Методы изучения темперамента — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методы изучения темперамента

2019-09-26 419
Методы изучения темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К практической психодиагностике темперамента с помощью современных психодиагностических методик, например, тестов, психологи обратились только в ХХ веке. Состояние дел в этой области научных и практических знаний в наши дни примерно соответствует тому состоянию, в котором находятся теоретические исследования темперамента. В целом методов психодиагностики темперамента сравнительно немного, поскольку, во-первых, у людей в реальной жизни не часто возникают проблемы, связанные именно с темпераментом (они, скорее, касаются индивидуального стиля деятельности). Эти проблемы в основном возникают тогда, когда людям приходится трудиться вместе с другими людьми в составе одной команды (например, спортивной), и когда от них требуется контроль своей двигательной активности и строгая координация действий (высокая степень сплоченности в данном отношении. Это, к примеру, команды, участвующие в таких видах спорта, как гребля, художественная гимнастика, синхронное плавание, синхронные прыжки в воду и некоторые другие. Но и в этих случаях членам команды не обязательно иметь одинаковые типы темпераментов, так как согласование и координация их действий сравнительно легко достигаются за счет выработки у членов команды единого индивидуального стиля деятельности.

Во-вторых, уществование сравнительно небольшого количества психологических тестов, предназначенных для диагностики темпераментов,22

22 Психологических тестов, предназначенных для изучения индивидуальных стилей деятельности, существует очень мало, и это, в частности, объясняется тем, что применяемые на практике тесты темперамента фактически определяют индивидуальный стиль деятельности, а не темперамент, как таковой. Для точной

диагностики последнего необходимо исследовать не внешние проявления темперамента (они также относятся к индивидуальному стилю деятельности, а его природные основы, то есть пользоваться не психологическими, а физиологическими методами исследования.

объясняется тем, что сами темпераменты людей, как было сказано выше, не могут быть хорошими или плохими, и по ним нельзя однозначно оценивать человека как личность. Другими словами, сведения о темпераменте дают мало информации, для того чтобы на основе проведенной психодиагностики судить о личности человека (в области психологии личности – это одна из основных задач проводимой психодиагностики).

В-третьих, на основе знания о темпераменте далеко не всегда можно точно предсказать поведение человека в той или иной ситуации, а такое предсказание является одной из задач психодиагностики. Подобное предсказание лучше делается на основе знания индивидуального стиля деятельности человека.

Существующие методы психодиагностики темперамента в зависимости от общей теоретической ориентации их создателей (разработчиков соответствующих методов) можно разделить на следующие основные группы:

1. Методы, базирующиеся на понимании темперамента Гиппократом, Галеном, И. Кантом и другими, кто в далеком прошлом разрабатывал свое представление о темпераментах на основе жизненных наблюдений за людьми.

2. Методы, основанные на различных представлениях о природной, анатомо-физиологической основе темперамента.

3. Методы, в которых заложены современные представления о темпераменте.

Раскроем содержание и кратко обсудим особенности каждой из названных групп методов.

Первая группа методов основана на том, что темперамент человека оценивается через наблюдение за его поведением со стороны других людей или самого человека. В этом случае при проведении психодиагностики темперамента человека, оценивающего темперамент, просят ответить на совокупность вопросов или отреагировать на систему суждений, касающихся различных его жизненных проявлений, и далее по полученным ответам на них человека, чье поведение оценивается, относят к определенному типу темпераментов по Гиппократу или Канту.

Вторая группа психодиагностических методик направлена не на изучение и оценку внешне наблюдаемого поведения человека, а на исследование процессов, происходящих в организме человека, и, по предположению, связанных с темпераментом. Например, если автор методики исследования темперамента придерживается теории И.П. Павлова, то для определения типа темперамента он исследует свойства нервной системы человека, и по их сочетанию устанавливает тип темперамента того, кто его интересует. Если разработчик методики является сторонником теории темперамента, в которой утверждается, что органической основой темперамента являет конституция или тип строения тела человека (теории Э. Кречмера и Уи. Шелдона), то в данном случае изучается и оценивается тип строения тела человека, и далее по нему делаются выводы о его темпераменте. Если создатель методики придерживается мнения о том, что темперамент определяется свойствами функциональных систем организма (теория П.К. Анохина), то в его методике, соответственно, сначала изучается строение и работа функциональных систем организма, и затем по полученным результатам делаются определенные выводы о темпераменте соответствующего человека.

Третья группа методик – это авторские методики, построенные на той теории темперамента, которая предложена соответствующим автором. Например, В.С. Мерлин в разработанной им теории темперамента заменил данное понятие на словосочетание «интегральная индивидуальность» и предложил методику для ее практического, психодиагностического изучения и оценки. Эта методика основана на одновременном изучении у одного и того же человека многих свойств, относящихся к темпераменту, с последующим установлением существующих между ними корреляционных зависимостей, по которым и определяются особенности «интегральной индивидуальности» соответствующего человека.

В. М. Русалов, который в теоретическом понимании темперамента исходил из теории функциональных систем П. К. Анохина и обосновал идею о том, что у одного и того же человека может быть два разных типа темперамента, один из которых проявляется в деятельности с неодушевленными предметами, а другой в общении с людьми, создал свою авторскую методику, которая позволяет опытным путем выявить и оценить два соответствующих типа темперамента у человека, и далее их описать, исходя из свойств, которыми одновременно обладают темперамент и связанные с ним функциональные системы организма человека.

 

Определение характера

Характер является важнейшей индивидуальной особенностью человека как личности. В структуре личности он занимает центральное место, причем это место является настолько важным, что между личностью и характером, как мы уже знаем из представленных в предыдущих главах материалов, нередко ставят знак равенства. Многие черты характера действительно одновременно выступают и как черты личности человека. Не случайно для их обозначения используется одно и то же слово «черта».

Тем не менее, современные психологи различают эти два понятия и считают характер частью личности, хотя и весьма существенной. Кроме характера в структуру личности включаются многие другие устойчивые

психологические свойства человека: способности, воля, темперамент, чувства, потребности, мотивы поведения. Они будут обсуждаться в следующих главах учебника.

Из всех перечисленных выше личностных свойств с характером человека более всего связан его темперамент. Поэтому, предложив далее общее рабочее определение характера, мы в первую очередь выясним, чем характер человека отличается от его темперамента. Вначале, однако, кратко обсудим истории изучения характера в психологии, которая была представлена, например, Н. Д. Левитовым.1

Приступая к рассмотрению истории научных психологических исследований характера, Н. Д. Левитов пишет о том, что, начиная с древнейших времен (Теофраст, третий век до н. э., Древняя Греция), проблема характера неизменно находится в центре внимания философов, писателей, психологов, педагогов, представителей многих других областей научных знаний и авторов литературно-художественных произведений.

Первая дошедшая до наших дней философская работа, посвященная характерам людей, была написана Теофрастом. В своем произведении «Нравственные характеры» он представил развернутые описания тридцати типов характеров, отклоняющихся от норм. Впоследствии многие другие ученые, например, врачи-психиатры XIX и начала ХХ веков, представлявшие психоаналитическое и другие связанные с медициной направления прикладной психологии личности, подражая Теофрасту, аналогичным образом описывали характеры людей в своих произведениях.

В XVIII веке н. э. между сторонниками врожденности и приобретенности свойств души развернулась дискуссия на тему о том, является ли характер человека врожденным или приобретенным. Главными участниками этой дискуссии в Европе стали К. Гельвеций (1715-1771) и Д. Дидро (1713-1784), причем один из них отстаивал точку зрения врожденности, а другой приобретенности черт характера. Каждая из сторон приводила

1 Левитов Н. Д. Проблема характера в современной психологии // Вопросы психологии, 1970, № 5.

убедительные, как ей казалось, аргументы в пользу своей точки зрения, но дискуссия так и не завершилась в пользу какой-либо одной из сторон.

Внимание проблеме характера было далее уделено и в XIX веке, особенно во второй его половине. В обсуждении этой проблемы приняли участие многие известные ученые, представлявшие разные страны Европы: Дж. Стюарт Милль, Ф. А. Бэн, Т. Рибо, В. Штерн, Э. Э. Кречмер, П. Гофман, Д. Эвальд, Л. Клягес, Э. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский. Дискуссия на тему о природе и происхождении характера стала настолько интересной и информационно насыщенной, что некоторые ученые выступили с идеей выделить эту проблему в качестве особой темы и назвать соответствующую науку характерологией.

В нашей стране проблема характера, как и проблема личности в целом, в первые десятилетия после Октябрьской революции учеными практически не разрабатывалась, если не считать научными исследованиями весьма далекие от науки «труды», авторы которых выделяли и рассматривали, как особые «характеры пролетариата» (рабочих и крестьян), характеры «советских партийных работников», и противопоставляли их «буржуазным характерам» или характерам так называемых «непролетарских» слоев населения.

Тема характера привлекла к себе внимания отечественных ученых, начиная с сороковых годов ХХ века (И. В. Страхов, Н. Д. Левитов, В. С. Филатов, А. Г. Ковалев и другие). Статья В. А. Крутецкого под названием «Проблема характера в советской психологии» (1960) подвела своеобразный итог первому «советскому» периоду в изучении характера. Эти исследования предшествовали дискуссии на тему о том, что такое личность, и как ее следует изучать, которая, спустя десятилетие, была проведена в советской психологии (период с 1955 по 1965 гг.).

В настоящее время исследования характера не только в отечественной психологии, но и во всем мире, продолжаются в двух основных направлениях. С одной стороны, они ведутся в рамках общей психологии личности, в которой по указанным выше причинам особое внимание уделяются изучению

характера. С другой стороны, область соответствующих знаний сформировалась в отдельное, относительно самостоятельное направление научных исследований в психологии личности. Это, однако, не та характерология, за создание которой ратовали ученые на рубеже XIX и XX веком, но, все же, автономное направление научных исследований. Его представителей, в частности, интересуют проблемы, связанные с так называемыми акцентуированными чертами характеров, с его формированием и развитием в течение жизни человека. Эти вопросы будут обсуждаться в следующих параграфах настоящей главы.

Характер можно определить, как совокупность устойчивых черт личности человека, от которых зависят его отношения к людям, к работе, к себе, к тому, что происходит с ним и вокруг него, а также его сознательные, целенаправленные действия, называемые поступками, и рассчитанные на демонстрацию человеком воего личного отношения к кому-либо или к чему-либо, а также на оказание определенного воздейтвия на людей и на происходящие события.

Характер человека является столь же устойчивым, как его способности, темперамент и другие личностные психологические свойства. Кроме того, люди существенно отличаются друг от друга по своим характерам, и эти различия, начиная с определенного возраста (как правило, подросткового), становятся устойчивыми и могут в течение дальнейшей жизни представлять человека как индивидуально своеобразную, уникальную и устойчивую личность.

Практически невозможно найти даже двух людей с абсолютно одинаковыми характерами. Это, однако, не означает, что в характерах разных людей нет ничего общего. Оно существует, но касается отдельных черт характера и их возможного сочетания друг с другом, а не всего характера в целом. У каждого человека, кроме того, наблюдается не только индивидуально своеобразное сочетание различных черт характера, но также специфическое, отличающееся от остальных людей проявление каждой, отдельно взятой

черты характера. Не случайно в разных языках имеется большое количество слов, отражающих не только разнообразные черты характера, существующих у людей, то также и множество их индивидуально своеобразных оттенков и жизненных проявлений. Они давно замечены и нашли отражение в разных словах, используемых для описания характеров людей.

Значительные расхождения имеются не только в понимании, описании и представлении отдельных черт характера, но также в общих определениях характера. Рассмотрим в этой связи, как разные ученые – психологи представляют и понимают характер человека.

По мнению С. Л. Рубинштейна, к характеру относятся не все относительно устойчивые свойства личности, а только те из них, которые обусловливают побуждения, определяющие действия человека, связанные с тем, что в современной психологией называется мотивацией его поведения (она будет обсуждаться в последней главе учебника). Следовательно, характер генетически и функционально связан не только с темпераментом, но также с мотивами и потребностями человека. «Черты характера, - писал С. Л. Рубинштейн, - не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими».2 В характере представлены основные особенности личности и значительная часть индивидуальных психологических различий между людьми. Вопрос о характере – это ключевой вопрос об общем строении личности. «Характер – это единство личности, опосредующее все ее поведение».3

Характер человека, по Рубинштейну, связан со всеми аспектами его психологии, в частности, с волей. Выражения «сильный характер», «волевой характер», «сильная воля», «человек с характером» означают примерно одно и то же в плане описания характера человека и одновременно относятся как к воле, так и к характеру. В структуру характера человека могут входить не только волевые, но и интеллектуальные его особенности. К примеру, такие

2 Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. – В кн.: Психология индивидуальных различий. – М., 2000 - С. 54.

3 Там же, с.56.

качества, как сообразительность, рассудительность, благоразумие, в равной степени могут быть отнесены как к характеру, так и к интеллекту человека.4

Характер может проявляться в разных областях жизнедеятельности человека и в его общении с людьми. Он может обнаруживаться, например, в предпочтении человеком тех или иных видов деятельности, в особенностях их реализации, в специфике взаимодействия и взаимоотношений человека с людьми, в его действиях и поступках. Характеры людей проявляются, кроме того, в том, что одни из них предпочитают иметь дело со сложными видами деятельности, искать и создавать для себя проблемы, а затем их решать. Другие люди, напротив, предпочитают иметь дело со сравнительно простыми, легкими задачами и видами деятельности, стараются не создавать для себя лишних проблем, а если эти проблемы у них, все же, возникают, то предпочитают их обходить, уклоняться от их решения.

Для одних людей существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось или не удалось им сделать ее на высоком уровне, а, если выполняемая работа, кроме того, предполагает соревнование с людьми, то смогли ли они превзойти этих людей. Для других все это, вместе взятое, может оказаться безразличным, и они будут довольствоваться тем, что на среднем уровне справились с порученным делом, выполнив его не лучше и не хуже других людей. Все эти особенности поведения также объясняются, по мнению Рубинштейна, индивидуальными различиями в характерах людей.

В практике общения людей друг с другом их характеры могут проявляться в целях, которые они ставят перед собой, в манере общения, в особенностях реагирования на действия и поступки других людей, и многом другом. В зависимости от характера человека его манера общения может быть, например, деликатной или грубой, тактичной или бестактной. Индивид с

4 Заметим, что в данном случае имеет место неоправданно широкое пониманием характера, распространяющимся на мышление или интеллект человека, хотя по принятой в психологии классификации свойств мышление относится к познавательным процессам, а характер – к личности. Такая позиция С. Л. Рубинштейна становится, однако, понятной, если мы вспомним о том, что в состав личности он включал практически все психологические свойства человека, в том числе и интеллект, а характер, в свою очередь, рассматривал как основу личности.

особенным, ярко выраженным, сильным или слабым характером (иногда в этом случае говорят о характере человека, используя словосочетание «человек с характером») всегда выделяется на фоне других людей. Поступки человека с сильным характером отличаются целеустремленностью, последовательностью и другими подобными чертами, а поступки человека со слабым характером – прямо противоположными признаками. В таком понимании характера он тесным образом связан с волей человека, хотя, как мы убедимся далее, воля и характер – это разные индивидуально-психологические особенности людей.

Описывая характеры людей, Рубинштейн также отмечал, что они имеют специфические культурно-исторические особенности, и каждая историческая эпоха формирует свои типы характеров людей. К этому можно добавить, что характеры людей зависят не столько от их истории, сколько от культуры той или иной исторической эпохи. В свою очередь, зависимость характеров людей от их культуры проявляется в следующих моментах:

- в разных культурах в одно и то же историческое время могут встречаться типичные, свойственные соответствующим культурам, характеры людей. На это указывает, например, типология характеров, присущих авторитарной и демократичной культурам и описанная в трудах Э. Фромма (см. гл 18. Теории личности в зарубежной психологии);

- в одни и те же исторические эпохи могут существовать люди с разными характерами. Об этом свидетельствуют многочисленные описания характеров людей, относящиеся к одним и тем же историческим эпохам, начиная с Древней Греции.

Говоря о существовании этнокультурных и других различий в характерах людей, психологи не утверждают, что характеры людей, принадлежащих к разным культурам, полностью различаются или несовместимы. Напротив, в рамках одной и той же исторической эпохи они в основном совпадают, но, вместе с тем, имеются заметные различия в наличии

или отсутствии, а также в степени развитости отдельных черт характера у представителей различных этносов.

Существуют и не только заметные социальные, но и существенные индивидуальные различия в характерах людей. Они проявляются в разнообразии характеров людей, живущих в одно и то же историческое время и в рамках одной и той же культуры. «В характере каждого человека, - писал Рубинштейн, - есть черты …, которые в своем индивидуальном своеобразии отражают своеобразие его индивидуального жизненного пути, его личного образа жизни».5

В целом же в структуре характера современного человека сочетаются четыре основных группы черт: эпохальные, социально-типичные, культурно-специфические и индивидуально-своеобразные. Эпохальные черты характера отражают особенности условий и образа жизни людей, живших в разные исторические эпохи, отделенные друг от друга сотнями лет. Социально-типичные черты характера отличают людей, живущих в одно и то же время, но в условиях различных социальных систем и господствующей в них идеологии. Культурно-специфические – это черты характера, присущие людям, имеющим общую культуру, например, этносам и большим социальным группам, существующим в пределах одной и той же страны (государства). Индивидуально-свеобразные – это черты характера, отличающие отдельных людей друг от друга.

Характер человека, как было отмечено выше, по своим жизненным проявлениям связан не только с волей, но и с темпераментом. Более того, темперамент и характер человека часто смешивают, включая в описания темперамента черты характера, и, наоборот, используя свойства темперамента тогда, когда речь идет об описаниях характеров людей. Такое положение дел существует с древнейших времен (например, в типологию темпераментов по Гиппократу были включены некоторые черты характера, и это в первую очередь относится к сангвиническому и меланхолическому темпераментам),

5 Там же, с. 65.

хотя и вносит путаницу в определение и понимание характера, но в какой-то степени представляется оправданным. Оно может быть объяснено следующими причинами:

1. Темперамент и характер человека в реальной жизни проявляются у людей в одних и тех же их действиях и поступкам, поэтому по внешне наблюдаемому поведению их трудно разделить.

2. Темперамент человека столь же устойчив, как и его характер, поэтому типы темперамента иногда принимают за типы характеров, и наоборот, исходя из их примерно одинаковой устойчивости.

3. Темперамент и характер человека формируются и развиваются совместно, и в процессе развития их также трудно отделить друг от друга.

4. Имеются такие индивидуальные особенности человека, которые невозможно однозначно отнести к свойствам темперамента или к чертам характера, например, энергичность и эмоциональность человека.

5. Объединяя темперамент и характер друг с другом в едином описании личности, можно лучше понять и объяснить личность и ее реальное поведение, чем, делая это на основе отдельно взятых темперамента или характера.

Тем не менее, большинство современных психологов сходятся во мнении, что темперамент и характер - это различные психологические особенности, которые с разных сторон представляют человека, как личность. Основные различия между темпераментом и характером являются следующими:

- темперамент является врожденным, а характер приобретенным. Утверждая это, психологи, однако, до сих пор не имеют простого, однозначного и точного ответа на вопрос о том, куда отнести, например, производный от темперамента индивидуальный стиль деятельности человека. С одной стороны, он является приобретенным и, следовательно, похож на характер, с другой стороны, по своим внешним, поведенческим проявлениям он напоминает темперамент и проявляется в поведении человека почти так же, как темперамент;

- темперамент зависит от свойств нервной системы (или, говоря современным языком - от особенностей строения и работы функциональных систем организма). Характер от строения и работы организма человека практически не зависит;6

- темперамент определяет только динамические особенности психики и поведения людей, которые нельзя оценивать как хорошие или плохие, нравственные или безнравственные, безотносительно к ситуации и виду деятельности, выполняемой человеком. Характер, напротив, можно оценивать сам по себе, по совершаемым человеком поступкам, причем независимо от того, в каких конкретных видах деятельности, обстоятельствах или формах поведения он проявляется;

- свойств темперамента у человека сравнительно немного, и они одинаковые у всех людей. Эти свойства, однако, у разных людей могут быть развитыми в разной степени. Кроме того, многие люди обладают примерно одинаковыми типами темпераментов, а не только отдельными его свойствами. Иначе обстоит дело с характером. Различных черт характера у людей, во-первых, намного больше, чем свойств темперамента; во-вторых, характеры у всех людей разные; в-третьих, одни и те же черты характера у разных людей могут проявляться индивидуально своеобразно;

- характер человек обусловлен культурно - исторически, в то время как темперамент человека не имеет культурно-исторической обусловленности.7

Несмотря на перечисленные выше отличия характера от темперамента, их разделение до сих пор представляет сложную научную задачу. При тенденции различать темперамент и характер почти всеми психологами

6 Здесь необходимо сделать оговорку. Доказано, например, что акцентуации и патологии характеров встречаются при некоторых видах нервных и душевных заболеваний, которые, очевидно, имеют генетическую основу. Так, по крайней мере, утверждается в рассматриваемых далее теориях Э. Кречмера и У. Шелдона. Эти выводы подтверждаются клиническими данными. Отсюда следует, что отклонения в характерах людей косвенным образом, но, все же, связаны с особенностями строения и функционирования организма, по крайней мере - у больных людей.

7 Утверждая это, мы оставляем открытым вопрос относительно индивидуального стиля деятельности. Он, в отличие от темперамента, может быть культурно обусловленным, но, вместе с тем, зависит от темперамента, который такой обусловленностью не обладает. Индивидуальный стиль деятельности занимает промежуточное положение между темпераментом и характером, и с этим связаны трудности решения в отношении его поставленных выше вопросов.

признается существование связи или зависимости между темпераментом и характером. Так, С. Л. Рубинштейн в свое время писал: «Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является, вместе с тем, чувственной основой характера. … Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их».8 На основе импульсивности и впечатлительности, как свойств темперамента, в результате воспитания и опыта жизни могут возникнуть самые разные черты характера.

Непросто также ответить на вопрос о том, сколько черт характера имеется у людей. Если взять за основу факторно-аналитический способ решения данного вопроса, то различных черт характера можно будет насчитываетть около двухсот (столко разных черт характера в настоящее время выявлено и описано прихологами). Однако, если взять за основу другой метод выделения и описания черт характера, которым в свое время воспользовался Г. Оллпорт для решения соответствующей задачи применительно к чертам личности человека - через анализ слов, представляющих в языке разные черты характера (свойства личности людей), то их будет на порядок больше.

Так или иначе, но черт характера у человека достаточно много, и в связи с этим возникает задача их классификации. В первом приближении черты характера человека можно разделить на три основные группы: волевые, деловые и коммуникативные. Волевыми называют черты характера, связанные с проявлениями воли человека. К ним можно отнести, например, целеустремленность, настойчивость, упорство или противоположные им черты характера, такие, как безволие, пассивность, податливость случайным влияниям. Деловые – черты характера, которые реализуются в работе человека или в труде. В их число входят, например, трудолюбие, ответственность,

8 Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. – В кн.: Психология индивидуальных различий. – М., 2002. – С. 49-50.

аккуратность, а также противоположные им черты характера типа безответственности, лености, недобросовестности и другие. Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общении человека с людьми. Это, например, отзывчивость, общительность, доброта, внимание к людям, или альтернативные черты характера - замкнутость, злость, недоверие или невнимание к людям.

Существует разделение черт характера на мотивационные и инструментальные. Мотивационными называют черты характера, которые направляют человека на совершение определенных поступков, то есть выступают в качестве реально действующих мотивов его поведения. Инструментальные – это черты характера, которые не являются мотивами поведения, но придают поведению человека определенный стиль или манеру.

Среди множества черт характера человека можно также выделить базисные и ситуационные, первичные и вторичные. Отдельно иногда рассматриваются нормальные и аномальные черты характера, а между ними располагаются такие черты характера, которые принято называть акцентуированными.

Базисными называются черты характера, которые составляют основу характера человека, проявляются в его психологии и поведении всегда и везде, и в течение жизни остаются более или менее устойчивыми. Ситуационные – это такие черты характера, которые проявляются у человека эпизодически, в отдельных ситуациях (эпизодах) его жизни, не являются устойчивыми и не всегда проявляются в реальном поведении человека.

Первичными называют черты характера, которые в процессе индивидуального развития человека появляются раньше других черт характера, и на основе которых впоследствии формируются и развиваются иные черты его характера (вторичные). К примеру, раньше, чем другие, в онтогенезе возникают и начинаются развиваться такие черты характера, как экстраверсия или интроверсия, а далее на их основе могут формироваться и развиваться общительность или замкнутость.

Вторичными называют черты характера, которые складываются и развиваются позднее, чем первичные черты, на базе других, уже сформированных черт характера человека. Обычно в качестве вторичных выступают такие черты характера, которые образуются в школьном или более позднем возрасте, а в качестве первичных – те, которые начинают формироваться и развиваться в дошкольном возрасте.

Нормальными называют черты характера, которые имеются у многих психически здоровых людей, и их наличие не свидетельствует о каких-либо отклонениях психики и поведения человека от нормы, понимаемой в социальном (правовом, моральном) или клиническом (медицинском) смысле слова. Аномальные – это черты характера, которые, во-первых, присущи людям с различными отклонениями психики от нормы, во-вторых, - индивидам, чье поведение не соответствует принятым в обществе социальным нормам. Подобные изменения характеров людей наблюдаются при некоторых видах нервных заболеваний, например, при психозах. Их в отличие от патологических черт характера, встречающихся при душевных заболеваниях, называют акцентуированными чертами характера. Это – черты, которые сильно выражены у данного человека, явно выделяются на фоне других его черт характера и проявляются в широком диапазонеразнообразных жизненных ситуаций.

В умеренной форме акцентуации характера встречаются у нормальных, здоровых людей, о которых говорят как об индивидах, обладающих трудным, тяжелым или сложным характером. Понятие об акцентуированных чертах ввел в научный оборот немецкий врач-психиатр К. Леонгард. Он же дал развернутое определение акцентуированным чертам характера и предложил их классификацию.

На описание и классификацию черт характера человека можно распространить способы разделения на группы черт личности, поскольку между личностью и характером имеется много общего. Перечислим основные группы черт личности, которые одновременно относятся и к характеру

человека, и входят в структуру его личности. Это, во-первых, свойства личности, которые определяют выбор и предпочтение человеком тех или иных видов деятельности, например, более или менее легких, трудных, полезных или бесполезных. Как характерологические и личностные черты в данном случае могут проявиться такие свойства личности, как рациональность, расчетливость или противоположные им эмоциональность и непрактичность (нерасчетливость). Во-вторых, в структуру характера включаются черты личности, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей. Это – настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие. В-третьих, в состав характера входят черты личности, непосредственно связанные с темпераментом. Это, например, экстраверсия – интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, гибкость – ригидность и другие.

Своеобразное сочетание черт характера, имеющихся у одного и того же человека, нередко является типичным и достаточно устойчивым. В качестве такового выступает, например, сочетание черт характера, которые взаимно дополняют друг друга, не находятся друг с другом в противоречии и превращают человека в цельную, гармоничную личность. Нетипичным и, одновременно, неустойчивым представляется такое индивидуально своеобразное сочетание черт характера, которые чаще всего оказываются несовместимыми, плохо сочетаются друг с другом, делают поведение человека противоречивым и непоследовательным.

Одни черты характера, например, целеустремленность и настойчивость, могут сочетаются друг с другом; другие черты характера, к примеру, сила воли и безответственность – плохо сочетаются в личности одного человеке. Совместимые черты характера встречаются, кроме того, достаточно часто, несовместимые – сравнительно редко.

Имеются люди с более или менее похожими характерами.9 Это наводит на мысль о возможности существования устойчивых типов характеров людей. Данный вопрос будет подробнее обсуждаться в следующем параграфе главы.

Типы характеров людей

С древнейших времен философы и писатели, описывая характеры людей, старались выделять их типы, встречающиеся в жизни, причем, эта традиция сохранилась до сих пор и имеет свое научное объяснение. Основные причины, в силу которых ученые стремятся выделять и описывать не отдельные черты характеров, но и их типичные сочетания, являются следующими.

Имея дело с типами характерами, легче понимать и объяснять типичные формы поведения людей. Если бы таких характеров не существовало, то, во-первых, поведение каждого отдельно взятого человека пришлось бы объяснять по-своему, и никаких общих законов поведения не существовало, во-вторых, невозможно было бы понять, почему многие люди ведут себя примерно одинаково в различных социальных ситуациях. При наличии ограниченного количества типов характеров – а их в большинстве случаев выделялось и описывалось не более полутора десятков - достаточно отнести того или иного конкретного человека к определенному типу характера и распространить на него соответствующее же, типичное объяснение поведения. Кроме того, и индивидуальные различия людей могут быть поняты и удовлетворительно объяснены на основе существования у них определенных, устойчивых типов характера.

Вывод о том, что устойчивые типы характеров людей действительно существуют, можно сделать на основе следующих жизненных наблюдений:

- люди заметно отличаются друг от друга по своим характерам;

9 Абсолютного сходства характеров людей быть, однако, не может. Речь идет лишь о похожести характеров людей, которая определяется по сходству мнений, отношений и поступков людей в тех или иных социальных ситуациях.

- характеры людей на протяжении их жизни остаются более или менее устойчивыми;

- имеются типичные сочетания черт характеров людей, включающие в свой состав такие черты характера, которые называются совместимыми.

В языках разных народов можно обнаружить слова, представляющие разные типы характеров людей. Так, например, в русском языке типы характеров описываются такими словами, как уравновешенный, неуравновешенный, спокойный, беспокойный, уживчивый, неуживчивый, конфликтный, покладистый и т. д. Взяв за основу какую-либо из черт <


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.