Предпосылки возникновения непосредственно гендерных исследований. Феминистская критика — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Предпосылки возникновения непосредственно гендерных исследований. Феминистская критика

2020-04-01 352
Предпосылки возникновения непосредственно гендерных исследований. Феминистская критика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во второй половине ХХ века развитие новых социально-философских теорий происходило вместе с демократизацией западного общества. Студенческая революция 1968 года способствовала ускоренному развитию целого ряда идей. К их числу относится и осознание социокультурной обусловленности пола. Научное осмысление гендерной концепции стимулировало так называемое «Новое женское движение» в США, вступившее в борьбу с патриархатом, и которое в значительной степени способствовало ее распространению в целях политической борьбы. (An Introduction to Women's Studies, 1983)

Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в мире не очень давно, примерно в 1980-е годы, после того как в университетах Северной Америки открыли соответственные факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, которые вели разработки гендерной проблематики.

Теоретические споры о том, считать ли женские исследования прямым или косвенным следствием женского движения, продолжаются до сих пор. Также не прекращается теоретическая дискуссия о связи академического феминизма и практики женского движения, то есть факт остается фактом: первые курсы женских исследований в высшей школе США были организованы под влиянием женских движений 1960-1970-х годов. Главным принципом развития данной академической дисциплины была тесная связь теории и практики, а политический характер знания, в том числе феминистского, казался не только очевидным, но и необходимым. (Кирилина, 1999)

Считаю нужным кратко остановиться на понятии «феминизм». Феминизм (от латинского femina - женщина) можно понимать по-разному. С одной стороны, это понятие означает широкое общественное движение за права женщин. У его истоков находится суфражизм (от английского suffrage - право голоса) - движение за юридическое равенство, за получение женщинами избирательных прав. С другой стороны, феминизм - это комплекс психологических, социально-философских, социологических, культурологических теорий. Данный комплекс анализирует ситуацию в обществе.

Так как тема нашего исследования напрямую связана с литературой, стоит коротко остановиться на понятии «феминистская критика». В 60-70-годы в западном литературоведении появилось направление, которое получило название «феминистская критика». Данная тема стала достаточно популярна в Западной Европе и США. Сегодня почти нет ни одного крупного американского университета, где не было бы курсов по женской / феминистской литературе и критике, а также гендерным аспектам литературного творчества.

Основной целью феминистской литературной критики является переоценка классического канона «больших» литературных текстов с точки зрения:

)   женского авторства,

)   женского чтения, а также

)   так называемых женских стилей письма.

Элизабет Гросс считает, что «феминистская литературная критика, однако, может быть ориентирована по-разному. Общим же останется только одно для всех ее разновидностей: признание особого способа женского бытия в мире и соответствующих ему женских стратегий». Именно отсюда основное требование феминистской литературной критики: необходимость феминистского пересмотра традиционных взглядов на литературу и практику письма, а также тезис о необходимости создания социальной истории женской литературы.

Американская ученая Элизабет Гросс разделяет феминистскую литературную критику на такие основные составляющие как:

1. Женская литература, где акцент ставится на пол автора;

2. Женское чтение - акцент ставится на восприятие читателя;

.   Женское письмо - акцент ставится на стиль текста;

.   Женская автобиография - акцент ставится на содержании текста. (Elizabeth Grosz, 1995, 9-24)

Феминистская критика выработала две противоположные стратегии. С одной стороны - это стремление подчеркнуть равенство женщин и мужчин, а с другой - попытка настоять на различии особенной женской культуры. Результатом феминистской критики стало возникновение «женских исследований» («women's studies») сначала в США (конец 1960-х гг.), а потом в Западной Европе (1980-е гг.). Изначально, изучение женщинпоявилось в рамках традиционных академических, социальных и гуманитарных дисциплинах (в основном, в литературе, истории, философии, социологии и психологии). Первые феминистские требования, которые предъявлялись университетам, были связаны с «внесением» женщин в учебные планы, учебники, издательские каталоги. Также были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе несправедливо забытые труды женщин, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин и самого гендера. Многие из курсов были включены в учебные планы уже существующих специальностей. Только в нескольких колледжах и университетах программы женских исследований получили самостоятельное развитие. Лозунгом, который объединил в рамках нового направления представителей различных дисциплин, стал тезис «добавить женщину». В данном тезисе выразилось стремление устранить существовавшую дискриминацию женщин как объекта научного исследования и сделать видимой роль женщин в истории и жизни современного общества. Этот тезис возник вследствие того, что женщины на протяжении долгого развития культуры просто исключались из публичного дискурса. Женщины ассоциировались только с домашней сферой, «женской работой» и семьей. Также, из-за того, что женщин редко обучалиграмоте, имеется очень мало документальных источников о жизни наших праматерей. В результате история культуры строится в основном на базе мужских имен, которые и изучаются традиционным гуманитарным знанием. Ни для кого не секрет, что по сравнению с большим числом художников-мужчин, лишь немногие женщины могли участвовать в создании произведений искусства и архитектуры - того, что изначально традиционно изучалось историками искусства. Исследователь в данной сфере, Ричард Хоф говорит: «Многие женщины, которые хотели как-то выразить себя в творчестве, старались делать это посредством музыки, танца, вышивки, плетения, вязания. Но именно все эти формы являются хрупкими, эфемерными и анонимными, и именно отсюда, слабое представление женщин в мире мужского художественногоистэблишмента, иными словами среди тех, чьи картины висят в музеях, а книги публикуются. Женщины раньше вообще редко играли решающую роль в доминантных религиях или в промышленности, оставаясь исключенными в сферах такого лидерства и на сегодняшнее время». (Хоф, 1999, 32-33)

В XIX и в начале XX века женщины достаточно многого добились, но фактически положение их в обществе не менялось. Сложность проблемы так называемого «женского вопроса» становилась все очевиднее. Постепенно идеологи эмансипации поняли, что необходимо более углубленно, с использованием широкого социокультурного анализа проанализировать причины дискриминации женщин. Исследователи и лидеры западного феминизма 50-70-х годов ХХ столетия (С. де Бовуар, Б. Фридан, Л. Иригарэй, Ю. Кристева, Э. Сиксу и др.) указали на ее маскулиный характер на примере культуры, связывающей понятие о человеке и подлинно человеческих качествах только с мужчиной. Ученые стремились показать, что женщина в традиционной культурной парадигме отождествлялась только с телом и его функциями (детородными или сексуальными). Исследователи считали, что единственно важная сфера деятельности женщины - семья, а единственная форма духовной жизни - любовь, определяемая как забота и проявляемая в форме обслуживания своих близких. Эта научная, исследовательская работа, равно как и практическое феминистское движение, дали возможность западным ученым-феминистам сформулировать свой теоретический язык, создать свой дискурс, посвященный женским, а позднее гендерным проблемам.

Существует несколько течений феминизма. Один из главных его видов - радикальный феминизм, который выступает за критический пересмотр существующего и за создание нового общественного порядка. Сторонники радикального феминизма выступают за пересмотр всей системы социальных отношений, вызывая острую реакцию протеста по отношению к феминизму в целом со стороны значительной части общества. Либеральный феминизм стоит на позиции «различных но равных». Его разновидностью является наука, направленная на восстановление женских имен в истории, литературе, искусстве, что влечет за собой на изменение всего культурного канона. Интеллектуальный феминизм наиболее перспективен как новая социально-философская теория и широкая гуманистическая практика, выходящая в сферы творчества и политики. Начало интеллектуального феминизма можно связать с постструктуралистским и постмодернистским направлениями. Например, постструктуралистский вариант феминизма, разрабатывая теорию «женского письма», показывает женственные - не женские - способы выражения в различных фигурах речи - тональности, ритме, риторике, метафоре и т.д. Деконструктивизм и феминистскую гендерную критику объединяют и способ изложения материала и (что важно) широкая интерпретация значений и текстов. И постструктуралистский феминизм и деконструктивизм ломают традиционное бинарное мышление. По мнению вдохновителя этого направления - Жака Деррида, деконструктивизм - это стратегия в рамках философии, которая меняет общепризнанные основы иерархии: темнота-свет, активность-пассивность. (Нордгрен, 1994).Теория «женского письма» подрывает тождественность сторон оппозиции - «мужественное» и «женственное». Из этого следует, что основа для возникновения гендерных исследований фактически была заложена до возникновения понятия «гендер», которое напрямую связано с темой феминизма. Это выразилось, во-первых, в осознании необходимости изучения мужчин и формирования мужского опыта наравне с изучением женщин и женского опыта. В этом смысле предметом гендерных исследований, в отличие от исследований женщин, по мнению И.А. Жеребкиной «оказывается уже не только женщины, но и соотношение полов и, более того, - различные формы половой идентичности, не укладывающиеся в рамки традиционной идентичности».

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. В первой главе нами были раскрыты такие понятия, как «гендер» и «генденые исследования». Взяв за основу определение понятия «гендер», открытое ученым Робертом Столлером, мы заключили, что «гендер» - это социальный пол, который подчеркивает не природную, а социокультурную причину межполовых различий.

Далее мы перешли к непосредственно генденым исследованиям, появившимся в мире в 1980-е годы. Главным принципом развития данной академической дисциплины была тесная связь теории и практики, политический характер знания, в том числе феминистского был необходимым. Тема гендера достаточно актуальная тема, которая была рассмотрена многими исследователями и изучается до сих пор.

С появлением гендерных исследований, мужское доминирование в обществе, которое было вполне нормальным явлением со временем отходит на второй план. Если раньше женщина подчинялась мужчине, не имела права голоса и ее единственными целями и правами в жизни были семья и домашнее хозяйство, то позднее, когда женщины стали независимыми, получили свободу, они достигли одного уровня с мужчинами, то есть приобрели те же качества и нормы. Именно это дало им право, как пишет исследовательница Маргарет Мид, играть диаметрально противоположные роли.

В XIX и в начале XX века женщины достаточно многого добились, но фактически положение их в обществе не менялось. Сложность проблемы так называемого «женского вопроса» становилась все очевиднее. Постепенно идеологи эмансипации поняли, что необходимо более углубленно, с использованием широкого социокультурного анализа проанализировать причины дискриминации женщин. Исследователи и лидеры западного феминизма 50-70-х годов ХХ столетия (С. де Бовуар, Б. Фридан, Л. Иригарэй, Ю. Кристева, Э. Сиксу и др.) указали на ее маскулиный характер на примере культуры, связывающей понятие о человеке и подлинно человеческих качествах только с мужчиной. Ученые стремились показать, что женщина в традиционной культурной парадигме отождествлялась только с телом и его функциями (детородными или сексуальными). Исследователи считали, что единственно важная сфера деятельности женщины - семья, а единственная форма духовной жизни - любовь, определяемая как забота и проявляемая в форме обслуживания своих близких. Эта научная, исследовательская работа, равно как и практическое феминистское движение, дали возможность западным ученым-феминистам сформулировать свой теоретический язык, создать свой дискурс, посвященный женским, а позднее гендерным проблемам.

Переходя ближе к тематике нашего исследования, нами было рассмотрено понятие «феминистская литературная критика». Данное направление появилось в 60-70-годы в западном литературоведении. Данная тема стала достаточно популярна в Западной Европе и США. Основной целью феминистской литературной критики является переоценка классического канона «больших» литературных текстов с точки зрения: женского авторства, женского чтения, а также так называемых женских стилей письма.

Далее, нами была рассмотрена ситуация в обществе ХХ века, где понимание определений «мужское» и «женское» в обществе рассматривалось с патриархальных позиций. Но со временем мужское доминирование отходит на второй план. Если раньше женщина подчинялась мужчине, не имела права голоса и ее единственными целями и правами в жизни были семья и домашнее хозяйство, то позднее, когда женщины стали независимыми, получили свободу, они достигли одного уровня с мужчинами, то есть приобрели те же качества и нормы.

 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.