Затруднение: С одной стороны Аллах отрицает наличие какого-либо ходатайства для других, наличие ходатаев, кроме Него, а с другой стороны утверждает ходатайство и ходатаев. Как это объясняется? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Затруднение: С одной стороны Аллах отрицает наличие какого-либо ходатайства для других, наличие ходатаев, кроме Него, а с другой стороны утверждает ходатайство и ходатаев. Как это объясняется?

2020-04-01 214
Затруднение: С одной стороны Аллах отрицает наличие какого-либо ходатайства для других, наличие ходатаев, кроме Него, а с другой стороны утверждает ходатайство и ходатаев. Как это объясняется? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Аяты, где отвергается наличие какого-либо ходатайства других вообще:

Причем отвергается наличие этого как в общем в этой жизни, так и в ахирате:

قُل لِّلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعًا

«Скажи ходатайство полностью принадлежит Аллаху» - 39/44.

وَاتَّقُوا يَوْمًا لَّا تَجْزِي نَفْسٌ عَن نَّفْسٍ شَيْئًا وَلَا يُقْبَلُ مِنْهَا عَدْلٌ وَلَا تَنفَعُهَا شَفَاعَةٌ وَلَا هُمْ يُنصَرُونَ

«И бойтесь дня, когда никто никого не сможет избавить ни от чего, и ни от кого не будет принят выкуп, и не поможет никому ходатайство, и не будет им оказана помощь» - 2/123.

وَاتَّقُوا يَوْمًا لَّا تَجْزِي نَفْسٌ عَن نَّفْسٍ شَيْئًا وَلَا يُقْبَلُ مِنْهَا شَفَاعَةٌ وَلَا يُؤْخَذُ مِنْهَا عَدْلٌ وَلَا هُمْ يُنصَرُونَ

«И бойтесь дня, когда никто никого не сможет избавить ни от чего, и ни от кого не будет принято ходатайство, и ни от кого не будет взят выкуп, и не будет им оказана помощь» - 2/48.

مَا لَكُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِيٍّ وَلَا شَفِيعٍ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ

«Нет у вас, кроме Него ни покровителя (уалий), ни ходатая. Неужели вы не одумаетесь?» - 32/4.

لَيْسَ لَهَا مِن دُونِ اللَّهِ وَلِيٌّ وَلَا شَفِيعٌ

«Нет у души ни покровителя, ни ходатая, помимо Аллаха». – 6/70.

أَمِ اتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ شُفَعَاءَ

«Неужели они взяли ходатаев, помимо Аллаха?» – 39/43.

مَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ حَمِيمٍ وَلَا شَفِيعٍ يُطَاعُ

«Нет (в тот день) у несправедливых ни друга, ни ходатая, которого бы послушали» - 40/18

وَلَمْ يَكُن لَّهُم مِّن شُرَكَائِهِمْ شُفَعَاءُ

«И не будет у них сотоварищей, которые ходатайствовали бы за них.» - 30/13.

وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَٰؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللَّهِ قُلْ أَتُنَبِّئُونَ اللَّهَ بِمَا لَا يَعْلَمُ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَىٰ عَمَّا يُشْرِكُونَ

«И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не (имеет власти) причинить им вред или пользу, говорят: «Это наши ходатаи пред Аллахом». Скажи: «Неужели вы сообщаете Аллаху о том, о наличии чего в небесах и на земле Он не знает?». Скажи: «Пречист Он и превыше того, что вы Ему присовокупляете»». – 10/18.

وَمَا نَرَىٰ مَعَكُمْ شُفَعَاءَكُمُ الَّذِينَ زَعَمْتُمْ أَنَّهُمْ فِيكُمْ شُرَكَاءُ

«Мы не видим с вами ваших ходатаев, о которых вы утверждали, что они для вас сотоварищи». – 6/94.

فَمَا لَنَا مِن شَافِعِينَ

«Нет у нас ходатаев» - 26/100.

أَأَتَّخِذُ مِن دُونِهِ آلِهَةً إِن يُرِدْنِ الرحمن بِضُرٍّ لَّا تُغْنِ عَنِّي شَفَاعَتُهُمْ شَيْئًا وَلَا يُنقِذُونِ

Разве я стану брать себе помимо Него богов? Если пожелает Всемилующий мне зла, ни от чего меня не избавит ходатайство их, и не спасут они меня.

يَوْمٌ لَّا بَيْعٌ فِيهِ وَلَا خُلَّةٌ وَلَا شَفَاعَةٌ

«День, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни ходатайства» - (2/254).

Аяты, где утверждается наличие ходатаев:

مَّن يَشْفَعْ شَفَاعَةً حَسَنَةً يَكُن لَّهُ نَصِيبٌ مِّنْهَا.وَمَن يَشْفَعْ شَفَاعَةً سَيِّئَةً يَكُن لَّهُ كِفْلٌ مِّنْهَا

«Кто походатайствует хорошим ходатайством, тому доля награды) из него. А кто походатайствует скверным ходатайством, тому доля греха из него». – (4/85).

وَالشَّفْعِ وَالْوَتْرِ

Клянусь четом и нечетом. - (89/3). (Далее будет разъясняться, ин шаа Аллах, связь между четом и шафаатом).

Аяты, где утверждается наличие ходатаев при определенных условиях:

لَا يَمْلِكُونَ الشَّفَاعَةَ إِلَّا مَنِ اتَّخَذَ عِنْدَ الرَّحْمَنِ عَهْدًا

«Не смогут ходатайствовать, кроме тех, кто заручился у Аллаха договором.» – 19/87

(В тафсирах передается множество преданий от саляфов, что договор — это свидетельство единобожия, и что муваххиды смогут делать шафаат в отношении друг друга. См. тафсир Табари, Куртуби).

مَا مِن شَفِيعٍ إِلَّا مِن بَعْدِ إِذْنِهِ

«Нет ходатая, кроме как после Его дозволения.» - 10/3

فَمَا تَنفَعُهُمْ شَفَاعَةُ الشَّافِعِينَ

«И не поможет им ходатайство ходатаев» - 74/48

يَوْمَئِذٍ لَّا تَنفَعُ الشَّفَاعَةُ إِلَّا مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَٰنُ وَرَضِيَ لَهُ قَوْلًا

«В тот день не поможет ходатайство никому, кроме как тому, кому дозволил Всемилующий и даст согласие ему говорить». – 20/109.

وَكَم مِّن مَّلَكٍ فِي السَّمَاوَاتِ لَا تُغْنِي شَفَاعَتُهُمْ شَيْئًا إِلَّا مِن بَعْدِ أَن يَأْذَنَ اللَّهُ لِمَن يَشَاءُ وَيَرْضَىٰ

Сколько ангелов в небесах, ходатайство которых ни от чего не избавит, если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит! - 53/26

وَلَا يَمْلِكُ الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ الشَّفَاعَةَ إِلَّا مَن شَهِدَ بِالْحَقِّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

Те, кому вы взываете, помимо Него, не могут ходатайствовать ни за кого, кроме как за тех, кто осознанно засвидетельствовал об истине (единобожии). - 43/86.

وَلَا تَنفَعُ الشَّفَاعَةُ عِندَهُ إِلَّا لِمَنْ أَذِنَ لَهُ حتى إِذَا فُزِّعَ عَن قُلُوبِهِمْ قَالُوا مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ قَالُوا الْحَقَّ. وَهُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ

«И не помогает ходатайство перед Ним, кроме как для того, кому Он разрешил. (Самовольно же они не осмеливаются и слова молвить, и ждут приказа о ходатайстве). Так что, когда страх будет удален с их сердец, они скажут: «Что сказал ваш Господь (о разрешении делать шафаат), те отвечают: «Истину (т.е. разрешил шафаат)». Он Всевышний, Великий». – (34/23)

يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارتضى وَهُم مِّنْ خَشْيَتِهِ مُشْفِقُونَ

«Он знает, что впереди их, и что позади их. Они не ходатайствуют кроме, как за того, кому Он благоволит, при этом они из страха перед Ним трепещут» - (21/28).

مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِندَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ

«Кто же может ходатайствовать перед Ним, кроме как по Его дозволению.» - (2/255).

Итак, с одой стороны мы видим отрицание ходатаев помимо Аллаха: «Нет у души ни покровителя, ни ходатая, помимо Аллаха». «Неужели они взяли ходатаев, помимо Аллаха?». С другой стороны, говорится, что есть ходатаи: «Ходатай есть только, после Его дозволения.». Точно также в одних аятах отвергается ходатайство помимо Аллаха, а в других аятах утверждается ходатайство при определенных условиях. Мы знаем, что в Коране нет противоречий, да упасет Аллах от такого предположения:

وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا

«Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий». – (4/82)

В таком случае как совместить эти аяты. Понимание того, как совмещаются эти аяты в свете объяснений ученых и дадут нам четкое понимание явления шафаата. Поэтому мы и концентрируемся так подробно на этом. Итак, разъясним совмещение аятов с нескольких сторон:

Стиль Корана.

Разница между употреблением слов в отношении Аллаха и в отношении творений.

Разные смыслы

 

Стиль Корана

Таков стиль Корана, и не только Корана, а всего арабского языка. Это даже диктуется логикой языка, и мы это ин шаа Аллах объясним и покажем на примерах. В Коране есть множество примеров такого употребления. Понимание этих примеров поможет нам понять аяты о шафаате и суть шафаата.

Примеры такого употребления в Коране:

Величие (иззат).

В одних аятах сказано:

وَلَا يَحْزُنكَ قَوْلُهُمْ إِنَّ الْعِزَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Ведь величие (иззат) полностью принадлежит Аллаху; Он - слышащий, ведающий! (10/65).

Как видим, здесь применена такая же форма, как и в аяте о шафаате: «Шафаат полностью принадлежит Аллаху».

الَّذِينَ يَتَّخِذُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاءَ مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ أَيَبْتَغُونَ عِندَهُمُ الْعِزَّةَ فَإِنَّ الْعِزَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا

«Тех, которые неверных берут друзьями верующих! Не ищут ли они у них величия? Поистине, величие полностью принадлежит Аллаху!» - (4/139)

مَن كَانَ يُرِيدُ الْعِزَّةَ فَلِلَّهِ الْعِزَّةُ جَمِيعًا

«Кто желает величия – пусть знает, что величие полностью принадлежит Аллаху» - 35/10.

А затем мы видим, как в другом аяте говорится:

وَلِلَّهِ الْعِزَّةُ وَلِرَسُولِهِ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَلَٰكِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَا يَعْلَمُونَ

«Аллаху принадлежит величие, а также Его посланнику и верующим, но двуличные не знают!» - (6/8).

То есть тот факт, что все величие принадлежит полностью Аллаху, не противоречит тому, что величие принадлежит посланнику и верующим. Нужно понимать, что значение слов определяются их контекстом. Одно и тоже слово, фраза, принимает различные смыслы и значения в зависимости от контекста, где они были употреблены. Контекст в этом плане то же самое, что и урф (подразумеваемое по традиции). Согласно правилу урф главенствует в определении смысла.

Откровение – идет с неба на землю. Это подобно тому, что поднятая печать отпечатывается по разному на разной бумаге, или занесенная вверх лапа по разному отпечатывается в различных почвах. Причем в разных отпечатках есть нечто общее, и это следствие того, что занесенная печать, или лапа для всех одна, а различие в смыслах, проистекает из различия в почвах, то есть из различия в контекстах куда была поставлена печать (слово).

Поэтому величие в обоих аятах имеет один источник (величие Аллаха), но применительно к Аллаху значение одно, и это то, что источник величия Аллах, Он решает, кому быть великим, а кому нет. Он полный хозяин и распорядитель:

قُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاءُ وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاءُ وَتُعِزُّ مَن تَشَاءُ وَتُذِلُّ مَن تَشَاءُ بِيَدِكَ الْخَيْرُ إِنَّكَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Скажи: "О Боже, Распоряжающийся в правлении! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимешь власть, от кого пожелаешь, и даешь величие (иззат), кому пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей руке - благо; Ты ведь над каждой вещью мощен! (3/26).

Таким образом, Аллах дал иззат верующим за то, что они веруют в Аллаха. Их величие относительное, и поскольку оно проистекает от величия Аллаха, это не противоречит тому, что величие полностью принадлежит Аллаху. Наоборот, когда мы возвеличиваем верующих, мы тем самым подтверждаем величие Аллаха, и подтверждаем аяты о том, где говорится, что все величие принадлежит Аллаху. Но при этом четко проводим разницу на основе единобожия.

Так и шафаат: он полностью принадлежит Аллаху, поскольку Он единственный хозяин и распорядитель в нем, единственный источник шафаата. И он дает право относительного шафаата кому пожелает и забирает у кого пожелает. Шафаат в его руке и Он над всем мощен!

Там, где шафаат подтверждается в отношении творений, это его отпечаток в контексте верных убеждений муваххидов, а тот шафаат, что отвергается это отпечаток шафаата в контексте неверных представлений о шафаате со стороны мушриков. То есть отвергается ложное представление мушриков о шафаате, но подтверждается истинное представление. Разница между представлениями муваххида и мушрика и есть основа в этом вопросе. После того, как мы поймем суть убеждений мушриков, что делает их убеждение ширком, мы поймем эту тему. Поэтому мы подробно еще будем ин шаа Аллах разбирать разницу в представлениях в следующих главах. Итак, продолжаем изучать различное употребление слов в аятах:

Уалий, уалийство.

Так же дело обстоит с уалием и уалийством. В абсолютном смысле уалий (покровитель) только Аллах и уалийство принадлежит только Аллаху, а брать уалиев помимо Аллаха – есть ширк:

مَثَلُ الَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ أَوْلِيَاءَ كَمَثَلِ الْعَنكَبُوتِ اتَّخَذَتْ بَيْتًا وَإِنَّ أَوْهَنَ الْبُيُوتِ لَبَيْتُ الْعَنكَبُوتِ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ

«Те, которые взяли себе уалиев (покровителей) помимо Аллаха, подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, если бы они знали!» - (29/41)

أَفَحَسِبَ الَّذِينَ كَفَرُوا أَن يَتَّخِذُوا عِبَادِي مِن دُونِي أَوْلِيَاءَ إِنَّا أَعْتَدْنَا جَهَنَّمَ لِلْكَافِرِينَ نُزُلًا

Неужели думали те, которые не веровали, взять рабов Моих вместо Меня уалиями (покровителями)? Мы приготовили геенну для неверных пребыванием. (18/102)

Подобно тому, как мушрики взяли себе ходатаев, помимо Аллаха, они взяли себе покровителей, помимо Аллаха и это есть поклонение им:

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ ﴿الزمر: ٣﴾  

О! Аллаху - чистая вера. А те, которые взяли покровителей помимо Него: "Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью". Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив, неверен! (39/3)

قُلْ أَغَيْرَ اللَّهِ أَتَّخِذُ وَلِيًّا فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ يُطْعِمُ وَلَا يُطْعَمُ

Скажи: "Разве кого-нибудь другого возьму я покровителем, кроме Аллаха, Творца небес и земли? Он питает, а Его не питают". Скажи: "Мне повелено быть первым из тех, кто предался. Не будьте же в числе многобожников!" (6/14).

А с другой стороны в аяте говорится:

إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آمَنُوا الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ

«Ваш покровитель - только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, и они преклоняются». - (5/55).

Как видим, здесь как и с величием, наш уалий только Аллах, но в других смыслах – также Его посланник и верующие.

Те, кто в этом смысле берут посланника и верующих уалиями, они не взяли их уалиями помимо Аллаха, что есть ширк. Также и те, кто с правильным убеждением просит шафаата у посланника и верующих, они не взяли их ходатаями помимо Аллаха. Наоборот, приказано брать верующих уалиями, и в этом смысле запрещено брать неверных уалиями помимо верующих.

Итак, мы показали, что есть уалии помимо Аллаха, а есть уалий от Аллаха:

 وَمَا لَكُمْ لَا تُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَاءِ وَالْوِلْدَانِ الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَخْرِجْنَا مِنْ هَٰذِهِ الْقَرْيَةِ الظَّالِمِ أَهْلُهَا وَاجْعَل لَّنَا مِن لَّدُنكَ وَلِيًّا وَاجْعَل لَّنَا مِن لَّدُنكَ نَصِيرًا

И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам покровителя от Тебя "? (4/75)

Брать покровителей помимо Аллаха есть ширк, а брать покровителя от Аллаха не есть ширк. Это разные вещи, поскольку «покровители помимо Аллаха» – не есть «покровители от Аллаха». Покровитель от Аллаха действует по приказу Аллаха, и берущий его, не берет его отдельным, самостоятельным покровителем, конкурирующим с Аллахом. Мушрики же берут себе самостоятельных покровителей, поэтому их покровители – покровители помимо Аллаха. Этот нюанс очень важен, и мы будет изучать его подробнее.

Итак, применительно к разным аятам мы установили следующие обоснования совмещения между ними. Перечислим их поскольку мы будем их прорабатывать, дабы постичь феномен шафаата:

1) Различный смысл из-за контекста разных представлений о шафаате.

2) Ходатай помимо Аллаха и ходатай от Аллаха.

Будут еще обоснования, и мы будем их нумеровать, ин шаа Аллах.

Также в связи уалийством есть следующее разграничение. Аллах настоящий, то есть абсолютный покровитель, а другие - они относительные:

ثُمَّ رُدُّوا إِلَى اللَّهِ مَوْلَاهُمُ الْحَقِّ

«Затем они будут возвращены к их действительному Покровителю».

Аллах – действительный покровитель, то есть абсолютный, в полном совершенном смысле этого слова. Остальные же либо ложные, либо относительные (не в настоящем, но в относительном значении).

Поэтому в одном аяте сказано, что у неверных нет покровителей, а в другом, что они есть, но они ложные, недействительные:

ذَٰلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ مَوْلَى الَّذِينَ آمَنُوا وَأَنَّ الْكَافِرِينَ لَا مَوْلَىٰ لَهُمْ

«Это потому, что Аллах – покровитель тех, кто уверовал, а неверные – нет у них покровителя». - (47/11).

إِنَّهُمُ اتَّخَذُوا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ مِن دُونِ اللَّهِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُم مُّهْتَدُونَ

«Часть Он вел прямым путем, а над частью оправдалось заблуждение. Ведь они взяли шайтанов покровителями вместо Аллаха и думают, что они идут по прямому пути!" (7/30)

إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ لِلَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ

«Поистине, Мы сделали шайтанов покровителями тех, которые не веруют!» - (7/27).

Итак, третье обоснование совмещения аятов это:

3) Абсолютный, настоящий смысл и относительный (Есть абсолютный ходатай и относительные ходатаи).

Так же дело обстоит и с судейством.

Единственный судья — это Аллах. Судейство и решение принадлежит только Аллаху. Но если мы пойдем в шариатский суд, и возьмем себе в судьи шариатского судью – кадыя, то этим самым мы не возьмем его судьей помимо Аллаха. Наоборот нет у нас возможности подтвердить судейство Аллаха, кроме как взять себе кадыя, который будет судить по законам Аллаха. Хариджиты именно так узко и поняли аят о том, что судейство принадлжит Аллаху и обвиняли Муавию и Али в том, что они взяли себе судей помимо Аллаха. На самом же деле брать судей помимо Аллаха это обращаться на суд к тагуту, брать себе судьями не мусульман, которые не судят по закону Аллаха. Мусульмане судьи в рамках разрешения Аллаха, а неверные судьи помимо Аллаха.

Затем, нужно сказать, что захир (прямой очевидный смысл) для творений и захир для Аллаха разные и несовместимые вещи. Захир, который приходит первым на ум, различается по отношению к Аллаху и по отношению к творениям. Поэтому захир шафаата, который мы понимаем в отношении людей, не таков, как захир шафаата для Аллаха.

Как и сказал Ибн Касир:

والظاهر المتبادر إلى أذهان المشبهين منفي عن الله لا يشبهه شيء من خلقه «Захир, который приходит в голову уподобляющих (представляющих Аллаха) – отрицается в отношении Аллаха. Он не подобен никаким своим творениям.

(Тафсир ибн Касира, аят 7/54)

 

Дадим некоторые примеры.

«Долг Аллаху»:

مَّن ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً

«Кто одолжит Аллаху хороший займ, чтобы Аллах вернул ему его многократно» - (2/245).

Первое приходящее на ум в долге — это то, что долг просит тот, кто нуждается. Это есть захир для творений, и он не применим в отношении Аллаха. Здесь у муваххида срабатывает механизм тасбиха, посредством которого он возвеличивает Аллаха и отводит от Него неподобающий захир. А те, кто понимают это прямым захиром узколобые заблудшие, которые подобны иудеям. Когда иудеи услышали аяты, где Аллах говорит о долге, они сказали, что раз Аллах просит долг, значит Он беден, а мы богаты:

لَّقَدْ سَمِعَ اللَّهُ قَوْلَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ فَقِيرٌ وَنَحْنُ أَغْنِيَاءُ…  وَنَقُولُ ذُوقُوا عَذَابَ الْحَرِيقِ

Аллах услышал слова тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты». … И мы скажем им: «Вкусите мучения от обжигающего Огня». – (3/181).

«Помощь Аллаху»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا أَنصَارَ اللَّهِ

«О вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха» - (61/14)

وَيَنصُرُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ أولئك هُمُ الصَّادِقُونَ

«Они помогают Аллаху и Его посланнику. Они – правдивые». – (59/08)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن تَنصُرُوا اللَّهَ يَنصُرْكُمْ وَيُثَبِّتْ أَقْدَامَكُمْ

«О вы, которые уверовали! Если поможете Аллаху, поможет Он вам и укрепит ваши стопы». - (47/07).

Муваххиды понимают, что здесь помощь Аллаху не в прямом смысле, поскольку Аллах не нуждается в мирах. Также и шафаат У Аллаха не таков, как у людей.

Кстати, шафаат это есть своего рода помощь, поэтому в этом плане он схож с помощью. Мы знаем, что помогает только Аллах и нет помощи, кроме Аллаха.

وَمَا النَّصْرُ إِلَّا مِنْ عِندِ اللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَكِيمِ

«Помощь - только от Аллаха, великого, мудрого» - (3/126).

То есть хоть и есть помощники, кто помогает верующим, и даже Аллаху, но это все в рамках помощи и дозволения Аллаха. Он хозяин помощи и вне Его помощи никто помогать не может:

إِن يَنصُرْكُمُ اللَّهُ فَلَا غَالِبَ لَكُمْ وَإِن يَخْذُلْكُمْ فَمَن ذَا الَّذِي يَنصُرُكُم مِّن بَعْدِهِ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

«Если Аллах поможет вам, то нет того, кто победил бы вас, а если Он оставит вас без помощи, то кто же поможет вам после Него? На Аллаха пусть полагаются верующие!» (3/160).

То есть отрицается помощь после Него. Или тоже самое, что и помощь помимо Него, в обход Него:

أَمَّنْ هَٰذَا الَّذِي هُوَ جُندٌ لَّكُمْ يَنصُرُكُم مِّن دُونِ الرَّحْمَٰنِ إِنِ الْكَافِرُونَ إِلَّا فِي غُرُورٍ

«Кто может стать вашим войском, которое поможет вам в обход Милостивого? Воистину, неверующие обольщены!» - (67/20).

وَمَا كَانَ لَهُم مِّنْ أَوْلِيَاءَ يَنصُرُونَهُم مِّن دُونِ اللَّهِ

«И нет им покровителей, которые помогут им помимо Аллаха.» - (42/46).

То есть в относительном смысле люди помогают друг другу, но это в рамках помощи Аллаха. Он дает возможность помогать, поэтому Он хозяин помощи и помощь людей на самом деле от Него. Неверные же берут себе «помощников после Аллаха», или то же самое, что «помимо Аллаха», или «наряду с Аллахом», или самостоятельных от Аллаха и входят в ширк. Точно также их ширк в шафаате в том, что они берут себе самостоятельных ходатаев.

Точно также «забывание Аллаха»:

«Забывание Аллаха»

فَذُوقُوا بِمَا نَسِيتُمْ لِقَاءَ يَوْمِكُمْ هذا إِنَّا نَسِينَاكُمْ و

«Вкусите же за то, что вы забыли про встречу этого вашего дня! (Поэтому) и Мы вас забыли» - (32/14).

В другом аяте сказано:

لَّا يَضِلُّ رَبِّي وَلَا يَنسَى

«Мой Господь не ошибается и не забывает» - (20/72).

«Болезнь Аллаха».

Точно так же дело обстоит с захиром болезни в отношении Аллаха в известном хадисе:

حدثني محمد بن حاتم بن ميمون، حدثنا بهز، حدثنا حماد بن سلمة، عن ثابت، عن أبي رافع، عن أبي هريرة، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " إن الله عز وجل يقول يوم القيامة: يا ابن آدم مرضت فلم تعدني، قال: يا رب كيف أعودك؟ وأنت رب العالمين، قال: أما علمت أن عبدي فلانا مرض فلم تعده، أما علمت أنك لو عدته لوجدتني عنده؟ يا ابن آدم استطعمتك فلم تطعمني، قال: يا رب وكيف أطعمك؟ وأنت رب العالمين، قال: أما علمت أنه استطعمك عبدي  


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.