Глава 17. Приобщаясь к цивилизации — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 17. Приобщаясь к цивилизации

2019-10-25 189
Глава 17. Приобщаясь к цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После 1890 г. шайеннам пришлось переходить на новый образ жизни. Многие старые обычаи стали забываться, и это печально. Но жизнь продолжалась, и люди еще не разучились смеяться.

ИНДЕЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ

 

Индейская полиция была одним из первых элементов новой жизни. После того, как из резервации ушли солдаты, и были распущены индейские скауты, а в резервации по-прежнему надо было следить за соблюдением закона и порядка, правительство организовало индейскую полицию (1). К этой работе приступили люди, хорошо знавшие местность, язык шайеннов, и которым очень нравилась эта деятельность, хотя плата за нее никогда не была высокой. В одно время существовало пять полицейских подразделений, по одному на каждый из пяти районов резервации. Я до сих пор помню имена некоторых полицейских, хотя в то время я был еще мальчиком. В Бирни полицейскими были Магический Медведь, Ласка-Медведь, Маленькое Солнце, Губка (Sponge) и Красная Птица или Большие Лодыжки. В Лейм Диер – Медвежий Клык, Скальповый Жезл, Бык-Баран, Барахтающийся и Белый Щит. На Роузбаде – Круглый Камень, Медведь-Чернота и Одинокий Путешествующий Волк. У них была таже самая форма, что и у скаутов, только черного цвета. Кроме того, скауты носили синие штаны с желтыми лампасами. Но большую часть времени индейцы-полицейские были одеты в свою будничную одежду, кроме того времени, когда они выступали в качестве посыльных.

Предполагалось, что они будут патрулировать холмы, задерживая тех, кто режет скот, и докладывая о том, что противоречит порядку. Но люди не боялись их и не уважали так, как членов военных обществ, которые тоже следили за порядком. Это делало положение полицейских более сложным, особенно тех, кто старательно выполнял свои обязанности. Друг моего дяди, Красная Птица или Большие Лодыжки, арестовал много людей, которые украли что-либо. Но шайеннам не нравилась эта, на их взгляд, чрезмерная строгость, и они требовали его смещения. Хотя белые считали его хорошим полицейским, не остановливающимся ни перед каким арестом.

Однажды утром он приехал к жилищу Стоящего Лось. В этом месте жило несколько семей, старики и три их сына. Старуха была очень религиозна. В тот раз она набирала воды из реки, и в этот момент увидела Красную Птицу, который ехал вдоль кустов. Она решила, что он вновь ищет кого-то, и сделала то, чего верующий человек никогда не должен делать. Она навела на него свой палец и напустила на Красную Птицу порчу: «Пусть мой палец пройдет сквозь этого человека» – сказала она. И буквально через несколько дней он погиб (2). Это случилось во время выдачи рациона. Когда метили скот, Красная Птица сидел на толстой перекладине высоких ворот и длинным шестом помогал проталкивать коров сквозь выход. Неожиданно он потеря равновесие, упал назад, сломал себе шею и умер. Все люди говорили об этом случае. Они были уверены, что если один человек проклинает другого, часть этого проклятья всегда возвращается назад. Похоже, это действительно так, поскольку вскоре погиб один из людей Стоящего Лося. Случилось это следующим образом. Два брата грузили сено и затягивали на нем веревку. Один из них крепил ее внизу, а другой, на верху, думая, что тот закончил фиксировать веревку, дернул за нее и упал. Он, так же, как и Красная Птица, сломал себе шею.

Вот такие вот опасные персоны встречаются среди религиозных шайеннов. Говорят, они с помощью порчи убили много людей. Такого рода сила должна использоваться для добрых дел, а не во вред людям. Настоящие, добрые чародеи всегда говорили об этом. После того, как погиб человек Стоящего Лося, люди невзлюбили ту старуху. Хотя никто не посмел бросить ей обвинение, люди боялись ее проклятий.

Что касается индейской полиции, то в 1910 г. ее силы были сокращены до пяти человек, по одному полицейскому на каждый район. В 1934 г., когда оплата полицейских стала осуществляться за счет средств резервации, их сократили до трех человек. В настоящее время племенная полиция иногда сотрудничает с ФБР и полицией штата (3).

Я уже рассказывал о том, как Красная Птица помогал арестовать убийцу пастуха. Еще один подобный случай произошел во время ареста шайенна по имени Белый, при этом погиб один из полицейских.

Белый резал чужой скот, но они бы его никогда не поймали, виной тому послужила его дочь. Она была очень хороша собой, и пара молодых людей до того надоели им своими визитами, что ее мать отругала их и велела больше не приходить. Тогда они поехали и доложили о том, что видели у Белого развешенное для сушки мясо. Двое полицейских Волчьи Дороги и Маленькая Голова отправились на расследование. Но Белый противился аресту, тогда они оправились за подмогой и вернулись в количестве восьми-десяти человек.

Они окружили его на небольшой возвышенности, капитан полицейских, Белый Щит, начал переговоры, и все бы кончилось мирно, если бы не жена Белого. С криком: «Я думала – ты мужчина!», она хотела вонзить в себя нож. Думая, что его жена погибла, Белый выхватил пистолет и выстрелил в Дика Пулю, который, не подозревая об опасности, привязывал свое пальто позади седла.

Полицейские поехали в агентство, чтобы доложить о случившемся суперинтенданту Клиффорду, а когда вернулись, дабы арестовать Белого, он был уже мертв. Вначале он убил нескольких членов своей семьи, а затем себя. На том месте, где он погиб, шайенны оставили отметки (4).

Правительству следовало бы поручить работу полицейских военным обществам, которые, согласно традиции, призваны были следить за порядком, и обладали для этого полным авторитетом. Они до сих пор в определенной степени выполняют свои обязанности (5).

Но однажды суперинтендант Клиффорд все-таки прибег к их помощи, чтобы остановить незаконный забой скота. Кто-то убедил его, в том, что члены военного общества смогут навести порядок, в то время как двадцать пять полицейских не могли справиться с этим заданием.

Он вызвал лидеров общества Лося, Питера Маленькую Птицу, Магическую Птицу, Желтые Волосы и сказал, что дает им полномочия на наведения порядка. Те заверили, что через несколько дней воровство скота прекратится, и сразу же приступили к делу. Вскоре они задержали Маленькую Рыбу и Шелудивого, сына Поднимающегося Огня. Затем должна была последовать экзекуция. В ночь перед наказанием виновных все члены военного общества собрались вместе. Согласно обычаю, они могли убить их лошадей и уничтожить имущество, если провинившийся не возмущался, то наказание на этом заканчивалось. В случае если он сопротивлялся, его били. Вы бы не пожелали этого. У них были тяжелые ясеневые плети с кожаными ремнями. Каждый из них ударял один раз и если он жалел виновного и бил недостаточно сильно, его самого исхлестывали. Это было суровое наказание. Представьте, двадцать или тридцать человек сильно ударят вас плетью.

В это время я жил в Бирни у бабушки и дедушки и в тот день встал рано. Неожиданно залаяли собаки, прозвучали выстрел и крик. Затем из-за излучины реки галопом выскочили около пятидесяти всадников. Решив, что на нас напали враги, я побежал и взнуздал пастушью лошадь. Но они проскакали мимо, направились к жилищу Шелудивого. Эти люди подъехали к красивой лошади, которая была привязана невдалеке, и одновременно выстрелили в нее, она упала. Затем вышел Поднимающийся Огонь, поблагодарил их и предложил им попировать у него. Но они отказались, потому что им нужно было наказать другого человека.

Мы, мальчики, вскочили на лошадей и поехали за ними к жилищу Маленькой Рыбы. В этот момент Маленькая Рыба ехал к воде на своей лучшей лошади. Когда он увидел воинов, он спешился, держа коня на поводу, солдаты выстрелили и убили лошадь. Затем вышел его дядя, поблагодарил воинов и предложил им пир. На этом наказания закончились, они вернулись к жилищу Поднимающегося Огня и поели.

Позже воины задержали еще несколько человек, и незаконная резка скота прекратилась. Члены различных военных обществ по очереди несли ночные дежурства, и суперинтендант платил им за эту работу. Позже это дело вновь перешло к индейской полиции, и резка скота возобновилась. Полицейские никогда не имели такой власти над людьми как воины.

 

ВИСКИ

 

В те времена незаконный убой скота был, пожалуй, единственной заботой полицейских. Тогда и люди были другие, они не дрались, не совершали на дорогах аварий, не воровали друг у друга и не бросали своих жен и детей. Сегодня у полиции гораздо больше работы по наведению порядка. Виски играет в этом не последнюю роль и приносит много бед (6).

Когда индейцы доставали виски, вслед за этим всегда возникали неприятности. Поскольку у них не было привычки пить спиртное, пьяные – они были словно сумасшедшие. Шайенны начали покупать его с самых ранних контактов с белыми. Первый раз я увидел пьяных индейцев, когда был еще маленьким, и меня перевозили на травуа. Осенью, когда олени набирали жир, мы обычно отправлялись на охоту и двигались от Баффало, Вайоминга, прямо на юг. В пятнадцати или двадцати милях от Баффало, на Крейзи Вумен, у одного белого был салун. Он был женат на шайеннке, так что мы обычно останавливались у него. И тут я впервые увидел пьяных шайеннов, они шатались, спотыкались и падали. Когда я спросил бабушку, что с ними произошло, она ответила: «Они напились воды белого человека».

Старики пытались удержать молодежь от пьянства, потому что пьяные доставляли слишком много беспокойств, но у них ничего не получилось. С тех пор пьянство не прекращалось. Хотя в резервации и действовал сухой закон – племя проголосовало за запрещение виски – по сути, он ничего не менял. До последнего времени алкогольные напитки можно было купить у контрабандистов. Сейчас пьяницам еще проще. Они могут в любое время выйти из резервации, напиться в ближайшем городке, вернуться назад и принести с собой виски. Полиция отбирает его, если найдет, но многие сейчас уже просто не могут жить без алкоголя.

В прошлом индейцам было труднее достать виски, хотя это утверждение не распространяется на скаутов Форта Кеог. Мой дядя Безумный Мул рассказывал, что, будучи в Шеридане, он увидел солдата с двухлитровой бутылкой, тот был готов продать ее за десять долларов. У Безумного Мула вместе с Волчьем Шефом и Изогнутым Носом было только восемь долларов. Солдат согласился принять эту сумму. Он взял деньги и быстро ушел. Эта троица решила подняться на холм и опорожнить прибретенную емкость. Они перебрались через забор и оказались на восточной окраине города, недалеко от емкости с водой. Здесь они уселись в тени. Пробка была хорошо пригнана, так, что им пришлось протолкнуть ее внутрь. Загнутый Нос сделал большой глоток. Он причмокнул губами, и вид у него был очень смешной. Затем из бутылки отпил Волчий Шеф и передал ее Безумному Мулу. Из нее исходил совсем не запах виски, пахло кофе. На самом деле это и был кофе, который солдат продал им за восемь долларов.

Вот так вот в прошлом шайенны доставали виски. Его также можно было купить у старика Курчавого, который работал в агентстве кузнецом. Когда Курчавый приезжал из города, он обычно останавливался у моего деда. Помню, как-то Курчавый сообщил, что у него есть виски, и он обменяет его на лошадей. Вскоре пришли молодые люди и привели с собой четырех хороших лошадей. За каждую их них он отдал по двухлитровой бутылке виски.

В прошлом старики могли связать пьяного дебошира, но теперь этого уже не делают. Однажды такой случай произошел в Майлс Сити, примерно в 1925 г. во время шумного празднования Четвертого Июля. Среди дебоширов был Красная Вода, один из первых образованных индейцев, свидетель Пляски Духов у сиу. Он закончил в Гаскеле школу и был первокласным футболистом. По возвращении в резервацию он получил отличное место, но быстро потерял его и никогда уже не пользовался преимуществом своего образования. А после выпивки, Красная Вода всегда начинал драться. В этот раз, в Майлс Сити, он цеплялся к каждому в лагере и довел всех до белого каления. Наконец, Деревянная Нога швырнул его на землю и связал как барана. Он был сильным человеком, но, несмотря на это ему понадобилась помощь. Дебоширу связали руки и подвесили за ноги на сук дерева. Голова его почти касалась земли. Так он провисел несколько часов. В конце концов, кто-то освободил его. Лицо Красной Воды распухло, но сам он был в полном порядке и с тех пор уже ни к кому не приставал. Но без виски он жить уже не мог и умер в больнице. Я думаю, он был алкоголик.

 

САДОВОДСТВО И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

 

После того, как индейцы сдались правительству, оно стало понуждать их к земледелию. В Форте Кеог у некоторых шайеннов были участки с кукурузой и другими культурами. Хотя в прошлом, перед тем, как начать жить охотой на бизонов, шайенны и занимались земледелием, но затем этот опыт был забыт (7). Кроме того, теперь им приходилось иметь дело с новыми культурами, которых они раньше не знали. Когда в 1877 г. люди Тупого Ножа прибыли в Оклахому, уже поспевали арбузы, и южане дали им несколько штук. Северяне не знали, что их нужно есть сырыми, они порезали их и сварили как кашу. Позже, также приобщившись к выращиванию этой культуры, они бросали вместе с семенами в землю сахар, чтобы арбузы были слаще. Когда северяне вернулись на реку Танг, предполагалось, что у каждого из них будет свой собственный участок. Один из фермеров ездил к ним по поручению правительства, обучая фермерскому делу. Многие принялись за работу с большим усердием, несмотря на то, что воду приходилось таскать вручную с реки. Как всегда не обошлось без курьезов. Шайенн по имени Черный Белый Человек (7.1. решил вырастить хлопок, он видел, что его выращивают в Оклахоме. Вспахав и разровняв участок земли, он взял у жены стеганое одеяло, вынул вату, разделил на маленькие клочечки и с помощью садовой мотыги посадил в землю. Вскоре жена обнаружили пропажу одеяла. Черный Белый Человек вначале боялся сказать правду, но, в конце концов, произнес: «Я взял одеяло, вынул из него хлопок и посадил. Когда он вырастет, у тебя будет больше хлопка, чем нам требуется».

Когда оклахомские шайенны должны были прийти на первый урок обучения пахоте, они не достаточно хорошо поняли фермера. Его фразу «будьте готовы» они поняли так, что нужно облачиться в лучшие одежды. Таким образом, когда они пришли на урок земледелия, на каждом был надет головной убор из перьев, ожерелья, ноговицы, расшитые мокасины. Вместе с ними пришли женщины и дети. Все это выглядело как подготовка к танцам. Фермер велел одному шайенну схватить ручки плуга, в то время как сам он двинул упряжь вперед. Плуг выскочил из земли и перевернулся, а пахарь упал. Затем они попробовали пахать еще раз и когда заканчивали круг, у него получалось довольно хорошо. Вслед за ним попробовали пахать и другие. В конце концов, они приблизились к зрителям, один из которых стоял совсем рядом. Он видел, как из-под плуга выкатился большой кусок земли, а пахарь двигался в ту же сторону и наехал на него. Глашатаи закричакли: «Ха-а! Посмотрите на него!», женщины издали военный клич, как будто пахарь засчитал ку.

В другой раз во время пахоты один шайенн наехал на бычью змею, а другой – на гремучую. После этого они уже боялись пахать.

В Монтане во время вспашки шайенны помогали друг другу. Правительство выделило лишь несколько плугов, и в Бирни, как только кончились заморозки, военное общество Лис начало совместную обработку земли. Они собирались на самом дальнем участке возле реки и работали, пока не заканчивали его, затем они переходили на другое место. У них было семь или восемь плугов, работа шла быстро, кроме того, так было веселее.

В какой-то год они решили закончить вспашку всех участков за десять дней, при этом на работу должны были выходить все члены общества, в противном случае их наказывали. Так они работали несколько дней, и все шло хорошо, пока они не добрались до участка Черного Орла. В тот раз Смотрит Назад не вышел на работу. Лисы закончили с участком Черного Орла, а затем вспахали землю Магической Вершины и Сломанной Челюсти. Потом они сели на своих лошадей, мы, дети, следовали за ними, и поехали к участку Магического Быка на Тай Крик, где Смотрит Назад устаналивал свой забор.

Двадцать или тридцать Лис, вопя и стреляя из ружей, бросились на него и стали хлестать плетьми. Смотрит Назад пробовал было отбиваться лопатой, но они отобрали ее. Лисы избили его так, что он едва мог говорить, после этого они заставили его сесть на лошадь и немедленно поехать на вспашку.

 

УРОКИ ВОЖДЕНИЯ

 

После 1890 г. шайенны вместе с плугами стали получать повозки. Некоторые люди, такие как Большая Ступня и Высокий Белый Человек из Ашланда, прежде чем научились управлять ими, пережили несколько приключений.

Когда эти двое получили повозки, пришел ашландский фермер Хейвуд и показал, как спаривать упряжь и одевать ее на лошадей, как управлять повозкой и пользоваться тормозами. Хейвуд также сказал им, что если колеса начнут скрипеть, их нужно будет смазать. После этого он отправился дальше.

Как только фермер ушел, эти двое тут же взобрались на сиденья повозки. Фермер объяснил им, что держать возжи должен один человек, но поскольку они были слишком длинные, индейцы решили управлять вместе. Они договорились, что при повороте один будет тянуть за возжу, а другой в этот момент отпустит ее.

Итак, они запрягли верховых лошадей лишь с короткими веревками, привязанными за нижнюю челюсть, и поехали в сторону холма. Вначале все шло хорошо, но вскоре заскрипели колеса. Фермер велел их смазать, но они не знали, как это делается, они нанесли смазку на спицы и обода колес и колеса, естественно, продолжали скрипеть. «Ну ладно, – сказали они, – зажмем их тормозами, как показывал фермер».

Они заехали на небольшой холм и включили тормоза, но выключить их уже не могли и лошади не могли даже сдвинуть повозку с места. В конце концов, Большая Ступня сходил за топором и срубил тормоза.

У следующей возвышенности были крутые склоны, так что они побоялись сразу съезжать вниз. Высокий Белый Человек однажды видел, как белые взялись за колеса легкой коляски и спустили ее с крутого склона. Они решили повторить этот трюк. Но их повозка была слишком тяжела, чтобы можно было ее удержать. Она рванулась вперед, ударила лошадей, а Высокого Белого Человека подкинула вверх. Он перелетел через колеса, упал перед повозкой и она проехала по его ногам. Большая Ступня повис на лошадях, но он не мог остановить их. Они неслись все быстрее и быстрее, врезались в ясень и лошади разлетелись в разные стороны.

Высокий Белый Человек спустился вниз и с помощью топора освободил лошадей. Затем они уже без приключений вернулись домой, сложили части упряжи в ящик и стали ждать прибытия фермера. Когда тот приехал и ему рассказали о случившемся, он от смеха чуть не надорвал живот. Он показал им все сначала, а также как правильно смазывать колеса, установил новые тормоза и предупредил, что в дальнейшем нельзя впрягать лошадей по отдельности, а следует соединять их в пары. Он дал им шляпы, галифе и предложил попробовать еще раз.

На следующий день они запрягли всех лошадей в одну линию, и чуть было снова не перевернули повозку. Затем они поехали по узкому следу, столкнулись со встречной повозкой и еле разъехались с ней. Но в целом у них уже кое-что получалось, и они решили съездить в Ашланд и продемонстрировать свое снаряжение. Единственное, что им теперь мешало – это одежда. День был жаркий, и они запарились в ней. Тогда они взяли и отрезали у шляп верхушки и срезали переднюю и заднюю часть штанов. Поскольку на них были набедренные повязки, они прикрывали вырезанные места. После этого они почувствовали себя ужасными модниками. Навстречу им попался фермер, который, увидев их, покатился со смеху. «Вы испортили штаны» – сказал он. «Нет, – ответил Большая Ступня, – нисколько. Теперь мы одеты по бело-индейски» (8).

 

ЯЗЫКОВЫЕ ТРУДНОСТИ

 

Другая проблема тех лет была связана с языком. Надо сказать, что даже сегодня не все шайенны говорят по-английски. Не говоря уж о том, что при переводе с одного языка на другой, многое теряется. Я знаю это по своему опыту работы переводчиком.

Шайенны до сих пор рассказывают историю о том, как один молодой человек перевел с шайеннского на английский табачный нагар, как «поршок» (8.1). Когда вы, собираетесь курить, вы чистите трубку, удаляете этот черный порошок, набиваете ее табаком, добавив кинникиник, и с удовольствием курите. Этот парень пришел в дом своих друзей и впервые выкурил таким образом трубку. Когда он спросил, что было внутри трубки, его друг ответил: «порошок». После этого он пришел к себе домой, вынул из мешочка кинникиник и смешал его с порохом. «Ты что, с ума сошел? – спросила его жена. – Твоя смесь взорвется». «Помолчи, – ответил он ей, – я только что курил ее и получил истинное удовольствие». Затем он плотно набил трубку. «Ладно, – сказала жена, – кури, но я не хочу быть здесь, когда она взорвется». Она вышла наружу, и чуть позже раздался громкий взрыв. Когда его жена удалилась, парень вынули из огня уголек и прикурил. Сразу после этого раздался взрыв, и чубук трубки выбило прямо ему в рот. Жена его долго не могла успокоиться. «Давай, – говорила она, – покури еще своего порошка».

В другой раз путаница с переводом случилась, когда шайенны учились играть в бейсбол. Пять лет назад эту историю все еще рассказывали среди шайеннов Оклахомы.

Некие мальчики научились в школе играть в бейсбол, и как-то они решили сиграть посреди деревни, объяснив правила на шайеннском языке. Один парень, который уже участвовал в первой игре, пришел на третью и получил такие инструкции: «Ложись на руки и будь готов вскочить и бежать, как на соревнованиях по бегу. Когда подающий мяч поднимет руки, ты должен бежать к «дому» и заскочить в него.

Итак, этот парень опустился на землю и стал наблюдать. Когда подающий мяч поднял руки, он вскочил и побежал. Но побежал не в нужное место на площадке, а в свою палатку. Когда игроки закричали ему в след, он припустился еще быстрее, заскочил в жилище, сбил шест и опрокинул несколько котелков с едой, которые его жена приготовила для посетителей. Затем он быстро выполз наружу и прибежал к игрокам. «Ну, я сделал это, – воскликнул он, – сколько очков мы заработали?» Все это случилось только потому, что они дословно сказали на шайеннском: «Беги и заскочи в дом» (9).

 

В ГОСТЯХ У КРОУ

 

Примерно в это же время шайенны установили дружественные отношения со своими давними врагами – кроу. Так поступали многие племена и получали от этого много удовольствия. Шайенны начали ездить к шошонам и арапахо еще до того, как получили повозки. Я тогда был еще маленьким, и меня везли на травуа. Надо сказать, что травуа –отличное приспособление для переездов. Индейцы запрягали кротких лошадей и для детей устраивали мягкие постели. Лошади тащили шесты, а мы спали. Во время переправ через реки, взрослые брали нас к себе в седла, но большую часть времени мы проводили на травуа, и это доставляло нам много удовольствия. Но, надо сказать, так перевозили самых маленьких, потому что в возрасте пяти или шести лет мы уже самостоятельно сидели в седле.

Повозки сделали такие путешествия еще проще. В 1898 г. я вместе с бабушкой участвовал в одной из таких поездок к кроу. Военные общества руководили нами, они определяли продолжительность перехода и поддерживали порядок. В то время мы должны были получть разрешения на такие поездки, и в этот раз индейская полиция разыскала среди нас группу молодых людей, которые ехали без разрешеня. Они направили их назад. Но юноши ускользнули, они ехали без остановки всю ночь и прибыли к кроу раньше нас.

Кроу как раз проводили большой танец и подарили шайеннам лошадей. Ближе к концу этого мероприятия глашатай объявил: «Все, кто не получил лошадей, идите сюда». Пошло большинство мальчиков. Пошел и я. Один кроу привел коня под цвет оленьей кожи, который был так стар и слаб, что, казалось, вот-вот умрет. Они вызвали меня и подарили этого бедолагу.

Все потешались надо мной. Но мой дядя сказал: «Помнишь, по обычаю, когда юноша получает в подарок отличную лошадь, он может преподнести ее своей сестре». У меня не было сестры. Тогда я пошел и отыскал свою двоюрдную сестру. «Дарю тебе эту лошадь» – сказал я. «Да, но она мне не нужна», – ответила она. Так мне и пришлось ехать на этой доходяге до самой реки Танг. Чтобы скрыть ее ужасную худобу, мы набросили на нее одеяло. Наверное, мне было тогда двенадцать лет.

В тот раз шайенны и кроу сделали друг другу много подарков. Но кроу переплюнули нас. Вождь кроу Олений Нос подарил за раз сотню лошадей. Он пел специальную песню, танцевал и дал каждому из шайеннов, сидевших рядом, по палочке. При этом он сказал, что на следующее утро они должны подойти с этими палочками к определенному загону и принести с собой веревки. Каждая их этих палочек была обменяна на лошадь. Это был самый крупный дар лошадей, который кто-либо сделал за один раз.

Теперь кроу дарят даже машины и чистокровных скаковых лошадей. Они славятся своим радушием. Хотя делать подарки принято у всех индейцев. Пятнадцать или двадцать лет назад, на Рождество, шайенны привязывали возле танцевальной постройки лошадей, нагруженных вещами, которые предназначались в дар. Шайенны из разных районов приглашали друг друга в гости и приносили в дар упряжь, повозки и другие полезные вещи. Правительству не нравилось эти посещения, но таков был старинный индейский обычай.

Иногда они дарили даже своих жен, правда, это случалось только тогда, когда мужья были недовольны ими. И женщины ничего не могли здесь поделать. Для этого существовал специальный танец. Если мужчина хотел отдать свою жену, он пел специальную песню и все, кто когда-либо дарил жену, должны были танцевать под нее. И были люди, которые проделали это несколько раз. Мой дядя Дэниел Старый Бык отдал трех жен, а старик Высокий Бык – пять. Он дарил одну и после этого женился на другой (10).

Однажды кроу и шайенны танцевали вместе, кто-то запел эту песню, и в танцевальный круг вышло множество шайеннов. Помню, среди них были Старый Бык, Ходящий Медведь, Маленький Койот, Пустая Грудь, Джо Безумный Мул, Филип Восходящее Солнце, Высокий Бык и другие. Высокий Бык поднял вверх пять пальцев, что означало количество подаренных им жен. Он был лидером до тех пор, пока в круг не впрыгнул кроу по имени Фрэнк Бефьюн (Bethune), который поднял вверх десять пальцев. Этот кроу действительно отдал десять жен. Он рассказывал, что всякий раз давал им платья полностью расшитые зубами лося, легкую коляску, повозку и много разных нужных вещей, каждый раз оставляя все это на танцевальной площадке. Он проявлял хорошие манеры.

После процедуры дарения женщина обычно жила с тем, кому она была подарена, но при этом была в некоторой степени независима. Правила женитьбы в агентстве до сих пор не очень строги. Пустая Грудь подарил свою жену Трем Пальцам, но жили они отдельно. С другой стороны Маленький Койот отдал жену Шелудивому, и тот прожил с ней до самой смерти. Но был случай, выходивший за рамки этого обычая. Маленький Орел из Ашланда однажды вышел исполнять этот танец, подошел к барабанщику и изо всей силы ударил палочкой в барабан. Он не собирался дарить жену кому-либо, он просто разводился с нею. Жена его была очень сердита. Она тоже изо всей силы ударила в барабан и сказала, что любой может забрать детей ее мужа и в придачу – его самого. Женщина из племени кроу решила взять девочку и стала ловить ее. Люди разобрали всех детей, но позже они вернулись к своей матери, которая вышла замуж за Синюю Рубаху. Это был тот самый шайенн, который убил гуртовщика овец.

Правительство, в конце концов, запретило этот обычай и теперь уже никто не дарит своих жен.

 

ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ

 

Самым волнующим событием при встречах с кроу были рассказы о прошлых военных историях. Зачастую среди шайеннов и кроу встречались участники одного и того же события. В тот раз, когда мы посетили одну из таких встреч, старик кроу рассказывал, как на Прайор Крик его чуть было не убил один храбрый шайенн, воседавший на лошади пинто. Этот воин ударил его концом копья, намереваясь сбить с лошади. «Он почти достал меня, – сказал кроу, – жив ли этот человек?»

«Да, жив, – сказал Желтые Волосы, – вот он!» Это был Сильная Левая Рука. Старый кроу пожал ему руку и подарил одеяло. «Я рад видеть тебя, – сказал он. – Когда-то давным-давно мы сражались».

Затем другой кроу вспомнил шайенна с которым он бился в рукопашную, и который ехал на черной лошади с образанным хвостом. Этот шайенн также присутствовал на той встрече. Я видел, как они смеялись, обсуждая свой случай. На таких встречах обычно не было ссор. Но однажды чуть было не возник серьезный конфликт. Это случилось, когда шайенны и кроу проводили время за Ручной Игрой. Среди шайеннов присутствовал человек по имени Медведь, который много лет назад был с отрядом в походе на кроу. Они обнаружили лагерь врагов на Лодж Грасс Крик и на закате дня приготовились атаковать его. Они следили за табуном лошадей, надеясь обнаружить наблюдателя, который мог бы поднять тревогу. Один воин кроу вышел взглянуть на лошадей, они отрезали его от лагеря и застрелили. Человек Медведь решил снять скальп. Для этого вам вовсе не обязательно снимать всю кожу. Медведь приподнял голову убитого, надрезал кожу и дернул. Затем шайенны угнали большую часть табуна и отправились домой. Но тот кроу, оказывается, просто лежал без сознания. Он поднялся и пошел в лагерь, прижимая к голове кожу со лба. Когда он отпускал ее, она падала ему на глаза. Когда он пришел домой, ему перевязали голову, и кожа приросла. Этот кроу был до сих пор жив.

Во время Ручной Игры шайенны веселились и пировали. Перед началом игры обе стороны поддразнивали друг друга, что привело всех в состояние возбуждения. Барабанщик кроу начал отбивать ритм, один из воинов выскочил вперед и стал танцевать между рядами игроков, которые сидели напротив друг друга. Он вытащил нож и, демонстрируя его шайеннам, закричал: «Хакахей!» – призывая всех обратить на него внимание. Так принято у всех индейцев. Затем он рассказал, как убил шайенна в битве недалеко от Фермополиса. «Этот нож я вонзил ему в шею. Если я говорю правду, мы выиграем». И все кроу зашумели и закричали.

Теперь очередь была за шайеннами. Человек Медведь велел бить в барабан и вышел вперед. Он также вытащил нож, протанцевал вдоль игроков и рассказал, как он оскальпировал кроу на Лодж Грасс. «Если это правда, – сказал он, – шайенны выиграют».

Затем случилось вот что. В ряду кроу поднялся один старик, на голове которого был одет тюрбан. Он говорил на язвке жестов и потрясал кулаком. «Шайенны – женщины, – говорил он, – они не воины, они – трусы». Он сказал много других плохих слов, тогда вышел вождь кроу Много Подвигов и попытался его остановить, но тот все никак не мог угомониться. В конце концов, он направился к выходу типи, остановился в дверях и на языке жестов сказал: «Вот, кто такие шайенны. Они сумасшедшие. Они как женщины». После этого он вышел.

Много Подвигов повернулся к шайеннам: «Это тот самый человек с которого ты снял скальп. Он все еще не как не может смириться с этим. Но давайте сохранять спокойствие. Забудем об этом и продолжим игру. Больше не нужно военных историй».

И это было правильно – прекратить на время рассказ этих историй.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Первый агент шайеннов, Р.Л. Апшоу, еще в 1886 г., в своем годовом отчете упоминал об индейских полицейских: капитане, сержанте и четверых рядовых. Надо сказать, что в 1880 г. для того, чтобы ослабить племенную организацию и дать возможность агентам поддерживать порядок не призывая армию, в сорока агентствах была организована индейская полиция. Кроме того, были основаны индейские суды, подчиненные Бюро Индейских Дел, выносившие приговоры индейцам, обвиненным в полигамии и исполнении «языческих танцев». В 1889 г. такой суд открылся и в Лейм Диер. Annual Reports of the Commissioner of Indian Affairs (1880), p.IX; (1886), p.258; (1889) p.235. См. также William T. Hogan «Indian Police and Judges» (New Haven, 1966).

2. Практика шайеннской черной магии изучена плохо, хотя она, безусловно, имела место. См. Grinnell «Cheyenne Indians», II, 145. Cм. также эту книгу, гл. 6, примечание 14.

3. В соответствии с тем распределением обязанностей между федерально полицией, полицией штата и племенной правоохранительной организацией, индейская резервация является независимой землей. Работа индейского полицейского черезвычайно трудна, и срок его пребывания на этой должности, как правило, короткий. Например, в течение 1960 г. на должности шефа шайеннской полиции сменилось пять человек. «Minute of the Northern Cheyenne Tribal Council, 1960».

4. Вероятнее всего, они пометили то место несколькими темными камнями.

5. Интересно, что бы произошло, если бы военным обществам была оставлена их исконная обязанность следить за порядком в племени. Вместо этого были образована правительственная марионеточная полиция, которая, кроме всего прочего, должна была разрушить организацию вождей и военных обществ. «Это ослабит и со временем уничтожит власть племенных организаций и племенных подразделений». Annual Report of the Commissioner of Indian Affairs for 1881, p.XVI.

6. В 1830-х гг. тороговый пост Гантта на Арканзасе стал продавать подслащенное виски, и вскоре привычка употреблять виски укоренилась среди шайеннов, Grinnell «Fighting Cheyennes», p.98. Но по сравнению с тем, какой размах приобрело пьянство в других племенах равнин, можно сказать, что шайенны пили средне. До 1925 г. пьянство среди них не представляло угрозы, но в 1930-е гг., когда не удалась правительственная программа приобщения индейцев к скотоводству и фермерству, оно стало серьезной проблемой.Pringle «Northern Cheyenne Indians in the Reservation Period», p.98.

7. Первоначальный энтузиазм, с которым шайенны стали осваивать земледелие, работу лесорубов и другие виды труда, приятно удивил таких наблюдателей, как генерал Майлс и агент Джордж Стауч. Кроме того, можно привести свидетельские показания по делу убийства Гувера, в которых упоминается «пашущая банда» Белого Быка: «шайенны перепахивают три или четыре раза долину реки Танг, от Стеббинс Крик до Хангри Вумен». YELLOWSTONE JOURNAL, Nov. 6, 1897; Miles «Personal Recollections (1895)», pp.197–98. Cледует вспомнить, что столетие назад на берегах Миссури шайенны вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. О влиянии этого опыта на социальную организацию племени см. в кн. John M. Roberts «The Self-Management of Cultures»; Ward Goodenough, ed. «Exploration in Cultural Anthropology» (New York, 1964), pp.433–54.

7.1 Среди шайеннов было несколько людей с именем Черный Белый Человек, один из них – американец негритянского происхождения, который принял образ жизни шайеннов и даже занял в их обществе лидирующие положение (Прим. пер.).

8. Стоит В Лесу рассказывал об этом эпизоде с большим смехом. Хотя он описал типичный подход индейцев к брюкам белого человека. В книге Alderson and Smith «A Bride Goes West», Две Луны одет таким же образом.

8.1 «Порошок» и «порох» в английском языке обозначаются одним словом powder (Прим. пер.).

9. В школах для индейцев было правило, которое обязывало учеников разговаривать исключительно на английском языке, что в свое время вызывало горячие дебаты. Правительство обычно поддерживало такого рода политику, в то время как миссионеры, которые проделали огромную работу по переводу Библии и других трудов, склонялись к тому, что в некоторых случаях нужно использовать родной язык. Annual Report of the Commissioner of Indian Affairs for 1886, p.100.

10. Развод «под барабан» описан Гриннеллом в «Cheyenne Indians», I, pp.153–54.

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.