Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-08-27 | 706 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Имени Франциска Скорины»
С.В. Жадько
Декоративное садоводство
И цветоводство
Тексты лекций
По спецкурсу
Гомель 2009
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
Имени Франциска Скорины»
С.В. Жадько
Декоративное
Садоводство и цветоводство
Тексты лекций
По спецкурсу
для студентов специальности 1 – 31 01 01-02
«Биология (научно-педагогическая деятельность)»
Гомель
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
2009
УДК 635.9 (075.8) ББК 42.37 я73 Ж 178 Рецензенты: Крук А.В., доцент, кандидат биологических наук, кафедра ботаники и физиологии растений учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» |
Жадько, С. В. Ж 178 Декоративное садоводство и цветоводство [Текст]: тексты лекций по спецкурсу для студентов специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / С. В. Жадько; М-во образования РБ, УО «Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: «ГГУ им. Ф. Скорины», 2009. - 159 с. ISBN 978-985-439-293-6 В текстах лекций рассматриваются основные этапы возникновения и развития садово-паркового искусства. Приведены законы и принципы композиционных построений садово-парковых объектов, элементов экстерьерного и интерьерного озеленения. Подробно раскрываются вопросы цветоводства открытого и закрытого грунта. Пособие предназначено для студентов биологического факультета, может быть полезно всем, интересующимся вопросами декоративного озеленения. |
|
УДК 635.9 (075.8)
ББК 42.37 я73
ISBN 978-985-439-293-6 © Жадько С. В., 2009
© УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», 2009
С одержание
Введение………………………………………………………………. | 4 |
1 История развития декоративного садоводства и основы композиции…………………………………………………………... | 6 |
Тема 1 История декоративного садоводства разных стран мира…. | 6 |
Тема 2 История садов и парков России……………………………... | 33 |
Тема 3 Основные принципы композиционных построений в садово-парковом искусстве………………………………………….......... | 46 |
2 Основные виды зеленых устройств……………………………. | 63 |
Тема 1 Типы древесных насаждений и ассортимент для их создания……………………………………………………………...... | 63 |
Тема 2 Газоны………………………………………………………… | 80 |
Тема 3 Цветочные устройства……………………………………….. | 88 |
Тема 4 Вертикальное озеленение……………………………………. | 101 |
3 Цветоводство открытого грунта………………………………... | 110 |
Тема 1 Основы цветоводства……………………………………….... | 110 |
Тема 2 Однолетние декоративные растения………………………... | 118 |
Тема 3 Двулетние декоративные растения…………………………. | 122 |
Тема 4 Многолетние декоративные растения………………………. | 124 |
4 Комнатное цветоводство……………………………………......... | 134 |
Тема 1 Комнатные растения и их характеристика…………………. | 134 |
Тема 2 Основные способы размножения, меры по уходу и защите комнатных растений………………………………………………….. | 142 |
Тема 3 Комнатные растения в интерьере………………………….... | 149 |
Литература…………………………………………………………….. | 159 |
Введение
В данных текстах лекций изложен теоретический материал, изучаемый студентами в рамках спецкурса «Декоративное садоводство и цветоводство», где изучаются вопросы не только ассортимента древесных, кустарников и травянистых растений для озеленения территорий, но элементы садово-паркового и ландшафтного дизайна.
|
Знание основ садово-паркового строительства и цветоводства, а также особенностей видового состава декоративных растений и их биологии позволяет квалифицированно и творчески подойти к озеленению любого участка, а также помогает пополнить и расширить методическую базу преподавания биологии в школе. Знание цветочно-декоративных растений и организация современных декоративных устройств является неотъемлемой частью общей культуры специалиста-биолога.
Целью текстов лекций является оказание помощи студентам в усвоении истории развития садово-паркового искусства, основных видов зеленых устройств и видов растений для их создания.
Издание адресовано студентам биологического факультета, специализирующимся на кафедре ботаники и физиологии растений. Может использоваться для выполнения курсовых и дипломных работ соответствующей тематики, ландшафтными дизайнерами и архитекторами.
История развития декоративного садоводства и основы композиции
Тема 1 История декоративного садоводства разных стран мира
Декоративное садоводство в древности
Декоративное садоводство в средние века
Ассирия и Вавилония
Социальные и политические условия. Для стран Двуречья характерны постоянные войны грабительного характера, концентрация больших средств в руках властелина и бесплатная рабочая сила рабов.
Географическое положение и природные условия. Ассирия и Вавилония – это государства Двуречья, в долине рек Тигр и Ефрат. Рельеф
преимущественно равнинный.
Растительность и развитие парков. В государствах Двуречья издавна существовала разветвленная сеть ирригационных систем, охраняемых государством, что способствовало выращиванию различной флоры.
Ассирийские цари со второй половины 8 в. до н. э. восхваляют сады и парки в письменах и на барельефах.
На увлажненной почве росли кипарисы, пальмы, фруктовые деревья, виноградники и пряности.
Основным строительным материалом былсырцовый кирпич – непрочный и недолговечный.
Градостроительство и архитектура. Города строились по регулярному плану, обычно их окружали толстые крепостные стены с зубчатыми башнями. Стены иногда были двойными или даже тройными. Однако площадь самих городов значительно меньше, чем в Египте, а застройка плотнее.
|
Сады и парки Двуречья подразделялись на основные типы:
- сады ассирийских правителей, явившиеся прототипами современных ботанических садов;
- охотничьи и увеселительные парки или леса;
- «висячие сады».
Дворцы возводились на террасах-платформах. Многие помещения, включая внутренние дворы, располагались асимметрично. Применялось поперечное развитие пространства.
Существовавшие обширные парки, предназначенные для прогулок верхом и охоты, могут считаться прообразом современных лесо-парков.
Городскими доминантами, являлись храмы – зиккураты – очень высокие ступенчатые башни, где верхнюю часть – платформу завершало архитектурное сооружение-храм. Нижние части платформ по периметру озеленяли растениями, высаженными в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Возможно, зиккураты стали прообразом «висячих садов». Самые известные из них – «Висячие сады» Семирамиды (рисунок 2). Это сооружение связано с именем ассирийской царицы Семирамиды (10 в. до н. э.). Но никто не знает точно, кем они были сооружены.
Предполагают, что нижняя терраса была размером 45 х 40 м, вторая – 40 х 30 м. Первый этаж имел высоту 8 м, включая 2 м растительной земли, следующий – 13 м, при том же слое земли, и, наконец, два следующих этажа имели всего по 1 м земли. Весь ансамбль состоял из 14 сводчатых залов, размещенных по обе стороны также сводчатого коридора.
Рисунок 2 – Сад Семирамиды
Выработанный прием такого устройства садов дошел до наших дней в виде садов на крыше.
Сады Персии
В 6 в. до н. э. персы во главе с царем Киром II завоевали все Двуречье – Лидию, весь Иран, Палестину, Малую Азию, Финикию и Закавказье. Эту громадную державу назвали Персией со столицей Пасаргады.
Уже тогда начали создаваться сады для охоты, смотров, проведения празднеств.
Парки доминировали в сознании их владельцев, утрачивалось понятие о самом жилище – дворце, а резиденция царя обозначалась одним словом «парадиз» (райский сад).
|
Природные условия и растительность. Сухое и знойное лето Персии сменялось резкими зимними холодами, во время которых снег держался долго. Страна небогата растительностью. Преобладали небольшие оазисы из платанов, кипарисов, дубов, фруктовых деревьев.
Садоводство в Персии занимало значительное место и считалось занятием знати.
Персию считали родиной царицы цветов – розы. Отсюда происходят также сирень, лилия, тюльпан, нарцисс.
Древнеперсидские сады, изображенные на коврах, регулярной формы. Сады разбивали на четырехугольные участки и кварталы различной формы и величины, не связанные единым композиционным замыслом. Сады оформлялись полноводными каналами и фонтанами. Павильоны декорировались золотом, богатыми тканями и живописью.
Сады и парки Персии можно разделить на функциональные типы:
- аллеи;
- сады при виллах;
- дворцово-парковые комплексы.
Садово-парковое искусство Персии имело характерные особенности:
- появились обширные парки – «парадизы»;
- использовался рельеф местности (террасы, каналы и бассейны);
- применялся богатый ассортимент растительности, экзотических и фруктовых деревьев, а также огромного количества цветов;
- включались павильоны и гроты в общую композицию.
Античная Греция
Социальные условия. Историю культуры и искусства Древней Греции принято делить на пять эпох, каждая отражала различные социальные взгляды.
Природные условия. Древняя Греция по своему географическому положению занимала часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии.
Рельеф гористый. Ряд горных кряжей отделяет одну область от другой, без широких речных долин, морской берег изрезан.
Климат – средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воздух в Греции необычайно прозрачный и ясный, что «обеспечивает хорошую видимость на большом расстоянии».
Растительность. Из естественных насаждений преобладают низкорослые деревья на горных склонах. Характерны: маслины, сосна приморская, дуб, платан, пиния, кедр, тополь, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное деревья, лавр благородный, мирт. В Греции создана своеобразная мифология, тесно связанная с природой.
В конце 5 в. до н. э. появляется руководство по разведению цветов и садовому делу.
Из цветочных растений греки выращивали розы, махровые левкои, хризантемы, что в переводе означало «золотой цветок», гвоздику, анютины глазки.
Строительный материал разнообразный – белый, голубовато-серый мрамор и темно-фиолетовый мраморный известняк.
|
Градостроительство и архитектура. Греция архаического периода представляла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины.
Эпоха рабовладельческой демократии характеризуется наивысшим расцветом культуры. Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы.
В 4 в. до н. э. царь Македонии Александр Великий (Македонский) завоевал Персию, Египет, средиземноморские страны. Александр основал много городов и организовал в них парковые территории, образованные в единые зеленые пояса, где вместе с парками располагались научные центры – ботанические сады и зоопарки.
Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения:
1 Священные рощи (нимфеи и герооны)
Нимфей – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре, украшенным скульптурой, колоннами или небольшим сооружением садового типа.
Героон – первоначально роща, посвященная герою. Служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. Позже его украсили статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей в героонах устраивались гимнастические игры и состязания. Это прообраз спортивных парков.
2 Гимнасии преобразованы из героонов. Они служили местом для занятий физическими упражнениями. Позже – публичные места для собраний (наблюдений за гимнастическими упражнениями, встреч или философских бесед), постепенно перерастали в философские сады.
3 Озелененные территории общественного значения (городские площади, улицы). Данные объекты появились в 5 и 4 вв. до н. э. Их оформление зеленью складывалось в основном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений.
4 В философских садах, которые находились в парках из платанов, маслин и тополей, велись ученые беседы и проводились занятия. Они формировались в близком к пейзажному стиле.
5 Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер, с элементами художественно-декоративной обработки.
Внутренние дворики украшались цветами, скульптурой или фон-
таном.
Садово-парковое искусство античной Греции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры, градостроительства и паркостроения в целом, т. к.:
– здесь была разработана система пропорций – принципы «золотого сечения» и модуля-пропорции как соотношение частей и целого;
– принципы равновесия, ритма и симметрии;
– использовалась горная местность для устройства террас;
– создавались искусственные гидросооружения – фонтаны, бассейны;
– в парках применяли цветы, архитектурные формы и скульптуры, специально приспособленные к фону зелени или гротам.
Древний Рим
Социальные условия. По своим социально-экономическим условиям Древний Рим – это рабовладельческое государство.
Природные условия сходны с греческими. Климат средиземноморский. Рельеф гористый. Большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, холмы, равнины чередуются между собой. Леса преимущественно лиственные.
Растительность разнообразна: различные виды сосен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, каштаны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, поддающиеся фигурной стрижке, – самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах выращивали цветы, соответствующие временам года (лилии, левкои, анемоны, астры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздики, ирисы, туберозу, тюльпаны и др.).
Любимые цветы римлян – фиалка и роза. Очень ценился плющ.
Если у владельца сада не хватало средств для скульптур из мрамора или иного строительного материала, то он украшал свой сад «зеленой скульптурой». Формовка крон была делом садовника – топиариуса, отсюда и появление термина «топиарное искусство», что означает фигурную подстрижку деревьев и кустарников (рисунок 3). Для античного Рима характерен синтез искусств, т. е. гармоничное сочетание архитектуры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.
Сформировались следующие типы садов:
- c вященные рощи – сады, связанные с религиозным культом.
- городские общественные сады устраивали вблизи театров и других общественных зданий. Прогулочные аллеи организовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурами, оснащались источниками или бассейнами.
Рисунок 3 – Подстрижка деревьев в Древнем Риме
Во времена императора Августа в результате строительства водопровода и очень значительных благоустроителъных работ в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров; около роскошного здания терм Агриппы был разбит парк с обширным проточным искусственным озером и каналом. В парке было до 300 мраморных статуй. Для развлечения народных масс на озерах устраивались праздники с целыми флотилиями судов и барок, а иногда и морские сражения.
Частновладельческие городские сады при дворцах и виллах, назначение которых было от хозяйственных до увеселительных.
Следует отметить, что было три типа вилл:
- «рустика» – сельскохозяйственная вилла;
- «урбана» – дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений,
- «фруктуария» – вилла, где основой являлся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.
Наружные стены жилого дома по климатическим условиям редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировывались вокруг открытого дворика. У входа располагался атриум, что-то вроде вестибюля с бассейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колоннадами (перистили). Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они напоминали настоящие садики.
В садово-парковом искусстве Древнего Рима появляются новые планировочные элементы – ксист, перистиль и ипподром.
Ксист –плоский сад, представляющий собой небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники с четкой осью построения. Он располагался перед зданием виллы и подчинялся планировке и архитектуре здания. Ксист и перистиль насыщались декоративными формами, по размеру же были небольшими 20 х 10 м.
Ипподром занимал территорию 60 х 160 м или 70 х 200 м на плоском рельефе. Он представлял собой эллипс, один округлый конец которого срезан. Планировка регулярная с четкой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, цветов, газонов, скульптур, фонтанов, беседок.
Однако, в целом в древнеримских садах и парках отсутствовало композиционное единство.
Сады и парки Германии
Германское садово-парковое искусство оказалось тоже под влиянием Версаля и желания «превзойти соседних властвующих князей». Владельцы разных княжеств «соревновались» между собой в блистательности своих резиденций. В Германии стремились к пышности, и потому развивалось «бешеное» рококо. Красота масс в архитектуре Германии почти всегда прикрыта обилием украшений. Планы зданий там очень сложны, колокольням или куполам приданы затейливые формы, балконы поддерживались «извитыми кариатидами», а рису-
нок орнаментов асимметричен.
Природные условия Германии. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. К югу от Берлина преобладают невысокие горы.
Основными типами объектов садово-паркового искусстваГермании были:
- городские дворцово-парковые ансамбли;
- городские сады;
- загородные дворцово-парковые комплексы.
Основные особенности германо-австрийских садов и парков:
- дворцы были небольшими, а представительность и размах достигались созданием крупных садов и парков;
- композиция парков являлась выразительной, но простой;
- парки были в форме правильного прямоугольника с одноосевой системой;
- значительную роль в парках играли водоемы – плоские зеркальные бассейны и каналы.
Китайские сады и парки
Понимание природы в ландшафтном искусстве Китая оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе.
Паркостроение Китая своими корнями уходит в глубокую древность (в 12 в. до н. э.), т. е. во времена расцвета ассирийских городов.
Природно-климатические условия Китая. Китай – «страна гор». Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.
Растительность. Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красивоцветущей флоры – камелии, азалии, рододендроны.
В стране насчитывают 6 типов садов:
- при императорских дворцах;
- при императорских гробницах;
- при храмах;
- сады естественных пейзажей;
- домашние сады;
- сады ученых, или литературные.
Все сады наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наиболее древними считаются сады при императорских дворцах, которые, порой занимали огромные пространства.
Характеристика китайского парка. В центре сада располагали главный павильон с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду плавали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд, высилась крутая скала, вершина которой изгибалась, подобно спине слона, и нависала над водой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыхали и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, создавая зеркала воды, и, наконец, попадали в лабиринты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильоны и искусственные холмы, соединенные мостами. На лужайках росли душистые цветы, целебные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы.
Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружающим ландшафтом и как бы постепенно вырастал из него, незаметно теряясь в нем (рисунок 11). Пейзажи садов и парков Китая делились на три основных вида:
- устрашающий;
- смеющийся;
- идеалистический, или романтический.
Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей – романтический – навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».
Китайские зодчие умело использовали законы воздушной перспективы, эффекты, композиционные приемы.
Идеологическая основа садово-паркового искусства - религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением явлений природы (конфуцианство и даосизм).
Рисунок 11 – Древнекитайский сад
Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов:
- «инь» – действовать в зависимости от местных условий;
- «цзе» – максимально использовать окружающую природу;
- определять главное и второстепенное;
- применять контраст;
- в малом добиваться большого эффекта;
- стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов;
- учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.
Используется прием соединения различных парковых комплексов при помощи проемов в каменных стенах, так называемых проникающих окон (рисунок 12). Такие проемы иногда оформлялись по контуру и становились рамкой для пейзажа.
Рисунок 12 – Арка «лунные ворота»
Философия китайского сада лучше всего воплощена в «садах ученых», или «литературных садах».
Характерные особенности садово-паркового искусства Китая:
- активное использование камня;
- обилие водных поверхностей;
- большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм;
- тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;
- создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;
- подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – «проникающими окнами», беседками, воротами;
- включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.
Сады и парки Японии
История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий.
Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было главной целью японского ландшафта.
В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. Доминанты – каменные фонари, мосты, мощение из плит. Широко используется теория контрастов, берущая свое начало с 13 в. В жизни существует контраст двух сил – активной и пассивной. Высокий камень – господствующее, активное начало, камень лежащий – пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева.
В Японии существовали в основном четыре типа садов:
- императорские;
- сады при монастырях;
- миниатюрные садики при жилых домах;
- сады чайных церемоний.
Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырехугольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций.
Главными характерными чертами садово-паркового искусства Японии являются:
- символизм;
- использование мотивов, подсказанных природой;
- включение в композицию озер и потоков, камней;
- подстрижка деревьев;
- мягкость общего тона;
- введение на небольших территориях карликовых деревьев – бонсай (рисунок 13);
- составление и украшение интерьеров: икебана – «сохранение цветов во второй жизни» – искусство составления композиций из сухих растений;
- широкое применение национальных традиций, в частности таких, как чайная церемония;
- создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;
- формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.
Рисунок 13 – Городской бонсай
Сады и парки 20 века
Сады и парки 20 века
На территории СССР для садово-паркового искусства были характерными следующие черты:
- озеленение направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутригородскую и внешнегородскую среду. Вопросы формирования природного ландшафта отходят на второй план, идет поиск новых форм;
- появляются парки нового типа – парки культуры и отдыха;
- появляются мемориальные парки-комплексы типа парков Победы;
- развитие парков Дружбы;
- развиваются районные парки в память общественных событий и знаменательных дат;
- осваиваются крыши зданий и подземные пространства;
- рекультивируются разрушенные территории.
Можно выделить ряд основных тенденций развития садово-паркового искусства конца 20 – начала 21 в.
1 Дополнение природного ландшафта искусственными элементами. Развиваются парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т п.), вводятся искусственные элементы, например искусственное формирование рельефа – геопластика.
2 Разработка озелененных территорий специального назначения (создание выставочных, спортивных, мемориальных комплексов, аква-парков и т. п.). Появляются сады и парки одно-функциональные – тематические.
3 Введение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, патуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах, а из-за климатических условий – под крышами.
4 Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естественной» природы.
5 «Экономия» ландшафта, или эстетизм ландшафта, – стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей. Большая часть помещений закрыта сверху газоном, цветами, открыта лишь та часть здания, где необходим солнечный свет. Обычно он проникает в него через специальные заглубления и озелененные световые дворики, которые не видны со стороны. При помощи загущенных зарослей, располагаемых по периферии сада, посетитель избавляется от урбанизированного фона. «Сращивание» парков с крупными транспортными узлами, торговыми центрами, выставочными помещениями, спортивными сооружениями.
6 Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение неразрывности человеческой культуры и природы.
7 Расширение стилевых направлений (супрематизма, авангардизма, инновационности и пр.). Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются найти «вдохновение» в прошлом искусстве садов и парков, часть идет по пути экспериментов, иногда неожиданных.
8 Использование возможностей традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т. п. В сад или парк вводятся интересные композиционные и художественные решения из традиционных и новых материалов.
9 Взаимопроникновение восточных, европейских, американских принципов и методов. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устроенные по такому принципу, а на Востоке расширяется применение европейских и американских приемов композиции садов и парков.
10 Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов производственных предприятий – зеленых участков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превратить весь участок, принадлежащий той или иной фирме или ведомству, в «сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом. Озеленяется все – не только участки между зданиями, но и крыши, и большая часть стен, которая скрыта либо высокими деревьями, либо вертикальным озеленением, автодороги и автостоянки, инженерные коммуникации.
11 Возврат к традициям прошлых эпох – создание благоустроенных внутренних дворов (патио), «зеленых» крыш, применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом искусстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, оформленные по принципам патио, стриженые формы используются как в обширных парках, так и в садах при коттеджах, эфемериды популярны зимой в новогодние праздники.
12 Развитие теории «аттракциона», т. е. «сочетание несочетаемого»; «все наоборот»; «эффект рамки»; «эффект отражения»; «расчет на удивление». Эта теория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, праздничные, фестивальные, экскурсионные программы, шоу-бизнес, рекламу и пр. В садово-парковом искусстве рассматривают резкие, контрастные сопоставления различных материалов, ярко окрашенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окружению, символика, «анимация» в ландшафте, отражение от зеркальных стен зданий и пр.
Значение зеленых насаждений
3.2 Композиционные законы, мотивы и формы садово - парковых насаждений
3.3 Перспектива в садово - парковой композиции
Значение зеленых насаждений
Зеленые насаждения – механический и биологический фильтр, очищающий атмосферный воздух от пыли и газов; экран, отражающий звук. Они повышают ионизацию воздуха и насыщают его соединениями с фитонцидной активностью, чем способствуют значительному оздоровлению воздушного бассейна. Зеленые насаждения благотворно влияют на микроклимат городов, ограничивают силу ветра, регулируют температуру и относительную влажность воздуха и т. д. велика роль зеленых насаждений в формировании архитектурного облика города.
Основная задача садово-паркового искусства – объединить декоративную растительность в пространственном, художественном и колоритном отношении для создания зеленых насаждений и красочных композиционных ансамблей.
Художественное оформление озеленяемых территорий включает:
- подбор декоративных растений по форме и колориту;
- построение пространственной перспективы;
- создание игры света и тени с учетом особенностей сезонов и отдельных часов суток;
- участие основных мотивов и архитектурных форм в пространственном, объемном и колоритном оформлении.
В отличие от других искусств, садово-парковому присущи некоторые специфические особенности. Предметом творчества являются декоративные растения в самых разнообразных формах – деревья, кустарники, цветущие и декоративно-лиственные травянистые растения, которыми пользуются как основными композиционными элементами. При этом необходимо учитывать:
- особенности рельефа как пространственного элемента;
- состав и особенности почвы как среды существования корневых систем и элементов питания для роста и развития декоративных растений;
- камень и дерево как материал для архитектурных и садово-парковых элементов;
- воду в спокойном и текущем состояниях;
- воздух как элемент глубины перспективы.
Специфика садово-паркового искусства заключается также и в том, что основным строительным материалом при создании тех или иных ансамблей служат живые растения, которые в процессе роста и развития постоянно меняются.
3.2 Композиционные законы, мотивы и формы садово - парковых насаждений
Под композицией (от лат. compositio— связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!