Глава 3. Мещёрский заповедник. Тума, Гусь-Хрустальный. История русского стекла. Вынужденная остановка. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 3. Мещёрский заповедник. Тума, Гусь-Хрустальный. История русского стекла. Вынужденная остановка.

2020-04-01 163
Глава 3. Мещёрский заповедник. Тума, Гусь-Хрустальный. История русского стекла. Вынужденная остановка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Следующие сутки. Утром, проснувшись в семь часов, позволил себе поваляться двадцать минут, после чего приготовил быстрый завтрак, состоящий из мятой картошки с рыбными консервами и чая. Вместо сахара почти всегда использовал конфеты. В этот раз поступил так же. Сбор в дорогу занял минут тридцать. Закрепил свой походный скарб на багажнике, осмотрел место ночёвки, чтобы ничего не оставить, и вышел на шоссе. Прежде чем тронуться с места, направил своей дорогой сестре Александре по мобильному телефону SМS со стандартным сообщением: «У меня всё нормально». Мы договорились, что подобным образом буду регулярно поддерживать  с ней связь, и два  раза в сутки- утром и вечером- она будет получать  это сообщение, иначе по возвращении домой мне не избежать крупного скандала. С чувством исполненного долга покатил вперёд. В первом же населенном пункте- деревне Деево- заглянул в сельский магазин. Понравился большой выбор фруктовых и овощных соков, различных плодово-ягодных  прохладительных напитков, газированной воды. Купил полуторалитровую бутылку кока-колы, а на вечер взял баночку рыбных консервов. Кстати, такие вот магазинчики нередко становятся центром общественной жизни в  отдалённых и глухих деревушках, где люди узнают всевозможные новости не только о жизни соседей, но и о своей тоже. Местность немного изменилась: лес по сторонам не стоял уже такой  плотной стеной, как раньше, среди хвойных деревьев всё больше стало появляться представителей лиственных пород, изредка мелькали в стороне небольшие озерки и болотца, заросшие высокой травой, ивняком и осокой. Советский писатель К. Паустовский, который очень любил эти края, писал: «В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы». Наберусь смелости и добавлю, что истинная красота никогда не требует дополнительного макияжа, внешних эффектов. Она самодостаточна и действует подсознательно на человека, воспитывая его ежечасно, ежеминутно на любовь к своей стране, к своим близким. Результат такого воспитания проявляется не сразу, но стоит уехать куда-нибудь далеко и надолго из родных мест, появляется, например, такое всем известное чувство, как ностальгия- особое состояние души, когда вновь хочется переступить порог отчего дома, увидеть родные лица, родную природу- незаметную, неброскую. Ну вот! Чего-то я разумничался. Наверное, начинаю стареть. Пора прекращать свои занятия по моральному и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, а то до добра не доведут эти мои размышления- расплачусь от умиления к самому себе. Хотя с другой стороны, философия- это наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра… Ну всё, хватит с меня лишних рассуждений!.. Впереди много интересного.

    На этот день больших планов для себя не стал строить. В список наиболее значимых населенных пунктов, отмеченных мной на карте, вошли посёлок Тума и город Гусь-Хрустальный. До Тумы - двадцать пять километров по Егорьевскому шоссе (Р-105), до Гусь-Хрустального- восемьдесят пять километров. Загруженность трассы оказалась невысокой. Изредка придерживал вправо, когда слышал сзади шум приближающегося автомобиля. При движении в основном использовал средние трансмиссионные звёздочки велосипеда. Если случались лёгкие подъёмы или спуски, задействовал соседние, при этом переключение передач происходило легко и чётко. Цепь с начала поездки ни разу не соскакивала с ведущей звёздочки, другие неисправности также пока ничем себя не проявляли. Иногда останавливался, чтобы сделать пару глотков воды, проверить и поправить крепление багажа, а также, отрешившись от всего, минут пятнадцать с закрытыми глазами полежать на траве, изредка отмахиваясь от надоедливой мошкары. Миновал Верею, Верещугино. Ближе к Туме движение автотранспорта увеличилось и мне пришлась быть более внимательным, чтобы не создать аварийную ситуацию. Вдобавок к этому, при въезде в посёлок асфальт во многих местах оказался сильно повреждён, дорожная разметка отсутствовала, отчётливо проявлялась колейность дороги.

    Посёлок Тума расположен на севере Рязанской области. Необычное название пришло из финно-угорских языков и переводится как «непроходимый лес, глухомань». Главной достопримечательностью поселка Тума является Троицкая церковь, построенная в первой половине XIX века. В Туме расположена компрессорная станция линии газопровода Нижний Новгород-Центр. Многие предприятия не работают, так что о том, как и на что живёт народ, можно только догадываться. Ситуация, к сожалению, типичная для большинства малых городов и посёлков нашей необъятной Родины.

 В Туме решил приобрести новые велоперчатки взамен  потерянных. Перчатки, по всей вероятности, оставил в траве во время очередной остановки,  а без них возрастает нагрузка на кистевой сустав из-за микровибраций, передающихся от переднего колеса на руль при езде по мелким ямкам и кочкам. Возможно, именно микровибрации стали  причиной временной потери чувствительности некоторых пальцев после одной длительной поездки. Восстановился я только через неделю. Правда, катался я тогда на обычном дорожном «Аисте» производства Минского мото-вело завода, который, надо отдать ему должное, до настоящего времени служит мне верой и правдой уже больше двадцати  лет. Передних амортизаторов, как у современны моделей, он не имел. Но лучше не рисковать. К сожалению, перчаток в продаже не оказалось. В Туме задержался минут на двадцать. Этого времени мне вполне хватило, чтобы физически восстановиться. Напротив продовольственного магазина, стоящего у  развилки дорог Р-105 (направление на Гусь-Железный и в город Касимов) и Р-73, повернул на север, в сторону города Гусь-Хрустальный. При выезде из посёлка на протяжении двух-трёх километров состояние дорожного покрытия совершенно отвратительное: много глубоких выбоин, поперечных трещин в асфальте. Боялся, как бы не повредить колёса и не подхватить «восьмёрку». Пришлось ехать зигзагами, от одной обочины до другой, то и дело объезжая разного рода неровности. Хорошо, что автомобильное движение практически отсутствовало, но, как говорится, «ушки держал на макушке». Как только улавливал отдалённый звук приближающегося автомобиля, сразу сворачивал на обочину, так как водители проделывали такие же выкрутасы, как и я. Эх, дороги! Эх, Россия, пыль да …. Но не всё так плохо. Ради справедливости замечу, что подобных участков различной протяженности с некачественным асфальтом на моём пути встречалось немного. Менее чем через час после того как выехал из Тумы, я уже стоял у стеллы Владимирской области, означавшую для меня, что покидаю Рязанский край. Через семь километров, подъезжая к посёлку  Великодворский, поднялся на автомобильный мост через железную дорогу и затем, почти не нажимая на педали, некоторое время катился с довольно крутого и длинного косогора, набрав очень приличную скорость. Рабочий посёлок Великодворский обязан своему существованию местному стекольному заводу. Русский промышленник   С. А. Мальцов в 1817 году  приобрёл тогда ещё стекольную фабрику у гвардии поручика Н.А. Бахметьева. Имеется железнодорожная станция на линии Владимир-Тумская. В посёлке запруда на реке  Дандур (приток Гуся). Из достопримечательностей можно отметить церковь Елисаветы, строительство которой началось в 1875 году и продолжалось пять лет. Жилая застройка в основном одноэтажная, большинство домов деревянные- по крайней мере там, где я проезжал. Данный населённый пункт, расположенный в очень живописном месте, в низине, окружённой со всех сторон лесом,  я скорей назвал бы большим селом. При выезде из посёлка мне пришлось сойти с велосипеда. Каким лёгким был спуск к нему, таким тяжёлым оказался и подъём с другой его стороны. Две местные жительницы на обочине дороги торговали дарами леса, о чём говорили стоявшие рядом с ними  плетёные корзинки с грибами и несколько  стеклянных банок с черникой и голубикой.  Хоть какая-то прибавка к пенсии. До Гусь- Хрустального мне оставалось проехать сорок два километра. Исходя из средней скорости в пятнадцать  километров  в час, рассчитывал преодолеть это расстояние за три  часа. Слово «преодолеть» здесь не совсем уместно, так как крутил педали с большим удовольствием, особенно когда дорога шла под уклон или была идеально ровной, словно проложена по местности с использованием огромного строительного уровня. Однако приходилось и потрудиться, когда взбирался на очередной холм, с которого автотрасса просматривалась  достаточно далеко вдаль. Отсюда возникало чёткое понимание перспективы. Такое ощущение, что лес по сторонам дороги стремится к одной точке, но по мере моего продвижения вперёд как бы расступается, доброжелательно позволяя продолжить путешествие. Раза два останавливался на кратковременный отдых, заметив в стороне- между деревьями- симпатичные деревянные беседки, окрашенные в яркие цвета, построенные добрыми руками и с большой любовью    из подручного лесного материала. Такие лесные теремки украшают лес, являются очень удобным местом для короткой передышки, где грибники, пешие туристы  и автолюбители могут с известным комфортом перекусить, а иногда и временно укрыться   от непогоды. Пару раз  съезжал на обочину, клал  вещмешок под голову и позволял себе минут десять насладиться  полным  покоем, распластавшись всем телом на траве, раскинув руки в стороны и прикрыв глаза. Не доходя примерно полутора километров до  Гусь- Хрустального, шоссе Р-73 меняет   направление, давая возможность транзитному автотранспорту объехать город стороной. Я не стал сворачивать вправо на окружную автодорогу и направился  прямо. Своим образованием город обязан стекольному производству, которое здесь, на реке Гусь, организовали купцы Мальцовы в 1756 году, после того как в 1754 году  вышел Сенатский указ  о запрете  строить стекольные заводы в  Москве и Подмосковье в связи с вырубками лесов. Одному из них, Акиму Мальцову, в городе поставлен памятник. После 1831 года  другой представитель рода- Иван Мальцов- организовал производство хрусталя, в том числе цветного. Кстати, стеклоделие в России развилось в IX - Х веках, имеет славную и интересную историю, которой мы можем гордиться. Русские мастера овладели этим искусством раньше, чем в большинстве стран Западной Европы. Большое развитие производство стекла, стеклянных изделий получило в начале XIX века. Одно из самых известных производств и расположено в Гусь-Хрустальном, который считается столицей русского стеклоделия.

  В городе имеется музей стекла, расположенный в здании Георгиевского собора, который сам по себе является яркой достопримечательностью. При входе в музей можно увидеть стеклянный букет, с которым связана одна из городских легенд: «Полтора века назад работал на заводе мастер-стеклодув Разумей Васильев из семьи потомственных стеклоделов. Зимой у него тяжело заболела маленькая дочка и в бреду просила принести ей цветочков из леса. Ночью мастер вернулся на завод и из остатков цветного стекла изготовил стеклянный букет сказочной красоты. Вернувшись домой, он поставил букет на окно. Утром девочка проснулась, увидела, как солнце играет на стеклянных цветах и обрадовалась. Она не могла насмотреться на цветы и в конце концов поправилась» (Черняк Л.М. «Из истории стекла»). К сожалению, я не планировал побывать в музее и посмотреть уникальные работы русских мастеров. Сейчас, ознакомившись более подробно с историей города, с историей русского стекла, очень жалею об этом! Надо сказать, что бывая проездом в старинных русских городах, видя множество архитектурных, культурных и исторических достопримечательностей, всегда невольно испытываю досаду оттого, что физически нельзя осмотреть всё разом и в один момент, даже если это очень хочется сделать. Небезызвестный Козьма Прутков как-то заметил (104-й афоризм из его собраний мудрых мыслей): «Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!». Но вернусь назад! Преодолев лёгкий подъём при въезде в город, почему-то вспомнил про утерянные велоперчатки и решил вновь попытаться найти им замену. Случайный прохожий показал примерное направление, куда мне необходимо ехать, и через пять минут я очутился на улице  Мезиновская, д. 16, где на первом этаже разместился охотничий магазин «Витязь». Но опять не повезло. Перчаток там не оказалось, впрочем, как и всего остального, что связано с велосипедами. Попытался выяснить у продавца, вышедшего покурить на крыльцо, другой адрес, но ничего внятного не услышал. Стоявшие рядом двое парней, видимо его знакомые, заинтересовались висевшим у меня на ремне ножом. Разговорились. Не без гордости пояснил им, откуда родом и куда путь держу. Новые знакомые пожелали мне удачи. Мы расстались добрыми друзьями, после чего я продолжил свой путь. Не сейчас, так позже, всё же надеялся приобрести такой важный для меня элемент походной экипировки. Понадеявшись на свою память, свернул в сторону от главной дороги и лишь немного спустя понял, что ошибся. Характерный внешний вид окружавших меня жилых одноэтажных строений за глухими двухметровыми заборами, наличие приусадебных участков и ряд других деталей навели меня на мысль, что нахожусь где-то на окраине, и центр города явно не за ближайшим углом. Возвращаться назад не хотелось. Пришлось сойти с велосипеда и, обходя глубокие рытвины и кучи песка у частных дворов, искать того, кто бы мог помочь сориентироваться на местности. Вскоре встретился с одним из здешних жителей- пожилым мужчиной в запылённой кепке на голове и в резиновых сапогах, заляпанных глиной. В руках старик нёс помятое ведро со строительным мусором. Обратился к нему. Не останавливаясь, дед немного замедлил шаг, подумал секунду   и лениво махнул свободной рукой назад, указывая на дом с красной крышей. Пояснил, что за ним следует повернуть вправо. Не сразу, с потерей времени, но мне всё-таки удалось попасть на одну из центральных улиц. Город во-многом сохранил свой исторический облик, характерный для  конца XIX – начала XX века. Старинные одноэтажные и двухэтажные постройки разных архитектурных стилей и направлений не создавали чётко выраженного контраста с современными зданиями. Впрочем, последнее объяснялось тем, что ярких примеров современного градостроительства в Гусь-Хрустальном не увидел, за исключением торговых центров. Но к зодчеству это не имеет никакого отношения. Понравилось, что в городе значительное количество зелёных насаждений, а также то, что на улицах и во дворах домов много красивых клумб и цветников. Несмотря на это, чувствуется, что городу не хватает такого внимания и заботы, которого он по праву заслужил. Обидно, что не всегда умеем показать себя с лучшей стороны, не находим желания своевременно навести порядок в своей квартире, чтобы гости составили о нас определённое мнение. Есть такая пословица, актуальная во все времена: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». В Гусь-Хрустальный приезжает много туристов, в том числе иностранных, которые потом будут делиться первыми впечатлениями об увиденном. А первые впечатления всегда самые яркие. Двигаясь  по Интернациональной улице, которая довела меня до окраины города и  вывела на трассу Р-73, я миновал базу отдыха (Туркомплекс «Хрустальный»), расположившуюся  в сосновом бору.

   Теперь мой путь лежал в город Владимир, до которого было немногим более шестидесяти километров. Жара продолжала испытывать меня на прочность. Через каждые тридцать-сорок минут  останавливался и доставал фляжку с водой. Жадно делал несколько глотков и снова начинал крутить педали своей двухколёсной машины. Лес по- прежнему со всех сторон обступал автомобильную трассу. При желании можно было легко укрыться от солнечных лучей в тени ближайших деревьев, но я не поддавался соблазну, чувствовал,  что силы ещё есть. На одном из отрезков пути пришлось слезть с велосипеда и почти пятьсот метров идти пешком, так как встретившийся на пути подъём оказался довольно затяжным.

 До сего дня в памяти остался неповторимый запах нетронутого леса, состоящий из множества тонких и нежных ароматов сосновой смолы, еловой хвои, дикого разнотравья, ягод и полевых цветов с ближайшей опушки. Мне кажется, что даже шишки имели свой аромат.

 Автотранспорта на шоссе  по-прежнему немного. Миновал Бабино, Вашутино, за деревенькой Арсамаки пересёк железнодорожную ветку. 

  Что бросилось в глаза, так это огромные заросли борщевика, которые буквально в отдельных деревнях заполонили скотные дворы, пустоши, обочины дорог. Это растение семейства зонтичных достигает высоты  трёх метров и очень плодовито. Якобы виновником в распространении борщевика является И.В. Сталин, прослышавший, что в Северной Америке он является ценной кормовой культурой. Так это или нет, точно не знаю, но это одна из версий. Через несколько лет после Великой Отечественной войны борщевик стали разводить повсеместно, чтобы решить проблему корма для скота. Как силосная культура, он себя изжил, но до сих пор вывести его не удаётся. А мне кажется, просто ни у кого нет желания всерьёз заниматься этой проблемой, хотя борщевик ядовит: сок этого растения содержит фурокумарин, который очень ядовит. При попадании на кожу человека, под влиянием солнечных лучей возникает ожог. Я об этом знал, поэтому и близко не подходил к этому зловредному растению.

 Проехал Лобаново, Жарки. Спустя полчаса после того, как последняя деревня осталась за спиной, при спуске с пологого холма понял, что у меня появилась проблема: велосипед перестал катиться. При этом возник характерный шорох в районе переднего колеса. Остановился в низине и сразу определил причину- спустило велосипедную камеру. Делать нечего, надо искать место для привала. Пройдя вперёд метров сто-сто пятьдесят, вновь поднялся наверх и осмотрелся. Справа, за лесопосадками, напротив автобусной остановки, заметил что-то вроде подлеска, а проще говоря- заброшенное поле или луг, на котором уже начал произрастать кустарник. Посчитал это удачей, так как до этого лес по обеим сторонам дороги стоял сплошной стеной. Свернул с проезжей части на грунтовую дорогу, которая вела то ли в деревню, то ли в дачный посёлок: далеко впереди смог различить    крыши домов. Сошел с грунтовки и с трудом перетащил своего двухколёсного коня через придорожную канаву, нацепив при этом на верхнюю одежду огромное количество колючек репейника. Шоссе оказалось слева от меня. По высокой траве, которая постоянно путалась под ногами, велосипед пришлось не то чтобы вести, а просто тащить, но мне хотелось как можно скорее найти безопасное место для ночёвки. Наконец определился с местом, где можно поставить палатку. Со стороны автобусной остановки заметить меня было совершенно невозможно из-за густого кустарника, а со стороны грунтовой дороги и населённого пункта- тем более, так как я оказался в неприметной низине с высокой луговой травой. Очень важно, что выбранное место оказалось по крайней мере сухим, где мало комаров или они полностью отсутствуют. По известной причине терпеть не могу этих надоедливых насекомых. Сняв с багажника «Мериды» свою поклажу, сразу установил палатку. Закинул внутрь видеокамеру, фотоаппарат и другие наиболее важные для меня вещи, чтобы не искать их потом утром в густой   траве. Перевернул «Мериду»   «рогами» вниз и, сняв переднее колесо, не спеша занялся его разбортировкой. На эту процедуру ушло совсем немного времени.      

    Запасная камера у меня имелась, так что вся работа по её установке вместе с шиной на металлический обод заняла буквально пятнадцать минут. Когда начал накачивать колесо, неожиданно вышел из строя насос. Посчитал это значительно большей проблемой, чем прокол камеры, так как отремонтировать его в полевых условиях не представлялось возможным в связи с поломкой пластмассовой детали. Он начал пропускать воздух, что не позволяло накачать камеру до определённого давления. Хорошо, что догадался взять с собой в поездку маленький тюбик клея «Супер-Момент», с помощью которого и попытался, хотя бы на время, отремонтировать насос. Насос работал плохо, но другого у меня на данный момент не было. Давление воздуха в колесе с большим трудом, но довёл до нормы. Поставил заплатку на пробитую велокамеру, но так как она   особенная, со специальным гелем внутри (который, впрочем, не помог от прокола), заплатка отвалилась.  Данный факт я с огорчением констатировал чуть позже, когда проверил камеру под давлением. Сергей Котов предупреждал, что подобные камеры не ремонтируются, но самому захотелось в этом убедиться. В дальнейшем аналогичную продукцию не использовал.

    Закончив ремонтные работы, занялся приготовлением ужина, так как уже хотелось есть. Приготовление ужина заняло минут десять. В вещмешке находились две банки тушёнки. Одну из них открыл ножом и поставил на горелку, чтобы подогреть. Тушенка- это замечательное достижение человеческой мысли, за которую её изобретателю надо дать Нобелевскую премию. Она постоянно выручала и выручает меня во всех путешествиях. Особенный вкус этот продукт приобретает на природе, после тяжелой физической нагрузки! Хотя, конечно, кому что нравится. Сытый и довольный  забрался в палатку и лёг спать. Подытоживая, скажу, что день выдался неплохим, несмотря на вынужденную остановку из-за досадной технической неисправности по его завершении.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.