О сюжете романа «Судьба Лилиан Хорн», его стиле и особенностях стиля автора — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

О сюжете романа «Судьба Лилиан Хорн», его стиле и особенностях стиля автора

2020-04-01 208
О сюжете романа «Судьба Лилиан Хорн», его стиле и особенностях стиля автора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В романе три основные сюжетные линии: жизнь главной героини, Лилиан Хорн, линия судебно-медицинского эксперта Михаэля Штурма, расследующего убийство жены шефа, Курта Кайзера и небольшая история жены Курта Кайзера, Фрау Кайзер, которая неизлечимо больна. В романе также присутствуют второстепенные роли: бывший муж Лилиан Хорн, Томас Керн, любовник Лилиан, Хуберт Тоглер, судебно-медицинский эксперт Михаель Штурм, его невеста Ева и мать Фрау Штурм, директор Института судебной медицины профессор Фабер, его секретарша, следователь Ребайн, коллега Михаеля Штурма, Джо Кулике, инспектор полиции Крамер, директор завода Шеллел, Курт Кайзер, его секретарша Фройляйн Фельнер, его жена Ирен Кайзер, сестра Элиза, врач Фрау Кайзер, господин Кобленц, господин Керст, шеф агентства «Услуги гидов и переводчиков», коллега Лилиан Хорн, Рут Фибиг. В романе вместе с главной героиней присутствуют 18 героев. Наиболее полный анализ гендерной специфики возможен только для образа главной героини и пары Михаеля Штурма и его невесты Евы.

Все романы Марие Луизы Фишер написаны доступным разговорным языком. Своих многочисленных героев писательница представляет живо и красочно. Создается впечатление, что они - не просто выдуманные персонажи, а живые люди, которых мы можем встретить в повседневной жизни. Читая ее романы, можно найти множество различных определений, характеризующих ее героев, что дает нам в полной мере ощутить характер каждого персонажа и при первом знакомстве сложить о нем определенное мнение. К примеру, вот как он описывает главную героиню романа Лилиан Хорн: «Ihre Beine waren lang, der kleine, feste Busen saßß hoch, es gab kein Pfund zu viel um die Hüften, Magen und Bauch bildeten von der Seite gesehen eine wundervolle Linie, und ihr schmales Gesicht mit den hochstehenden Wangenknochen unter den bernsteingelben Augen zeigte keine einzige Falte» (стр. 19) («Длинные ноги, ни фунта жира на бедрах, маленькая крепкая грудь, плоский живот, изящная линия шеи и, наконец, узкое, тонкое лицо с высокими скулами, янтарного цвета глазами и кожа без единой морщинки. Ей можно было дать восемнадцать, если бы не жесткость во взгляде - следствие пережитых разочарований, немыслимая для молоденькой девушки. Смех делал ее еще моложе. Она улыбнулась своему отражению и размотала тюрбан.») (Здесь и далее перевод дипломанта.) Или, к примеру, образ медицинского эксперта Михаэля Штурма: «Ehrliche blaue Augen, eine breite Stirn, dichtes dunkelblondes Haar und ein gepflegter Kinnbart, der ihm, wie er selber fand, eine gewisse Würde verlieh» (стр. 5) («Голубые глаза, широкий лоб, густые русые волосы и холеная бородка, придававшая ему, как он считал, солидный вид»). Данное описание, по нашему мнению, подходит именно для женского стиля письма, так как образ героя выглядит немного насмешливо, так как мужчина не является объектом интереса героини. Об этом говорит, к примеру, такая фраза как: «холеная бородка, придававшая ему, как он считал, солидный вид». В качестве еще одного примера описания героя, приведем описание директора Института судебной медицины: «Der Leiter des Gerichtsmedizinischen Instituts saß hinter seinem Schreibtisch, ein schlanker, weißhaariger Herr mit schmalem Gesicht und kühlen grauen Augen. Beim Eintritt seines ersten Assistenten nahm er die dunkle Hornbrille ab.» (стр. 6) («Директор Института судебной медицины сидел за рабочим столом - худощавый седовласый господин с узким лицом и холодными серыми глазами). При появлении своего первого заместителя он снял тяжелые роговые очки.») Несмотря на то, что описание директора не очень большое, мы все равно сразу же можем представить мужчину в возрасте, с седыми волосами, худощавого строения, в очках, что является неким стереотипом человека, работающего долгое время на достаточно сложной работе. Ярким маркером является описание его «холодных серых глаз».

В романах писательницы присутствуют черты женского письма, где акцент ставится на стиль самого текста. Рассматривая роман Фишер «Судьба Лилиан Хорн», можно выделить такие слова в тексте, как Büchlein», «Книжечка» (стр. 84), «Nachttischlämpchen» («Ночная лампочка», стр. 29) «Kindchen» («Малышка», стр. 194), «Doktorchen» («Докторишка», стр. 185) и др. Такие уменьшительные суффиксы характерны именно для женского стиля письма. Мужской же стиль отличается более жестким, строгим письмом.

Писательница использует достаточно много разговорной лексики: «Verdammt» («Черт подери!», стр. 12), «Sekretärinnen-Silo» («Башня секретарш», стр. 18), «Herrenparty» («Мужская вечеринка», стр. 61), «Zum Teufel» («К черту», стр. 111), «Weibliche Krimskrams» («Женские тряпки», стр. 160) и др. В произведении можно найти достаточно много диалогов, что позволяет читателю легче воспринимать текст. Когда Марие Фишер описывала вечер главной героини, то, как Лилиан готовилась к предстоящей вечерней работе, она пишет: «Lilian Horn versuchte sich ganz zu entspannen und an nichts zu denken, denn sie wusste, dass das die Wirkung ihrer Maske unterstützen würde…Die zehn Minuten, die die Maske wirken sollte, waren um.» (стр. 17) («Лилиан Хорн попыталась полностью расслабиться и ни о чем не думать, так как она понимала, что это помешает воздействию маски… Десять минут, необходимые по инструкции для маски, прошли.» Роман имеет структуру детектива, в нем присутствует большое количество как судебной, так и газетной лексики: «Die Mörderin mit den Bernsteinaugen» (стр. 94), («Убийца с янтарными глазами» «Lebenslänglich für die Mörderin mit den Bernsteinaugen!» (стр. 157) («Пожизненное заключение для убийцы с янтарными глазами» и т.д.

Литературные критики любили писать о романах Марии Луизы Фишер, что начиная с 80-х годов, героини в произведениях писательницы становились независимыми и стояли наравне с мужчинами. Фишер приходилось прикладывать достаточно большие усилия, чтобы описывать сильную женщину, сильную личность, опираясь на собственный опыт. Героини ее произведений - женщины, которые сами должны найти свой путь в жизни и «освободиться» от всего. Пройдя множество жизненных трудностей и препятствий, в конце романа героиню ждет «освобождение» в виде мужчины, который ее любит.

В нашем практическом исследовании мы опирались на теоретическую часть нашей работы. Таким образом, рассмотренный нами роман «Судьба Лилиан Хорн», написанный современной немецкоязычной писательницей Марие Луизе Фишер, был проанализирован с помощью метода контент-анализа, анализа дискурса и анализа художественного текста, а также с помощью критериев женского романа и женской литературы в частности. В первой части нашего исследования мы вывели наиболее типичные черты женского романа. Однако, при анализе объекта исследования, романа «Судьба Лилиан Хорн», было установлено, что в нем прослеживается лишь часть из них: в романе присутствует конфликт или ошибка, произошедшая при встрече главных героев, изначально благополучная жизнь главной героини, счастливый конец, в произведении присутствует любовная линия, целая череда интриг и перипетий.

В ходе нашего практического исследования нами были рассмотрены: биография писательницы, ее творческий путь, цель и тематика произведений, стиль и особенности письма писательницы, на основе конкретного произведения «Судьба Лилиан Хорн».

Гендерная проблематика в современной литературе Германии является очень важным вопросом. Если раньше при описании персонажей акцент ставился на их внешности, духовности, психологических качествах, то теперь важная роль отводится их гендерному позиционированию, соответствию или нарушению гендерных стереотипов. Гендерные черты персонажей становятся одной из его важнейших характеристик, и используется как важный инструмент в формировании образа.

Как определенный прием используется также нарушение гендерных стереотипов, позволяющий формировать многогранные яркие, и сложные, и очень неоднозначные образы героев, смешивать различные литературные жанры, благодаря чему на свет появляются детективные любовные романы, детективные психологические драмы и т.д.

Проанализированный роман писательницы Марие Луизе Фишер «Судьба Лилиан Хорн» - характерный представитель такого промежуточного жанра, являющийся типичным и нетипичным представителем женской литературы, в котором также прослеживаются черты феминистской литературы, такие как: равноправие в обществе, отставивание личных интересов, доминирование над мужчинами и т.д. на примере главной героини Лилиан Хорн.

 


Заключение

 

В ходе нашего исследования нами были решены все задачи, поставленные нами в рамках нашей научной работы, а именно: определение понятия «гендер»; определение понятия «мужское» и «женское», как ключевых понятий при изучении гендерной проблематики; определение понятия «Женская литература», как отдельное литературное течение.

Теоретический анализ литературы показывает, что тема гендера и гендерной проблематики рассматривалась достаточно широко. В ходе нашей исследовательской работы нами были рассмотрены такие темы, как: проблематика понятия «гендер» и проблема изучения так называемой «женской литературы» (литературы, написанной женщинами, о женщинах, для женщин). В результате изучения различных источников мы пришли к выводу, что проблематика понятия «гендер» исследуется и развивается до сих пор.

Рассматривая гендерную проблематику с точки зрения литературы, выделяется отдельное женское направление, «феминистская критика». Основной целью феминистской литературной критики является переоценка классического канона «больших» литературных текстов с точки зрения: женского авторства, женского чтения, а также, так называемых женских стилей письма.

Усиление внимания к проблеме «женских исследований» и «женского письма» связано в первую очередь с тем, что раньше понимание определений «мужское» и «женское» в обществе рассматривалось с патриархальных позиций. Со временем, вследствие так называемого «женского движения», встал вопрос о равенстве полов.

В ходе нашего исследования было также рассмотрено понятие «женский роман». Таким образом, нам удалось сделать небольшое заключение, что «женский роман» - отдельный жанр в литературе, ориентированный на женскую аудиторию; это произведения, созданные в основном женщинами, о женщинах и для женщин. Изучив научную работу доктора филологических наук, специалист по Зарубежной литературе, О. Вайнштейн, нам удалось заключить, что «женский роман» - это, так называемое «легкое чтиво», относящееся, по словам Ольги Вайнштейн, к «розовому жанру».

Иными словами, женский роман это - некое сочинение в прозе, вымышленный рассказ, события которого обычно происходят в отношениях между мужчиной и женщиной. Произведения такого жанра чаще всего описывают историю любовных отношений. Внимание читателя акцентируется на чувствах и переживаниях героев. Предметом описания является красивая и глубокая любовь, которая чаще всего чужда окружающим и которой препятствуют какие-либо сложные обстоятельства или же наоборот, страдания по поводу отсутствия любви.

Рассмотрев определение понятия «женская литература», как отдельное течение в литературе, мы пришли к выводу, что данное понятие является одной из тем, которая вызывает острые дискуссии. Проблема состоит в том, что до сих пор поднимается вопрос о том, способны ли женщины наравне с мужчинами создавать высокохудожественные произведения.

Основным объектом нашего исследования является конкретное литературное произведение современной немецкой писательницы, Марие Луизе Фишер «Судьба Лилиан Хорн». Опираясь на теоретическую часть нашего исследования, нами была достигнута поставленная цель работы, а именно: показать отражение и развитие гендерной проблематики в современной литературе Германии на примере конкретного литературного произведения. Проанализированный роман является характерным представителем жанра женской литературы.

В заключение хотелось бы отметить, что тема гендерной проблематики непосредственно в сфере литературоведения изучена не до конца и развивается до сих пор. Так как показать развитие гендерной проблематики на примере рассмотренного нами одного конкретного произведения не достаточно, впоследствии можно также обратиться к другим иноязычным авторам, чтобы рассмотреть данную проблему на примере аналогичных произведений.

 


Список литературы

гендер фишер хорн феминистский

[1] Барт Р. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994

[2] Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. М» 1996. №22. С. 284.

[3] Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. М» 1996. №22. С. 287.

[4] Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. М» 1996. №22. С. 297.

[5] Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. М» 1996. №22. С. 303.

[6] Вейнингер О. Пол и характер.-М., 1991.

[7] Вольф, Криста. Кассандра. Медея. Летний этюд. Перевод с немецкого. АСТ. Москва. 2001

[8] Воронина О.А. Феминизм // Современная западная социология. Словарь.-М., 1990.

[9] Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций/ Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001, с.с. 13-106.

[10] Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

[11] Гримшоу Д. Идея женской этики // Феминизм: Восток. Запад. Россия: Сб. ст. М.: Наука, 1993.

[12] Дapк О. Женские антиномии // Дружба народов. 1991. №4. С. 257.

[13] Жеребкина И. Предисловие // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Харьков: ХЦГИ, 1998. С. 10-12.

[14] Ильин И. Феминистская критика в лоне постструктурализма // Ильин И.

[15] Каменская О.Л. Гендергетика - наука будущего // Гендер как интрига познания, М.: Рудомино, 2002, с. 13-19.

[16] Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.

[17] КирилинаА. В. Гендер: лингвистические аспекты; Горошко Е.И. Языковое сознание (гендернаяпарадигма). М., 2003.

[18] Кирилина А.В. Исследование гендера в лингвистических научных дисциплинах // Гендерные образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы: Материалы международной научной конференции, Иваново, 24-25 июня 2003 г. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. - с. 132-138.

[19] Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1989.

[20] Митчелл Д. Женская сексуальность // Гендерные исследования. №1. 1998. - Харьков

[21] Нордгенен Э. Развитие постструктурализма в теории литературного феминизма // Преображение. №2. 1994

[22] Репина Л.П. История женщин сегодня: историографические заметки // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 1996. С. 39-42;

[23] Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002. С. 11-12.

[24] Руссо Жан Жак. Эмиль или о воспитании // Избранные сочинения. Том 1. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. С. 98.

[25] Сатклифф Б. Критика о современной женской прозе // Филологические науки. 2000. №3.

[26] Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования. М., 1999. С. 32-33.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.