Процессный подход к системе качества. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Процессный подход к системе качества.

2020-04-01 90
Процессный подход к системе качества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из важнейших достижений современной доктрины достижения качества является принцип процессного подхода к выполнению работы. Разработчики последней версии международных стандартов сертификации системы качества серии ИСО 9000 подчеркивают, что основным достижением этой версии является именно процессный подход в достижении качества.Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также их менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении внутри системы менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

       - понимания требований и соответствия им;

       - необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности;

       - достижения результатов в рабочих характеристиках процессов и эффективности;

       - постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

 

—148. Основные черты мировой экономики в условиях глобализации ее значение для менеджмента качества.

109.Требования  ISO 9001-2015

Любая организация имеет систему менеджмента, представляющую собой совокупность организационной структуры, полномочий и ответственности, существующих в ее рамках, процессов деятельности, трудовых, материальных и финансовых ресурсов и т.д. Все эти составляющие объединены и взаимодействуют между собой для достижения целей организации. Таким образом, система менеджмента является средством достижения целей, сформулированных руководством компании.

Наиболее известными представителями систем менеджмента, требования к которым закреплены в международных стандартах ISO, является система менеджмента качества. Среди международных стандартов ISO, особое место занимают стандарты ISO серии 9000, определяющие требования к системам менеджмента качества.

В национальной системе сертификации (СТ РК) стандарты, входящие в серию 9000, именуются СТ РК ИСО 9000-2007, СТ РК ИСО 9001-2016, СТ РК ИСО 9004-2010. На сегодняшний день наличие сертифицированной СМК становится практически необходимостью, так как это обязательное требование некоторых заказчиков при заключении договоров и для участия в большинстве тендерах. Добровольная сертификация СМК постепенно становится необходимостью для производителей, фактически превращаясь в обязательную.

Наличие в организации внедренной и сертифицированной системы менеджмента качества служит для потребителей доказательством того, что организация является надежным поставщиком качественной продукции/услуги, что требования потребителя будут выполнены, а поставляемая продукция/услуга всегда будет стабильного качества. СМК, соответствующая требованиям ISO 9001:2015, является гарантом стабильности деятельности организации, а также того, что никакие форс-мажорные обстоятельства не повлияют на возможности организации предоставлять потребителям продукцию/услуги требуемого качества.

Чтобы подтвердить, что деятельность организации удовлетворяет стандартам ISO, необходимо пройти сертификацию в рамках национальной или одной из добровольных систем сертификации систем менеджмента качества.

Сертификация системы менеджмента качества является добровольной, поэтому организация сама вправе принимать решение о необходимости такой сертификации, а также о выборе органа по подтверждению соответствия. Сертификацию систем менеджмента качества проводят аккредитованные органы по подтверждению соответствия систем менеджмента с участием экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия систем менеджмента качества, зарегистрированные в реестре экспертов-аудиторов Комитета технического регулирования и метрологии.

На сегодняшний день в национальном реестре субъектов аккредитации Республике Казахстан по городу Астане зарегистрировано 20 Органов по подтверждению соответствия систем менеджмента.

Информацию об аккредитованных Органах по подтверждению соответствия систем менеджмента можно получить на официальном сайте Национального центра аккредитации www.nca.kz.

С 1января 2017 года вступил в силу СТ РК ИСО 9001-2016 «Системы менеджмента качества. Требования», что ознаменовало начало новой эпохи в развитии концепции качества управления. В новой версии стандарта ISO 9001:2015 изменена структура стандарта, полностью пересмотрены заголовки разделов и подразделов, а также порядок статей и параграфов. В целом это не влияет на содержание стандарта или требований. Однако при подробном изучении видно, что структура была изменена в целях обеспечения соответствия новым рекомендациям по составлению и последовательности тем.

Еще одной важной особенностью является акцент на управление рисками, основанное на подходе «риск-ориентированное мышление». Вводится понятие риска, которого никогда не было в стандарте ISO 9001. Именно уровень риска должен определять меры управления в системе. По сути, теперь ISO 9001 говорит о том, как управлять рисками, чтобы обеспечить ее функционирование и развитие. Организация должна проанализировать все риски, выявить значимые и на их основе разработать систему менеджмента. «Риск-менеджмент» придет на смену «предупреждающим действиям». Теперь при планировании необходимо будет оценивать риски и возможности.Также уделено больше внимания лидерству и четко сформулированному управлению. Понятие «представителя руководства» полностью исключено. Политика качества и цели должны полностью соответствовать стратегическим направлениям деятельности организации. В обязанности высшего руководства вводится обеспечение связи между требованиями стандарта и всеми бизнес-процессами в организации.

Также в новой редакции исключены требования в части документирования. Если раньше использовались два термина - «запись» и «документ», теперь их объединили в один - «документированная информация», а значит, придется вносить коррективы в существующую документацию, поскольку в стандарте остаются требования документального оформления и хранения соответствующей информации. Теперь не нужно разрабатывать руководство по качеству и шесть обязательных документированных процедур. Достаточно иметь документированную информацию, необходимую для доказательства выполнения требований стандарта.

Таким образом, чисто формально, документированной информации стало меньше, чем обязательных записей и документов по версии ISO 9001:2008. Сейчас бумага не является основным носителем информации. Новая версия стандарта дает более высокую степень универсальности без риска снижения оперативности действий руководств

110. Контекст организации в менеджменте качества

Организация должна выявить внешние и внутренние факторы (обстоятельства), которые имеют отношение к ее намерениям и стратегии развития и которые влияют на ее способность достигать желаемых результатов ее системы менеджмента качества. Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации, относящейся к этим внешним и внутренним факторам (обстоятельствам).

Примечание 1. Факторы (обстоятельства) илы условия, выбранные для рассмотрения, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

Примечание 2. К понятию внешнего контекста может относиться рассмотрение вопросов, связанных с законодательством, технологическими аспектами, конкуренцией, рынком, культурой, социальными аспектами и экономическими условиями как на международном, национальном, региональном, так и на местном уровне.

Примечание 3. К понятию внутреннего контекста может относиться рассмотрение вопросов, связанных с ценностями, культурными аспектами, знаниями, а также с показателями деятельности организации.

В стандарте ИСО 9000:2015 дается следующее определение понятия «контекст организации» — совокупность внутренних и внешних факторов, которые могут оказывать влияние на подходы организации к разработке и достижению ее целей. В данном подразделе установлено требование к организации осуществлять мониторинг и анализ информации, относящейся к внешним и внутренним факторам. В четвертой версии стандарта данного требования не было. Что это означает?

Вводится обязательное требование к организации знать и понимать особенности своей деятельности и деятельности внешних организаций, а также факторы (положительные или отрицательные), которые влияют или могут повлиять на нее [6, с. 24, 25J. Многие современные организации осуществляют такой анализ. Это элементы общего стратегического и тактического планирования организации, они формируют основу для планирования, внедрения, развития и улучшения СМК.

Данное требование означает, что организации следует при планировании СМК и в процессе ее функционирования (при изменении каких-либо условий) периодически проводить анализ внешних и внутренних факторов. Специальное требование описать процесс (порядок) проведения анализа контекста организации в стандарте не прописано, но для придания официального статуса и результативности такой деятельности необходимо это сделать. Тогда будет ясность в том, когда, как, какими методами и в каких областях будет проводиться анализ контекста организации и кто будет проводить.

Организации, например, могут составить список областей, где возможно действие определенных факторов, и проводить периодическую оценку существующих или намечающихся проблем, способных повлиять на соответствие требованиям ее СМК [6, с. 25].

Факторы в зависимости от места их образования разделяются на внутренние (находящиеся внутри организации) и внешние (находящиеся за ее пределами) [14, с. 31]. При этом для организации важно, может ли она изменять эти факторы и управлять ими, чтобы достичь своей цели.

111. Стрелочная диаграмма

Назначение метода

Применяется после выявления проблем, требующих своего решения, и определения необходимых мер, сроков и этапов их осуществления. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил стрелочную диаграмму в состав семи методов управления качеством.

Цель метода

Детальное планирование оптимальных сроков выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и последующий эффективный контроль хода проведения работ.

Суть метода

Наглядное и системное графическое отображение последовательности и взаимозависимости действий (работ, решений или мероприятий), обеспечивающих своевременное и планомерное достижение конечных целей.

Стрелочная диаграмма представляет собой диаграмму хода проведения работ, из которой наглядно видны порядок и сроки проведения различных этапов. Этот инструмент используется для обеспечения уверенности, что планируемое время выполнения всей работы и отдельных ее этапов по достижению конечной цели является оптимальным. Инструмент применяется как для планирования, так и для контроля работ.

План действий

1. Сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.

2. Четко сформулировать проблему, требующую решения.

3. Определить необходимые меры, сроки и этапы выполнения работ.

4. Построить диаграмму хода проведения работ, отобразив последовательность действий, необходимых для получения требуемого результата.

5. Осуществить эффективный контроль за ходом выполнения работ.

Особенности метода

По сути, это хорошо известный метод сетевого планирования, в основе которого лежит метод критического пути (МКП) и метод оценки и пересмотра планов (PERT), в котором для отображения и алгоритмизации тех или иных действий или ситуаций используются сетевые модели, простейшие из которых - сетевые графики. Кроме этого, в тех же целях используются еще и диаграммы Гантта, которые оказались вполне подходящими для визуализации процессов.

Диаграмма Гантта - горизонтальная линейная диаграмма, на которой задачи проекта представляются протяженными во времени отрезками, характеризующимися датами начала и окончания, задержками и возможно другими временными параметрами.

Стрелочная диаграмма

112. ISO 19011: 2002 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества»

В контексте общих целей программы аудита каждый отдельно взятый аудит должен быть основан на документированных целях, области и критериях.

Цели аудита устанавливают то, что должно быть выполнено в процессе аудита, и могут включать в себя следующее:

a) определение степени соответствия системы менеджмента проверяемой организации или ее частей критериям аудита;

b) оценку соответствия системы менеджмента законодательным, нормативным и контрактным требованиям;

c) оценку результативности системы менеджмента по выполнению поставленных целей;

d) идентификацию областей потенциального улучшения системы менеджмента.

Область аудита описывает его объем и границы, а именно: месторасположение, структурные подразделения, деятельность и процессы, которые подвергаются аудиту, а также период времени, охватываемый аудитом.

Критерии аудита используются как базис, относительно которого определяется соответствие, и могут включать в себя политики, процедуры, стандарты, законы и нормы, требования системы менеджмента, требования контрактов или кодексы отдельных отраслей промышленности или бизнеса.

Цели аудита должны быть определены заказчиком аудита. Область и критерии аудита должны быть определены и согласованы заказчиком аудита и руководителем группы по аудиту в соответствии с процедурами программы аудита. Любые изменения целей, области или критериев должны согласовываться этими же сторонами.

Если осуществляется комплексный аудит, важно, чтобы руководитель группы по аудиту обеспечил соответствие целей, области, критериев и состава группы по аудиту характеру комплексного аудита.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.