Формирование группы по аудиту — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формирование группы по аудиту

2020-04-01 101
Формирование группы по аудиту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После того как будет признана возможность проведения аудита, необходимо сформировать группу по аудиту с учетом компетентности, необходимой для достижения целей аудита. Если аудит осуществляет один аудитор, он должен выполнять все обязанности руководителя группы по аудиту. Раздел 7 содержит руководящие указания по определению необходимой компетентности и описывает процессы оценки аудиторов.

При определении численности и состава группы по аудиту необходимо учитывать следующее:

a) цели, область, критерии и продолжительность аудита;

b) возможность совместного или комплексного аудита;

c) общую компетентность группы по аудиту, необходимую для достижения целей аудита;

d) законодательные, нормативные и контрактные требования, а также требования органов по аккредитации/сертификации там, где это применимо;

e) требования по обеспечению независимости группы по аудиту от деятельности, которая должна проверяться, и по исключению конфликта интересов;

f) способность членов группы по аудиту результативно сотрудничать с проверяемой организацией и вместе работать;

g) язык аудита и понимание социальных и культурных особенностей организации, что достигается посредством собственных навыков аудитора или при поддержке технического эксперта.

Процесс обеспечения общей компетентности группы по аудиту должен включать следующие шаги:

- определение знаний и навыков, необходимых для достижения целей аудита;

- подбор членов группы по аудиту таким образом, чтобы группа по аудиту владела всеми требуемыми знаниями и навыками.

Если знаний и навыков аудиторов в группе по аудиту недостаточно, этот пробел можно восполнить включением в группу технических экспертов. Технические эксперты должны работать под руководством аудитора.

Аудиторы-стажеры могут быть включены в группу по аудиту, но они не должны проводить аудит без непосредственного руководства или руководящих указаний.

Как заказчик аудита, так и проверяемая организация имеют право потребовать замены членов группы по аудиту на разумном основании, аргументированном принципами проведения аудита, описанными в разделе 4. Примеры таких оснований включают ситуации конфликта интересов (член группы аудита был работником проверяемой организации или предоставлял ей консультационные услуги) или предыдущее неэтичное поведение аудитора. Такие основания должны быть сообщены руководителю группы по аудиту и лицам, ответственным за управление программой аудита, которые уполномочены решать все вопросы с заказчиком аудита и проверяемой организацией до принятия каких-либо решений по замене члена группы по аудиту.

6.2.5 Установление предварительного контакта с проверяемой организацией

Предварительный контакт с проверяемой организацией может носить формальный или неформальный характер и должен быть установлен теми, кто несет ответственность за управление программой аудита, или руководителем группы по аудиту. Цели предварительного контакта:

a) определение каналов обмена информацией с представителем проверяемой организации;

b) подтверждение полномочий на проведение аудита;

c) обеспечение информацией относительно графика аудита и состава группы по аудиту;

d) запрос доступа к соответствующим документам, включая записи;

e) определение применимых правил безопасности «на месте»;

f) организация аудита;

g) согласование присутствия наблюдателей и необходимости обеспечения группы по аудиту сопровождающими.

113. Процесс: 5M

Для обозначения процесса часто используется понятие «5М составляющих частей процесса (см. рис. 4.1): Method — технология. Man — персонал. Machinery — оборудование. Material — материалы.
Un Milieu ouvrier (франц.) — производственная среда.

Яндекс.ДиректРусское Телевидение в США16+

Предыдущие части обозначались на английском языке, но для этой части трудно найти подходящее английское слово на букву «М». Поэтому японцы заменили составляющую «производственная среда» на «измерение» (Measurement).
5М = Man, Machine, Material, Method, Measurement. Это всего лишь разные взгляды на то, что термином «процесс» может называться существенный объем видов деятельности, использующий несколько видов ресурсов.


При более подробной декомпозиции 5М можно разбить на 12 составляющих процесса. Для того чтобы процесс прошел в управляемых условиях, в распоряжении владельца процесса должны быть все эти составляющие.

1. Технология.
2. Персонал.
3. Оборудование.
4. Оснастка и инструменты.
5. Контрольно-измерительное и испытательное оборудование.
6. Нормативная документация.
7. Основные материалы.
8. Вспомогательные материалы.
9. Производственная среда.
10. Теплоэнергоносители.
11. Программное обеспечение (hard amp; soft).
12. Информация.


/>Этот список можно варьировать, сокращать или дополнять в зависимости от специфики процесса, но в основном это те составные части, без которых не может состояться процесс [15].

Составные части процесса, которыми управляет владелец, и являются ресурсами.

Познакомьтесь с мужчиной в СШАПознакомьтесь с русскоязычными в США. Регистрация за 1 минуту! Просто и удобно.Узнать больше rusdate.usЯндекс.Директ

На рис. 4.2 они объединены под этим общим названием. Все ресурсы, необходимые для проведения процесса, должны быть запланированы и выделены до начала проведения процесса.
Набор ресурсов, которые следует учитывать при создании модели процесса, определяется для каждой конкретной модели. Не всегда все виды ресурсов необходимо отображать в модели или скрывать их при помощи фильтров. Для отображения выбираются только те объекты, которые являются существенными для выбранной детальности описания.
Рис. 4.2. Схема процесса, управляемого владельцем
Владелец процесса

Показатели Показатели Удовлетво- |
процесса продукта ренносгь j


Выход
Выполнение работ процесса
лмт¦ т
Доработка или утилизация
(g Контрольные точки процесса
Результат процесса может быть положительным или отрицательным. Все, что получилось на выходе процесса, должно быть проверено, прежде чем этот выход использует потребитель. На заводе ОТК проверяет продукцию, руководитель утверждает проект, потребитель подписывает акт приемки работы, проекта или отчета о проведенном аудите. Продукт на выходе может пройти процедуру проверки успешно, а может быть отклонен и направлен
на доработку или утилизацию. Владелец процесса для принятия управленческих решений должен получить информацию о ходе процесса (параметры процесса), о результатах процесса (параметры продукта) и данные от потребителя о степени его удовлетворенности полученным продуктом (данные об удовлетворенности клиента). Для получения информации владелец процесса устанавливает в процессе контрольные точки, в которых производится сбор данных о процессе, регламенты сбора, обработки и предоставления этой информации.

114 Диаграмма процесса осуществления программы

Диаграмма процесса осуществления программы (Process Decision Program Chart – PDPC) представляет собой диаграмму схожую с поточной диаграммой. Она отражает последовательность действий и решений, необходимых для достижения желаемого результата и может быть использована для оценки сроков и целесообразности проведения работ по выполнению программы до их начала и в процессе их проведения с возможностью корректировки сроков.

Соблюдение очерёдности выполнения всех намеченных этапов процесса позволяет минимизировать время, необходимое для его осуществления, называемое «мёртвым временем» исходя из того, что в течение него организация не только не получает прибыли, но и расходует собственные средства, которые будут возвращены только после приобретения продукции потребителем.

На практике при оформлении диаграммы процесса осуществления программы (рис. 7.8) используют только три символа:

  • овал – для обозначения начала и конца процесса;
  • прямоугольник – для обозначения действий и операций;
  • линии со стрелками – для указания направления процесса.

Применение диаграммы наиболее эффективно в двух случаях:

  1. при разработке новой программы достижения требуемого результата;
  2. при стремлении избежать проблем ещё на этапе планирования.

Рис. 7.7. Поточная диаграмма (на примере процесса выбора и контроля поставщика)

Рис. 7.8. Диаграмма процесса осуществления программы (на примере работ при выполнении заказа потребителя на производство, поставку и монтаж системы)

115. Принятие решений в области качества с учетом рисков

 При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск или уровень определенности, с которой можно спрогнозировать результат. Необходимо учитывать тот факт, что организация не автономна, она тесно взаимосвязана с внешней средой и зависит от взаимоотношений с факторами внешней среды.

В ходе оценки альтернатив и принятия решений участники группы должны учитывать все факторы и прогнозировать возможные результаты с учетом изменений разных обстоятельств.

Решения обычно принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска и неопределенности.

Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов.

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна.

Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Рассмотрим основную группу факторов, влияющих на организацию.

Рис. 36. Основные факторы, влияющие на организацию

Из рис. 36 видно, что при выборе вариантов решения необходимо учитывать не только возможности организации, но и учесть все факторы взаимосвязей с каждым из определений, оказывающих влияние на организацию. Необходимо предусмотреть все возможные варианты поворота событий и учесть их при выработке решения.

Кроме того, следует учитывать и изменения ситуации, обусловленные ходом времени. В нашем быстро изменяющемся мире, в условиях развития науки и техники, политических и экономических условий, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать, пока информация, на которой основаны решения, остаются релевантными и точными. Здравый смысл подсказывает, что решение следует принимать достаточно быстро для того, чтобы желательное действие сохранило свое значение.

Критерии оценки идеи

При оценке идей следует учитывать такие критерии, как: -

новизна, -

эффективность, -

проработанность и комплексность.

Новизна Идея обладает новизной, если она предлагает новые процессы, концепции, способы и материалы. Новизна идей проявляется в расширении поля исследования проблемы.

Потенциальные возможности. Они проявляются в способности идеи побуждать к

нахождению новых решений.

Оригинальность. Это наиболее общая характеристика для оценки продукта интеллектуального творчества. С практической точки зрения идея считается оригинальной, если подобной ей нет среди уже известных людям, работающим в определенной области. Поэтому инженерная идея, предложенная бухгалтером, может быть оригинальной именно для него, а не для инженера.

Гибкость. Очень важная характеристика идеи.

 

116. Основные технологии управления качеством

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются, в основном, организационно-распорядительные (административные), инженерно-технологические, экономические и социально-психологические методы.

Методы управления качеством включают в себя приемы и способы ведения управленческой деятельности и влияния на управляемые объекты с целью решения поставленных задач в сфере качества.

Практика управления предусматривает следующие методы управления качеством:

1. Научно-технические;

2. экономические;

3. организационно-распорядительные;

4. социально-психологические.

Экономические методы управления качеством

Экономические методы управления качеством могут быть реализованы посредством создания экономических условий, которые способствуют побуждению работников и коллективов к систематическому увеличению и повышению необходимого уровня качества.

Среди экономических методов может быть финансирование деятельности в сфере управления качеством, стимулирование производства, планирование новых видов товаров, внедрение систем оплаты и материального поощрения и др.

Более широкого применения экономических методов управления качеством потребовало развитие рыночных отношений.

Организационно-распорядительные методы

Организационно-распорядительные методы управления качеством могут осуществляться путем исполнения обязательных директив, приказов и предписаний, которые сконцентрированы на увеличении и обеспечении требуемого уровня качества.

В систему организационно-распорядительных методов по управлению качеством обычно включают стандартизацию и нормирование, распорядительное воздействие и инструктирование, регламентирование функционального, должностного и структурного характера.

Организационно-распорядительные методы управления качеством предопределяют создание системы документации соответствующих статусов. В этом случае к каждому документу предъявляются очень жесткие требования к качеству их содержания, иначе эти методы не способны в полной мере реализоваться в практике управления.

В составе организационно-распорядительной документации важнейшим документом является политика в области качества.

Научно-технические методы управления качеством

В соответствии с современным состоянием науки и техники управление качеcтвом продукции может осуществляться научно-техническими методами. В этом случае объект управления представляет собой сам процесс, продукт, техническую проблему.

Среди научно-технических методов управления качеством используются технологические, и статистические, экспертные и исследовательские, а также комплексные методы.

Среди технологических методов самым приемлемым является автоматический метод, при котором отклонения процессов от заданных параметров и управляющие меры могут быть определены, выработаны и воздействовать на объект автоматически посредством технических устройств.

Наряду с технологическими методами практика управления качеством применяет статистические методы, включающие в себя взаимосвязанный комплекс способов отслеживания качества, статистическое регулирование и приемочный контроль, статистический анализ и оценку качества.

Социально-психологические методы управления качеством

Данные тип методов характеризуется использованием группы факторов, которые оказывают воздействие на управление социально-психологическими процессами, протекающими в трудовом коллективе, для достижения целей в области качества.

Самыми популярными социально-психологическими методами считаются методы повышения дисциплины (инициативы, ответственности, активности), моральное стимулирование высокого качества, меры улучшения психологического климата в коллективе.

При использовании социально-психологических методов также применяют способы учета психологических особенностей каждого члена трудового коллектива в процессе обеспечения качества, а также приемы формирования мотивов трудовой деятельности любого из членов коллектива, которые направлены на достижение требуемого качества.

117. Сущность понятия «качество продукции»

Качество продукции - это совокупность потребительских свойств и характеристик товара, обусловливающий его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением (ГОСТ 15467—79). Согласно международному стандарту качество — «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Качество продукции — не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория она тесно связана с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характе-ризует одно или одновременно несколько свойств потребитель-ной стоимости, связанных с удовлетворением общественной по-требности. Потребительная же стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности.

Качество продукции как экономическая категория выполняет следующие функции:

  • наиболее полное удовлетворение потребителей продукции; является важнейшим свойством (признанием) любого товара или услуги, без которых они таковыми не являются;
  • характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности;
  • качество продукции является основой для оплаты труда работников, формирования себестоимости и цены продукции. Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цену, прибыль, рентабельность и др.

Вся продукция подразделяется на четыре группы, принадлежность к каждой из которых определяет уровень качества:

  1. высший;
  2. конкурентоспособный;
  3. пониженный;
  4. низкий

118. История создания стандартов качества

Появление стандартов ISO 9000 явилось логическим результатом развития управления качеством. Это развитие проходило от зарождения и развития отдельных элементов в рамках общего управления предприятиями до интеграции элементов и перехода к комплексному, а затем тотальному управлению качеством. Эволюция стандартов по менеджменту и обеспечению качества тесно связана с эволюцией культуры качества. Расширение индустриализации в начале XX в. привело к разработке и внедрению национальных промышленных стандартов, выполнявших роль технического и технологического контроля качества в наиболее развитых странах Европы и Америки: UNI — в Италии, DIN — в Германии, BS — в Великобритании, AFNOR — во Франции и ASME — в США.
 
В результате уроков, полученных во время второй мировой войны и связанных с качеством поставок военной техники, в Соединенных Штатах были сформулированы и опубликованы некоторые основные принципы. Со временем они были выпущены в Европе как серия документов НАТО AQAP, которые, в свою очередь, были снова опубликованы в виде серии документов DEF STANS Отделом закупок Министерства обороны Великобритании. В 60-х годах многие крупные компании Великобритании начали изучать эти документы с целью повышения эффективности, обеспечения лучшего контроля и выбора поставщиков, а также улучшения своей репутации. Пытаясь ввести определенную стандартизацию в технические условия по обеспечению качества в общих отраслях промышленности, Британский институт стандартов опубликовал в ноябре 1972 г. Руководящие указания по обеспечению качества BS 4891. Этот стандарт был предназначен для использования компаниями, которые намеревались ввести системы качества, и был составлен в общих выражениях. После публикации BS 4891 в некоторых сферах британской промышленности пришли к выводу, что требуются дополнительные специфические стандарты. Больше всего в этом было заинтересовано Общество изготовителей и торговцев двигателями (SMMT), которое опубликовало в 1973 г. документ 73/851 100 DC, основанный на стандартах Министерства обороны AQAP. Влиятельное лобби, представляющее SMMT. оказало на промышленность и на BSI нажим, направленный на переработку стандартов Министерства обороны, с тем чтобы они были приемлемы для промышленности в целом. В 1975 г. был составлен стандарт BS 5179. Главное отличие этого документа от стандартов Министерства обороны заключаюсь в том, что он не носил обязательного характера, а был составлен в форме рекомендаций. BS 5179 использовался довольно успешно рядом фирм и стал основой для составления весьма эффективных программ выбора поставщиков, а также для их оценки.
Осознание важности качества основными отраслями промышленности привело к возникновению требований по составлению стандарта с более жесткими указаниями, и в 1979 г. был опубликован состоящий из трех частей стандарт BS 5750. за которым последовали в 1981 г. указания по его использованию. Этот британский стандарт был очень близок к его предшественнику — стандарту Министерства обороны. Главная ценность BS 5750-79 заключалась в том, что впервые был создан общий стандарт, действующий во всей Великобритании. В марте 1987 г Международная организация по стандартизации ISO на основе стандарта BS 5750 составила проект серии стандартов ISO 9000. Документ ISO был выпущен при значительном влиянии Великобритании. В настоящее время общим термином ISO 9000 обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ISO /ТС 176 — независимой организацией ISO. С принятием стандартов ISO 9000 был установлен определенный уровень комплексного управления качеством, который обеспечивает эффективное управление качеством при условии, что в практику работ предприятия действительно внедрены все необходимые элементы из ISO 9000, а также те, которые требуются дополнительно из-за специфики предприятия. Такой уровень дает заказчикам дополнительную гарантию стабильности качества продукции у поставщиков за счет внедрения системы в работе по качеству. Обязательства поставщика в паспортах и формулярах готовой продукции не могут служить полной гарантией выполнения требований заказчика из-за возможных ошибок в проектировании и при изготовлении продукции, а также из-за недостатков в организации работ (плохой контроль, слабая мотивация персонала и др.). Поэтому для заказчика важно, чтобы гарантийные обязательства дополнялись наличием у поставщика системы в работе по качеству (системы качества), соответствующей стандартам ISO 9000. Европа, стремящаяся к созданию общего рынка, первой внедрила стандарты ISO 9000, ввела сертификацию на соответствие этим стандартам и провозгласила их применение в качестве стратегии устранения преград свободной торговле. Уже в 1987 году каждая страна — член ЕС и Европейской ассоциации свободного обмена (ЕАСО) (Германия, Австралия, Бельгия, Дания, Испания, Финляндия, Франция, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Швеция и Швейцария) взяла на себя обязательство применять эти стандарты. В ноябре 1987 года стандарты ISO серии 9000 были приняты Европейским комитетом по стандартизации и введены в виде европейских стандартов EN серии 29000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания к выбору и применению». Сразу же после утверждения стандарты ISO серии 9000 стали широко применяться практически на всех континентах земного шара. Япония, принимая активное участие в работе ISO/ТС 176, не вводила вначале стандарты ISO серии 9000, так как считала, что они отражают минимальные требования к системам качества, а японские системы качества находятся на более высоком уровне. Однако невыполнение требований этих стандартов создало Японии трудности в торговле на рынке ЕС, и в 1991 году Япония ввела в качестве национальных стандарты ISO серии 9000. Стандарты ISO серии 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях во многих странах мира. Например, в США они известны как обозначения ANST/ASQC Q90, в Японии — JIS 9000, в Англии - BS 5750, в Дании — DS/EN 29000, в Германии — DIN/ISO 9000, во Франции — NF Х50—121. Эти стандарты признаны также в России – ГОСТ Р ИСО 9000, Беларуси – СТБ ИСО 9000, Украине – ДСТУ ISO 9000 и в других странах СНГ. Во всех случаях содержание стандартов почти аналогично и все они включают требования к системе качества компании как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции. Стандарты ISO серии 9000 являются наиболее известными и успешно применяемыми из более чем 16 тыс. стандартов, изданных организацией ISO с момента начала работы в 1947 году. Эти стандарты являются основой более 1 млн. сертифицированных систем управления качеством на предприятиях государственного и частного сектора в более чем 150 странах. Успех их применения обусловлен следующими факторами:
  • стандарты содержат проверенные временем и опытом многочисленных процветающих фирм (предприятий) концепции и положения внутреннего руководства качеством и модели по внешнему обеспечению качества;
  • стандарты являются универсальным инструментом оценки систем качества второй и третьей стороной;
  • стандарты совершенствуются, развиваются, и их содержание (требования) удовлетворяет растущие потребности международного менеджмента качества.

119.сущность и необходимость контроля качества

Контроль как функция менеджмента.

Контроль - это важнейшая функция менеджмента, позволяющая организации действительно достичь запланированных целей. Все современные характеристики сущности контроля базируются на определении, которое дал основатель школы административного подхода А. Файоль: "На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с утвержденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия".

Благодаря налаженному контролю крутится «колесо менеджмента», осуществляется регулярный и эффективный процесс управления организацией без авралов и потрясений.

Планирование, организацию и мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Специалисты отмечают, что многие проблемы на предприятии возникают из-за плохого контроля. Зачастую фирма, пережив один кризис, переходит к другому, а причина кроется в отсутствии системы налаженного контроля. Без контроля начинается хаос, без него невозможно объединить деятельность работников организации по достижению общих целей.

Для эффективного контроля необходимо выполнение ряда условий:

должен быть план (в форме цели, стандарта или желаемого результата), позволяющий сравнивать достигаемые результаты с намечаемыми;;

должна быть налажена деятельность по проведению сравнений плана с результатами (в форме бухгалтерского, финансового, управленческого учета и непосредственного наблюдения за работой исполнителей) и установлена частота их проведения;

необходимо установить допустимый порог отклонений результатов от плана, превышение которого требует незамедлительных действий менеджера, позволяющих их устранить;

отлаженная информационная система, обеспечивающая менеджеров точной, своевременной и адресной информацией;

наличие организационной структуры с четко определенной ответственностью руководителей, сфер их деятельности, производственных и управленческих подразделений, должностных лиц.

Контролю должно подвергаться все, что происходит в организации: деньги, материалы, оборудование и люди. Р. Олдкорн формулирует основные принципы, применяемые во всех системах контроля, следующим образом:

-Разработать план,

-Сравнить план и действительные результаты,

-Сравнивать часто,

-Сообщать о заметных отклонениях,

-Сообщать об отклонениях оперативно,

-Предпринимать соответствующие действия,

-Убедиться, что это экономически эффективно.

Функция контроля играет огромную роль в управлении предприятием: ее осуществление позволяет достичь поставленных результатов, выяснить причины отставания от намеченных планов и предпринять своевременные действия, скорректировать поставленные цели, повысить мотивацию работников.

Виды контроля.

Цель осуществления контроля - способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к запланированным. Контроль должен быть комплексным и охватывать все временные этапы деятельности организации: до того, как началась работа, чтобы убедиться, что все есть для ее осуществления; в процессе выполнения - чтобы не допустить значительных отклонений от намеченного плана; и после ее завершения, чтобы извлечь уроки и не допустить повторения ошибок в будущем. Соответственно выделяют три вида контроля - предварительный, текущий и заключительный. Они имеют одинаковые цели и способы осуществления, отличаются друг от друга только временем проведения.

Предварительный, или упреждающий, контроль фокусирует внимание на поступающих в организацию ресурсах - материальных, человеческих и финансовых. Иногда его называют предварительным контролем качества.

В процессе предварительного контроля человеческих ресурсов анализируется качество и достаточность деловых, профессиональных знаний и навыков для выполнения работы, происходит подбор недостающих кадров, переподготовка имеющихся с целью приобретения требуемых качеств.

Предварительный контроль материальных ресурсов состоит в выработке стандартов минимально допустимых уровней качества и проведении физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Одним из способов данного вида контроля является выбор поставщиков, доказавших способность поставить качественное сырье, соответствующее техническим условиям, другим - обеспечение необходимого уровня запасов, позволяющего ритмично работать.

Предварительный контроль финансовых ресурсов позволяет обеспечить уверенность в том, что организация будет иметь денежные средства в количестве, необходимом для проведения работ.

Текущий контроль осуществляется менеджерами всех уровней в виде наблюдения за деятельностью работников организации. Иначе его называют оперативным контролем, так как проводится в режиме текущего времени; он должен обеспечить менеджменту уверенность, что осуществляемая деятельность соответствует запланированной. Если возникают отклонения, то менеджмент должен знать об этом как можно скорее. Своевременный контроль позволяет либо прекратить неэффективную деятельность, либо оперативно внести необходимые корректировки. Если контроль осуществляется с большим лагом, то тогда можно только констатировать опущенные возможности предприятия.

Заключительный контроль иначе называют контролем по результатам, он проводится либо сразу после завершения работы, либо спустя некоторое время. Заключительный контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущем и позволяет избежать повторения выявленных проблем. Также он способствует мотивации, так как позволяет выявить соотношение фактических результатов и вознаграждения и более эффективно сформировать будущие ожидания работников. Результаты заключительного контроля дают информацию руководству организации о качестве системы управления и о ее узких местах, нуждающихся в совершенствовании.

Системы контроля непрерывно совершенствуются. Ф.У. Тейлор был первым, кто обратил пристальное внимание на организацию эффективного контроля. Он разработал систему управления, в которой сначала точно устанавливают, что необходимо, чтобы люди работали, а затем контролируют их работу и следят, чтобы она выполнялась наилучшим образом и с наименьшими затратами. До начала 60-х годов ХХ века развитие контроля осуществлялось преимущественно на основе положений школы научного управления.

Затем, по мере ужесточения конкуренции, возникла необходимость переноса акцентов на контроль качества. В 1961 году американский ученый А.Б. Фейгенбаум ввел понятие «комплексное управление качеством», задачей которого являлось создание системы, в которой все сразу делалось правильно, и делался упор на предупреждение брака так, чтобы отпала необходимость в проведении частых текущих проверок. При этом ответственность за качество возлагалась не на контролеров, а на изготовителей изделий: станочников, бригадиров, сборщиков. Американские ученые и специалисты впервые осуществили ускоренную широкомасштабную автоматизацию и компьютеризацию производственных и управленческих операций, создав адаптивные информационные системы, сложный набор оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаруживать и предлагать варианты ликвидации любого незапланированного отклонения на том или ином этапе производственного цикла.

Организация процесса контроля в менеджменте.

Наличие системы контроля означает, что в организации есть способ удерживать деятельность под контролем. Существует огромное множество организаций, но принципы построения системы контроля универсальны для всех. Как правило, выделяет следующие семь элементов, раскрывающие суть создания системы контроля:

планирование в измеряемых параметрах,

сравнение планируемых и реальных результатов,

частота сравнения,

сообщение о заметных отклонениях,

оперативность информации,

выбор предпринимаемых действий,

оценка и эффективность затрат.

Как уже отмечалось, схема процесса контроля одинакова для всех типов организаций, но ее содержание зависит от выбранной системы управления. В механистических организациях, как правило, применяют жесткий контроль за работой, основное внимание направлено на соответствие текущей деятельности намеченным стандартам. В органических системах текущий контроль менее жесткий, но больше спрашивают за достижение требуемых результатов.

120.Понятие и значение правового обеспечения управления качеством продукции.

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть яв


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.