Список использованых источников. . 62 — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Список использованых источников. . 62

2019-08-07 168
Список использованых источников. . 62 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ  НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА 8

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ.. ……8

1.2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА.. 16

1.3. РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ НАД СТАНОВЛЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.. 19

1.4. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ТРАДИЦИЙ И СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.. 26

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ НА ЛИЧНОСТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ.. 33

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 33

2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ РОССИИ И УЗБЕКИСТАНА, СОГЛАСНО ВЛИЯНИЮ СЕМЕЙНОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА: ОЦЕНКА И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 37

2.3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 58

Выводы по главе 1

Итак, национальная традиция, ее трансформация в настоящем и будущем становится важным фактором развития педагогической мысли. Человечество стремится к сближению интересов различных социальных групп, к взаимодействию в развитии и выживании, и в то же время ни один народ не желает потерять выдающихся особенностей своей самобытности, неповторимости.

Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. Самая главная роль в семейном воспитании отводится культурным ценностям семьи. Именно от семьи зависит, каким вырастет ребенок, как он будет воспринимать окружающий мир и  людей. И следует не забывать, что «пороки ребенка не рождаются, а воспитываются». Только соблюдение всех правил и норм поведения дадут возможность родителям воспитать всесторонне развитую личность.

На формирование личности ребенка влияют взаимодействие со средой, развитие речи и познавательной сферы, но самое важное значение в этом процессе имеют развитие самосознания и самооценки, познавательной сферы, динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Особую роль в развитии личности ребенка играют люди, которые его окружают, прежде всего, родители, они учат ребенка правилам поведения, которые организуют ее в повседневность, настраивают на положительные поступки. И учителя в образовательных учреждениях, которые формируют знания, умения и навыки о мире и социуме.

 Необходимость исследования истоков происхождения народных семейных традиций воспитания детей и формирования брачно-семейных отношений будет способствовать, возрождению традиционного статуса семьи, соблюдению духовно-нравственного сознания молодежи в подходах к заключению брака, стремлению к созданию полноценных и ответственных семейных взаимоотношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что обычаи и традиции имеют существенное влияние на формирование личности ребенка, так как преимущественно закладывают морально-этические основы личности. В то же время на сегодняшний день можно говорить о том. что существуют некоторые деструктивные элементы в формировании личности ребенка, а именно конфликты в семье, отход от традиционного воспитания и всеобщее падения нравственности в социуме. Данные аспекты, выделенные в теоретической части дипломного исследования следует рассмотреть в опытно-экспериментальной главе выпускной квалификационной работы.


Глава 2

Выводы по главе 2

В результате проведенного исследования было установлено, что дети из узбекских семей в большей степени подвержены влиянию семейных традиций, таким образом, узбекское общество можно считать более традиционным в отношении воспитания детей и формирование их личности.

Дети из узбекских семей в значительно большей степени чувствуют комфорт в семейных отношениях. Негативные симптомокомплексы у этой категории респондентов выражены значительно меньше. Дети из русских семей в значительно меньшей степени ощущают благополучие в своих семья. Также следует подчеркнуть, что значительно различается референтная группа или лицо в семье по этническому принципу, так для узбекских детей отец фактически всегда выступает в качестве авторитета, в тоже время для русских детей данный фактор является размытым и выделить кого-либо в качестве авторитетного лица в семье фактически невозможно.

Также была установлена дифференциация по уровню тревожности, детям из различных этнических групп присущи различные виды проявления тревожности и реагирования на стрессовые ситуации. Необходимо отметить, что русские дети в большей степени социализированы, поэтому реже испытывают состояния стресса при общении с социальным окружением. Узбекские же дети ориентированы на себя, свою семью и семейные ценности.

У русских детей значительно чаще наблюдаются акцентуации характера, в данном случае можно предположить, что это является следствием недостаточного благотворного влияния близких семейных традиций. Также, можно отметить дифференциацию акцентуаций по этническому признаку. Фактически в каждом аспекте были установлены значимые количественные показатели, которые подтверждают выделенные различия и выводы.


Заключение

 

Традиции, которые формировались на протяжении многих столетий, всегда оказывают влияние на формирование личности человека. Семейные традиции – представляют собой систему, которая является главным связующим элементом между поколениями. Семейные традиции – это микрокосм исторической памяти, заключенный в рамках одного рода. Действительно, традиции по многим показателям становятся фундаментальными факторами развития личности человека.

Однако семейные традиции не могут ни формироваться, ни влиять на развитие подрастающего поколения вне рамок традиционного брачно-семейного союза. Формированию брачно-семейных отношений способствует возрождению традиционного статуса семьи, соблюдению духовно-нравственного сознания молодежи в подходах к заключению брака, стремление к созданию полноценных и ответственных семейных взаимоотношений.

Первичная социализация ребенка происходит в семье, в которой в игровой семейной форме передаются нравственные установки, принципы, которым предоставляется эмоциональное, образное, театрализованное окраска. Исходя из этого, семейные традиции по праву рассматриваются как основополагающий принцип развития личности, приобщения человека к социуму, обучения и воспитания. Как утверждают исследователи данной проблематики: «Лучшие условия для воспитания полноценного человека – это сочетание семейных и общенациональных традиций, региональных обычаев, которые поддерживаются родителями и детьми продолжаются». Отрыв от традиций и семейных ценностей влечет за собой возникновение конфликтов и асоциальный путь развития человека, что не может в свою очередь считаться положительным эффектом.

В дипломном исследовании был подобран психодиагностический инструментарий, были рассмотрены основные аспекты затронутых проблемы, а именно: внутрисемейные отношения, отношения и влияние семейных традиций на ребенка, уровень и особенности проявления тревожности, акцентуации характера.

В результате проведенного исследования, интерпретации анализа полученных результатов можно сделать вывод о том, что узбекские дети развиваются в среде более традиционной, данный воспитательный аспект оказывает значительно большее влияние на их формирование и социализацию. Об этом свидетельствует контент-анализ продуктов деятельности детей, узбекские дети значительно чаще в положительном ракурсе подчеркивают влияние и значение традиций в их жизни.

Узбекские семьи являются более патриархальными и традиционными, внутрисемейный климат в данном случае значительно чаще детьми характеризуется как благоприятный, также в узбекских семьях отмечаются установившиеся патриархальные традиции, чего не отмечается в современных русских семьях. В данном случае можно связать отношения в семье и влияние семейных традиций, которые в свою очередь оказывают положительное воздействие на благополучие семейных отношений.

Полученные показатели свидетельствуют о том, что у детей из различных этнических групп присущи различные особенности отношений с другими людьми. В данном случае имеет место значительное преобладание положительного отношения к отцу у детей из узбекских семей, в то время как у детей из русских семей наблюдается паритет. Также отмечается более положительное отношение к родителям в целом в узбекских семьях, это может быть следствием более традиционного общества и значительно большего влияния семейно-обрядового воспитания.

Проведенное исследование уровня тревожности позволяет утверждать, что дети из русских семей имеют более высокий уровень тревожности. Исходя из того, что ранее был установлен высокий уровень влияния традиций на узбекских детей и соответственно более низкий уровень традиционности у русских детей, можно провести аналогию с данными процессами и говорить о том, что семейные традиции имеют положительное влияние на развитие стрессоустойчивости и противостоянию уровню тревожности индивида. Отмеченные отличия между этническими группами подтверждаются количественными, процентными показателями.

Также было установлено, что для детей из различных этнических групп присущи  и различные типы акцентуаций характера, следует отметить, что дети из русских семей имеют большую степень акцентуированности, нежели их сверстники, в данном случае можно констатировать тот факт, что существует положительная корреляция между влияниями семейных традиций и гармоничным развитием ребенка.

Таким образом, в ходе исследования были установлены основные личностные характеристики детей и степень влияния на них семейных традиций в различных этнических группах. Проведено теоретическое изучение состояния научных исследований касательно влияния традиционной среды на развитие личности ребенка. В ходе проведения исследования была установлена роль традиций на жизнь детей из различных этнических групп. Можно утверждать, что узбекское общество в силу своей большей традиционности оказывает несоизмеримо большее влияние на ребенка. Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что семейные традиции могут оказывать влияние на формирование личностных и характерологических черт личности ребенка, а также влиять на уровень тревожности и особенности выстраивания межличностных отношений. Таким образом, задачи исследования достигнуты. Гипотеза, заявленная во введении о том, что семейные традиции выступают существенным фактором в формировании личности ребенка, влияя на его не только личностное развитие, но и характерных межличностных отношений, минимизацию внутриличностных конфликтов, тревожности. Наиболее действенными факторами в личностном становлении детей выступают: семейный микроклимат, характер взаимоотношений между детьми и родителями, между сиблингами и другими членами семейного коллектива; взаимоотношение семьи с другими социальными институтами, в частности, со школой; национальный колорит и место проживания семьи, полностью подтвердилась.

Так же можно констатировать, что основные научные положения, выносимые на защиту, окончательно были доказаны в ходе реализации запланированных этапов работы и выявили соответствия между поставленными целями, задачами и результатами, полученными в ходе опытно-экспериментального исследования. Было доказано, что семейные традиции имеют значительный потенциал влияния на формирование личности ребенка; в различных этнических группах влияние традиций на личностное развитие детей специфично в силу особенностей, как национальных  обычаев,  так и отношения респондентов к ним; семейная сакраментальность оказывают существенное влияние на межличностное общение детей не только в семье, но и за ее пределами.

В качестве перспектив дальнейших исследований следует выделить научно-практические интересы, направленные на исследование влияния религиозных и светских традиций на личностное становление ребенка; проведение сравнительного анализа влияния традиций на личность ребенка из разных этнических групп, но ассимилированных в другую культурную среду; изучение традиций и ритуалов, которые имеют негативное влияние на личность ребенка.

 

 


Ответы детей

Приложение 2

Кинетический рисунок семьи
Р.Бернс, С.Кауфман (КРС)

Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом".

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
1)благоприятная семейная ситуация;
2)тревожность;
3)конфликтность в семье;
4)чувство неполноценности;
5) враждебность в семейной ситуации.

                                  

Приложение 3

Рисунки детей


                                                      Приложение 3

Методика Рене Жиля

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сидишь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения — папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник.

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Брат     Папа и мама
       
Сестра      

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату,которую бы выбрал ты.

Папа и мама      
       
Дедушка и бабушка      

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

       
       
       

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13.Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14.Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16.

17.Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29.Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком где ты.

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения? Что сделаешь? Будешь плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать? Продолжать играть? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей, в кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?


 Приложение 5

Ответы детей

Приложение 6

Приложение 7

Вопросы

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты — один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дому, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль.

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникло ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе весело, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой как на сцене?

 

Приложение 8

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ  НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА 8

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ.. ……8

1.2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА.. 16

1.3. РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ НАД СТАНОВЛЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.. 19

1.4. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ТРАДИЦИЙ И СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.. 26

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ НА ЛИЧНОСТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ.. 33

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 33

2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ РОССИИ И УЗБЕКИСТАНА, СОГЛАСНО ВЛИЯНИЮ СЕМЕЙНОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА: ОЦЕНКА И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 37

2.3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 62

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………..………………………….68


Введение

В последнее время наблюдается повышенный интерес к традиционному воспитанию. Это обстоятельство продиктовано тем, что именно традиции в большинстве случаев выступают связующим звеном между поколениями, прививают такие основополагающие жизненные принципы как мораль, уважение, специфику общения и взаимодействия с окружением. Первичной средой, в которой ребенок знакомится с традициями и, как следствие, с личностно-формирующими факторами, выступает семья. Семья, как первый институт социализации личности человека, обеспечивает его развитие и приобщение к социуму. Исходя из данного постулата, изучение и всестороннее исследование семейных традиций приобретает особую актуальность в настоящее время. На современном этапе развития общества наблюдается упадок морально-нравственного уровня общества, что является следствием уменьшения ценности традиционного брака и изменения внутрисемейной иерархии и взаимоотношений в семье. Также необходимо обозначить важность влияния образовательной системы, которая в условиях упадка института семьи заимствует во многом ее функции на себя. Эти обстоятельства выступают основополагающими факторами для обоснования актуальности данного исследования, а именно изучение влияния семейных традиций на формирование личности ребенка, а также проведение сравнительного анализа влияния семейных традиций в различных этнических группах. Данное обстоятельство вызывает интерес из-за различных культурных традиций общества и как следствие различные подходы к воспитанию и взаимодействию в семейной среде.

Указанная  проблематика не может быть обозначена как полностью инновационная, так как различные аспекты поднятой проблемы исследовались учеными и ранее, в той или иной степени данную проблему изучали в рамках педагогики, психологии, этнографии, культурологи и т.д. Поэтому дипломное исследование можно по праву считать междисциплинарным.

 Вопрос влияния семьи на формирование личности ребенка является достаточно актуальным, и по сей день ему посвящены книги, учебники, кандидатские диссертации, статьи. В частности, данная проблема рассматривалась в работах А. Н. Радищева, Н. И. Новикова. Проблема семьи и домашнего воспитания отражена в творчестве Н. А. Добролюбова,                    Н. И. Пирогова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена. Во II пол. ХІХ – нач. ХХ вв. изучению семейного воспитания посвящены работы  К. Д. Ушинского, Н. В. Шелгунова, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева и др. II пол. ХХІ вв. характеризуется экспериментальным изучением семьи: Е. П. Арнаутова, Т. А. Маркова,  В. Я. Титаренко и др. Труды современных ученых раскрывают  вопросы психологии семьи, аттракции, межличностных отношений и конфликтов, тактик домашнего воспитания (А.Я. Варга, А.А.Бодалев, И. С. Кон, А. Д. Кошелева, А. С. Спиваковская и др.).

Важный вклад в разработку проблемы личностного развития ребенка сделали такие ведущие психологи, как Л. И. Божович, П. Я. Гальперин,            Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, они показали, что в основе развития личности лежит предметно-преобразовательная деятельность, и классифицировали развитие как самодвижение, происходящее благодаря собственной внутренней деятельности ребенка.

Социально-практическая значимость и актуальность указанных вопросов в современной психолого-педагогической науке определили тему дипломного исследования: « Роль семейных традиций и праздников в становлении личности ребенка».

Проблема дипломного исследования заключается в постановке вопроса: какова специфика влияния семейных традиций и праздников, характера внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка, какие социально-психологические факторы семейного коллектива оказываются наиболее действенными?

Целью дипломной работы является: изучение влияния семейных традиций на формирование личностных особенностей ребенка с учетом этнического аспекта.

Объект исследования: семейные традиции как социально-психологическое условие формирования личности ребенка.

Предмет исследования: влияние внутрисемейных взаимоотношений и семейных традиций на личностные особенности детей из русских и узбекских семей.

Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:

1. Теоретически изучить научные отечественные и зарубежные исследования по обозначенной проблематике;

2. Определить взаимосвязь семейных конфликтов и ориентацию воспитания детей на традиционной или альтернативной модели;

3. Провести эмпирическое исследование роли традиций в жизни детей из русских и узбекских семей и особенностей внутрисемейных отношений в указанных этнических коллективах;

4. Изучить специфику проявления тревожности и акцентуаций характера детей с учетом этнических факторов, дать их описание;

5. Провести сравнительный анализ и интерпретацию  обозначенных характеристик;

6. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по результатам исследования.

Гипотеза исследования: семейные традиции выступают существенным фактором в формировании личности ребенка, влияя на его не только личностное развитие, но и характерных межличностных отношений, минимизацию внутриличностных конфликтов, тревожности. Наиболее действенными факторами в личностном становлении детей выступают: семейный микроклимат, характер взаимоотношений между детьми и родителями, между сиблингами и другими членами семейного коллектива; взаимоотношение семьи с другими социальными институтами, в частности, со школой; национальный колорит и место проживания семьи.

Теоретическая основа исследования. Анализ состояния теоретической и экспериментальной разработки данной темы исследования позволил выделить следующие научные направления: функции семьи и их влияние на семейное взаимодействие рассмотрены в работах А. И. Антонова, И. В. Гребенникова, Е. И. Эйдемиллера,           В. М. Медкова, А. Г. Харчева, В. В. Юстицкиса; отдельные аспекты типологии семейных конфликтов отражены в работах И. В. Ващенко, С. М. Емельянова, А. К. Марковой, В. А. Сысенко, С. Г. Шумана. Немало исследований посвящено изучению психотравмирующих последствий семейных конфликтов и роли психологического консультирования и психотерапии при решении внутрисемейных критических ситуаций (Л. Ф. Бурлачук, Н. Пезешкиан, Б.И. Хасан, Б.Г. Херсонский и др.); этнопсихологические вопросы анализа внутрисеме йных отношений, воспитания и развития детей отражены в исследованиях А. Р. Луриа, Л. С. Выготского, Л.И. Анциферевой, И.В. Зиньковская, В. Сатир, Т. Хоментаускаса и др.

 В ходе работы мы использовали следующие методы и методики исследования: изучение и теоретический анализ научных источников по заявленной проблематике дипломной работы, выполненных в рамках общей психологии, психологии развития, социальной, педагогической и этнической психологии; периодической печати по исследуемой проблеме; опытно-экспериментальная работа опиралась на обсервационные метод, беседы со школьниками, учителями, родителями и психологами; методы качественной и количественной обработки. В анкетировании и тестировании были задействованы следующие методики:

· Контент-анализ эссе детей на тему: «Семейные традиции в моей жизни»;

· Кинетический рисунок семьи (Р.Бернс, С.Кауфман);

· Методика Рене Жиля;

· Опросник школьной тревожности Филипса

· Методика определений акцентуации характера К. Леонгарда;

  Теоретическая значимость и научная новизна исследования: данное исследование является попыткой обобщения существующих подходов в изучении влияния традиций и праздников на развитие личности ребенка, также проведение сравнительного теоретического анализа позволяет установить степень и характер данного влияния на личность ребенка семейного микроклимата в этнокультурном аспекте. Проведенная дипломная работа дает возможность исследовать взаимосвязь семейных конфликтов и специфики воспитательного влияния взрослых в рамках традиционной и альтернативной моделей воспитания.

    Практическая ценность исследования: данное исследование может быть использовано как базис для дальнейших научных разработок как междисциплинарного, так и конкретно-психологических направлений. Результаты работы могут быть применены с целью формирования методических рекомендаций педагогическим работникам, в семейном консультировании и профориентационной работе. Также ценность данного исследования заключается в возможности проведения психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий с обучающимися с использованием народных и семейных традиций.

    На защиту выносятся следующие положения и результаты исследования:

1. Семейные традиции имеют значительный потенциал влияния на формирование личности ребенка;

2. В различных этнических группах влияние традиций на личностное развитие детей специфично в силу особенностей, как национальных  обычаев,  так и отношения респондентов к ним;

3. Семейные традиции оказывают существенное влияние на межличностное общение детей не только в семье, но и за ее пределами.

   Структура исследования отражают логику, содержание и результаты работы. Диплом состоит введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 


                                               Глава 1

Теоретические основы изучения влияния семейных


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.189 с.