Мировой опыт кредитования юридических лиц путем открытия кредитных линий — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Мировой опыт кредитования юридических лиц путем открытия кредитных линий

2019-12-21 283
Мировой опыт кредитования юридических лиц путем открытия кредитных линий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Опыт кредитования юридических лиц путем открытия кредитных линий в развитых странах

 

 

В современной практике нет четких подходов к определению механизма кредитова­ния. Это связано с тем, что коммерческие банки не располагают исчерпывающей четкой методической и нормативной базой.

Современные виды кредитных линий представлены в таблице 2.1. Так, если в белорусских банках выделяют невозобновляемые кредитные линии и рамочные, то в зарубежных банках — постоянные кредитные линии, линии обязательного характера, мультивалютная кредитная линия и мультиопционные кредитные линии. 

Таблица 2.1 — Виды кредитных линий в белорусских и зарубежных коммерческих банках

В белорусских банках

В зарубежных банках

 

невозоб-          новляемые

кредитные

линии

рамочные

постоянные

кредитные

линии

линии обязательного характера

мульти-

валютная

кредитная

линия

мульти-опционные

кредитные

линии

невозоб- новляемые возобно- вляемые (ре- вольверные)
-  объекта- ми кредитования являются приобрете- ние товаров и услуг; - погашен- ная часть не увели- чивает свободный лимит кре- дитования. - объектом кредитова- ния является поставки товаров в рамках кон- трактов; - данное соглашение не обязывает восполь- зоваться кредитом; - погашение единым взносом или постепенно. - не фиксиру- ется дата погашения кредитов; - для востре- бования своих   ресурсов банки  посылают         уведомление клиенту, что указывает на максимальную гибкость предо-ставления креди­та; - предостав-ляется узкому кругу высоко-кредитоспо­собных      за­емщиков. - имеют четкий график погашения; - часто прак-тикуют в банках. - погашаются одной суммой в конце срока; - сроком на 5-10 лет; - на общие производст-венные цели. - возможность получить кре- дит в любых валютах, что позволяет управлять валютными рисками. - это сочета- ние кредитных линий с правом     заемщика  выбирать  различные   инструменты финансового рынка; - обычно предостав- ляются      по рыночным процентам.

Примечание — Источник: [31, с. 23].

 

В международной практике развитых европейских стран такое название видов кредитов не ис­пользуется. При классификации видов кредитов в Англии и во Франции выделяется овердрафт, в Гер­мании — контокоррент.

Банковские кредитные линии являются основным источником финансирования и ликвидности для фирм, а также важной бизнес-линией для коммерческих банков развитых стран. Кредитные линии составляют более 80 % банковского финансирования, предоставляемого государственным фирмам США. 70 % банковского кредитования небольших фирм США осуществляется через кредитные линии. Для европейских фирм кредитные линии составляют в среднем 42 % банковского финансирования фирм и 32 % общих новых кредитных обязательств банков [53, р. 87]. Учитывая повсеместное использование кредитных линий на практике, проведем анализ использования корпоративных кредитных линий в странах с развитой рыночной экономикой.

В зарубежных странах кредитные линии чаще используются малыми и средними предприятиями. Малые и средние предприятия используют различные виды кредитов для удовлетворения своих финансовых потребностей, включая кредиты, предоставляемые по кредитным линиям, прочие срочные кредиты, торговые кредиты и кредитные карты.

Кредитные линии чаще использовались предприятиями, чем срочные кредиты ежегодно. Причем чуть менее половины фирм сообщили о наличии такой линии (Таблица 2.2). В период с 2016-2018 гг. доля фирм с кредитными линиями мало менялась. Среднее количество линий на фирму постоянно увеличивается с 1,4 в 2016 г. до 1,7 в 2018 г.

 

Таблица 2.2 — Использование кредитных линий в странах Европы в 2016-2018 гг.

Категория фирм

2016 г.

2017 г.

2018 г.

процент, которые исполь-зуют

кредит-ные линии

количество линий среди компаний, использую-щих кредитные линии

процент, которые исполь-зуют

кредит-ные линии

количество линий среди компаний, использую-щих кредитные линии

процент, которые исполь-зуют

кредит-ные линии

количество линий среди компаний, использую-щих кредитные линии

сред-нее меди-анна сред-нее меди-анна сред-нее меди-анна
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Всего фирмы 45.6 1.4 1 46.8 1.5 1 45.4 1.7 1
Количество работников, чел.                  
0—1 33.8 1.5 1 39.0 1.3 1 33.7 1.9 1
2—4 39.6 1.2 1 43.5 1.4 1 43.7 1.5 1
5—9 53.5 1.6 1 42.4 1.8 1 56.3 2.3 1
10—19 57.3 1.7 1 59.3 1.5 1 44.1 1.4 1
20—49 66.0 1.5 1 68.6 1.6 1 56.7 1.5 1
50—250 71.2 1.6 1 76.6 1.6 1 65.4 1.8 1
Время существования фирмы, лет                  
Менее 4 30.6 1.4 1 37.5 1.6 1 26.0 1.8 1
4—6 41.8 1.4 1 30.4 1.2 1 47.3 1.4 1
7—9 46.7 1.4 1 42.2 1.3 1 53.1 2.1 1

Окончание таблицы 2.2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10—14 51.7 1.6 1 50.8 1.4 1 38.0 2.4 1
15—19 48.0 1.5 1 53.0 1.6 1 59.2 1.7 1
20—29 46.6 1.4 1 51.4 1.5 1 53.2 1.8 1
30 и более 48.4 1.4 1 49.0 1.6 1 64.6 1.4 1
Сфера деятельности                  
Строительство и добыча полезных ископаемых 51.6 1.5 1 47.1 1.7 1 45.5 2.5 1
Производство 51.6 1.3 1 51.8 1.2 1 63.6 1.1 1
Оптовая / розничная торговля 44.3 1.5 1 51.6 1.4 1 49.9 1.5 1
Финансы / недвижимость 33.0 1.3 1 43.3 1.7 1 39.6 2.8 1
Непрофессиональные услуги 41.1 1.4 1 41.6 1.5 1 35.4 1.8 1
Профессиональ-ные услуги 49.0 1.6 1 47.5 1.4 1 53.0 1.3 1
Другое 58.1 1.4 1 44.8 1.6 1 41.1 1.4 1

Примечание — Источник: [53, р. 88].

 

Существуют значительные различия в использовании кредитных линий в зависимости от размера фирмы. Примерно треть фирм, в которых работает менее двух человек, используют кредитную линию каждый год, по сравнению с двумя третями фирм, в которых работает не менее 50 человек. Структура использования по размеру сохраняется с течением времени, но показатели использования в 2017 г. несколько выше, чем в 2016 или 2018 гг.

Модель использования по времени существования фирмы менее ясна. В целом, использование увеличивается до тех пор, пока фирме не исполнится 10-20 лет, а затем она остается стабильной или немного менее эффективной. В период с 2016-2018 гг. росла доля старых фирм, имеющих кредитные линии. Например, 48,4 % фирм в возрасте 30 лет и более имели кредитную линию в 2016 г., а 64,6 % из них — в 2018 г.  Это не относится к самым молодым фирмам, в которых  использование кредитных линий достигло максимума в 2017 г. Для всех, кроме фирм с возрастом более 20 лет среднее число линий было самым высоким в 2016 г. среди фирм, имеющих хотя бы одну кредитную линию.

Использование кредитной линии по отрасли за этот период не выявило очевидной закономерности. В 2016 г. компании в категории «другое» чаще  использовали кредитные линии, причем почти 6 из 10 таких компаний имели по крайней мере одну кредитную линию. Эта доля со временем падает до 4 из 10 в 2018 г. Следующими наиболее частыми пользователями в 2016 г. были строительные и производственные фирмы, причем половина фирм в обеих отраслях пользовались кредитными линиями. Тем не менее, их пути идут в противоположном направления с течением времени. В то время как растущая доля производственных компаний использовали кредитные линии в 2016-2018 гг., обратное справедливо в отношении строительных компаний. Это расхождение, вероятно, частично связано с трудностями на рынке жилья, на котором занято значительное количество строительных фирм. Пять из 10 фирм, занимающихся профессиональными услугами, и 4 из 10 фирм, занимающихся непрофессиональными услугами, пользовались кредитными линиями в 2016 г.  Со временем увеличивающаяся доля фирм в профессиональных услугах и сокращающаяся доля фирм в непрофессиональных услугах использовали  кредитные линии. Более двух пятых фирм в оптовой и розничной торговле и одна треть фирм в сфере финансов и недвижимости использовали кредитные линии в 2016 г., в 2017 г. их было у половины фирм в оптовой и розничной торговле и у двух пятых фирм в сфере финансов и недвижимости.

Коммерческие банки являются важными поставщиками кредитных линий. Разнообразие банковских кредитных продуктов есть отражение многогранности потребностей заемщиков в средствах, а также изобретательности кредиторов в удовлетворении этих потребностей с учетом риска, приемлемым при кредитовании соответствующей сделки. При этом удовлетворение потребностей заемщика осуществляется не только по сумме и сроку, но и с учетом своевременности, простоты и гарантированности осуществления кредитной сделки.

Наиболее широкое распространение кредитные линии получили в США. Основными особенностями кредитной линии в США являются: достаточно ясно оговоренный «твердый» платеж по кредиту каждый месяц (или квартал и пр.). Заемщик ясно представляет себе, какую сумму он должен будет отдавать, и как в результате станет снижаться его долг.

В Великобритании более популярен овердрафт. В этом случае заемщик может в случае крайней необходимости воспользоваться средствами сверх кредитного лимита. Но затем его долг существенно возрастает, а это увеличивает риск невозврата или неполного возврата кредита [57].

Компании в развитых странах могут получать и некоторые особые разновидности кредитных линий:

- инвестиционные кредиты, предназначенные для вложений в основные фонды — их приобретения, обновления, строительства собственными силами и т.д., они имеют долгосрочный характер и обычно предоставляются на период 5 лет и более;

- овердрафт и его более «мягкая» разновидность, получившая наибольшее распространение в Германии — контокоррентный кредит (счет), которые предусматривают возможность превышения кредитного лимита субъектом хозяйствования в случае необходимости, но при этом заемщик должен затем выплатить повышенные проценты на сумму превышения; кроме того, разумеется, возрастает и размер основного долга; с одной стороны, такая возможность довольно важна при возникновении непредвиденных расходов, которые не были учтены, когда выдавался кредит, с другой же стороны, это может привести к непомерному росту долговой нагрузки, которая порой оказывается непосильной для небольшой фирмы, и, тем более, индивидуального предпринимателя;

- «кредит стартап» является кредитом на открытие бизнеса. Он часто необходим для того, чтобы запустить процесс деятельности. Но банки вполне обоснованно полагают, что риск, связанный с предоставлением такого кредита, слишком высок. Банки, если и выдают такие кредиты, то по высоким процентным ставкам и с коротким периодом кредитования. Такие кредиты по своим характеристикам приближаются к микрозаймам и отличаются особой рискованностью не только для банков, но и для заемщиков [23, с. 178].

При этом микрокредитование отличается намного более высокими процентами, в сравнении с банковским кредитованием, до 600-700 % годовых и даже выше. Поэтому, чтобы эффективно воспользоваться микрозаймом, субъект хозяйствования должен:

- ясно и точно представлять цель получения займа;

- заранее рассчитать планируемую прибыль, вследствие осуществления тех действий, ради которых берется займ;

- соответственно, обладать высокой оборачиваемостью текущих активов, ликвидностью и рентабельностью.

В развитых странах существует два основных подхода предоставления кредитных линий и их дальнейшего обслуживания, представленные на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 — Подходы к предоставлению кредитных линий юридическим лицам

Примечание — Источник: [19, с. 798].

 

Технология индивидуального подхода основана на отношениях между субъектом хозяйствования и банком-кредитором. Технология системного подхода основана на наборе формальных критериев, в случае соответствия которым субъект хозяйствования получает кредит.

Первая модель может принимать несколько разновидностей.

Выбор конкретного подхода или сочетания нескольких банк должен осуществлять в рамках своей маркетинговой стратегии, которая, в свою очередь, основывается на информации о состоянии рынка и на сегментировании потенциальных пользователей кредитных услуг. При этом коммерческие банки формируют и постоянно актуализируют базу данных о своих уже действующих, бывших и новых потенциальных клиентах. Именно по данным этой базы и проводится сегментирование клиентов, на основании итогов которого выбирается, как правило, одна из трех моделей или же их сочетание.

В развитых странах наиболее перспективной и потенциально высокоэффективной и для банка, и для клиента — субъекта хозяйствования, представляется модель персонального обслуживания. При ее использовании специалисты банка регулярно и индивидуально сотрудничают с компанией или индивидуальным предпринимателем — клиентом, анализируют не только его возможности, но и потребности, как текущие, так и будущие. На основе персонального обслуживания построится долгосрочное и устойчивое взаимодействие с клиентом, выгодное обеим сторонам.

Не столь индивидуализированным, но весьма эффективным является управление целевыми компаниями. В этом случае банк на основании результатов анализа выделяет группы компаний, обладающих той или иной степенью кредитоспособности, и на этом основании формирует для каждой группы различные варианты, пакеты кредитной линии. Для наиболее перспективных предприятий разрабатываются расширенные пакеты услуг с более выгодными условиями выдачи и погашения кредитов.

В другом случае применяется реагирующая модель, наименее затратная для банков. Банки самостоятельно, исходя из своих целей и потребностей, предлагают варианты и пакеты кредитной линии. Клиенты выбирают те или иные пакеты в соответствии уже со своими потребностями. Но в этом случае имеется риск и для банков, если они предоставят кредит недостаточно платежеспособной компании, и для предприятий, если последние выберут такой вид кредита, по которому им сложно будет в дальнейшем в срок и в полном объеме выполнить свои обязательства [19, с. 799].

Коммерческие банки США в последние десятилетия стали широко применять технологию системного подхода. Она предполагает отказ от детального анализа каждого отдельного претендента на получение кредитной линии и переход к обобщенной оценке по единой системе критериев. Это сокращает затраты времени на процесс оценки кредитоспособности клиентов.

Наиболее распространенной разновидностью такого подхода является скорринг. При использовании скорринга каждый клиент оценивается набором нескольких единообразных критериев (например, доход за период больше или меньше некоторой величины, расходы по имеющимся кредитам превышают такую-то сумму или нет, и т.д.). Скорринг многократно ускорил процедуру предоставления кредитной линии. Помимо скорринговой технологии, в наибольшую популярность в США набирает применение искусственного интеллекта. Но и эти передовые технологии до конца не заменят индивидуальной работы с каждым клиентом.

В развитых странах распространено кредитование юридических лиц через сеть самостоятельных коммерческих банков и небанковских кредитных организаций. Данная модель преобладает в странах ЕС, США, Канаде, Австралии и других экономически наиболее развитых странах. Она позволяет сразу охватить максимум территории и потенциальных заемщиков — субъектов хозяйствования. Однако при этом возникает риск, связанный с отсутствием единой методологии и технологий кредитования. Каждый банк или другая кредитная организация действуют на свой страх и риск, самостоятельно определяя и используя критерии кредитоспособности заемщиков.

Формируется сеть институтов, регулирующих процессы кредитования, разрабатывающих методологию и технологии. Например, в странах ЕС это Европейская Комиссия, Европейский Инвестиционный Фонд, финансовые посредники и только затем, в последнюю очередь — сами коммерческие банки. Помимо общеевропейских регуляторов, создается сеть национальных регуляторов в каждой стране.

В Германии предоставлением кредитных линий занимается сеть следующих национальных институтов:

- Kreditanstalt für Wiederaufbau bank (KfW);

- Deutsche Ausgleichsbank (DtA).

KfW bank — это не чисто коммерческий банк, а посреднический банк — звено между субъектами хозяйствования и сетью коммерческих банков. Он принимает от предприятий и индивидуальных предпринимателей заявки на получение кредитных линий, направляет эти заявки в коммерческие банки. Коммерческие банки анализируют кредитоспособность заемщиков и принимают решение о выдаче кредитов. KfW bank получает от коммерческого банка одобренную сумму кредита и выдает ее заемщику. При этом, что очень важно, распределяются риски невозврата кредитов между KfW bank и коммерческим банком в соотношении 50/50. Это значительно снижает риски для коммерческих банков и стимулирует их активнее выдавать кредитные линии, не выставлять заемщикам слишком жесткие требования, а также снижать процентные ставки, поскольку при более низком уровне риска допускается и более низкий уровень доходности.

В частности, KfW bank предоставляет субъектам хозяйствования следующие популярные кредитные линии:

- инвестиционные кредиты на вложения в объекты основных средств

- краткосрочные кредиты на покрытие текущих активов;

- кредиты на проведение маркетинговых исследований размером до 500 тыс. евро;

- рефинансирование третьих лиц, которые участвуют в капитале кредитуемых предприятий, что позволяет стимулировать небанковское кредитование со стороны других предприятий;

- стартап-кредиты [57].

На последних следует остановиться более подробно, поскольку в этом случае KfW bank покрывает уже не 50, а 80 % кредитного риска. Это связано с особым нежеланием коммерческих банков предоставлять такие кредиты, при их несомненной важности. Банки, освобождаясь от большей части риска, с гораздо более высокой готовностью идут на выдачу стартап-кредитов. Причем, их сумма может достигать 100 тыс. евро, срок кредитования может составлять до 10 лет, а в первые два года заемщики освобождаются от платежей по кредиту и процентам. Эти платежи переносятся на более поздний период, когда бизнес разворачивается и начинает уже приносить ощутимую прибыль.

Такая бизнес-модель кредитования весьма выгодна и для банков, уровень риска которых снижается, и для предприятий, долговая нагрузка на которые оказывается уже не столь высокой.

В кредитовании юридических лиц активное участие в Германии принимает также Банк DtA, связанный с государственными структурами. Банк уделяет особое внимание стартап-кредитам, но также кредитует и уже действующие предприятия и индивидуальных предпринимателей. Он предлагает низкие процентные ставки — 6-8 % годовых, которые даже для предприятия не столь обременительны и ниже, чем обычные процентные ставки по кредитам в Германии. При этом довольно высокими являются предоставляемые суммы кредитных линий — они могут составлять от 500 тыс. до 2 млн евро. Банк оперативно, в течение максимум 4 недель, рассматривает поступающие от юридических лиц кредитные заявки [57].

Итак, немецкая модель нацелена на использование механизмов льготного кредитования и перераспределения кредитных рисков, она поддерживается государством, без участия которого была бы невозможна, и носит поощряющий по отношению к малому и среднему бизнесу характер. Её можно признать одной из самых передовых и эффективных на сегодняшний день.

Особенностью американской модели является функционирование специализированных инвестиционных банков, которые целенаправленно занимаются предоставлением кредитных линий. Эти банки не считаются коммерческими. Таким образом, у юридических лиц появляется важный новый источник финансирования.

Коммерческие же банки сосредоточены на краткосрочном кредитовании под относительно низкие проценты. Часто компании достаточно просто успешно реализовать товары или услуги, чтобы уже иметь возможность успешно погасить такой кредит. Залог при этом, как правило, не требуется. Кроме того, развита система так называемого традиционного партнерства, специфическая для США. В качестве инвесторов выступают наиболее богатые семейства, образующие специальные фонды.

Таким образом, опыт западных банков, накопленный в области предоставления кредитных линий и режимов их функционирования, показывает, что кредитные линии в условиях конкуренции стали мощным инстру­ментом привлечения новый клиентуры. От того, насколько удобны режимы действия кредитных линий как для банка, так и для клиента, зависит создание клиентской базы расчетных и депозитных счетов.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.