Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-08-27 | 392 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Древний Египет считается одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Как самостоятельное государство он был основан в конце 4 тыс. до н. э.
Социальные условия. Основные средства концентрировались во власти фараона. Ему принадлежала вся земля и огромное количество рабов. Свободные ремесленники и земледельцы также трудились на фараона и мало отличались от рабов.
Природные условия. Очень засушливый климат, почти с полным отсутствием осадков и горячими, знойными песчаными ветрами. В сезон разлива Нил оплодотворял землю, но после необходим был искусственный полив.
Растительность. На берегах реки – гигантские папирусы и тростники, образующие заросли; «водные поля» многочисленных лотосов – белых, розовых, голубых; из древесных пород – финиковая пальма, дающая плоды и тень; инжирное и гранатовое деревья, пальма Дум и акация. В садах произрастало двадцать различных древесных пород, многие названия которых не удается расшифровать и поныне. Все
вышеперечисленные представители флоры употреблялись в пищу.
На полях разводили ячмень, пшеницу, просо, а из технических культур – лен. Среди древесных пород предпочтение отдавалось в первую очередь деревьям с густой кроной, обеспечивающим защиту от знойных ветров, тень, прохладу, во вторую – плодоносящим породам, а затем – видам, дающим благовонные масла для священных ритуалов.
Из цветов предпочитали гвоздики, маки, васильки. Широко использовались интродуценты – розы и жасмин.
Для винограда создавались специальные остовы – перголы.
Строительный материал. Древний Египет был богат известняком, розовым гранитом, песчаником и др. Из них возводились долговечные и великолепные строения, некоторые сохранились до наших дней.
|
Архитектура Древнего Египта отличается целостностью, мощностью, статичностью, колоссальностью, грандиозностью, контрастом с пейзажем пустынь.
Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы:
- священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов;
- озеленение улиц;
- сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);
- сады при жилых домах знати.
Египетский сад – образец регулярного стилевого направления. Он органично сочетал в себе религиозные, утилитарные, эстетические функции. Обычно сад окружали стеной, отдельные части его также отделяли одну от другой стенами и воротами.
Аллеи, виноградники, цветочные клумбы и рабатки, водные бассейны, открытые павильоны связывались в единый композиционный узел. Широко применялась кадочная культура.
Характерной чертой является развитие архитектурных ансамблей, которые состояли «из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси». Используются светотени, эффект перспективы, контраста при чередовании открытых и закрытых пространств (имеются в виду закрытые помещения и дворы). Пальмы, папирус, лотос в стилизованном виде – главные элементы отделки зданий.
Водоемы (бассейны, каналы, пруды) – неотъемлемая часть египетского сада, их размеры зависели от размера территории сада и служили как для полива растений, так и для декоративного оформления.
Типичный сад при жилом доме знатного человека (рисунок 1) был небольшим, общей площадью 1 га. Вход в сад подчеркивали пилонами, обелисками или фигурами (чаще сфинксами). Участок окружали типичной для Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделяли друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти «загородки» служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, находящийся в глубине сада, а композиционной осью — крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада были предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. В саду симметрично, по сторонам входной аллеи, располагались четыре водоема и две беседки.
|
Рисунок 1 – Сад Древнего Египта. Схема планировки: 1 – вход; 2 – пергола, увитая виноградом; 3 – жилое здание; 4 – бассейны
Ассирия и Вавилония
Социальные и политические условия. Для стран Двуречья характерны постоянные войны грабительного характера, концентрация больших средств в руках властелина и бесплатная рабочая сила рабов.
Географическое положение и природные условия. Ассирия и Вавилония – это государства Двуречья, в долине рек Тигр и Ефрат. Рельеф
преимущественно равнинный.
Растительность и развитие парков. В государствах Двуречья издавна существовала разветвленная сеть ирригационных систем, охраняемых государством, что способствовало выращиванию различной флоры.
Ассирийские цари со второй половины 8 в. до н. э. восхваляют сады и парки в письменах и на барельефах.
На увлажненной почве росли кипарисы, пальмы, фруктовые деревья, виноградники и пряности.
Основным строительным материалом былсырцовый кирпич – непрочный и недолговечный.
Градостроительство и архитектура. Города строились по регулярному плану, обычно их окружали толстые крепостные стены с зубчатыми башнями. Стены иногда были двойными или даже тройными. Однако площадь самих городов значительно меньше, чем в Египте, а застройка плотнее.
Сады и парки Двуречья подразделялись на основные типы:
- сады ассирийских правителей, явившиеся прототипами современных ботанических садов;
- охотничьи и увеселительные парки или леса;
- «висячие сады».
Дворцы возводились на террасах-платформах. Многие помещения, включая внутренние дворы, располагались асимметрично. Применялось поперечное развитие пространства.
Существовавшие обширные парки, предназначенные для прогулок верхом и охоты, могут считаться прообразом современных лесо-парков.
Городскими доминантами, являлись храмы – зиккураты – очень высокие ступенчатые башни, где верхнюю часть – платформу завершало архитектурное сооружение-храм. Нижние части платформ по периметру озеленяли растениями, высаженными в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Возможно, зиккураты стали прообразом «висячих садов». Самые известные из них – «Висячие сады» Семирамиды (рисунок 2). Это сооружение связано с именем ассирийской царицы Семирамиды (10 в. до н. э.). Но никто не знает точно, кем они были сооружены.
|
Предполагают, что нижняя терраса была размером 45 х 40 м, вторая – 40 х 30 м. Первый этаж имел высоту 8 м, включая 2 м растительной земли, следующий – 13 м, при том же слое земли, и, наконец, два следующих этажа имели всего по 1 м земли. Весь ансамбль состоял из 14 сводчатых залов, размещенных по обе стороны также сводчатого коридора.
Рисунок 2 – Сад Семирамиды
Выработанный прием такого устройства садов дошел до наших дней в виде садов на крыше.
Сады Персии
В 6 в. до н. э. персы во главе с царем Киром II завоевали все Двуречье – Лидию, весь Иран, Палестину, Малую Азию, Финикию и Закавказье. Эту громадную державу назвали Персией со столицей Пасаргады.
Уже тогда начали создаваться сады для охоты, смотров, проведения празднеств.
Парки доминировали в сознании их владельцев, утрачивалось понятие о самом жилище – дворце, а резиденция царя обозначалась одним словом «парадиз» (райский сад).
Природные условия и растительность. Сухое и знойное лето Персии сменялось резкими зимними холодами, во время которых снег держался долго. Страна небогата растительностью. Преобладали небольшие оазисы из платанов, кипарисов, дубов, фруктовых деревьев.
Садоводство в Персии занимало значительное место и считалось занятием знати.
Персию считали родиной царицы цветов – розы. Отсюда происходят также сирень, лилия, тюльпан, нарцисс.
Древнеперсидские сады, изображенные на коврах, регулярной формы. Сады разбивали на четырехугольные участки и кварталы различной формы и величины, не связанные единым композиционным замыслом. Сады оформлялись полноводными каналами и фонтанами. Павильоны декорировались золотом, богатыми тканями и живописью.
|
Сады и парки Персии можно разделить на функциональные типы:
- аллеи;
- сады при виллах;
- дворцово-парковые комплексы.
Садово-парковое искусство Персии имело характерные особенности:
- появились обширные парки – «парадизы»;
- использовался рельеф местности (террасы, каналы и бассейны);
- применялся богатый ассортимент растительности, экзотических и фруктовых деревьев, а также огромного количества цветов;
- включались павильоны и гроты в общую композицию.
Античная Греция
Социальные условия. Историю культуры и искусства Древней Греции принято делить на пять эпох, каждая отражала различные социальные взгляды.
Природные условия. Древняя Греция по своему географическому положению занимала часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии.
Рельеф гористый. Ряд горных кряжей отделяет одну область от другой, без широких речных долин, морской берег изрезан.
Климат – средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воздух в Греции необычайно прозрачный и ясный, что «обеспечивает хорошую видимость на большом расстоянии».
Растительность. Из естественных насаждений преобладают низкорослые деревья на горных склонах. Характерны: маслины, сосна приморская, дуб, платан, пиния, кедр, тополь, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное деревья, лавр благородный, мирт. В Греции создана своеобразная мифология, тесно связанная с природой.
В конце 5 в. до н. э. появляется руководство по разведению цветов и садовому делу.
Из цветочных растений греки выращивали розы, махровые левкои, хризантемы, что в переводе означало «золотой цветок», гвоздику, анютины глазки.
Строительный материал разнообразный – белый, голубовато-серый мрамор и темно-фиолетовый мраморный известняк.
Градостроительство и архитектура. Греция архаического периода представляла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины.
Эпоха рабовладельческой демократии характеризуется наивысшим расцветом культуры. Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы.
В 4 в. до н. э. царь Македонии Александр Великий (Македонский) завоевал Персию, Египет, средиземноморские страны. Александр основал много городов и организовал в них парковые территории, образованные в единые зеленые пояса, где вместе с парками располагались научные центры – ботанические сады и зоопарки.
Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения:
1 Священные рощи (нимфеи и герооны)
Нимфей – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре, украшенным скульптурой, колоннами или небольшим сооружением садового типа.
|
Героон – первоначально роща, посвященная герою. Служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. Позже его украсили статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей в героонах устраивались гимнастические игры и состязания. Это прообраз спортивных парков.
2 Гимнасии преобразованы из героонов. Они служили местом для занятий физическими упражнениями. Позже – публичные места для собраний (наблюдений за гимнастическими упражнениями, встреч или философских бесед), постепенно перерастали в философские сады.
3 Озелененные территории общественного значения (городские площади, улицы). Данные объекты появились в 5 и 4 вв. до н. э. Их оформление зеленью складывалось в основном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений.
4 В философских садах, которые находились в парках из платанов, маслин и тополей, велись ученые беседы и проводились занятия. Они формировались в близком к пейзажному стиле.
5 Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер, с элементами художественно-декоративной обработки.
Внутренние дворики украшались цветами, скульптурой или фон-
таном.
Садово-парковое искусство античной Греции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры, градостроительства и паркостроения в целом, т. к.:
– здесь была разработана система пропорций – принципы «золотого сечения» и модуля-пропорции как соотношение частей и целого;
– принципы равновесия, ритма и симметрии;
– использовалась горная местность для устройства террас;
– создавались искусственные гидросооружения – фонтаны, бассейны;
– в парках применяли цветы, архитектурные формы и скульптуры, специально приспособленные к фону зелени или гротам.
Древний Рим
Социальные условия. По своим социально-экономическим условиям Древний Рим – это рабовладельческое государство.
Природные условия сходны с греческими. Климат средиземноморский. Рельеф гористый. Большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, холмы, равнины чередуются между собой. Леса преимущественно лиственные.
Растительность разнообразна: различные виды сосен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, каштаны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, поддающиеся фигурной стрижке, – самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах выращивали цветы, соответствующие временам года (лилии, левкои, анемоны, астры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздики, ирисы, туберозу, тюльпаны и др.).
Любимые цветы римлян – фиалка и роза. Очень ценился плющ.
Если у владельца сада не хватало средств для скульптур из мрамора или иного строительного материала, то он украшал свой сад «зеленой скульптурой». Формовка крон была делом садовника – топиариуса, отсюда и появление термина «топиарное искусство», что означает фигурную подстрижку деревьев и кустарников (рисунок 3). Для античного Рима характерен синтез искусств, т. е. гармоничное сочетание архитектуры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.
Сформировались следующие типы садов:
- c вященные рощи – сады, связанные с религиозным культом.
- городские общественные сады устраивали вблизи театров и других общественных зданий. Прогулочные аллеи организовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурами, оснащались источниками или бассейнами.
Рисунок 3 – Подстрижка деревьев в Древнем Риме
Во времена императора Августа в результате строительства водопровода и очень значительных благоустроителъных работ в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров; около роскошного здания терм Агриппы был разбит парк с обширным проточным искусственным озером и каналом. В парке было до 300 мраморных статуй. Для развлечения народных масс на озерах устраивались праздники с целыми флотилиями судов и барок, а иногда и морские сражения.
Частновладельческие городские сады при дворцах и виллах, назначение которых было от хозяйственных до увеселительных.
Следует отметить, что было три типа вилл:
- «рустика» – сельскохозяйственная вилла;
- «урбана» – дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений,
- «фруктуария» – вилла, где основой являлся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.
Наружные стены жилого дома по климатическим условиям редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировывались вокруг открытого дворика. У входа располагался атриум, что-то вроде вестибюля с бассейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колоннадами (перистили). Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они напоминали настоящие садики.
В садово-парковом искусстве Древнего Рима появляются новые планировочные элементы – ксист, перистиль и ипподром.
Ксист –плоский сад, представляющий собой небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники с четкой осью построения. Он располагался перед зданием виллы и подчинялся планировке и архитектуре здания. Ксист и перистиль насыщались декоративными формами, по размеру же были небольшими 20 х 10 м.
Ипподром занимал территорию 60 х 160 м или 70 х 200 м на плоском рельефе. Он представлял собой эллипс, один округлый конец которого срезан. Планировка регулярная с четкой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, цветов, газонов, скульптур, фонтанов, беседок.
Однако, в целом в древнеримских садах и парках отсутствовало композиционное единство.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!