Работа со словарно-справочной литературой — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Работа со словарно-справочной литературой

2020-04-01 169
Работа со словарно-справочной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Словарь - это собрание слов и устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями, переводом на другие языки. Словари выполняют информативную, коммуникативную и нормативную функции, вот почему развитие навыков работы со словарно-справочными изданиями - важный этап подготовки бакалавра и специалиста. В процессе изучения дисциплины «Речевая коммуникация» студенты в ходе самостоятельной подготовки знакомятся с типами словарей:

1) орфографический словарь (содержит перечень слов в их нормативном написании),

    2) орфоэпический словарь (указывает на нормативное произношение слов),

    3) словарь грамматических трудностей русского языка (объясняют трудные случаи различения слов с близкими значениями; новым словоупотреблением, часто встречающимся в газете, а также трудности, обусловленные наличием вариантных грамматических форм и синтаксической сочетаемостью),

    4) фразеологический словарь (фиксируются фразеологизмы, толкуется

их значение. Кроме этого, могут приводиться различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы и антонимы, даваться сведения о  происхождении фразеологизмов, примеры из русской литературы, иллюстрирующие употребление фразеологизмов в речи),

    5) словарь антонимов (фиксируются и объясняются слова с противоположными лексическими значениями),

    6) словарь синонимов (описывают слова, разные по звучанию и написанию, но тождественные или близкие по значению),

    7) толковый словарь (содержит слова, расположенные в алфавитном порядке, с кратким описанием того, что эти слова означают, с примерами их использования),

    8) толковый словарь иностранных слов (содержит слова иноязычного происхождения, более или менее специальные, и их объяснение),

    9) лингвокультурологический словарь ( включает в себя массив культурологической лексики того или иного языка, слова, которые наиболее ярко отражают культурные концепты «своей» и «чужой» культуры).

    Методические указания для работы со словарём. Чтобы уметь пользоваться словарями, нужно знать их тип и строение. При работе со словарем пользуйтесь правилом: основные свойства слова описываются в словарных статьях, расположенных в алфавитном порядке. Словарная статья состоит из следующих частей: во-первых, заглавное слово; во-вторых грамматические формы; в-третьих, толкование лексического значения слова / объяснение фразеологизма; в-четвёртых, примеры употребления этого слова в предложении или словосочетании; в-пятых, место ударения в слове или особенности его произношения / написания.

    Методические указания по составлению глоссария. Система научных знаний отражается в понятиях и категориях, поэтому знание терминологии является основополагающим при изучении теоретического материала учебных дисциплин и модулей. Терминологический словарь можно оформить по типу алфавитной записной книжки или отвести специальное место в рабочей тетради с указанием значения каждого термина и источника, откуда взято определение. При составлении терминологического словаря нужно придерживаться определенного образца оформления. Источниками информации при составлении терминологического словаря могут быть учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, в том числе электронные и интернет-источники. Некоторые специальные термины могут трактоваться по-разному, поэтому имеет смысл ознакомиться с определениями из разных источников.

    Алгоритм самостоятельной работы по составлению терминологического словаря (глоссария):

    1) внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме,

2) выпишите термины,

3) ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы,

4) найдите расшифровку терминов в одном из рекомендуемых источников,

5) запишите определение в терминологический словарь,

6) сравните расшифровку терминов в разных источниках,

7) дополните расшифровку терминов информацией, полученной из других источников.

7.3. Методические рекомендации по подготовке

К практическим занятиям

    Практические занятия представляют особую форму сочетания теории и практики. Их назначение – углубление проработки теоретического материала предмета путем регулярной и планомерной самостоятельной работы студентов на протяжении всего курса. Процесс подготовки к практическим занятиям включает изучение нормативных документов, обязательной и дополнительной литературы по рассматриваемому вопросу. Непосредственное проведение практического занятия предполагает:

    - индивидуальные выступления студентов с сообщениями по какому-либо вопросу изучаемой темы;

    - фронтальное обсуждение рассматриваемой проблемы, обобщения и выводы; решение задач и упражнений по образцу,

    - проектирование и моделирование разных видов и компонентов· профессиональной деятельности.

    - выполнение контрольных работ;

    - работу с тестами.

При подготовке к практическим занятиям студентам рекомендуется: внимательно ознакомиться с тематикой практического занятия; прочесть конспект лекции по теме, изучить рекомендованную литературу; составить краткий план ответа на каждый вопрос практического занятия; проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки; если встретятся незнакомые термины, обязательно обратиться к словарю и зафиксировать их в тетради. Все письменные задания выполнять в рабочей тетради. Практические занятия развивают у студентов навыки самостоятельной работы по решению конкретных задач.

    К интерактивным формам обучения при изучении дисциплины«Речевая коммуникация» относятся презентация, дискуссия, написание эссе и деловая (ролевая) игра (собеседование, деловые переговоры).

7.3.1. Методические указания по подготовке презентаций

    Презентация создается индивидуально или в группе. Презентацию удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 7 слайдов).

    Первый слайд обязательно должен содержать Ф.И.О. студента, название учебной дисциплины, тему презентации, Ф.И.О. преподавателя. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

    Стратегия первая: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

    - объем текста на слайде – не больше 7 строк;

    - маркированный / нумерованный список содержит не более 7 элементов;

    - отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

    - значимая информация выделяется с помощью цвета, начертания, эффектов анимации.

    Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

    Стратегия вторая: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

    - выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

    - использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения) с четким изображением.

    Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

    Последний слайд должен быть повторением первого. Это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика, либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

    Оформление презентации:

    - для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, размер для заголовков – не меньше 24 пунктов, для информации – не менее 18;

    - оформление слайдов не должно отвлекать от его содержания;

    - нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации;

    - для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды;

    - желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны;

    - в презентациях не принято ставить переносы в словах;

    -наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т.д.);

    - нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

    - рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

    - вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями);

    - табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18;

    - таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

    Образец презентации можно посмотреть на URL: http://www.myshared.ru/slide/889544/

 

7.3.2. Методические указания по подготовке дискуссии

    Дискуссия - обсуждение, помогающее компетентно обдумать проблему, активизировать размышление по определенному вопросу. В дискуссии важен как сам процесс обмена мнениями, так и достижение соглашения по определенному вопросу, разъяснение собственных взглядов и позиций других по проблеме, более глубокое понимание исторических событий, выявление их многовариантности, приобретаются умения занимать и отстаивать свою позицию или точку зрения.

    Дискуссионные роли: 1) ведущий (модератор) - он организует процесс обсуждения, следит за соблюдением правил, обращает внимание на наиболее важные моменты и ключевые мысли (в некоторых дискуссиях ведущий не высказывает собственного мнения, а только дает возможность высказаться всем желающим); 2) хранитель времени (следит за тем, насколько эффективно участники обсуждения используют время, предупреждает, когда следует переходить к подведению итогов); 3) критик или скептик (сомневающийся, пытается расшевелить дискуссию, заострить проблему, защищает противоположную позицию); 4) эксперт (наблюдатель, исследователь); 5) репортер (записывает основное).

    Критерии оценивания участия в дискуссии (один из возможных вариантов): 1) точность аргументов (использование причинно-следственных связей); 2) четкая формулировка аргументов и контраргументов; 3) доступность (понятность) изложения; 4) логичность (соответствие контраргументов высказанным аргументам); 5) корректность используемой терминологии с научной точки зрения (правдивость, достоверность, точность определений); 6) удачная подача материала (эмоциональность, иллюстративность, убедительность); 7) отделение фактов от субъективных мнений; 8) использование примеров (аргументированность); 9) видение сути проблемы; 10) умение ориентироваться в меняющейся ситуации; 11) корректность по отношению к оппоненту (толерантность, уважение других взглядов, отсутствие личностных нападок, отказ от стереотипов, разжигающих рознь и неприязнь).

Дискуссионные стратегии


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.