Структура аннотации и принципы её составления — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Структура аннотации и принципы её составления

2020-04-01 210
Структура аннотации и принципы её составления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речевая коммуникация

Учебно-методическое пособие

для организации самостоятельной работы

(для всех направлений подготовки бакалавриата)

Уфа

Издательство УГНТУ

2018

 

       Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов всех форм и направлений подготовки бакалавриата. Изложены цели и задачи дисциплины «Речевая коммуникация», требования к уровню освоения её содержания, указаны образовательные технологии, трудоёмкость дисциплины для всех форм обучения и комплекс учебно-методической литературы, перечислены темы, рекомендуемые для самостоятельной работы студентов, и формы их контроля, даны задания контрольной работы и методические указания к её выполнению (для заочной формы обучения).

Составитель Кобякова Т.И., доц., канд. пед. наук

 

Рецензенты: Сунцова Н.Л., доц., канд. филол. наук

                 Анохина С.З., доц., канд. филол. наук

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................................4

1. Цель и задачи дисциплины...................................................................4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины................5

3. Трудоёмкость дисциплины....................................................................8

4. Образовательные технологии и виды работы со студентами............9

5. Комплекс учебно-методической литературы.....................................10

6. Содержание дисциплины (модуля).....................................................10

7. Методические рекомендации по выполнению

основных видов самостоятельной работы..........................................14

7.1. Составление текстов.......................................................................17

7.2. Работа со словарно-справочной литературой..............................37

7.3. Методические рекомендации по подготовке

к практическим занятиям......................................................................38

8. Методические указания для выполнения

контрольной работы (заочная форма обучения).................................52

9. Методические рекомендации по подготовке к зачету.......................74

Список литературы..................................................................................77

Введение

Современный образовательный процесс предполагает формирование лингвистической и коммуникативной компетенции профессиональной языковой личности. Этой цели служит утверждённый в государственных учебных стандартах для всех направлений подготовки бакалавриата курс «Речевая коммуникация», изучение которого в техническом вузе рассчитано на один семестр (всего 72 часа, 2 зачётные единицы). Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Речевая коммуникация». Цель написания: 1) пояснить разделы, темы и вопросы курса, указывать на род деятельности, а также характер действий при выполнении определенного задания; 2) оказать содействие студенту в овладении средствами самостоятельного, методически правильного использования методов познания в области теории речевой коммуникации.

 

1. Цель и задачи дисциплины

Изучение дисциплины «Речевая коммуникация» направлено на развитие навыков речевой коммуникации, критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать и отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Задачами освоения дисциплины являются:

1) формирование системного представления об основных понятиях коммуникативной речевой деятельности,

2) систематизация знаний о механизме речи, функциональных стилях языка,

3) расширение знаний о нормах культуры речи (на примере русского языка),

4) совершенствование навыков всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание и говорение),

5) формирование навыков коммуникативной компетенции,

6) развитие способности к самообразованию в области речевой деятельности.

Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями правильного и уместного использования языковых средств в процессе речевого общения в различных сферах (в первую очередь, учебно-профессиональной, профессиональной, деловой).

Программа разработана с учетом положений, зафиксированных в современных документах по модернизации высшего образования:

• владение навыками речевой коммуникации является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе;

• изучение дисциплины строится на междисциплинарной интегративной основе;

• обучение направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов.

• повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;

• развитие когнитивных и исследовательских умений;

• развитие информационной культуры;

• расширение кругозора и повышение общей и речевой культуры студентов;

• воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.

В основе процесса обучения лежат следующие лингводидактические принципы:

•принцип культурной и педагогической целесообразности,

•принцип коммуникативной направленности,

•принцип интегративности,

•принцип нелинейности,

•принцип автономии студентов.

Данные принципы реализуются через: функционально-тематический отбор учебных материалов, взаимосвязь и взаимозависимость видов речевой деятельности, преобладающую роль коммуникативных заданий, стимулирование самостоятельной работы студентов, развитие и совершенствование социокультурной и лингвокультуроведческой составляющих в профессионально ориентированной подготовке студентов.

 

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

    Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Речевая коммуникация», определены программой соответствующего направления подготовки бакалавриата. Планируемые уровни сформированности компетенции обучающихся по дисциплине «Речевая коммуникация» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформиро-ванности компе-тенций Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
Низкий Знает: - в полном объеме грамматику, орфографию и стилистику русского языка, - нормы литературного русского языка, основами профессионального и академического этикета Умеет: - осуществлять устную и письменную коммуникацию на русском языке, - применять стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи Общее знание программного материала, способность выполнять задания по программе курса дисциплины «Речевая коммуникация», усвоение литературы, рекомендованной программой обучения, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей учебы
Средний Знает: - в полном объеме грамматику, орфографию и стилистику русского языка, - нормы литературного русского языка, основами профессионального и академического этикета - лингвистические и психологические основы эффективной межкультурной и деловой коммуникации, - правила построения научных и деловых текстов, - основные принципы и методы библиографии Умеет: - осуществлять устную и письменную коммуникацию на русском языке, - применять стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи), - составлять библиографические списки к текстам научного стиля; Владеет: - культурой мышления и речи, в том числе тактиками и стратегиями речевой коммуникации, основами профессионального и академического этикета, - навыками библиографического описания, аннотирования, реферирования научных текстов Знание программного материала, умение свободно выполнять задания по программе курса дисциплины «Речевая коммуникация», усвоение литературы, рекомендованной программой обучения, проявление творческих способностей в понимании, изложении и применении учебного материала или способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей учебы
Высокий Знает: - в полном объеме грамматику, орфографию и стилистику русского языка, - нормы литературного русского языка, основами профессионального и академического этикета - лингвистические и психологические основы эффективной межкультурной и деловой коммуникации, - правила построения научных и деловых текстов, - основные принципы и методы библиографии Умеет: - осуществлять устную и письменную коммуникацию на русском языке, - применять стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи) - продуцировать суждения, логически связывать их друг с другом, правильно строить на их основе монологические и диалогические тексты на профессиональные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения; - четко формулировать результаты исследований, - составлять библиографические списки к текстам научного стиля Владеет: - культурой мышления и речи, в том числе тактиками и стратегиями речевой коммуникации, основами профессионального и академического этикета, - способностью к порождению критических и оценивающих суждений о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, этических аспектов; нормами научного стиля литературного языка, - навыками библиографического описания, аннотирования, реферирования научных текстов; - методикой поиска информации, навыками самостоятельной работы с информационными и библиографическими источниками по конкретной тематике Всестороннее и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания по программе курса дисциплины «Речевая коммуникация», усвоение литературы, рекомендованной программой обучения, проявление творческих способностей в понимании, изложении и применении учебного материала или способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей учебы

 

3. Трудоёмкость дисциплины

    Курс дисциплины "Речевая коммуникация" входит в программу модульного обучения и является базовой или вариативной частью первого блока (Блок 1) в зависимости от направления подготовки бакалавриата, что соответственно отражено в образовательных программах.

    Программа изучения курса рассчитана на один семестр. Трудоёмкость дисциплины в зависимости от формы обучения «Речевая коммуникация» представлена в таблицах 2, 3, 4:

1) очная форма обучения

Таблица 2

Семестр

Трудоемкость дисциплины

Вид

промежуточной

аттестации

Зачетные единицы

Часы

Общая

В том числе

контактная СРО
2 2 72 34 36 зачёт (2 ч)
ИТОГО 2 72 34 36 2

 

    2) очно-заочная форма обучения

Таблица 3

Семестр

Трудоемкость дисциплины

Вид

промежуточной

аттестации

Зачетные единицы

Часы

Общая

В том числе

контактная СРО
3 2 72 18 52 зачёт (2 ч)
ИТОГО 2 72 18 52 2

3) заочная форма обучения

Таблица 4

Семестр

Трудоемкость дисциплины

Вид

промежуточной

аттестации

Зачетные единицы

Часы

Общая

В том числе

контактная СРО
3 2 72 8 62 зачёт (2 ч)
ИТОГО 2 72 8 62 2

 

4. Образовательные технологии и виды работы со студентами

    В процессе обучения используются следующие образовательные технологии:

- работа в команде (совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общих задач путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности);

- игра (ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функции специалистов на различных рабочих местах);

- проблемное обучение (стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы);

- контекстное обучение (мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знаниям и его применением);

- обучение на основе опыта (активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения).

- монологическое высказывание (доклад) по теме, написание письма на заданную тему, работа в малых группах с последующим обсуждением темы, обобщение проработанного материала, обмен репликами и вопросами, диалог, тестирование, представление презентации).

    В рамках изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов. Эта форма обучения содействует активизации познавательной деятельности студентов, развитию творческого отношения к учебной деятельности, формированию навыков самостоятельного творческого труда, умению решать профессиональные задачи, формированию потребности к непрерывному самообразованию, совершенствованию знаний и умений, расширению кругозора, приобретению опыта планирования и организации рабочего времени, выработке умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, обеспечению ритмичной и качественной работы студентов в течение учебного года. В процессе изучения дисциплины «Речевая коммуникация» в самостоятельную работу входит усвоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий, рефератов, работа с учебниками, иной учебной и учебно-методической литературой, написание контрольной работы (для заочной формы обучения); подготовка к текущему контролю успеваемости, к зачету).

           

5. Комплекс учебно-методической литературы

Основная литература

    1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: Учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=492125.

    2. Яшин, Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций: учебное пособие / Б.Л. Яшин. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 243 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429211.

    3. Абрахманова, З.Р. Речевая коммуникация: Рекомендовано УМС УГАЭС в качестве учебного пособия. – Уфа: УГАЭС, 2011. – 76 с.

Дополнительная литература

       4. Каверин Б.И., Ораторское искусство: учебное пособие / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 255 с. URL:http://biblioclub.ru/index.php?pade=book&id=11443.

    5. Русский язык и культура речи: учебное пособие / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. URL:http://biblioclub.ru/index.php?pade=book&id=117759.

    6. Кобякова, Т.И. Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты): Справочник-практикум / Т.И. Кобякова; УГНТУ. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2016. – 184 с.

5.1. Современные профессиональные базы данных и информационных справочных систем, рекомендуемых для освоения дисциплины (модуля):

Таблица 5

Названия современных профессиональных баз данных и информационных справочных систем, рекомендуемых для освоения дисциплины Ссылки на официальные сайты
Elibrary.ru http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека – каталог (монографии, диссертации, конспекты лекций, учебники). http://eup.ru
YouTube - видеохостинговая компания, предоставляющая пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. https://www.youtube.com/

6. Содержание дисциплины (модуля)

Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Речевая коммуникация» и предусматривает изучение следующих разделов:

    1. Речевая коммуникация: основные понятия

    2. Разновидности национального языка

    3. Характеристика норм современного русского литературного языка

    4. Мастерство публичного выступления

6.1. Перечень тем, рекомендуемых для самостоятельной работы студентов

Очная форма обучения

    Раздел 1. Речевая коммуникация: основные понятия (6 часов)

1. Речевая деятельность (чтение – письмо; говорение – слушание). Усовершенствование навыков речевой деятельности.

2. Факторы, мешающие речевой коммуникации.

3. Коммуникативные качества речи.

4. Вербальная и невербальная коммуникация. Основные формы и способы невербальной коммуникации.

5. Повторяем орфографию: «Орфограммы в корне слова», «Правописание приставок».

Формы контроля: конспектирование, презентация, устная монологическая речь (доклад), диктант.

    Раздел 2. Разновидности национального языка (6 часов)

1. Основные жанры устного делового общения: совещание, собеседование, деловые переговоры и др.

2. Языковые формулы делового этикета.

3. Этика межкультурной вербально-невербальной коммуникации.

4. Правила оформления библиографических ссылок в работе (изучение ГОСТ-2003, 2008, 2011).

Формы контроля: конспектирование, дискуссия, составление научных и деловых текстов (аннотация, реферат-резюме, деловые письма), деловая игра (подготовить пакет документов для трудоустройства и разработать вопросы для соискателей (по направлению подготовки бакалавриата), деловая игра (составить диалоги деловой коммуникации по телефону), написание эссе.

    Раздел 3. Характеристика норм современного русского литературного языка (16 часов)

1. Историческое становление литературной нормы. Литературная норма, её разновидности.

2. Словарно-справочная ортологическая литература.

3. Повторяем орфографию: «Правописание сложных слов», «Правописание НЕ с разными частями речи», «Правописание Н / НН в разных частях речи», «Правописание производных предлогов», «Правописание наречий».

4. Повторяем пунктуацию: «Знаки препинания в сложном предложении (трудные случаи)», «Обособление второстепенных членов предложения», «Обособление вводных конструкций».

Формы контроля: конспектирование, тестирование, реферат-обзор

    Раздел 4. Мастерство публичного выступления (1 ч)

1. Истоки отечественного красноречия.

2. Риторика и демагогия.

3. Социально-бытовое красноречие.

4. Основные этапы разработки речи (выступления): выбор темы, цель речи, предварительная оценка состава слушателей.

5. Повторяем пунктуацию: «Знаки препинания в сложном предложении (трудные случаи)», «Обособление второстепенных членов предложения», «Обособление вводных конструкций».

Формы контроля: конспектирование, доклад.

Очно-заочная форма обучения

    Раздел 1. Речевая коммуникация: основные понятия (14 часов)

1. Речевая деятельность (чтение – письмо; говорение – слушание). Усовершенствование навыков речевой деятельности.

2. Факторы, мешающие речевой коммуникации.

3. Коммуникативные качества речи.

4. Вербальная и невербальная коммуникация. Основные формы и способы невербальной коммуникации.

5. Законы речевой коммуникации. Общие принципы речевой коммуникации.

6. Коммуникативные стратегии и тактики, коммуникативные навыки.

7. Повторяем орфографию: «Орфограммы в корне слова», «Правописание приставок».

Формы контроля: конспектирование, презентация, устная монологическая речь (доклад), диктант.

    Раздел 2. Разновидности национального языка (10 часов)

1. Основные жанры устного делового общения: совещание, собеседование, деловые переговоры и др.

2. Языковые формулы делового этикета.

3. Этика межкультурной вербально-невербальной коммуникации.

4. Правила оформления библиографических ссылок в работе (изучение ГОСТ-2003, 2008, 2011).

Формы контроля: конспектирование, дискуссия, составление научных и деловых текстов (аннотация, реферат-резюме, реферат-обзор, деловые письма), деловая игра (подготовить пакет документов для трудоустройства и разработать вопросы для соискателей (по направлению подготовки бакалавриата), деловая игра (составить диалоги деловых переговоров по телефону), написание эссе.

    Раздел 3. Характеристика норм современного русского литературного языка (14 часов)

1. Историческое становление литературной нормы. Литературная норма, её разновидности.

2. Словарно-справочная ортологическая литература.

3. Повторяем орфографию: «Правописание сложных слов», «Правописание НЕ с разными частями речи», «Правописание Н / НН в разных частях речи», «Правописание производных предлогов», «Правописание наречий».

4. Повторяем пунктуацию: «Знаки препинания в сложном предложении (трудные случаи)», «Обособление второстепенных членов предложения», «Обособление вводных конструкций».

Формы контроля: конспектирование, тестирование, реферат-обзор

    Раздел 4. Мастерство публичного выступления (14 часов)

1. Истоки отечественного красноречия.

2. Риторика и демагогия.

3. Социально-бытовое красноречие.

4. Основные этапы разработки речи (выступления): выбор темы, цель речи, предварительная оценка состава слушателей.

5. Повторяем пунктуацию: «Знаки препинания в сложном предложении (трудные случаи)», «Обособление второстепенных членов предложения», «Обособление вводных конструкций».

Формы контроля: конспектирование, доклад.

Заочная форма обучения

    Раздел 1. Речевая коммуникация: основные понятия (6 часов)

1. Речевая деятельность (чтение – письмо; говорение – слушание). Усовершенствование навыков речевой деятельности.

2. Факторы, мешающие речевой коммуникации.

3. Коммуникативные качества речи.

4. Вербальная и невербальная коммуникация. Основные формы и способы невербальной коммуникации.

5. Законы речевой коммуникации. Общие принципы речевой коммуникации.

6. Коммуникативные стратегии и тактики, коммуникативные навыки.

7. Повторяем орфографию: «Орфограммы в корне слова», «Правописание приставок».

Формы контроля: конспектирование, презентация, контрольная работа.

    Раздел 2. Разновидности национального языка (6 часов)

1. Основные жанры устного делового общения: совещание, собеседование, деловые переговоры и др.

2. Языковые формулы делового этикета.

3. Этика межкультурной вербально-невербальной коммуникации.

4. Правила оформления библиографических ссылок в работе (изучение ГОСТ-2003, 2008, 2011).

Формы контроля: конспектирование, контрольная работа.

    Раздел 3. Характеристика норм современного русского литературного языка (16 часов)

1. Историческое становление литературной нормы. Литературная норма, её разновидности.

2. Словарно-справочная литература.

3. Повторяем орфографию: «Правописание сложных слов», «Правописание НЕ с разными частями речи», «Правописание Н / НН в разных частях речи», «Правописание производных предлогов», «Правописание наречий».

4. Повторяем пунктуацию: «Знаки препинания в сложном предложении (трудные случаи)», «Обособление второстепенных членов предложения», «Обособление вводных конструкций».

Формы контроля: конспектирование, контрольная работа.

    Раздел 4. Мастерство публичного выступления (1 часов)

1. Истоки отечественного красноречия.

2. Риторика и демагогия.

3. Социально-бытовое красноречие.

4. Основные этапы разработки речи (выступления): выбор темы, цель речи, предварительная оценка состава слушателей.

5. Повторяем пунктуацию: «Знаки препинания в сложном предложении (трудные случаи)», «Обособление второстепенных членов предложения», «Обособление вводных конструкций».

Формы контроля: конспектирование, доклад.

7. Методические рекомендации по выполнению

основных видов самостоятельной работы

    Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения: во-первых, планирование, во-вторых, отбор материала, выносимого на самостоятельную работу, в-третьих, методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы, в-четвертых, постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

    Цель самостоятельной работы по дисциплине «Речевая коммуникация» заключается в систематизации и закреплении полученных теоретических знаний; углублении и расширении теоретических знаний; развитии познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности; формировании самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; в формирования представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладении культурой межнационального общения; в способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; в примененииполученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышении уровня речевой культуры,  орфографической и пунктуационной грамотности.

    Виды контроля внеаудиторной работы студента:

    − текущий, т.е. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, семинарских занятиях;

    − самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным работам;

    − итоговый по дисциплине в виде зачета.

    Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Речевая коммуникация» включает в себя следующие виды:

       - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.;

    - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц по систематизации учебного материала; аналитическая обработка текста (составление текстов разных жанров с учётом их стилистического и языкового своеобразия); подготовка сообщений к выступлению на практическом занятии; составление библиографических описаний, выполнение упражнений; составление глоссария (терминологического словаря).

     - для формирования умений: решение ситуационных и проблемных задач, подготовка к деловым играм и презентациям; подготовка оригинальных статей (проектов); подготовка к зачёту.

   

Составление текстов

Одним из основных видов самостоятельной работы является составление текстов, используемых человеком в разных сферах деятельности.

Текст как конкретный продукт (результат) речевой деятельности строится по абстрактным схемам, по обобщённым правилам и заключает в себе конкретный фрагмент речевой деятельности. Текст представляет собой целое: образующие его предложения связаны между собой. Согласно теории текста к текстовым категориям относятся:

    - информативность (данная категория выражена в жанрах повествования, рассуждения и описания. И.Р. Гальперин выделяет содержательно-фактуальную Сообщение о фактах, событиях, процессах), содержательно-концептуальную (авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами и событиями, т.е. авторская интерпретация), содержательно-подтекстовую (скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений и событий) категории;

    - когезия (сцепление) обеспечивает линейную связь частей текста с помощью языковых единиц разных уровней (местоимений, союзных слов и т.п.);

    - континуум (логическая, темпоральная (временная) и пространственная последовательность (динамика фактов, развертывающихся во времени и пространстве по особым правилам в зависимости от содержания и типов текста) и взаимосвязь сообщений в тексте);

    - связность и целостность (заключается в единстве темы – микротем, макротем и глобальной темы текста. Единство темы обеспечивается тождеством референции – соотношением слов с одним и тем же предметом изображения – и явлением импликации, основанной на ситуативных связях – наличие одних отображаемых предметов предполагает наличие и других, ситуативно с ними связанных. Смысловая целостность текста проявляется в единстве темы - смысловом ядре текста: каждое последующие предложение опирается в коммуникативной плане на предшествующие, в результате чего возникает рема - тематическая цепочка, имеющая конечный характер и определяющая смысловые границы текста как сложного синтаксического целого);

    - пресуппозиция (ситуативный фон, обеспечивающий восприятие и понимание текста, раскрывающий связи между высказываниями и основывающийся на на определённых предположениях семантики слов, словосочетаний и предложений, входящих в текст; это компонент смысла текста, являющийся предварительным знанием, необязательно выраженным словесно, без которого невозможно адекватно воспринять текст. Подобные предварительные знания называются фоновыми знаниями);

    - членимость (любой текст поддается разложению на элементы; по И.Р. Гальперину, существует два типа членения текста: а) объемно-прагматическое (абзац в прозаическом тексте и строфа и строка в стихотворном произведении), б) контекстно-вариативное (выделение основных форм речетворческих актов, таких как речь автора, представленная в описании, повествовании, рассуждении; чужая речь (речь персонажа), проявляющаяся в диалогах, монологах – в том числе внутреннем монологе – в виде прямой и косвенной речи, цитации; несобственно-прямая речь как подробный пересказ чужой речи «своими словами»));

    - автосемантия отрезков текста (по И.Р. Гальперину, «формы зависимости и относительной независимости отрезков текста по отношению к содержанию всего текста или его части» - сентенции, т.е. такие предложения внутри высказывания, которые, прерывая последовательность изложения фактов, событий, опи­саний, представляют собой некие обобщения, лишь косвенно (иногда очень отдаленно) связанные с этими фактами, событиями, описаниям, например, размышления автора, цитата, ремарка);

    - ретроспекция (элементы текста, обеспечивающие возвращение адресанта к изложенным ранее фактам, событиям, оценкам);

    - проспекция (элементы, обеспечивающие перспективу высказывания и, как правило, представленные в предисловии, прологе, эпиграфе, введении. И.Р. Гальперин выделяет, во-первых, объективно-авторскую проспекцию, которая эксплицируется с помощью таких выражений, как забегая вперёд; как будет указано ниже; он и не подозревал, что через несколько дней и подобных; во-вторых, субъективно-читательскую проспекцию, выраженную имплицитно, «читатель может предугадать, что последует дальше в связи с отдельными актуализованными частями текста»);

    - модальность - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания (субъективная модальность) и отношение последнего к действительности (объективная модальность). В первом случае модальность создается специфическими модальными словами, частицами, междометиями (к счастью, к сожалению, увы, ведь и др.); во втором случае модальность создается прежде всего формами наклонения глаголов и словами, выражающими значение утверждения, возможности, пожелания, приказания и др. Объективная модальность, по сути, отражает, как говорящий (автор) квалифицирует действительность – как реальную или ирреальную, возможную, желаемую и др. Таким образом, модальность реализуется на лексическом, грамматическом и интонационном уровне);

    -  интеграция (задается самой системой текста и возникает в нем по мере развертывания информации и является залогом последовательного осмысления информации текста; средствами реализации интеграции являются специальные обороты, а также система ключевых слов текста, организующими вокруг себя единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова, ситуативно связанные со словом-понятием, избранным в качестве ключевого);

    - завершённость, по М.М. Бахтину, определяется, во-первых, предметно-смысловой исчерпанностью, во-вторых, жанровыми формами завершения.

7.1.1. Виды научных текстов (конспект, аннотация, реферат, доклад)

1. Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию.

Опорный конспект - краткая логическая информационная структура, обобщающая и отражающая суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта — облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) — опорные сигналы. Опорный конспект это — наилучшая форма «шпаргалки» при подготовке к ответу и в процессе ответа. Он может быть представлен: системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. При составление опорного конспекта необходимо изучить материал темы, выбрать главное и второстепенное; установить логическую связь между элементами темы; представить характеристику элементов в краткой форме; выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить их в структуре работы; оформить опорный конспект.

Конспект-схема - это более простой вид графического способа отображения информации, целью ее является умение выделить главные элементы и установить между ними соотношение. Второстепенные детали опускаются. Рис


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.484 с.