Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства по странам: Италия, Франция, Германия, Голландия, Китай, Япония. Особенности садово-парковых композиций этих стран

2019-08-27 429
Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства по странам: Италия, Франция, Германия, Голландия, Китай, Япония. Особенности садово-парковых композиций этих стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

На смену мрачному и суровому Средневековью пришла эпоха Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение связано с возвращением к антич­ным образам, развитием производительных сил и производственных отношений, стремлением че­ловека освободиться от подавляющего гнета цер­кви, созданием новых великолепных городских ансамблей, общественных сооружений, возведе­нием дворцов и храмов.

Эпоха Ренессанса существовала недолго, лишь 200 лет, и включает три периода: 1) раннее Возрождение (14–15 вв.); 2) высокое Возрож­дение (вторая половина 15 в.); 3) позднее Воз­рождение (16 в.). Каждый период характеризу­ется своими чертами.

Природные условия Италии. Климат мягкий средиземномор­ский с обилием воды, с преобладанием горных потоков, живописных рельефов.

Растительность. В аллеях росли пла­таны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Использовались листопад­ные породы: тополь, каштан, ильм, маслины. Для создания зеленых стен применя­лась флора, сохраняющая форму после стрижки: самшит, мирт, лавр, тис, туя западная.

В деко­ративных кадках выращивали цитрусовые. Для пергол применяли вьющиеся розы, плющи, ви­ноград.

Цветочный декор был сдержанным, и в то же время в ассортименте встречаются многочислен­ные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженого буксуса, украшались скульптура­ми и фонтанами. На партерах устраивались перголы, трельяжи и беседки.

Строительный материал – мрамор, туф, травертин.

В проектировании и строительстве ряда садов участвовали видные зодчие страны: Палладио, Виньолу, Джакомо делла Порта, Браманте, Альберти, Брунеллески, Микеланджело, Леонардо да Винчи, художник Ра­фаэль. Они изобрели много новых художествен­ных приемов.

Например, амфитеатр –высокая стена, замыкающая часть сада. Она богато оформлялась нишами со скульптурой, стенными фонтанами, с венчающей балюстрадой и пластическим декором. В плане это полукружие. Вогнутое полукружие углубля­ет перспективу, а также разнообразит игру све­тотеней.

Архитектурно-планировочное решение итальянских садов - регулярное, террасированное и расположенное на склоне холма. Подпорные сте­ны, лестницы, боскеты, фонтаны, расположены вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяются в строгой последователь­ности. Они рассчитаны на создание разнообраз­ных эффектов.

Основным типом сада в Италии эпохи Ренес­санса является сад при вилле (рисунок 5),планировка которого формировалась следующим образом:

- сад размещался на террасированном скло­не. Дом был планировочным акцентом, на него (акцент) ориентирована главная композиционная ось;

- осевое построение – главная особенность сада. Продольная ось проходила поперек террас. Поперечные оси направлены перпендикулярно ей. Основными композиционными узлами являются: дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения. Эти объекты могли находиться на пе­ресечении осей или завершать их;

- насаждения в боскетах занимали основную часть сада;

- рельеф служил основополагающим в орга­низации партеров. Они размещались по главной оси, либо перед домом, либо у подножия скло­на. Римский сад-ксист нашел отражение в итальянских партерах и явился продолжением дома;

- амфитеатр или свободно растущие группы деревьев замыкали плоскую часть сада;

- появился новый элемент – изолированный участок или небольшой сад для отдыха, получив­ший название «секретный сад»,

-

   Рисунок 5 – Перспектива садов д’Эсте с птичьего полета (фото с гравюры)

 

- целостное решение каждого композицион­ного узла;

- использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада;

- сдержанная монументальность, последова­тельность и уравновешенность сада;

- органичная и богатая обработка рельефа, воды, малых архитектурных форм;

- учет световых и цветовых эффектов;

- продуманность пропорций (например, со­отношений малых архитектурных форм и их фона, ширины аллей и высоты деревьев и т. п.).

В целом, облик сада – «театрализованная декора­ция». С открытием прямой перспективы стали организовываться сады таким образом: ближе к зрителю «актеры» окружали архитектурные объекты и множество скульптур, а на заднем плане – вид прекрасной местности, куда невозможно по­пасть, но можно созерцать ее.

В композиции итальянских садов эпохи барокко, утвердившейся в 80 - е годы 16 в. и ставшей искусст­вом разбогатевшей буржуазии, появляется новый элемент – лучевые, или радиальные, аллеи, тогда как в виллах эпохи Возрождения при­нимались только квадратные членения террито­рии.

Основные принци­пы построения композиции регулярного сада барокко:

- нарочитая усложненность архитектурно-пространственных решений;

- неожиданность эффектов;

- утонченный эстетизм;

- декоративно-стилизаторская деформация проемов и форм;

- свобода в формообразовании;

- развитие композиции в глубину;

- использование контрастов светотени, стри­женой зелени и рядовых посадок кипарисов для со­здания зеленых театров и размещения скульптур;

- украшение партера сложными узорами и арабесками;

- применение приемов живописного офор­мления фонтанов и каскадов, добиваясь своеоб­разного синтеза различных видов искусства;

- создание нового типа сада по функ­ции и по композиционно-планировочным па­раметрам – ботанический сад.

В целом итальянские сады эпохи Возрожде­ния и барокко оказали значительное влияние на развитие ландшафтного искусства всей Европы, а в первую очередь – Франции.

Возрождение и барокко во Франции охваты­вают период со второй половины 15 в. до нача­ла 18 в.

Итальянский Ренессанс сильно повлиял па французов во время военных походов в Италию. Он отразился на французском садово-парковом строительстве.

Природные и растительные условия. В ландшафте Франции преобладают равнин­ные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Ровный рельеф покрыт обширными лес­ными массивами с преобладанием лиственной флоры – граба, бука, дуба, вяза, каштана, липы, ясеня. Широко культивировались фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.

В садах появляется новый элемент берсо – крытый каркас из дерева или металла, возво­димый над дорогой (рисунок 6). Разрастаясь, растения обра­зовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались цветниками, которые в 17 в. пре­вратились в роскошные кружевные партеры – бродери (рисунок 6). Где, помимо цветов, вводились травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал – уголь, толченый кирпич, песок и пр.

 

Рисунок 6 – Берсо

 

 

Рисунок 7 – Кружевной партер в парке Тюрильи (Франция)

Замки строились в основном вбли­зи рек и всегда окружались со всех сторон рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры и часто соединялись каналами с ре­кой. Это очень важно, т. к. в дальнейшем канал ста­новится традиционным элементом садово-парковой композиции Франции.

Для красочности и оживления в садах содер­жали павлинов.

Чтобы уберечь цветники от птиц, по пе­риметру устанавливалась невысокая стенка или палисад. Высота ограждения устанавливается на высоту локтя человека. Эта, казалось бы, маловажная деталь очень существенна и ложится в основу развития следующего понятия: лучшая точка восприятия цветника или партера.

Зодчие использовали малейшие перепады рельефа для обогащения композиции. Это привело к появлению таких устройств как боуленгрин и вертюгаден . Боуленгрин – партер с простым рисунком, располагался вдали от построек и был опущен ниже окружающих до­рожек. Вертюгаден – это своеобразный итальянский «амфитеатр», представляющий собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изго­роди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кад­ках (рисунок 8).

Рисунок 8 – Садовый театр (вертюгаден)

 

Объекты садово-паркового искусства Франции 16–17 вв. были четырех типов:

- обширные парки охотничьих замков и дворцов;

- небольшие сады около домов;

- широкие бульвары;

- ботанические сады.

Основные черты французского классицистического парка (на примере Версаля):

- наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

- размещение на плоском рельефе;

- симметричность композиции по отноше­нию к центральной оси (рисунок 9);

- индивидуальность отдельного дерева теря­ется в массиве;

- использование топиарного искусства: зеле­ные стены коридоров, беседок, залов и кабине­тов, шаров, кубов, пирамид;

- применение трельяжных конструкций (бе­седок, арок, оград);

- интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, распо­ложены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

- центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов; использование партеров-вышивок или «вы­резного» газона с редким включением натураль­ных цветников;

- умеренность в применении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко;

- основным украшением служила парковая аллея из 2 или 4 рядов деревьев, открывав­шая далекие перспективы на окружающую мес­тность.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.