История развития декоративного садоводства       и основы композиции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития декоративного садоводства       и основы композиции

2019-08-27 637
История развития декоративного садоводства       и основы композиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имени Франциска Скорины»

С.В. Жадько

Декоративное садоводство

И цветоводство

Тексты лекций

По спецкурсу

Гомель 2009
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

С.В. Жадько

Декоративное

Садоводство и цветоводство

Тексты лекций

По спецкурсу

для студентов специальности 1 – 31 01 01-02

«Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Гомель

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

2009

УДК 635.9 (075.8) ББК 42.37 я73    Ж 178   Рецензенты: Крук А.В., доцент, кандидат биологических наук, кафедра ботаники и физиологии растений учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»  
Жадько, С. В. Ж 178   Декоративное садоводство и цветоводство [Текст]: тексты лекций по спецкурсу для студентов специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / С. В. Жадько; М-во образования РБ, УО «Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: «ГГУ им. Ф. Скорины», 2009. - 159 с. ISBN 978-985-439-293-6     В текстах лекций рассматриваются основные этапы возникновения и развития садово-паркового искусства. Приведены законы и принципы композиционных построений садово-парковых объектов, элементов экстерьерного и интерьерного озеленения. Подробно раскрываются вопросы цветоводства открытого и закрытого грунта.   Пособие предназначено для студентов биологического факультета, может быть полезно всем, интересующимся вопросами декоративного озеленения.  

 

УДК 635.9 (075.8)

ББК 42.37 я73

 

 

ISBN 978-985-439-293-6                                     © Жадько С. В., 2009

© УО «Гомельский государственный    университет им. Ф. Скорины», 2009


С одержание

 

 

Введение………………………………………………………………. 4
1 История развития декоративного садоводства и основы композиции…………………………………………………………...   6
Тема 1 История декоративного садоводства разных стран мира…. 6
Тема 2 История садов и парков России……………………………... 33
Тема 3 Основные принципы композиционных построений в садово-парковом искусстве…………………………………………..........   46
2 Основные виды зеленых устройств……………………………. 63
Тема 1 Типы древесных насаждений и ассортимент для их   создания……………………………………………………………......   63
Тема 2 Газоны………………………………………………………… 80
Тема 3 Цветочные устройства……………………………………….. 88
Тема 4 Вертикальное озеленение……………………………………. 101
3 Цветоводство открытого грунта………………………………... 110
Тема 1 Основы цветоводства……………………………………….... 110
Тема 2 Однолетние декоративные растения………………………... 118
Тема 3 Двулетние декоративные растения…………………………. 122
Тема 4 Многолетние декоративные растения………………………. 124
4 Комнатное цветоводство……………………………………......... 134
Тема 1 Комнатные растения и их характеристика…………………. 134
Тема 2 Основные способы размножения, меры по уходу и защите комнатных растений…………………………………………………..   142
Тема 3 Комнатные растения в интерьере………………………….... 149
Литература…………………………………………………………….. 159

Введение

В данных текстах лекций изложен теоретический материал, изучаемый студентами в рамках спецкурса «Декоративное садоводство и цветоводство», где изучаются вопросы не только ассортимента древесных, кустарников и травянистых растений для озеленения территорий, но элементы садово-паркового и ландшафтного дизайна.

Знание основ садово-паркового строительства и цветоводства, а также особенностей видового состава декоративных растений и их биологии позволяет квалифицированно и творчески подойти к озеленению любого участка, а также помогает пополнить и расширить методическую базу преподавания биологии в школе. Знание цветочно-декоративных растений и организация современных декоративных устройств является неотъемлемой частью общей культуры специалиста-биолога.

Целью текстов лекций является оказание помощи студентам в усвоении истории развития садово-паркового искусства, основных видов зеленых устройств и видов растений для их создания.

Издание адресовано студентам биологического факультета, специализирующимся на кафедре ботаники и физиологии растений. Может использоваться для выполнения курсовых и дипломных работ соответствующей тематики, ландшафтными дизайнерами и архитекторами.


История развития декоративного садоводства       и основы композиции

 

Тема 1 История декоративного садоводства разных стран мира

 

Декоративное садоводство в древности

Декоративное садоводство в средние века

Ассирия и Вавилония

Социальные и политические условия. Для стран Двуречья характерны постоянные войны грабительного характера, концентрация больших средств в ру­ках властелина и бесплатная рабочая сила рабов.

Географическое положение и природные условия. Ассирия и Вавилония – это государства Дву­речья, в долине рек Тигр и Ефрат. Рельеф                                                                                     

преимущественно равнинный.

Растительность и развитие парков. В государствах Двуречья издавна существо­вала разветвленная сеть ирригационных систем, охраняемых государством, что способствовало выращиванию различной флоры.

Ассирийские цари со второй половины 8 в. до н. э. восхваляют сады и парки в письме­нах и на барельефах.

На увлажненной почве росли кипарисы, пальмы, фруктовые деревья, виноград­ники и пряности.

Основным строительным материалом былсырцовый кирпич – непрочный и недолговечный.

Градостроительство и архитектура. Города строились по регулярному плану, обычно их окружали толстые крепостные стены с зубчатыми башнями. Стены иногда были двой­ными или даже тройными. Однако площадь са­мих городов значительно меньше, чем в Египте, а застройка плотнее.

Сады и пар­ки Двуречья подразделялись на основные типы:

- сады ассирийских правителей, явившиеся прототипами современных ботанических садов;

- охотничьи и увеселительные парки или леса;

- «висячие сады».

Дворцы возводились на террасах-платформах. Многие помещения, включая внутренние дво­ры, располагались асимметрично. Применялось поперечное развитие пространства.

Существовавшие обширные пар­ки, предназначенные для прогулок верхом и охо­ты, могут считаться прооб­разом современных лесо-парков.

Городскими доминантами, являлись храмы – зиккураты – очень высокие ступенчатые башни, где верхнюю часть – платформу завершало архитектурное со­оружение-храм. Нижние части платформ по пе­риметру озеленяли растениями, высаженными в специально устроенные ямы, наполненные рас­тительной землей. Возможно, зиккураты стали прообразом «висячих садов». Самые изве­стные из них – «Висячие сады» Семира­миды (рисунок 2). Это сооружение связано с именем ассирий­ской царицы Семирамиды (10 в. до н. э.). Но ни­кто не знает точно, кем они были сооружены.

Предполагают, что нижняя терраса была разме­ром 45 х 40 м, вторая – 40 х 30 м. Первый этаж имел высоту 8 м, включая 2 м растительной земли, следую­щий – 13 м, при том же слое земли, и, наконец, два следующих этажа имели всего по 1 м земли. Весь ансамбль   состоял из 14 сводчатых залов, размещен­ных по обе стороны также сводчатого коридора.

 

Рисунок 2 – Сад Семирамиды

 

Выработанный прием такого устройства садов дошел до наших дней в виде садов на крыше.

Сады Персии

В 6 в. до н. э. персы во главе с царем Киром II завоевали все Двуречье – Лидию, весь Иран, Палестину, Малую Азию, Финикию и За­кавказье. Эту громадную державу назвали Персией со столицей Пасаргады.

Уже тогда начали создаваться сады для охоты, смотров, проведения празднеств.

Парки доминировали в сознании их владельцев, утрачивалось понятие о самом жилище – дворце, а резиденция царя обознача­лась одним словом «парадиз» (рай­ский сад).

Природные условия и растительность. Сухое и знойное лето Персии сменялось рез­кими зимними холодами, во время которых снег держался долго. Страна небогата раститель­ностью. Преобладали небольшие оазисы из платанов, кипарисов, дубов, фруктовых дере­вьев.

Садоводство в Персии занимало значительное место и считалось занятием знати.

Персию считали родиной царицы цветов – розы. Отсюда происходят также сирень, лилия, тюльпа­н, нарцисс.

Древнеперсидские сады, изображенные на ков­рах, регу­лярной формы. Сады разбивали на четырехуголь­ные участки и кварталы различной формы и величины, не связанные единым композиционным замыслом. Сады оформлялись полноводны­ми каналами и фонтанами. Павильоны декорировались золотом, богаты­ми тканями и живописью.

Сады и парки Персии можно разделить на функциональные типы:

- аллеи;

- сады при виллах;

- дворцово-парковые комплексы.

Садово-парковое искусство Персии имело характерные особенности:

- появились обширные парки – «парадизы»;

- использовался рельеф местности (террасы, каналы и бассейны);

- применялся богатый ассортимент расти­тельности, экзотических и фруктовых деревьев, а также огромного количества цветов;

- включались павильоны и гроты в общую композицию.

 

Античная Греция

Социальные условия. Историю культуры и искусства Древней Гре­ции принято делить на пять эпох, каждая отражала различные соци­альные взгляды.

Природные условия. Древняя Греция по своему географическому положению занимала часть Балканского полу­острова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии.

Рельеф гористый. Ряд горных кряжей отделя­ет одну область от другой, без широких речных долин, морской берег изрезан.

Климат – средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воз­дух в Греции необычайно прозрачный и ясный, что «обеспечивает хорошую видимость на боль­шом расстоянии».

Растительность. Из естественных насаждений преобладают низкорослые деревья на горных склонах. Характерны: маслины, со­сна приморская, дуб, платан, пиния, кедр, то­поль, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное де­ревья, лавр благородный, мирт. В Греции создана своеобразная мифология, тесно связанная с при­родой.

В конце 5 в. до н. э. появ­ляется руководство по разведению цветов и са­довому делу.

Из цветочных растений греки выращивали розы, махровые левкои, хризантемы, что в пере­воде означало «золотой цветок», гвоздику,    анюти­ны глазки.

Строительный материал разнооб­разный – белый, голубовато-серый мрамор и темно-фиолетовый мраморный известняк.

Градостроительство и архитектура. Греция архаического периода представляла со­бой ряд полисов (городов-государств), из кото­рых самым крупным были Афины.

Эпоха рабовладельческой демократии характеризуется наивысшим расцветом культуры. Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы.

В 4 в. до н. э. царь Македонии Александр Ве­ликий (Македонский) завоевал Персию, Египет, средиземноморские страны. Александр основал много городов и органи­зовал в них парковые территории, образованные в единые зеленые пояса, где вместе с парками рас­полагались научные центры – ботанические са­ды и зоопарки.

Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеле­нения:

1 Священные рощи (нимфеи и герооны)

Нимфей – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре, украшенным скульптурой, колонна­ми или небольшим сооружением садового типа.

Героон – первоначально роща, посвященная герою. Слу­жил местом его захоронения и носил мемориаль­ный характер. Позже его украсили статуя­ми знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей в героонах устраивались гимнастические игры и со­стязания. Это прообраз спортивных парков.

2 Гимнасии преобразованы из героонов. Они служили местом для заня­тий физическими упражнениями. Позже – публичные места для собраний (наблюдений за гимнастически­ми упражнениями, встреч или философских бесед), постепенно пе­рерастали в философские сады.

3 Озелененные территории общественно­го значения (городские площади, улицы). Данные объекты появились в 5 и 4 вв. до н. э. Их оформление зеленью складывалось в основ­ном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений.

4 В философских садах, которые находи­лись в парках из платанов, масли­н и тополей, велись ученые беседы и проводились за­нятия. Они формировались в близком к пейзажному стиле.

5 Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер, с элементами художественно-декоративной обра­ботки.

Внутренние дворики укра­шались цветами, скульптурой или фон-

 

таном.

Садово-парковое искусство античной Гре­ции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры, градостроительства и паркостроения в целом, т. к.:

– здесь была разработана система пропорций – принципы «золотого сечения» и модуля-про­порции как соотношение частей и целого;

– принципы равновесия, ритма и симметрии;

– использовалась горная местность для уст­ройства террас;

– создавались искусственные гидросооруже­ния – фонтаны, бассейны;

– в парках применяли цветы, архитектур­ные формы и скульптуры, специально приспособ­ленные к фону зелени или гротам.

Древний Рим

Социальные условия. По своим социально-экономическим услови­ям Древний Рим – это рабовладельческое госу­дарство.

Природные условия сходны с греческими. Климат средиземноморский. Рельеф горис­тый. Большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, хол­мы, равнины чередуются между собой. Леса пре­имущественно лиственные.

Растительность разнообразна: различные виды со­сен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, кашта­ны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, под­дающиеся фигурной стрижке, – самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах выращивали цветы, соответствующие временам года (лилии, левкои, анемоны, ас­тры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздики, ирисы, туберозу, тюльпаны и др.).

Любимые цветы римлян – фиалка и роза. Очень ценился плющ.

Если у владельца сада не хватало средств для скульптур из мрамора или иного строительного материала, то он украшал свой сад «зеленой скульптурой». Формовка крон была делом садовника – топиариуса, отсюда и появление термина «топиарное искусство», что означает фигурную под­стрижку деревьев и кустарников (рисунок 3). Для античного Рима характерен синтез ис­кусств, т. е. гармоничное сочетание архитекту­ры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.

Сфор­мировались следующие типы садов:

- c вященные рощи – сады, связанные с ре­лигиозным культом.

- городские общественные сады устраивали вблизи теат­ров и других общественных зданий. Прогулочные аллеи органи­зовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, укра­шались скульптурами, оснащались источни­ками или бассейнами.

 

Рисунок 3 – Подстрижка деревьев в Древнем Риме

Во времена императо­ра Августа в результате строительства водопро­вода и очень значительных благоустроителъных работ в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров; около роскошно­го здания терм Агриппы был разбит парк с обшир­ным проточным искусственным озером и каналом. В парке было до 300 мраморных статуй. Для развлечения народных масс на озерах ус­траивались праздники с целыми флотилиями су­дов и барок, а иногда и морские сражения.

Частновладельческие городские сады при дворцах и виллах, назначение ко­торых было от хозяйственных до увеселитель­ных.

Следует отметить, что было три типа вилл:

- «рустика» – сельскохозяйственная вилла;

- «урбана» – дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развле­чений,

- «фруктуария» – вилла, где основой являл­ся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.

Наружные стены жилого дома по климатическим условиям редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировыва­лись вокруг открытого дворика. У входа распо­лагался атриум, что-то вроде вестибюля с бас­сейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колон­надами (перистили). Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они на­поминали настоящие садики.

В садово-парковом искусстве Древнего Рима появляются новые планировочные элемен­ты – ксист, перистиль и ипподром.

Ксист –плоский сад, представляющий собой небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники с четкой осью построения. Он располагался перед зданием вил­лы и подчинялся планировке и архитек­туре здания. Ксист и перистиль насыщались деко­ративными формами, по размеру же были неболь­шими 20 х 10 м.

Ипподром занимал территорию 60 х 160 м или 70 х 200 м на плоском рельефе. Он представлял со­бой эллипс, один округлый конец которого срезан. Планировка регулярная с чет­кой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, цветов, газонов, скульпту­р, фонтанов, беседок.

Однако, в целом в древнеримских садах и парках отсутствовало композиционное единство.

Сады и парки Германии

Германское садово-парковое искусство оказа­лось тоже под влиянием Версаля и желания «пре­взойти соседних властвующих князей». Владель­цы разных княжеств «соревновались» между собой в блистательности своих резиденций. В Германии стремились к пышности, и потому развивалось «бешеное» рококо. Красота масс в архитектуре Германии по­чти всегда прикрыта обилием украшений. Планы зданий там очень сложны, колокольням или куполам приданы затейливые формы, балконы поддерживались «из­витыми кариатидами», а рису-

 

нок орнаментов асим­метричен.

Природные условия Германии. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. К югу от Берлина преобла­дают невысокие горы.

Основными типами объектов садово-парко­вого искусстваГермании были:

- городские дворцово-парковые ансамбли;

- городские сады;

- загородные дворцово-парковые комплексы.

Основные особенности германо-австрийских садов и пар­ков:

- дворцы были небольшими, а представитель­ность и размах достигались созданием крупных садов и парков;

- композиция парков являлась выразитель­ной, но простой;

- парки были в форме правильного пря­моугольника с одноосевой системой;

- значительную роль в парках играли водо­емы – плоские зеркальные бассейны и каналы.

Китайские сады и парки

Понимание приро­ды в ландшафтном искусстве Китая оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе.

Паркостроение Китая своими корнями уходит в глубокую древность (в 12 в. до н. э.), т. е. во времена расцвета ассирийских городов.

Природно-климатические условия Китая. Китай – «стра­на гор». Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнооб­разны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.

Растительность. Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красивоцветущей флоры – камелии, азалии, рододендроны.

В стране насчитывают 6 типов садов:

- при императорских дворцах;

- при императорских гробницах;

- при храмах;

- сады естественных пейзажей;

- домашние сады;

- сады ученых, или литературные.

Все сады наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наи­более древними считаются сады при император­ских дворцах, которые, порой занимали огромные пространства.

Характеристика китайского парка. В центре сада располагали главный павиль­он с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду пла­вали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд, высилась крутая скала, вершина которой изги­балась, подобно спине слона, и нависала над во­дой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыха­ли и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, созда­вая зеркала воды, и, наконец, попадали в лабирин­ты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильо­ны и искусственные холмы, соединенные моста­ми. На лужайках росли душистые цветы, целеб­ные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы.

Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружа­ющим ландшафтом и как бы постепенно вырас­тал из него, незаметно теряясь в нем (рисунок 11). Пейзажи садов и парков Китая делились на три основных вида:

- устрашающий;

- смеющийся;

- идеалистический, или романтический.

Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нави­сающих над головой. Был слышен шум подзем­ной реки, а вырванное с корнем дерево преграж­дало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги тем­ные ели и туи, закрывающие солнце, расступа­лись и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадо­стный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей – романтический – навевал лег­кую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная паго­да на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

Китайские зодчие умело использовали зако­ны воздушной перспективы, эффекты, компози­ционные приемы.

Идеологическая основа садово-паркового искусства - религиозные верования китайско­го народа, связанные с одухотворением яв­лений природы (конфуцианство и даосизм).

 

Рисунок 11 – Древнекитайский сад

 

Парковая композиция Китая строится с при­менением следующих принципов:

- «инь» – действовать в зависимости от ме­стных условий;

- «цзе» – максимально использовать окру­жающую природу;

- определять главное и второстепенное;

- применять контраст;

- в малом добиваться большого эффекта;

- стремиться к достижению гармонии про­порций и последовательному раскрытию видов;

- учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

Используется прием соединения различных парковых комплексов при помощи проемов в каменных сте­нах, так называемых проникающих окон (рисунок 12). Такие проемы иногда оформлялись по контуру и стано­вились рамкой для пейзажа.

 

Рисунок 12 – Арка «лунные ворота»

 

Философия китайского сада лучше всего воп­лощена в «садах ученых», или «литературных садах».

Характерные особенности садово-пар­кового искусства Китая:

- активное использование камня;

- обилие водных поверхностей;

- большое количество и продуманное разме­щение малых архитектурных форм;

- тщательный подбор декоративной расти­тельности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;

- создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;

- подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – «проникающими окнами», беседками, во­ротами;

- включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.

 

Сады и парки Японии

История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий.

Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было глав­ной целью японского ландшафта.

В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. Доминанты – каменные фонари, мосты, мощение из плит. Широко используется тео­рия контрастов, берущая свое начало с 13 в. В жизни существует контраст двух сил – актив­ной и пассивной. Высокий камень – господству­ющее, активное начало, камень лежащий – пас­сивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесисто­го дерева.

В Японии существовали в основном четыре типа садов:

- императорские;

- сады при монастырях;

- миниатюрные садики при жилых домах;

- сады чайных церемоний.

Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырех­угольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций.

Главными характерными чертами садово-паркового искусства Японии являются:

- символизм;

- использование мотивов, подсказанных при­родой;

- включение в композицию озер и потоков, камней;

- подстрижка деревьев;

- мягкость общего тона;

- введение на небольших территориях кар­ликовых деревьев – бонсай (рисунок 13);

- составление и украшение интерьеров: ике­бана – «сохранение цветов во второй жизни» – искусство составления композиций из сухих ра­стений;

- широкое применение национальных тради­ций, в частности таких, как чайная церемония;

- создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;

- формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.

 

 

Рисунок 13 – Городской бонсай


Сады и парки 20 века

 

Сады и парки 20 века

 

На территории СССР для садово-паркового искусства были характерными следующие черты:

- озеленение направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутригородскую и внешнегородскую среду. Вопросы формирования природного ландшафта отходят на второй план, идет поиск новых форм;

- появляются парки нового типа – парки культуры и отдыха;

- появляются мемориальные парки-комплексы типа парков Победы;

- развитие парков Дружбы;

- развиваются районные парки в память общественных событий и знаменательных дат;

- осваиваются крыши зданий и подземные пространства;

- рекультивируются разрушенные территории.

Можно выделить ряд основных тенденций развития садово-паркового искусства конца 20 – начала 21 в.

1 Дополнение природного ландшафта ис­кусственными элементами. Развиваются пар­ки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т п.), вводятся искусственные элемен­ты, например искусственное формирование ре­льефа – геопластика.

2 Разработка озелененных территорий спе­циального назначения (создание выставочных, спортивных, мемориальных комплексов, аква-парков и т. п.). Появляются сады и парки одно-функциональные – тематические.

3 Введение в практику садово-паркового ис­кусства искусственных пространств, разме­щаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, патуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах, а из-за климати­ческих условий – под крышами.

4 Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естествен­ной» природы.

5 «Экономия» ландшафта, или эстетизм ландшафта, – стремление максимально осво­бодить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей. Большая часть помещений закрыта сверху газоном, цве­тами, открыта лишь та часть здания, где необхо­дим солнечный свет. Обычно он проникает в него через специальные заглубления и озелененные световые дворики, которые не видны со сторо­ны. При помощи загущенных зарослей, распола­гаемых по периферии сада, посетитель избавля­ется от урбанизированного фона. «Сращивание» парков с крупными транспортными узлами, тор­говыми центрами, выставочными помещениями, спортивными сооружениями.

6 Создание мини-парков. Такие парки, а точ­нее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение не­разрывности человеческой культуры и природы.

7 Расширение стилевых направлений (суп­рематизма, авангардизма, инновационности и пр.). Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создава­емых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются найти «вдохновение» в прошлом ис­кусстве садов и парков, часть идет по пути экс­периментов, иногда неожиданных.

8 Использование возможностей традици­онных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т. п. В сад или парк вво­дятся интересные композиционные и художе­ственные решения из традиционных и новых ма­териалов.

9 Взаимопроникновение восточных, евро­пейских, американских принципов и методов. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устро­енные по такому принципу, а на Востоке расши­ряется применение европейских и американских приемов композиции садов и парков.

10 Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов про­изводственных предприятий – зеленых участков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превра­тить весь участок, принадлежащий той или иной фирме или ведомству, в «сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом. Озеле­няется все – не только участки между здания­ми, но и крыши, и большая часть стен, которая скрыта либо высокими деревьями, либо верти­кальным озеленением, автодороги и автостоян­ки, инженерные коммуникации.

11 Возврат к традициям прошлых эпох – создание благоустроенных внутренних дворов (патио), «зеленых» крыш, применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом искусстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, оформленные по принципам патио, стриженые формы используются как в об­ширных парках, так и в садах при коттеджах, эфе­мериды популярны зимой в новогодние праздни­ки.

12 Развитие теории «аттракциона», т. е. «сочетание несочетаемого»; «все наоборот»; «эффект рамки»; «эффект отражения»; «рас­чет на удивление». Эта теория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, празднич­ные, фестивальные, экскурсионные программы, шоу-бизнес, рекламу и пр. В садово-парковом ис­кусстве рассматривают резкие, контрастные со­поставления различных материалов, ярко окра­шенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окруже­нию, символика, «анимация» в ландшафте, отра­жение от зеркальных стен зданий и пр.

 

Значение зеленых насаждений

3.2 Композиционные законы, мотивы и формы садово - парковых насаждений

3.3 Перспектива в садово - парковой композиции   

Значение зеленых насаждений

 

Зеленые насаждения – механический и биологический фильтр, очищающий атмосферный воздух от пыли и газов; экран, отражающий звук. Они повышают ионизацию воздуха и насыщают его соединениями с фитонцидной активностью, чем способствуют значительному оздоровлению воздушного бассейна. Зеленые насаждения благотворно влияют на микроклимат городов, ограничивают силу ветра, регулируют температуру и относительную влажность воздуха и т. д. велика роль зеленых насаждений в формировании архитектурного облика города.

Основная задача садово-паркового ис­кусства – объединить декоративную растительность в пространственном, художественном и колоритном отно­шении для создания зеленых насажде­ний и красочных композиционных ан­самблей.

Художественное оформление озеленяемых территорий включает:

- подбор декоративных расте­ний по форме и колориту;

- построе­ние пространственной перспективы;

- создание игры света и тени с учетом особенностей сезонов и отдельных ча­сов суток;

- участие основных мотивов и архитектурных форм в про­странственном, объемном и колорит­ном оформлении.

В отличие от других искусств, садово-парковому присущи некоторые специфические особенности. Предметом творчества являются декоративные растения в самых раз­нообразных формах – деревья, кус­тарники, цветущие и декоративно-ли­ственные травянистые растения, кото­рыми пользуются как основными композиционными эле­ментами. При этом необходимо учи­тывать:

- особенности рельефа как про­странственного элемента;

- состав и осо­бенности почвы как среды существова­ния корневых систем и элементов питания для роста и развития декора­тивных растений;

- камень и дерево как материал для архитектурных и садово-парковых элементов;

- воду в спокой­ном и текущем состояниях;

- воздух как элемент глубины перспективы.

Специфика садово-паркового искус­ства заключается также и в том, что основным строительным материалом при создании тех или иных ансамблей служат живые растения, которые в про­цессе роста и развития постоянно ме­няются.

3.2 Композиционные законы, мотивы и формы садово - парковых насаждений

 

Под композицией (от лат. compositio— связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.203 с.