История изучения гендерной проблематики — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История изучения гендерной проблематики

2020-04-01 205
История изучения гендерной проблематики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История изучения гендерной проблематики

 

Мужское доминирование

 

Понимание определений «мужское» и «женское» в обществе всегда осуществлялось с патриархальных позиций, то есть с заданного предположения, что культура мужская с её иерархическими рядами - универсальное мерило всех ценностей. (Гримшоу, 1993) Интерес к идеям эпохи Просвещения заострился в ХХ веке, когда началась критика мировоззренческих постулатов, красочно выраженная в работах Жан-Жака Руссо, одного из крупнейших мыслителей XVIII в. в своих работах писатель проанализировал подобия и различия полов и высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (то, что позже будет названо «гендерными стереотипами»), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке. Философ всё время подчёркивал иерархичность устройства общества, вытекающую из общественного договора. Согласно данному договору, каждый человек обязан занимать определённое место в обществе. Тоже самое касается ситуации в семье, а именно распределения ролей и сфер деятельности. К примеру, в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) всем известный философ Ж.Ж. Руссо часто повторял, что жена всегда находится в подчинении мужа. Она должна всегда помнить о том, что зависима от мужчины и обязана всегда добиваться его расположения, тем самым сохраняя благополучие в семье, а в целом и благополучие всего общества. Соответственно, вся работа по дому, иными словами женская работа служила лишь фоном для более важных сфер деятельности, общественных, которые считались исконно мужскими. Частной, домашней жизнью ни один «уважающий» себя мужчина никогда не ограничивался. Именно потому, что общественная деятельность считается приоритетней, она и принадлежит только мужчине. (Руссо, 1961, 98)

Рассматривая тему мужского доминирования как один из видов гендерной проблематики, обратимся к мнению американских ученых Е. Томпсон и Дж. Плек, с 1986 года активно занимающихся данной темой. Мужское доминирование, по его мнению - это «центральный показатель мужской гендерной роли, который характеризует мужские ролевые нормы - норму статуса, норму твердости и норму антиженственности. Норма статуса и успеха, в свете мужского доминирования, говорит о том, что мальчик должен стремиться к более успешному положению в социальной сфере». Если говорить о норме твердости (физической, умственной и эмоциональной), то она обязывает показывать агрессивность, силу, компетентность, а норма антиженственности говорит о том, что нужно не только игнорировать все, что часто связано с «женским», но и использовать женщин для подчинения. (Pleck, J.H., 1981, 86)

Кандидат психологических наук И.С. Клецина, рассматривает стереотипы мужского доминирования, которые обеспечивают асимметричную гендерную социализацию мальчиков. И.С. Клецина считает, что мальчики предстают перед нами как инициативные, активные люди, чаще всего они лидеры и интеллектуалы, склонны к соревнованию и конкуренции, способны к точным наукам и т.д. Что касается девочек, то они скорее пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и, в целом, менее способны и успешны, чем мальчики. (Гендерная социализация, 1998)

Этнографические исследования Маргарет Мид показали, что биологическая обусловленность мужского доминирования неизменна. Согласно исследованиям ученой, в различных культурах мужчины и женщины играют совершенно противоположные роли (например, мужчины - ухаживают за детьми, а женщины распоряжаются материальными ресурсами и доминируют).

Таким образом, можно сделать небольшой вывод, что со временем мужское доминирование отходит на второй план. Если раньше женщина подчинялась мужчине, не имела права голоса и ее единственными целями и правами в жизни были семья и домашнее хозяйство, то позднее, когда женщины стали независимыми, получили свободу, они достигли одного уровня с мужчинами, то есть приобрели те же качества и нормы. Именно это дало им право, как пишет Маргарет Мид, играть диаметрально противоположные роли.

 


Анализ романа Марие Луизе Фишер «Судьба Лилиан Хорн» в аспекте гендерной проблематики

 

Заключение

 

В ходе нашего исследования нами были решены все задачи, поставленные нами в рамках нашей научной работы, а именно: определение понятия «гендер»; определение понятия «мужское» и «женское», как ключевых понятий при изучении гендерной проблематики; определение понятия «Женская литература», как отдельное литературное течение.

Теоретический анализ литературы показывает, что тема гендера и гендерной проблематики рассматривалась достаточно широко. В ходе нашей исследовательской работы нами были рассмотрены такие темы, как: проблематика понятия «гендер» и проблема изучения так называемой «женской литературы» (литературы, написанной женщинами, о женщинах, для женщин). В результате изучения различных источников мы пришли к выводу, что проблематика понятия «гендер» исследуется и развивается до сих пор.

Рассматривая гендерную проблематику с точки зрения литературы, выделяется отдельное женское направление, «феминистская критика». Основной целью феминистской литературной критики является переоценка классического канона «больших» литературных текстов с точки зрения: женского авторства, женского чтения, а также, так называемых женских стилей письма.

Усиление внимания к проблеме «женских исследований» и «женского письма» связано в первую очередь с тем, что раньше понимание определений «мужское» и «женское» в обществе рассматривалось с патриархальных позиций. Со временем, вследствие так называемого «женского движения», встал вопрос о равенстве полов.

В ходе нашего исследования было также рассмотрено понятие «женский роман». Таким образом, нам удалось сделать небольшое заключение, что «женский роман» - отдельный жанр в литературе, ориентированный на женскую аудиторию; это произведения, созданные в основном женщинами, о женщинах и для женщин. Изучив научную работу доктора филологических наук, специалист по Зарубежной литературе, О. Вайнштейн, нам удалось заключить, что «женский роман» - это, так называемое «легкое чтиво», относящееся, по словам Ольги Вайнштейн, к «розовому жанру».

Иными словами, женский роман это - некое сочинение в прозе, вымышленный рассказ, события которого обычно происходят в отношениях между мужчиной и женщиной. Произведения такого жанра чаще всего описывают историю любовных отношений. Внимание читателя акцентируется на чувствах и переживаниях героев. Предметом описания является красивая и глубокая любовь, которая чаще всего чужда окружающим и которой препятствуют какие-либо сложные обстоятельства или же наоборот, страдания по поводу отсутствия любви.

Рассмотрев определение понятия «женская литература», как отдельное течение в литературе, мы пришли к выводу, что данное понятие является одной из тем, которая вызывает острые дискуссии. Проблема состоит в том, что до сих пор поднимается вопрос о том, способны ли женщины наравне с мужчинами создавать высокохудожественные произведения.

Основным объектом нашего исследования является конкретное литературное произведение современной немецкой писательницы, Марие Луизе Фишер «Судьба Лилиан Хорн». Опираясь на теоретическую часть нашего исследования, нами была достигнута поставленная цель работы, а именно: показать отражение и развитие гендерной проблематики в современной литературе Германии на примере конкретного литературного произведения. Проанализированный роман является характерным представителем жанра женской литературы.

В заключение хотелось бы отметить, что тема гендерной проблематики непосредственно в сфере литературоведения изучена не до конца и развивается до сих пор. Так как показать развитие гендерной проблематики на примере рассмотренного нами одного конкретного произведения не достаточно, впоследствии можно также обратиться к другим иноязычным авторам, чтобы рассмотреть данную проблему на примере аналогичных произведений.

 


Список литературы

гендер фишер хорн феминистский

[1] Барт Р. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994

[2] Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. М» 1996. №22. С. 284.

[3] Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. М» 1996. №22. С. 287.

[4] Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. М» 1996. №22. С. 297.

[5] Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. М» 1996. №22. С. 303.

[6] Вейнингер О. Пол и характер.-М., 1991.

[7] Вольф, Криста. Кассандра. Медея. Летний этюд. Перевод с немецкого. АСТ. Москва. 2001

[8] Воронина О.А. Феминизм // Современная западная социология. Словарь.-М., 1990.

[9] Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций/ Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001, с.с. 13-106.

[10] Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

[11] Гримшоу Д. Идея женской этики // Феминизм: Восток. Запад. Россия: Сб. ст. М.: Наука, 1993.

[12] Дapк О. Женские антиномии // Дружба народов. 1991. №4. С. 257.

[13] Жеребкина И. Предисловие // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Харьков: ХЦГИ, 1998. С. 10-12.

[14] Ильин И. Феминистская критика в лоне постструктурализма // Ильин И.

[15] Каменская О.Л. Гендергетика - наука будущего // Гендер как интрига познания, М.: Рудомино, 2002, с. 13-19.

[16] Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.

[17] КирилинаА. В. Гендер: лингвистические аспекты; Горошко Е.И. Языковое сознание (гендернаяпарадигма). М., 2003.

[18] Кирилина А.В. Исследование гендера в лингвистических научных дисциплинах // Гендерные образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы: Материалы международной научной конференции, Иваново, 24-25 июня 2003 г. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. - с. 132-138.

[19] Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1989.

[20] Митчелл Д. Женская сексуальность // Гендерные исследования. №1. 1998. - Харьков

[21] Нордгенен Э. Развитие постструктурализма в теории литературного феминизма // Преображение. №2. 1994

[22] Репина Л.П. История женщин сегодня: историографические заметки // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 1996. С. 39-42;

[23] Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002. С. 11-12.

[24] Руссо Жан Жак. Эмиль или о воспитании // Избранные сочинения. Том 1. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. С. 98.

[25] Сатклифф Б. Критика о современной женской прозе // Филологические науки. 2000. №3.

[26] Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования. М., 1999. С. 32-33.

История изучения гендерной проблематики

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.