Понятие о воле как психологическом явлении — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие о воле как психологическом явлении

2019-09-26 554
Понятие о воле как психологическом явлении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волю можно отнести к одному из видов психической энергии, находящейся в распоряжении сознательного, разумного человека, которую он может направлять на регуляцию своих психических процессов, состояний и поведения. Воля – это психологический феномен, который проявляется в произвольных (волевых) действиях человека. В свое очередь, произвольными называются действия, которые одновременно выступают как такие, которыми человек может по своему желанию управлять, направлять на достижение определенных целей, регулировать и контролировать. В этом плане воля напоминает то, что физики называют энергией, то есть, некоторую силу, которая управляет процессами, происходящими в неживом, материальном мире. Пользуясь этой аналогией, волю также можно определить как вид энергии, с помощью которой человек, находящийся в сознании и здравом уме, способный мыслить, рассуждать, принимать решения и выполнять их, может управлять самим собой и тем, что происходит в окружающем мире. В кратком ее определении воля – это то, с помощью чего человек может оказывать влияние на себя и на окружающий мир, изменяя его по своему разумению, на основе представленных в его сознании идей, образов, планов и программ.

Природа этой энергии до сих пор не ясна (как, впрочем, и природа любой физической энергии), и, кроме того, неизвестно, каким образом так понимаемая психическая (волевая) энергия соотносится с другими видами энергии, изучаемые учеными. «Волевое действие, - писал в свое время С. Л. Рубинштейн, - это … сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю, и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».1 При волевой регуляции поведения, порожденного потребностями, между потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С. Л. Рубинштейн охарактеризовал эти отношения следующим образом: «Воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого он должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя … как субъекта …, который …, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними».2

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т. II. – С. 187.

2 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т II. – C. 187.

Несмотря на то, что воля, как психологический феномен, известна давно (это понятие использовали в своих научных трудах и рассуждали о ней еще древнегреческие философы), ученые - психологи до сих пор очень мало знают о ней по причинам, которые будут обсуждаться далее. В современной психологии исследованиями воли занимается сравнительно мало ученых - гораздо меньше, чем исследованиями других психических явлений. Это, прежде всего, объясняется трудностями, связанными с естественнонаучным изучением воли. По данной проблеме раньше было написано немало работ, имеющих философско-теоретический характер, но проведено мало опытных, экспериментальных исследований. Кроме того, ни по одному вопросу, связанному с волей, среди современных психологов не существует единого мнения, и это, в частности, касается определений воли. Рассмотрим некоторые из них, опираясь на научные труды двух известных российских психологов, которые занимались изучением воли. Это – В.И. Селиванов и В.А. Иванников.

В. И. Селиванов определил волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных действий. В те моменты деятельности, когда человек сталкивается с необходимостью «преодолеть себя», его сознание на время как бы отрывается от предмета деятельности или партнера, и переключается «в плоскость субъектных отношений». При этом сознательная рефлексия осуществляется человеком на следующих уровнях:

- первый уровень – осознание субъектом способов своих действий, состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия «функциональной организации психики» необходимой форме деятельности;

- второй уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

В. А. Иванников предложил следующее определение воли. Это – «способность человека к сознательной, намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации».3 По мнению В. А. Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий человека. Реальным механизмом порождения дополнительного волевого побуждения к действию является, согласно Иванникову, сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия, в свою очередь, связан с борьбой мотивов и изменяется при определенных, преднамеренных и целенаправленных умственных усилиях. 3 В. А. Иванников. Психологические механизмы волевой регуляции. – М. – СПб, 2006. – С. 124.

Если иметь в виду другие, встречающиеся в научной литературе определения воли, то они выглядят следующим образом:

1. Воля – это некоторая внутренняя, психологическая по своей природе сила, которая способна управлять другими психическими явлениями и физиологическими процессами, происходящими в организме человека, а также его поведением.

2. Воля – это разновидность внутреннего, психологического контроля со стороны человека над его поведением, связанным с сознанием и мышлением, с принятием решений и их реализацией.

3. Воля – это то, благодаря чему человек оказывается способным ставить перед собой труднодостижимые цели, и добиваться их, преодолевая внутренние и внешние препятствия на пути к ним.

4. Воля – это то, вследствие чего человек может осуществлять сознательный выбор, и следовать ему в тех случаях жизни, когда сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных, альтернативных (взаимоисключающих) форм поведения.

5. Воля – это то, чем поведение человека отличается от поведения животных.

6. Воля – это источник всех разумных и сознательных действий, предпринимаемых человеком. Все, приведенные выше определения воли можно признать частично правильными, поскольку в каждом из них содержится нечто такое, что характеризует волю и ее проявления как психологический феномен с различных сторон. Вместе с тем, в каждом из этих определений чего-то недостает, и ни одно из них, взятое в отдельности, не в состоянии описать и представить все, что связано с волей человека. Поэтому правильнее было бы объединить все эти определения в одно, и руководствоваться целостным, интегральным понимание воли. Однако, предложить такое определение трудно, так как воля имеет много различных жизненных проявлений.

Существенные признаки воли, как следует из приведенных выше определений, заключаются в том, что она всегда связана с разумом и сознанием человека, с принятием решений, с приложением усилий, направленных на реализацию этих решений, с преодолением препятствий на пути к намеченной цели, с систематическим контролем целенаправленной деятельности и с оценкой ее результатов. Волевые решения, кроме того, принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другом, разнонаправленных мотивов (потребностей, влечений и т. п.), которые являются примерно одинаковыми по своей силе.

Воля – это также и определенное самоограничение человека. Поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя одну из многих сознательно выбранных им целей, человек тем самым лишает себя возможности достичь других целей. На высших уровнях своего проявления воля предполагает, кроме того, опору на духовные, нравственные и другие высшие цели, ценности и потребности человека.

Наряду с волей психологи пытались дать определение и волевому действию человека, то есть такому действию, в регуляции которого принимает участие воля, и противопоставить его безвольному действию, не регулируемому волей. Такой подход избавлял ученых-психологов от необходимости предлагать определение воле. Существенным признаком волевого действия по определению американского психолога У. Джемса, который часто в своих научных трудах пользовался понятием воля, является усиленное внимание человека к выполняемому им действию, отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе его выполнения. Вместе с тем, волевое действие характеризуется наличием отсроченного морального удовлетворения, которое человек получает в результате достижения связанной с ним цели, успешного преодоления препятствий на пути к ней.

Моральное удовлетворение возникает по той причине, что, несмотря на трудности, человеку все же удается добиться поставленной цели. По этому поводу У. Джемс писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи сравнительно легких действий, и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагались нам миром, не допускает другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот так»».4

4 Джемс У. Научные основы психологии. – СПб., 1902. – С. 363.

5 Импульсивными, неуравновешенными называют людей, которые действуют, не подумав, под влиянием настроения или случайных, ситуативных побуждений, и сразу же переводят свои желания в действия, не задумываясь над их целесообразностью и возможными последствиями.

Нередко усилия воли направляются людьми не столько на то, чтобы победить или овладеть внешними обстоятельствами, но на то, чтобы преодолеть самого себя, то есть действовать вопреки своим естественным, сиюминутным желаниям. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных, когда им приходится действовать, активно сопротивляясь своим ситуативных побуждениям.5 Никто и никогда еще не добился в жизни сколько-нибудь значительных успехов, не обладая сильной волей.

Волевая регуляция может включиться в управление выполняемым человеком действием на любом этапе его реализации: инициации (формирования намерения выполнить данное действие), выбора средств осуществления, следования заранее намеченного плану выполнения действия или сознательного, временного отклонения от него, а также контроля исполнения действия. Особенность включения волевой регуляции на начальном этапе выполнения действия заключается в том, что человек осознанно отказывается от одних побуждений мотивов и целей, силой воли подавляет их и начинает действовать в соответствии с другими, более слабыми или конкурирующими с ними побуждениями, имеющими более высокий личностный смысл для него, последовательно реализуя их вопреки своим сиюминутным желаниям. В выборе способа выполнения действия воля проявляется в том, что, отказавшись от привычного способа его реализации (например, от привычного способа решения задачи), человек выбирает другой, более трудный путь достижения цели, и старается не отступать от него до тех пор, пока не добьется поставленной цели. Наконец, волевой контроль исполнения действия может заключаться в том, что человек сознательно заставляет себя тщательным образом проверять правильность выполнения действия тогда, когда сил или естественного желания делать это у него уже нет, или они находятся на исходе.

Подводя краткий итог тому, о чем говорилось в этом параграфе, можно констатировать, что исследования воли, особенно те, которые имели опытный характер, в основном касались не воли, как таковой (как психологического явления, представляющего особой особый вид энергии), а действий человека, регулируемых и не регулируемых волей.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.