. Дом одной своей стороной выходил на шоссе, а своим главным фасадом- на сельскую улочку. Залаяла собака. Вышла молодая женщина, которая на мою просьбу помочь через пару минут вынесла исправный насос, которым и воспользовался. Поблагодарив за оказанную помощь, в приподнятом настроении продолжил свой велопоход. Порадовался, когда сразу же начался крутой спуск. Педали не крутил почти с километр. Через   какое-то время шоссе Р-73 довело меня до автодороги Р-72 Владимир-Судогда. На Т-образном перекрёстке повернул налево. До Владимира оставалось примерно семнадцать  километров, которые надеялся   преодолеть за час с небольшим. Судогодское шоссе оказалось более оживлённым. По количеству автотранспорта чувствовалось приближение большого города, и я стал более собранным и внимательным. Не останавливаясь, миновал деревню Бараки, где у одного из домов ушлые торговцы выставили на продажу чучела птиц и мелких лесных зверей. Проехал микрорайон Коммунар, областную клиническую больницу, миновал  автомобильную развязку, связывающую  Судогодское шоссе с объездной автодорогой. У моста через  Клязьму остановился. Справа, на крутом холме, блестел куполами величественный Успенский собор города Владимира. Этот исторический русский город, основанный в 1108 году  Владимиром Мономахом, в древние времена являлся столицей Северо-Восточной Руси. Не раз подвергался вражеским набегам и разорялся, но каждый раз его жители восстанавливали свой город и делали его еще краше. Своего расцвета достиг в XII-XIII веках при великих князьях Андрее Боголюбском и его брате Всеволоде Большое Гнездо. С 1299 по 1325 годы здесь располагалась резиденция русских митрополитов. Владимир- столица Золотого кольца России и занимает этот статус по праву благодаря своим памятникам, своей истории и культуре. Мост, помимо реки, пересекал железную дорогу, проложенную по левому берегу Клязьмы. На одной из железнодорожных веток стоял локомотив, за которым тянулась нескончаемая цепочка грузовых вагонов, выкрашенных в стандартный кирпичный цвет. Слез с «Мериды» и пошёл пешком, так как впереди начинался крутой подъём. Груз, расположенный на багажнике, тянул всё время назад, так что постоянно приходилось нажимать на рычаг тормоза переднего колеса и прилагать немалые усилия, чтобы продвигаться вперёд. Преодолев подъём, попытался узнать у прохожих адрес ближайшего магазина, где можно приобрести насос и велоперчатки. Но так как я абсолютно не ориентировался в городе, через пару попыток бросил это дело и, направившись в сторону Золотых Ворот, тупо читал вывески на фасадах зданий. Данная тактика ни к чему хорошему не привела. Прокатился по Дворянской улице. Ничего «подозрительного» на ней не обнаружив, по улице  Студёная Гора с ветерком спустился с крутого холма до проспекта Ленина. Понял, что надо возвращаться назад. На ближайшем перекрёстке перешёл на противоположную сторону улицы и уже не с ветерком, а просто полез наверх по тротуару, держась одной рукой за руль, а другой за седло, чтобы было удобней толкать вперёд велосипед, сразу ставший таким тяжёлым. Любишь кататься- люби и саночки возить! Вернувшись на Дворянскую улицу, заметил справа торговый центр (ЦУМ) «Валентина». Рядом с ним обнаружил автостоянку. Завернул на автостоянку и прицепил «Мериду» к металлической ограде. Попросив одного из водителей присмотреть за моим велосипедом и багажом, поднялся на второй этаж торгового центра, туда, где расположился «Спортмастер», и помимо насоса сразу нашёл то, что мне ещё так хотелось приобрести- велоперчатки. Купил новую  велокамеру, так как запас карман не тянет, а из одежды- тенниску, которая до сих пор напоминает мне о моих летних приключениях, когда достаю её из шкафа. После этого нигде больше не задерживался. Покинув торговый центр, двинулся по Большой Московской улице в сторону Суздальского проспекта, который напрямую выходил на автодорогу А-113. До Суздаля оставалось двадцать пять километров. При выезде из Владимира захотелось посидеть в открытом кафе у гипермаркета «Глобус». Немного перекусил, купив пару пирожков с повидлом. Через пятнадцать минут выехал на шоссе. Впереди Суздаль! За Владимиром местность резко изменилась. Теперь она всё больше напоминала мне родные места: поля, овраги, лесопосадки вдоль дороги, небольшие рощицы из лиственных пород деревьев вперемешку с разросшимся кустарником. Такое ощущение, что вернулся домой. Природный район, через который проезжал, носит название Владимирское Ополье, простирающийся с севера на юг на семьдесят километров, а с запада на восток- примерно на тридцать. Занимает большую часть Суздальского, Юрьев-Польского районов Владимирской области и часть Гаврилово- Посадского района Ивановской области. В этих местах люди издревле занимались земледелием, выращивали пшеницу, рожь, другие зерновые культуры, а также лён. Примерно через два часа довольно сложного для меня отрезка пути  (из-за особенности рельефа местности на отдельных участках мне пришлось часто слезать с велосипеда и идти пешком) я подъезжал к Суздалю. До него оставалось примерно три   километра, когда справа от себя заметил асфальтированную площадку, а напротив неё придорожное   кафе, закусочную и несколько пунктов автосервиса для проезжающего мимо легкового и большегрузного автотранспорта. Это место очень удобно водителям и пассажирам транзитного автотранспорта тем, что в отсутствии крайней нужды отпадает необходимость сворачивать с маршрута и заезжать в город.  Здесь можно провести диагностику автомобиля и при необходимости осуществить несложный   ремонт, заодно перекусив в комфортных условиях вместе с семьёй или друзьями. Одно из этих заведений общественного питания посетил в прошлом году, где плотно пообедал, а заодно и поужинал. Когда встал из-за стола и направился к выходу, думал, что не пролезу в дверь. Так оно и получилось, но не из-за того, что с большим удовольствием съел закуску, первое, второе с гарниром, десерт, и запил всё это компотом с булочкой, а так как зацепился лямкой вещмешка за ручку двери. Не то что садиться на велосипед и куда-то ехать, но и вообще двигаться после такого пиршества тогда совсем не хотелось. Имел одно желание- поспать где-нибудь в спокойной обстановке хотя бы полчаса, чтобы никто не мешал. В этот раз не стал останавливаться, так как не чувствовал себя голодным, да и другой необходимости в этом не было. В самом Суздале не собирался задерживаться надолго, чтобы не выбиться из графика и успеть к вечеру проехать запланированное на этот день расстояние в сто сорок- сто пятьдесят километров. Главная дорога поворачивала вправо, обходя город стороной. Как вы уже догадались, решил следовать не по ней, а по той, что шла прямо- через центр города. Солнце палило немилосердно, но настроение от этого у меня хуже не стало. Всё шло по плану. Суздаль- это уникальный город-заповедник, который входит в Золотое кольцо России и является его жемчужиной. Расположен на реке Каменке. В Суздале, а первые упоминания о нём в русских летописях относятся к 1024 году, огромное количество памятников истории и архитектуры. Суздальский кремль с Богородице-Рождественским собором и Спасо-Ефимьев монастырь, в котором нашёл своё последнее упокоенье наш Зарайский воевода Д. М. Пожарский, включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Множество других памятников Суздаля внесены в перечень объектов культурного наследия Российской федерации. В XI веке это крупный торгово-ремесленный центр Северо-Восточной Руси, столица княжества. В 1157 году  Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перенёс свою резиденцию во Владимир. С этого времени Ростово-Суздальское княжество стало называться Владимиро-Суздальским, история которого является промежуточным звеном между историей Киевской Руси и образованием централизованного Российского государства. В 1238 году  Суздаль был разорен монгольским войском, после которого не смог полностью оправиться и восстановиться в своём прежнем величии. К XV веку входит в состав Московского княжества. В настоящее время в городе хорошо развит гостиничный бизнес, имеются предприятия общественного питания, ориентированные на приём и обслуживание туристов, есть фабрика по производству сувениров. В прошлом году не отказал себе в удовольствии попробовать медовухи местного производства.

    В Суздале снимали художественные фильмы, среди них такие известные как: «Женитьба Бальзаминова», «Метель», «Юность Петра». Уже находясь в городе, пересёк мостик через речку Каменку. Полюбовался красивым видом, открывшимся с моста, после чего   направился к Торговым рядам. Здесь, на центральной площади, выложенной брусчаткой, расположена Воскресенская церковь, куда и намеревался зайти, чтобы выполнить просьбу одного моего знакомого, а именно - заказать сорокоуст о здравии его родных и близких. Я собирался это сделать и в отношении своих родственников. Для этого у меня в кармане куртки лежали заранее подготовленные записки. Оставил велосипед рядом с храмом и зашёл внутрь. Служба давно закончилась, но всё ещё чувствовался приятный запах ладана. Из прихожан в церкви никого не заметил. За столиком недалеко от входа сидела пожилая служительница, которая отнеслась ко мне очень доброжелательно. Заинтересовавшись моим неординарным видом, спросила, кто я и откуда Рассказал ей о своём путешествии, а затем подал записки, пожертвовав при этом небольшую сумму на нужды церкви. Женщина искренне пожелала мне благополучия в пути и исполнения всех моих благих намерений. Не знаю, всё ли я сделал правильно и в точном соответствии с канонами русской православной церкви… Бог меня простит.

    Выйдя из храма, впервые почувствовал, что у меня всё будет хорошо. И это ощущение уверенности и спокойствия не оставляло меня потом ни на минуту до конца поездки. Мне очень не хотелось покидать этот удивительный город. Чтобы как-то отсрочить момент расставания с ним, прошёл вдоль торговых рядов, с интересом осматривая прилавки с  разнообразным  товаром, предназначенным в основном для гостей и многочисленных туристов. Сделал несколько фотоснимков. Покупать ничего не собирался, просто хотелось присмотреться к людям, завести непринуждённый разговор, впитать в себя атмосферу исторического места… Но надо ехать. Двигаясь в сторону Спасо-Ефимьева монастыря по улице Ленина, не смог оставить позади себя   всем известную жёлтую бочку- автоприцеп на двух колёсах. Не удержался и, отстояв короткую очередь, выпил большую кружку холодного кваса. Никакие колы и пепси не могут сравниться с этим знаменитым русским напитком. Всё-таки у нас умеют его делать, кто бы что ни говорил.

    Выбрался на северную окраину города и на развилке дорог, увидев указатель в сторону Иваново, повернул в соответствующую сторону. Дорога, по которой затем ехал два километра, такого названия явно не заслуживала: через пятьсот метров   асфальт практически исчез, и лишь на коротких участках он угадывался по относительно ровной и твёрдой поверхности- передвигаться в таких местах становилось немного легче В остальных случаях мне приходилось сворачивать то к левой, то к правой обочине, умудряясь при этом не угодить в рытвины и колдобины, то и дело попадавшиеся на пути.

    Навстречу мне попался  грузовик, который ещё издали приметил по облаку пыли, его сопровождавшему. Двигался он с такой же скоростью, что и я на своём велосипеде, но при этом его кузов с мерзким скрипом и скрежетом раскачивался из стороны в сторону, словно корабль в жестокий шторм. Конечно, ни туристические автобусы, ни городской транспорт здесь не ходят, но неприятный осадок от увиденного в моей душе всё-таки остался. Наконец я преодолел, в полном смысле этого слова, заброшенный участок дороги и, переправившись по автомобильному мосту через реке Нерль, продолжил своё движение по трассе А-113. Очередной отрезок моего пути- теперь уже до города Иваново-  протяжённостью около семидесяти трёх километров, пролегал по довольно живописной местности, где зелёные   рощицы, неглубокие овражки чередовались с довольно обширными открытыми участками. Там, где поле или луг вплотную подходили к шоссе, были высажены так называемые «защитные полосы» или, говоря простым русским  языком- деревья и кустарники вдоль дороги, чтобы в зимнее время защитить её от снежных заносов и от других возможных неприятностей в виде сильного ветра, пыльной бури и т.п. Ещё где-то прочитал, что мелкие деревья и кустарники могут служить эффективным средством для остановки автомобиля, потерявшего управление и съехавшего с дороги. Проехал посёлок Красногвардейский, сёла Лопатницы, Торчино, деревню Вильцово. Аккуратные домики вдоль шоссе с резными наличниками на окнах, выкрашенными в нежные цвета и придававшими жилым строениям русский колорит, в большинстве своём выглядели довольно симпатично.

    В селе Лопатницы остановился на несколько минут, чтобы  набрать воды из колодца. Колодец, скрытый от посторонних глаз пышными кустами сирени, находился под самыми окнами одного из ближайших домов. Вначале испытал  небольшое сомнение, когда поднимал деревянную крышку, защищавшую шахту колодца, но когда убедился, что ведро имеется и оно не ржавое, и даже не дырявое, облегчённо вздохнул. Опустил металлическое ведро вниз и когда почувствовал, что оно наполнилось, начал медленно крутить ворот в обратную сторону. Когда цепь почти полностью намоталась на барабан и показалось ведро, наполнил армейскую фляжку свежей водой и с таким удовольствием сделал несколько глотков!... Как будто пил не воду, а божественный нектар посреди африканской пустыни.       

    Через восемнадцать  километров от Суздаля пересёк административную границу Ивановской области, что подтверждала соответствующая стелла, установленная рядом с автодорогой. К данному событию отнёсся с большим удовлетворением, так как одержал  ещё одну, пусть неприметную, но важную победу - прежде всего над самим собой. Победа скорее психологическая, придающая мне уверенность в успешном осуществлении давней мечты. Я поставил перед собой конкретную цель: совершить многодневный поход. Для достижения этой цели необходима хорошая физическая подготовка, сила духа, во многом определяющая силу человека, и настойчивость. Это ещё не всё: нужно уметь получать истинное удовольствие от всего происходящего, радоваться жизни и в любой ситуации видеть положительные моменты. Во время своего похода всё больше убеждался в том, что способен добиться в своей жизни многого, если захочу. Самооценка у меня от всех этих умозаключений ещё более повысилась, несмотря на некоторую усталость, которая, впрочем, нисколько не мешала мне оставлять позади себя километр за километром.

   Через полчаса   слева от себя заметил рекламный щит, указывающий на то, что недалеко, в деревне Золотниковая пустынь, некогда располагался монастырь. Сворачивать туда из-за дефицита времени не стал. По возвращении домой, готовя свой отчёт, заинтересовался историей и судьбой монастыря, известного под названием Золотниковская Успенская пустынь. Прочитал в интернете, что, основанный в первой четверти XVII века, он был разрушен в 1931 году. В настоящее время там действует деревянная церковь Митрофания Воронежского, построенная в 2008 году. Остальные здания сильно разрушены. В 2008 году Указом Епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа оставшиеся храмовые руины переданы в ведение Успенско-Казанского мужского монастыря. Местная монастырская братия что может, то и делает для восстановления обители, но средств как всегда нет. После того  как миновал поворот на Золотниковcкую пустынь, характер местности изменился: лес опять начал обступать меня. Лес смешанный. Основные породы, которые мне встречались по обе стороны шоссе, это: береза, осина, сосна, ель. За Золотниковской пустынью дорога выпрямилась. На протяжении последующих пятнадцати километров ехал практически по прямой с довольно приличной скоростью. «Велосипедная дорожка» помогала мне ориентироваться на проезжей части и не выезжать на основное полотно трассы, при этом на отдельных участках она становилась довольно просторной, так как ограничительная линия отступала от кромки асфальта на расстояние до одного метра. Проходящий легковой и грузовой автотранспорт сильно не досаждал. Иногда на какое-то время я оставался совершенно один. Невольно отслеживая глазами металлические столбики с синими километровыми знаками, любовался красивыми, периодически сменяющими друг друга пейзажами. Конечно, я понимал, что дорога есть дорога и любое легкомыслие на ней чревато последствиями. Когда сзади появлялся   грузовик, а в основном это была тяжело гружёная фура, я, не останавливаясь, сдавал в сторону, придвигаясь как можно ближе к правому краю проезжей части, или вовсе съезжал с неё. В  свою очередь большинство водителей попутных машин, увидев впереди себя одинокого велосипедиста, брали чуть левее, а затем, обогнав, через двадцать-тридцать  метров возвращались на привычное место, тем самым проявляя к нему уважение  как к признанному участнику дорожного движения со своими правами и обязанностями. Никто никому не мешал. Забегая вперёд, постучав при этом три раза о дубовую деревяшку (на будущее), скажу, что проехав почти две тысячи километров, ни разу не был свидетелем аварии или какого-либо иного дорожно-транспортного происшествия.

    Исключение составил лишь один незначительный инцидент за Ярославлем, когда у длинномерной фуры на Вологодской трассе, следовавшей впереди меня, взорвалось левое колесо в одной из трёх задних пар, что ни к чему серьёзному не привело, но вызвало явную досаду водителя из-за незапланированной остановки.

    Приближение легкового транспорта  также чувствовал на достаточном расстоянии, чтобы своевременно принять правильное решение в целях безопасности. Готовясь в поход, думал поставить на  «Мериду» зеркало заднего вида, но потом отказался, решив, что при движении гораздо безопаснее будет лишний раз повернуть назад голову или просто внимательно слушать дорогу, чем надеяться на велосипедное зеркало, к тому же имеющее ограниченный угол обзора.

К концу дня воздух наполнился нежным ароматом душистых цветов и трав. Солнце уже не пекло. Даже стала ощущаться приятная свежесть. Спустился с холма в неглубокую низину. Следом начинался бугор, на вершине которого стояли невысокие домики. Жилые строения,  различные хозяйственные постройки были видны слева и справа от шоссе- и так до самого леса. Из-за садовых деревьев и густых кустов иногда с трудом мог определить, где заканчивается деревня и начинается лес. Так как подъём перед самим населённым пунктом  оказался достаточно крутым, слез с «Мериды» и в очередной раз потащил её наверх. Дома, стоявшие рядом с дорогой, отделены от неё невысокими деревянными изгородями, плотно растущими кустами сирени, что явно недостаточно для защиты от шума проезжавшего мимо автотранспорта. Впрочем, самого этого автотранспорта повстречал не так уж и много. По крайней мере, в этот день. В нескольких километрах за деревней свернул в подлесок, так как уже наступил вечер. Вечером я считал время после девятнадцати часов, хотя в этот летний месяц ещё пару часов довольно светло. До наступления полной темноты можно проехать весьма большой отрезок пути, но отдых нужен. Как всегда расположился так, чтобы меня не заметили со стороны шоссе или населённого пункта. Поставил палатку, приготовил ужин. С удовольствием выпил кружку горячего чая. За этот день добавил в свою копилку пройденного расстояния примерно сто десять  километров. Не совсем тот результат, что планировал на этот день, но вполне ожидаемый, если брать в расчёт, что определённое количество времени   пришлось потратить во Владимире и в Суздале, о чём я, впрочем, совершенно не жалею.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.