К. Маркс о формах труда: труде инстинктивном и труде человеческом — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

К. Маркс о формах труда: труде инстинктивном и труде человеческом

2019-10-30 408
К. Маркс о формах труда: труде инстинктивном и труде человеческом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нельзя правильно ни поставить, ни решить проблемы возникновения труда, не разобравшись предварительно в том, что такое труд.

Вопрос о труде, о сущности трудовой деятельности подробно рассмотрен К. Марксом в главе 5 первого тома «Капитала». Приведем его важнейшие высказывания.

«Труд, — указывает Маркс, — есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила [125] природы» (К. Маркс, «Капитал», том I, Госполитиздат, 1951, стр. 184). Далее К. Маркс раскрывает отличие человеческого труда от деятельности животных. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально. Работник отличается от пчелы не только тем, что изменяет форму того что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. И это подчинение не есть единичный акт. Кроме напряжения тех органов, которыми направляется труд, во все время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил.

Простые моменты процесса труда следующие: целесообразная деятельность, или самый труд предмет труда и средства труда. Земля (с экономической точки зрения к ней относится и вода), первоначально снабжающая человека пищей, готовыми средствами жизни, существует без всякого содействия с его стороны, как всеобщий предмет человеческого труда. Все предметы, которые труду остается лишь вырвать из их непосредственной связи с землей, суть данные природой предметы труда...

Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые рабочий помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью заставить их действовать в качестве орудия его власти». (К. Маркс, «Капитал», том I, стр. 185—186). «...В процессе труда деятельность человека при помощи средства труда производит заранее намеченное изменение предмета труда. Процесс угасает в продукте. Продукт процесса труда есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям посредством изменения формы. Труд соединился с предметом труда. Труд запечатлен в предмете, а предмет обработан... [126]

Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата— продукта, то и средство труда и предмет труда оба выступают как средства производства, а самый труд — как производительный труд». (К. Маркс, «Капитал», том I, стр. 187—188).

Процесс труда состоит в том, что человек, пользуясь механическими, физическими и другими свойствами определенной вещи или комплекса вещей (средства труда), производит заранее намеченное изменение формы другой вещи (предмета труда). Труд есть преобразование явлений внешнего мира, приспособление явлений внешнего мира к потребностям человека. В процессе труда производится такой предмет, которого не было к его началу. В начале процесса труда существует предмет труда, в конце его в результате изменения, преобразования предмета труда возникает продукт труда, отличный от предмета труда. Продукт труда представляет собой измененный преобразованный предмет труда. Процесс труда есть процесс производства. Произведенная вещь является результатом процесса производства этой вещи.

Вполне понятно, что то, каков будет результат труда — продукт труда, зависит от самого процесса труда, что то, каким будет произведенный предмет, зависит от течения процесса производства. Это, конечно, ни в коем случае не значит, что продукт труда определяется только процессом труда, что результат труда не зависит от того, каким был предмет труда. То, что возможно получить из данного предмета труда, определяется несомненно и характером, природой самого предмета. Но, когда дан предмет труда, то продукт труда определяется течением процесса труда. Из одного и того же предмета труда в результате его изменения можно получить самые различные вещи. Результат труда при данном предмете труда определяется течением процесса труда.

Чем же определяется течение процесса труда и тем самым его результат, его продукт — произведенная вещь? Течение процесса труда и, следовательно, его результат определяется целью. Целью же процесса труда не может быть что-либо иное, кроме как результат труда — тот предмет, который должен получиться в результате процесса труда. Цель процесса труда, для того, чтобы определять его течение, должна существовать к началу процесса труда. Таким образом, чтобы был успешным процесс труда, результат труда должен существовать до того, как начнется процесс, результатом которого он является. Ясно, что продукт труда — вещь, которая возникает в процессе труда, [127] не существует и не может существовать к началу этого процесса объективно, в действительности. Результат труда к началу трудового процесса может существовать только в представлении работника, т. е. идеально. Существуя в голове работника к началу процесса труда, результат труда как цель процесса труда определяет течение этого процесса и тем самым его результат. В конце процесса труда начинает существовать в объективной действительности то, что существовало в его начале только идеально, в голове работника.

Цель процесса труда есть существующий в голове работника (мысленно) результат труда, есть мыслимый результат труда. Мыслимый результат труда не может быть ни чем иным, как результатом мыслимого процесса труда. Прежде, чем приступить к реальному процессу труда, человек должен воспроизвести этот процесс труда в основных его чертах в своей голове и должен получить мысленно определенный результат. Этот мысленный результат мысленного процесса труда является целью реального процесса труда и определяет течение реального процесса труда. Реальный процесс труда повторяет мысленный процесс труда, поэтому реальный результат труда совпадает с мысленным результатом труда.

Человек, чтобы успешно преобразовывать мир в действительности, должен предварительно мысленно преобразовывать его. Мысленное преобразование объективной действительности является необходимым условием реального ее преобразования. Преобразование мира, трудовая деятельность человека предполагает и требует активного отражения мира — такого отражения мира, которое может обгонять ход развития объективной реальности, которое дает человеку возможность заглядывать в будущее, предвидеть результат своих действий и тем самым направлять свою деятельность, направленную на преобразование мира. Без такого активного отражения мира, отражения, обгоняющего развитие мира, невозможна трудовая деятельность человека.

Предвидение будущего, предвидение течения объективных процессов, предвидение результата своих собственных действий возможно только при условии познания, отражения общего, существенного, необходимого в процессах и явлениях объективного мира. Только раскрыв необходимость природы, законы явлений действительности, существующие вне и независимо от человека, он может овладеть явлениями природы, может преобразовывать, изменять явления природы, может получить власть над природой. Преобразование мира, трудовая деятельность [128] человека требует и предполагает отражение общего, сущности, внутренних связей явлений объективного мира. Только отражение общего, сущности может быть активным отражением мира, может обгонять развитие действительности. Таким активным отражением мира, отражением общего, сущности объективной реальности является человеческое мышление, человеческое сознание — специфически человеческий способ отражения мира.

Человеческий труд предполагает человеческое мышление. Труд есть сознательная, целесообразная деятельность, и вполне понятно, что сознательная деятельность не может существовать без сознания. Человеческий труд не может существовать без мышления. Это несомненный факт, который никем не может быть опровергнут. Именно на этом факте и основывалось идеалистическое понимание отношения труда и мышления. Труд невозможен без мышления. Отсюда делался вывод, что мышление возникло до труда и сделало возможным возникновение труда, что возникновение мышления предшествовало возникновению труда, что в отношении мышления и труда определяющим, первичным является мышление.

Материалистическое понимание истории дало возможность раскрыть истинное отношение труда и мышления, раскрыть, что в отношении труда и мышления первичным, определяющим является труд. Мысленное преобразование мира, которое предшествует акту реального преобразования мира, возможно только потому, что ему предшествовали тысячи и тысячи актов реального преобразования мира. Только обобщая реальные процессы преобразования мира, раскрывая в них общее, человек получает возможность мысленно преобразовывать мир. Мысленное преобразование объективной действительности имеет своим необходимым условием предшествующее ему реальное преобразование действительности.

Человек не может успешно преобразовывать мир, не познавая внутренних, глубоких связей объективных явлений, но раскрыть эти внутренние связи человек может только в процессе преобразования мира, в процессе трудовой деятельности. Не активность мышления является источником трудовой деятельности людей, а, наоборот, трудовая деятельность, материальная активность людей является источником и основой активности мышления, идеальной активности людей. Мышление человека имеет своей основой не природу как таковую, а преобразование природы человеком, именно поэтому оно активно. Человеческое мышление возникло на основе трудовой деятельности [129] и для трудовой деятельности. Возникнув, оно явилось предпосылкой дальнейшего успешного преобразования мира.Труд и мышление человека неразрывно связаны и взаимно обусловливают друг друга, но в этом взаимодействии определяющим является труд.

Труд является первичным, определяющим, а мышление вторичным, определяемым. Мышление не существует и не может существовать до труда и без труда. Из этого неизбежно следует, что труд возник до мышления и сделал возможным появление мышления, что возникновение труда предшествовало возникновению мышления. Материалистическое понимание отношения мышления и труда предполагает признание существования труда до мышления и без мышления. Это, на первый взгляд, полностью противоречит установленному выше факту, что труд невозможен без мышления и не существует без мышления. Но это противоречие является кажущимся. Дело в том, что труд, предшествующий мышлению, труд без мышления, это не тот труд, который невозможен без мышления, это не тот труд, характеристику которого дает К. Маркс в приведенных выше отрывках.

Труд, существующий до мышления, есть труд существа, не обладающего мышлением, труд не человека, а животного. Труд, не существующий без мышления, есть специфически человеческий труд. Труд, существующий без мышления, качественно отличается от человеческого труда. Труд, не существующий без мышления, и труд, существующий без мышления две качественно отличные формы труда: труд животный и труд человеческий. Взаимно противоречащие утверждения: «труд существует до мышления» и «труд не существует без мышления» относятся к разным формам труда: первое к труду животному, второе к труду человеческому. Поэтому оба они являются верными.

Материалистическое понимание отношения труда и мышления необходимо предполагает признание существования двух качественно отличных форм труда: низшей формы — животного труда и высшей формы — труда специфически человеческого. Животный труд — труд, существующий до мышления, подготовляет возникновение человеческого труда и человеческого мышления, не существующих друг без друга, предполагающих друг друга, возникающих в неразрывном единстве. Именно такова точка зрения К. Маркса. Той характеристике труда, которую мы приводили, характеристике, в которой подчеркивается [130] неразрывная связь труда и мышления, К. Маркс предпосылает следующие строки: «Мы не будет рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда. По сравнениюс таким состоянием общества, когда рабочий выступает на товарном рынке как продавец своей собственной рабочей силы, то состояние, когда человеческий труд еще не освободился от своей примитивной, инстинктивной формы, относится к глубинам первобытных времен. Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека (подчеркнуто мною,—Ю. С.) (К. Маркс, «Капитал», том I, стр. 185). Как видно из этого отрывка, К. Маркс различал две формы труда: примитивный, инстинктивный, животнообразный труд и собственно человеческий труд. Только вторая форма труда является исключительным достоянием человека, присуща только человеку.

Инстинктивный и человеческий труд имеют между собой общее, что их объединяет и что позволяет их противопоставлять как труд всем остальным видам внешней деятельности. В то же время инстинктивный и человеческий труд являются двумя различными формами труда и не могут не отличаться качественно друг от друга. В чем состоит общее между инстинктивным и человеческим трудом, позволяющее отличать их от остальных форм деятельности, что отличает трудовые акты (акты как инстинктивного, так и человеческого труда) от нетрудовых актов? Что отличает акты инстинктивного труда от актов труда человеческого?

Человеческий труд есть деятельность человека, обладающего волей и мышлением. Инстинктивный труд является деятельностью животного, обладающего иной формой отражения мира, чем человек. Чтобы раскрыть общее между человеческим и инстинктивным трудом и специфику каждой из этих форм труда, необходимо прежде всего выяснить, что представляет собой поведение животного и отражение мира в его мозгу и чем отличается внешняя деятельность животного и отражение мира в мозгу животного от человеческой деятельности и человеческого мышления. Для этого нужно хотя бы вкратце изложить некоторые основные положения учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных. Мы не собираемся излагать всего учения И. П. Павлова, ибо оно общеизвестно. Из всех основных положений физиологии высшей нервной деятельности животных мы вкратце напомним только те, которые нам понадобятся в дальнейшем изложении. [131]

 



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.