Мотивация как предмет психологического исследования — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Мотивация как предмет психологического исследования

2019-09-26 770
Мотивация как предмет психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В поведении человека есть две стороны: побудительная и регуляционная. До сих пор мы в основном обсуждали регуляционные аспекты поведения человека и такие психологические свойства, которые в поведении играют в основном регуляционную роль. Теперь мы можем уже непосредственно обратиться к тому, что побуждает и направляет деятельность человека, обеспечивая ее инициацию, определенный уровень активности и его сохранение в течение определенного времени. Все это в психологии связано с мотивацией поведения человека.

Термин «мотивация», который является в данной главе основным, происходит от латинского глагола «motiver», переводимого на русский язык

как «двигать» (производным от него является известное слово «мотор»). Следовательно, когда данный термин используется в психологии, то речь идет о том, что с психологической точки зрения побуждает, направляет и регулирует поведение людей и животных (этот термин относится и к объяснению поведения животных). В психологии понятие «мотивация» в связи с объяснением поведения людей соотносится с такими понятиями, как потребности, мотивы, цели, стимулы, инстинкты, интересы, намерения, побуждения и влечения. В области психологии мотивации обсуждаются и решаются вопросы, касающиеся объяснения поведения человека. Среди них можно назвать следующие:

1. Что лежит в основе поведения людей и животных, побуждает, направляет и регулирует его?

2. Какие психологические явления относятся к мотивации поведения?

3. Какое содержание вкладывается в основные понятия, с помощью которых объясняется поведение людей и животных?

4. Каким образом явления, представленные в этих понятиях, взаимодействуют друг с другом, определяя мотивацию поведения?

5. Чем мотивация поведения человека отличается от мотивации поведения животных?

6. Каким образом на поведение людей и животных влияет окружающая среда?

7. Что входит в состав ситуационных факторов, мотивирующих поведение человека?

8. Являются ли психологические факторы, мотивирующие поведение человека, врожденными или приобретенными?

9. Какую роль сознание и бессознательное играет в мотивации поведения человека?

10. Что представляют собой современные психологические теории мотивации?

11. Каким образом соотносятся психологические теории мотивации с другими научными теориями, в частности, с теориями личности, в объяснениях поведения людей?

Вопросы, касающиеся мотивации поведения, ставятся и решаются учеными с древнейших времен, так как задача научного объяснения поведения всегда была и до сих пор остается одной из главных задач психологии как науки. В древности практически все формы поведения людей и животных выводились из так называемым «способностям души», которым приписывалось управление их жизнью и поведением. Античные философы, которые в Европе первыми поставили и приступили к обсуждению этих вопросов, старались придерживаться в их решении естественнонаучных позиций. В Средние Века возобладало и почти тысячу лет господствовало религиозно-мистическое объяснение поведения людей и животных. Такое объяснение приписывало мотивацию поведения людей деяниям Бога или Дьявола. Начиная с XVII века, с Эпохи Возрождения, в качестве источников поведения людей и животных вновь стали рассматриваться естественные причины, физические, химические и другие процессы, происходящие как в мире, так и в организме человека. Для объяснения поведения животных это считалось достаточным, но на уровне человека к нему присоединялись те же древние «способности души», ограниченные по своему набору и называемые теперь по-другому – мышление и аффекты (переживания) человека. В XVII веке возникло двойственное понимание и объяснение человеческого поведения, которое получило название дуализм.

В какой-то мере такое объяснение мотивации поведения человека сохраняется в наши дни. Представители естественных наук, например, биологии и физиологии, по-прежнему ищут объяснение поведения людей и животных, исходя из того, что происходит в природе и в организме, а психологи находят истоки человеческого поведения в психических явлениях. Разница между прошлым и современностью в решении данного вопроса заключается в более точных, дифференцированных представлениях тех и

других о совокупности мотивационных факторов, управляющих поведением людей и животных.

В решении данной задачи в современной психологии, кроме того, сложились два подхода. Один из них заключается в том, что в представлении о мотивации поведения человека учитываются все известные психические явления – познавательные процессы, психические состояния, свойства личности, так как практически все известные психологическиеп явления определенным образом влияют на поведение человека. Психологи, придерживающиеся этой точки зрения, исходят из того, что вся психология призвана объяснять поведение и, следовательно, является наукой о его мотивации.

Второй подход опирается на идею о том, что мотивация поведения – это отдельная, относительно самостоятельная область научных психологических знаний, являющаяся частью современной психологии, что в мотивации поведения человека участвует особая группа явлений, в частности те, которые названы выше (потребности, мотивы, цели, стимулы, инстинкты, интересы, намерения, побуждения и влечения). Большинство современных ученых-психологов, особенно те, кто специально занимается изучением мотивации поведения, являются сторонниками второго подхода, и объясняют свою точку зрения тем, что в данной области знаний существует своя проблематика, своя терминология, свои теории и методы исследования.

Необходимость создания и разработки отдельной области научных психологических знаний под названием «мотивация» была осознана в начале ХХ века. Основные причины ее обособления и выделения в самостоятельную область научных знаний заключались в следющующем:

1. Необходимо было предложить удовлетворительное научно-психологическое объяснение поведению людей и животных, но ни одна из существовавших в то время областей психологических знаний эту задачу не решала.

2. В мотивации поведения существуют специальные проблемы и вопросы, которые не ставились и не решались в других отраслях психологической науки.

3. Использование психологических знаний в практике требовало оказание воздействия на поведение людей, а для этого необходимо было знать, как оно мотивировано.

Одним из первых ученых-психологов, кто обратил внимание на необходимость отдельного от познавательных процессов изучения мотивации человека, был американский психолог Р. Вудвортс. В книге под названием «Динамическая психология», изданной в 1918 году, он писал о целесообразности разделении и различении того, что побуждает и регулирует поведение человека. То, что регулирует поведение, отвечает на вопрос «как?», и ответ на него представлен в исследованиях познавательных процессов человека, а также видов и механизмов его повдения. То, что побуждает или мотивирует поведение, содержится в ответах на вопрос «почему?». Изучение мотивации поведения относится именно к этому, последнему вопросу, а почти вся традиционная психология, отвечает в основном только на вопрос «как».

Нельзя, однако, утверждать, что современная психология мотивации выделилась и стала самостоятельной наукой, только, благодаря инициативе, проявленной Р. Вудвортсом. В действительности в начале ХХ века, когда психология мотивации превратилась в самостоятельную область научных психологических исследований (в это время появились и первые отдельные работы, посвященные мотивации), сложились лишь объективные предпосылки для ее выделения в отдельную область знаний. Став самостоятельной наукой, психология мотивации содержала в себе учения многих известных психологов прошлого, которые, не обобзначая данную область научных знаний как психологию мотивации, тем не менее, занимались ее изучением. Среди них можно назвать философов, которые на протяжении всей истории психологических знаний пытались по-своему объяснять поведение человека, а также психологов, чьи научные труды более близки к

нашему времени. Это, например, З. Фрейд, У. Джемс, К. Ланге, У. Макдугалл и многих другие.

Что касается условий превращения психологии мотивации в отдельную, самостоятельную психологическую науку, то они сложились ближе к середине ХХ века и представляются следующими:

1. Повышение интереса ученых не только к изучению и описанию психических явлений, но также к объяснениям поведения людей и животных. Этот интерес в первой половине ХХ пришел на смену психологии познавательных процессов, которая преимущественно разрабатывалась под названием «психология», начиная с XVII века.

2. Необходимость разобраться в том, чем поведение человека в плане с точки рения его мотивации отличается от поведения животных.

3. Потребности, связанные с психологической практикой, которые касались оказания воздействия на поведение людей в тех или иных жизненных ситуациях.

4. К этому времени появились и получили развитие многие отрасли прикладной психологии, в которых на первый план выступили проблемы мотивации поведения человека в различных сферах его жизнедеятельности.

Позднее, когда соответствующая область научных знаний стала самостоятельной и получила более или менее оформилась (начало второй половины XX века) ее основные проблемы уже можно было выделить и четко сформулировать. Это удалось сделать, например, Р. Стагнеру и Т. Карвозскому, которые назвали следующие признаки присутствия мотивации или участия мотивационных факторов в управлении поведением:

1. Активность. Наличие повышенной активности или возбужденности организма по сравнению с состоянием его покоя (предполагается, что отсутствие мотивации связано с состоянием покоя, а ее присутствие активизирует организм и его поведение). По уровню активности можно, в свою очередь, судить о силе мотивации: чем выше активность, тем сильнее мотивация, и наоборот.

2. Настойчивость. Речь идет об энергичности, с которой организм предпринимает или повторяет определенные действия.

3. Целенаправленность. Если поведение или активность, проявляемая организмом, преследует некоторую цель, то оно, соответственно, рассматривается как мотивированное. Нецеленаправленная, случайная активность организма не связана с мотивацией.

4. Изменчивость. Имеется в виду изменение активности или целенаправленности поведения в процессе его практической реализации. Это – косвенный признак наличия мотивации, точнее, признак того, что мотивация поведения меняется.

В современной науке (изучением мотивации поведения человека занимаются не только психологи, но и представители других наук) исследования мотивации ведутся в трех основных направлениях:

1. Био-физиологическое направление, связанное с изучением биологических основ и физиологических механизмов мотивации, касающихся, прежде всего, удовлетворения органических потребностей людей и животных.

2. Поведенческое направление, где изучаются внешние (средовые) и внутренние (связанные с работой организма) детерминанты поведения.

3. Социологическое направление, в рамках которого поведение людей объясняется на основе процессов, происходящих в обществе и его различных организациях.

4. Экономическое направление, где внимание акцентируется на зависимости поведения людей от разнообразных экономических факторов.

5. Психологическое направление, в русле которого выделяются и изучаются разнообразные психологические факторы, оказывающие влияние на поведение людей и животных.

Последнее направление, в свою очередь, разделяется на ряд частных подходов к пониманию мотивации, связанных с традиционными психологическими школами (направлениями). Среди них можно выделить:

психоаналитический подход, гуманистический подход, факторно-аналитический подход, когнитивистский подход и социально-психологический подход.

Психоаналитический подход отличается повышенным вниманием ученых к бессознательным или неосознаваемым мотивационным процессам, и представлен в теориях личности и мотивации многих психоаналитиков, в том числе З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма, Г. Салливана, Э. Эриксона, Г. Маррея.1 Здесь изучается так называемая «глубинная» мотивация, то есть мотивация, существующая и действующая на бессознательном уровне.

Гуманистический подход является альтернативой как психоаналитическому, так и бихевиористическому подходам.2 Если в психоанализе акцент ставится на бессознательном в детерминации поведения человека, то в гуманистических теориях мотивации в центре внимания оказываются психологические феномены, связанные с разумом, сознанием и волей человека. Здесь в первую очередь выделяется то, что представляет высшие уровни сознания людей, и, исходя из этого, предлагается объяснение их поведению. Этот подход отражен, например, в трудах Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Р. Мея, а также отечественных ученых С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других.

Факторно-аналитический подход отличается от двух предыдущих подходов – психоаналитического и гуманистического – научной строгостью и экспериментальной ориентацией. Здесь каждое мотивационное понятие в рамках данного подхода стараются точно определить, подвести под него соответствующую математико-статистическую базу, привести основанное на

1 Эти и другие ученые, которые называются далее, известны также как авторы теорий личности. Такое «соавторство» не является случайным, поскольку мотивация составляет основу личности, и, разрабатывая теорию личности, нельзя обойти стороной проблематику мотивации. Кроме того, понятия «личность», и «мотивация» были введены в научный оборот и используются для решения одной и той же задачи – объяснения поведения людей.

2 Существующие в современной психологии теории личности и мотивации имеют много общего. Зачастую они не только разрабатываются одними и теми же авторами, но одна и та же теория нередко на полных основаниях может претендовать на то, чтобы называться и теорией личности, и теорией мотивации.

экспериментальных данных и факторном анализе доказательство того, что то или иное мотивационное явление действительно существует. Этот подход представлен в работах Р. Кеттела, Г. Айзенка и ряда других ученых.

Когнитивный подход к разработке проблем мотивации характеризуется тем, что объяснение поведению человека при его использовании предлагается на основе изучения процессов восприятия и переработки информации человеком. К данному подходу относятся теории мотивации Дж. Роттера и Д. Келли.

Социально-психологический подход отличается от предыдущих подходов тем, что истоки и детерминанты поведения в случае его выбора ищутся во взаимоотношениях человека с обществом и с другими людьми. Здесь для объяснения поведения используются такие понятия, как социальные роли, групповые процессы, межличностные отношения, социальные установки, социальные нормы и другие. Данный подход представлен в работах К. Левина, Э. Берна и У. Майшела и некоторых других психологов.

В трудах представителей психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии проблематика мотивации поведения разрабатывалась наиболее активно. Здесь было введено в научный оборот и использовано большое количество понятий, относящихся к области мотивации. Это, в первую очередь, понятия потребности, мотива и инстинкта.

25.2. Понятия, с помощью которых в психологии описывается мотивация поведения человека

В рамках данного параграфа раскрываются и обсуждаются основные понятия, используемые в современной психологии мотивации. Это понятия потребности, мотива, инстинкта, стимула, цели, интереса, намерения, побуждения и влечения.

Потребность в общем случае определяется как состояние нужды живого организма в чем-либо, что необходимо для поддержания его жизни и

дальнейшего развития. Такое определение потребности указывает на то, что психологические явления типа потребностей обнаруживаются у всех живых организмов: растений, животных и людей. Чем более совершенен и развит живой организм, тем больше разнообразных потребностей имеется у него. В этом плане человек, безусловно, превосходит и растения, и животных. У растений и животных имеются только биологические или органические потребности, Это, например, потребность в определенных химических веществах, необходимых для питания, температурном режиме, воде, кислороде и т. д. Такие потребности имеются и у людей, поскольку человек также представляет собой живой организм. Однако человек существенно отличается как набором, так и способами удовлетворения своих потребностей от животных. У него кроме органических имеется много других потребностей, в том числе материальных, социальных и духовных. Для удовлетворения своих потребностей человеку требуются особые, культурные условия, в то время как у животных культуры удовлетворения потребностей не существует.

Материальными называют потребности людей в предметах, сожданных самими людьми, например, в жилище, одежде, обуви, предметах домашнего обихода, инструментах, приборах, машинах и т. д. Количество таких потребностей у людей по мере их социально-культурного развития увеличивается. Так, например, за последние несколько десятков лет у людей появились потребности, касающиеся современной бытовой техники, компьютерной и техники связи.

Социальными называют потребности, которые связаны с жизнью человека в обществе, с человеческими взаимоотношениями. Среди них можно назвать потребности в общении, аффилиации (объединении с людьми и установлении с ними хороших деловых и личных взаимоотношений), достижения успехов, престижа, уважения, власти и многие другие. В отношении этих потребностей наблюдается следующая тенденция: чем сложнее и совершеннее общество, в котором человек живет, тем больше у него имеется разнообразных социальных потребностей.

Современной классификации потребностей людей в психологии не создано, и это, в частности, объясняется тем, что потребности людей быстро меняются. Попытки разработки таких классификаций не раз предпринимались в прошлом. В начале ХХ века более или менее полную (для того времени) классификацию потребностей людей предложил американский психолог Г. Меррей. В нее он впервые включить большой перечень социальных потребностей людей. Они представлены в таблице 14, где слева указано название потребности, а справа - ее содержание.

Таблица 14.

Список основных социальных потребностей человека

(по Г. Маррею)

Название потребности Содержание потребности
Унижение Пассивное подчинение внешним силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание, сдаться, подчиниться судьбе, признать себя недостаточно развитой, неспособностей личностью, свои заблуждения, ошибки и поражения. Обвинение и унижение себя, представление себя в худшем свете.
Достижение успехов Готовность взяться за что-либо достаточно трудное, преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Стремление добиться самых высоких результатов в деятельности. Готовность вступить в соревнование с другими людьми.
Аффилиация Стремление к контактам и взаимодействию с людьми. Стремление к привязанности, дружбе и общению с людьми.
Агрессия Проявление враждебности, противодействия людям, провоцирование конфликтов. Готовность сражаться и мстить, нападать, оскорблять, принуждать, наказывать и т. п.
Автономия Стремление к самостоятельности и независимости. Оказание активного сопротивления принуждению. Нежелание что-либо делать по приказам, распоряжениям и т. п.
Противодействие Стремление овладеть ситуацией и компенсировать свои неудачи, избавиться от всего, что, по мнению человека, его унижает. Преодоление слабости, подавление страха. Уважение себя, чувство гордости за себя.
Защита Активная защита от угроз и нападений, критики и обвинений. Замалчивание или оправдание своих ошибок, нежелание их признавать, игнорирование своих неудач. Отстаивание своего права на ошибки.
Уважение авторитетов Проявление уважительного отношения к авторитетам и властям. Восхищение теми, кто стоит выше, их поддержка и подчинение им. Следование нормам, обычаям, условностям и т. п.

 

Желание ставить вопросы, рассчитанные на понимание происходящего, или отвечать на них. Размышление, объяснение, анализ, обобщение и т. д.

Духовными называют потребности, связанные с интеллектуальным и нравственным самосовершенствованием человека. Среди них можно назвать потребность познания человеком себя и окружающего мира, потребность творчества, потребность нравственного самосовершенствования и ряд других потребностей. Формирование и развитие таких потребностей зависит не только от состояния общества, в котором человек рождается и живет, но также от уровня его психологического развития. Чем выше этот уровень, тем больше у человека разнообразных духовных потребностей.

Если в ответах на вопрос о том, что называется потребностями, ученые – психологи более или менее едины (расхождения в их мнениях касаются деталей, в основном - названий и классификации потребностей), то в понимании мотивов поведения между ними существуют заметные различия. Е. П. Ильин обнаружил в научной литературе более десятка различных определений мотивов.3 Среди них встречаются, например, следующие:

1. Мотив – это внутренний, психологический по природе источник поведения человека.

2. Мотив – это представленная в сознании человека, то есть осознаваемая им самим причина его действий и поступков.

3. Мотив – это разумное объяснение человеком своего поведения, а также поведения других людей.

4. Мотив – это любой внутренний или внешний фактор, управляющий поведением человека.

5. Мотив – это то, что человеком не осознается, но реально действует на его поведение (в данном понимании мотивы представляются не осознаваемыми; соответствующее определение характерно для «глубинной» психологии).

6. Мотив – это цель или конечный результат деятельности человека.

7. Мотив – это «гипотетическая конструкция», предполагаемый, придуманный человеком источник поведения.

8. Мотив – это предмет деятельности человека, то есть то, на что она в конечном счете направлена. Такое понимание мотива предложено А.Н. Леонтьевым и связывает деятельность человека с ее мотивацией.

Соотношение между потребностью и мотивом деятельности А.Н. Леонтьев описывал следующим образом. Потребность – это состояние нужды организма (человека, личности) в чем-либо, а мотив – это то, что делает деятельность человека целенаправленной. Потребность только активизирует человека, побуждает его искать условия и средства ее удовлетворения, но не

3 См. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

превращает деятельность человека в целенаправленную. Мотив, в свою очередь, это то, что способно удовлетворить соответствующую потребность, что действительно превращает деятельность человека в целенаправленную форму активности, придает ей определенный смысл.

Специфика предмета, посредством которого та или иная потребность человека может быть удовлетворена, в ней самой не заложена. Этот предмет находится в ходе самой деятельности и далее становится ее мотивом. «До своего первого удовлетворения, - писал А.Н. Леонтьев, - потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую функцию, то есть становится мотивом».4

А. Н. Леонтьев предложил классификацию мотивов деятельности, разделив их на следующие группы: осознаваемые и не осознаваемые, реально действующие и мнимые, побудительные и смыслообразующие. Осознаваемые – это мотивы, которые отражены в сознании человека, которые он может описать словами, и которыми он в состоянии управлять с помощью воли, а также контролировать их влияние на выполняемую деятельность. К примеру, если человек ставит перед собой осознанную цель и организует свою деятельность, направленную на ее достижение, то мотив данной деятельности, скорее всего, будет осознаваемым.

Неосознаваемыми называют такие мотивы деятельности, которые актуально не представлены в сознании человека. Они управляют деятельностью, побуждают, направляют и регулируют ее, но человек не может точно сказать, что представляет собой мотив, предмет или конечная цель выполняемоц им деятельности. Процесс ее регуляции также происходит на бессознательном уровне.

4 Леонтьев А. Н. Мотивы, эмоции и личность. – В кн.: Общая психология. Тексты. В трех томах. Том 1. Введение. – М., 2001. – С. 464-465.

Любая деятельность человека не может быть полностью сознательной или полностью не осознаваемой. Некоторые моменты своей деятельности человек осознает, другие – не осознает. Вспомним в связи с этим принятое большинство психологов современное решение проблемы соотношения сознательного и бессознательного, изложенное в соответствующей главе учебника. Кроме того, любая деятельность человека является полимотивированной, то есть регулируется одновременно не одним, а несколькими мотивами, которые, к тому же, могут быть неравнозначными в плане их влияния на деятельность человека. Одни мотивы выполняемой им деятельности человек может осознавать, другие не осознавать. Осознаются, как правило, наиболее значимые для человека мотивы деятельности, а остальные могут находиться вне сферы его сознания. Поэтому в большинстве случаев в реальной жизни мы имеем дело с неполным, частичным осознанием человеком мотивов своей деятельности.

Реально действующими А. Н. Леонтьев называл такие мотивы деятельности, которые в действительночти ею управляют. Мнимыми являются такие мотивы деятельности, которые приписываются деятельности как якобы ее регулирующие, но на самом деле не действуют (деятельность человека имеет другие мотивы). Побудительными мотивами или мотивами-стимулами назваются такие мотивы, которые имеются в наличии с момента инициации соответствующей деятельности, побуждают, «запускают ее». Смыслообразующие – это мотивы, в которых выражается смысл соответствующей деятельности для человека, то есть ее отношение к актуальным потребностям человека и целям, которые он перед собой ставит.

Разницу между побудительными и смыслообразующими мотивами деятельности можно проиллюстрировать на следующем примере (его в своих лекциях по общей психологии, читаемых студентам факультета психологии МГУ, приводил А. Н. Леонтьев). Предположим, что любознательный студент, заинтересованный не только в том, чтобы подготовиться и хорошо сдать экзамен, но и в получении глубоких и разнообразных знаний по изучаемому

предмету, приступает к чтению книги, рекомендованной преподавателем. Побудительный мотив чтения для него – это подготовка к сдаче экзамена, и данный мотив может управлять чтением книги с начала и до конца. Однако в ходе чтения студент может заинтересоваться тем содержанием книги, которое выходит за пределы программы учебного курса, и продолжать читать ее далее не столько для сдачи экзамена, сколько для получения дополнительных знаний по предмету. В этом случае можно говорить о том, что в ходе чтения книги у студента появился новый смыслообразующий мотив деятельности – познавательный. Смыслообразующие мотивы занимают более высокое место в иерарахии мотивов деятельности, чем побудительные мотивы.

Обсуждая устройство мотивационной сферы человека, А. Н. Леонтьев подчеркивал, что она, является многовершинной, то есть деятельность человека может иметь несколько разных мотивов (смыслов) для человека. Вместе с тем, мотивационная сфера человека никогда не напоминает «застывшую пирамиду», время от времени она меняется в зависимости от обстановки, степени удовлетворенности, повышения или понижения значимости (смысла) тех или иных мотивов.

Следующее мотивационное понятие - «цель» - также выступает в психологии как многозначное, и в разных случаях его употребления может приобретать следующие частные значения:

1. Представленный (отраженный) в сознании человека результат отдельно взятого действия, выполняемого им в настоящий момент времени (определение А. Н. Леонтьева).

2. Предварительно намеченный, осознаваемый, ожидаемый или возможный результат поведения в целом, начиная с отдельно взятого действия, и кончая набором последовательно выполняемых действий или видов деятельности. В этом смысле в психологии мотивации используется, например, понятие «цель жизни».

3. То же самое, что мотив поведения или деятельности человека.

4. Конечный результат какой-либо реакции на воздействующий стимул или последовательности выполняемых животным или человеком поведенческих актов (так цель понимается в бихевиоризме).

5. Гипотетический внутренний, психологический по природе фактор, который опосредствует влияние внешних стимулов на поведение. Так цель понималась, например, в концепции необихевиориста Э. Толмена, теория которого получила название «целенаправленный бихевиоризм».

Под стимулами, определения которых в психологии также существенно различаются, может пониматься следующее:

1. Любой внутренний, психологический или физиологический по своей природе фактор, оказывающий влияние на поведение, активизирующий и направляющий его на достижение определенной цели.

2. Любой внешний (по отношению к организму) фактор, который побуждает его действовать. Такое понимание стимула характерно для классического бихевиоризма и отражено в формуле «стимул – реакция».

3. То, что является подкреплением деятельности, управляемой определенным мотивом, и способствует ее успешному осуществлению. Разница между мотивом деятельности и стимулом в данном случае заключается в том, что стимулы, в отличие от мотивов, не обладают самостоятельной побудительной, направляющей, регулирующей и смыслообразующей функцией, и действуют в рамках по-иному мотивированной деятельности.

Термин «инстинкт» широко использовался в психологии мотивации на рубеже XIX и XX веков. В это время преобладало возникшее под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина стремление ученых сблизить людей и животных, в том числе в плане мотивации их поведения. Понятие инстинкта, как врожденной, генетически запрограммированной формы поведения, подходило для решения данной задачи, так как инстинкты имеются не только у животных, но и у людей. Этим понятием в то время для объяснения поведения людей пользовались многие ученые, начиная с З. Фрейда и Уи. Мадугалла.

Последний, будучи активным сторонником учения своего соот ечественника Ч. Дарвина, попытался даже все без исключения виды поведения человека свести к инстинктам.

Понятие «интерес» в современной психологии мотивации чаще всего используется в следующих двух значениях. В одном случае под интересом понимается потребность в знаниях или в познании человеком некоторого объекта. Во втором случае при употреблении понятия «интерес на первый план выходит эмоциональное отношение, влечение или стремление человека к соответствующему объекту. Данное значение термина характерно, например, для понимания смысла следующего высказывания: «Он проявляет к ней повышенный интерес».

Более широкое и глубокое понимание интереса как мотивационного термина предложил в свое время С. Л. Рубинштейн. Он писал о том, что интерес – это сосредоточенность мыслей человека на определенном предмете, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть. Интерес – это также тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес к тому или иному предмету, согласно Рубинштейну, побуждает человека к соответствующей деятельности, связанной с данным предметом, то есть фактически выполняет функцию мотива деятельности. У одних людей интересы сосредоточены на каком-либо отдельном предмете или узко ограниченной области, что приводит к их одностороннему развитию, как личностей. У других людей имеется несколько центров, вокруг которых группируются их разнообразные интересы. Возможно и такое состояние дел, при котором интересы человека, сами по себе достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области. В этом случае вокруг этого единого центра может группироваться достаточно разветвленная система разнообразных интересов. Именно такая структура интересов, по мнению Рубинштейна, является наиболее благоприятной для всестороннего

развития личности и, вместе с тем, той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности.

Термин «намерение» в психологии мотивации используется реже, чем все предыдущие понятия, и означает сознательно принятое человеком решение выполнить какое-либо действие, совершить определенный поступок, добиться определенной цели. Так понимаемое намерение сочетает в себе осознанную цель и готовность приступить к практическим действиям, направленным на ее достижение. Иногда намерение трактуется как непосредственный побудительный мотив следующего за ним действия.

Влечение – это недостаточно осознаваемое человеком желание или стремление что-либо делать. В отличие от намерения влечение не предполагает ни осознанной цели выполняемых действий, ни принятие сознательного решения относительно того, как следует действовать в той или иной ситуации. Влечения, кроме того, имеют много общего с мечтами и фантазиями. Они нередко остаются в сознании человека и не реализуются.

Термин «побуждение» также сравнительно редко употребляется в психологической литературе и, кроме того, не имеет точного определения. Приблизительно содержание данного понятия можно определить как некоторый внутренний (психологический) или внешний (физический) фактор, которые заставляет человека предпринять определенные действия. Однако, ни мотив этих действий, ни их конечный результат для человека не ясны. Под влиянием побуждения он начинает действовать, не осознавая того, чего собирается достичь, и с какой целью инициирует соответствующие действия. В классическом бихевиоризме примерно в таком же значении используется не вполне определенный по своему содержанию термин «драйв» (drive)5. Там он представляет внутренний, физиологический по своей природе стимул или процесс, которые приводит живой организм в состояние повышенной активности и заставляет его действовать. В этой его интерпретации понятие

5 Он близок по значению к понятию «водитель» («дравер») и, следовательно, обозначает нечто, управляющее чем-либо изнутри.

«драйв» используется вместе с понятием «стимул», под которым понимается какое-либо внешнее воздействие, оказываемое на организм (драйв – это то, что управляет поведение живого организма изнутри, а не извне). Соответственно, считается, что поведение человека или животного, совместно регулируется стимулами и драйвами.

То, что обсуждалось до сих пор, представляет мотивационную сферу человека через различные термины, относится в основном к внутреннему или психологическому миру. Однако реальное поведение человека регулируется не только со стороны управляющих им внутренних факторов, но также и со стороны внешней или окружающей среды. Поэтому, для того чтобы применительно к мотивации поведения человека разделить факторы, действующие на него изнутри и извне, используются словосочетания «диспозиционные факторы мотивации и ситуационные факторы мотивации». Под диспозиционными факторами мотивации понимают такие, которые предшествуют поведению, регулируют его со стороны организма. Они представляют собой более или менее устойчивые психологические, физиологические и другие процессы и свойства самого орган<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.