I. Общие этапы для учеников низшего уровня — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

I. Общие этапы для учеников низшего уровня

2019-08-07 104
I. Общие этапы для учеников низшего уровня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

57.

Благослови, чтоб устрашась огня страданий

Всех низших и дурных перерождений,

Я смог прийти с сердечным чувством

К Прибежищу в Трех Драгоценностях;

Чтоб обрести усердие и веру

В отказе от дурных деяний

И в накоплении всего благого!

 

 

Размышляйте о страданиях существ в низших мирах — в адах, в мире голодных духов и в мире животных. Что касается мира адов, то довольно трудно согласиться с тем, что написано в абхидхарме и других похожих текстах. Но независимо от того, какие эти миры на самом деле, мы можем прийти к заключению, что существует состояние с предельно возможными формами страдания. Я часто говорю, что поскольку мы обладаем этим физическим телом, в котором есть клетки мозга и другие составляющие, то у нас нет никаких сомнений в его существовании. Но если бы нам пришлось объяснять структуру нервной ткани нашего тела, а особенно клеток мозга, существу с другой планеты, то ему было бы трудно поверить во все это. Было бы сложно убедить его. Точно также, когда нам показывают различные виды насекомых и растений, мы начинаем верить в их существование. Однако, если бы кто-то рассказал нам о них, а мы сами не видели этого, то нам было бы трудно поверить в такое разнообразие жизни. Поэтому, поскольку в этой жизни мы не сталкивались с миром адов, нам трудно поверить в его существование. Мы склонны задавать себе вопрос, а существует ли такой мир вообще? Кстати говоря, также трудно доказать, что он и не существует. Лучшее, что мы можем сделать в такой ситуации, так это прийти к выводу: «Я надеюсь, что подобные миры не существуют вовсе!»

Природа кармы или, другими словами, действия — непостижима сложна. Мы знаем, что усмирение и улучшение нашего ума приводит к счастью даже в этой жизни. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что за счет тренировки ума каждый может достичь высоких реализаций, которые в конечном счете приведут к состоянию всеведения. Различные позитивные аспекты ума — это факторы, способствующие его тренировке и достижению данной благородной цели. Если же вы подумаете о противоположных тенденциях, то обнаружите, что грубые эмоциональные недуги, например, гнев и другие, приводят к несчастью. Это почти позволяет нам сделать вывод о том, что миры, где преобладают страдания и несчастья, действительно существуют. Если кто-то верит в возможность обретения лучшей формы за счет добродетельных деяний, то он может прийти и к обратному утверждению о том, что негативные действия вызывают нежелательные последствия вроде перерождения в низших мирах. Мы знаем, что существует два вида перерождений: вызванных усмиренным и неусмиренным состоянием ума соответственно. Хотя человеческое обличье — это результат хорошего состояния ума, но мы все еще испытываем страдания, причем начиная с самого своего рождения. Поэтому мы можем видеть, что человеческое рождение является результатом более или менее пропорциональных деяний, то есть основанных как на позитивных, так и на негативных состояниях ума. Если преобладали позитивные состояния, то и результат становится чище, например, происходит перерождение в более высоких мирах: в мире богов сферы желаний, в мире форм или в бесформенных мирах. Так как эти перерождения все еще не вышли за пределы циклического существования, то в их основе по прежнему находится неведение и цепляние за самость. Различный уровень добродетельных состояний ума приводит и к различным благоприятным результатам. Это верно и в отношении негативных состояний: чем большей силой они обладали, тем больше в будущем они принесут страданий. Наше нынешнее состояние ума определяет, каким будет наше перерождение. Если кто-то отличается от обычных людей своей добродетелью, то у него есть надежда на более благоприятное перерождение в будущем. В этом и состоит главный смысл высказывания о том, что наша будущая судьба находится в наших руках. Таким образом, в настоящее время мы — на распутье.

В более низшем мире животных те из существ, которые проживают рядом с нами, находятся в несколько лучшем положении, чем, например, рыбы в океане, которых все время норовят съесть более крупные особи. Животные вынуждены всю свою жизнь находиться в подобном положении, и у них нет возможностей для накопления добродетелей. Правда, для животных, обитающих на поверхности земли, определенный шанс для накопления добродетелей все-таки имеется. Как говорится в текстах:

 

«Если кто-то смотрит на изображение Будды,

даже находясь в беспокойном состоянии ума,

то он накопит такие заслуги, которые

позволят ему увидеть в будущем миллионы будд».

 

 

Существа, населяющие океан, также испытывают на себе воздействие негативных поступков человека. Люди, чаще всего, относятся к ним не как к живым существам, а как к разновидности пищи. Жалко, что это происходит именно таким образом. Они наделены жизнью, которую определенно очень ценят, точно также, как и мы. Они ведь тоже дорожат свой самостью. Одно утешение, что будучи пойманными и выброшенными на берег, они быстро погибают и не страдают долго. Все эти виды страданий являются очевидными для нас. После подобных рассуждений становится просто страшно питаться мясом. В тех местах, где произрастают все нужные овощи, а также имеются другие необходимые растительные продукты — лучше быть вегетарианцем. Однако в других условиях, когда речь идет о поддержании здоровья, можно употреблять в пищу и мясо.

Итак, страдания животных на этой планете — беспредельны. Размышляя подобным образом о страданиях животных, постарайтесь понять, что только от вашей кармы зависит, родитесь ли вы с таким состоянием ума или нет.

Созерцая эти пугающие состояния ума, ученику следует принять прибежище, которое является вратами, открывающими дорогу в мир буддизма. Самыми главными являются размышления о качествах Дхармы. Здесь очень важно хорошо понимать принципы логических построений, как они описываются в текстах для того, чтобы уметь доказывать существование состояния прекращения [страданий]. Это доказательство может строиться на понимании того факта, что наши ментальные загрязнения являются приобретенными и, следовательно, они могут быть отделены от сущностной природы ума. Но это, в свою очередь, невозможно без постижения пустоты и самой природы загрязнений в соответствии с уникальными воззрениями школы мадхьямики-прасангики. Обычно, испытывая на грубом уровне такие состояния, как страсть, ненависть и другие, мы обнаруживаем, что восприятие объекта, вызвавшего столь сильные эмоциональные реакции, становится самосущим. Хотя и во время нейтральных, и во время сильных эмоциональных реакций самосущая природа объектов всегда присутствует, при сильных реакциях она становится более заметной и очевидной для нас. Поэтому на основе такого опыта вы можете правильно распознать объект отрицания. Когда у вас появляется очень сильная привязанность к объекту, вызывающему эти эмоции, то вы начинаете наделять его такими качествами, как независимость и неизменность, считая самым лучшим из всех.

Аналогичный процесс применим и к негативным состояниям ума, например, к ненависти: вы воспринимаете человека, являющегося объектом вашей ненависти, как самого худшего из всех, самого омерзительного и тому подобное. Мы знаем совершенно определенно, что при более слабой эмоциональной реакции, мы чувствуем себя комфортнее, чем при более сильной. Хотя такие негативные состояния ума, как ненависть и цепляние за самость, очень сильны, они не имеют какой-либо реальной поддержки или основы. С другой стороны, постижение пустоты, даже если на начальном этапе оно и очень слабо, имеет под собой достоверную основу и, следовательно, может достичь самых высших уровней. Чем больше мы анализируем пустоту, тем достовернее и яснее она становится, тогда как при детальном изучении негативных состояний ума, они постепенно теряют свою значимость и, в конце концов, совершенно трансформируются в нечто иное. Понимание пустоты — это добродетельное качество, опирающиеся на сознание. В отличии, например, от процесса нагревания воды или от атлетического мастерства спортсмена — то есть от физических качеств, имеющих нестабильную природу, — ментальные способности обладают очень устойчивой и стабильной основой. Так как эти добродетельные качества опираются на сознание, то они, развиваясь, могут достичь самых высоких пределов, причем после должного знакомства с ними не требуется повторно прилагать к этому усилий. Поэтому действительно существует то, что мы называем Дхармой.

В настоящий момент может показаться весьма сложным прийти к выводу о существовании феномена, называемого истиной прекращения. Хотя мне трудно объяснить это на основе собственного опыта, я полагаю каждый способен понять, что загрязнения содержат в себе потенциал для очищения. Одно дело, если бы такого прекращения не существовало вовсе, но коль скоро оно существует, то это очень обнадеживает. Прекращение — подлинное освобождение от кабалы. Размышляя о Дхарме, думайте, что Будда сам достиг такого состояния [прекращения] и указал ведущий к этому путь, следовательно, он не вводит нас в заблуждение. Сангха — это те существа, которые следуют за истинным учителем по правильному пути. Таким образом, вы поймете весь глубочайший смысл Трех Драгоценностей. Как объясняется в Джангчуб Ламрим Ченмо, никто не может спонтанно обрести опыт результирующей Дхармы состояния прекращения, оставаясь при этом бездельником и праздным лентяем. Этого можно достичь только путем постоянной медитации и практики.

Чтобы реализовать такое состояние прекращения, вы прежде всего должны воздерживаться от всего того, что является негативным. Поэтому необходимо отказаться от десяти неблагих деяний.[33] В тексте разъясняются мотивы такого отказа в соответствии с законом причины и следствия. Это очень правильный подход, поскольку в соответствии с законом причины и следствия благие поступки приводят к положительным результатам, а зло — к страданиям. Такие причинно-следственные закономерности не были созданы Буддой — это закон природы. Чтобы быть счастливым необходимо воздерживаться от негативных поступков. Как сказал Васубандху в Абхидхармакоше:

 

«В сжатой форме, все добродетельные и недобродетельные поступки

содержатся в десяти деяниях».

 

 

Ограничения, практикуемые за счет правильного использования противоядий, называются десятью благими деяниями. Соблюдение закона причины и следствия — это заповедь прибежища. Тот, кто практикует Лама-чёпу, основывает свою практику в соответствии с тем, что излагается здесь. Не следует разделять всех практикующих на хороших и плохих лишь в зависимости от ясности их визуализации. Тот, кто считает себя практиком Лама-чёпы, но не следует закону причины и следствия, не может называться хорошим практиком; он лишь подобие практика. Если кто-то отрицает существование закона причины и следствия, то он, тем самым, выступает против своего духовного наставника, поскольку гуру всегда учат нас следовать закону кармы. Такое отрицание противоречит также и наставлениям, относящимся к Трем Драгоценностям. От всего этого, разумеется, потеряете только лично вы, а не Три Драгоценности. Соблюдение закона причины и следствия не должно восприниматься как оказание помощи Дхарме. Вы скорее должны воспринимать это как помощь своему собственному счастью. Вам не следует думать, что практиковать Дхарму нужно только ради сохранения буддистской Доктрины, а не ради себя самого. Это неверный подход. Кентсанг Джамьян Ринпоче в своем произведении Чагчен Зиндри (Заметки о Махамудре), являющемся медитативным руководством по пустоте, заметил:

 

«Если кто-то считает, что его практика вносит вклад или делает какое-

либо одолжение Дхарме, то это ошибочное мнение».

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.