Шафаат приносит пользу первому лицу. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Шафаат приносит пользу первому лицу.

2020-04-01 261
Шафаат приносит пользу первому лицу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как и сказал ибн Таймия:

ولا ريب أن دعاء الخلق بعضهم لبعض نافع والله قد أمر بذلك «Шафаат — это дуа. Нет сомнений в том, что дуа творений друг за друга приносит пользу, и Аллах приказал это делать». (Маджмуьуль-Фатауа, 1/130).  

 

Сам Аллах к этому побудил и сам посланник, да благословит его Аллах и приветствует, явился нам примером в этом.

Аллах сказал:

وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ جَاءُوكَ فَاسْتَغْفَرُوا اللَّهَ وَاسْتَغْفَرَ لَهُمُ الرَّسُولُ لَوَجَدُوا اللَّهَ تَوَّابًا رَحِيمًا

«И если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе, попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них посланник, они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милостивым». – (4/64)

То есть Аллах побуждает их в первую очередь просить прощения у Аллаха, а затем дополнительно добиваться того, чтобы за них попросил прощения посланник.

Также Аллах сказал:

وإذا قيل لهم تعالوا يستغفر لكم رسول الله لووا رءوسهم ورأيتهم يصدون وهم مستكبرون

«Когда им говорят: "Приходите, пусть посланник Аллаха попросит вам прощения!" - они кривят свои головы, и ты видишь, как они отворачиваются, возвеличившись». – (63/5)

То есть верующий раб боится наказания Аллаха и стремится найти прощение Аллаха всеми дозволенными способами, и когда их побуждают к тому, чтобы они пришли и за них сделали шафаат (помолились за них об их прощении), они отворачиваются, возгордившись, мол они не нуждаются в шафаате. Таково положение тех, кто отвергает шафаат.

قَالُوا يَا أَبَانَا اسْتَغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا إِنَّا كُنَّا خَاطِئِينَ

«Они сказали: "О отец наш! Проси нам прощения наших прегрешений. Ведь мы были грешниками». – (12/97)

Затем, подобно тому, как нам приказано читать салят за посланника, также и ему приказано читать салят за верующих, и это приносит пользу верующим:

وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلَاتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ

«Молись (читай салят) за них, ибо твой салят - успокоение для них». – (9/103).

Сюда же относятся множество хадисов, в том числе приведенные нами выше о том, как сподвижники просили друг друга молиться за них, а также и посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Этим самым установлено, что истишфа (испрашивание ходатайства) полезно для испрашивающего и он получает за это награду. Сам посланник, да благословит его Аллах и приветствует, стал нам первым примером в этом и просил, чтобы сподвижники молились за него, и члены уммы просили за него.

عن عبد الله بن عمرو بن العاص، أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول: «إذا سمعتم المؤذن، فقولوا مثل ما يقول ثم صلوا علي، فإنه من صلى علي صلاة صلى الله عليه بها عشرا، ثم سلوا الله لي الوسيلة، فإنها منزلة في الجنة، لا تنبغي إلا لعبد من عباد الله، وأرجو أن أكون أنا هو، فمن سأل لي الوسيلة حلت له الشفاعة

Передается от АбдуЛлаха ибн Амра, что он слышал как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Когда слышите муаззина, призывайте на меня салят, ведь тот, кто призовет на меня один салят, Аллах низводит ему десять салятов. Затем просите для меня «Аль –василя». Это степень в раю, которую из всех рабов получит один раб, и я надеюсь, что им буду я. Кто попросит для меня Аль –василю, тому становится дозволенным мой шафаат». – (Сахих Муслима, 1/288).

То есть, посланник, да благословит его Аллах и приветствует, попросил нас молиться за него, и тогда Аллах разрешает ему просить за нас. Посмотрите, как Аллах взаимно связал эти две просьбы. Как Аллах скрепил и усилил два шафаата. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, делал это не просто так, а для того, чтобы обучить нас тому, что принесет нам же благо. То, что мы просим аль –василя, и призываем салят, нам же больше польза от этого. А также и посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, награда и польза, во первых из –за молитв верующих, а также из –за того, что обучил и побудил нас к этому. Ведь, кто побудит к добру, сам получает награду за это добро без уменьшения награды того, кого побудили к этому добру.

То есть сам посланник, да благословит его Аллах и приветствует, делал истишфа, а кто отвернулся от его Сунны, от истишфа, тот возгордился, как и говорилось в аяте о двуличных.

Подкрепим сказанное цитатами из ибн Таймии:

Ибн Таймия сказал:

والدعاء مشروع أن يدعو الأعلى للأدنى والأدنى للأعلى: فطلب الشفاعة والدعاء من الأنبياء كما كان المسلمون يستشفعون بالنبي صلى الله عليه وسلم في الاستسقاء ويطلبون منه الدعاء؛ بل وكذلك بعده استسقى عمر والمسلمون بالعباس عمه والناس يطلبون الشفاعة يوم القيامة من الأنبياء ومحمد صلى الله عليه وسلم وهو سيد الشفعاء وله شفاعات يختص بها - ومع هذا - فقد ثبت في الصحيحين عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: {إذا سمعتم المؤذن فقولوا مثل ما يقول ثم صلوا علي؛ فإنه من صلى علي مرة صلى الله عليه عشرا ثم سلوا الله لي الوسيلة؛ فإنها درجة في الجنة لا تنبغي إلا لعبد من عباد الله وأرجو أن أكون ذلك العبد فمن سأل الله لي الوسيلة حلت عليه شفاعتي يوم القيامة} وقد {قال لعمر لما أراد أن يعتمر وودعه: يا أخي لا تنسني من دعائك}. فالنبي صلى الله عليه وسلم قد طلب من أمته أن يدعوا له؛ ولكن ليس ذلك من باب سؤالهم، بل أمره بذلك لهم كأمره لهم بسائر الطاعات التي يثابون عليها مع أنه صلى الله عليه وسلم له مثل أجورهم في كل ما يعملونه فإنه قد صح عنه أنه قال: {من دعا إلى هدى كان له من الأجر مثل أجور من اتبعه من غير أن ينقص من أجورهم شيئا ومن دعا إلى ضلالة كان عليه من الوزر مثل أوزار من اتبعه من غير أن ينقص من أوزارهم شيئا} وهو داعي الأمة إلى كل هدى فله مثل أجورهم في كل ما اتبعوه فيه. وكذلك إذا صلوا عليه فإن الله يصلي على أحدهم عشرا وله مثل أجورهم مع ما يستجيبه من دعائهم له فذلك الدعاء قد أعطاهم الله أجرهم عليه وصار ما حصل له به من النفع نعمة من الله عليه وقد ثبت عنه في الصحيح أنه قال: {ما من رجل يدعو لأخيه بظهر الغيب بدعوة إلا وكل الله به ملكا كلما دعا لأخيه بدعوة قال الملك الموكل به: آمين ولك مثل ذلك} وفي حديث آخر: {أسرع الدعاء دعوة غائب لغائب} فالدعاء للغير ينتفع به الداعي والمدعو له وإن كان الداعي دون المدعو له فدعاء المؤمن لأخيه ينتفع به الداعي والمدعو له. فمن قال لغيره ادع لي وقصد انتفاعهما جميعا بذلك كان هو وأخوه متعاونين على البر والتقوى فهو نبه المسئول وأشار عليه بما ينفعهما، والمسئول فعل ما ينفعهما بمنزلة من يأمر غيره ببر وتقوى؛ فيثاب المأمور على فعله والآمر أيضا يثاب مثل ثوابه؛ لكونه دعا إليه لا سيما ومن الأدعية ما يؤمر بها العبد كما قال تعالى: {واستغفر لذنبك وللمؤمنين والمؤمنات} فأمره بالاستغفار ثم قال: {ولو أنهم إذ ظلموا أنفسهم جاءوك فاستغفروا الله واستغفر لهم الرسول لوجدوا الله توابا رحيما}. فذكر - سبحانه - استغفارهم واستغفار الرسول لهم إذ ذاك مما أمر به الرسول حيث أمره أن يستغفر للمؤمنين والمؤمنات ولم يأمر الله مخلوقا أن يسأل مخلوقا شيئا لم يأمر الله المخلوق به بل ما أمر الله العبد أمر إيجاب أو استحباب؛ ففعله هو عبادة لله وطاعة وقربة إلى الله وصلاح لفاعله وحسنة فيه وإذا فعل ذلك كان أعظم لإحسان الله إليه وإنعامه عليه. مجموع الفتاوى 1/132-133 (Хоть более распространенным является, что) более высокий по степени молится за более низкого по степени, молитва более низкого по степени за более высокого по степени так же узаконена. Так, например, узаконено просить шафаата и молитву у пророков, как это делали мусульмане, когда просили шафаата у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он помолился и попросил дождя. Точно так же после него, Умар и мусульмане просили помолиться о дожде его дядю Аль-Аббаса. Точно так же в судный день люди будут просить шафаата у пророков, и у Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является господином ходатаев, и у него особые привилегии в вопросе ходатайства. Но вместе с этим, пришло в двух Сахихах от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Когда вы слышите муаззина, повторяйте за ним то же самое, а затем призывайте салят на меня. Ведь, кто призовет на меня один салят, Аллах удостоит его десяти салятов. Затем просите Аллаха для меня «Аль-василя». Это степень в раю, которую из всех рабов получит только один, и я надеюсь, что этим рабом буду я. Кто попросит Аллаха для меня аль-василю, для того, становится разрешенным мой шафаат в Судный День». Также, когда Умар отправлялся делать умру, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прощаясь сказал ему: «О брат, не забывай меня в своих молитвах». Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил свою умму, чтобы они молились за него. Но это не было из разряда их просьб, а скорее шариатское наставление им так делать, подобно другим шариатским наставлениям совершать богоугодные поступки, за которые они получат награду. Причем и сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получает соответствующую награду за все, что они совершают. Ведь передано достоверным путем, что он сказал: «Кто призвал к прямому пути, и за ним последовали, то ему полагается столько же награды, как у последовавших за ним без какого-либо уменьшения из их наград. А кто призвал к заблуждению, и за ним последовали, то на него взваливается столько же грехов, как у последовавших за ним без какого-либо уменьшения из их грехов». Так вот он призвал свою умму ко всем благим суннам, а значит ему полагается соответствующая награда за каждое деяние, в котором они последовали ему. Аналогично этому, когда человек призывает на него салят, Аллах низводит на того десять салятов. Соответственно и посланнику полагается такая же награда (за то, что это он побудил членов уммы призывать салят на него) плюс Аллах отвечает на мольбы мусульман за посланника, и это тоже идет в пользу посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Им же в свою очередь Аллах тоже дает награду за эту молитву. Та польза, которая произошла в результате молитвы, - есть милость Аллаха в ответ на эту молитву. Как и пришло достоверным путем в Сахихе, что он сказал: Какой бы человек не помолился за спиной своего брата в его пользу, Аллах обязательно приставляет к нему ангела, который всякий раз как человек молится за брата, ангел говорит ему: «Амин, и тебе того же». В другом хадисе: «Быстрее всего принимается молитва, сделанная человеком за своего брата скрытно от него». Молитва за другого приносит пользу как самому молящемуся, так и тому за кого молятся, даже если молящийся ниже по степени чем тот, за кого он молится. То есть от молитвы верующего за своего брата получает пользу как сам молящийся, так и тот, за кого эта молитва делается. Поэтому, тот, кто сказал другому: «Помолись за меня», намереваясь, чтобы это принесло пользу им обоим, то он и его брат являются помогающими друг другу в благочестии и богобоязненности. Просящий побудил просимого к тому, что принесет им обоим пользу а просимый сделал то, что принесет им обоим пользу. Таким образом они в положении, когда один побуждает другого к благочестию и богобоязненности, следовательно и тот, кого побудили, получает награду, и сам побудивший получает награду подобную его награде из–за того, что послужил причиной этого. Особенно если предметом побуждения являются молитвы, которые приказал делать шариат. Как например в словах Всевышнего: واستغفر لذنبك وللمؤمنين والمؤمنات - «И проси прощения за свой грех, а также за верующих мужчин и верующих женщин». Здесь Аллах приказал просить прощение. Затем Всевышний Аллах сказал: ولو أنهم إذ ظلموا أنفسهم جاءوك فاستغفروا الله واستغفر لهم الرسول لوجدوا الله توابا رحيما - «И если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе, попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них посланник, они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милостивым». Здесь Аллах, Пречист Он, побуждает к тому, чтобы они просили прощение, и упоминает о испрашивании прощения для них посланником, что было приказано в другом аяте, где Аллах приказал ему просит прощения для верующих мужчин и верующих женщин. Ведь Аллах не побуждает одного раба просить у другого раба нечто, что Аллах и так не приказал бы Аллах сделать второму рабу. (То есть Аллах приказал посланнику молиться за верующих, поэтому и верующих побудил просить у посланника то, что Аллах и так приказал ему делать, а именно мольба о прощении верующих). (Маджмууль-Фатава, 1/132-133).  

 

Ибн Таймия сказал:

وفي صحيح مسلم عن عبد الله بن عمرو قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم {إذا سمعتم المؤذن فقولوا مثل ما يقول ثم صلوا علي فإن من صلى علي صلاة صلى الله عليه عشرا ثم سلوا الله لي الوسيلة فإنها درجة في الجنة لا تنبغي إلا لعبد من عباد الله وأرجو أن أكون أنا ذلك العبد فمن سأل الله لي الوسيلة حلت عليه الشفاعة}. وسؤال الأمة له الوسيلة هو دعاء له وهو معنى الشفاعة ولهذا كان الجزاء من جنس العمل فمن صلى عليه صلى عليه الله ومن سأل الله له الوسيلة المتضمنة لشفاعته شفع له صلى الله عليه وسلم مجموع الفتاوى 1/277 Также приводится в Сахихе Муслима, что Абдуллах ибн Амр сказал: Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы слышите муаззина, повторяйте за ним то же самое, а затем призывайте салят на меня. Ведь, кто призовет на меня один салят, Аллах удостоит его десяти салятов. Затем просите Аллаха для меня «Аль-василя». Это степень в раю, которую из всех рабов получит только один, и я надеюсь, что им буду я. Кто попросит Аллаха для меня аль-василю, для того, становится разрешенным мой шафаат в Судный День». Когда члены уммы просят для него «аль–василя», они делают дуа, то есть по сути делают шафаат за него. Именно поэтому награда за это действие из той же категории, что и само действие. То есть, тот, кто призовет салят на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и попросит Аллаха для него аль–василю, то за то, что он сделал шафаат за посланника, то и посланник, да благословит его Аллах и приветствует, делает за него шафаат. (Маджмууль-Фатава, 1/277).

 

Ибн Таймия сказал:

فطلب النبي صلى الله عليه وسلم من عمر أن يدعو له كطلبه أن يصلي عليه ويسلم عليه وأن يسأل الله له الوسيلة والدرجة الرفيعة وهو كطلبه أن يعمل سائر الصالحات فمقصوده نفع المطلوب منه والإحسان إليه. وهو صلى الله عليه وسلم أيضا ينتفع بتعليمهم الخير وأمرهم به وينتفع أيضا بالخير الذي يفعلونه من الأعمال الصالحة ومن دعائهم له. مجموع الفتاوى 1/192 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил Умара, чтобы тот помолился за него. Точно также он просил, чтобы на него призывали салят и салям, а также просили Аллаха для него о высшей степени «аль–василя». Это подобно его требованию, чтобы они совершали другие богоугодные деяния, и цель здесь в том, чтобы тот, у кого просят получил пользу (за совершение мольбы за посланника), и по сути, когда посланник просит помолиться за него, на самом деле это он оказывает милость тому, у кого попросил. Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, получает пользу в том плане, что это он обучил их богоугодному делу и побудил к тому, а значит получает пользу за все совершенные ими богоугодные деяния, которым он послужил причиной, в том числе и за их мольбу о нем. (Маджмууль-Фатава, 1/192).[2]  

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.