Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Регулярные сады и парки Англии

2019-08-27 746
Регулярные сады и парки Англии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Влияние садового искусства Франции на Англию было чрезвычайно велико, потому что садоводство там являлось излюбленным делом.

Природные условия Англии разнообразны. Она расположена на Британских островах. На западе и севере преобладает горный рельеф. На юго-востоке и в центре – холмистые равни­ны.

Климат умеренный, океанический, влажный. Осенью и зимой частые туманы, придающие са­дам и паркам особенную романтичность. В стра­не много зелени. Основными растениями счита­ются: кедр, липа, можжевельник.

Основной тип объектов садово-паркового искусства в Англии – парк при поместье.

Для садово-паркового искус­ства Англии первой половины 18 в. характерны следу­ющие черты и приемы:

- продолжение старых традиций – подстриж­ка деревьев и кустарников (стены, арки из зелени);

 

Рисунок 9 – Версаль. Схема генерального плана (автор А. Ленотр, архитекторы: Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Мансар. 1660-1700 гг.)

 

- использовался широко прием боулингрина, позаимствованный у французов;

- пруды помещались ниже окружающей плоскости и нередко окружались стрижеными палисадами. Изредка эти пруды достигали боль­ших размеров и украшались фонтанами;

- создание уютных мест отдыха, замыкаемых выстриженными беседками или стенами.

В голландских садах, небольших по размерам и распланированных строго симметрично (рисунок 10), в шахматном порядке, было распространено цветочное оформление в виде причудливо устроенных клумб и цветников. Кроме того, особенностью этих садов было также большое количество каналов, которых в некоторых голландских садах было иногда больше, чем дорожек.

 

Рисунок 10 – Сад в Голландии

 

Сады и парки Германии

Германское садово-парковое искусство оказа­лось тоже под влиянием Версаля и желания «пре­взойти соседних властвующих князей». Владель­цы разных княжеств «соревновались» между собой в блистательности своих резиденций. В Германии стремились к пышности, и потому развивалось «бешеное» рококо. Красота масс в архитектуре Германии по­чти всегда прикрыта обилием украшений. Планы зданий там очень сложны, колокольням или куполам приданы затейливые формы, балконы поддерживались «из­витыми кариатидами», а рису-

 

нок орнаментов асим­метричен.

Природные условия Германии. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. К югу от Берлина преобла­дают невысокие горы.

Основными типами объектов садово-парко­вого искусстваГермании были:

- городские дворцово-парковые ансамбли;

- городские сады;

- загородные дворцово-парковые комплексы.

Основные особенности германо-австрийских садов и пар­ков:

- дворцы были небольшими, а представитель­ность и размах достигались созданием крупных садов и парков;

- композиция парков являлась выразитель­ной, но простой;

- парки были в форме правильного пря­моугольника с одноосевой системой;

- значительную роль в парках играли водо­емы – плоские зеркальные бассейны и каналы.

Китайские сады и парки

Понимание приро­ды в ландшафтном искусстве Китая оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе.

Паркостроение Китая своими корнями уходит в глубокую древность (в 12 в. до н. э.), т. е. во времена расцвета ассирийских городов.

Природно-климатические условия Китая. Китай – «стра­на гор». Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнооб­разны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.

Растительность. Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красивоцветущей флоры – камелии, азалии, рододендроны.

В стране насчитывают 6 типов садов:

- при императорских дворцах;

- при императорских гробницах;

- при храмах;

- сады естественных пейзажей;

- домашние сады;

- сады ученых, или литературные.

Все сады наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наи­более древними считаются сады при император­ских дворцах, которые, порой занимали огромные пространства.

Характеристика китайского парка. В центре сада располагали главный павиль­он с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду пла­вали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд, высилась крутая скала, вершина которой изги­балась, подобно спине слона, и нависала над во­дой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыха­ли и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, созда­вая зеркала воды, и, наконец, попадали в лабирин­ты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильо­ны и искусственные холмы, соединенные моста­ми. На лужайках росли душистые цветы, целеб­ные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы.

Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружа­ющим ландшафтом и как бы постепенно вырас­тал из него, незаметно теряясь в нем (рисунок 11). Пейзажи садов и парков Китая делились на три основных вида:

- устрашающий;

- смеющийся;

- идеалистический, или романтический.

Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нави­сающих над головой. Был слышен шум подзем­ной реки, а вырванное с корнем дерево преграж­дало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги тем­ные ели и туи, закрывающие солнце, расступа­лись и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадо­стный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей – романтический – навевал лег­кую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная паго­да на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

Китайские зодчие умело использовали зако­ны воздушной перспективы, эффекты, компози­ционные приемы.

Идеологическая основа садово-паркового искусства - религиозные верования китайско­го народа, связанные с одухотворением яв­лений природы (конфуцианство и даосизм).

 

Рисунок 11 – Древнекитайский сад

 

Парковая композиция Китая строится с при­менением следующих принципов:

- «инь» – действовать в зависимости от ме­стных условий;

- «цзе» – максимально использовать окру­жающую природу;

- определять главное и второстепенное;

- применять контраст;

- в малом добиваться большого эффекта;

- стремиться к достижению гармонии про­порций и последовательному раскрытию видов;

- учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

Используется прием соединения различных парковых комплексов при помощи проемов в каменных сте­нах, так называемых проникающих окон (рисунок 12). Такие проемы иногда оформлялись по контуру и стано­вились рамкой для пейзажа.

 

Рисунок 12 – Арка «лунные ворота»

 

Философия китайского сада лучше всего воп­лощена в «садах ученых», или «литературных садах».

Характерные особенности садово-пар­кового искусства Китая:

- активное использование камня;

- обилие водных поверхностей;

- большое количество и продуманное разме­щение малых архитектурных форм;

- тщательный подбор декоративной расти­тельности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;

- создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;

- подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – «проникающими окнами», беседками, во­ротами;

- включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.

 

Сады и парки Японии

История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий.

Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было глав­ной целью японского ландшафта.

В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. Доминанты – каменные фонари, мосты, мощение из плит. Широко используется тео­рия контрастов, берущая свое начало с 13 в. В жизни существует контраст двух сил – актив­ной и пассивной. Высокий камень – господству­ющее, активное начало, камень лежащий – пас­сивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесисто­го дерева.

В Японии существовали в основном четыре типа садов:

- императорские;

- сады при монастырях;

- миниатюрные садики при жилых домах;

- сады чайных церемоний.

Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырех­угольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций.

Главными характерными чертами садово-паркового искусства Японии являются:

- символизм;

- использование мотивов, подсказанных при­родой;

- включение в композицию озер и потоков, камней;

- подстрижка деревьев;

- мягкость общего тона;

- введение на небольших территориях кар­ликовых деревьев – бонсай (рисунок 13);

- составление и украшение интерьеров: ике­бана – «сохранение цветов во второй жизни» – искусство составления композиций из сухих ра­стений;

- широкое применение национальных тради­ций, в частности таких, как чайная церемония;

- создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;

- формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.

 

 

Рисунок 13 – Городской бонсай



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.