Формирование и изменение характера человека в течение его жизни — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Формирование и изменение характера человека в течение его жизни

2019-09-26 623
Формирование и изменение характера человека в течение его жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку характер человека, по определению, не является врожденным, в отношении его правомерно ставить и обсуждать следующие вопросы:

1. Какие факторы оказывают влияние на формирование и развитие характера человека?

2. Когда характер ребенка начинается формироваться?

3. По каким признакам можно судить о начале этого процесса?

4. Как формируется и развивается характер человека в детстве?

5. В каком возрасте характер человека становится более или менее устойчивым?

6. Какие изменения, и по каким причинам могут происходить в характере взрослого человека?

Эти и некоторые другие вопросы, связанные с процессами формирования, развития и изменения характера человека в течение жизни будут обсуждаться в настоящем параграфе главы.

Начнем с общего утверждения о том, что характер человека, в принципе, может изменяться в течение всей его жизни, хотя разные периоды жизни играют различную роль в его изменениях. Кроме того, динамика характера человека представляется разной по возрастам. Наиболее активно процесс формирование характера происходит в детские годы. Почти никаких изменений в характере человека не происходит в пожилом возрасте, когда он уже сложился и стабилизировался, за исключением отдельных случаев, которые будут обсуждаться дальше. В средний возрастной период, с момента окончания детства и до пожилого возраста, характер человека, в принципе,

может изменяться, но этот процесс не подчиняется общим законам и индивидуально своеобразен. Он зависит от того, как складывается жизнь человека.

Начнем обсуждение развития характера с раннего детства. По мнению большинства современных ученых, характер ребенка начинает формироваться с первого года жизни, вскоре после рождения. Однако, этап формирования характера, приходящийся на первые два годы жизни, трудно исследовать и точно описать по следующим причинам. Во-первых, в формировании характера, как и многих других сложных психологических особенностей человека, существует длительный скрытый период, когда эта особенность начинает формироваться, но никак еще вовне не проявляется. Следовательно, в возрасте от рождения до двух лет о характере ребенка в целом трудно судить, поскольку объективные, поведенческие признаки его наличия в это время еще отсутствуют. Во-вторых, при изучении характера взрослого человека психологи судят о нем в основном не на базе наблюдений за его поведением, а в результате проведения психологического тестирования. Почти все методы изучения характера основаны на сознательном самоанализе человека и разумных его ответах на достаточно сложные вопросы. Применять такие методы с цель изучения характеров детей до двухлетнего возраста практически невозможно. Такая возможность открывается не раньше двух- трехлетнего возраста, когда характер ребенка уже проявляется в его открытых действиях и поступках, и когда сам ребенок овладел речью, обладает самооценкой и готов отвечать на вопросы взрослого человека, касающиеся его характера.

Истоки начала формирования характера ребенка следует искать во взаимоотношениях, которые складываются у него с окружающими людьми, прежде всего, матерью. Взаимоотношения с взрослыми людьми в это время играют ключевую роль в формировании характера. Такое утверждение с психологической точки зрения подкрепляется следующими рассуждениями:

1. В ранние годы (отчасти и позднее) характер ребенка формируется и развивается в результате наблюдения и подражания другим людям, значимым для ребенка.

2. Характер представляет собой устойчивые или типичные реакции человека на различные жизненные ситуации, а также на действия и поступки, которые в этих ситуациях и во взаимоотношениях с ним совершают окружающие люди.

В процессе формирования характера ребенка в онтогенезе, ориентируясь на принятые в нашей стране периодизации психического развития детей, разработанные Л.С. Выготским Д. Б. Элькониным и Д. И. Фельдштейном, можно выделить следующие периоды:

1. Раннее детство, от года до трех лет. В это время начинают активно формироваться и развиваться черты характера, которые называются коммуникативными.

2. Дошкольный возраст, от трех до шести-семи лет. В данный период жизни наряду с коммуникативными чертами характера начинают формироваться две другие группы черт характера: деловые и волевые. Все черты характера ребенка в это время проявляются в основном в игровой деятельности.

3. Младший школьный возраст. Он представляет собой период активного развития волевых и деловых черт характера ребенка на основе характерной для данного возраста учебной деятельности.

Все три периода, описанных выше, если исходить из периодизации личностного развития детей по Д. И. Фельдштейну, составляют первую фазу становления характера (личности) ребенка.

4. Подростковый возраст. Он представляется сенситивным периодом развития коммуникативных черт характера ребенка. Наряду с ними у детей продолжают развиваться волевые и деловые черты характера, и на их динамику в эти годы преимущественно влияет уже не учебная деятельность, а общение подростков со сверстниками. В этом возрасте наступает первичная

стабилизация всех черт характера, и он становится более или менее устойчивым, а далее, в течение длительного времени (зачастую и всей жизни человека) практически не изменяется.

5. Старший школьный или ранний юношеский возраст. Этот возраст можно рассматривать как своеобразное «взросление» характера ребенка, то есть его превращение в характер, свойственный взрослому человека. Данный процесс происходит в это время в разных, параллельно протекающих видах деятельности: учении, общении и труде. К 15-16 годам старший школьник приобретает такие черты характера, которые имеются у большинства взрослых людей, и ведет себя в соответствии с ними уже не как ребенок, а как сознательный, взрослый человек. Два последних периода жизни составляют заключительную фазу формирования характера человека в детстве, после которой у большинства людей он становится относительно устойчивым.

Общие тенденции, связанные с процессом формирования характера ребенка в детстве, можно представить и описать следующим образом. С возрастом, начиная с раннего детства, постепенно увеличивается круг значимых для ребенка людей и разнообразнее становятся формы общения с ними. Соответственно, расширяется и социально-психологическая база формирования и развития характера. В дошкольный период жизни самыми главными в плане формирования характера для ребенка являются родители и другие члены семьи. В начале обучения в школе наиболее авторитетным лицом для ребенка становится учитель. Затем, начиная со средних классов школы, такими людьми становятся значимые сверстники. Их оценки и взаимоотношения с ними в это время оказывают наибольшее влияние на формирование характера подростка. В старших классах школы к авторитету сверстников добавляется авторитет многих других значимых для молодых людей взрослых. В это время характер ребенка активно продолжает формироваться и развиваться, но уже под влиянием широкого социального окружения.

Сформированность характера человека к окончанию детства не означает его абсолютную устойчивость и не исключает того, что характер далее будет меняться. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, характер любого человека не является идеальным, и, следовательно, каждый стремится его улучшить, избавиться от отрицательных черт характера и приобрести недостающие положительные черты характера. Во-вторых, человек, как личность, получая новый жизненный опыт, естественным образом меняется, и это может относиться к его характеру. В-третьих, в процессе жизни человеку нередко приходится сталкиваться с новыми условиями и ситуациями, которые, соответственно, требуют наличия у него новых черт характера. Такие черты характера нередко приходится заново формировать и развивать у себя.

Все описанные выше возможные изменения характера человека, происходящие после того, как он сформировался и относительно стабилизировался, не являются обязательными для всех людей. Они определяются индивидуальным своеобразием человека, тем, как складывается его жизнь, и многими другими обстоятельствами. Их достаточно много и, следовательно, определенные изменения характера в течение жизни могут происходить практически у всех людей.

Тем не менее, при наличии индивидуально своеобразных изменений характеров у многих взрослых людей в течение их жизни, можно отметить некоторые общие тенденции, связанные с такими изменениями (типичные обстоятельства или ситуации, в которых они происходят). Эти тенденции являются следующими:

1. Возникновение у всех людей и регулярное следование кризисов возрастного развития. Такие призисы приходятся на переходные периоды жизни, от 30 до 40 лет, от 60 до 70 лет и за пределами 70 лет. В течение этих периодов у большинства людей происходят более или менее заметные изменения характеров.

2. Значительные перемены в социальном статусе или положении человека в обществе, например, приобретение или утрата семьи, получение или утрата высокой должности, заметные изменения материального положения человека в лучшую или в худшую сторону, и т. д.

3. Длительные и хронические заболевания, которые вынуждают человека на долгое время (иногда на всю оставшуюся жизнь) менять свой образ жизни.

4. Приобретение человеком нового жизненного опыта, в результате которого существенно изменяются его взгляды на жизнь. В данном случае человек сознательно принимает решение о необходимости изменения своей психологии и поведения, включая характер.

Приведем результаты некоторых экспериментальных исследований, доказывающих возможность изменения характера человека в течение его жизни, а также правильность описанных выше положений.

В одном из таких исследований, которое продолжалось около 35 лет, изучался процесс постепенного изменения характеров 100 человек (50 мужчин и 50 женщин). В первый раз испытуемые в этом исследовании были протестированы в возрасте 14-15 лет, а последний раз – когда им было уже по 44-45 лет. Их характеры ученые на протяжении всего этого времени периодически изучали и оценивали с помощью соответствующих психологических тестов и сравнивали получаемые результаты по возрастам.

В течение трехлетнего периода с момента проведения первого обследования до начала второго окончания средней школы по 58% всех оцениваемых черт характера были получены значимые положительные корреляции, свидетельствующие о том, что за это время характеры молодых людей существенно не изменились.

За тридцатилетний период проведения исследования, начиная с подросткового возраста, и до 44-45 лет, значимые корреляции были получены уже только по 31% всех изученных черт характера, что говорит о том, что за это время у значительной части испытуемых произошли заметные изменения в их характерах.

 В таблице 12 представлены краткие описания черт характера, которые у юношей и девушек с возрастом оказались наиболее устойчивыми.

Таблица 12.

Корреляция результатов исследования в течение трехлетнего периода времени от подросткового до старшего школьного возраста Корреляция результатов исследований от подросткового до взрослого возраста (от 14-15 до 44-45 лет) Оцениваемая личностная характеристика (черта характера)

Мужчины

0,58 0,57 0,50 0,35 0,53 0,59 0,42 0,58 По-настоящему надежный человек. Недостаточно контролирует свои побуждения и потребности, неспособен откладывать получение ожидаемого удовольствия на более поздний срок. Самокритичен. Эстетически развит, имеет выраженные эстетические чувства

Женщины

0,50 0,39 0,48 0,45 0,46 0,43 0,49 0,42 В основном покорная. Общительная, стремится постоянно находиться среди людей. Непослушная и неконформная. Интересуется философией, а также такими проблемами, как религия, ценности и смысл жизни.

 

Таким образом, в данном исследовании было установлено, что возрастная устойчивость характера свойственна не всем людям (не более одной трети). Некоторые из испытуемых, кроме того, с возрастом продемонстрировали драматичные изменения в своих характерах, причем настолько глубокие, что окружающие люди, знавшие их, как личностей в детстве, встретившись с ними через тридцать лет, их не узнали.

Помимо этого, в описываемом исследовании были обнаружены значительные возрастные индивидуальные различия в динамике характеров,

относящиеся к тому периоду жизни, когда характерологические особенности большинства людей стабилизируются. У одних юношей и девушек характер стал устойчивым уже в детстве и далее, за пределами 15-16 лет, практически не менялся. У других юношей и девушек он продолжал изменяться в течение длительного времени, а относительная стабилизация наступила только в возрасте от 30 до 40 лет. К последним чаще всего относились люди, чья жизнь в подростковом и юношеском возрастах внутренне (психологически) и внешне (в плане взаимоотношений с окружающими людьми) была напряженной, противоречивой и конфликтной. Менее всего с возрастом изменились характеры тех людей, жизнь которых в детстве внутренне и внешне проходила спокойно, без сложностей, напряжений и конфликтов.

Еще одна группа исследователей динамики возрастных изменений характера П. Массен и др. приводят данные о том, как может меняться характер взрослого человека в течение его жизни в связи с кризисами возрастного развития. Эти данные в их кратком изложении представляют следующими: 20

1. Кризис середины жизни. Возраст между 30 и 40 годами. В это время происходит осознание человеком того, что его ранее намеченные, далеко идущие жизненные планы и цели не могут полностью осуществиться, что они не вполне соответствуют реальному образу жизни и имеющимся у человека возможностям. В результате осознания этого факта ему приходится пересматривать свои планы, и в связи с ними – образ жизни. В итоге одни черты характера, соответствующие этим изменениям, укрепляются, продолжают развиваться дальше, другие, напротив, останавливаются в своем развитии, стабилизируются. Это происходит в резульбтате, как пишут авторы соответствующего исследования, «освобождение человека от иллюзий».

2. Кризис переходного периода от взрослости к старости. Возраст от 50 до 60 лет. В эти годы человек приходит к выводу о том, что практически

20 П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, Дж. Гивитц. Развитие личности в среднем возрасте. – В кн.: Общая психология. Тескты. В трех томах. Том 2. Субъект деятельности. Книга 3. – М., 2004.

все, на что он мог в своей жизни рассчитывать, он уже достиг, и никаких существенных изменений в его жизни дальше не произойдет. Поэтому перспектива формирования у него новых черт характера отходит на второй план, а характер окончательно стабилизируется в том виде, в каком он сложился к настоящему времени.

3. Кризис старости. Возраст от 70 лет и дальше. В эти годы человек начинает анализировать, переоценивать свое прошлое, что-то принимая, что-то отвергая. В первом случае человек чувствует себя вполне удовлетворенным, и перед ним не возникает необходимости что-либо изменять в своем характере. В последнем случае он приходит к выводу о том, что то, что у него в жизни не получилось, связано с отсутствием у него определенных черт характера. Это побуждает человека к попыткам изменить свой характер. Кроме того, если человек надолго заболевает, теряет близких людей и прежних друзей (такое часто случается в старости), то следствием этого также могут стать определенные изменения в его характере.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что изменения характера человека, происходящие в течение его жизни, не являются простыми и зависят, как минимум, от трех групп факторов:

- от того, как складывалась жизнь человека в прошлом;

- от того, чем он удовлетворен или не удовлетворен в своей настоящей жизни;

- от социального окружения и положения человека в обществе, в системе деловых и личных взаимоотношений;

- от индивидуальных особенностей соответствующего человека.

Личность и характер

Понятия «характер» и «личность», как мы знаем, имеют разные, но близкие объемы и содержание. В связи с тем, что в современной психологии характер и личность различаются, имеет смысл поставить и обсудить следующие, связанные с их различиями вопросы:

1. Что отличает характер человека от его личности?

2. Как в структуре личности соотносятся характер и другие индивидуальные особенности человека?

3. Что начинает формироваться и развиваться первым: характер или другие личностные свойства человека?

4. Можно ли, имея представление о характере человека, судить о нем как о личности, или же, зная другие личностные свойства человека, делать определенные выводы о его характере?

5. Как правильнее объяснять поведение человека: на основе его характера или на базе знания других его личностных свойств?

6. В какой степени характер является независимым от других личностных особенностей человека?

Если сравнивать между собой существующие в современной психологии определения личности и характера, то можно обнаружить, что по своему объему и содержанию они в основном совпадают и, вместе с тем, отличаются друг от друга. Общее в объемах и содержании этих понятий заключается в том, что как личность, так и характер включает в свой состав то, что называются чертами. В одном случае, когда эти черты относят к личности, их называют чертами личности, в другом случе, когда их приписывают характеру, обобзначают как черты характера. И в том, и в другом случаях они нередко по своему содержанию совпадают, то есть относятся к одним и тем же психологическим особенностя человека. Вместе с тем, понятие «характер» при его строгом научном определении представляется более узким по объему и

содержанию, чем понятие «личность», то есть, характер является частью личности человека.

Если искать различия между этими понятиями методом исключения - своеобразным «вычитанием» из содержания личности того, что к характеру не относится, то в соответствующий перечень собственно личностных свойств войдут следующие, не характерологические особенности человека:

1. Темперамент.

2. Способности.

3. Мировоззрение.

5. Ценности.

6. Моральные и этические нормы.

7. Потребности.

8. Чувства.

9. Социальные роли.

10. Социальные установки.

11. Жизненные цели.

12. Воля.

Из этого перечня личностных свойств человека можно сделать вывод, противположный тому, которые был сделан выше: что характер является несущественной, небольшой и незначительной частью личности человека. На самом деле это не так и, как минимум, по двум причинам:

- количество черт характера, имеющихся у человека, намного превосходит число тех свойств, которые перечислены выше;

- исходя из характера человека, можно лучше предсказать и объяснить его поведение в различных жизненных ситуациях, чем на основе любых других, перечисленных выше личностных особенностей.

Кроме того, следует иметь в виду, что многие из перечисленных выше личностных свойств, напрямую не входящие в структуру характера, связаны с ним. Это, в частности:

1. Отношения или социальные установки.

2. Темперамент.

3. Чувства.

4. Моральные или этические нормы.

5. Воля.

6. Жизненные цели.

7. Потребности.

8. Социальные роли.

Отсюда следует, что характер действительно выступает как главное или основное личностное образование человека.

Подводя итог тому, что обсуждалось выше, можно ответить следующим образом на общий вопрос о том, как в структуре личности соотносятся друг с другом характер и другие личностные особенности человека. Между характерологическими свойствами человека и всеми остальными его личностными особенностями существуют взаимосвязи, что, в прошлом, по-видимому, и явилось одной их причин отнесения к характеру почти всех личностных свойства человека.

Известно, вместе с тем, что наличие взаимосвязей не является достаточным основанием, для того чтобы считать то, что между собой связано, одним и тем же. Методологически правильный вывод, который можно сделать на основе существования корреляций между чертами характера и другими личностными особенностями человека, заключается в признании того, что все они являются частями единого целого, а именно - личности человека. Тем не менее, связи, обнаруживаемые между перечисленными выше особенностями характера и свойствами личности, могут оказаться разными для различных личностных свойств, что доказывает их относительную самостоятельность. В связи с этим имеет смысл некоторые их них выделить и обсудить отдельно.

Темперамент, как известно, представляет собой динамические особенности психики и поведения человека. Он, следовательно, должен определенным образом соотноситься с другими динамическими проявлениями психики человека, которые обнаруживаются в характере,

например, в поступках, в мотивах поведения и в чувствах человека. Ценности, формально не входящие в состав характера, в свою очередь, могут быть связанными с такими особенностями характера человека, как его отношения.

Между мировоззрением - знаниями человека о себе и о мире, с одной стороны, и его характерологическими особенностями, с другой стороны, явно выраженной зависимости не существует, так как люди с самыми разными чертами характера могут обладать примерно одинаковым мировоззрением, и наоборот.

Моральные и этические нормы человека, напротив, могут быть связанными практически со всеми его характерологическими особенностями, в том числе с отношениями, поступками, мотивами поведения и чувствами.

Вполне очевидной представляет связь характера с волей человека. Она касается целой группы волевых черт характера, которые учеными – психологами одновременно относятся и к характеру, и к воле человека.

Что касается социальных ролей, то вряд ли следуют ожидать между ними и характером человека какой-либо однозначной зависимости. Люди, исполняющие или взявшие на себя определенную социальную роль, могут быть очень разными по своему характеру.

С потребностями человека его характер может быть частично связан. Так, например, люди с «сильным характером» способны преодолевать трудности, возникающие на пути удовлетворения их жизненно важных потребностей, в то время как индивиды со «слабым характером» на это не способны. Соответственно, первые могут иметь больше разнообразных потребностей и интересов, чем вторые.

Ответ на вопрос о том, что начинает формироваться и развиваться в онтогенезе первым: характер или другие личностные свойства человека, может быть следующим. Некоторые личностные свойства человека, по-видимому, опережают в своем развитии формирование характерологических особенностей человека; другие личностные свойства, напротив, могут следовать в своем развитии за характером человека. Например, темперамент и

потребности у человека имеются с рождения и, соответственно, они, как свойство личности, обычно предшествует формированию и развитию всех других личностных качеств, включая его характер. Знания о себе и окружающем мире также начинают формироваться у человека раньше, чем черты его характера. Правда, поскольку разнообразные знания человек получает в течение всей своей жизни, некоторые из них появляются у него позднее, чем складывается его характер. Следовательно, однозначно ответить на вопрос о том, что первично и вторично, характер или личность, не представляется возможным.

На следующий вопрос - можно ли, зная характер человека, судить о нем, как о личности, в целом, или же, имея определенное представление о личностных свойствах человека, не входящих в структуру характера, делать выводы о характере человека – ответ будет утвердительным. В качестве обоснования правильности такого ответа приведем следующие аргументы. Допустим, что перед нами стоит задача предсказать наличие у человека определенных личностных свойств на базе знания его характера. Если известно, например, что данный человек определенным образом относится к кому-либо или к чему-либо, то такое знание косвенно позволяет судить об имеющихся у него ценностях, о моральных и этических нормах, которые он разделяет. Если известно, как себя ведет человек, какие поступки он реально совершает, то это позволяет связывать его характер с определенными ценностями, моральными и этическими нормами, социальными ролями, и так далее.

В определенной степени допустимо и обратное – возможность предсказания характерологических особенностей человека на базе известных его личностных свойств. К примеру, ценности, моральные и этические нормы, разделяемые человеком, позволяют, во-первых, достаточно точно предсказывать его поступки в тех или иных ситуациях; во-вторых, судить о том, как он может относиться к людям и к тому, что происходит с ним и вокруг него. Хотя социальные роли не всегда однозначно определяют поступки

человека, тем не менее, они содержат в себе предписания, касающиеся поведения человека, исполняющего определенную социальную роль.

Поведение человека может быть объяснено как на основе его характера, так и на базе представлений о других его личностных свойствах, но то и другое – характер и личностные свойства – по-разному объясняют различные виды поведения человека. Так, например, ничто, кроме темперамента, не в состоянии так хорошо объяснить динамические особенности психики и поведения человека. Ценности и моральные нормы лучше, чем любые характерологические особенности человека, способны объяснить то, что в поведении человека связано, соответственно, с этикой и моралью. Представление о свойственных человеку социальных ролях позволяет лучше, чем знание его характерологических особенностей, понимать и предсказывать изменения, происходящие в поведении данного человека в различных социальных ситуациях.

На последний вопрос – о том, в какой степени характер человека является независимым от других его личностных особенностей – можно дать следующий общий, но неоднозначный ответ: одни свойства личности и черты характера являются независимыми друг от друга, другие, напротив, выступают как взаимозависимые.

Если этот ответ конкретизировать, то он представляется следующим. Темперамент ни от чего другого в личности человека, будь-то характер или иные его психологические свойства, практически не зависит. То же можно сказать о мировоззрении человека: прямой, функциональной, тем более - причинно-следственной зависимости между ним и остальными личностными свойствами человека, по-видимому, не существует. Мотивы деятельности и чувства человека могут быть связанными с его ценностями и морально-этическими нормами, но эта связь является по преимуществу однонаправленной – от ценностей и норм к мотивам деятельности и чувствам.

То, что кракто обсуждалось в настоящей главе, позволяет сделать вывод о том, что характер человека, будучи существенным образом связанным с

другими его психологическими особенностями, действительно составляет основу личности человека. Зная характер человека, можно лучше предсказать и объяснить его поведение, чем, имея преставление о многих других его индивидуальных психологических особенностях.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.