Недостатки в развитии воли, их причины и способы устранения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Недостатки в развитии воли, их причины и способы устранения

2019-09-26 612
Недостатки в развитии воли, их причины и способы устранения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наблюдая за поведением взрослых людей и, особенно, детей, которые еще недостаточно развиты как личности, в трудных жизненных ситуациях, мы нередко замечаем, что они не прилагают должных волевых училий, чтобы справиться с соответствующими ситуациями. Это может свидетельствовать о недостаточном развиии у них воли. В связи с этим необходимо знать, в чем недоразвитость воли может проявляться у человека, каковы ее возмножные причины и способы устранения. Данная проблема имеет непосредственное отношение к воспитанию детей, поскольку именно в этот возрастной период воля человека активно фоормируется и развивается.

Приступая к обсуждению вопроса, указанного в названии данного параграфа, необходимо, прежде всего, уточнить, какое содержание вкладывается в слова «недостатки в развитии воли». Под недостатками в развитии воли (волевой регуляции поведения) понимаются такие особенности психологии и поведения человека, которые не позволяют ему добиваться значимых для него целей или приводят к тому, что получаемые результаты оказываются ниже возможностей данного человека, имеющихся у него способностей, и не соответствуют ситуации, в которой человек оказался. Имеется в виду случаи, когда способности человека и сложившаяся ситуация при условии приложении необходимых волевых усилий (настойчивости, упорства, решительности) со стороны человека достаточны для того, чтобы добиться успеха.

Если говорить конкретно, то недостатки в развитии воли человека могут проявляться в следующих моментах:

1. Взявшись за решение какой-либо посильной для него задачи, человек не доводит ее до конца, бросает на полпути, столкнувшись с какими-либо незначительными, несущественными или вполне преодолимыми трудностями.

2. В различных видах деятельности человек довольствуется средними или посредственными результатами, хотя при приложении должных волевых усилий смог бы добиться большего.

3. Человек избегает соревнования с другими людьми, в которых ему угрожает возможная неудача, хотя при желании и при должных усилиях с его стороны мог бы одержать победу.

4. Человек имеет заниженную самооценку и пониженный уровень притязаний, не соответствующие его реальным возможностям, и действует, исходя из них.

5. Человек часто терпит неудачи, но почти всегда находит им объяснения, исходя из так называемых «объективных», «не зависящих от него условий». В действительности его неудачи в большей степени зависят от него самого, от его неумения, нежелания или неспособности прилагать должные усилия для достижения успехов. 6. Человек старается избегать таких ситуаций и задач, которые являются трудными, и для решения (преодоления) которых ему нужно стараться, демонстрировать решительность, настойчивость, прилагать волевые усилия.

Заметим, что перечисленные выше недостатки в развитии воли относятся не только к воле, как таковой, но и к другим, связанным с волевой регуляцией поведения недостаткам в развитии личности. Из этого факта в заключение параграфа будут сделаны определенные выводы, касающиеся исправления или устранения недостатков, касающихся развития воли человека.

Имея в своем распоряжении представленный выше перечень недостатков в развитии воли человека, обсудим их возможные (вероятные) причины.

Тот факт, что, взявшись за решение какой-либо задачи, человек не доводит ее до конца, можно объяснить следующими причинами:

- задача, которая стоит перед человеком, ему недостаточно ясна, и, частично решив эту задачу, он останавливается, потому что не знает, что делать дальше. Данный случай связан с волевой регуляцией поведения и ее недостатками не прямо, а косвенно. Дефицит воли в подобной ситуации проявляется в том, что человек не старается прояснить для себя задачу, чтобы продолжить искать ее решение дальше.;

- задача, за решение которой взялся человек, оказалась для него слишком сложной, трудно разрешимой и даже не разрешимой, но этот факт человек осознал только после того, как взялся за ее решение. Этот случай, как и предыдущий, косвенно связан с волей, и ее дефицит проявляется в том, что человек не пытается разобраться в сложившейся ситуации, отказывается от решения задачи, хотя мог бы подуматься над тем, что ему нужно, чтобы данную задачу решить, и вернуться к ее решению у будущем. Тогда можно было бы сказать, что соответствующий человек действительно обладает волей.

- в ходе решения соответствующей задачи для человека неожиданно изменилась ситуация, в которой он уже не знает, как действовать дальше. Он прекращает прилагать усилия, направленные на решение данной задачи, и этот акт можно объяснить недостатками в развитии волевой регуляции его поведения. Однако, такой вывод можно будет сделать только в том случае, если, прекратив действовать дальше, человек не прилагает никаких дополнительных усилий, для того чтобы найти решение стоящей перед ним задачи. Если же человек, спустя некоторое время, возвращается к решению задачи и пытается найти ее решение, то о недостатках волевой регуляции его поведения говорить нельзя;

- может случиться так, что в ходе решения задачи ее ценность (значимость) для человека неожиданно понизилась, и интерес к поиску ее решению у человека по данной причине пропал. Этот случай также не свидетельствует о недостатках в развитии воли, особенно тогда, когда, отказавшись от решения одной задачи, человек переключает свою волевую активность на поиск решения другой, не менее сложной задачи. Только тогда, когда человек бросает решать задачу, которая по-прежнему является для него значимой, и не берется за решение другой, альтернативной, не менее сложной задачи, можно говорить о недостатках в развитии его воли.

Если в разных видах деятельности человек довольствуется посредственными результатами, то возможными причинами такого поведения могут стать следующие:

- недостатки в развитии у него волевой регулшяции поведения;

- утрата интереса человека к жизни, ее смысла для него. В таком случае все или почти все, что происходит с человеком и вокруг него, становится для него безразличным, и из-за этого он не прилагает должных усилий для достижения успехов в соответствующих видах деятельности;

- человек по каким-либо причинам не желает выделяться на фоне других людей, которые довольствуются посредственными результатами в своей деятельности. Такое поведение человека не свидетельствует о проблемах, связанных с его волей; Если человек активно избегает ситуаций соревнования с другими людьми, то такое поведение может быть объяснено следующими причинами, включая недостатки его волевой регуляции:

- человек адекватно оценивает свои способности и возможности и, исходя из этого, делает вывод о том, что победить или выиграть в данном соревновании с другими людьми он при всем желании не сможет. Этот случай не имеет прямого отношения к недостаткам в волевой регуляции поведения человека;

- человек правильно оценивает свои способности и возможности, верит в то, что смог бы победить в соревновании с другими людьми, и, кроме того, победа над ними является для него значимой. Тем не менее, человек избегает вступать в соревнование с людьми, не располагая каким-либо другими объяснениями такого поведения. В этом случае уже можно говорить о недостатках в развитии его воли;

- победа в соревновании для данного человека существенного значения не имеет. Если это так, то его отказ от участия в соревновании с другими людьми не может рассматривать как признак недоразвития у него воли.

Если известно, что человек имеет заниженную самооценку, не соответствующую его реальным возможностям, и действует, исходя из нее, то его поведение, которое с формальной точки зрения может быть связано с недостатками волевой регуляции, только этими недостатками не может быть объяснено. Лишь тогда, когда самооценка человека нормальная, и у него нет никаких других причин, оправдывающих формы поведения, описанные в начале данного параграфа и связываемые с недостатками волевой регуляции поведения, соответствующее поведение можно приписать недостаткам в развитии воли.

В том случае, когда человек терпит неудачи и находит им оправдания, его можно будет считать безвольным человеком при соблюдении следующих условий: - если его оправдания являются надуманными и не соответствуют действительности;

- если человек переживает по поводу своих неудач;

- если, потерпев неудачу, человек не предпринимает дополнительных усилий, чтобы долбиться успеха.

Если человек избегает ситуаций и задач, которые являются трудными, и для выхода из которых (или решения которых) ему необходимо стараться, демонстрировать настойчивость, прилагать усилия, то такое поведение может свидетельствать о недостатках в развитии его воли в следующих случаях:

- если соответствующие ситуации и задачи являются значимыми для него;

- если у него есть желание их решить или преодолеть;

- если он поытался их решить (преодолеть), но сразу прекратил это делать, как только столкнулся с трудностями.

Основные пути и способы устранения перечисленгных выше недостатков волевой регуляции поведения представляются следующими:

- воспитание воли с раннего детства, как только ребенок начинает заявлять о себе и демонстрировать наличие у него воли (это обычно происходит в возрасте двух - трех лет);

- включение ребенка в те виды деятельности, при выполнении которых он может проявить свою волю;

- поддержка инициативы, проявляемой ребенком в занятиях такими видами деятельности, в которых он может столкнуться с определенными трудностями;

- поощрение ребенка в тех случаях, когда, проявив настойчивость и волевые качества, он добивается успехов;

- постановка ребенку в пример тех людей, которые обладают развитой волей;

- развитие у ребенка других психологических свойств, положительно связанных с волевой регуляцией поведения, включая адекватную самооценку, нормальный или слегка повышенный уровень притязаний, мотив достижения успехов, уверенность в себе, самостоятельность и сравнительно низкую тревожность.

 

Понятие и виды эмоций

С древнейших времен, уже тогда, когда философы обратили внимание и стали исследовать душевные (психологические) явления, они были разделены на две большие четко различающиеся группы: на мышление и переживания. Под мышлением понимались познавательные процессы человека, которые уже обсуждались в предыдущих главах учебника, а под переживаниями - то, что называют эмоциями. В течение длительного времени существования и развития психологических знаний они обозначались как аффекты. В наши дни это понятие по-прежнему продолжает использоваться в научной психологической литературе, но, начиная с ХХ века, аффектами называют лишь одну из разновидностей эмоций.

Само слово «эмоции» происходит от латинского emoveо - «потрясаю», «волную», или, также, от французского emover, переводимое на русский язык глаголами «двигать», «возбуждать», «стимулировать». Из этих различных переводов данного слова на русский язык следует, что в содержание термина «эмоции» изначально были включены идеи инициации движения, возбуждения или стимулирования поведения, а также процессов, происходящих в организме и проявляющихся в разнообразных переживаниях, связанных с удовлетворением жизненно важных потребностей.

Эмоции представляют собой явления, относящиеся к группе психических состояний.1 В их число можно включить такие состояния, как, удовольствие, неудовольствие, голод, жажда, страх, гнев, печаль, радость, а также многочисленные и разнообразные чувства, которые человек испытывает в связи с различными людьми, предметами и событиями в его жизни, по разным поводам в разнообразных жизненных ситуациях.

У. Джемс, которому принадлежит одна из первых в истории психологии теорий эмоций (она будет обсуждаться далее, во втором параграфе настоящей главы), называет множество эмоций и пишет по этому поводу следующее:

1 Они отчасти уже обсуждались в главе 15, посвященной психическим состояниям.

«Эмоции бесчисленны по своему разнообразию. Гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость и различные виды их можно назвать низшими эмоциями, так как они связаны со сравнительно сильными телесными возбуждениями. Высшие или более утонченные эмоции принадлежат к области моральных, умственных и эстетических чувствований…Их внутренние оттенки бесконечно переходят друг в друга, и отчасти запечатлены в языке, как, например,... ненавистный, антипатичный, злоба, вражда, отвращение, нерасположение, омерзение, мстительность, злопамятство и т. д.».2

Человек в отличие от животных может переживать огромное количество разнообразных эмоций, которые обозначаются десятками слов в различных языках. Некоторые лингвисты, рассматривая историю возникновения человеческих языков, считают, что слова, обозначающие эмоции, появились одними из первых, и как специфическая группа слов являются тонко дифференцированными. Это факт может означать, что с древнейших времен и до наших дней эмоции были и остаются одним из самых привлекательных объектов человеческого познания, а также то, что у людей действительно много разнообразных эмоциональных переживаний.

В определениях эмоций, существующих в психологии, как и в дефинициях большинства других психологических терминов, полного единства мнений среди ученых нет. Чаще всего под эмоциями понимаются переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей. В них отражаются многие моменты, касающиеся этого процесса: сами потребности, их сила или острота, условия и динамика удовлетворения, отношения людей к тем или иным событиям, объектам и многое другое.

Субъективно эмоции и некоторые другие психические явления, например, ощущения, слиты в сознании и переживаниях человека. В самих этих переживаниях эмоции и ощущения трудно отделить друг от друга, что

2 В. Джемс. Научные основы психологии. – С.-Петербург, 1902. – С. 295-296.

например, проявляется в том, что в языке для обозначения тех и других нередко используются одни и те же слова, например, «приятные ощущения», «приятные переживания (эмоции)». Тем не менее, между ощущениями и эмоциями существуют различия, которые хорошо известны ученым – психологам. Они сводятся к следующему:

1. Ощущения выполняют познавательную роль в жизни людей и несут в себе объективную информацию о состоянии внутренней или внешней среды организма. Входя в состав образов воспринимаемых предметов и явлений, существующих в действительности, ощущения отражают свойства данных предметов или явлений, присущие им фактически или приписываемые им нашим сознанием. Эмоции познавательной роли не играют. В них объективные свойства предметов и явлений напрямую не отражаются, а выражаются лишь состояния организма в данный момент времени, его потребности и степень их удовлетворения, а также отношения, складывающиеся между организмом и окружающей средой.

2. Ощущения непосредственно связаны с работой того или иного органа чувств. Эмоции с работой органов чувств напрямую не связаны. Они порождаются другого рода физиологической активностью, происходящей или в центральной нервной системе, или во внутренней среде организма.

3. Ощущения имеют специфическое качество или модальность, но не окрашены в приятные или неприятные тона. Что касается эмоций, но они модальностью не обладают, однако всегда окрашены в приятные или неприятные тона.

4. Ощущения относятся к конкретным предметам и субъективно, для человека, выступают как качества или свойства воспринимаемых им предметов. Эмоции премой предметной отнесенности не имеют. Они переживаются человеком как принадлежащие ему, локализованные в нем, а не в окружающей среде, и не связанные с теми или иными конкретными предметами или явлениями.

5. Ощущения напрямую не соотносятся с потребностями человека, они могут возникать и изменяться независимо от них - тогда, когда человек воспринимает соответствующий предмет. С эмоциями дело обстоит иначе: они соотносятся с определенными потребностями, возникают и существуют независимо от воспринимаемых человеком предметов - тогда, когда связанные с ними потребности являются актуализированными.

6. Динамика ощущений от процесса изменения потребностей человека практически не зависит, в то время как между эмоциями и потребностями имеется прямая функциональная взаимосвязь. Сила и динамика эмоций человека определяются переживаемыми им потребностями, в то время как свойства ощущений определяются самими воспринимаемыми человеком предметами.

7. Различным является жизненное назначение ощущений и эмоций. Ощущения в жизни людей выполняют две основные функции: познавательную и ориентировочную, то есть, обеспечивают человека знаниями о мире и помогают ориентироваться в нем. Эти функции эмоциям, как таковым, не свойственны. Эмоции отражают состояние и процесс удовлетворения потребностей человека (более детально их функции будут рассмотрены в следующем параграфе главы).

8. Ощущения характеризуют познавательные процессы человека, но не имеют непосредственного отношения к нему, как к личности. По-другому дело обстоит в отношении эмоций. Многие из них, такие, например, как аффекты, чувства и страсти, непосредственно связаны с личностью человека.

9. По мнению С. Л. Рубинштейна, эмоции характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком, например, удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль, счастье – горе и т. д.. Эта особенность ощущениям не свойствена.

По современным научным представлениям эмоции имеются как у людей, так и у животных (до второй половины XIX века считалось, что ими

обладают только люди). Доказано, что, чем сложнее устроено то или иное живое существо, чем многообразнее его отношения с миром, чем выше уровень, на котором оно находится на эволюционной лестнице, тем богаче и разнообразнее его эмоциональный мир. В этом отношении человек превосходит всех животных.

Эмоций у современных людей достаточно много. В научной литературе, когда ставится и решается вопрос о видах и классификации эмоций, чаще всего называются следующие их разновидности: настроения, простейшие или биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти и стрессы. Рассмотрим подробнее каждый из названных видов эмоций.

Настроением называют сравнительно слабо выраженную, но длительное время существующую эмоцию, определяющую общий тонус или настрой человека в данный момент времени, его общее состояние дел. Само название «настроение» происходит от слова «настрой» и, соответственно, характеризует жизненный настрой человека в определенный отрезок времени. В определенном настроении человек находится в каждый момент времени жизни и, следовательно, настроение можно рассматривать как практически непрерывно существующую эмоцию3, которая время от времени может меняться по своему тону и силе. Например, настроение может характеризоваться как радостное или грустное, бодрое или веселое, насмешливое или ироническое, праздничное или будничное, лирическое или прозаическое, и т. д. Свою конкретную характеристику настроение получает по тому эмоциональному тону, который в нем преобладает.4

3 Спорным является вопрос о существовании настроения тогда, когда человек находится в бессознательном состоянии. Исходя из того, что при временном отключении сознания человека его мозг работает, а жизненно важные потребности продолжают существовать и в какой-то степени даже удовлетворяться, можно допустить существование настроения у человека и в бессознательном состоянии, но в отличие от настроения, обнаруживаемого в сознании или в состоянии бодрствования, такое настроение человеком не осознается. Другими словами, настроение, как и многие иные психические явления, может быть осознаваемым или не осознаваемым.

4 Хотя настроение называют простой эмоцией, в действительности оно является достаточно сложным явлением. Настроение нередко включает в себя множество разнообразных эмоций, объединенных друг с другом в одном переживании.

Настроение – это, кроме того, не полностью осознаваемая эмоция, причем, даже тогда, когда человек, для которого это настроение характерно, находится в состоянии бодрствования. Данное утверждение следует понимать так. Человек, находящийся определенном настроении, может сказать, каково его настроение в настоящий момент времени, описать его словами. Однако, если этого же человека спросить, почему у него в данный момент времени именно такое настроение, то он не всегда сможет дать быстрый и правильный ответ на него. Другими словами, причины своего настроения человек не всегда актуально осознает.

На настроение могут оказывать влияние множество разных причин. Это и физическое самочувствие, и степень удовлетворенности актуальных потребностей, и то, как на самом деле идет процесс их удовлетворения. Настроение человека также зависит от того, что происходит в его психике и в окружающем мире, от отношения человека к происходящему. Настроение человека в большинстве случаев определяется множеством одновременно происходящих или произошедших в прошлом событий, большим количеством фактов или событий, так или иначе связанных с его актуальными интересами и потребностями.

Простейшими или биологическими называются эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей человека. Это, прежде всего, удовольствие или неудовольствие, получаемое в процессе их удовлетворения, а также другие связанные с ними переживания, которые называют приятными или неприятными. Удовольствие и неудовольствие – это, по-видимому, самые древние и наиболее распространенные среди живых существ эмоциональные переживания.

Практически все органические процессы имеют специфическое эмоциональное отражение. О тесной зависимости, которая имеется между эмоциями и органическими процессами, говорит тот факт, что любое эмоциональное состояние сопровождается изменениями физиологической активности организма. Это обстоятельство является важным для понимания

природы и жизненного значения простейших или биологических эмоций. Зависимость между ними и органическими процессами выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение, связи: чем ближе к центральной нервной системе располагается источник органических изменений, связанных с эмоциями, чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, и тем слабее возникающее при этом эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности обычно приводит к ослаблению силы связанных с ним эмоциональных переживаний.

Простейшие биологические эмоции являются врожденными и общими для людей и животных. Человек в отличие от животных с помощью разума, сознания и воли может регулировать свои биологические эмоции, но, тем не менее, их общие законы у людей и животных примерно одинаковые.

Аффектами называют сильные, кратковременные, бурно протекающие эмоциональные переживания, имеющие отчетливо выраженные внешние проявления (экспрессию), и сопровождающиеся заметными изменениями в работе организма. Эти изменения могут затрагивать разные органические системы: нервную, мышечную, эндокринную, сердечно-сосудистую, дыхательную, желудочно-кишечную. К числу аффектов можно отнести, например, страх, радость, гнев, печаль и многие другие эмоции.

Аффекты соотносятся с удовлетворением жизненно наиболее значимых и сильных потребностей человека, и чаще всего возникают при следующих обстоятельствах:

- когда человек неожиданно для себя получает возможность полностью или в существенной степени удовлетворить какую-либо важную для него потребность;

- когда на пути удовлетворения такой потребности неожиданно возникают непреодолимые или труднопреодолимые препятствия.

Аффекты делятся на две основные группы: положительные и отрицательные. Положительные аффекты – это радость, счастье, восторг,

удивление, ликование, эйфория и другие. Они возникают в первом из указанных выше случаев, а отрицательные аффекты – страх, горе, гнев, печаль и другие – во втором из названных случаев. Положительные аффекты соответствуют полезным, приятным и ценным для данного человека событиям, отрицательные аффекты – вредным и неприятным для него событиям.

Аффекты независимо от того, являются они положительными или отрицательными, всегда связаны с большими тратами энергии, которые временно ослабляют организм. Поэтому после переживания аффектов, особенно отрицательных, человек чувствует слабость, усталость, утомление, и ему требуется покой или отдых для восстановления сил.

Аффекты, кроме того, способны подавлять или нарушать нормальную активность познавательных процессов человека, дезорганизовывать его поведение, делать его реакции на происходящее неадекватными. Поэтому многие психологи с древних времен и до наших дней считают аффекты нежелательными, призывают с ними бороться. Эти призывы ориентируют людей на то, чтобы они в своей жизни руководствоваться разумом, а не аффектами. В древности, когда философы ставили и обсуждали вопрос о том, чем человек должен руководствоваться в своих действиях и поступках: разумом или аффектами - они отдавали безусловное предпочтение разуму.

Одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают как мгновенная и непосредственная реакция на сложившуюся ситуацию, и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу породивших их событий. В связи с этим регулирующая функция аффектов заключается в образовании специфического опыта – так называемых аффективных следов, определяющих избирательность поведения человека в будущем по отношению к аналогичным ситуациям - таким, которые порождают аффекты. Повторение ситуаций, вызывающих у человека аффективное состояние, ведет к усилению аффекта и связанных с ним симптомов. Это, в свою очередь, может

проявиться в так называемой «психологической разрядке» - бурном, не управляемом аффективном поведении или «аффективном взрыве».

Чувствами называют сложные эмоциональные переживания, включающие в свой состав множество разнообразных эмоций, как положительных, так и отрицательных, как приятных, так и неприятных, и связанных у человека с теми или иными конкретными событиями, людьми, или предметами. Чувства имеют предметную направленность и характерны только для людей. Чувства в отличие от других, рассмотренных выше эмоций, не являются врожденными, они приобретаются и многократно в течение жизни человека могут изменяться. Чувства выступают не только в виде специфических эмоциональных переживаний, но могут мотивировать, побуждать людей на совершение определенных действий и поступков. Поэтому чувства иногда рассматривают и как мотивы поведения.

У человека имеет большое количество самых разнообразных чувств. Всевозможные чувства, характерные для людей, принято делить на группы. Среди них выделяют, например, моральные и эстетические, возвышенные и низменные, гармоничные и противоречивые, предметные и межличностные чувства. Рассмотрим каждую из названных групп человеческих чувств в отдельности.

Моральными называют чувства, связанные с соблюдением или нарушением людьми норм морали. К таким чувствам относятся, например, чувство совести и чувство стыда. Эстетическими являются чувства, которые связаны с восприятием и оценкой человеком чего-либо как совершенного, близкого к идеалу. Такие чувства могут вызывать у людей красивые виды природы, талантливые произведения литературы и искусства, удачные изобретения, хорошо сделанные вещи, любые другие творения человеческого разума или рук, порождающие приятные эмоциональные переживания у людей. Чувства, противоположные эстетическим, иногда называют негативными, отвратительными или безобразными. Это, например, отвращение, негодование, страх, ужас и другие.

Один из известных отечественных исследователей чувств П. М. Якобсон в группу высших человеческих чувств включал моральные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые у людей связаны с восприятием и осознанием ими многообразных явлений социальной жизни и культуры. Под моральными чувствами он понимал такие, которые переживаются человеком при восприятии действительности, говоря словами Якобсона, «под углом зрения нравственного начала», исходя из категорий морали, выработанных цивилизованным обществом. Поведение или поступок является нравственным, по мнению ученого, не только потому, что он объективно вносит какие-то изменения в реальную действительность, отвечающие требованиям морали. «Надо, пишет Якобсон, - чтобы нравственными были … те мотивы, которые его вызвали, и чтобы совершение этого поступка определялось нравственным чувством».5

Когда в переживании чувств заключена та или иная нравственная оценка, они становятся моральным. Другими словами, чувство превращается в нравственное (моральное), когда его переживание человеком характеризуется тем, что моральные нормы начинают представлять для него нечто большее, чем просто внешнее, формальное ограничение его желаний или стремлений. При этом нравственная норма становится не просто чуждой силой, которой неизбежно надо подчиняться, а законом, который добровольно принимается человеком и управляет его поведением. Моральные требования человека к самому себе входят в переживание им нравственного чувства как требования нравственного долга. Заключенная в моральном чувстве внутренняя необходимость к выполнению нравственных требований особенно остро выступает в переживании, когда возникает коллизия между эгоистическими чувствами и альтруистическими побуждениями, между желаниями причинять зло или творить добро. Если в этой коллизии верх берут альтруизм и добро, значит, в сознании человека торжествует нравственное чувство.

Нравственные чувства не всегда бывают только приятными. Иногда они выступают в виде переживаний чувства вины, стыда или угрызений совести. Когда нравственно воспитанный человек не следует побуждениям нравственного долга, то это вызывает у него беспокойство, угрызения совести и другие неприятные эмоциональные переживания. Любой случай, когда человек находит в себе мужество признаться в каком-либо безнравственном поступке, когда он преодолевает страх в момент опасности, и приходит другому на помощь, свидетельствует о внутренней нравственной борьбе, происходящей в нем. Чем острее эта борьба, тем больше удовлетворение доставляет человеку победа над собой. Все случаи, когда человек жертвует собой ради идеалов, дорогих его сердцу, когда он отказывается от легкого пути и выбирает трудный путь во имя блага других людей, являются проявлениями моральных (нравственных) чувств.

Когда человек воспринимает явления окружающей действительности, руководствуясь принципами прекрасного, это становится основой для возникновения у него эстетических чувств. «Особенностью эстетических чувств, вызываемых произведениями искусства, - пишет П. М. Якобсон, - является то, что возникающее у человека эмоциональное отношение к предметам искусства всегда сопровождает сознанием, что им воспринимается не сама жизнь, а отражение этой жизни в сознании художника, которое содержательно…, образно передает эту жизнь. Такое отражение реальных процессов жизни становится источником наслаждения, рождая в зависимости от содержания произведения целую гамму разнообразных переживаний – радости, волнения, печали, восторга, удивления, преклонения, страха, негодования, восхищения».6

Возвышенные чувства (другое их название – благородные) – это чувства, связанные со стремлением человека творить добро. К ним можно отнести любовь, сопереживание, сочувствие и другие. Низменными, соответственно, называются чувства, в основе которых лежит стремление

человека причинять кому-либо или чему-либо зло, например, зависть, неприязнь и ненависть.

Гармоничные – это чувства, включающие в свой состав эмоции одного знака, положительные или отрицательные - такие, между которыми нет явных противоречий, и которые согласуются друг с другом, проявляясь по отношению к одним и тем же объектам. Противоречивые или амбивалентные – это такие чувства, которые включают в себе противоположные, не совместимые друг с другом эмоциональные переживания, относящиеся одному и тому же объекту, например, любовь и ненависть, симпатию и антипатию, влечение и отвращение.

Предметными принято называть чувства, которые переживаются людьми в отношении неодушевленных предметов, а межличностными – чувства, переживаемые по отношению к людям.

От других видов эмоций чувства отличаются не только перечисленными выше признаками, но и тем, что человек может ими управлять, так как чувства являются сознательно регулируемыми переживаниями. Поэтому, когда оценивают состояние человека, совершившего определенный поступок под влиянием определенных чувств, то считают человека вменяемым, отвечающим за свои действия. Однако, когда такой же поступок человек совершает под воздействием, например, аффекта, то его нередко рассматривают как невменяемого, не отвечающего за свои действия.

Представленная выше классификация чувств не является единственно возможной. Более того, она является неполной, не включает в себя многие другие разновидности чувств. К примеру, С. Л. Рубинштейн предложил в свое время выделить в особую группу так называемые интеллектуальные чувства, включая в них удивление, с которого начинается познание, любопытство, а также чувства сомнения и уверенности в правильности найденного решения. Вся история развития аффективно-эмоциональной сферы человека, писал он, связана с совершенствованием его интеллектуальной сферы и взаимопроникновением интеллектуального и эмоционального. Сначала

эмоции определяют познание («полонят» его, по выражению С. Л. Рубинштейна), и человек оказывается в состоянии понять в действиях других людей только то, что чувствует сам. Затем познание освобождается от препятствующих ему чувств, и теперь человек может, как учил Б. Спиноза, не любить или ненавидеть, а только понимать человеческие поступки так, как если бы речь шла о чем-либо безразличном для него. Наконец, чувство, которое прежде подчиняло сознание и затем отделилось от него, начинает следовать за познанием. Углубленное понимание значимости познания направляет и развивает интеллектуальные чувства человека.

Особую разновидность человеческих чувств представляют такие, как чувства юмора, иронии, возвышенного и трагического. Их можно назвать интеллектуально-эмоциональными, социальными или межличностными чувствами. Чувство юмора предполагает, что за смешным или тем, что у человека вызывает смех, лежит нечто доброе, связанное с отношением человека к соответствующему объекту. С чувством юмора, например, смеются над недостатками любимого человека. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен.

Ирония – это менее благожелательное чувство, чем юмор. Ирония – это уже насмешка над тем, к чему она относится, но добродушная, без явно выраженного негативного отношения к соответствующему объекту. Иногда говорят, что ирония «разит несовершенство мира с позиций возвышающегося над ним идеала». Ирония действительно предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение к себе. Когда данный предмет или человек, выступает как «торжествующая сила», то есть, вызывает со стороны иронически настроенного человека протест, то, ирония, становясь бичующей, гневной и негодующей, иногда, проникаясь горечью, может превратиться в сарказм.

Сарказм – это прямая насмешка над объектом, сочетаемая с отчетливо выраженным негативным отношением к нему. Ирония может быть мелочной,

но не злобной, но сарказму это не свойственно. Он всегда содержит в себе пренебрежительное, издевательское отношение к соответствующему объекту.

Трагизм – это сочетание глубокой печали и чувства безысходности. Высший трагизм заключается в осознании человеком того, чт<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.