Формирование и развитие воли — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Формирование и развитие воли

2019-09-26 266
Формирование и развитие воли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наблюдения за людьми показывают, что в одних ситуациях и условиях они демонстрируют волю, в других ведут себя так, как будто волей не обладают. Кроме того, у маленького ребенка, по крайней мере, до одного года, воля ничем и никак себя не проявляет и, казалось бы, в этом возрасте не существует. Затем, она появляется в возрасте года и старше, примерно в то время, когда ребенка овладевает речью и у него появляется фраза «я сам». Затем из возраста в возраст волевая регуляция поведения постепенно усиливается и в детстве достигает вершины своего развития примерно в подростковом возрасте.

Все это, вместе взятое, дает основание ставить и обсуждать вопрос о возникновении, формировании и развитии воли человека в детские годы. Постановка такого вопроса правомерна еще и по той причине, что, во-первых, человек не рождается на свет с наличием у него воли. Во-вторых, с возрастом, по крайней мере, в первой половине жизни воля человека его постепенно укрепляется. В-третьих, динамика волевой регуляции поведения является очевидной: она может усиливаться или ослабляться. Взрослый человек, кроме того, обладает более сильной (или более развитой) волей, чем ребенок. Попробуем в связи с этим представить и в гипотетической (предположительной) форме обсудить процесс формирования и развития воли человека.

Очевижно, что новорожденный младенец волей, как таковой, еще не обладают. Об этом более или менее определенно можно судить на основании того, что ни одного признака ее наличия или участия в регуляции поведения вплоть до годовалого возраста у детей не обнаруживается (см. перечень соответствующих признаков в начале главы, где обсуждался вопрос об участии воли в регуляции поведения человека и об отличии волевых действий от безвольных).

Не менее очевидным представляет и то, что дети двух- трехлетнего возраста уже обладают волей. Доказательством этому служит настойчивость, с которой многие из них добиваются поставленных целей, если на пути продвижения к ней у них возникают препятствия. Свидетельством наличия воли у ребенка может служить имеющаяся в это время в его лексиконе фраза «я сам», говорящая о том, что ребенок готов прилагать волевые усилия, для того чтобы самостоятельно, без посторонней помощи достичь поставленной цели.

Таким образом, можно констатировать, что воля у детей появляется, начинает развиваться и участвовать в регуляции их поведения в период от одного до двух-трех лет. Однако, конкретный ответ на вопрос о том, как, когда и при каких условиях у детей появляется воля, до сих пор остается открытым. Опираясь на жизненные наблюдения и известные факты, мы может лишь констатировать наличие или отсутствие воли у детей в тот или иной период жизни, но не в состоянии ничего определенного сказать о моменте и условиях появлении и включении воли в регуляцию поведения.

Развитие воли и волевой регуляции поведения, начиная с ее появления и включения в управление деятельностью ребенка, может идти в нескольких направлениях. Это, во-первых, превращение непроизвольных психических процессов в произвольные; во-вторых, обретение человеком способности к волевому контролю поведения; в-третьих, овладение волевой регуляцией собственных психических состояний; в-четвертых, формирование волевых качеств личности у ребенка (волевых черт характера).

В пределах каждого из названных направлений формирования и развития воли (волевой регуляции поведения) могут происходить изменения, поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, в познавательных процессах воля сначала выступает в форме их внешнеречевой регуляции, и только затем - в плане внутриречевого процесса, осуществляемого, например, на уровне внутренней речи. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольно совершаемых движений отдельными частями тела, а затем - планирования и управления сложными комплексами движений, включая активизацию одних движений с одновременным торможением других, синергически управляемых движений.18

18 Понятие «синергический» в данном контексте его употребления означает «одновременно», «параллельно», «комплексно».

19 Первичными называют волевые качества, которые первыми появляются в онтогенезе, а вторичными – качества, которые формируются позднее на их основе.

В области волевой регуляции психических и физических состояний можно наметить следующие направления развития воли: переход от регуляции состояний с помощью внешних практических действий к внешнеречевому, а далее – к внутриречевому контролю. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным волевым качествам, например, от простого упрямства или бездумной настойчивости ребенка раннего возраста к сознательной и разумной волевой регуляции, связанной с целеустремленностью взрослого человека.19

Еще одно возможное направление развития воли заключается в том, что человек начинает сознательно ставить перед собой все более трудные задачи, стремиться к достижению более сложных и отдаленных целей, требующих приложения значительных усилий в течение длительного времени. Например, еще в подростковом возрасте ребенок может поставить перед собой задачу выработать у себя такие способности, которых у него в данный момент времени отсутствуют, но которые могут ему понадобиться в будущей жизни. Далее, прилагая усилия, он может затратить на их формирование немало времени, добившись, в конечном счете, успехов. Одновременно с этим он может поставить перед собой цель заняться каким-либо сложным видом деятельности и добиться в нем успехов. Если, в конечном счете, ему удастся решить эти задачи, то это будет означать не только то, что у него сформировалась воля, но и свидетельствовать о высоком уровне ее развития.

Развитие воли на ее высших уровнях у человека соотносится с обогащением нравственной и мотивационной его сфер. Включение в регуляцию деятельности более высоких по своему нравственному содержанию норм, ценностей и мотивов, повышение статуса таких мотивов и ценностей в общей структуре мотивации индивида – все это моменты развития волевой регуляции поведения. По мере укрепления воли человека мотивация его поступков должна становится осознанной, а поступки произвольными.

Развитие воли также связано с включением сознания и мышления в процесс психологической саморегуляции человека. Их участие в волевой регуляции поведения проявляется в следующих моментах:

- волевая регуляция становится более осознанным, контролируемым процессом;

- волевые действия начинают предприниматься не на импульсивной основе, а на базе продуманных, взвешенных и разумных решений.

К концу подросткового возраста, к 14-15 годам, волю человека можно считать в основном сформированной. Утверждая это, мы имеем в виду относительную стабилизацию волевого контроля поведения к этому времени. Если, к примеру, подростки проявляют волю в характерном для них поведении, то, взрослея, они, скорее всего, будут ее демонстрировать всегда и везде. Если в подростковом возрасте отсутствует волевой контроль поведения или является ослабленным, то, как правило, таким он остается и у взрослого человека. В жизни практически не встречается примеров того, чтобы безвольный в детстве ребенок вырос и стал волевым человеком. Других примеров достаточно много: волевые дети, как правило, вырастают волевыми взрослыми людьми. Этим, в частности, объясняется следующий, на первый взгляд, труднообъяснимый психолого-педагогический парадокс: из так называемых «плохих» подростков, которые в соответствующем возрасте неуместно и не по делу проявляют свою волю, не слушаются взрослых людей, сопротивляются их воздействиям, нередко вырастают хорошие взрослые люди с сильной волей. В итоге такие подростки самостоятельно добиваются в жизни большего, чем дети, послушные в детстве и «легкие» для воспитания. У таких детей нередко оказывается ослабленным волевой контроль поведения, и самостоятельно они почти ничего добиться не могут.

За пределами юношеского возраста, то есть, после 25-30 лет, воля человека, по-видимому, уже мало не развивается или укрепляется очень незначительно. Однако определенно судить об этом, к сожалению, трудно, так как психологические исследования воли, касающиеся ее развития, на взрослых людях почти не проводились. Во всяком случае, психологическая наука не располагает такими сведениями, за исключением случаев деградации или патологии воли, которые имеют место при некоторых видах заболеваний или аномалий в развитии личности.

Иногда возрастная динамика воли человека может идти и в обратном направлении, по пути ее постепенного ухудшения. Это может происходить по разным причинам, в том числе следующим:

1. Тяжелые нервные, психические или другие заболевания, приводящие, в конечном счете, к частичной или полной утрате человеком волевого контроля поведения. В этом случае принято говорить, что волевое поведение человека постепенно превращается в полевое поведение. Так происходит, например, у больных наркоманией или алкоголизмом.

2. Утрата человеком смысла жизни, в результате чего его потребности «приземляются», а желания упрощаются, становятся примитивными и ограниченными. В этом случае речь идет не столько об утрате воли, как таковой, сколько о дефиците мотивации, понижающем уровень волевого контроля поведения.

3. Исчерпание человеком имеющихся у него физических и психологических ресурсов, необходимых для волевой саморегуляции. Например, в состоянии стресса поведение человека зачастую становится безвольным. Однако такое состояние временное, поскольку, если вывести человека из него и привести в нормальное психическое и физическое состояние, то его волевая регуляция восстанавливается.

4. Изменение значимости той или иной цели для человека. Известно, что по мере развития человека, как личности, происходит перестройка системы его ценностей, потребностей и мотивов, и он старается концентрировать свои волевые усилия на том, что является для него наиболее важным. Соответственно, для достижения менее значимых целей человек может не прилагать волевые усилия.

Воля и личность

Вопрос о соотношении воли и личности – это вопрос о том, какое место воля занимает в структуре личности, как она связана с другими психологическими особенностями человека, в какой степени воля определяет развитие человека как личности и его жизненные успехи. Существуют понятия «волевая личность» и «безвольная личность». Под волевой личностью понимают человека, обладающую высокоразвитой волей и проявляющего ее если не во всех, то во многих жизненных ситуациях и видах деятельности. Безвольной личностью называют человека, который силой воли не обладает или же не проявляет ее в том, в чем должен был бы проявлять.

Характеристика человека как волевой или безвольной личности - это не формальное психологическое разделение людей на группы, а сущностная характеристика людей как личностей. Она определяет реальное существование и проявление у данного человека многих других положительных или отрицательных личностных свойств. Предполагается, что у волевой личности имеются, например, такие ценные личностные особенности, как высокоразвитое сознание, разум, способности, высокие нравственные качества. Кроме того, от личности с высокоразвитой волей ожидают более значимых достижений в различных видах деятельности, чем от личности с неразвитой или недоразвитой волей. Если же человека характеризуют как безвольную личность, то одновременно с этим ему приписывают другие, в основном негативные психологические свойства, например, сравнительно низкий уровень интеллектуального развития, слаборазвитые способности, недостаточно сильную мотивацию к деятельности и жизненные неудачи.

Воля тесным образом связана со многими другими психологическими особенностями человека. Рассмотрим некоторые из них. Воля человека может проявляться в таких свойствах его личности, как энергичность, настойчивость и выдержка. Эти свойства можно рассматривать как базисные или первичные волевые качества личности. Наряду с ними существуют и вторичные волевые качества, к которым можно отнести сознательность, ответственность и целеустремленность.

Волевого человека отличают решимость, смелость, самообладание и уверенность в себе. Такие качества личности обычно формируются и развиваются позднее, чем указанная выше группа первичных личностных свойств. Волевые качества формируются и проявляются вместе с характером человека, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но также и как характерологические.

Существует группа волевых качеств личности, связанных с моралью и ценностными ориентациями человека. Их, соответственно, можно назвать моральными и ценностными волевыми свойствами. К ним можно отнести принципиальность, честность и ответственность. Эти качества личности проявляются, например, в отношении человека к своим обязанностям, во взаимоотношениях с другими людьми. К этой же группе личностных свойств можно отнести те волевые качества, которые проявляются в деятельности с неодушевленными предметами, например, инициативность, настойчивость, деловитость.

Среди общих волевых качеств личности, которые проявляются во многих различных видах деятельности, можно назвать силу воли, выдержку, самообладание, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность,, сдержанность, самоконтроль.

Таким образом, к воле или к волевым качествам личности относятся многие индивидуальные психологические особенности человека, которые одновременно входят в состав его характера под названием «волевые черты характера». Поскольку характер занимает центральное место в структуре личности человека, такую же характеристику можно распространить и на волю человека: она также занимает одно из главных мест в личности человека. Имеется немало примеров того, как люди, благодаря своей сильной воле, добивались значительных жизненных успехов, не имея в начале жизненного пути ни высокоразвитых способностей, ни благоприятных внешних возможностей или условий для достижения успехов.

При обсуждении в главе 22 вопроса о формировании и развитии характера, было констатировано, что из трех основных групп черт характера человека – волевых, деловых и коммуникативных – волевые черты характера начинают формироваться и развиваться одними или первых. Далее на их основе формируются и развиваются другие черты характера. Этот факт подчеркивает значимость воли не только в плане обеспечения успешности деятельности человека, но и с точки зрения его развития, как личности.

Методы изучения воли

Как и научных исследований, так и методов опытного (экспериментального) изучения воли сравнительно немного. Это объясняется теми же причинами, которые лежат в основе ограничения научных исследований воли. Соответствующие причины уже обсуждались в начале данной главы. Среди существующих и применяемых на практике методов психодиагностики воли в основном преобладают так называемые самооценочные методы – такие, при использовании которых человек прямо или косвенно оценивает у себя наличие, отсутствие и проявления воли. Прямая оценка воли заключается том, что человеку задают вопросы или предлагают суждения, на которые он должен ответить, согласиться или не согласиться с ними. Далее по его ответам делается вывод о наличии или отсутствии у него сильной воли, а также об уровне ее развития.

Использование подобных методов для изучения воли связано с рядом проблем методологического характера. Их применение на практике, во-первых, предполагает хорошее знание человеком себя, развитость у него рефлексивной спосбности, умение правильно себя оценивать. Такой способностью, соответствующими знаниями и умениями обладают далеко не все люди, а только те из них, которые с психологической точки зрения достаточно развиты. Отсюда следует, что область успешного практического использования подобных методов ограничена, и они в основном подходят только для взрослых, развитых, как личности, людей. Для детей до подросткового возраста включительно (только в этом возрасте рефлексивная способность является уже достаточно развитой у детей) они не вполне подходят.

Косвенные методы психодиагностики воли заключаются в том, что человеку предлагается оценивать не себя, а какие-либо жизненные ситуации или поступки людей, которые можно рассматривать как волевые или безвольные. Предполагается, что, если человек соглашается или одобряет поступки, которые соответствуют волевому поведению, и, напротив, не соглашаться и не одобряет поступки, характерные для безвольных людей, то он сам с психологической точки зрения является таким, чьи действия он, соответственно, одобряет или не одобряет (предполагается, что человек будет одобрять такие действия, которые соответствуют его собственному поведению в подобных жизненных ситуациях).

Существуют также методы экспериментального изучения воли, в ходе которых человек получает какое-либо задание, выполнение которого предполагает приложение волевых усилий, а экспериментатор (психолог) наблюдает за тем, как человек ведет себя в экспериментальной чситуации. По наблюдаемому его поведению судят о наличии или отсутствии воли у соответствующего человека.

Для опытного изучения воли подходят многие методы психодиагностики, используемые в современной психологии, в том числе методы наблюдения, опроса и метод экспертов. В последнем случае речь идет о том, что проявления воли у изучаемого человека оценивают знающие его люди, которые имели возможность неоднократно наблюдать за его поведением в реальных жизненных ситуациях, где от него требовались волевые действия.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.